Научная статья на тему 'Субъектно-бытийный подход: преемственность традиций'

Субъектно-бытийный подход: преемственность традиций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
758
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ ЛИЧНОСТИ / EXISTENCE OF PERSONALITY / ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА / PSYCHOLOGY OF THE SUBJECT / БЫТИЙНЫЙ ПОДХОД / EXISTENTIAL APPROACH / БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / BASIC NEEDS / СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ / WAY OF LIVING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябикина З.И., Фоменко Г.Ю.

В статье субъектно-бытийный подход рассматривается и анализируется в плане развития положений философско-антропологической концепции С. Л. Рубинштейна. Подчёркивается, что данный подход приобретает особую актуальность на этапе постнеклассического развития психологии в связи с процессами интеграции и онтологизации психологии, расширением её предметной области, а также потребностями в качественно ином масштабе и уровне исследовательского мышления. Показано, каким образом становление психологии человеческого бытия демонстрирует актуальность и эвристичность идей, заложенных в концепции С. Л. Рубинштейна.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper subjective-existential approach is considered and analyzed in terms of the provisions of the philosophical-anthropological concept of S.L Rubinstein. It is emphasized that this approach is especially important during post-nonclassical development of psychology in connection with the processes of integration and ontologisation psychology, an expansion of its domain, as well as the needs of a qualitatively different scale and level of research thinking. It is shown how the formation of psychology of human existence demonstrates the relevance and heuristic ideas incorporated in the concept of S.L. Rubinstein.

Текст научной работы на тему «Субъектно-бытийный подход: преемственность традиций»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

СУБЪЕКТНО-БЫТИЙНЫЙ ПОДХОД: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ

З . И. Рябикина, Г Ю . Фоменко1

Ключевые слова: бытие личности, психология субъекта, бытийный подход, базовые потребности, способ существования. Keywords: existence of personality, psychology of the subject, existential approach, the basic needs, way of living.

Современная психология переживает этап методологического обновления, связанного с новыми подходами к разработке проблемы человека.

Предпринимается попытка распространить предметную область психологии на проблемы бытия личности. Психология человеческого бытия рассматривается как новое перспективное направление развития психологической науки [16, 18, 22, 27, 28, 34, 36, 37, 39, 44, 45 и др.]. Расширение предметной сферы психологии и рассмотрение проблемы личности и её бытия отражают качественно иной масштаб и уровень собственно психологического мышления «в смысле соотнесения себя с философскими мировоззренческими горизонтами» [6, 8, 13]. В связи с этим положения философско-антропологической концепции С. Л. Рубинштейна приобретают особую актуальность. С. Л. Рубинштейн, выдвигая в качестве методологического основания гуманитарного знания идею субъекта, полагал, что для гуманитарных наук методологически ключевой является также идея онтологии, и представлял систему онтологической структуры бытия, в которой субъект рассматривался как центр перестройки бытия. По мнению ряда исследователей [2, 5, 10, 11, 16, 18, 21, 22, 34, 35, 36. 37, 38 и др.], сегодня есть все основания утверждать, что психология субъекта уже обрела методологический статус: её следует рассматривать в качестве методологической основы исследования проблем психологии человеческого бытия.

1 Рябикина Зинаида Ивановна — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета. Эл. почта: ryabikina@manag.kubsu.ru

Фоменко Галина Юрьевна — доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета. Эл. почта: fomgal27@mail.ru

Психология человеческого бытия как направление развития психологии субъекта возникла с появлением постнеклассической парадигмы. Психология человеческого бытия дала учёным возможность расширить ценностно-смысловые контексты, в которые включались классические психологические проблемы, выйти за рамки категории деятельности и обратиться к понятию существования, от бытия перейти к становлению, непрерывному развитию психики субъекта [19, с. 19].

Исследователи обращают внимание на то, что практика индивидуального совершенствования тесно слилась с практикой социального преобразования [6, 15, 26, 25 и др.]. Учёт реального бытия человека в его познании способствует в конечном счёте пониманию закономерностей духовного роста, трансцендентной потребности человека выйти за пределы самого себя, собственной личности. Соответственно потенциал субъектности становится понятным лишь в том случае, если учитывается многообразие связей человека с жизненными ситуациями, а через них — с окружающим миром [7, 8, 14, 23]. Обоснование необходимости распространения предметной области психологии на проблемы бытия личности исследователи связывают с тем, что даже такие интегратив-ные реализации, как стиль жизни, образ жизни, реализованный жизненный сценарий и пр., не оставляют впечатления конечной интеграции, воплощающей всю полноту внешней проявленности личности, возникает потребность в более общем понятии. И таким максимально интегрированным выражением рассмотрения личности как целостности предстаёт бытие личности [34].

