Научная статья на тему 'Науба - древнейший инструмент народов средней Азии'

Науба - древнейший инструмент народов средней Азии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
164
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУБА / ПРИЕМ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / НАЦИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАНТ / УДАР / МЕЛОДИЯ / ТОН / АРТИСТ / НОТА / NAUBA / RECEPTION / MUSICAL INSTRUMENT / NATIONAL MUSICAL ART / MUSICIAN / BLOW / MELODY / TONE / ARTIST / NOTE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исламов Дилмурод Мухутович

В данной статье рассказывается о таком национальном музыкальном инструменте, как науба, имеющей древнюю историю возникновения, её роли и значимости в узбекском национальном искусстве, а также приводятся приемы исполнения и стили ударов этого инструмента. Науба самый первый и самый уникальный среди музыкальных инструментов, настолько укоренилась в жизни и трудовой деятельности центральноазиатских народов, что стала практически неразрывной составной частью жизни человека. Известно, что на массовых народных праздниках и семейных торжествах песни, танцы исполнялись в сопровождении музыкальных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Науба - древнейший инструмент народов средней Азии»

Список литературы /References

1. Гозиев Э.Г. Психологии Онтогенез. Учебные и методические пособия. Т.: «Фан», 2010. Стр. 360.

2. Гозиев Э. Психология мышления. Т. Укитувчи, 1990.

НАУБА - ДРЕВНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ Исламов Д.М. Email: Islamov658@scientifictext.ru

Исламов Дилмурод Мухутович - доцент, кафедра национального исполнительства, Государственный институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассказывается о таком национальном музыкальном инструменте, как науба, имеющей древнюю историю возникновения, её роли и значимости в узбекском национальном искусстве, а также приводятся приемы исполнения и стили ударов этого инструмента. Науба - самый первый и самый уникальный среди музыкальных инструментов, настолько укоренилась в жизни и трудовой деятельности центральноазиатских народов, что стала практически неразрывной составной частью жизни человека. Известно, что на массовых народных праздниках и семейных торжествах песни, танцы исполнялись в сопровождении музыкальных инструментов.

Ключевые слова: науба, прием, музыкальный инструмент, национальное музыкальное искусство, музыкант, удар, мелодия, тон, артист, нота.

NAUBA IS THE OLDEST INSTRUMENT OF THE PEOPLES

OF CENTRAL ASIA Islamov D.M.

Islamov Dilmurod Mukhutovich - Associate Professor, NATIONAL PERFORMING ARTS DEPARTMENT, STATE INSTITUTE OF ART AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF

UZBEKISTAN

Abstract: this article tells about such national musical instrument as nauba, which has an ancient history of its origin, its role and significance in Uzbek national art, as well as the methods of execution and styles of blows of this instrument. Nauba - the very first and most unique among musical instruments, is so ingrained in the life and work activities of the Central Asian peoples that it has become an almost inseparable part of human life. It is known that at mass folk festivals and family celebrations songs and dances were performed accompanied by musical instruments.

Keywords: nauba, reception, musical instrument, national musical art, musician, blow, melody, tone, artist, note.

УДК 398.87

В исторических художественных произведениях, научно-художественных книгах и воспоминаниях представлены сведения о народном искусстве. Внесший большой вклад в мир искусства и литературы, Алишер Навои, произведения которого до нынешних времен не утратили своей значимости, в своем труде "Мезон ул-авзон" дал

интересные сведения о восьми видах народных песен, в частности, о "Туюк", "Чанга", "Туркий", "Орзуворий", "Мухаббатнома", "Мустахзод" и других формах [1].

Но в какие времена не угасало внимание к народным инструментам. Сохранились сведения о том, что во дворце Искандера Зулкарна (Александра Македонского) проводились мероприятия, на которых выступали исполнители на ногора и дапах. Это относится к 1055-м годам. Поэт-философ Хосров Дехлеви в своем дастане "Искандар Зулкарнайн" приводит сведения об одном из видов ногоры, называвшемся "Науба", при помощи которого проводились царские мероприятия.

На Востоке представители династии сельджукидов претендовали на родство с зулькарнаем и считали себя царями царей. В 1055 году Халифа ал-Кайюм объявляет султана Тугрулбека "султаном Магриба и Машриба" (султаном Запада и востока). Тугрулбек целует землю у ног Халифа. Халифа преподносит Тугрулбеку двойной клинок. Надевает на него корону и дает звание Зулкарная [2].

"Науба", впервые использовавший во дворце Искандера, и в последующие времена (после Навои) использовался во дворцах правителей. Например, во дворце Мухаммада Хорезмшаха существовала традиция играть на этом инструменте во время восхода и захода солнца. Такая традиция была связана и разъяснялась тем, что жизнь человека проходит в период между восходом и заходом солнца. И исполнение музыки в это время призывало к тому, чтобы каждый человек ценил жизнь и правильно шел по жизненному пути.

