Научная статья на тему 'Научная деятельность кафедры практической психологии факультета психологии'

Научная деятельность кафедры практической психологии факультета психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
244
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная деятельность кафедры практической психологии факультета психологии»

А.Ф.Корниенко

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ

Кафедра практической психологии на факультете психологии была создана в 2000 году. Возглавил кафедру кандидат психологических наук доцент А.Ф.Корниенко, с 1988 года работавший на межфакультетской кафедре психологии КГПУ и в период с 1997 по 2000 год исполнявший обязанности декана спецфакультета КГПУ по подготовке практических психологов.

С первых же дней своего существования кафедра энергично включилась в реализацию учебного плана факультета психологии по подготовке пе-дагогов-психологов и выработку своего направления научно-исследовательской работы. В 2000 году на кафедре было издано первое учебное пособие "Теория и практика психологического исследования" (А.Ф.Корниенко), которое во многом определило ключевые моменты в профессиональной психологической подготовке будущих выпускников факультета психологии. Вместе с основами общей психологии студенты с первого курса начали получать теоретические знания и практические навыки по методологии и методам психологических исследований. Усилия кафедры были направлены на то, чтобы сформировать у студентов естественно-научное психологическое мировоззрение, дать им четкие научные представления о том, что и как исследуется в психологии, как получаются те психологические знания, которые излагаются в учебниках, монографиях и других научных публикациях.

В качестве приоритетного направления общекафедральных научных исследований было выбрано исследование механизмов формирования и развития различных форм психологической зависимости. Учитывая интересы кафедры и актуальность проблемы наркозависимости в молодежной среде, была достигнута договоренность и заключены соответствующие договора о научном сотрудничестве с городским наркологическим диспансером, а также информационнодиагностическим центром управления образования г.Казани. От имени кафедры была подана заявка (№01-06-00216а) в Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) на участие в конкурсе на грант по теме "Мониторинг и профилактика развития форм психологической зависимости в подростковом возрасте" (научный руководитель - А.Ф.Корниенко), который кафедра выиграла сроком на два года с общим объемом финансирования 190 тыс. руб.

В рамках научных исследований по гранту РГНФ старшим преподавателем кафедры Н.Г.Идрисовой было начато диссертационное исследование на тему "Изменения структуры личности вследствие героиновой наркомании", которое в 2003 году завершилось защитой кандидатской диссертации по специальности 19.00.01 - общая психология, история психологии и психология личности. В настоящее время Н.Г.Идрисова работает в Москве на кафедре психологии Российской экономической академии им.Плеханова.

К проведению научных исследований активно привлекались и студенты факультета психологии. По результатам своих исследований студенты третьего курса А.Булатова и Л.Хайдарова под руководством старшего преподавателя Н.Г.Идрисовой выступили с докладами на Всероссийской научнопрактической конференции " Бехтерев В.М. и современная психология, пси-

хотерапия", проходившей в Казани в 2001 году. В 2002 году студенты В.Казакова, М.Гайнуллина и А.Галимова выступали с докладами на международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов-2002", проходившей в МГУ. Доклады студентов были отмечены дипломами как одни из лучших. Тезисы по проблеме наркозависимости, подготовленные студенткой А.Галимовой, были отправлены в оргкомитет Всероссийского съезда психологов, проходившего в г.Санкт-Петербург в 2003 году, и опубликованы в его материалах.

По результатам исследований, связанных с изучением проблем формирования психологической зависимости, были выполнены и четыре дипломные работы, опубликовано 15 научных статей и сделано восемь докладов на научных конференциях различного уровня. Среди наиболее значимых можно отметить следующие научные публикации:

Идрисова Н.Г. Психологические механизмы формирования аддиктивных форм поведения //Тенденции и перспективы развития системы социально-психологической помощи в регионе: Материалы региональной научно-практической конференции / Под ред. Новиковой К.Н., Ислановой Н.Н. Казань, 2002.

