Научная статья на тему 'Основные направления научных исследований по психологии'

Основные направления научных исследований по психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2203
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления научных исследований по психологии»

Д.В.Вилькеев

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПО ПСИХОЛОГИИ

В 1918 году в Казанском педагогическом институте была создана кафедра педагогики и психологии.

Кафедра психологии в Казанском педагогическом университете была открыта в 1950 г. Ею руководил доцент В.А.Просецкий.

Ведущим психологом в довоенные, 20-30-е гг., в институте был профессор Я.П.Красников (1882-1940). Он вел большую преподавательскую, научную и общественную работу: читал лекции по основам психопатии детского возраста, с 1923 г. - по технике психологического обследования, являлся председателем учебно-методической комиссии, организатором педагогического общества, руководителем педагогической лаборатории. В 30-е г. Я.П.Красников активно занимался такими научно-теоретическими и методическими вопросами, как методика исследования интеллектуального уровня подростка, исследование внимания, упражняемость психологической функции глазомера и движения.

Ценные научные результаты были получены доцентом кафедры Н.Мухитдиновым, исследовавшим психологию детей-татар, их отношение к школе, семье, обществу.

В послевоенный период психологи кафедры сосредоточили свое внимание на двух проблемах: 1) психологические основы нравственного воспитания; 2) процесс обучения в свете учения академика И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. В разработке этих проблем активно участвовали преподаватели А.П.Касимов, Р.Н.Ибрагимова, Т.Н.Власова, Н.В.Мохов, З.Т.Са-хиуллина.

Исследование по теме "Первые зачатки чувства долга у детей" осуществила доцент Р.Н.Ибрагимова. В 1952 г. она успешно защитила кандидатскую диссертацию, в которой выявила условия, способствующие зарожденного такого чувства. В.А.Просецкий провел исследование по теме "Психологические основы примера в обучении и воспитании", которое легло в основу его докторской диссертации. Т.В.Власова изучала вопросы активизации мыслительной деятельности на уроках математики.

Психологи, ранее работавшие над мелкими разрозненными темами, в 1960году под руководством доцента Р.Н.Ибрагимовой начали исследование комплексной проблемы "Формирование у учащихся чувства долга как мотива нравственных поступков". Она включала такие темы, как "Формирование чувства долга по отношению к детскому коллективу" (доцент Ф.Я.Карта-шова), "Формирование чувства долга по отношению к взрослым" (старший преподаватель Т.Н.Власова), "Формирование чувства долга по отношению к товарищам" (доцент Р. Н. Ибрагимова) и др. По результатам исследования научной группой было издано три сборника статей под названием "Вопросы нравственного воспитания учащихся". Вся работа по теме сочеталась с изучением положительного опыта нравственного воспитания в школах Казани, а также в ряде районов тогда еще Татарской АССР.

Научно-исследовательская работа преподавателей кафедры психологии в начале 70-х годов велась по проблеме "Индивидуально-типологические особенности человека" и включала следующие темы: "Своеобразие формирования динамических черт личности в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента" (Н.В.Мохов), "Изучение индивидуально-типологических особенностей спортсмена" (В.И.Якубчик, В.П.Мерлинкин и др), "Индивидуальный стиль деятельности учителя-словесника" (Н.И.Петрова).

Проведенное Н.И.Петровой исследование по теме "Некоторые особенности индивидуального стиля трудовой деятельности учителя" показало, что учебно-воспитательная работа по формированию основ педагогических умений не может быть успешной без учета индивидуально-типологических особенностей будущего учителя. Оно позволило наметить практические пути индивидуализации учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе.

Важным событием в жизни института явилось создание в 1974 г. самостоятельный кафедры психологии, которую возглавил доцент А.А.Кирсанов.

Новый коллектив кафедры психологии определил в качестве основного направления своей научно-исследовательской работы тему "Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе" (руководитель - доцент А.А.Кирсанов). По этой теме проводились теоретические исследования и экспериментальная работа в школах преподавателями Т.Н.Власовой, Л.А.Яцыневич, Н.И.Петровой, Р.Н.Ибраги-мовой, Э.Г.Волчковым и др. Результаты исследований нашли отражение в опубликованном в 1978 г. кафедральном научном сборнике "Проблема индивидуализации и дифференциации обучения". В статьях сборника были раскрыты исходные методологические и теоретические предпосылки исследования проблемы индивидуализации и дифференциации обучения, некоторые особенности индивидуализации в зависимости от типологических свойств нервной системы, показано проявление индивидуальных различий в творческой деятельности школьников.

