Научная статья на тему 'Психология здоровья в России: становление и современное состояние'

Психология здоровья в России: становление и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5620
549
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ ТРАДИЦИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / В. М. БЕХТЕРЕВ / ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ / V. M. BEKHTEREV / EASTERN TRADITION / HEALTH PSYCHOLOGY / HEALTHY PERSON / RESEARCH PROBLEMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никифоров Герман Сергеевич

По мнению автора, истоки современной психологии здоровья исторически уходят в глубины восточной традиции и связаны прежде всего с индо-тибетской медициной. В статье обсуждаются основные этапы становления психологии здоровья в России. Особое внимание уделяется роли академика В. М. Б ехтерева в формировании и разработке концепции здоровой личности. Дается определение психологии здоровья, формулируются задачи исследования в этой новой области знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health Psychology in Russia: history and current state

According to the author, contemporary health psychology traces its origins to the east tradition, first of all, to the indo-tibetan medicine. In the article the basic stages of formation of health psychology in Russia are discussed. The special attention is given to a role of academician V. M. Bekhterev in creating and working out the concept of a healthy person. Definition of health psychology is made and research problems in this new area of knowledge are formulated.

Текст научной работы на тему «Психология здоровья в России: становление и современное состояние»

2012

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 16

Вып. 1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

УДК 159.9 Г. С. Никифоров

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Многие из основополагающих идей, на которые опирается современная психология здоровья, как теоретического, так и практического плана, берут свое начало в глубинах восточной традиции, в рамках которой определяющая роль принадлежит индо-тибетской медицине: Аюрведе, Чжуд-ши и Йоге. В первую очередь к ним следует отнести концепцию целостного подхода при лечении и оздоровлении человека, рассматривающую его в единстве с окружающей средой; предоставление человеку необходимых для собственного оздоровления знаний и практик; основные положения здорового образа жизни, ведущая роль в котором отводится психологическому началу; учение о том, что психика и тело взаимодействуют, что в их гармонии заключается одно из главных условий здоровья человека; представления о био- и психоэнергетическом потенциале человека. Более развернутое обоснование сказанному выше представлено в наших работах [1; 2].

Среди известных зарубежных ученых, внесших свой вклад в развитие психологии здоровья, можно отметить тех, чья творческая деятельность в той или иной мере испытала на себе влияние восточной традиции. Среди них Карл Юнг (1875-1961) привлекает особое внимание. Уже в раннем детстве он живо интересовался оккультизмом, различными загадочными явлениями. Впоследствии Юнг серьезно изучал индийскую, китайскую и тибетскую мысль, а в 1937 г., в возрасте 62 лет, предпринял путешествие в Индию. На протяжении всей своей жизни он сохранял интерес к философии и духовным традициям Востока, подчеркивая, что у последнего можно многому научиться. «Тибетская книга мертвых», книга о смерти и умирании, всегда была с ним, и именно ей, по словам самого ученого, он обязан многими своими фундаментальными прозрениями и открытиями. По мнению биографов Юнга, его воззрения во многих отношениях ближе к восточным системам, чем к традиционному Западу [3].

Карл Роджерс (1902-1987) — один из ярких представителей гуманистической психологии — внес особенно весомый вклад в становление психологии здоровья на Западе. Ему принадлежит и одна из первых попыток создать психологический портрет здоровой личности. В 1922 г. К. Роджерс отправился в Китай на международную христианскую конференцию, но задержался и в итоге пробыл в этой стране полгода.

© Г. С. Никифоров, 2012

Это время стало важной вехой в последующем становлении его и как личности, и как крупного, неординарного мыслителя. По признанию самого ученого, его взгляды в результате поездки на Восток претерпели серьезные изменения.

Карен Хорни (1885-1952), которую также считают причастной к формированию гуманистической психологии, в 1951 г. посетила Японию и в течение месяца углубленно изучала теорию дзен под руководством Д. Судзуки, одного из самых авторитетных специалистов в этой области. Полученные знания произвели на нее глубокое впечатление. По возвращении домой К. Хорни стала исповедовать идею «беззаветной преданности» дзэн-буддизму.

Упомянем и Эриха Фромма (1900-1980), возглавившего развитие гуманистического психоанализа. Его называют одним из первых западных психологов, проявивших серьезный интерес к мысли Востока. Он был убежден, например, что знание дзэн и его практика могут оказать чрезвычайно плодотворное влияние на теорию и технику психоанализа и многое в них прояснить, за что выражал свою благодарность этом «драгоценному дару Востока» [4].

