Научная статья на тему 'Вклад молодых исследователей в развитие психологической науки (конец XIX - начало XX В. )'

Вклад молодых исследователей в развитие психологической науки (конец XIX - начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
693
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ / "ОСТАВЛЕНИЕ" ПРИ КАФЕДРЕ / ПРИ ИНСТИТУТЕ / СТУДЕНТЫ-"ВЫДВИЖЕНЦЫ" / НАУЧНЫЕ КРУЖКИ / НАУЧНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ / УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЦЕНТРЫ / ПСИХОЛОГИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОТЕХНИКА / ПЕДОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / YOUNG SCIENTISTS / "LEAVING" AT THE DEPARTMENT AT THE INSTITUTE / STUDENTY"NOMINEES" / SCIENTIFIC SOCIETIES / RESEARCH LABORATORIES / UNIVERSITY SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL EDUCATION / PSYCHOLOGICAL SOCIETY / RESEARCH CENTERS / PSYCHOLOGY / EXPERIMENTAL PSYCHOLOGY / EDUCATIONAL PSYCHOLOGY / PSYCHO / PEDAGOGY / PSYCHOLOGY LABOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатенко Марина Степановна, Семикин Виктор Васильевич

В статье рассматривается малоизученная проблема вклада молодых исследователей: ученых, аспирантов, студентов-ассистентов в становление психологии на разных этапах ее развития. Показана роль молодых ученых, основоположников научных направлений в области психологии, создателей научных школ, руководителей научных, научно-образовательных структур, наставников молодежных научных сообществ, объединений в развитии психологической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contribution of young researchers to development of psychological science (the end of xix - the beginning of the 20th centuries)

In the article considers the problem a little studied the contribution of young researchers: scientists, graduate students, assistants to the formation of psychology at different stages of its development. The role of young scientists, the founders of scientific directions in the field of psychology, the founders of scientific schools, heads of scientific, educational institutions, mentors youth scientific societies, associations in the development of psychological science.

Текст научной работы на тему «Вклад молодых исследователей в развитие психологической науки (конец XIX - начало XX В. )»

8. Formirovanie znanij i umenij na osnove teorii pojetapnogo usvoenija umstvennyh dejstvij/ Pod red. P. Ja. Gal'perina i N. F. Talyzinoj. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1968. 135 s.

9. Jenciklopedija professional'nogo obrazovanija: V 3 t. / Pod red. S. Ja. Batysheva. M., 1999.

М. С. Игнатенко, В. В. Семикин

ВКЛАД МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В.)

(Выполнено в рамках гранта РГНФ № 16-06-00914 «Роль научных студенческих объединений

в развитии психолого-педагогической науки в первой половине XX века»)

В статье рассматривается малоизученная проблема вклада молодых исследователей: ученых, аспирантов, студентов-ассистентов в становление психологии на разных этапах ее развития. Показана роль молодых ученых, основоположников научных направлений в области психологии, создателей научных школ, руководителей научных, научно-образовательных структур, наставников молодежных научных сообществ, объединений в развитии психологической науки.

Ключевые слова: молодые ученые, «оставление» при кафедре, при институте, студен-ты-«выдвиженцы», научные кружки, научные лаборатории, университетская система психологического образования, психологическое общество, научно-исследовательские центры, психология, экспериментальная психология, педагогическая психология, психотехника, педология, психология труда.

M. Ignatenko, V. Semikin

THE CONTRIBUTION OF YOUNG RESEARCHERS TO DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL SCIENCE (THE END OF XIX — THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES)

In the article considers the problem a little studied the contribution of young researchers: scientists, graduate students, assistants to the formation of psychology at different stages of its development. The role of young scientists, the founders of scientific directions in the field of psychology, the founders of scientific schools, heads of scientific, educational institutions, mentors youth scientific societies, associations in the development of psychological science.

Keywords: young scientists, «leaving» at the department at the Institute, studenty- «nominees», scientific societies, research laboratories, university system of psychological education, psychological society, research centers, psychology, experimental psychology, educational psychology, psycho, pedagogy, psychology labor.