В вышедшей в 1982 г. монографии А. А.Кирсанова "Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема" были разработаны теоретические основы системы индивидуализации учебной деятельности школьников с ориентацией на формирование личности обучаемых. Этой проблеме была посвящена и успешно защищена А. А.Кирсановым в 1983 г. докторская диссертация.

Ассистент кафедры Л.А.Яцыневич в 1981 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме "Индивидуально-дифференцированный подход в обучении как средство воспитания творческой активности учащихся", в которой она показала системно-комплексную методику изучения индивидуальных особенностей и личностных качеств учащихся, влияющих на формирование творческой активности и способностей.

К 1983 г. исследование темы "Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе" членами кафедры было завершено. В период начавшейся общественной перестройки в стране перед кафедрой психологии возникли новые ответственные задачи.

Необходима была коренная перестройка содержания и процесса психологопедагогического образования, направленная на формирование личности и профессиональных качеств нового учителя, готового к творческому труду в условиях демократизации и гуманизации школы.

С учетом этого кафедра избрала для исследования новую актуальную и весьма перспективную тему "Динамика значимых психологических характеристик личности при подготовке студентов педвуза к воспитательной работе". Данная тема, запланированная на пять лет, была включена в государственный план "Основные направления научных исследований по психологии на 1986-1990 гг." и отнесена к проблеме "Психолого-педагогические основы формирования личности учителя". Разработка темы осуществлялась под руководством профессора Д.В.Вилькеева, в исследовательскую группу вошли доценты И.М.Юсупов, А.О.Прохоров, В.П.Мерлинкин, Н.И.Петрова, позднее - А.Ф.Корниенко и Л.А.Яцыневич.

Коллективное исследование было направлено на выявление динамики значимых для педагогической деятельности черт личности и разработку психологических условий совершенствования формирования данных черт у студентов.

Одновременно с теоретическими исследованиями члены кафедры в соответствии со своими индивидуальными темами, подчиненными общекафедральной, проводили экспериментальную работу в учебных группах института и в школах Казани. В итоге пятилетнего исследования были получены важные результаты. Доцент И.М.Юсупов экспериментально выявил ведущие профессионально значимые личностные качества учителя и воспитателя: эм-патийность, доминирование интересов к работе с детьми, коммуникабельность, экспрессивность и др. Он исследовал динамику этих качеств у студентов и учителей, разработал методики психодиагностики эмпатии и организации психологического тренинга по формированию эмпатии у студентов, доказал, что подобный тренинг способствует успешному формированию данного личностного качества у будущих учителей.

Доцентом А. О.Прохоровым путем массового анкетного обследования студентов и учителей была выявлена закономерная взаимосвязь психических состояний, возникающих в учебном процессе, и профессиональных личностных качеств. Им установлена совокупность наиболее значимых для продуктивной педагогической деятельности психических состояний, обуславливающих формирование профессионально важных черт личности у студентов. Разработаны способы саморегуляции психических состояний студентами и предложены методики обучения саморегуляции. Результаты исследований были опубликованы.

Доцентом В.П.Мерлинкиным были исследованы возможности и условия овладения студентами элементами педагогического мастерства. На основе концепции интегральной индивидуальности он проследил связи показателей, относящихся к разным уровням интегральной индивидуальности учителя: психодинамическому, нейродинамическому и уровню свойств личности. Подтвер-

дилась гипотеза, что одним из условий овладения педагогическим мастерством является формирование индивидуального стиля деятельности.

Профессором Д.В.Вилькеевым исследованы сущность, особенности, структура профессионального мышления учителя, динамика развития и личностный характер этого мышления у студентов педвуза. Установлено, что наиболее сильно проявляющимся личностным качеством в процессе формирования профессионального мышления студентов является эмпатия. Однако влияет она на результативность мышления далеко не одинаково в зависимости от ее уровня: простой эмоциональной реакции или глубоко эмпатийного понимания. Последнее тесно связано с механизмами морально-этического мышления, которое надо специально формировать у будущих учителей. С учетом сильного влияния индивидуально-личностных особенностей студентов на формирование их профессионального мышления разработаны специальные педагогические задачи, с помощью которых осуществляется коррекция этого влияния.

Помимо коллективной разработки темы "Динамика значимых психологических характеристик личности при подготовке студентов к воспитательной работе" на кафедре велись также индивидуальные исследования как по фундаментальным теоретическим проблемам, так и прикладного характера. Доцент А.О.Прохоров в начале 1992 г. завершил многолетнее исследование фундаментальной проблемы общей психологии - психических состояний. Разработав на основе системного подхода оригинальную теоретическую концепцию функциональных структур психических состояний, он в 1992 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Функциональные структуры психических состояний" в Санкт-Петербургском университете. Диссертация внесла существенный вклад в теорию психических состояний. Был осуществлен функционально-структурный анализ психических состояний и разработана теоретическая концептуальная модель функциональных структур состояний; исследованы взаимоотношения психических состояний с психическими процессами и свойствами; изучена регуляция психических состояний и ее развитие в процессе деятельности; проведен теоретический анализ психических состояний в операторской и спортивной деятельности; исследовано влияние психических состояний на поведение, общение, продуктивность педагогической и учебной деятельности.

