Научная статья на тему 'Натурная постановка как условие развития творческих способностей в процессе обучения живописи'

Натурная постановка как условие развития творческих способностей в процессе обучения живописи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ / PAINTING / НАТУРНАЯ ПОСТАНОВКА / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVE WORK / ОБУЧЕНИЕ / TEACHING / СТУДЕНТ / STUDENT / ТОНОВЫЕ И ЦВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / TONE AND COLOR RELATIONS / LIFE SETTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Писаренко Сергей Александрович

В статье анализируются различные аспекты организации натурных постановок в связи с задачей развития творческих способностей на занятиях живописью. Затрагиваются формальные и содержательные стороны составления учебных постановок на примере обучения студентов художественных и дизайнерских специальностей Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета. Уделено внимание вопросам зрительного восприятия учебных постановок. Рассмотрена взаимосвязь процесса приобретения живописных умений и навыков с развитием творческого потенциала и композиционного мышления студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Писаренко Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life-setting as a Condition of Creative Abilities Development at Teaching Painting

The article considers the issues of the life settings organization aiming at the development of creative abilities of students at painting classes and the formal and substantive aspects of academic settings composing (as exemplified in the training of art and design students of the Academy of Architecture and Arts of Southern Federal University). The problems of the life settings visual perception are examined as well as the interrelation of the artistic skills acquisition process with the development of the creative potential and of compositional thinking of students.

Текст научной работы на тему «Натурная постановка как условие развития творческих способностей в процессе обучения живописи»

С. А. Писаренко

УДК 75(07)

НАТУРНАЯ ПОСТАНОВКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ

Преподавание живописи в высших и средних специальных учебных заведениях осуществляется преимущественно на основе выполнения изображений с натурных постановок, умелая организация которых необходима для успешного обучения и развития творческого потенциала студентов. Обучающая функция постановок неоднократно рассматривалась в учебно-методической литературе и специальных исследованиях [4; 7; 10]. Вопросы организации учебных постановок как одного из условий становления творческих качеств студентов также затрагиваются в современной художественной педагогике [2; 3; 5; 8; 9]. Тем не менее анализ имеющихся публикаций дает основание говорить о том, что в этих вопросах можно выделить ряд аспектов, которые представляются заслуживающими внимания в плане дальнейшего теоретического осмысления и разработки практических методик проведения занятий по живописи.

Разделение возникающих в процессе обучения живописи задач на учебные и творческие является довольно условным, детальное рассмотрение этих задач неоднократно убеждает в их неразрывной взаимосвязи. Феномен художественного творчества является весьма многоаспектным, и в связи с этим вряд ли возможно строгое количественное определение «степени творчества» в изобразительной деятельности. Однако научный анализ различных сторон процесса становления творческих способностей при обучении живописи возможен.

Целью настоящей статьи является рассмотрение различных сторон организации натурных постановок в связи с задачей развития творческих способностей в условиях обучения живописи на примере подготовки студентов художественных и дизайнерских специальностей Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета. Основные задачи статьи состоят в раскрытии ряда аспектов составления постановок в плане их формальной организации и предметного содержания на основе знания психологии восприятия и психофизиологии.

В истории художественного образования имеются примеры различного отношения к возможностям учебных постановок в плане стимулирования творческой активности обучающихся. Известное требование поправки натурных штудий в соответствии с античными идеалами красоты, принятое в академическом образовании в XVIII - первой половине XIX вв., по сути, было направлено на творческое осмысление натуры, хотя в данном случае художественное творчество ориентировалось на древние образцы. Во второй половине XIX - начале ХХ вв. по мере развития критического реализма в искусстве учебная трактовка натуры в духе идеального образа сменилась ориентацией на образ-тип [8, с. 72-73], что отчетливо проявилось в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, демократическая направленность преподавания в котором заметно отличалась от консервативных установок Академии художеств. В настоящее время творческое постижение натуры в меньшей степени ограничено рамками единых для всех учащихся образных установок, в значительной мере подразумевая индивидуальное осмысление натурного мотива.

