Научная статья на тему 'Традиционные музыкальные инструменты Дагестана: современные практики изготовления'

Традиционные музыкальные инструменты Дагестана: современные практики изготовления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5537
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДАГЕСТАНА / ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / НАРОДНЫЙ МАСТЕР / ЧУНГУР / ВОЗРОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОМЫСЛОВЫХ ТРАДИЦИЙ / ARTISTIC HANDICRAFTS / MUSICAL CULTURE OF DAGESTAN / TRADITIONAL MUSICAL INSTRUMENTS / FOLK CRAFTSMAN / CHUNGUR / REVIVAL OF MUSICAL-COMMERCIAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдуллаева Эльмира Башировна, Магомедов Амирбек Джалилович

В статье рассмотрены музыкально-промысловые традиции Дагестана. На примере творчества ряда мастеров показаны особенности бытования этих традиций. Отмечено, что в республике сегодня сформировались небольшие промысловые очаги по изготовлению национальных музыкальных инструментов, и для покупки изделий дагестанских мастеров приезжают из соседнего Азербайджана, республик Северного Кавказа, других мест. Учитывая редкий характер данных ремесел, авторы статьи предлагают взять эти промыслы под специальную государственную опеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL MUSICAL INSTRUMENTS OF DAGESTAN: MODERN MANUFACTURING PRACTICES

The article considers the musical-commercial traditions of Dagestan. By the example of some masters’ creative work the features of such traditions existence are shown. It is noted that small commercial seats on national musical instruments manufacturing have formed in the republic today, and buyers come from neighboring Azerbaijan, North Caucasus republics and other places for the purchase of Dagestan masters’ products. Taking into account the rare nature of these handicrafts, the authors propose to take these trades under special state care.

Текст научной работы на тему «Традиционные музыкальные инструменты Дагестана: современные практики изготовления»

Абдуллаева Эльмира Башировна, Магомедов Амирбек Джалилович

ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДАГЕСТАНА: СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

В статье рассмотрены музыкально-промысловые традиции Дагестана. На примере творчества ряда мастеров показаны особенности бытования этих традиций. Отмечено, что в республике сегодня сформировались небольшие промысловые очаги по изготовлению национальных музыкальных инструментов, и для покупки изделий дагестанских мастеров приезжают из соседнего Азербайджана, республик Северного Кавказа, других мест. Учитывая редкий характер данных ремесел, авторы статьи предлагают взять эти промыслы под специальную государственную опеку. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/11 -271.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 2. C. 13-17. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/11-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 745.51+67-05 Искусствоведение

В статье рассмотрены музыкально-промысловые традиции Дагестана. На примере творчества ряда мастеров показаны особенности бытования этих традиций. Отмечено, что в республике сегодня сформировались небольшие промысловые очаги по изготовлению национальных музыкальных инструментов, и для покупки изделий дагестанских мастеров приезжают из соседнего Азербайджана, республик Северного Кавказа, других мест. Учитывая редкий характер данных ремесел, авторы статьи предлагают взять эти промыслы под специальную государственную опеку.

Ключевые слова и фразы: художественные ремесла; музыкальная культура Дагестана; традиционные музыкальные инструменты; народный мастер; чунгур; возрождение музыкально-промысловых традиций.

Абдуллаева Эльмира Башировна, к. искусствоведения Магомедов Амирбек Джалилович, д.и.н.

Институт языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра Российской академии наук вШа&'@таИ ги; ашМвЬ 49@таИ. ги

ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДАГЕСТАНА: СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Республики Дагестан

в рамках научного проекта № 16-14-05601.

Традиционные музыкальные инструменты Дагестана представляют собой ценный пласт духовной и материальной культуры народа, народных промыслов и ремесел. Об этом свидетельствуют значительный корпус инструментальных наигрышей в обрядах и чрезвычайная развитость танцевальной музыки. Народами Дагестана были выработаны характерные интонационные особенности, ритмические организации музыкального языка, дифференциация инструментальных тембров. Актуальность исследования инструментальной музыки сегодня во многом обусловлена процессом угасания традиции. Социально-политические и экономические условия развития общества привели к исчезновению из музыкального быта ряда музыкальных инструментов, утрате обрядовых пластов инструментального фольклора. Тем не менее инструментальная музыка по сей день занимает важное место в музыкальной культуре народов Дагестана. Более того, в настоящее время фиксируются процессы возрождения традиционного инструментализма и ремесла по изготовлению инструментов.