Итак, завершая вступительную часть, мы хотим подчеркнуть несомненный вклад восточной традиции в историю становления психологии здоровья, официальное провозглашение которой в качестве нового научного направления лишь во второй половине ХХ в. можно принять только по формальному основанию.

Обратимся теперь к непосредственно заявленной нами теме.

Наш великий соотечественник М. В. Ломоносов, по инициативе которого был открыт Московский университет, еще в середине XVII в. одним из первых обосновал в своих трудах пути и способы психического и физического оздоровления российского народа.

Начиная с середины XIX в. оформляется такой раздел отечественной медицины, как психиатрия, для которой тема психического здоровья, и прежде всего психических заболеваний, становится центральной [5]. Крупнейшая в России психоневрологическая школа развивалась в Москве. Одним из ее основоположников стал профессор С. С. Корсаков, возглавивший в 1888 г. кафедру психиатрии Московского университета. Душевные болезни, согласно С. С. Корсакову, — это не только дезинтеграция в протекании психических процессов, но и нарушения индивидуальности человека. Чем более гармонично соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем она более устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее цельность. Сознание обеспечивает не только управление психической деятельностью, но и гармонизацию самой личности, согласие ее устремлений и установок, организацию психики вокруг высших идейных и моральных убеждений. Определяющую роль в обеспечении здоровой психики ученый отводит внешнему фактору, особенностям взаимосвязи и взаимодействия личности с внешним миром [6].

Отцом русской научной психиатрии по праву считается И. М. Балинский, основавший в 1857 г. кафедру душевных и нервных болезней в Императорской Медико-хирургической (с 1881 г. — Военно-медицинской) академии в Санкт-Петербурге. Эстафету принял его ученик И. П. Мержеевский, возглавивший упомянутую кафедру в 1877 г. При нем сформировалась научная школа, где разрабатывались проблемы психиатрии и невропатологии. В 1887 г. на Первом съезде российских психиатров И. П. Мерже-евский в своем докладе предпринял одну из первых попыток рассмотреть факторы и условия, определяющие состояние психического здоровья. Это направление исследо-

ваний было позднее продолжено В. М. Бехтеревым, учеником и преемником И. П. Мер-жеевского.

Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельной области знания. Однако следует помнить, что интерес к центральной для неё проблеме психического здоровья личности проявился со стороны российских ученых значительно раньше. Огромная заслуга в постановке этой проблемы и привлечении к ней внимания широкой общественности принадлежит академику В. М. Бехтереву.

В 1878 г. В. М. Бехтерев окончил Императорскую медико-хирургическую академию, которая уже в то время представляла собой крупнейший в России центр по подготовке врачебных кадров, всемирно известное учебное заведении. В 1893 г. он возглавил там кафедру душевных и нервных болезней. Со студенческих лет В. М. Бехтерева интересовали вопросы познания личности. Тему психического здоровья российского народа он формулирует уже в самом начале своей научной деятельности. Всё творчество В. М. Бехтерева пронизано идеей объективного исследования психики. Одним из первых среди видных представителей медицинской науки он приступил к изучению личности с позиции целостного подхода. Личность, по Бехтереву, — это человек со своим индивидуальным психическим укладом в единстве умственных и душевных качеств, активным отношением к окружающим его внешним условиям, способный к управлению своим поведением и собственной деятельностью. Главное, что организует личность, — это ее направленность, т. е. то, что придает жизнедеятельности устремленный, нацеленный характер, что руководит мыслями, действиями и поступками.

Программным для последующего развития психологии здоровья стал доклад на тему «Личность и условия ее развития и здоровья», с которым В. М. Бехтерев выступил в сентябре 1905 г. в Киеве на Втором съезде российских психиатров. В работе съезда приняли участие практически все ведущие психиатры и невропатологи России. Помимо делегатов на нем присутствовало много гостей: преподаватели и студенты университетов, юристы, врачи, учителя гимназий, чиновники. Делегаты и гости съезда стоя приветствовали речь ученого громом аплодисментов. Она имела большой резонанс в обществе. Полный текст выступления [7] мы привели в издании, посвященном работам В. М. Бехтерева по проблеме личности.

Изложенные В. М. Бехтеревым в докладе основные положения концепции здоровой личности оказались провидческими и получили убедительное подтверждение в последующем развитии наук о человеке. Вслед за ученым кратко рассмотрим некоторые из них.