Актуальной проблемой современной высшей школы является качественное образование, подготовка творческих, инициативных специалистов, способных предлагать и разрабатывать инновационные идеи,

находить нетрадиционные решения, реали-зовывать экономически выгодные проекты. Ведущую роль в повышении качества подготовки будущих специалистов призвана сыграть образовательная и научно-иссле-

довательская работа студентов, в виду того, что учебный процесс в единстве с научной деятельностью обучающихся, составляет основу процесса становления будущего специалиста и, в том числе, ученого-профессионала.

Однако, уровень обучения и воспитания, формирования навыков научно-исследовательской работы в отечественной высшей школе, несмотря на ее значительные достижения в подготовке высококвалифицированных научных кадров, еще не в полной мере отвечает задачам социально-экономического развития страны, быстрого освоения достижений науки.

Полагаем, что исторический подход позволяет не только рассмотреть предпосылки возникновения и развития научного знания, но и выявить основные тенденции в становлении молодых исследователей и их роли в обогащении науки.

В отечественных университетах, академических центрах, институтах, в том числе образовательных учреждениях Ведомства Императрицы Марии (почти за двухвековой период его деятельности), накоплен ценнейший исторический опыт в становлении и развитии образования, психологического знания, который требует дальнейшего изучения, осмысления и использования в решении актуальных проблем современной высшей школы и науки. Обратимся к исследованиям, посвященным созданию и деятельности учено-учебных учреждений, научно-исследовательских центров, научных лабораторий, зарождению и становлению научных школ, созданию молодежных научных объединений, в которых, наряду с опытным профессорско-преподавательским составом активное участие принимали молодые исследователи: «оставленные» при кафедрах, институтах для подготовки к научной и педагогической деятельности, студенты-«ассистенты» (выдвиженцы), аспиранты, обогатившие отечественную психологическую науку и психологическое образование [3].

Одним из вузов, которому принадлежит исключительная по своему значению роль в формировании научной психологии не только маститыми, но и молодыми учеными, является Московский университет — «средоточие русского просвещения и образования» [4]. Московская научная образовательная университетская среда создавала уникальные возможности для взаимодействия и сотрудничества сосредоточенных в нём научных сил и кадрового научного потенциала, что способствовало развитию научной психологической мысли.

Наряду с Московским университетом (1755), Петербургской академий художеств (1757), Императорской медико-хирургической академией (1798), учреждениями Ведомства Императрицы Марии (до 1917 г.): Смольным институтом (1756) и Императорским Санкт-Петербургским Воспитательным домом (1797) в XIX столетии открываются университеты: Петербургский (1819), Дерптский или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1805), Киевский св. Владимира (1833), Новороссийский (в Одессе, 1864), Варшавский (1869), Томский (1888), «Высшие женские курсы» с университетскими программами (1869), Николаевские сиротские институты (1837) которые были не просто высшими учебным заведениями, но также в их лабораториях, кафедрах, клиниках, отделениях велись научные исследования с использованием различных методов, готовились кадры педагогов и ученых [4]. В российских учебных заведениях нарабатывалась уникальная система подготовки молодых кадров к педагогической и научной деятельности: «оставления» при кафедре, «оставления» при институте, продолжение образования в отечественных университетах, академиях с правом защиты диссертации, обучение в европейских университетах с целью подготовки к профессорской деятельности, а также «пенсионерские» зарубежные стажировки. В 1819 г. были приняты «Положения о производстве в ученые степени»,

в которых определялся порядок их присуждения, что способствовало престижности университетского образования: по окончании курса и получении аттестата присваивалась степень действительного студента; если оканчивал учебу с предоставлением письменного сочинения, то становился кандидатом наук; для получения званий магистра и доктора надо было показать соответствующее знание наук и защитить диссертацию. В середине XIX в. был учрежден институт приват-доцентов. Они имели ученую степень и допускались ученым советом к чтению лекций, но не имели звания и прав профессоров [1].

В университетах, академиях, институтах открывались различные профессиональные психологические учреждения: психологические отделения, лаборатории, научные семинары. Первые психологические лаборатории были открыты: в Казанском университете (1886), Новороссийском университете (1892), в Москве (1895), Петербурге (1895).

Во второй половине XIX в. психология становится самостоятельной наукой, что признается в широких общественных и научных кругах и подтверждается процессом институционализации психологического знания: логико-научным (обоснование принципов и адекватных методов изучения психической реальности, определение предмета, задач исследования и разработка программ, а также выделение направлений развития и т. д.) и организационно-научным (открытие специальных психологических центров, формирование кадров ученых-психологов, выпуск психологических научных изданий и т. д.).

