лификации учителя, что обеспечивается самой сутью распределённой базы знаний: качество гарантировано вне зависимости от географического фактора, т. е. места работы учителя. Параллельно решается проблема информационного неравенства и информационной изоляции сельских школьников, создаются полноценные и равные условия получения современного образования на всей территории республиканской образовательной системы.
Важно отметить также очевидную экономическую эффективность предлагаемой технологии по сравнению с традиционной системой повышения квалификации педагогических кадров.
Не менее важным обстоятельством, по нашему мнению, является адаптивность предлагаемой технологии к условиям большинства регионов Российской Федерации.
Р. ВАЛЕЕВА, профессор С. УСОВА, доцент
Труд педагога-психолога становится все более похожим на труд ученого, он постоянно сталкивается с ситуациями, требующими умения логически мыслить, анализировать, обобщать, применять современные образовательные теории и концепции. Общество заинтересовано в подготовке специалиста, способного осуществлять научно-психологическое обеспечение образовательного процесса и конкретного учащегося. Безусловно, подготовить такого специалиста можно только в учебном заведении, где учебно-воспитательная работа органически связана с исследовательской деятельностью студентов на протяжении всего периода обучения.
Главными принципами организации студенческой науки на факультете психоло-
Настоящий проект стал предметом широкого и заинтересованного обсуждения среди научно-педагогической общественности Республики Татарстан, в том числе неоднократной экспертизы на Совете ректоров вузов, а также среди высшего руководства республики. 16 июня 2004 г. состоялось заседание Совета безопасности РТ, одним из пунктов решения которого является поручение Президента РТ о создании педагогического мега-университета на базе ТГГПУ и, тем самым, о переходе республиканского общего образования к принципиально новой системе повышения квалификации педагогов на основе предлагаемого проекта. На конкурсе «100 лучших вузов России-2005» (Санкт-Петербург, 2005) данный проект признан победителем в номинации «Лучший научный проект года».
гии ТГГПУ являются: ориентация на прикладной характер научных исследований, их актуальность и инновационность, на соответствие профилю подготовки студента и учёт региональных особенностей.
Мы считаем, что самостоятельность в учебе и творчество являются важными педагогическими условиями формирования готовности к профессиональной творческой самореализации будущего педагога-психолога. «Главное - не накопление и запоминание знаний, а обучение студентов -будущих специалистов - творчески решать сложные проблемы производства, самостоятельно анализировать, сравнивать конкретные ситуации, возникающие в трудовой деятельности » [1].
Процесс обучения, традиционно пост-
Учебно -исследовательская работа студентов -средство самореализации личности
92
Высшее образование в России • № 9, 2006
роенный на передаче информации (готовых знаний) от педагога к студенту, весьма малоэффективен, и поэтому схема процесса обучения представляется нам следующей:
т. е. преподаватель сообщает содержание студенту (1) с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей (2), студент «окунается» в содержание (3), и содержание обеспечивает развитие студента (4).
■ активным включением студентов в действительность;
■ личной ответственностью студента за продвижение в обучении.
Целями и задачами метода внедрения проектов являются воспитание интереса к предмету, профессии, развитие способности к самостоятельному поиску решения задач; пробуждение творческой мысли; успешная самореализация студентов.
Представим в форме таблицы содержание совместной деятельности студентов и преподавателя на этапах выполнения творческого проекта.
Заметим, что лекция рассматривается
Преподаватель
Студенты
], Лекция по теме (блоки с ныделенными подтемами (а, 6, в, г).
2. Обеспечение оборудованием.
3. Консультации.
4. Организация зашиты проекта.
1. Самостоятельная работа в группах над проблемами, которые поставил преподаватель (а, б, в, г).
2. Сбор материала и его систематизация,
3, Оформление проектов.
4, Зашита проектов,
Виды проектов: эксперимент, творческая работа, реферат, опорные конспекты, конструирование моделей, проектирование педтехцологий, публичная защита курсовой работы, к о рре к ци он но-развиваю шей программы и т.д.
На наш взгляд, достаточно точно такой процесс обучения описывает Г.В. Му-хаметзянова, которая считает, что «не преподаватель должен вести студента к постоянной цели, а студент, опираясь на помощь преподавателей, в условиях учебной модели профессиональной среды, должен самостоятельно и активно добиваться поставленной цели» [2].
В связи с этим на факультете психологии последние три года успешно используется проектный метод обучения.