Первое важное условие правильного развития личности — природа организма. Мы должны признать, говорит В. М. Бехтерев, что субъективное в нас совершенно неотделимо от физико-химических процессов, которые лежат в основе внутренней организации личности, находя отражение в особенностях ее темперамента и характера. Начало 90-х годов ХХ в. отмечено интенсивным изучением молекулярно-генетических предпосылок темперамента, соотнесённости черт темперамента с определенными системами мозга. Тезис В. М. Бехтерева о роли наследственности получает все более убедительное подтверждение. Генетические знания открывают перспективу индивидуального подхода и связанную с ним возможность не только лечения самых разных заболеваний, но также предсказания и предотвращения будущих заболеваний, возможных физических и психических расстройств. Стремительно развиваются новые научные

направления: генная хирургия, генная терапия, наномедицина, психогенетика. Последняя нацелена на изучение роли наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека и включает в себя психиатрическую генетику, генетику поведения и психофармакогенетику [8; 9].

Еще один фактор связан с условиями зачатия и развития человеческого организма. Неблагоприятные условия зачатия и развития плода влекут за собой дегенеративные особенности потомства, которые в конечном счёте сводятся к разложению и упадку личности. Причинами такого исхода могут быть плохая наследственность родителей, болезнь матери во время зачатия и беременности, а также отрицательные физические и психические воздействия в течение беременности. Если физическое развитие организма от природы слабо выражено и ребенок с самого раннего возраста уязвим для целого ряда инфекционных болезней, не обеспечен достаточным и правильным питанием, то расцвет личности, процесс ее совершенствования уже будет в той или иной мере задержан. Правота этих мыслей ученого стала особенно очевидной с появлением во второй половине ХХ в. новой научной дисциплины — перинатальной психологии. Установлено, что 70-75% «взрослых болезней» (психосоматических) закладывается в перинатальный период: зачатие, беременность, роды, послеродовой период.

Особое внимание в своём докладе В. М. Бехтерев уделяет влиянию социальных факторов на здоровье личности. Невежество, несовершенство и недостаток образования — главные условия неполноценного развития личности. Личность непросвещённого народа мало возвышается над проявлением животной жизни. Обучение должно быть всеобщим и бесплатным, соотнесенным с возрастом, физическим и психическим статусом обучаемого, основанным на развитии критического склада ума и самостоятельного отношения к окружающей действительности. В обеспечении физического и психического здоровья людей государство обязано взять на себя главную ответственность. Неблагоприятные экономические условия приводят к нарушению правильного, полноценного развития психики и личности в целом, распространению душевных заболеваний. Личность — существо социальное. Свобода совести, слова, печати, союзов, собраний, неприкосновенность прав человека — все это необходимые предпосылки формирования свободной личности. Борьба за свободу личности есть в то же время и борьба за правильное, здоровое ее развитие.

В 1907 г. В. М. Бехтерев основал и возглавил Психоневрологический институт, а в 1918 г. — Институт по изучению мозга и психической деятельности. В основу этих научно-учебных заведений он положил идею изучения личности в ее здоровом и болезненном состоянии. Впервые в мировой научной практике учёный подходит к решению поставленных задач с позиций комплексного подхода. Это нашло свое отражение в структуре созданных институтов, которая предусматривала отделы и лаборатории, ориентированные на всестороннее исследование человека — от морфологии и биохимии мозга, анатомии и физиологии нервной системы и вплоть до социальных аспектов поведения личности. Вопросы развития личности и обеспечения ее здоровья изучаются в тесной взаимосвязи в человеке биологического, психологического и социального начал. Уместно заметить, что биопсихосоциальная модель здоровья и болезни, получившая распространение в современной западной психологии здоровья, начала обсуждаться на страницах специальных изданий только на рубеже 70-80-х годов ХХ в.

Психология менеджмента и психология здоровья — это две новейшие области знания в отечественной психологии, к постановке и развитию которых приступила

созданная по нашей инициативе в 1989 г. кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности при факультете психологии Санкт-Петербургского госуниверситета. Ниже остановимся на тех результатах, которые были получены по второму из названных направлений. При его разработке мы исходили из двух оснований.

1. Современная психология вплотную приблизилась к пониманию необходимости психологического сопровождения человека на протяжении его жизненного пути. Одной из первостепенных задач такого сопровождения является забота о здоровье человека. Следуя сказанному, мы определяем психологию здоровья как науку о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути.