Творческое постижение натурной постановки начинается еще до начала выполнения изображения при выборе наилучшей точки зрения на натуру. Некоторые педагоги рекомендуют выполнить несколько эскизов постановки с разных точек зрения, чтобы найти наилучший вариант компоновки. В плане стимулирования творческой активности на

20/6-

занятиях живописью представляет интерес задание, при котором студенты, исходя из имеющихся предметов, делают эскизы будущего натюрморта, после чего выбираются наиболее интересные варианты и составляется постановка [9].

Иногда приходится сталкиваться с мнением, согласно которому верное воспроизведение особенностей натуры в живописи противоположно творческому осмыслению изобразительного процесса. С подобным мнением, однако, вряд ли можно согласиться. Творческие проявления индивидуальности в учебной работе могут заключаться в особенностях компоновки, использовании выразительных возможностей художественных материалов, характере нанесения красочного слоя и т. п. Кроме того, при верном нахождении основных тоновых и цветовых отношений возможны небольшие индивидуальные различия в общем колористическом решении этюдов. Так, работа в целом может быть решена чуть теплее или холоднее по цвету, несколько менее или более контрастно и при этом не противоречить требованиям реалистического изображения. Даже если то или иное небольшое изменение цветовой гаммы этюда по сравнению с натурой (при верно взятых больших отношениях) не является следствием специального намерения студента, то и такой результат может оказаться значимым в плане дальнейшего становления творческих способностей. Студент может проанализировать этот результат и сделать выводы о том, каким образом то или иное изменение колористического строя работы влияет на выразительные качества живописи.

Постижение натуры при изображении учебной постановки позволяет пополнить запас умений и навыков студентов, что является основой для творчества. И даже если учебное задание предполагает усиление декоративных качеств в изображении, то и в этом случае важно, чтобы студент имел опыт реалистической трактовки натурного мотива. В декоративном изображении могут специально заостряться некоторые особенности колористического строя натурного мотива.

И чтобы осуществлять подобное изменение цветовых отношений, нужно иметь практические навыки их верного отображения в соответствии с характером натуры.

Уже на ранних этапах обучения важно, чтобы студенты учились воспринимать натурную постановку не просто как некоторый набор предметов и драпировок, а как сочетание тонально-цветовых масс, от композиционного распределения которых зависит выразительность изображения. Целесообразно организовывать постановки таким образом, чтобы заострять внимание на формальных аспектах композиции, таких как контрасты и нюансы, ритм, статика и динамика и т. п., имеющих непосредственное отношение к задаче развития творческих способностей. В этом плане желательно, чтобы прослеживалась взаимосвязь между заданиями по учебным предметам «живопись» и «основы композиции». Кроме того, важно, чтобы студенты сознательно учились выделять главные и второстепенные элементы в изображении.

На характер натурной постановки большое влияние оказывает освещение. С помощью освещения можно подчеркнуть объемность формы, что наблюдается при боковом рассеянном свете. И напротив, натурный мотив выглядит уплощенно в условиях контражура и сильного прямого света. При изменении освещения меняется впечатление зрительной тяжести или легкости отдельных элементов постановки. Кроме того, освещение позволяет в ряде случаев усилить ритмическое начало в изображаемом мотиве. Важно, чтобы студенты представляли, что освещение является одним из существенных факторов композиционной выразительности, и учитывали это в собственной творческой работе.

Опыт автора и его коллег свидетельствует, что для стимулирования творческого композиционного мышления целесообразно иногда предлагать студентам выполнять изображения натурных постановок на значительно вытянутом по высоте либо ширине формате. Составление соответствующих «растянутых» по вертикали или горизонтали

постановок требует от преподавателя некоторых дополнительных затрат времени и композиционного чутья. Кроме того, при выполнении подобных заданий особенно важно избегать неудачных ракурсов, поэтому такого рода постановки более целесообразно ставить в аудиториях с небольшим числом студентов. При учете этих аспектов создание подобных постановок представляется оправданным: благодаря выполнению таких заданий студенты начинают лучше чувствовать, каким образом соотношение вертикальных и горизонтальных параметров влияет на производимое живописной работой эмоциональное впечатление.