Музыкальный фольклор и вся народная музыкальная культура были бы немыслимы без инструментов, создаваемых мастерами-умельцами. Изготовление музыкальных инструментов - особый вид традиционных ремесел, т.к. мастера были и музыкантами, хорошо чувствующими мелодии и составляющие их звукоряды, а также знали технологии игры на музыкальных инструментах. Однако эта тема мало изучена этнографами, историками искусства, не записывались биографии талантливых мастеров прошлого, технологии, традиции передачи мастерства в семьях, не обобщен накопленный опыт ее изучения. В дагестанской литературе, посвященной народному искусству, его мастерам, нет работ, где бы пропагандировался и складывающийся сегодня опыт по изготовлению народных музыкальных инструментов. В качестве примера укажем книгу исследователя В. Н. Бычкова, посвященную практике изготовления русских народных музыкальных инструментов [4].

Изготовление национальных музыкальных инструментов сегодня в Дагестане еще сохраняется как народная традиция. Нужно также отметить, что кроме традиционных форм в Дагестане в последние годы формируются и профессиональные формы отрасли по изучению, коллекционированию и изготовлению национальных инструментов. Особенно активизировалась такая работа после инициативы Главы Республики Р. Г. Абдулатипова по созданию центров этнической (традиционной) культуры в районах и городах республики. Кроме того, сегодня в республике открыты Лаборатория национальных инструментов при Доме дружбы Республики Дагестан (РД), а также Центр по изучению музыкального фольклора Дагестана при Министерстве культуры РД [10]. В этой связи оказалась ценной и презентация известного искусствоведа П. Р. Гамзатовой и ее письма Главе Республики Р. Г. Абдулатипову, посвященные проблемам изучения дагестанского музыкального фольклора [6].

Исторические традиции изготовления музыкальных инструментов

В народных традициях изготовления музыкальных инструментов можно выделить как любительские практики, когда тот или иной музыкант создавал инструмент для себя, так и промыслы, когда мастера делали инструменты на заказ или на продажу. Автору (Э. Б. Абдуллаева) в свое время довелось видеть, как ее дед Абдулла Джанмирзаев (1923-2009), инвалид Великой Отечественной войны, в родном селе Урахи (Сергока-линский район) в свободное от основной работы время мастерил детали для музыкального инструмента. Затем он собирал инструмент по знакомой ему технологии. Это было его хобби, т.к. Абдулла работал учителем математики в сельской школе, позже бухгалтером колхоза. Будучи по складу мастеровым человеком, на досуге он мастерил агач-комузы (даргинское название динда), сам на них виртуозно играл танцевальные и песенные мелодии. В его доме агач-комуз всегда висел на видном месте. В помещении на первом хозяйственном этаже дома, который его домочадцы прозвали «мастерской», среди множества инвентаря, инструмента,

топорищ, оснований для лопат всегда аккуратно висели и заготовки (4-5 единиц) деталей для такого инструмента. Они представляли собой полые, выпиленные из цельного куска дерева кузова инструмента без верхней деки. Как талантливый умелец, он мог смастерить любой инструмент с одной лишь целью, «чтобы такой тоже был в его доме». Изготовлением музыкальных инструментов А. Джанмирзаев занимался на любительском уровне, «для себя», «для души».

Усилиями дагестанских ученых, краеведов на сегодня собран и опубликован ценный материал по развитию ремесленной и музыкальной культуры Дагестана, назван ряд имен мастеров, описаны их творческие биографии [24; 25]. В последние годы появилось и немало интернет-публикаций о том или другом дагестанском мастере, прославившемся искусством изготовления музыкальных инструментов, на которые мы будем ссылаться далее.

Мастеров по изготовлению музыкальных инструментов всегда было не так много. Тем не менее во многих селах Дагестана в прошлом работало немало таких умельцев. Так, например, в книге Х. А. Юсупова и М. А. Муталимова о даргинском селе Харбук (Дахадаевский район) приведены краткие сведения о традициях изготовления музыкальных инструментов в прошлом. В этом селе в прошлом «многие чабаны и пастухи... изготавливали самодельные свирели» [24, с. 395]. Но особенной популярностью в селе пользовался музыкальный инструмент чунгур (чугур), потому многие харбукцы сами изготавливали их. По данным сельхоз-переписи 1917 г., в селе был даже мастер музыкальных инструментов (как записано, «балалайник») Магомед Ясинов, который изготавливал не только чунгуры, но и другие инструменты (комузы). В 1930-е годы музыкальные инструменты в Харбуке изготавливали и мастера Ахмедхан Исмаилов, Рабадангаджи Алиев. Позже их мастерили Абдулкарим Ахмедханов и Шапи Алиомаров [Там же, с. 394].