Древность и стабильность применения наубы были своеобразным признаком высшей власти - халифов Аббасидов.

На этом инструменте исполняли музыку не только на свадьбах и праздниках, она служила также призывом к пятикратному намазу. Также эта музыка звучала для того, чтобы указывать на время животноводам и торговцам. Звуки ногоры и дама указывали на время.

Количество используемых науба зависело от статуса шахов. Например, Усману - дяде Султан Малика разрешалось использовать в хоре 3 инструмента науба. В честь брата Султана, восставшего против власти Бёркиёрух Мухаммада, с 1102 года торжественно исполняли музыку на 5 науба. В 1119 году, когда Султон Санжар помирился с племянником Султаном Махмудом, ему позволили, чтобы звучали 5 наубов [3].

Не без основания на шахских церемониях исполнялась музыка на ногора. Потому что воспринимавшимися взглядом элементами были шатры и знамена, а звуковыми элементами служили мелодии ногоры. Исходя из этого, можно сказать, что ногора действительно была необходимым атрибутом шахских церемоний. Звучные мелодии ногоры привлекали внимание людей и торжественно извещали о высшем статусе шаха или султана. Звуки ногоры всегда сопутствовали военным походам, способствовали управлению и упорядочению действий войск. В средние века честь и слава правителей на Востоке соизмерялась огнем и звуками ногоры. При получении сана или звания применяемым постоянным и важным средством были огонь и ногора. Новым избранным шахам и правителям дарили ногора и пастбища. (большие земли). Например, когда Сахибкиран Амир Темур был провозглашен высшим правителем Чишатайского улуса, Саййид Беркс преподнес ему царские ногора.

Когда шахи и правители умирали, уничтожались и их ногора. Считалось, что если правителя больше нет, то не должны звучать и его ногогра. В летописи темуридов также описано уничтожение этих инструментов в связи со смертью Сахибкирана Амира Темура.

Инструмент "науба", использовавшийся на протяжении многих столетий, до нынешних времен используется в духовных и религиозных церемониях многих народов. В странах Востока и по сей день при встрече высокопоставленных гостей исполняют мелодии уже на современных инструментах "науба".

В свое время среди народов Востока большой популярностью пользовались музыканты Абдукодир Найи, Кулмухаммад Хусайн Уди, Шох^ули Гижжаки,

Мавлоно Косим Раббони, Дарвеш Ахмад Конуни, Хожи Юсуф Андижони, Устод Шоди, Мавлоно Нажмиддин Ковваби. Они завоевали настолько большую любовь народа, что к названию их профессии - мугони - присоединяли и название используемого ими инструмента.

Со временем науба стала одним из любимых инструментов артистов. Без мелодий наубы невозможно было представить ни одной свадьбы, ни других праздничных мероприятий. Артисты, игравшие на этом инструменте, должны обладать особыми способностями. Потому что звуки наубы невозможно записать нотами, ограничить какими-то рамками. Звуки этого инструмента вплотную связаны с чувствами, пониманием артиста, местом исполнения, состоянием людей. Если во время исполнения у артиста хорошее настроение, а слушатели - добрые, открытые люди, которые с вдохновением слушают исполняемую мелодию, эта музыка словно заполняет весь мир и дарит радость и артисту, и слушателям. Науба - самый первый и самый уникальный среди музыкальных инструментов, настолько укоренилась в жизни и трудовой деятельности центральноазиатских народов, что стала практически неразрывной составной частью жизни человека. Известно, что на массовых народных праздниках и семейных торжествах песни, танцы исполнялись в сопровождении музыкальных инструментов. Массовые праздники невозможно представить без народных ансамблей, артистов и музыкантов. Ранее праздники в основном были связаны с сезонами года.

В эпоху феодализма начался новый этап в развитии культуры народов Центральной Азии. В седьмом веке после вторжения в Азию арабов на территории был сформирован Арабский халифат. Распространялась исламская религия, запрещающая изображение живых существ, что привело к запрету создания настенных рисунков, в том числе и изображения музыкальных инструментов. К концу IX века произошло объединение большой части Центральной Азии. Бухара стала крупным культурным центром. Здесь развивались литература и музыка. Изменялись условия жизни и, соответственно, изменялось отношение к музыкальному искусству. В те времена особая роль отводилась музыке, исполнявшейся во время торжественных дворцовых мероприятий. Торжественные мелодии свидетельствовали о мощи империи. Когда звучали мелодии карнаев, сурнаев, наубы и Дап-дойры, население было уверено, что в стране царят мир и спокойствие. Своеобразной особенностью культуры музыкального исполнительства средневековья было то, что музыканты не только владели несколькими инструментами, но и сами начали сочинять музыку.

Список литературы /References

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: 1971. С. 210.

2. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительства. Л., 1974. С. 283.

3. Жураев Ф. Становление и развитие массового музыкально-эстетического

воспитания учащейся молодёжи в кружках узбекских народных инструментов.

Автореф. ... канд. пед. наук. Т., 1980. С. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.