Говоря о формальных аспектах организации постановок, не следует забывать и об их содержательной стороне. Как правило, умело составленная тематическая постановка вызывает эмоциональный отклик у студентов, способствуя тем самым повышению учебной мотивации и творческой активности. Примеры тематических решений довольно разнообразны: к ним можно отнести постановки, решенные в духе национальной или исторической тематики, связанные с праздничными событиями (Рождество, Пасха, Венецианский карнавал и пр.), варианты постановок с включением атрибутов искусств (живопись, музыка, театр), постановки, посвященные тем или иным сторонам повседневной жизни (возможные темы таких постановок: «чаепитие», «деревенский натюрморт» и пр.). В разное время года имеются различные возможности для создания постановок. Наиболее благоприятным временем в этом отношении считается осень, когда имеются широкие возможности для включения в постановки различных овощей, плодов и другого природного материала: веток калины, рябины, облепихи, специальным образом засушенных опавших листьев и т. п.

Физиологическую основу заинтересованности, возникающей в случае, если постановка своими качествами привлекает внимание студента, составляет ориентировочный рефлекс. При возникновении ориентировочного рефлекса, являющегося реакцией на

вызывающий интерес значимый раздражитель, в организме происходит ряд экспериментально установленных изменений: расширяются сосуды головы, повышается активность модулирующей системы мозга, определяющей общий тонус организма, снижается частота сердечных сокращений и пр. [1, с. 62]. Подобные изменения способствуют активному восприятию информации и продуктивной интеллектуальной деятельности [1, с. 333-334].

Иногда студенты демонстрируют стремление принять личное участие в составлении постановок. В педагогической практике автора были случаи, когда студенты вместе с преподавателем договаривались о характере будущей постановки, приносили предметы и детали костюма для позирующего натурщика и участвовали в процессе ее создания. Подобная совместная работа может иметь положительный эффект в плане развития художественного вкуса и творческих возможностей студентов, но все же ведущая роль в определении характера натурной постановки, в соответствии с требованиями процесса обучения, должна принадлежать педагогу. Признавая возможность участия студента в создании постановки, важно не упускать из виду основные методические задачи, возникающие на данном этапе обучения.

Следует поощрять стремление студентов самостоятельно ставить и писать натюрморты. На первый взгляд может показаться, что в домашних условиях возможности подбора предметов для постановок сравнительно невелики. Однако опыт ряда мастеров изобразительного искусства (Сурбаран, И. Машков, В. Ф. Стожаров и др.) свидетельствует о том, что из предметов повседневного обихода можно составить выразительные постановки при условии творческого отношения к этому процессу.

Немаловажно, чтобы используемые в ходе учебных занятий методы и средства обучения соответствовали характеру натурной постановки. В частности, значительный обучающий эффект достигается, если особенности учебной постановки продуманно сочета-

20/6-

ются с наглядными средствами на занятиях живописью.

При составлении постановок и формулировании учебных задач необходимо учитывать специфику живописной подготовки для конкретной специальности. Например, при обучении студентов, обучающихся по специальностям «Дизайн» или «Декоративно-прикладное искусство», больше внимания уделяется декоративной трактовке изображаемого мотива, что предполагает соответствующий творческий подход к формальной организации работы. В свою очередь, обучение будущих живописцев подразумевает внимательное изучение натуры на протяжении длительного периода обучения, что является одним из факторов дальнейшего продуктивного творчества.

В рамках рассматриваемых вопросов представляется желательным уделить внимание особенностям выполнения краткосрочных живописных набросков фигуры человека. Как правило, такой набросок выполняется на бумаге акварелью или темперой в ограниченной цветовой гамме (например, с использованием только земляных красок) за период времени порядка 10-20 минут. В условиях учебной аудитории при выполнении живописных набросков студенты обычно сами поочередно позируют своим однокурсникам. В этом случае фигура позирующего студента представляет собой, в сущности, натурную постановку, рассчитанную на короткий промежуток времени.