В соседнем с Харбуком селе Кища (тот же Дахадаевский район РД) также работали мастера музыкальных инструментов. Известным мастером по изготовлению чунгуров в селе Кища был Абдуразак. Ученик Абдура-зака, его земляк Амирхан Алиев (1912-1992), стал продолжателем его мастерства. Его зять Багомедали Баго-медалиев (1956 г.р.) сейчас продолжает традиции родственника, изготавливает чунгуры. В селе сегодня живет еще один мастер-чунгурист - Мусса Мусаев (1959 г.р.). Научился ремеслу он сам, используя образец - имеющийся у него чунгур именитого земляка Амирхана. Он также мастерит балалайки, агач-комузы, небольшие (детские) сувенирные чунгуры. В настоящее время Муса Мусаев работает учителем в местной школе искусств, передавая свое мастерство изготовления музыкальных инструментов подрастающему поколению [12].

Мастера музыкальных инструментов работали в селах других районов Дагестана. Известный дагестанский историк Р. М. Магомедов писал, что в прошлом такие мастера работали в кайтагском селе Сургея. Они специализировались на изготовлении традиционного струнного инструмента чунгура [16, с. 281].

Современные практики изготовления музыкальных инструментов

В советское время традиции изготовления музыкальных инструментов начали угасать, но в послевоенные годы в связи с возрождением фольклорной культуры (первый фольклорный коллектив был создан в 1956 г. при Акушинском Доме культуры) такие традиции возрождаются. В это время прославился своим талантом мастер Изамутдин Бадрутдинов (1931-2009), родом из села Нижнее Казанище Буйнакского района РД. Всего за свою жизнь он изготовил более 3 тысяч музыкальных инструментов. Среди созданных им инструментов -гитара, балалайка, мандолина, скрипка, тар, чунгур, домра, дутар, рубаб, гыджак, кеманча [9].

Из числа его учеников и мастер музыкальных инструментов из села Ашты (Дахадаевский район РД) Иса Габибов (1944 г.р.). Интерес к музыке и игре на музыкальных инструментах он перенял от отца (тот хорошо играл на мандолине - инструменте, который был популярен в с. Ашты в 1950-1960-е годы). В 1968 г., будучи в Махачкале, он познакомился с музыкантом из Ансалта Ботлихского района, виртуозом инструменталистом Дагестанского оркестра национальных инструментов Рамазаном Магомедовым. Он и научил Ису игре на агач-комузе и познакомил с мастером И. Бадрутдиновым. Потом он специально ездил к именитому мастеру и научился у него изготавливать агач-комузы [14].

Талантливым мастером игры на музыкальных инструментах и умельцем был упомянутый выше наставник Исы Габибова Рамазан Магомедов, народный артист Дагестана, участник Оркестра национальных инструментов Дагестана. За виртуозную игру его прозвали «человек-оркестр», «дагестанский Паганини». О его таланте и творческой биографии написана книга «Струны души Рамазана» (автор А. Гасанов). К нашей теме творческая судьба этого артиста имеет отношение потому, что ему принадлежит и ряд новшеств в конструктивных особенностях национальных инструментов пандура и агач-комуза, значительно изменивших их звучание [22].

Несколько иначе шло приобщение к мастерству изготовления музыкальных инструментов у другого известного мастера Рамазана Бинетова (1935-2012), ставшего музыкантом-виртуозом Республиканского оркестра народных музыкальных инструментов. За свои заслуги перед музыкальной культурой республики он был удостоен почетных званий заслуженного деятеля культуры ДАССР и народного артиста Дагестана. Р. Бинетов родился в селе Кабир Курахского района. По возвращении из армии Рамазан решил поступить в Махачкалинское музыкальное училище, продолжив семейную традицию. Рамазан был музыкально одаренным человеком, обладал абсолютным слухом, владел игрой на многих музыкальных инструментах. Уже на втором курсе его за отличную учебу и музыкальный талант приняли в Республиканский оркестр народных инструментов. За неимением достаточных средств для приобретения инструмента для игры он решил сам смастерить свой тар из чурки тутового дерева. Получился прекрасный инструмент с редким звучанием. Он по сей день хранится в доме его родных. Вдохновленный успехом, чтобы каждый день не носить на работу домашний тар, Рамазан смастерил еще один для репетиций в оркестре. Потом были и другие работы -