Корниенко А.Ф., Идрисова Н.Г. Проблемы профилактики наркомании // Университетская специальность "Социальные деятельности" - состояние, проблемы и перспективы: Материалы Международной конференции 10-14 июня 2002 г. София, 2002.

Корниенко А.Ф. Общепсихологическая модель формирования психологической зависимости // Вестник КГПУ, 2003. № 1.

Данное направление научных исследований в настоящее время продолжает оставаться одним из ведущих в научной деятельности кафедры. Под руководством заведующего кафедрой профессора А.Ф.Корниенко соискателем Л.Б.Халимовой выполняется диссертационная работа по теме: "Психологические факторы эффективности реабилитационного процесса в работе с нарко-зависимыми". К разработке проблемы влияния на формирование наркозависимости в подростковом возрасте переживаний подростков определенных психотравмирующих ситуаций подключилась старший преподаватель кафедры Р.Р.Попова. Кандидатом психологических наук доцентом А.В.Фроловой совместно с ассистентом М.М.Солобутиной разрабатывается проблема нарушения особенностей речевой антиципации при развитии наркозависимости.

С 2006/2007 учебного года силами преподавателей кафедры практической психологии планируется организовать на факультете психологии подготовку студентов-волонтеров для проведения антинаркотической работы среди учащихся общеобразовательных школ и гимназий. Разработка и реализация данного проекта будет осуществляться при финансовой поддержке Межведомственной комиссии Совета Безопасности по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

Кроме общекафедральных исследований, связанных с проблемами наркозависимости, на кафедре проводятся исследования в рамках индивидуальным тем, составляющих основу научных и профессиональных интересов отдельных преподавателей кафедры.

Фундаментальный характер носят индивидуальные научные исследования профессора А.Ф.Корниенко по теме "Возникновение и развитие психики". Исследования направлены на решение основной проблемы психологии, касающейся природы психики и соотношения психического и физиологического. Решение данной проблемы, по мнению автора, заключается не в обособлении психического от физиологического, а в рассмотрении психики как особого свойства мозга и протекающих в нем нейрофизиологических процессов, которое обеспечивает получение знаний об объектах и явлениях ближайшего будущего объективной действительности. Основные методологические подходы и результаты исследований по данному направлению изложены в учебных пособиях "Методология и методы психологического исследования" (Казань, 2003), "Общая теория эмоциональных психических процессов" (Казань, 2005), а также в материалах 3-го Всероссийского съезда психологов (СПб., 2003. Т.1У), российской научно-практической конференции "Бехтерев В.М. и современная психология" (Казань, 2005), в сборнике статей, посвященном пятилетнему юбилею кафедры (Психологические исследования на кафедре практической психологии /под ред. А.Ф.Корниенко. Казань, 2005).

Другое направление индивидуальных исследований А.Ф.Корниенко связано с изучением явлений толерантности. Толерантность рассматривается как одно из основных свойств личности, обеспечивающих стабильность социальных образований и возможность прогрессивного развития социальных отношений. В рамках данного направления силами студентов факультета психологии и сотрудников социально-психологического центра ТГГПУ проводятся масштабные обследования студентов всех факультетов ТГГПУ и реализуется программа по изучению и формированию толерантного сознания у студентов. Аспирантом О.В.Батуриной начато исследование влияния на развитие толерантности личности уровня ее социального интеллекта.

Кандидат психологических наук профессор А.З.Гафаров исследует проблему принятия управленческих решений в условиях дефицита времени. Принятие решения является ключевым моментом в любой достаточно сложной деятельности человека. В некотором смысле деятельность человека до принятия решения может рассматриваться как подготовительный этап для принятия решения, а деятельность после момента принятия решения - как реализация этого решения. Таким образом, процесс принятия решения вбирает в себя, с одной стороны, весь предыдущий опыт человека, с другой - план его будущей деятельности.