О значении выполнения живописных набросков для развития творческих возможностей студентов можно говорить в двух основных аспектах. Во-первых, приобретая опыт изображения фигуры в различных ракурсах, студенты накапливают материал для будущих композиций. Во-вторых, в «быстрых» набросках нет возможности воспроизвести натуру во всех подробностях, в силу чего приходится искать более лаконичные изобразительные решения с учетом особенностей художественных материалов. В характере этих решений проявляется творческое отношение студента к изобразительному

процессу, что впоследствии оказывает влияние на результаты выполнения многосеанс-ных крупноформатных работ.

Чтобы избежать монотонности при выполнении живописных набросков, могут использоваться различные варианты подобных заданий. Например, студентам можно предложить изобразить фигуру в определенном положении по представлению, после чего позирующий студент становится в то же положение и выполняется рисунок с натуры. Подобные задания способствуют развитию творческого воображения и эффективно обогащают зрительный опыт студентов. Кроме того, можно попросить студента постараться через позу выразить некоторое переживание, что позволяет сделать процесс обучения более эмоциональным.

В связи с тематикой данной статьи представляется заслуживающим внимания вопрос о психологических механизмах творчества, относящийся к числу сложнейших научных проблем. Согласно современным представлениям, в основе творческого акта лежит явление внезапного формирования новых нервных связей в результате устранения доминантного нервного возбуждения, что на субъективном уровне воспринимается как вспышка озарения [1, с. 291]. При этом «внезапность» озарения является не результатом случайного совпадения, а закономерным следствием увлеченности работой, приводящей к возникновению доминантного состояния.

С позиций физиологии необходимым условием продуктивного творчества является оптимальное функциональное состояние организма. При этом «изучение механизмов оптимизации функционального состояния приводит к представлению о его связи с ориентировочным рефлексом» [1, с. 291]. Творческий процесс связан с ориентировочно-исследовательской деятельностью, проявляющейся как во внешнем, так и во внутреннем плане. Внешние проявления ориентировочных реакций связаны с интересом к новой и значимой для индивида информации из окружающего мира; источником такой инфор-

мации может и должна быть натурная постановка. Ориентировочные реакции могут быть также направлены внутрь субъекта, в этом случае они возникают на новые мысли и образы. Ориентировочные реакции как во внешнем, так и во внутреннем плане связаны с положительным эмоциональным фоном, который является одним из условий успешности творческой работы [1, с. 291]. Таким образом, стимулируя ориентировочные реакции (в частности, путем организации натурных постановок), можно способствовать повышению творческой активности.

Формирование новых нервных связей в творческом акте осуществляется на уровне подсознания, а оценка - на уровне сознания [1, с. 291]. Непосредственный момент возникновения творческой идеи не определяется сознанием, однако вероятность творческих проявлений можно увеличить путем сознательных усилий, что достигается в процессе обучения по мере приобретения опыта соответствующей деятельности.

В заключение можно заметить, что возможности организации натурных постановок для раскрытия творческих способностей при обучении живописи весьма широки и многообразны. Учет различных аспектов, касающихся как формального композиционного решения, так и тематического содержания постановок, дает возможность активно стимулировать проявления творческой индивидуальности и развитие композиционного мышления на занятиях живописью.

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются различные аспекты организации натурных постановок в связи с задачей развития творческих способностей на занятиях живописью. Затрагиваются формальные и содержательные стороны составления учебных постановок на примере обучения студентов художественных и дизайнерских специальностей Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета. Уделено внимание вопросам зрительного восприятия учебных постановок. Рассмотрена взаимосвязь процесса приобретения живописных умений и навыков с раз-

витием творческого потенциала и композиционного мышления студентов.

Ключевые слова: живопись, натурная постановка, творчество, обучение, студент, тоновые и цветовые отношения.