пятнадцать национальных гармоней и нагара. Инструменты нередко ломались, и талант Рамазана всегда был востребован. Услышав о его таланте, многие музыканты-инструменталисты республики, Азербайджана, Осетии обращались к Р. О. Бинетову с просьбой отремонтировать свои инструменты (тар, уд, гармонь, мандолина, аккордеон, баян, пианино и др.). На сегодняшний день инструменты Р. О. Бинетова (национальная гармонь, тар) находятся в частных коллекциях таких стран как Азербайджан, Израиль, США и др. Каждый инструмент, сделанный руками мастера Р. О. Бинетова, является уникальным шедевром прикладного искусства [11].

Мастером музыкальных инструментов был Рабадан Таинов (1948-2007) из с. Дибгаши, хотя основной специальностью его была математика. Он был кандидатом физико-математических наук, преподавал в Дагестанском политехническом университете. Еще с молодости он был знаком с творчеством земляков, виртуозных исполнителей и мастеров. Он хорошо изучил, что в прошлом инструмент чунгур мастера изготавливали из выдержанного орехового дерева. Гриф делали из липы, а корпус инструмента собирали из изогнутых тонких дощечек, выделенных из пластинок тутового дерева. Если инструмент не достигал нужных параметров, мастер менял деку или заново соединял гриф с шейкой и корпусом [21, с. 124-132]. Так он достигал хорошего звучания инструмента.

Мастеров по изготовлению музыкальных инструментов сегодня можно встретить во многих селах Дагестана. Так, чунгуры изготавливали мастера с. Калук Ахтынского района. Недавно здесь умер последний мастер Мамед. А в селениях Хлюд, Зырых того же района сегодня продолжают работать другие мастера. В Зырыхе, например, живет мастер Исмаил Раджабов (1937 г.р.). Работает в селе и Загид Эмирсултанов (1958 г.р.), мастер «на все руки», т.к. изготавливает многие виды народных инструментов: тар (бубен), далдам (обычный барабан), зурне (зурна) и др. Его инструменты пользуются хорошим спросом, среди музыкантов слава о его мастерстве растет. Чтобы купить у него инструменты, к нему приезжали даже музыканты из соседней Азербайджанской Республики. В селе Хлюд Рутульского района работает мастер по изготовлению сазов Фериз Садранов. В селе Ашага-Стал учитель труда местной школы Даир Абдурагимов занимается изготовлением чунгуров. Мастерству он научился от своего отца. Первый чунгур он изготовил еще учеником восьмого класса [14; 27]. Известно в Дагестане и имя Хайбулы Асияла, мастера по изготовлению музыкальных инструментов из с. Нижний Гуниб [26].

С 2008 г. решил попробовать себя в деятельности мастера по изготовлению музыкальных инструментов Запир Курбанов из поселка Первомайское Каякентского района Дагестана. Он успешно проявил себя в изготовлении изящных музыкальных инструментов - агач-комузов. Мастерство и музыкальный талант к нему перешли от отца.

Все составляющие инструмента он изготавливает из цельного бруска дерева, что является очень долгой и кропотливой работой. Для того чтобы выбрать материал для изготовления инструмента, мастер внимательно прислушивается к раздающемуся звуку. Так, когда дятел стучит по стволу дерева и звук тонкий и четкий, то именно это дерево подходит для работы, - считает мастер. Творчески подходя к процессу изготовления инструмента, он использует помимо традиционных пород и дерево абрикоса, липы, акации, дикой вишни, тутового дерева, дикой черной хурмы. Запир Курбанов сделал около 150 инструментов, и все они нашли свое место не только в Дагестане, но и за его пределами: в Калмыкии, Астраханской, Свердловской, Самарской областях и в Сибири. Сегодня ему помогает его старший сын Рамазан, который еще виртуозно играет на агач-комузе. Запир Раджабович научил играть на агач-комузе всех родственников и соседей, в доме каждого из них есть инструмент, подаренный мастером [18].

