Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г. АЛИЕВА: К ИДЕОЛОГИИ АЗЕРБАЙДЖАНИЗМА'

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г. АЛИЕВА: К ИДЕОЛОГИИ АЗЕРБАЙДЖАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
263
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / AZERBAIJAN / СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / SOVIET UNION / ГЕЙДАР АЛИЕВ / HEYDAR ALIYEV / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛИЗМ / NATIONALISM / ПАНТЮРКИЗМ / PAN-TURKISM / АЗЕРБАЙДЖАНИЗМ / AZERBAIJANISM / NATIONAL SELF-IDENTITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рау Иоганн

В статье рассматривается вклад Гейдара Алиева в формирование и развитие концепции азербайджанизма. На основе экскурса в историю Азербайджана, автор исследует непростой путь идейной эволюции взглядов выдающегося политика на нацию, национальную традицию и национальную культуру. Показано, что на вершине своей политической карьеры Гейдар Алиев окончательно утвердился в верности давно созревавшей у него мысли о приоритете национального фактораперед всеми другими идеями, теориями, лозунгами и принципами: национальная идея оказалась куда балее жизнеспособной, чем это думали, да и сегодня еще думают защитники безграничной и безудержной глобализации.Защищая национальные интересы, в период существования СССР политик вынужден был лавировать и действовать исподволь. В годы независимости он в законченном виде сформулировал концепцию азербайджанизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL QUESTION IN THE ACTIVITY OF G. ALIYEV: TO THE IDEOLOGY OF AZERBAIJANISM

In the article viewed the contribution of Heydar Aliyev to the formation and development of the concept of Azerbaijanism. Based on the excursion into the history of Azerbaijan, the author researched the difficult way of ideological evolution of the views of an outstanding politician on the nation, national tradition and national culture. It is shown that at the height of his political career Heydar Aliyev finally established himself in the fidelity of his long-ripened thought about the priority of the national factor over all other ideas, theories, slogans and principles: the national idea was more viable than it was thought, and even today they think advocates of unlimited and rampant globalization. Defending the national interests, during the existence of the USSR, the politician was forced to maneuver and act gradually. In the years of independence, he in its complete form formulated the concept of Azerbaijanism.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г. АЛИЕВА: К ИДЕОЛОГИИ АЗЕРБАЙДЖАНИЗМА»

24. Борисов О.Б. Некоторые вопросы истории советско-китайских отношений / URL http://www.info-library.com.ua/libs/politologiya/39-pekin/156-o-b-borisov-nekotorye-voprosy-istorii-sovetsko-kitajskih-otnoshenij.html. (дата обращения 11.12.13).

15. Киссинджер Г. Дипломатия / Перевод В.В. Львова. Послесловие Г.А. Арбатова. - М.,1997. - С.656.

16. РябушкинД.С. Мифы Даманского. - М., 2004. - С. 364-368.

17. Сунь Цзы. «Искусство войны» // URL http://tululu.org/read82395/8/. (дата обращения 27.02.14). - С.8.

References and Sources

1. «Tridcat' shest' stratagem». Kitajskie sekrety uspekha/ Pod. red Malyavina V.V. URL http://read24.ru/download/book/--tridtsat-shest-stratagem/txt/. (data obrashcheniya 27.02.14).

2. Zayavlenie TASS ot 9 sentyabrya 1959 g.

3. Usov V.N. Istoriya KNR. /V.N. Usov: v 2 t. - M., 2006. - T.1.

4. Arhiv UMVD Rossii po Habarovskomu krayu. F.35. Op.24. D. 8. L.22

5. Istoriya mezhdunarodnyh otnoshenij na Dal'nem Vostoke 1945-1977 / Avt.kollektiv. M.S. Kapica, D.V. Petrov i dr. - Habarovsk 1978. - S.285

6. Prohorov A. K voprosu o sovetsko-kitajskoj granice. - M., 1975. - S.219.

7. Li Dan'huehj. Pogranichnye stolknoveniya KNR i SSSR v 1969 g.: prichiny i posledstviya//URL http://www.damanski-zhenbao.ru. (data obrashcheniya 11.12.13).

8. Li Dan'huehj. Nekotorye voprosy sovetsko-kitajskih otnoshenij v 1960-e gody. // Problemy Dal'nego Vostoka. - 2005. - №1. -S.111.

9. Goncharov S., Li Dan'huehj. O «territorial'nyh pretenziyah» i «neravnopravnyh dogovorah» v rossijsko-kitajskih otnosheniyah. Mify i real'nost'// URL http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/67295/. (data obrashcheniya 11.12.13).