Возможность выделения нового предметного поля в психологии, безусловно, связана с новыми тенденциями в научном мышлении в данной области знаний.

Система современного научного мышления предполагает, что классическая, неклассическая и постнеклассическая парадигмы представляют собой не только исторические этапы человеческого познания, но и элементы целостной системы современного научного мышления. Следовательно, они могут не противоречиво, а, наоборот, системно существовать в сознании, в целостном научном мировоззрении конкретного учёного [17]. По мнению А. В. Брушлинского, как бы это ни было трудно, современный человек должен научиться мыслить целостно и стремиться к интеграции, казалось бы, несовместимых противоположностей [9, 11]. Три способа рациональных рассуждений в нашей науке (классический, неклассический, постнеклассический) интегрировались в той области знания, которая получила название «психология субъекта» [20].

В психологии человеческого бытия, которая формируется на основе психологии субъекта, одновременно реализуются, дополняя и обогащая друг друга, когнитивная и экзистенциальная исследовательские парадигмы. Кроме того, предметом психологии человеческого бытия могут быть такие проблемы, которые для своего решения требуют привлечения не только гуманитарных, но и естественнонаучных методов. Да и сами решаемые проблемы могут

не только относиться к так называемой вершинной психологии, но и затрагивать биологические основания психики [20].

Рассмотрение в качестве предметной области психологии категориальной целостности «личность и её бытие» на современном этапе её развития соответствует потребности изучения личности в живом процессе жизни во всей его сложности и многоаспектности. Решение практических задач, в ходе которых необходимо ответить на конкретные социальные запросы и недопустимо абстрагироваться от реальной жизнедеятельности личности и всех перипетий её жизненного пути, наиболее оптимально осуществляется в данной предметной области, что отвечает адекватной реализации принципа целостности.

Очерченная подобным образом предметная область психологии требует, во-первых, конкретной методологии психологического исследования личности и бытия, во-вторых, соответствующего категориального аппарата и, в-третьих, изучения и анализа явлений в рамках соответствующей категориальной сетки.

В определении основных категорий субъектно-бытийного подхода «личность», «бытие», «субъект», «способ существования», «модус бытия личности» мы исходили из их содержательной интерпретации в философско-антропологической концепции Рубинштейна.

Значимым для психологии человеческого бытия является разработанный С. Л. Рубинштейном функционально-динамический (в отличие от структурно-статистического) и в широком смысле слова генетический подход к личности и её образующим.

К. А. Абульханова и А. Н. Славская подчёркивают, что важнейшим в ру-бинштейновском понимании личности было то, что он с самого начала рассматривал её не как абстракцию или феноменологическую данность (объект диагностики, ограничивающейся её характеристиками в данный момент), а в деятельности и жизненном пути, т. е. в её становлении, развитии, изменении. С. Л. Рубинштейн раскрывает систему отношений личности и её сознания к миру, к другому человеку и самой себе, глубоко прорабатывая проблему самосознания личности [4].

Положение, согласно которому внешние воздействия связаны со своим психическим эффектом лишь опосредованно через личность, является тем центром, исходя из которого определяется теоретический подход ко всем проблемам психологии.

Проблема изучения соотношения личности и бытия для С. Л. Рубинштейна связана с осмыслением сложной диалектики внутреннего и внешнего [30-32]. В работах С. Л. Рубинштейна подчёркивается, что бытие с появлением человека выступает в новом качестве — как преобразованное его сознанием и деятельностью. И этот тезис, на наш взгляд, принципиален в рассмотрении отношения

«человек (личность) — бытие», пока человек жив и существует как субъект, наделённый сознанием, он «бытийствует», он сам и есть бытие. Таким образом, психическое (как идеальное) и его субъект есть бытие, а также следствия внутренней жизни, объективированные субъектом в материальном мире. Причём в отличие от экзистенциальной психологии, для которой лейтмотивом в анализе отношения «личность — бытие» является субъективизация объективного, в контексте субъектного подхода лейтмотивом в анализе этого отношения выступает объективизация субъективного. Согласно бытийному подходу рассмотрение структуры личности предполагает, что не только бытие выступает внешней причиной, обусловливающей становление личности и её функционирование, но и пространства бытия личности непосредственно включаются в её организацию [35].