Одним из условий эффективности принимаемого решения является своевременность решения. Если проблема возникла, то на ее разрешение часто отводится определенный период времени. За этот период нужно изучить обстановку, собрать необходимую информацию, подготовить и принять решение, а также реализовать его. Результаты исследований А.З.Гафарова показывают, что человек, принимающий решение при дефиците времени, обычно попадает в цейтнот и оказывается в условиях, близких к экстремальным. В этих условиях процесс принятия решения значительно усложняется, увеличивается вероятность совершения просчетов и ошибок, а значит и сни-

жения эффективности принимаемого решения. Как выявить наиболее оптимальные варианты принятия решения в различных ситуациях - вот задача, которая ставится и решается в исследовании А.З.Гафарова.

Кандидат психологических наук доцент А.В.Фролова исследует проблему функционирования вероятностного прогнозирования и антиципации речевой деятельности при психических расстройствах. Язык, речевая деятельность - это не только среда, в которой человек вырастает, но и средство его связи с миром и отношения к миру. Следовательно, исследуя ан-тиципационную состоятельность в речи, можно диагностировать способности к предвосхищению событий, умение прогнозировать развитие ситуаций. Изучение антиципации речевой деятельности психических расстройств не только обнаруживает неочевидную информацию о нарушениях целостной деятельности, которая может стать полезной клинической практике, но и позволяет создавать психологические и социальные программы, направленные на более полноценную и качественную адаптацию личности к социуму. Формирование "антиципационной состоятельности" может способствовать укреплению психического здоровья человека, самоактуализации и гармонизации личности и межличностных отношений. Результаты исследований А.В.Фроловой по данной проблеме опубликованы в сборниках "Психологические исследования на кафедре практической психологии (Казань, 2005) и "Актуальные проблемы педагогики и психологии" (Казань, 2005).

Научно-исследовательская деятельность кандидата психологических наук доцента О.Г.Лопуховой связана с изучением особенностей личностного развития в системе взаимовлияния механизмов гендерной, этнической и профессиональной идентификаций, а также с разработкой и совершенствованием диагностического инструментария в гендерной и этнической психологии. В результате проведения психосемантических исследований установлена специфика взаимодействия образов "традиционной" (этнической) и "современной" гендерных моделей в индивидуальном сознании при формировании гендерного образа Я. К проведению научных исследований по данному направлению активно привлекаются студенты факультета психологии ТГГПУ. Под руководством О.Г.Лопуховой на факультете создано студенческое научное общество, в которое входят студенты третьего курса, изучающие влияние эт-ноинтегрирующих связей на эмоциональном и когнитивном уровнях на проявления личностной адаптивности, либо дезадаптивности. Также изучается влияние гендерных характеристик личности (гендерного типа, уровней маскулинности и фемининности в сопоставлении с половой принадлежностью) на приоритеты профессионально-личностного самоопределения, профессиональную направленность, особенности профессиональной самореализации, карьерные установки. Результаты исследований докладывались студентами Г.Харисовой, Э.Хамидуллиной и Л.Шаргиной на II Всероссийской научнопрактической конференции "Студенты в научном поиске"(г.Набережные Челны, 2005), а также на VIII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов "Психология XXI ве-

ка" (Санкт-Петербург, 2005) и опубликованы в материалах этих конференций. Выступления студентов отмечены дипломами и почетными грамотами.

Основные результаты исследований О.Г.Лопуховой опубликованы в "Журнале прикладной психологии" (№4, 2005), в сборнике "Психологические исследования на кафедре практической психологии" (Казань, 2005), в материалах российской научно-практической конференции "Бехтерев В.М. и современная психология" (Казань, 2005), а также в учебном пособии "Тренинг эффективного взаимодействия в среде татарской культуры" (Казань, 2005).

Сфера научных интересов старшего преподавателя О.А.Гурьяновой лежит в области изучения методов активного социально-психологического обучения и качественных методов исследования в психологии (интервью, проективные методики, наблюдение и др.) и непосредственно связана с темой диссертационной работы "Особенности организации и проведения фокус-групп для диагностики и формирования профессиональной направленности у старшеклассников". В результате исследования были выявлены особенности формирования профессиональной направленности у школьников 8-11 классов, а также психолого-педагогические условия эффективности проведения фокус-групп для старшеклассников.