10. Mlechin L.M. Kitaj - velikaya derzhava nomer odin? - SPb., 2012. - S. 169.

11. Istoriya mezhdunarodnyh otnoshenij na Dal'nem Vostoke 1945-1977 / Avt. kollektiv. M.S. Kapica, D.V. Petrov i dr. -Habarovsk, 1978.

12. Territorial'nye prityazaniya Pekina: sovremennost', istoriya / Avt. kollektiv G.V. Vasil'ev, M.V. Kapasov i dr. M., 1979. s.23

13. Cvetkov I.A. Politika SSHA po otnosheniyu k tajvan'skoj probleme, 1949 - 1999 gg. Glava 2. §2.3. Razrabotka novoj modeli amerikanskogo vovlecheniya, 1969-1979 gg. Diss. ... kand. ist. nauk. SPb., 2000 / URL http://www.usinfo.ru/c1.files/cvetkov.htm. (data obrashcheniya 20.01.14).

24. Borisov O.B. Nekotorye voprosy istorii sovetsko-kitajskih otnoshenij / URL http://www.info-library.com.ua/libs/politologiya/39-pekin/156-o-b-borisov-nekotorye-voprosy-istorii-sovetsko-kitajskih-otnoshenij.html. (data obrashcheniya 11.12.13).

15. Kissindzher G. Diplomatiya / Perevod V.V. L'vova. Posleslovie G.A. Arbatova. - M.,1997. - S.656.

16. Ryabushkin D.S. Mify Damanskogo. - M., 2004. - S. 364-368.

17. Sun' Czy. «Iskusstvo vojny» // URL http://tululu.org/read82395/8/. (data obrashcheniya 27.02.14). - S.8.

КАРЕВ БОРИС АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин ДВЮИ МВД России, профессор РАО, Хабаровск (karevdok.27@mail.ru)

ДОРОХОВ ВЯЧЕСЛАВ ЖОРЖОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, заместитель начальника кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России, полковник полиции.

ЗИНЯТОВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА - кандидат философских наук, доцент, начальник кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин, Дальневосточный юридический институт МВД России, Хабаровск. KAREV, BORIS A. -Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of social, humanitarian and economic disciplines of the Far Eastern Law Institute of Internal Affairs of the Russian Federation, Professor of the REA, (Khabarovsk)

DOROHOV, VYACHESLAV Z. - Ph.D. in History, Associate Professor, Deputy head of the department of social and humanitarian and economic disciplines, Far Eastern Legal Institute of Internal Affairs Ministry of Russia», police colonel (dorohova_elen@mail.ru)

ZINYTOVA, MARINA N. - Ph.D. in Philosophy, Head of the Department of social and humanitarian and economic disciplines, Associate Professor, Law Institute of the Far Eastern Affairs of Russia (Khabarovsk).

УДК 94(479.24)Алиев

РАУ И.А.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г. АЛИЕВА: К ИДЕОЛОГИИ АЗЕРБАЙДЖАНИЗМА

Ключевые слова: Азербайджан, Советский Союз, Гейдар Алиев, национальное самосознание, национализм, пантюркизм, азербайджанизм.

В статье рассматривается вклад Гейдара Алиева в формирование и развитие концепции азербайджанизма. На основе экскурса в историю Азербайджана, автор исследует непростой путь идейной эволюции взглядов выдающегося политика на нацию, национальную традицию и национальную культуру. Показано, что на вершине своей политической карьеры Гейдар Алиев окончательно утвердился в верности давно созревавшей у него мысли о приоритете национального фактора перед всеми другими идеями, теориями, лозунгами и принципами: национальная идея оказалась куда балее жизнеспособной, чем это думали, да и сегодня еще думают защитники безграничной и безудержной глобализации. Защищая национальные интересы, в период

существования СССР политик вынужден был лавировать и действовать исподволь. В годы независимости он в законченном виде сформулировал концепцию азербайджанизма.

RAU, I.

NATIONAL QUESTION IN THE ACTIVITY OF G. ALIYEV: TO THE IDEOLOGY OF AZERBAIJANISM

Keywords: Azerbaijan, the Soviet Union, Heydar Aliyev, national self-identity, nationalism, Pan-Turkism, Azerbaijanism.

In the article viewed the contribution of Heydar Aliyev to the formation and development of the concept of Azerbaijanism. Based on the excursion into the history of Azerbaijan, the author researched the difficult way of ideological evolution of the views of an outstanding politician on the nation, national tradition and national culture. It is shown that at the height of his political career Heydar Aliyev finally established himself in the fidelity of his long-ripened thought about the priority of the national factor over all other ideas, theories, slogans and principles: the national idea was more viable than it was thought, and even today they think advocates of unlimited and rampant globalization. Defending the national interests, during the existence of the USSR, the politician was forced to maneuver and act gradually. In the years of independence, he in its complete form formulated the concept of Azerbaijanism.