Личность предстаёт как структурное, полисистемное образование, включающее пространство психических явлений и объективные пространства личностной бытийности (организм, события среды, деятельность). В психологическом пространстве они воссоздаются как взаимосвязанные, взаимопере-текающие подпространства: «планы и структуры поведения», «образ мира», «мотивационно-потребностная сфера». Захватывая смысловое или собственно личностное поле, они репрезентированы в личностном смысле как его компоненты: конативный, когнитивный, аффективный.

В структуре личности системно организованное пространство смыслов занимает позицию над феноменами бытийного слоя психики и объективными пространствами её бытийности. Развитие личности и обретение человеком личностной зрелости сопряжены с появлением и возрастанием способности к порождению новых образований внутри пространства смыслов и с самоактуализацией, трактуемой как экспансия Я на внешние пространства, вследствие чего объективные пространства становятся бытийными пространствами личности, её продолжением и частью [34, 35, 36].

На основе соотносительного анализа многих сложившихся в психологии концепций личности предлагается её рассмотрение как реализующей в своём поведении три сопряжённые базовые потребности:

а) потребность в самоактуализации, в экспансии, реализации расширительных потенций Self, что проявляется через тенденцию к овладению внешними пространствами (гетеростатическая модель потребностной сферы);

б) потребность во внутренней согласованности и сохранении целостности психического (гомеостатическая модель потребностной сферы);

в) потребность быть подтверждённой тем внешним, через что объективировано её субъективно-внутреннее (потребность в обретении и поддержании целостности внешнего и внутреннего, объективного и субъективного пространств личности).

Эти три потребности — стороны единой глобальной интенции, с которой человек (как и всё живое) появляется на свет, — БЫТЬ, т. е. поддерживать и расширять своё бытие.

Итак, личность характеризуется стремлением к обретению смысла, а смысл жизни (в рамках нашего подхода) состоит в стремлении с наибольшей полнотой реализовать себя, в стремлении к аутентичному бытию. Чувство аутентичности бытия возникает у личности вследствие создаваемого ею по своим принципам сценария жизни.

Бытие личности — это объективированная в процессах и предметах мира субъективность. Бытие есть процесс воплощения смыслового содержания личности в фактах средовых преобразований. В связи с этим принципиальна его дифференциация на аутентичное и неаутентичное. Аутентичное бытие — процесс переструктурирования среды в соответствии со структурой личностных смыслов. Неаутентичное бытие — воспроизводство и трансляция в среду формально освоенных личностью социальных предписаний, что создаёт иллюзию адекватного поведения, но таковым по сути не является, поскольку связано с разрывом, отсутствием содержательной связи между способами поведения и глубинными ядерными образованиями самой личности (её смыслами). Таким образом, подобное поведение выглядит адекватным по отношению к среде, но не является адекватным выражением внутреннего мира личности. Неаутентичное бытие вступает в противоречие с направленностью личности на удовлетворение трёх названных базовых потребностей, в то время как аутентичное бытие является необходимым условием психического здоровья личности [36].

Напомним, что подлинное бытие (аутентичное бытие в современном понимании) С. Л. Рубинштейн связывает с проблемой отчуждения и проблемой ответственности. Проблема отчуждения на психологическом уровне рассматривается им как проблема взаимоотношения людей как «масок», что исключает этическое начало и не отвечает их сущности. Кроме того, подлинность существования, по Рубинштейну, предполагает действенность, активность субъекта по преобразованию как бытия, так и собственной сущности [32].

Возможность аутентичного бытия личности в контексте структурно-динамической концепции личности [34, 35] зависит от успешности разрешения ею возникающих противоречий самого различного уровня.

Отметим, что, по Рубинштейну, прогресс, развитие может при этом заключаться не в устранении противоречий, а в том, какие это будут противоречия, на каком уровне они будут возникать и как, на каком уровне сниматься [32, с. 385].

Субъектно-бытийная методология разрабатывалась с опорой на следующие существенные положения С. Л. Рубинштейна:

Во-первых, субъектным качествам личности, по мнению С. Л. Рубинштейна, соответствует более конкретное понятие «мир».

Во-вторых, с его точки зрения, именно субъектные характеристики выражают сущность и способ существования.

В-третьих, С. Л. Рубинштейн выделяет качества модальностей субъекта (способность к самодетерминации, самоопределению, самосовершенствованию, саморазвитию и т. п.).