В нашем понимании метод проектов -это гибкая модель организации учебного процесса, которая характеризуется:
■ высокой коммуникативностью;
■ выражением студентами своих мнений, чувств;
нами не как самостоятельная форма обучения, а как элемент процесса подготовки специалиста, тесно связанный с другими формами занятий, в результате чего в ней часто присутствуют элементы практического занятия,«сократической» беседы и т.п. Кроме того, особенностью нашего подхода является то, что преподаватели стремятся не только усовершенствовать процесс передачи знаний, но и обеспечить в максимальной степени развивающую функцию лекций, разрабатывая для этого всевозможные приемы и способы.
Еще Л.С. Выготский отмечал: «научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайше-
го напряжения всей активности его собственной мысли »[3].
Преподаватели кафедр составили учебные тезаурусы (словари, охватывающие лексику по определенной тематике), понятийно-терминологические задачи (ПТЗ) по предметам. Проверка знания «словарных» слов осуществляется почти на каждом уроке с помощью различных приемов: игр «Поле чудес», «Подскажи словечко», разгадывания кроссвордов, работы с индивидуальными карточками, само-взаимоконт-роля и т.п. Знание учебного дискурса стало обязательным при сдаче текущих экзаменов и государственной аттестации.
Анализ учебных планов, программ, собственный практический опыт приводят нас к выводу, что по разным учебным предметам целесообразно привлекать учащихся к поисково-исследовательской работе начиная уже с третьего семестра, когда основные вопросы организации и методики исследовательской работы частично изучены на занятияхпо учебным дисциплинам «Методы и методология научного исследования», «Психодиагностика », «Общие основы педагогики ». Это позволяет, во-первых, соотносить ряд учебных курсов с изучаемыми психолого-педагогическими дисциплинами, расширяя и углубляя определенные аспекты; во-вторых, частично решать проблемы подготовки студентов к психологической и педагогической практике и самостоятельной исследовательской работе, к выполнению реферативных, курсовых работ, участию в олимпиадах, конкурсах педагогического мастерства, научно-практических конференциях; в-третьих, усиливать методологическую подготовку будущего педагога-психолога; в-четвертых, развивать креативные способности будущих специалистов; в-пятых, формировать у студентов опыт саморазвивающей деятельности.
Формы этой работы на учебных занятиях могут быть самые разные: изучение педагогической литературы (конспекты, рецензии, аннотации, доклады, рефераты, тезисы, сообщения), психолого-педагоги-
ческое обследование по проблеме (на 2 курсе); решение вариативных, эвристических, адаптивно-творческих задач, обобщение передового педагогического опыта, составление сценариев, разработка тренинговых упражнений, проведение экспериментов (на 3 курсе); проектирование педагогических технологий, конструирование моделей, защита творческого проекта (на 4 курсе); разработка коррекционно-развивающей программы (на 5 курсе).
На трех кафедрах факультета работают 16 проблемных групп и 2 научных кружка (студенческое молодежное корчаков-ское общество «Солнце детям» и научное студенческое общество по изучению проблем гендерной психологии). Приоритет и тематика научных исследований на текущий год определяются научным студенческим обществом совместно с преподавателями кафедр. Предпосылками включения студентов во внеучебную исследовательскую деятельность являются внутренняя потребность в этой деятельности, личный интерес к выполняемой научной работе, наличие исследовательского опыта, специфических способностей.
На базе общества «Солнце детям» были организованы и проведены региональный студенческий семинар «Читая Корчака», круглый стол «Молодёжное корчаковское движение в России», обучающие семинары по подготовке вожатых в летний лагерь «Наш Дом» в городах Москве (2003, 2006), Арзамасе (2004), Казани (2005). На семинаре «Читая Корчака» студенты Казани, Перми и Москвы попытались в творческой форме представить свое понимание произведений Януша Корчака. Материалы данного семинара нашли отражение в сборнике «Читая Корчака» (Казань, 2003). В своих работах, созданных в самой различной форме (стихотворения, эссе, графика, песни, художественные композиции), студенты размышляют над идеями выдающегося польского педагога-гуманиста о самоценности детства, о праве детей на уважение, о разумном воспитании.
94
Высшее образование в России • № 9, 2006
Студенты факультета приняли активное участие в подготовке и проведении Международной научно-практической конференции «Педагогика Януша Корча-ка и современные проблемы воспитания». На второй день конференции, который проходил в Лаишевском детском доме, студенты приняли участие в работе секции «Проблемы социального сиротства и опыт поддержки ребенка в условиях интернатного учреждения» и провели коллективное «творческое дело» студентов и воспитанников детского дома («Здравствуй, лето!»). В третий день конференции был проведен круглый стол «Молодежное корчаковское движение в России». В материалах конференции опубликована статья студентки 4-го курса Л. Рыбаковой «Молодежное корчаковское движение в России: поиски гуманистического идеала» (в соавторстве с Р.А.Валеевой).