О развитии российской психологической науки, распространении психологических идей, вкладе учёных, молодых исследователей также может свидетельствовать деятельность общественных объединений психологов, созданных на рубеже веков, научных обществ: Московское психологическое общество (1889), Санкт-Петербургское психологическое общество (1885),

философское общество при Петербургском университете (1869), антропологическое общество при Военно-медицинской академии (1893). В заседаниях обществ принимали участие и учителя, и военные, и студенты, которые интересовались жизненно важными проблемами России того времени. На ежемесячных заседаниях зачитывались и обсуждались научные доклады по различным отраслям и направлениям наук: вопросам психологии, истории философии, этики, метафизики, теории познания, эстетики, логики, естествознания и др. Распространялось философское и психологическое знание благодаря изданию отдельных трудов и журналов: «Вопросы философии и психологии», первым редактором которого был Н. Я. Грот (1889), «Обозрение психиатрии, нейрологии и экспериментальной психологии» (1896); «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма» (1903); «Записки психологической лаборатории психиатрической клиники Московского университета» под ред. А. А. Токарского (1896); «Неврологический вестник»: труды психологической лаборатории В. М. Бехтерева (1893). В журналах активно освещались разнообразные аспекты и вопросы, связанные с психологией и публиковались многочисленные экспериментальные психологические исследования по психиатрии и невропатологии. В этот период появляется более двухсот капитальных трудов и статей, экспериментальных исследований по психологии. Следует отметить, что среди значимых трудов для становления отечественной психологической науки, можно выделить исследования молодых учёных: Н. Н. Ланге «Душа в первые годы жизни» (1892) и «Психологические исследования» (1893); А. А. Токарский «Экспериментальные материалы по памяти» (1894-1895); А. Н. Бер-штейн «О восприятии постоянных и переменных раздражителей» (1895), «Мир звуков, как объект восприятия и мысли», «О восприятии постоянных и переменных

раздражений», «Методика экспериментально-психологического исследования душевнобольных»; В. Ф. Чиж «Экспериментальное исследование памяти звуковых восприятий» (1896), «Экспериментальное исследование памяти звуковых восприятий», «Интеллектуальное чувствование душевнобольных»; «Гипноз и внушение» (1893), «Наслаждение и страдание» (1894); Г. И. Челпанов «Проблема восприятия пространства» (1896) и др.

В конце XIX в. начали развиваться и отдельные отрасли психологии: детская, педагогическая, экспериментальная, дифференциальная психология, психология труда, психотехника, что свидетельствовало о развитии психологии как самостоятельной отрасли научного знания.

Подготовка профессиональных психологов несомненно подтверждает институциа-лизацию психологии как науки и признание значимости ее исследований, выполняемых как известными, так и молодыми учеными в общественном и культурном развитии России.

В начале XX в. открываются психологические институты, отделения, факультеты, в которых ведется подготовка профессиональных психологов, педологов, психотехников. При Московском университете Г. И. Челпановым создается Психологический институт (1912) В Петербурге В. М. Бехтеревым открывается Психоневрологический институт (1907), Институт мозга и психической деятельности (1918); А. П. Нечаевым открывается Педагогическая академия (1906). М. Я. Басовым открывается Отделение психологии и педологии в ЛГПИ им. А. И. Герцена (1925) [2]. Психологическое образование основывалось на следующих принципах: создание системы подготовки психологических кадров, преподавание психологии в учебных заведениях всех типов и ступеней обучения, а также, популяризация психологических знаний в широких кругах общест -венности.

Обращаясь к творчеству ученых-психологов-преподавателей (конца XIX — начала XX в.), мы ограничились возрастным периодом до 40 лет. Проанализированы материалы, посвященные творческой деятельности 50 ученых (включая обучение в вузе). Студенческие годы — это период включения в исследовательскую деятельность, в научный поиск, активную научную жизнь вуза в сочетании с успешным обучением, формирование научных интересов, научных взглядов, научных идей при продуктивном влиянии преподавателей и наставников [3]. На основе обобщений литературных источников, биографического анализа были выделены следующие показатели результативности и важности исследований для психологической науки: деятельность в учебно-исследовательских лабораториях, участие в научных мероприятиях (семинариях, выставках, съездах, заседаниях психологических обществ), публикационная активность (статьи, монографии, защищён-ные диссертации), руководство кафедрами, лабораториями, создание научных школ, обоснование научных направлений, открытие научно-исследовательских и образовательных учреждений.