В-четвёртых, ученый раскрывает две модальности во взаимодействии человека с бытием — страдательность и активность [32].

Перспективность разработки субъектного подхода в самых различных его вариантах (субъектно-бытийный, субъектно-деятельностный, субъектно-системный, субъектно-средовый) определяется, на наш взгляд, следующими обстоятельствами [44].

1. Категория субъекта позволяет преодолевать дефицитарность детерминистического подхода.

2. Обращение к категориям «субъект», «объект», «взаимодействие» дает возможность найти путь к научному познанию несомненно существующего единства между внешним и внутренним миром человека [1].

3. Психология субъекта — перспективная теоретическая основа, способная постепенно сблизить ряд течений и тенденций психологии по мере выявления общего для них концептуального ядра [10-12].

4. Категория субъекта способствует продуктивному междисциплинарному диалогу.

5. На конкретно-психологическом уровне анализа субъект рассматривается как источник порождения и преодоления противоречий между объективными условиями деятельности и возможностями и притязаниями личности [2].

6. Категория «субъект» связывается с качеством «преобразовательности». В связи с этим перед психологией открываются перспективы опережающего характера не просто прогнозирования, но и конструирования действительности.

7. Категория «субъект» даёт возможность учёта духовного измерения личности [10, 11, 12].

8. Способ существования связывается с комплексным рассмотрением динамической, структурной, регулятивной и экологической составляющих категории субъекта.

9. Используя принцип субъектности, можно переосмыслить широкий пласт научных исследований.

10.Субъект соотносим с уровнем личностно-смысловых образований.

Обращение к категории «бытие» в рамках субъектного подхода, формирование предметного поля «личность и её бытие» позволяют на качественно

ином уровне, более широко, не ограничиваясь узкими рамками и привязанностью к собственно психотравмирующим воздействиям, рассмотреть проблему личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. Последние в настоящее время получают расширительное толкование, поскольку само российское общество рассматривается учёными в качестве предельного случая нестабильного состояния развивающейся социальной системы. Эти явления способствуют тому, что существование большинства наших сограждан становится экстремальным.

В связи со сложными социально-экономическими реалиями и политическими процессами сегодня актуальным становится вопрос о модусе бытия личности в экстремальных условиях и личностной ресурсности, обеспечивающей не простое выживание в этих условиях, а полноценное аутентичное бытие.

Изучение и прояснение специфики бытия личности в экстремальных условиях жизнедеятельности было осуществлено на основе конкретизации двух способов существования, выделенных С. Л. Рубинштейном применительно к указанным условиям [41-45].

Согласно С. Л. Рубинштейну, с наибольшей полнотой сущность конкретного человека может быть понята через избранный им способ существования. При этом:

1) единство сущности и существования прослеживается через основные свойства существования, выделяемые С. Л. Рубинштейном, — самодвижение, самодетерминацию, причину самого себя (causa sui);

2) разные способы существования соответствуют разным этапам становления и развития личности [32, с. 306];

3) разные уровни жизни характеризуются разными способами существования. Существовать — значит жить на том уровне, который отвечает данному уровню существующего, данному способу существования [32, с. 302];

4) разная качественная определённость присуща разным способам существования на разных уровнях организации бытия [4, с. 20-21];

5) выделяются различные способы существования, отличающиеся в зависимости от особенностей их субъекта;

6) в способе существования раскрывается отношение к миру, бытию и отношение человека к человеку в их взаимосвязи и взаимообусловленности [32, с. 286];

7) способ существования — это самодвижение, саморазвитие, самопричинение, т. е. способ существования связан с активностью самого субъекта [32, c. 414] и выявляет содержание этой активности;

8) в способе существования с наибольшей полнотой проявляются характеристики личности как «субъекта познания и действия» (по С. Л. Рубинштейну);

9) способ существования определяется через диалектику внутреннего и внешнего, определение другим и самоопределение [4, с. 7];

10) способ существования рассматривается в аспекте степени полноты и самореализации личности;

11) в способе существования представлены все уровни личностной бытийности;

Предлагается рассматривать способ существования как наглядную динамическую проявленность и содержательную характеристику воплощения смыслового содержания личности в соответствии с её качественной определённостью в организации и соподчинении бытийных пространств [44, 45].

Таким образом, в способе существования как интегративной характеристике и конкретизации бытия личности фиксируется многообразие отношений человека, его связи с жизненными ситуациями, а через них с окружающим миром.

Через анализ способа существования можно выйти на потенциал субъектности.