Известным мастером, потомственным изготовителем струнных инструментов является Мамадибир Абду-рахманов, родом из села Маали Гунибского (ныне Гергебильского) района РД (1941 г.р.), проживающий сегодня в поселке Шамхал. За 65 лет своей творческой деятельности, начиная с первого пандура, Мамадибир сотворил более 2200 струнных инструментов [20]. Его музыкальные инструменты нашли почетные места в музыкальных музеях России, в том числе музее им. Глинки в Москве (два инструмента), имени Шереметьева в Санкт-Петербурге (три инструмента), в Баку (один инструмент). Много инструментов, выполненных золотыми руками талантливого мастера, хранятся в его собственной квартире-музее. Свой опыт по части изготовления музыкальных инструментов он изложил в книге «Звуки струн рукодельных, строки песен сердобольных...» [19].

В газете «Дагестанская правда» была опубликована информация и о единственном в Дагестане мастере по изготовлению тара, живущем в г. Дербенте. Он родом из села Бюль-Бюль Магарамкентского района Дагестана. Первый свой инструмент Гаджикерим Максумов изготовил самостоятельно в 1978 году. Ежегодно из рук Г. Максумова выходит 6-7 инструментов. Сегодня его тары можно встретить у музыкантов по всей России и за рубежом [3].

Мастер струнных инструментов Рамазан Аминов изготавливает скрипки, мандолины, комузы, балалайки. Многие музыкальные инструменты имеют похожую историю - был сломан, выброшен, найден и отреставрирован. Так на свет у мастера появились не только традиционные мандолины, балалайки и гитары, но и новые оригинальные инструменты. В результате творческой фантазии мастера появилась небольшая, компактная скрипка - лакмузин (т.е. «лакский музыкальный инструмент»). Мастер сегодня преподает музыку в школе, занимается с юными талантами. Он лауреат многих российских и зарубежных фестивалей. Традицию деда перенял его внук Арслан [5].

Мастер по изготовлению пандуров Ахмад Магомедов также хорошо известен в республике. За четверть века он изготовил почти шестьсот музыкальных инструментов. Секреты изготовления он познавал в процессе работы. Пандур из липы мастер не покрывает лаком, иначе инструмент потеряет звонкость, а вот древесина ореха менее подвержена атмосферным и прочим воздействиям [17].

Мастер, музыкант Аркадий Каграманян (1939 г.р.) живет в г. Дербенте. Он делает много разных инструментов: дудуки, дудки, бубны, зурны, флейты, кларнеты, барабаны. Все дагестанские танцевальные ансамбли используют инструменты А. Каграманяна. Считая кларнет самым сложным в изготовлении инструментом, мастер создал их 230 штук. Его кларнет есть даже в Президентском оркестре России. Его сын, Армен Каграманян, тоже мастер, играет на дудуке, изготавливает в основном ударные инструменты - нагара. Основная трудность в ремесле, по словам мастера, - доставать дерево ценных пород, нужные материалы иногда приходится заказывать по Интернету [1].

Педагог, музыкант, мастер по изготовлению народных инструментов - пандура, агач-комуза и зурны -Раджаб Гайдаров живет в г. Избербаше. Он много лет руководит студией по изготовлению народных инструментов Центра традиционной культуры г. Избербаша. Успешно изготавливает барабаны и тимплипиты Дамиргай Мамедов (1947 г.р.), проживающий в г. Дербенте. Его ударные инструменты пользуются большим спросом в Осетии, Чечне, Азербайджане и дальнем зарубежье [8].

Заключение

Таким образом, материал показывает, что историческая традиция играет важную роль в формировании практических навыков по изготовлению национальных инструментов. Традиции возрождаются и сохраняются не только через наследование от поколения к поколению (от отца к сыну, внуку), что показывает современная практика, но и посредством других связей (влияние родственников, земляков, товарищей, информация из Интернета и т.д.). Но, к сожалению, в условиях забвения народной музыкальной культуры и традиционного быта, заметного в последние десятилетия, а также в связи с переездом населения в города такие традиции забываются. Усиление в последние годы среди населения религиозного фактора (особенно в ряде высокогорных районов Дагестана) вытесняет звучание музыки из повседневной и праздничной жизни, ремесла изготовления музыкальных инструментов становятся непрестижны, их не одобряют сельчане, и, как следствие, традиции прекращают свое существование. В последние годы ушли из жизни многие известные мастера-кудесники старшего поколения. Отрадно, что в ряде случаев мастерство отцов все-таки перенимают их дети. Кое-где помощь умельцам оказывают и недавно созданные районные центры традиционной культуры, благодаря которым традиции местами возрождаются. Как показывает собранный материал, мастерство дагестанских умельцев по изготовлению музыкальных инструментов востребовано не только в Дагестане, но и в соседних республиках. Эти традиции сегодня существуют в виде народных промыслов, другие же сохраняются на любительском уровне.