Доцент И.М.Юсупов подготовил и успешно защитил в декабре 1995 г. докторскую диссертацию на тему "Эмоционально-когнитивные аспекты взаимопонимания", посвященную эмпатии как личностному качеству. В ходе исследования им были раскрыты как теоретические, так и практические аспекты этой сложной и актуальной научной проблемы. В частности, им было выявлено, что в структуре профессионально значимых личностных качеств педагога эмпатия занимает центральное место и играет системообразующую роль. Находясь в тесной взаимосвязи с интеллектом и ориентацией личности на взаимодействие, она образует группу активных качеств, определяющих коммуникативную направленность педагога.

Теоретически и практически результативным оказалось исследование доцентом А.Ф.Корниенко педагогического самосознания, его структуры и формирования у студентов. Им была разработана модель личности и карта личности учащегося, отражающие основные характеристики развития; создана концепция городской психологической службы системы образования; определена структура кафедрального типа управления учебно-воспитательным процессом в школе. Эффективность разработки тем проверялась экспериментальной апробацией с применением компьютерных программ.

Результаты исследований, проведенных членами кафедры, нашли отражение в ряде научных сборников и монографий. Они были изложены также на Всероссийских конференциях психологов в Москве (1988), Ярославле (1992), в выступлениях членов кафедры на VII съезде психологов СССР (1989), на Международных конференциях психологов в Ташкенте (1991), Москве (1997), на Международных Ломовских чтениях (1994), на Международной конференции по проблеме творческого мышления в Казани (1996) и т.д.

На 1996-2000 гг. кафедрой психологии была запланирована для коллективного исследования тема "Психологические аспекты готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности".

Разработка индивидуальных тем НИР в 1998-2000 гг. в соответствии с общекафедральной темой привела к следующим результатам. Была выявлена система наиболее значимых для профессиональной деятельности учителя личностных качеств, обуславливающих готовность к педагогической деятельности и разработаны способы их диагностирования.

Ученые кафедры разработали научную концепцию психических состояний и ее прикладной аспект - психические состояния учителя и учащихся, возникающие в педагогическом процессе, или эффективные методы саморегуляции психических состояний. Была выявлена структура и специфика педагогического самосознания, механизмы и особенности его формирования у студентов и учителей. Раскрыты сущность, особенности, функции и структура профессионального мышления учителя, условия и механизмы его формирования у студентов, обуславливающие готовность выпускников педвуза к решению профессиональных проблем в школе.

Были изучены профессионально-значимые личностные качества студентов факультета иностранных языков и русской филологии, обуславливающие их готовность к педагогической деятельности.

Кроме этого, на кафедре велись исследования и по индивидуальным, преимущественно прикладным темам.

Профессор И.М.Юсупов проводил исследование истоков ментальности народов Среднего Поволжья. Тема разрабатывалась по заказу Восточно-европейского института психоанализа. Итогом разработки темы явился доклад на Международной конференции по российской ментальности в г.Самаре в июне 1998 года.

По заказу городского комитета по делам детей и молодежи г.Казани им была разработана, и принята к исполнению заказчиком "Концепция социальной службы Авиастроительного района г.Казани".

С 1998 года доцент А.В.Нехорошков исследовал корреляцию пограничных состояний у подростков и склонность их к девиантному поведению. Было обследовано 60 подростков, стоящих на учете в детских комнатах милиции и на внутришкольном учете неблагополучных в плане поведения.

Установлено, что все они имеют акцентуации характера, при этом чаще других встречаются акцентуации параноического, гипертимного и лабильного типа, что на 80% совпадают с данными лаборатории психологии МВД РТ по осужденным подросткам.

На 2001-2005 гг. кафедральная тема НИР была сформулирована как "Этнопсихологические факторы формирования личности и межличностных отношений в условиях многонационального региона" (на примере Татарстана).

Исследования, проведенные профессором А. О.Прохоровым в рамках кафедральной темы, были связаны с изучением семантических пространств психических состояний у татар (родной язык - татарский) и русских.