Выбираемый личностью способ существования зависит от особенностей процесса и характера разрешения ею системы противоречий: внутритиполо-гических, противоречий в личностных бытийных пространствах, а также экзистенциальных.

В связи со сказанным анализ способа существования осуществляется через:

— особенности организации и приоритетность бытийных пространств, а также характер и способ разрешения возникающих в них противоречий;

— систему отношений личности (к себе, другим людям, миру, природе) и её мировоззрение в целом;

— синтез жизненной позиции, жизненной перспективы и концепции (смысл жизни);

— интегративное рассмотрение личности со стороны психодинамики, когнитивной и экзистенциальной динамики, что в совокупности определяет выбор личностью способа существования.

Способ существования представлен как сложный, комплексный интегра-тивный феномен, наиболее адекватный для обсуждения функционирования личности в реальном мире в категориальной сетке предметного поля «личность и бытие».

Применительно к конкретной психологической феноменологии было высказано предположение о допустимости рассмотрения существования как модуса бытия личности в данный пространственно-временной период и использования понятий «способ существования» и «модус бытия личности» как синонимичных.

Таким образом, мы имеем два способа существования личности по С. Л. Рубинштейну:

1) непосредственное (произведено дополнительное уточнение по параметрам условного существования — традиция аналитической и трансперсональной психологии);

2) опосредованное (рефлексией) существование — уточнение по параметрам истинного существования [40, 44, 45].

Объектная и субъектная позиции и флуктуации личности существуют между этими двумя полюсами.

Качество субъектности определяется и уточняется понятием истинной и навязанной субъектности [43-45].

Специфика этих двух модусов бытия имеет субъективную окраску: особенности ценностно-смысловых оснований позиционирования личности в экстремальных условиях. Соответственно каждый из этих модусов бытия порождает свой клубок противоречий и соответствующих им проблем.

В исследовательском проекте [44] было существенно уточнено введённое ранее [33] понятие «истинная/навязанная субъектность». Теоретический анализ и организационно-практическая модель исследования модуса бытия личности позволили выделить такие характеристики истинной субъектности, как:

1) неотчуждённая активность [47, 48] в плане оптимального соотнесения на основе личностного смысла своих потребностей с деятельностными возможностями и возможностями, представленными условиями жизни;

2) взаимосвязанная с первой характеристикой оптимальная сбалансированность всех личностных бытийных пространств;

3) восприятие и позиционирование себя как субъекта, внутренняя потребность занимать именно субъектную позицию;

4) субъектная позиция, характеризуемая оптимальным балансом интери-оризованной и экстериоризованной субъектности, а также такие параметры, выделяемые Е. Ю. Коржовой, как целостность восприятия своей жизни, внутренний трансситуационный локус контроля, экоориентация, трансситуационная смелость [23];

5) бытие личности, отвечающее характеристикам истинного существования;

6) истинная субъектность как спонтанное проявление субъектных характеристик в соотношении с минимальной ценой личностных затрат;

7) масштаб возникающих противоречий и уровень их конструктивности;

8) гармоничное соотношение активности и деятельности в каждом из личностных бытийных пространств;

9) ответственность за содеянное и упущенное [3, 32];

10) умение принимать решения на основе сознательных нравственных убеждений, т. е. последние выступают в качестве реальных и устойчивых регуляторов личностной активности.

Необходимо также подчеркнуть, что характеристики истинной субъектно-сти «работают» на развитие личности по восходящей линии.

Истинная субъектность «пересотворяет» человека:

— снимая противоречия нижележащих уровней: психофизиологического, характерологического и т. п.;

— преодолевая ограниченность личностной ресурсности.

Подобное рассмотрение содержательного наполнения истинной субъектно-сти позволяет уточнить меру субъектности личности в каждом конкретном случае и на определённом этапе её развития.

В заключение следует подчеркнуть, что философско-антропологическая концепция С. Л. Рубинштейна не только служит мощным теоретико-методологическим основанием субъектно-бытийного подхода, но и по мере становления психологии человеческого бытия демонстрирует высочайшую, поистине неисчерпаемую эвристичность и всё возрастающую актуальность заложенных в ней идей на новом этапе исторического развития отечественной науки.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. 1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) // Избранные психологические труды. М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1999.

2. 2. Абульханова-Славская К. А. Рубинштейновская категория субъекта и её различные методологические значения // Психология индивидуального и группового субъекта/под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002.