1. Истоки идеологии азербайджанизма.

В своем теоретическом и практическом решении национального вопроса применительно к Азербайджанской ССР и Азербайджанской Республике Гейдар Алиев опирался на богатое наследие азербайджанских мыслителей второй половины XIX - начала XX веков, а также на опыт Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920). Уже в конце XIX века реалистически мыслящие интеллигенты Северного Азербайджана пришли к выводу о необходимости перехода «от многовекового понятия общины к национализму» -ведущей, по мнению большинства этих интеллигентов, идее нового века [1]. А.А. Бакиханов, М.Ф. Ахундов, Г.Б. Зардаби и другие мыслители обосновали необходимость перехода от традиционного восточного медресе к современной светской школе, поставив на первый план национальные цели. Следом за великими азербайджанскими мыслителями шла кагорта просветителей - А. Гусейнзаде, А.М. Топчибашев, А. Агаев и др. В свете идей указанных выше мыслителей, они вынесли на своих плечах всю тяжесть перехода азербайджанцев от мусульманской общинности к азербайджанско-тюркскому национализму. Особая заслуга превращения идеи нацонального возрождения в цельную систему взглядов принадлежала М.Е.Расулзаде.

Вышедшая в 1918 году на историческую арену Азербайджанская Демократическая Республика, являясь светским государством, стала логически закономерным результатом перехода от исламской общинности к азербайджанско-тюркскому национализму. Азербайджанские просветители испытывали сильную моральную неудовлетворенность от того, что нация азербайджанцев не была представлена к началу ХХ века в ряду других народов, и поэтому при первой же возможности, создав АДР 28 мая 1918 года, они не преминули дипломатическим путем утвердить включение своей нации в ряды международного сообщества [2]. Это было большое событие, знаменовавшее достижение качественно нового рубежа молодым азербайджанским государством и азербайджанской нацией в целом.

Потомки высоко оценили деятельность азербайджанских лидеров начала XX столетия. Значительно позже, в 1998 году, в связи с 80-летием образования АДР, был издан указ Президента Гейдара Алиева, в котором отмечалось: «Азербайджанская Демократическая Республика осуществляла деятельность в напряженной и сложной общественно-политической обстановке, создавшейся внутри и за пределами страны. Меры, проведенные государством за короткий срок,оставили большой след в истории нашего народа. Предоставление всем гражданам, независимо от национальности, политической и религиозной принадлежности, равных прав, определение государственных границ, принятие атрибутов азербайджанской государственности, обьявление азербайджанского языка государственным языком создали прочную основу для будущей независимости Азербайджана. Шаги, предпринятые в области демократического государственного

строительства, экономики и культуры, образования, военного строительства - это основные направления, отображающие 23-месячную деятельность Азербайджанской Демократической Республики... Наш народ, восстановивший в 1991 году свою государственную независимость, использовал богатые традиции краткосрочной деятельности Азербайджанской Демократической Республики и на этом историческом наследстве создал независимое азербайджанское государство» [3].

Заметим, что именно на обсуждение сьезда мусульман Кавказа, проходившего в Баку 15-20 апреля 1917 г., впервые была открыто вынесена идея национально-территориальной автономии. Этот сьезд продемонстрировал ведущую роль в национально- демократических процессах партии «Мусават» и Тюркской партии федералистов. После бурных дискуссий сьезд принял резолицию, в которой были и следующие слова: «Признать, что формой государственного устройства России, наиболее обеспечивающей интересы мусульманских народностей, является демократическая республика на территориально-федеративных началах» [4].

Спор между сторонниками территориально-федеративного устройства России и сторонниками культурно-национальной автономии был продолжен в Москве на Всероссийском мусульманском сьезде. Против территориальной автономии возражали прежде всего социалисты. Они обосновывали свою позицию тем, что такая автономия приведет к уничтожению завоеваний революции, а наилучшим гарантом прав мусульман является центральное российское правительство в рамках культурно-национальной автономии.

М.Э. Расулзаде, выступивший в качестве основного докладчика, неопровержимыми доводами обосновал необходимость территориальной автономии. Выпячивавшим исламский фактор, он напомнил, что уже многие народы осознали, что «они в первую очередь тюрки, а затем уже мусульмане». Он настаивал на такой постановке вопроса: «Что такое нация? Я убежден, что нация основывается на факторах единства языка, исторических связей, обычаев и традиций. Порой тюрок, спрашивая у татарина о его национальности, слышит в ответ: я -мусульманин. Это ошибочное утверждение. Как не существует христианской нации, так нет и мусульманской нации. В большом доме мусульман должны быть отдельные квартиры тюрок, фарсов, арабов» [5]. И будущая государственность, в том числе и азербайджанская, должна покоиться на двух началах: «общечеловечности интересов» и свободе индивидуального развития народов, говорил Расулзаде на сьезде 3 мая 1917 года. Он не был пантюркистом, доказывал, что тюркские народы весьма существенно различаются между собой. Так, что их нельзя считать одной нацией. Тезисы М.Э. Расулзаде были приняты сьездом большинством голосов, и после победы на этом сьезде партии Тюркских федералистов и «Мусават» решили обьединиться. После обьединительного сьезда «Партия тюркских федералистов» направила своих представителей в Ташкент и Туркестан [6], [7].