2. Главный акцент в психологии здоровья должен делаться на изначальном формировании здоровой психики и последующем поддержании ее функционирования в этом качестве. На передний план выходит забота о здоровье здорового человека. В стратегическом отношении принципиально большего эффекта следует ожидать, если сосредоточить необходимые усилия на предотвращении самих причин, порождающих психические заболевания.

В связи с этим нельзя не обратить внимание на весьма характерную особенность развития современной медицины. В ее недрах все более заметно формируется обращение к феномену здоровья, предполагающее, что вектор медицинских исследований должен смещаться в сторону здоровья здорового человека. Основоположник предиктив-ной (персонализированной) медицины Жан Доссе в своей нобелевской речи в 1980 г. подчеркнул, что врач XXI в. будет простым консультантом при здоровых «пациентах», помогающим им оставаться здоровыми [8, с. 190]. Образ медицины будущего неизбежно связан с медициной оздоровительной [10]. В основе ее идеологии лежит не возврат здоровья, утраченного в результате болезни, путем лечения, а постоянное активное воссоздание здоровья у здоровых посредством оздоровительных мероприятий, исключающее возникновение болезни. Таким образом, речь идет уже о переходе от «медицины болезней» к «медицине здоровья» и, соответственно, о необходимости подготовки в медицинских учебных заведениях специалистов по здоровью, как говорят некоторые авторы — «врачей здоровья», «конструкторов здоровья». Будущее медицины видится не только в активной социальной профилактике (в создании максимально здоровых условий жизни), но и во всё большей ориентации на личность и ее здоровье. Медицина, по мнению академика К. В. Судакова, должна быть переориентирована в сторону практически здорового человека, на изучение механизмов здоровья [11]. Это направление не противопоставляется традиционной медицине, а рассматривается как дополнение к ней, как расширение ее исторически сложившихся границ, призванное внести свой вклад в общую теорию медицины и стратегию практического здравоохранения.

С момента открытия кафедры курс «Психология здоровья» читается доцентом Н. В. Ходыревой для студентов специализации, а позднее — профессором Г. С. Никифоровым как базовая дисциплина для всех обучающихся на факультете студентов. Было понятно, что для качественного овладения новой дисциплиной студенты нуждаются в систематизированном теоретическом и практическом материале. Эта задача была со временем решена. В 2002 г. было опубликовано наше учебное пособие «Психология здоровья» [12]. В 2003 г. выходит первый в России учебник «Психология здоровья» [13], в 2005 г. — «Практикум по психологии здоровья» [14] и, наконец, в 2007 г. — психологический практикум «Диагностика здоровья», а в 2011 г. — его второе издание [15].

В 1991 г. была напечатана коллективная монография сотрудников кафедры под названием «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности» [16], в которую вошла и глава, посвященная психологии здоровья. В ней обсуждались вопросы психологического обеспечения здорового образа жизни, профессионального здоровья, профессионального долголетия и др. В том же году в журнале «Вестник ЛГУ» была опубликована статья доцентов кафедры Н. Е. Водопьяновой и Н. В. Ходыревой «Психология здоровья» [17] — в сущности, первая попытка отечественных авторов проанализировать состояние психологии здоровья на то время, сформулировать ее основные задачи.

В 1996 г. выходит наша монография «Надежность профессиональной деятельности» [18]. В ней мы излагаем свою позицию по ряду основополагающих для теории и практики психологии здоровья вопросов, рассматривая в том числе сам феномен здоровья, критерии психического и социального здоровья.

В 2000 г. Издательство Санкт-Петербургского государственного университета выпустило в свет первую в России коллективную монографию «Психология здоровья», в написании которой приняли участие главным образом сотрудники факультета психологии. Наша глава в этой книге была посвящена здоровью как системному понятию [19]. Следует заметить, что в 1980-х годах в научной литературе развернулась полемика относительно содержания самого понятия «здоровье». Мы разделяем точку зрения авторов, полагающих, что наиболее адекватное его рассмотрение может быть достигнуто с позиций системного подхода [20-22]. В соответствии с принципом иерархичности — одним из базовых принципов системного подхода — здоровье человека можно рассматривать на трех уровнях: биологическом, психологическом и социальном. Сущность здоровья на биологическом уровне, говоря кратко, определяется динамическим равновесием всех внутренних органов и их адекватным реагированием на воздействия окружающей среды. На психологическом уровне вопросы здоровья рассматриваются в личностном аспекте, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Верно найденные ответы на эти вопросы помогут понять главное — что такое здоровая личность. Переход от психологического к социальному уровню достаточно условен. Человек на этом уровне выступает прежде всего как существо общественное, и на передний план здесь выходит влияние социума на его здоровье. Одна из возможных попыток определения социального здоровья заключается в понимании его как количества и качества межличностных связей индивидуума и степени участия последнего в жизни общества.