3. 3. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001

4. 4. Абульханова К. А., Славская А. Н. Предисловие // Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. М.: Питер, 2003.

5. 5. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.

6. 6. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл: Издательство центра «Академия», 2007.

7. 7. Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология: конспективное рассмотрение. М.: Флинта, 2000.

8. 8. Братусь Б. С. Смысловая сфера личности // Психология личности в трудах отечественных психологов/сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001.

9. 9. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1996.

10. 10. Брушлинский А. В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта/под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002.

11. 11. Брушлинский А. В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003.

12. 12. Брушлинский А. В. Психология субъекта (лекция, прочитанная студентам, аспирантам и преподавателям факультета психологии Тверского государственного университета 19 октября 2001 г.) // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 2.

13. 13. Гусельцева М. С. Культурно-историческая психология: от классической к пост-неклассической картине мира // Вопросы психологи. 2003. № 1.

14. 14. Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 2000.

15. 15. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.

16. 16. Знаков В. В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 2.

17. 17. Знаков В. В. А. В. Брушлинский: верность традициям и эволюция научных взглядов // Творческое наследие А. В. Брушлинского и О. К. Тихомирова и современная психология мышления: тез. докл. науч. конф. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2003.

18. 18. Знаков В. В. Психология субъекта и психология человеческого бытия // Субъект, личность и психология человеческого бытия/под ред. В. В. Знакова и З. И. Рябикиной. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2005.

19. 19. Знаков В. В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 1.

20. 20. Знаков В. В. Психология человеческого бытия и самопонимание субъекта // Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа: материалы III Всерос. науч.-практ. конф./под ред. З. И. Рябикиной, В. В. Знакова. Краснодар: КубГУ, 2005.

21. 21. Знаков В. В. Ценности как проблема психологии человеческого бытия // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. М.: Изд-во Института психологии РАН», 2008.

22. 22. Знаков В. В. Психология человеческого бытия — одно из направлений развития психологии субъекта // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 2.

23. 23. Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Союз, 2002.

24. 24. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 1.

25. 25. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М., 2003.

26. 26. Майков В. В. Становление трансперсональной психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.

27. 27. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.

28. 28. Мухина В. С. Личность: мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). Екатеринбург: ИнтерФлай, 2007.

29. 29. Психология XXI в.: пророчества и прогнозы (круглый стол) // Вопросы психологии. 2000. № 1-2.

30. 30. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

31. 31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989.

32. 32. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.

33. 33. Рябикина З. И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар: КубГУ, 1995.

34. 34. Рябикина З. И. Личность и её бытие в быстро меняющемся мире //Личность и бытие: теория и методология: материалы Всерос. науч.-практ. конф./под ред. З. И. Рябикиной, В. В. Знакова. Краснодар: КубГУ, 2003.

35. 35. Рябикина З. И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия/под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2005.

36. 36. Рябикина З. И. Личность как субъект бытия и со-бытия: психологический аспект анализа // Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа: материалы III Всерос. науч.-практ. конф./под ред. З. И. Рябикиной, В. В. Знакова. Краснодар: КубГУ, 2005.

37. 37. Рябикина З. И. Субъектно-бытийный подход к изучению развивающих личность противоречий // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 2.

38. 38. Славская А. Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна: Феникс+, 2002.

39. 39. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.

40. 40. Флоровская Г. Ю. Проблема истинного и условного существования // Психологические проблемы личности: сб. науч. тр. Краснодар: КубГУ, 2000. Вып. 4.

41. 41. Фоменко Г. Ю. Принцип целостности бытия личности // Субъект, личность и психология человеческого бытия. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2005.

42. 42. Фоменко Г. Ю. Предельное существование как специфический модус бытия личности: проблемы концептуализации // Психология личности и её бытия: теория, исследования, практика. Краснодар: КубГУ, 2005.

43. 43. Фоменко Г. Ю. Истинная и навязанная субъектность: содержательное наполнение и дифференциация // Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГУ, 2005.

44. 44. Фоменко Г. Ю. Личность в экстремальных условиях: два модуса бытия. Краснодар: КубГУ, 2006.

45. 45. Фоменко Г. Ю. Личность как субъект бытия в экстремальных условиях: дис. ... д-ра психол. наук. Краснодар, 2006.

46. 46. Фоменко Г. Ю. Бытие и существование: экзистенциальный взгляд на проблему // Человек. Сообщество. Управление. 2006. Спецвыпуск. № 1.

47. 47. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.

48. 49. Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. Минск: Коллегиум, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.