Октябрьский переворот 1917 года еще более усилил веру народов Российской империи в достижимость национального суверенитета. Вера эта опиралась на важнейшие декреты, принятые большевиками в первые дни октьябрьского переворота. «Декрет о мире», «Декларация прав народов России», «Обращение к трудящимся мусульманам Росии и Востока» создали хорошую политико-правовую базу для самоопределения народов, входивших в Российскую империю. Однако скоро выяснилось, что эти документы носили пропагандисткий характер и были далеки от действительных намерений большевиков. В.И. Ленин явно не чувствовал себя связанным с официально данными обещаниями - обеспечить максимум самостоятельности для национальных, областных и прочих образований. Тезис о классовом единстве пролетарски-крестьянских масс, независимо от их национальности, потеснил рассуждения об автономии и самоуправлении территорий [8].

Этого же мнения придерживается и американский историк Р.Такер: «Когда империя действительно стала распадаться под влиянием войны и революции, Ленин столкнулся с дилеммой. Как враг великорусского национализма он был склонен уважать право наций на самоопределение. Но как революционный государственный деятель он желал сохранить

империю максимально больших размеров под управлением большевиков» [9]. И это ничего хорошего делу суверенитета многочисленных народов России не обещало. Как известно, Азербайджан вновь утратил независимость, в итоге получив ее паллиатив в виде особой союзной республики в рамках СССР.

2. Гейдар Алиев как политик и национальный лидер Советского Азербайджана.

Пройдя долгий политический путь, на исходе ХХ века Гейдар Алиев окончательно утвердился в понимании верности уже достаточно давно созревавшей у него мысли о приоритете национального фактора перед всеми другими идеями, теориями, лозунгами и принципами. Национальная идея оказалась куда более жизнеспособной, чем это думали, да и сегодня еще думают защитники безграничной и безудержной глобализации. На этом фоне примечательно, что руководитель Центра исследования исламской истории, культуры и искусства Организации Исламской конференции Халид Эрен характеризовал Гейдара Алиева как «достойного евразийского государственного человека», имея в виду международное значение деятельности Президента Азербайджана [10].

Интересным является и то обстоятельство, что на международном симпозиуме «Исламская цивилизация на Кавказе» важнейшими темами были не вопросы цивилизации, а проблемы культуры: «Развитие исламской культуры на Кавказе», «Культура Ислама и модернизация», «Материальные и культурные памятники Ислама на Кавказе» и т.д. Для политика-реалиста, каким всегда был Гейдар Алиев, отсюда следовал важнейший вывод: спасение нации возможно только через спасение и усиление национального государства [11]. Это подтверждается уже опытом его политической деятельности в условиях СССР. Сделав блестящую карьеру, Г. Алиев и в бытность пребывания на высших постах в Азербайджанской ССР, и в годы пребывания в Москве, довольно успешно применял метод «качелей». Стремясь, с одной стороны, выглядеть в глазах Кремля убежденным и поледовательным противником «националистических завихрений» и «религиозных пережитков», с другой стороны, он стремился к тому, чтобы не в меру ретивые борцы с этими «завихрениями» и «пережитками» в Азербайджанской ССР не понимали призывы кремлевских идеологов буквально и не «перегибали палку».

К примеру, на пленуме ЦК КП Азербайджанской ССР (29 октября 1971 г.) он резко критиковал национальные творческие кадры республики - сотрудников журнала «Азербайджан гадыны», редактора альманаха искусств «Кобыстан» («Гобустан») Анара Рзаева, автора рассказа «В один прекрасный день» Максуда Ибрагимбекова и руководство журнала «Литературный Азербайджан» в котором этот рассказ был помещен; Сабиру Ахмедову за роман «Мера земли», поэта Халила Рзу и многих других. Эти представители азербайджанской литературы и искусства обвинялись в идеологической и мировоззренческой неразборчивости, в националистических, пантюркистских и панисламистких тенденциях, в отсутствии критического освещения религии, в наличии протурецкой пропаганды и др.