В 2005 г. общество «Солнце детям» было признано лучшим на республиканском конкурсе «Ежегодная студенческая премия Республики Татарстан » в номинации «Лучшая студенческая организация».
В целях повышения заинтересованности в получении психологических знаний студенты уже с первых курсов привлекаются к практической работе: проводят тестирование, анкетирование и применяют другие формы исследования в рамках действующей при кафедре практической психологии лаборатории, выбирают темы для самостоятельного исследования, пишут рефераты и курсовые работы. Привлечение студентов кнаучно-исследователь-ской деятельности рассматривается преподавателями кафедры как одна из форм учебно-воспитательной работы. Студенты получают возможность применить свои знания в реальной практической деятельности, приобрести опыт организации и проведения научных исследований. Более тесное и неформальное общение с научным руководителем имеет для студентов большое воспитательное значение. У них формируется чувство принадлежности к
научной школе, а также развивается культура методологического мышления. Руководство исследовательской работой студентов осуществляется преподавателями в форме консультаций, групповых дискуссий, тематических бесед. Преподаватели кафедры оказывают постоянную помощь студентам в обработке результатов психологических исследований и оформлении курсовых работ.
Для рефлексивных описаний исследовательской деятельности студентов предусмотрены разные формы, такие как студенческая газета «Психолог», стенная печать, сборник научных трудов молодых учёных и студентов ТГГПУ, который выпускается ежегодно в течение 9 лет под редакцией проф. Р.А.Валеевой, педагогические чтения, научно-практические конференции различного уровня, конкурсы научных работ, круглые столы, предметные недели, проблемные и обучающие семинары, выставки методических копилок, защита проекта (по предложенной преподавателем теме), эссе, а также диагностические профессиональные карты (профессиограммы), в которых методисты и преподаватели фиксируют профессиональные качества студента на начало практики и к моменту ее завершения.
В апреле 2006 г. на факультете прошла Неделя науки, посвящённая 130-летию ТГГПУ, программу которой составили: олимпиада по педагогике (два тура: теоретический и практический), 59-я научная конференция студентов университета, участие студентов в Международной научной конференции «Ломоносов-2006», в республиканском конкурсе научных работ «Педагогический 0лимп-2006 ».
Результаты исследований студентов факультета (в соавторстве с преподавателями) обобщены в научных публикациях (в 2003 году - 28 работ,в 2004 - 36 работ, в 2005 -47 работ). Команда факультета успешно выступила на Всероссийской студенческой олимпиаде по специальности «Педагогика и
психология», прошедшей в Екатеринбурге. В 2005-2006 учебном году в конкурсе научных работ на соискание премии Президента Республики Татарстан лучшей признана работа Е. Тимофеевой (5 курс), в конкурсе научных работ на соискание премии мэра города Казани лучшей признана работа А. Сёминой (4 курс), в конкурсе научных работ на соискание премии Академии наук Республики Татарстан лучшей признана работа Г. Харисовой (3 курс).
Литература
1. Гайфуллин В. Г. О путях совершенствова-
ния профессиональной подготовки специалистов в гуманитарном (педагогическом) вузе // Учёные записки Казанского государственного педагогического университета. - Казань, 2000.
2. Мухаметзянова Г. В. Стратегии реформи-
рования системы среднего специального образования. - М., 1995.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психоло-
гия. М., - 1991.
Э. ХАБИБУЛЛИНА, методист ПОДГОТОИ« сГуденТ°в к
творческой деятельности
Основной путь совершенствования подготовки будущего учителя, на наш взгляд, предполагает создание системы обучения, ориентированной на развитие личности, воспитание у студента способности к творческой профессиональной деятельности.
Особое место в системе высшего педагогического образования отводится психолого-педагогическому блоку. Он призван способствовать развитию у студентов диалогического мышления, формированию у них системы знаний о человеке, о содер-
жании и структуре образовательных процессов, об образовательных системах, о себе как субъекте образовательной деятельности.
Психолого-педагогическая подготовка в рамках вузовского обучения призвана дать будущим учителям понимание закономерностей развития личности, обеспечить возможность творческого изучения учебной программы. В современной теории общепедагогические знания определяются исходя из функций педагогики и из структуры профессиональной деятельности учи-