В 2003 г. при факультете прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы была открыта под нашим руководством первая в России кафедра психологии здоровья, что позволило расширить возможности по разработке этого направления.

Впервые в современной психологии осуществлена попытка изложить в развернутом виде концепцию психологического обеспечения здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути. Мы имеем в виду серию логически взаимосвязанных изданий [23-26].

Основная волна монографических публикаций в области психологии здоровья в нашей стране приходится на конец прошлого — начало XXI в. [27-38]. Научные дискуссии по основным вопросам развивающейся области знания уже состоялись на ряде представительных конференций с международным участием: «Психическое здоровье»

(Санкт-Петербург, 2000), «Психология здоровья: методология, теория и практика» (Рязань, 2006), «Психология здоровья: новое научное направление» (Санкт-Петербург, 2009).

Отечественная психология здоровья еще проходит стадию своего становления, а вопрос о ее статусе уже привлекает повышенное внимание. Одна из распространенных до недавнего времени точек зрения касалась «вхождения» психологии здоровья в сферу интересов валеологии. Характер ее пребывания там трактовался по-разному: психология здоровья как один из разделов валеологии; психология здоровья как синтез психологии и валеологии; психология здоровья как фундамент валеологии. В связи со сказанным представляет интерес точка зрения И. И. Брехмана, стоявшего у истоков валеологии как науки о здоровье здорового человека: «Есть основания думать, что в науке о здоровье, которая рождается на стыке ряда наук, психология здоровья должна занять центральное место. Мы подчеркиваем крайнюю необходимость осознания нового научного направления — психологии здоровья» [39, с. 78].

Следуя западной традиции, психологию здоровья в нашей стране включают в состав клинической психологии. Согласно западным источникам, характерной особенностью психологии здоровья является отнесение к сфере ее интересов феномена болезни. Эта тенденция находит подтверждение и в содержании учебников по данной дисциплине. Вместе с тем обсуждается и вопрос о том, что определение психологии здоровья, изначально предложенное Дж. Матараццо, нельзя признать удачным в силу его чрезмерной широты. Предлагается отделить вопросы, связанные с обеспечением индивидуального и общественного здоровья, от вопросов, традиционно относящихся к компетенции клинической психологии. Обращает на себя внимание высказывание одного из ведущих отечественных специалистов в области медицинской психологии и психотерапии Б. Д. Карвасарского, который пишет: «...Программы постдипломного обучения клинической психологии показывают, что в США поведенческую медицину и психологию здоровья относят к сфере клинической психологии. В последнее время в психологии здоровья делают акцент на профилактике, ориентированной на модели здоровья, что позволяет этой области в скором времени стать отдельной специальностью» [40, с. 301].

В последнее время наш читатель получил возможность познакомиться с целым рядом переведенных на русский язык монографий и учебников, где излагаются теории личности, созданные в разное время западными психологами. Среди них мы хотели бы особенно выделить работу Л. Хьелла и Д. Зиглера [41]. Авторы подчеркивают, что современную психологию личности не следует отождествлять с патопсихологией или клинической психологией. Надежная и претендующая на необходимую полноту теория личности должна ответить на один из центральных для нее вопросов: что такое здоровая личность и, соответственно, каковы критерии оценки здоровой личности, степени выраженности психического здоровья.

Наша позиция по вопросу о месте психологии здоровья определенна: последняя имеет все необходимые предпосылки для обладания самостоятельным статусом и входит в современную психологию как одна из ее новых и перспективных областей. Не претендуя на исчерпывающую полноту охвата, приведем ниже те основные исследовательские проблемы и задачи, которые входят в сферу научных интересов психологии здоровья и в той или иной мере уже решаются. К ним следует отнести:

• определение базисных понятий психологии здоровья;

• методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;

• разработка доступных для самостоятельного применения методик оценки состояния здоровья;

• исследование и систематизация критериев психического и социального здоровья;

• изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;

• факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);

• самоуправление, саморегуляция и самоконтроль как факторы психического и социального здоровья;

• психические механизмы здорового поведения;

• формирование внутренней картины здоровья;

• оказание помощи в повышении эффективности адаптивного поведения, коррекция отклоняющегося от нормы поведения;

• профилактика психических и психосоматических заболеваний;

• исследование состояний предболезни личности и их профилактика;

• разработка концепции здоровой личности;

• определение путей и условий для самореализации, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;

• психологические механизмы стрессоустойчивости;

• социально-психологические факторы здоровья (семья; организация досуга и отдыха; социальная адаптация; общение и др.);

• гендерные аспекты психического и социального здоровья;

• разработка индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей;

• детская и школьная психология здоровья;

• психологическое обеспечение профессионального здоровья;

• психология долголетия, признаки психического старения и их профилактика;

• психологическая помощь при завершении жизненного пути.