Нужно признать, что для этого существовали в чем-то вполне объективные причины. К примеру, в «Гобустане» нередко использовались турецкие слова так как в азербайджанском языке того времени «было очень мало терминов по искусствоведению, скажем, по станковой живописи, балету, симфонической музыке, то есть всему тому, что пришло в нашу культуру уже в ХХ веке». Поэтому авторы альманахов вынуждены были заниматься как слотворчеством, так и заимствованиями из наиболее близкого турецкого языка [12]. Но именно эти эксперименты стали выдавать за пантюркизм!

Такого рода критика, естественно, приветствовалась кремлевскими идеологами. Но они не обратили внимания (к счастью для Г. Алиева) на то удивительное обстоятельство, что в Азербайджанской ССР «не появилось» ни одного диссидента, ни одного национального творческого работника, который бы преследовался за творчество, как это было во всех остальных (за исключением, может, быть трех прибалтийских) союзных республиках СССР.

Альманах «Гобустан» был, по сути, странным изданием, ибо не входил в реестр ЦК КПСС; на него нельзя было подписаться. Альманах выходил как издание издательства

Азернешр, затем числился при министерстве культуры. В принципе, Г. Алиев мог закрыть его или заменить его редактора в любой момент, но не сделал этого, ограничившись официозной критикой. Позже, уже будучи президентом независимой Азербайджанской Республики, Г. Алиев так обьяснял эту «мягкость» и отсутствие преследований национальных творческих работников после их «суровой» идеологической критики на примере альманаха «Гобустан»: «В то время он пропагандировал нашу национальную культуру, традиции, национальный дух. Пропагандировал, в отличие от официальных журналов, и пробуждал в людях национальное самосознание, воспитывал уважение в своей истории, своему прошлому, своей культуре. Тогда ведь время было такое - считалось, что до Октября у нас вообще ничего не было, все нашему народу дал Октябрь... А эти молодые люди говорили истину и призывали людей к правде» [13].

Приведем и другой пример. В середине 60-х годов прошлого века, в соответствие с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, во всех союзных республиках были созданы Главные редакции по подготовке национальных энциклопедий. В декабре 1965 года в должности главного редактора Азербайджанской Советской энциклопедии был утвержден известный азербайджанский поэт и общественный деятель Расул Рза. Вопреки партийно-идеологическим установкам советского периода, Р. Рза был против пагубной тенденции изображать азербайджанцев отсталой нацией, не имевшей до Октября ни своей культуры, ни исторически значимого прошлого. А Низами, Хагани, Насими, а Шах Исмаил, М.Ф. Ахундов и многие другие, спрашивал Рза, это ли не звезды культурных достижений азербайджанского народа. И в первый том Азербайджанской энциклопедии вошли не только выдающиеся деятели азербайджанского народа, независимо от их политических или мировоззренческих взгладов, но многие представители тюркоязычного ареала. А всевозможным партийным лидерам, в особенности армянской национальности, в первом томе было отведено скромное место. Кроме того Р. Рза считал, что в энциклопедии должны найти широкое отражение подлинные, азербайджанские названия сел и населенных пунктов Армении и Грузии, в которых компактно проживали азербайджанцы.

Это было тогда тем более своеременно, что в Армениии и Грузии начали переименовывать названия деревень, рек, гор и горных перевалов, которые испокон веков имели тюркские названия. Фактически уничтожалась историческая память азербайджанцев Кавказа, чего Рза, как истинный народный поэт, терпеть не мог. Необходимым считал Рза и введение в энциклопедию термина «азери» - «народ азери», «язык азери». Он справедливо полагал, что «азербайджанцем», т.е. жителем Азербайджанской ССР может быть и русский, и грузин, живущие здесь. А в термине «азери» утверждается именно название коренного, автохтонного народа на территории республики. К сожалению, термин «азери», хотя и был признан научным, был исключен из последующих советских изданий энциклопедии как идеоологически неприемлемый для широкого читателя [14]. При оценке этого решения надо помнить и о том, что заместителем главного редактора Большой Советской Энциклопедии в Москве был в то время Левон Степанович Шаумян.

Фантастическим является то обстоятельство, что Г. Алиев сумел добиться присуждения поэту Расулу Рзе, ранее раскритикованному советскими идеологами в «пух и прах», к его 90-летию звания Героя Социалистического Труда! Это, конечно же, свидетельствует и о любви Г. Алиева к азербайджанской национальной культуре, и о его необычайной политической смелости. И он, несомненно, понимал что звезда Героя Социалистического Труда - не просто нагрудный знак. Она означала высоту престижа азербайджаноязычной культуры во всесоюзном масштабе [15].

В 70-е - начале 80-х годов Г. Алиев добился также присвоения звания Героев Социалистического Труда таким представителям азербайджанской культуры как Кара Караев, Фикрет Амиров, Ниязи, Рашид Бейбутов, Таир Салахов, Сулейман Рагимов, Сулейман Рустам, Мирза Ибрагимов, Микаил Усейнов. Познее, вспоминая как он «пробивал» эти высокие звания, Г. Алиев подчеркнул: «Присуждение большой группе

азербайджанской интеллигенции самых высоких наград государства за столь короткий срок подняло уважение ко всему народу...» [16, с. 70].