Учитывая редкий характер ремесел по изготовлению музыкальных инструментов, мы предлагаем взять их под специальную государственную опеку. И такая работа по сохранению, развитию и популяризации умений и знаний по изготовлению национального музыкального инструментария, их научному описанию сегодня начата сотрудниками Лаборатории национальных инструментов при Доме дружбы РД в г. Махачкале.

Список литературы

1. Абдуллаева Э. Б. Личный архив автора. Записано в г. Махачкале. 2012 г.

2. Абдуллаева Э. Б. Музыкальный фольклор даргинцев: исследование и тексты / отв. ред. Т. C. Рудиченко. Махачкала, 2007. 216 с.

3. Ахмедова М. Мастер, у которого дерево поет [Электронный ресурс] // Дагестанская правда. 2015. 8 апреля. URL: http://dagpravda.ru/rubriki/kultura/27446072/ (дата обращения: 02.04.2016).

4. Бычков В. Н. Музыкальные инструменты. М.: АСТ-Пресс, 2000. 176 с.

5. В Дагестане пытаются привыкнуть к необычным звукам совершенно новых инструментов [Электронный ресурс]. URL: http://www.5-tv.ru/news/49167/ (дата обращения: 19.05.2016).

6. Гамзатова П. Р. Письмо Главе Республики Р. Г. Абдулатипову [Электронный ресурс]. URL: http://blog.fatramab.ru/ folklore/12341/ (дата обращения: 17.05.2016).

7. Душевная песня кеманчи [Электронный ресурс]. URL: http://mahachkala.bezformata.ru/listnews/dushevnaya-pesnya-kemanchi/29506653/ (дата обращения: 02.04.2016).

8. Кавказский барабан - больше, чем просто музыкальный инструмент [Электронный ресурс]. URL: https://kavkazsuvenir. ru/blog/kavkazskiji-barabani-damira-mamedova (дата обращения: 18.05.2016).

9. Кумыкский мир: культура, история, современность [Электронный ресурс]. URL: http://kumukia.ru/person?pid=3019 (дата обращения: 17.05.2016).

10. Лаборатория национального инструмента [Электронный ресурс]. URL: http://domd.e-dag.ru/servicies/4 (дата обращения: 02.04.2016).

11. Магомедов А. Дж. Личный архив автора. Записано в г. Каспийске. 2016 г.

12. Магомедов А. Дж. Личный архив автора. Записано в г. Махачкале. 2013 г.

13. Магомедов А. Дж. Личный архив автора. Записано в г. Махачкале. 2016 г.

14. Магомедов А. Дж. Личный архив автора. Записано в с. Кища. 2015 г.

15. Магомедов А. Дж. Художественное образование в Дагестане в ХХ веке: очерк истории. Махачкала, 2007. 198 с.

16. Магомедов Р. М. Даргинцы в дагестанском историческом процессе: в 2-х т. Махачкала, 1999. Т. 1. 419 с.

17. Мастер из Дагестана за 25 лет смастерил 600 пандур [Электронный ресурс]. URL: http://dontr.ru/vesti/vesti-yug/master-iz-dagestana-za-25-let-smasteril-600-pandur/ (дата обращения: 19.05.2016).

18. Методисты Дома дружбы РД в гостях у мастера по изготовлению музыкальных инструментов Запира Курбанова [Электронный ресурс]: репортаж от 27.02.2015 г. URL: http://mahachkala.bezformata.ru/listnews/muzikalnih-instrumentov-zapira/30000065/ (дата обращения: 02.04.2016).

19. Секреты мастера // Дагестанская правда. 2015. 31 марта.

20. Султанов Ш. Личность, познавшая таинство дерева [Электронный ресурс] // Народы Дагестана: республиканский общественно-политический журнал. 2014. № 1. URL: http://www.narodidagestana.ru/vipusk/35/stat/lichnost_poznavshaya_ tainstvo_dereva/ (дата обращения: 02.04.2016).