В настоящее время базовый курс по психологии здоровья читается на факультетах психологии университетов, в педагогических институтах. Его включенность в учебный процесс будет усиливаться, как и сама обусловленная практическими нуждами потребность в подготовке соответствующих специалистов. Для решения кадрового вопроса следует использовать все доступные формы: бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, в том числе открытие новых профильных кафедр, а также открытие новой научной специальности для защиты диссертационных работ по психологии здоровья. Нарастание публикаций в этой области знания позволяет вполне обоснованно ставить вопрос и о создании специального научного журнала «Психология здоровья».

Подводя итог, можно сказать, что усиление интереса к психологии здоровья вселяет уверенность в том, что уже в обозримой перспективе она станет одним из авангардных направлений российской психологической науки.

Литература

1. Никифоров Г. С. История становления психологии здоровья: восточная традиция // Вестник психиатрии. № 16 (21). СПб., 2006.

2. Никифоров Г. С. У истоков психологии здоровья // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Вып. 4. СПб., 2009.

3. Моаканин Р. Психология Юнга и тибетский буддизм. Томск, 1993.

4. Психотерапия и духовные практики. Подход Запада и Востока к лечебному процессу. Минск, 1998.

5. Самойлов В. О. История российской медицины. М., 1997.

6. Корсаков С. С. Курс психиатрии. Т. 1-2. М., 1901.

7. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья // Бехтерев В. М. Объективное изучение личности. Избр. труды по психологии личности. Т. 2 / под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылёвой. СПб., 1999.

8. Баранова Е. ДНК: знакомство с собой, или как продлить молодость. М.; СПб., 2006.

9. Богданова Л. В. Профилактика старения // Геронтопсихология: учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2007.

10. Разумов А., Пономаренко В., Пискунов В. Здоровье здорового человека (основы восстановительной медицины). М., 1996.

11. Судаков К. В. Диагноз здоровья. М., 1993.

12. Никифоров Г. С. Психология здоровья: учеб. пособие. СПб., 2002.

13. Психология здоровья. Учебник / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003.

14. Практикум по психологии здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2005.

15. Диагностика здоровья: психологический практикум / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2007 (2-е изд., 2011).

16. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991.

17. Водопьянова Н. Е., Ходырева Н. В. Психология здоровья // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1991. Вып. 4.

18. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996.

19. Никифоров Г. С. Здоровье как системное понятие // Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000.

20. Венедиктов Д. Д. Социально-философские проблемы здравоохранения // Вопросы философии. 1980. № 4.

21. Кудрявцева Е. Н. Здоровье человека: понятие и реальность // Общественные науки и здравоохранение. М., 1987.

22. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья. Новосибирск, 1989.

23. Психология здоровья дошкольника: учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2010.

24. Психология здоровья. Школьный возраст: учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2008.

25. Психология профессионального здоровья: учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2006.

26. Геронтопсихология: учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2007.

27. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: учеб. пособие. СПб., 1998.

28. Ананьев В. А. Психология здоровья. СПб., 2006.

29. Бовина И. Б. Социальная психология здоровья и болезни. М., 2007.

30. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: учеб. пособие. М., 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании. Ростов-на-Дону, 2005.

32. Гарбузов В. И. Человек — жизнь — здоровье. Древние и новые каноны медицины. СПб., 1995.

33. Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.

34. Даниленко О. Н. Индивидуальность в контексте культуры: психология душевного здоровья. СПб., 2008.

35. Панкратов В. Н. Саморегуляция психического здоровья. М., 2001.

36. Секач М. Ф. Психология здоровья: учеб. пособие. М., 2005.

37. Сокольская М. В. Личностное здоровье профессионала. Хабаровск, 2008.

38. Шахматов Н. Ф. Психическое старение. М., 1996.

39. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. М., 1999.

40. Клиническая психология: учебник / под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2008.

41. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

Статья поступила в редакцию 16 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.