Ныне всем ясно, что партийным лидерам национальных республик приходилось работать, искренне защищая национальные интересы своих народов, в жестких идеологических рамках. И чаще всего им приходилось прибегать к тому, что сегодня стыдливо называется «политической двойной моралью». Здесь приходится с прискорбием заметить, что вообще подходить к политике с точки зрения и ндивидуальной морали - это голый утопизм: политика репрезентирует (если это политика) реальные интересы больших устойчивых групп людей ( племен, народов, наций, государств и их союзов). Эти интересы различных больших групп людей, как правило, не толко не совпадают, но и противоречат друг другу. Общие моральные принципы, как бы привлекательно они для простого человека не звучали, для политика и его дела мало что дают: ему-то не всеобщие, а конкретные групповые интересы, главным образом, надо остаивать.

Не избежал этого «раздвоения» и Г. Алиев, особенно в первый период своего руководства республикой. Позже, став президентом независимой Азербайджанской Республики, он прямо признавал, что, защищая национальные интересы, вынужден был лавировать и действовать исподволь. Раздражать Кремль было бы в те времена, мягко говоря, «малопродуктивно». «Когда я работал в КГБ, я многое видел. С первых дней я стал свидетелем односторонней политики, проводимой Москвой в отношении тюркоязычных наций. И хотя внутренне я восставал против этого, в жизни не мог проявлять эти чувства. Работая первым секретарем ЦК КП Азербайджана, я не мог выступать против политики Москвы, конфликтовать с Центром. Москва проводила цельную имперскую политику. Если бы я пошел против них, то, во-первых, ничего бы из этого не вышло, а, во-вторых, Алиева бы уничтожили, как других секретарей страны.

Я начал постепенно пробуждать национальные чувства народа, родной нации. Мечтал, чтобы национальные чувства, национальное пробуждение азербайджанских тюрков стали реальностью. Однако я делал это исподволь, чтобы не беспокоить, не раздражать Москву» [17, 8.159].

И действительно, если сравнить общение Г. Алиева на официальных форумах и в неформальной обстановке - это будут совершенно различные вещи. В своих публичных выступлениях он не забывал призывать азербайджанскую интеллигенцию к активной борьбе против буржуазных фальсификаторов, пропагандировал интернационализм, восхвалял русский язык, требовал улучшения его преподавания и т.д. Однако беседуя тет-а-тет с писателями республики, он постоянно возвращался к волновавшей его теме роли и значении азербайджанского языка в формировании интернационального самосознания. И никто из представителей азербайджанской творческой интеллигенции, в отличие от многих партийных функционеров, не писал доносов на «националиста» Г. Алиева.

В 70-е годы первый секретарь ЦК КП Азербайджанской ССР Алиев добился Государственной премии группе азербайджанских ученых-языковедов - авторов четырехтомного учебника «Современный азербайджанский язык»: «Присуждение премии означало, что возрос авторитет азербайджанских языковедов. Ведь именно языковеды начали развивать мышление нации. С этой точки зрения премия принесла большую пользу. После этого сфера употребления нашего языка расширилась. И это вполне естественно: тогда ведь как было - участок, работников которого отметили высокой государственной наградой, начинал развиваться».

Гейдар Алиев среди прочих достижений Азербайджанской ССР в составе Советского Союза всегда особо отмечал развитие азербайджанского языка: азербайджанский язык за всю историю не обогатился настолько, насколько в шестьдесят лет советской власти. Не было написано столько книг, столько романов, столько стихов, столько рассказов сколько за эти шестьдесят лет. И лексичекий состав азербайджанского языка обогатился в эти годы невиданно.

Отметим еще одну заслугу Гейдара Алиева - присуждение Государственной премии Зие Буниятову за книгу «Азербайджанское государство Атабеков». В свое время на Зию Буниятова навешивали всякие ярлыки вроде «националиста», «шовиниста». Одно время Гейдар Алиев тоже критиковал ученого. Но, в конечном счете, он же и защитил Зию Буниятова от нападок. Более того, «националист» стал лауреатом Государственной премии. После присуждения этой премии прежние хулители Буниятова стали писать, что Алиев сам националист [16, с.78], потому что дал националисту Буниятову государственную премию [18]. Этому свидетельству первого президента независимой Азербайджанской Республики можно вполне доверять.

