РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ
j
Г. ФОМЕНКО, доцент Л. ОЖИГОВА, доцент Кубанский государственный университет
Теоретико-методологическому осмыслению проблемы субъектности личности была посвящена III Всероссийская научно-практическая конференция «Личность и бытие: субъектный подход», которая проходила 11-12 ноября 2005 г. в Кубанском государственном университете (Краснодар). Конференция проводилась совместно с Институтом психологии РАН при поддержке РГНФ (грант № 05-061428). I и II Всероссийские научно-практические конференции по этой тематике состоялись в КубГУ в 2002 и 2003 гг.
Настоящая конференция явилась наиболее представительной по географии (более 20 городов России) и составу участников, который отразил также её междисциплинарный характер. Это свидетельствует об актуальности рассматриваемых проблем личности как субъекта бытия и потребности в междисциплинарных контактах представителей различных регионов России и ближнего зарубежья.
Главная задача конференции - обсуждение дискуссионных вопросов методологического, теоретического и практического плана, решение которых может способствовать формированию бытийного подхода к рассмотрению личности в контексте психологии субъекта
Открыла конференцию председатель оргкомитета З.И.Рябикина. С приветственными словами выступили проректор по науке Кубанского госуниверситета
А.А. Гаврилов, почётный председатель Краснодарского отделения РПО О.Г. Ку-косян, главный редактор журнала «Высшее образование в России» М.Б. Сапунов, главный научный сотрудник Института психологии РАН и сопредседатель оргкомитета конференции В.В. Знаков, декан факультета управления и психологии Куб-ГУ А.М. Ждановский.
Встреча психологов и философов*
С программными докладами, отражающими основные тенденции развития психологии человеческого бытия, а также эмпирической персонологии бытия, выступили З.И. Рябикина (Краснодар) и В.В. Знаков (Москва).
З.И. Рябикина сконцентрировалась на психологическом аспекте проблемы личности как субъекта бытия и со-бытия. Обсуждались возможности использования понятия «овладение» для обозначения специфики расширения личностной бытийности. Были рассмотрены условия, способствующие возникновению коллективного субъекта, а также основания, по которым можно судить, что личность вступает во взаимодействие со средой как с субъектом. Эти и другие проблемы были проанализированы в свете результатов ряда диссертационных исследований, выполненных на кафедре психологии личности и общей психологии КубГУ и развивающих бытийный подход к рассмотрению личности.
В.В. Знаков остановился на теоретикоэмпирических основаниях психологии человеческого бытия, её предмете, а также методах познания психической реальности. Психология человеческого бытия представляет собой направление развития психологии субъекта, которая возникла с появлением постнеклассической парадигмы. В психологии человеческого бытия одновременно реализуются когнитивная и экзистенциальная исследовательские парадигмы, а в качестве важнейшего метода выступает нарративный принцип. Рассмотрены также интегративный характер единиц анализа психического и рефлексия типов рациональности.
* Личность и бытие: субъектный подход. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. З.И. Ряби-киной, В.В. Знакова. - Краснодар, 2005. (Материалы изданы в шести сборниках.)
154
Высшее образование в России • № 3, 2006
Остродискуссионные и проблемные моменты методологического, теоретического и практического плана, сопровождающие процесс становления психологии субъекта и психологии бытия, были подняты в докладах В.И. Моросановой (Москва), Е.А. Сергиенко (Москва), А.К. Осницкого (Москва), А.О. Прохорова (Казань), А.А. Волочкова (Пермь). Все выступавшие согласованно отметили значительный потенциал и высокую креативность обсуждаемых направлений современной психологии.
Проблемы субъектности личности в различных пространствах ее бытия были всесторонне представлены и горячо обсуждались во время секционных заседаний на второй день работы конференции.
Теоретико-методологические вопросы парадигмы субъекта, рассматривавшиеся на заседании секции «Парадигма субъекта в междисциплинарных исследованиях личности и бытия», вызвали бурную дискуссию среди участников секции. Множественность понимания категории субъекта в различных направлениях психологии и других науках порождает широкое междисциплинарное поле, в котором остро встают проблемы согласования категориального аппарата, методов исследования, да и просто понимания и взаимодействия между учеными.
В центре дискуссии среди участников секции «Становление и реализация субъектности личности в образовании» оказалась тема становления и реализации субъектности всех представителей образовательного процесса: студентов, преподавателей, администрации и ученых.
Проблема активности и поведения личности в социальных институтах и пространствах с четко и иногда жестко регламентированными требованиями рассматривалась во время работы секции «Становление и реализация субъектности личности в профессии». Действительно, как личности проявить свою субъектность в военной среде или в строго структурированной профессиональной среде организации?
На секции «Психология субъекта и
гендерные аспекты бытия личности» внимание участников было сконцентрировано на возможностях гендерной психологии в научном осмыслении и исследовании психологии субъекта. Обсуждение гендерных особенностей субъектности личности закончилось рассмотрением прикладных аспектов данной темы.
Активность участников секции «Психологическая поддержка личности в различ-пых пространствах ее бытия» продемонстрировала актуальность использования субъектного подхода в практике психологической поддержки личности во всех пространствах ее бытия: семье, профессии, карьере, отдыхе, спорте и других.
В ходе конференции было реализовано несколько интересных, нетрадиционных для подобных мероприятий форм работы: лекции В.В. Знакова «Психология понимания и психология человеческого бытия» и Т.П. Скрипкиной «Социальное доверие и толерантность»; встреча с М.Б. Сапуновым - главным редактором журнала «Высшее образование в России»; круглый стол «Диалог в психологическом сообществе и его роль в профессиональном самоопределении психолога-практи-ка»; постерные презентации студентов и аспирантов специальности «Психология» факультета управления и психологии КубГУ.
Такие разные формы организации взаимодействия позволили каждому участнику проявить свою субъектность и реально влиять на конструирование событийного пространства конференции. Предметнопространственная и научная среда факультета управления и психологии Кубанского университета стала той площадкой, на которой состоялся и был результативным диалог представителей различных научных и практических направлений.
IV Всероссийская конференция «Личность и бытие: субъектный подход» запланирована на ноябрь 2007 г. В планах организаторов конференции - Всероссийский семинар «Социально-психологическая поддержка субъектности личности: гендерный подход» (октябрь 2006 г.).