SUMMARY

The article considers the issues of the life settings organization aiming at the development of creative abilities of students at painting classes and the formal and substantive aspects of academic settings composing (as exemplified in the training of art and design students of the Academy of Architecture and Arts of Southern Federal University). The problems of the life settings visual perception are examined as well as the interrelation of the artistic skills acquisition process with the development of the creative potential and of compositional thinking of students.

Key words: painting, life setting, creative work, teaching, student, tone and color relations.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилова Н. Н. Психофизиология. -М.: МГУ, 2000. - 370 с.

2. Зинченко В. П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком: автореф. дисс. ... д-ра педагог. наук. - М., 1996. - 31 с.

3. Зинченко В. П., Стасевич В. Н. Творчество в учебном рисунке. - Ростов н/Д: РГПИ, 1989. - 52 с.

4. Ломов С. П., Яшухин А. П. Живопись. -М.: АГАР, 1999. - 232 с.

5. Никитенков С. А. Композиционное мышление как фактор творческого развития студентов художественно-графического факультета: автореф. дисс. ... канд. педагог. наук. -Липецк, 2000. - 23 с.

6. Писаренко С. А. Возможности стимулирования учебной мотивации студентов, обучающихся основам живописной грамоты: материалы IX Международной науч.-прак-тич. конф. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. Белгород, 31 марта 2015 г. / под общ. ред. М. Г. Петровой. -Белгород: ИП Петрова М. Г., 2015. - Часть V. -С. 113-117.

20/6-

7. Пучков А. С., Триселев А. В. Методика работ над натюрмортом. - М.: Просвещение, 1982. - 160 с.

8. Стасевич В. Н. Учеба, творчество, искусство. Слагаемые понятия культуры. - Ростов н/Д: ФГУ, 2014. - 160 с.

9. Ушанева Ю. С. Развитие художественно-образного мышления студентов младших курсов факультета изобразительного искусства на занятиях живописью: на материале натюрморта: дисс. ... канд. педагог. наук. -Ростов н/Д, 2009. - 254 с.

10. Яшухин А. П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985. - 288 с.

B. В. Абрамова

C. А. Булгакова

УДК 378.147

ХУДОЖЕСТВЕННО-

ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

РЕГИОНАЛЬНОГО

КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕССЕ

ПОДГОТОВКИ

ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ

лавной целью образования в XXI веке является подготовка нового свободного и творческого поколения, способного непрерывно совершенствоваться в профессиональной деятельности и духовном развитии личности. Образование рассматривается современным искусствознанием как ведущий элемент культуры, который выступает в виде освоения суммы созданных человечеством духовных и эстетических ценностей; одна из

форм осмысления целостного мира, которая играет роль посредника между культурными и социальными аспектами развития общества и является необходимым средством развития самой культуры.

Сложная социально-экономическая ситуация в России конца XX - начала XXI века особенно сильно отразилась на формировании духовной системы ценностей. Молодое поколение не всегда осознает себя носителем великого наследия отечественной культуры, не испытывает гордости и чувства национального достоинства. В современном информационном обществе обозначились теоретические тенденции к объединению национальных культур при сохранении их духовных ценностей, которые обогатят мировое культурное пространство, не нарушая его целостности. Стратегия равенства и единства культур в перспективе должна стать главным содержанием современной системы образования, в которой закладываются основы новой антропогенной цивилизации, существующей для человека. «Xочется верить, что эта зарождающаяся цивилизация сумеет обеспечить прогрессивное развитие народов, высокую степень их культурной самоидентификации и интеграции, поднимет творческий потенциал человека, снимет острейшие антагонизмы между социальными и национальными этническими группами населения, создаст условия для развития и духовного взаимообогащения народов Земли» [1, с. 14].

Важной особенностью совершенствования отечественной системы обучения на современном этапе является введение в учебные планы образовательных учреждений регионального компонента, в котором должны быть отражены специфика и разнообразие развития регионов, особенности их природных, национальных, исторических условий становления, а также культурное, художественное наследие.

В реализации нового содержания образования большое значение имеет каждый учебный предмет. Комплексное изучение регионального наследия и особенностей развития родного края должно стать очень важным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.