Впрочем, в национализме известные круги в Азербайджанской ССР обвиняли даже ее основателя Наримана Нариманова. Об этом говорит хотя бы та скандальная шумиха, которая развернулась в Москве и в Баку по поводу празднования 100-летия этого выдающегося коммунистического азербайджанского государственного деятеля, одного из первых председателей ЦИК СССР. В силу интриг, юбилей Нариманова был отложен на два года, да и поставить памятник ему оказалось совсем непросто.

В традиционную форму советской культуры - национальной по форме и социалистической по содержанию - Г. Алиев сумел вложить абсолютно новое значение. Все, что он делал, формально соответствовало требованиям марксистско-ленинской идеологии. Но в устоявшиеся, стандартные стереотипы он сумел втиснуть нечто такое, что в те годы трудно было понять и идеологически четко сформулировать, но что приводило к предельно ясным результатам в пользу Азербайджанской ССР и азербайджанской культуры. В условиях партийного диктата Г. Алиев добился возрождения национального духа, необычно стремительного развития азербайджанской культуры, направил исподволь внимание азербайджанской интеллигенции и всего азербайджанского народа к собственным историческим и культурным истокам.

В VII томе академической «Истории Азербайджана» говорится, что в 70-80-е годы в республике было открыто 87 новых музеев. К 1990 году функционировало уже 124 музея. Азербайджанский язык, азербайджанская литература, азербайджанская музыка, азербайджанская история - все пласты национальной культуры при Алиеве открывались заново и переосмысливались. Все говорит о том, что постоянный контакт с азербайджанской творческой интеллигенцией существенно изменил и самого Гейдара Алиева, расширил его кругозор, взрастил в нем неприятие узколобого консерватизма большинства советских партийных вождей. В годы, когда шла активная пропаганда русского языка, как языка межнационального общения, Гейдар Алиев делал все для того чтобы в Азербайджанской ССР утвердилась атмосфера настоящего, полноценного двуязычия.

2 октября 1975 года во Дворце им. В. Ленина (Баку) состоялось торжественное открытие Дней многонациональной советской литературы. Г. Алиев выступил здесь с яркой речью, в центре которой были Азербайджан, азербайджанская литература, азербайджанские достижения в области культуры и экономики. Эти же приемы самого настоящего, как сегодня говорят, «пиара» он использовал еще раньше в речи на открытии Дней литературы и искусства РСФСР в Азербайджане, которые проходили с 2 по 11 октября 1972 года. В ней Г. Алиев напомнил о дружбе между азербайджанским писателем и ученым А. Бакихановым и русским поэтом и драматургом А. Грибоедовым, о том факте, что Грибоедов с большим интересом изучал памятники самобытной материальной культуры Азербайджана, совершил поездку в Гянджу, где поклонился праху Низами. Расказал Г. Алиев российским писателям и о том, что Михаил Лермонтов живо интересовался историей Азербайджана и высоко ценил азербайджанский язык. Своему другу Раевскому он писал, что начал учить азербайджанский язык, который в тюркоязычной Азии так же необходим как «французский в Европе» [19]. Поведал Алиев и о том, что «Восточная поэма» Мирзы Фатали Ахундова была опубликована журналом «Московский наблюдатель» в переводе на русский язык и была названа «прекрасным цветком, брошенным рукой поэта на могилу Пушкина».

Не уставал Г. Алиев напоминать и о роли Азербайджанской ССР в победе над фашистской Германией. 31 октября 1973 года в Театре оперы и балета (Баку) состоялось торжественное собрание в честь 30-летия битвы за Кавказ. Здесь Алиев в своей речи сделал особое ударение на том, что бакинская нефть явилась одним из решающих факторов победы на фронтах Великой Отечественной войны. Он указывал на то, что Донецкий и Подмосковный угольные бассейны, Майкоп были оккупированы врагом. Грозненский нефтяной район стал прифронтовым. Все это резко сократило топливно-энергетические ресурсы страны. Баку с его промыслами и нефтеперерабатывающими заводами остался тогда, по существу, единственной базой снабжения Вооруженных сил, фабрик и заводов горючими и смазочными материалами. Три четверти всей нефти, добываемой в стране в те тяжелые годы, давала Азербайджанская ССР, представители которой не только на фронте, но и в тылу сыграли выдающуюся роль в победе.