Им было установлено, что семантические пространства психических состояний народов, проживающих совместно (русских и татар) характеризуются значительной близостью, что обусловлено длительным опытом межнационального общения, взаимопроникновением и взаимообогащением национальных культур. В то же время имеется определенная этнокультурная специфика переживания психических состояний, проявляющаяся в различном "весе" отдельных лексических составляющих семантических пространств, их выраженности и интенциях, что, по-видимому, обусловлено психологическим складом этносов, особенностями исторического развития и спецификой национального самосознания.

Профессором Д.В.Вилькеевым проводилась исследовательская работа по теме "Влияние этнопсихологических факторов на формирование личности и профессионального мышления студентов татарской национальности.

Возникла необходимость учета национального фактора в процессе профессиональной подготовки, в том числе формирования профессионального мышления студентов, особенно в национальных регионах страны.

Чтобы решать задачу формирования этнопедагогического мышления у студентов-татар, необходимо на лекционных занятиях по предметам психо-лого-педагогического цикла не ограничиваться научным объяснением явлений воспитания и обучения, определением соответствующих им научных понятий. Ученый предложил согласовывать объяснения и определения с субъективным пониманием студентами сущности данных явлений и понятий, обусловленным этнопсихологическими факторами.

Профессор И.М.Юсупов проводил теоретическое и экспериментальное исследования по теме "Авто- и гетеростереотипы титульных народов Татарстана". Им проведено обследование представителей русской и татарской национальностей, проживающих в Татарстане. По результатам предварительного анализа материала было сделано сообщение на Всероссийской конференции "Тенденции и перспективы социально-психологической помощи населению в Татарстане", (г.Казань) и опубликована статья.

Доцентом Э.Г.Волчковым проводилось исследование по теме "Многоязычие как фактор, обуславливающий формирование личности в условиях многонационального региона России" (на примере Татарстана). Им проведено обследование школьников из различных типов школ (с углубленным изучением иностранных языков и изучающих иностранные языки по простой программе). По результатам предварительного обследования сделаны следующие выводы: между многоязычием и потреблением культурных навыков существует устойчивая положительная связь; прослеживается закономерность между многоязычием старшеклассников и разнообразием форм досуга, что свидетельствует о толерантной личности старшеклассников; отмечена положительная роль многоязычия на формирование у старшеклассников межконфессиональной и межнациональной толерантности; на формирование языковой (полилингвальной) личности с чертами переживания и сопереживания влияет многоязычие.

Доцент А.В.Нехорошков проводил теоретическое и экспериментальное исследования по теме "Этнопсихологический аспект дисперсии акцентуаций характера в популяции студентов вузов". Решалась проблема: влияют ли этические особенности на распространенность тех или иных типов акцентуаций характера у представителей различных наций?

В результате было установлено, что различий в формировании акцентуированных типов характера у студентов русской и татарской национальности не обнаружено. Одинаково распространен у студентов русских и татар психастенический тип акцентуации характера.

Помимо общекафедральной темы, на кафедре велась разработка и других научных тем.

Пространственно-временные и энергетические основания взаимоотношений психических процессов, переживаний и психических состояний изучались старшим преподавателем Л.Р.Фахрутдиновой. Результатом исследования стала успешно защищенная в 2001 году кандидатская диссертация.

Результаты теоретических и экспериментальных исследований по охарактеризованным выше научным направлениям нашли отражение в опубликованных за последние годы сотрудниками кафедры монографиях, сборниках статей, а также в выполненных диссертационных исследованиях. Высокую оценку научной общественности получили следующие издания:

Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. Казань, 1994; Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. М., 1998; Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991; Юсупов И.М. Вчувст-вование понимания, проникновение. Казань, 1993; Педагогическое мышление и его формирование у студентов / Под ред. Д.В.Вилькеева. Казань, 1998; Психология формирования личности студента в педвузе / Под ред. Д.В.Вилькеева. Казань, КГПУ.

При кафедре функционирует аспирантура по общей и педагогической психологии. Подготовка специалистов осуществляется по трем научным направлениям:

1) теория психических состояний (рук. - профессор А.О.Прохоров);

2) психология эмпатии (рук. - профессор И.М.Юсупов);

3) психология формирования профессионального мышления (рук. -профессор Д.В.Вилькеев).

В течение последних лет аспирантами и соискателями кафедры защищено 24 кандидатских диссертаций.

С 2002 года заведующим кафедры психологии является доцент Л.Р.Фах-рутдинова. Под ее руководством кафедра активизировала свою научную работу. Разрабатывается общекафедральная научная тема "Формирование личности и межличностных отношений в условиях многонационального Татарстана", руководителем которой она является. По данной теме подготовлен к выпуску тематический сборник. Л.Р.Фахрутдинова успешно работает над завершением докторской диссертации по проблеме психологии переживаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.