21. Таинов Р. Р. Из личного опыта изготовления даргинского музыкального инструмента чугур // Фольклор и музыкальная культура народов Дагестана и Северного Кавказа: материалы региональной конференции. Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2006. С. 124-132.

22. Человек-оркестр, или Дагестанский Паганини [Электронный ресурс]. URL: http://mahachkala.bezformata.ru/listnews/ chelovek-orkestr-ili-dagestanskij/8425034/ (дата обращения: 17.05.2016).

23. Шабаева А. К. Деятели музыкальной культуры Дагестана. Махачкала, 2006. 166 с.

24. Юсупов Х. А., Муталимов М. А. Харбукцы: история и культура. Махачкала, 1997. 592 с.

25. Якубов М. А. Атлас музыкальных инструментов Дагестана. Махачкала, 2003. 240 с.

26. http://mktraveldub.ru/trip/master_class/gornyy_dagestan_s_mikhailom_kozhukhovym/ (дата обращения: 02.04.2016).

27. http://suleiman-stalskiy.ru/search/index.php?q=Даир+Абдурагимов&s=OK/ (дата обращения: 29.04.2016).

TRADITIONAL MUSICAL INSTRUMENTS OF DAGESTAN: MODERN MANUFACTURING PRACTICES

Abdullaeva El'mira Bashirovna, Ph. D. in Art Criticism Magomedov Amirbek Dzhalilovich, Doctor in History Institute of Language, Literature and Art of Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

elklas@mail. ru; amirbek. 49@mail. ru

The article considers the musical-commercial traditions of Dagestan. By the example of some masters' creative work the features of such traditions existence are shown. It is noted that small commercial seats on national musical instruments manufacturing have formed in the republic today, and buyers come from neighboring Azerbaijan, North Caucasus republics and other places for the purchase of Dagestan masters' products. Taking into account the rare nature of these handicrafts, the authors propose to take these trades under special state care.

Key words and phrases: artistic handicrafts; musical culture of Dagestan; traditional musical instruments; folk craftsman; chungur; revival of musical-commercial traditions.

УДК 78; 787.8; 78.082.2; 78.082.4 Искусствоведение

В статье предпринято последовательное рассмотрение произведений крупной формы для альтовой домры, впервые представлен список оригинальных сочинений для инструмента. Музыкально-стилистические характеристики произведений для альтовой домры, написанных в крупной форме, достаточно разнообразны и отражают современные тенденции развития музыкального искусства. Появление оригинальных сочинений для домры-альт в значительной степени способствует утверждению традиционно оркестрового инструмента в качестве солирующего.

Ключевые слова и фразы: народные инструменты; альтовая домра; репертуар; крупная форма; оригинальные сочинения; композитор.

Абсалямова Фарида Фаритовна

Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова farida. absaliamova@gmail. com

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ ДЛЯ АЛЬТОВОЙ ДОМРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ

Одним из наиболее актуальных направлений в области истории и теории исполнительского искусства на струнных народных инструментах продолжает оставаться изучение проблем репертуара. В настоящей статье основной целью рассмотрения станет общая характеристика произведений крупной формы для альтовой домры, сравнительно недавно ставшей солирующим инструментом.

Известно, что современная домра была сконструирована в 1896 году благодаря целенаправленным изысканиям В. Андреева и С. Налимова. В течение практически пятидесяти лет домра различных конструктивных разновидностей существовала лишь как оркестровый инструмент. Новый этап в ее становлении начинается в 1945 году, когда Н. Будашкиным было написано первое произведение крупной формы для домры малой. По мнению исследователей, появление произведения крупной формы доказало состоятельность малой домры как солирующего инструмента. В частности, А. Пересада указывает: «Можно смело сказать, что с этого произведения начинается новый период в истории домрового исполнительства, поскольку концерт послужил началом создания оригинальной литературы» [4, с. 29].

Домра альтовая приобрела статус солирующего, концертного инструмента гораздо позже. Впервые композиторы обратили свое внимание на нее лишь в конце 70-х годов прошлого века. Именно тогда появились первые произведения для альтовой домры; в основном это были пьесы-миниатюры или небольшие сюиты, состоящих из двух-трех пьес, - среди них отметим «Марш» А. Ларина, «Адажио» и «Юмореску» И. Тама-рина. Первое крупное сочинение для альтовой домры было создано только в 1977 году. Именно тогда С. Губайдулиной был написан цикл из трех сюит для малой, альтовой и басовой домр. Каждая из сюит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.