Обратимся к обобщенным результатам исследования, назовем несколько имен ученых, которые обогатили отечественную психологию, будучи молодыми.

В. М. Бехтерев (1857-1927), известный отечественный невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, создатель ряда учебных и клинических учреждений.

Н. Н. Ланге (1858-1921), философ, историк, психолог, вывел моторную теорию внимания, используя эксперимент в объективном изучении психической реальности.

Г. И. Челпанов (1862-1936), русский философ, логик, психолог, создатель первого в России Института экспериментальной психологии при Московском универ-

ситете. Проводил эксперименты по восприятию пространства и времени, развивал методы лабораторных исследований.

М. Я. Басов (1892-1931), российский психолог, педолог. Один из авторов — разработчиков педологии как комплексной науки о человеке, основоположник био-социо-культурно-исторической теории развития человека, методики объективного наблюдения целостной развивающейся личности, ввел категорию деятельности, основатель герценовской психологической научной школы, педагог-организатор профессиональной подготовки психологов, педологов, преподавателей психологии.

Л. С. Выготский (1896-1934), отечественный психолог, дефектолог. Автор культурно-исторической теории развития человека. Его работы посвящены изучению психического развития и закономерностей становления личности в детском возрасте, проблемам учения и обучения детей в

школе. Выдвинул положение об особой «психологии формы», о том, что в искусстве форма «развоплощает материал».

С. Л. Рубинштейн (1889-1960), отечественный психолог, философ. Положил начало научной философско-психологиче-ской школы: теории и методологии общей психологии, педагогической психологии, философии, логики, истории психологии. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода.

Проведенное исследование творческой деятельности известных ученых конца XIX и начала XX в. позволяет подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что исследователи в период их студенчества и молодости, занимающиеся активно научной деятельностью, стали известными учеными и внесли значительный вклад в развитие психологической науки. Публикации результатов будут продолжены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аврус А. И. История российских университетов. Очерки. http://bubook.net/book/167-istoriya-rossijskij-universitetov-avrus-ai/6-22-universitety-v-nikolaevskuyu-yepoxu.html [Дата обращения: 20.09.2016]

2. Игнатенко М. С. М. Я. Басов — основоположник Отделения Психологии и Педологии Педагогического института им. А. И. Герцена // Психологическая подготовка педагогов в России: история и современность: Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 208-й годовщине психологической подготовки педагогов и 80-летию кафедры психологии РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. С. 19-29.

3. Игнатенко М. С. Из истории научно-исследовательской деятельности обучающихся педологического отделения Герценовского педагогического института // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2015. № 7 (июль). ART 2481. URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2481.htm

4. Психология в Московском университете: 1755-2005 / Науч. ред. А. Н. Ждан. М.: Моск. гос. унт им. М. В. Ломоносова, 2007. 376 с.

REFERENCES

1. Avrus A. I. Istorija rossijskij universitetov. Ocherki. http://bubook.net/book/167-istoriya-rossijskij-universitetov-avrus-ai/6-22-universitety-v-nikolaevskuyu-yepoxu.html [Data obrashhenija: 20.09.2016]

2. Ignatenko M. S. M. Ja. Basov — osnovopolozhnik Otdelenija Psihologii i Pedologii Pedagogicheskogo instituta im. A. I. Gertsena // Psihologicheskaja podgotovka pedagogov v Rossii: istorija i sovremennost': Мaterialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhjonMj 208-j godovshhine psiholog-icheskoj podgotovki pedagogov i 80-letiju kafedry psihologii RGPU im. A. I. Gertsena. - SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena., 2006. S. 19-29.

3. Ignatenko M.S. Iz istorii nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti obuchajushhihsja pedologicheskogo otdelenija Gertsenovskogo pedagogicheskogo instituta // Pis'ma v Jemissija. Offlajn: jelektronnyj nauchnyj zhumal. 2015. № 7 (ijul'). ART 2481. URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2481.htm

4. Psihologija v Moskovskom universitete: 1755--2005 / Nauch.j red. A.N. Zhdan. M.: Mosk. gos.un-t im. M.V. Lomonosova, 2007. 376 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.