По результатам исследования О.А.Гурьяновой подготовлено и опубликовано учебное пособие "Методические рекомендации по организации и проведению фокусированного группового интервью" (Казань, 2002). Кроме того, результаты исследования О. А. Гурьяновой опубликованы в сборнике "Психологические исследования на кафедре практической психологии" (Казань, 2005) и материалах российской научно-практической конференции "Бехтерев В.М. и современная психология" (Казань, 2005).

Старший преподаватель И.В.Молочкова проводит научные исследования, связанные с проблемой согласования профессиональных позиций психолога и педагога в общеобразовательном учреждении, полагая, что разобщенность позиций педагога и психолога в реальном функционировании образовательного учреждения является одной из причин снижения эффективности педагогического процесса. Различия позиций обусловлены, прежде всего, тем, что организация деятельности всей системы образования в силу глубоких традиций нацелена на передачу социального опыта (выполнение социального заказа), а не на развитие личности и индивидуальности ученика. Можно сказать, что образование направлено на трансляцию, а не на приращение культуры (это касается и обучения, и воспитания). Поэтому педагоги в качестве основной задачи своей деятельности видят формирование у ученика знаний, умений и навыков (ЗУНов) и социальных норм поведения. Психологи же считают, что их цели - психолого-педагогическое сопровождение ученика в процессе школьного обучения. "Сопровождать" - значит идти рядом. Идея "сопровождения" - определенный взгляд на ребенка, процесс его развития и на ту роль, которую в этом процессе играет взрослый и созданные им условия для развития и образования.

В результате позиции педагога и психолога разделены на уровне целе-полагания. Это влечет за собой взаимное непонимание и упреки диспозици-

онное противостояние и необходимость согласования деятельности, на что направлены значительные усилия теоретиков и практиков. Частично решение данной проблемы возможно в рамках функционирования школьной психологической службы на основе интеграции теорий изучения ребенка и целенаправленной работы с ним.

Для обеспечения эффективности научной деятельности преподавателей и студентов на кафедре практической психологии ведется большая работа по созданию кафедральной библиотеки научной, учебной и справочной литературы, в том числе и электронных изданий (книг, научных статей), полученных по сети Интернет или отсканированных с оригинальных источников. Студенты и преподаватели имеют возможность получать необходимые материалы не только на бумажных носителях, но и на дискетах и лазерных дисках и изучать их в домашней обстановке или в компьютерном классе, который имеется на факультете.

Успешно осуществляется на кафедре руководство научно-исследовательской работой соискателей и аспирантов. Преподавателями и соискателями кафедры были защищены четыре кандидатские диссертации: в 2002 году С.З.Садыковой (научный руководитель - профессор А.Ф.Корниенко), в 2003 году старшим преподавателем Н.Г.Идрисовой (научный руководитель -доктор психологических наук профессор И.М.Юсупов), в 2004 году Н.В.Ахметзяновой (научный руководитель - А.Ф.Корниенко), в 2006 году старшим преподавателем Э.И.Сахаповой (научный руководитель - доктор педагогических наук профессор Р.А.Валеева).

Близятся к завершению диссертационные исследования, выполняемые старшими преподавателями Р.Р.Поповой и О. А. Гурьяновой.

В 2004 году приступили к диссертационным исследованиям в качестве соискателей ассистенты кафедры М.М.Солобутина (научный руководитель -кандидат психологических наук доцент А.В.Фролова) и Е.О.Шишова (научный руководитель - доктор педагогических наук профессор А.Н.Хузиах-метов). В 2005 году в заочную аспирантуру по кафедре практической психологии поступила ассистент факультета педагогики детства и социальной педагогики и психологии Бирской государственной социально-педагогической академии О.В.Батурина (научный руководитель - А.Ф.Корниенко).

Несмотря на сравнительно "молодой возраст", кафедра практической психологии получила признание и приобрела авторитет среди профессиональных психологов высших учебных заведений, занимающихся подготовкой студентов психологического профиля, а также учреждений образования, где работают и проходят психологическую практику студенты факультета психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.