Особого внимания в данном ряду заслуживают события, связанные с подготовкой в 1978 году (в соответствиии со статьями 75 и 81 проекта Конституции СССР) новой Конституции Азербайджанской ССР. Одним из камней преткновения при подготовке Основного закона республики стала тогда статья о государственном языке Азербайджанской ССР: из Москвы поступила команда этот пункт из проекта исключить. Г. Алиеву возражать было сложно, но имелись и воможности для маневра - подобная статья, задолго до этого уже действовала в Конституциях Грузинской и Армянской ССР. Имелся и прецедент: в 1956 году, при Имаме Мустафаеве в Конституцию была введена статья об азербайджанском языке, как государственном. Московские идеологи в ходе подготовки новой Конституции аргументировали свои требования по пункту о языке тем, что уже сложилась новая социалистическая общность - советский народ, что все сближаются на основе русского языка и поэтому статьи о государственных национальных языках в Конституциях союзных республик излишни. Эти соображения были адресованы всем закавказским республикам, так как только они имели статьи о государственном языке. Возникла непростая для этих республик ситуация. Их национальная творческая интеллигенция была возмущена таким неприкрытым давлением из Москвы. А в Грузии и вовсе происходило что-то напоминающее бунт национальных интеллектуалов - демонстрации профессоров; забастовки студентов потив отмены статьи о государственном языке и пр.

Первые секретари КП закавказских союзных республик Г. Алиев, К. Демирчан и Э. Шеварднадзе в этой ситуации решили: статьям о государственном языке в республиканских конституциях быть. Это был достаточно редкий, но показательный случай, когда солидарность руководителей союзных республик Закавказья помогла переломить упорство «кремлевских старцев», отстоять коренные национальные интересы. 21 апреля 1978 года 7-ая сессия Верховного Совета Азербайджанской ССР приняла новую Конституцию Азербайджанской ССР. Специальная статья 73 о языке, которая была изложена в предложенной Г. Алиевым редакции, определяла, что азербайджанский язык - это государственный язык; государство заботится о всемерном его развитии; русский язык и другие языки употребляются равноправно и свободно во всех органах и учреждениях; ограничения в употреблении языков не допускаются. Эта статья Конституции явилась замечательной победой Г. Алиева во имя будущей государственности независимого Азербайджана.

3. Победа «идеологии азербайджанизма».

Когда в 1993 г. Гейдар Алиев, придя снова к власти в Азербайджане, начал напряженно размышлять, как действовать дальше, как сплотить народ в разоренной стране, расколотом и деморализованном обществе, находившемся на грани гражданской войны и в состоянии войны с Арменией, самой приемлемой он посчитал идеологию национального согласия. Президент был убежден, что только политика сплочения всего народа может вывести республику из кризиса. «Не важно, к какой партии ты принадлежишь, сколько тебе лет, каково твое состояние. Только общенациональное согласие оттодвинет нас от страшной черты. Это понимает народ, понимают военные, коммерсанты, директора предприятий. Мы

не станем никого преследовать. Если ты либерал, если ты член Народного фронта, тебя не будут преследовать. Служи народу, жертвуй собой для народа. Вот идея, вот философия! И эта идеология, я думаю, будет сформулирована людьми литературы и искусства, религиозными проповедниками!» [19].

Президент независимой Азербайджанской Республики Гейдар Алиев стал инициатором разработки на новом этапе теоретических основ идеологии, призванной обьединить все общество - идеологии азербайджанизма. Так в жизнь вошел термин, теоретически новый и включающий в себя множество политических, идеологических и культурных измерений. В докладе на I сьезде азербайджанцев мира Г. Алиев сказал: «Мы -азербайджанцы. Родина всех нас - Азербайджан. Эта земля взрастила нас, как народ, как нацию, как личность. Поэтому в существе каждого из нас живет дух азербайджанства. И дух азербайджанства, идея азербайджанства должны стать тем, что связывает нас друг с другом и побуждает к еще более тесному сплочению. У каждого государства существует национальная идеология. И национальная идеология независимой Азербайджанской Республики - идеология азербайджанства» [17, S.157]. Эту идеологию нельзя понимать как растворение азербайджанской идеи в общетюркской и общеисламской идеях. Азербайджанизм интегрирует многослойную этническую культуру Азербайджана, включая тюркские корни, кавказские реалии, национально-демократические традиции, исламские истоки.

Как уже отмечалось, национально-демократические традиции восходят к творчеству выдающихся азербайджанских деятелей литературы, искусства, науки и политики второй половины XIX века и первых двух десятилетий XX века. В особенности это относится к основателям Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920) - Фатали-хан Хойскому, Насиб-беку Юсюфбейли, Мамеду Эмину Расулзаде и др. [1]. А 28 мая 1918 г. (День Республики) были заложены основы первого на Востоке демократического государства, стали реальностью слова Мамеда Эмина Расулзаде, сказанные 26 октября 1917 года на I сьезде партии «Мусават»: «Будет создано независимое азербайджанское государство, и это новое государство войдет в союз независимых государств». Время подвердило прозорливость политика.

В то же время Азербайджан, несмотря ни на что, остался неотьемлемой частью тюркского мира. В советские годы связи Азербайджанской ССР с Турецкой Республикой, культурные контакты, взаимообмен духовными ценностями, не говоря уже о политических контактах, были строго ограничены или просто запрещены. Но с обретением независимости искусственные идеологические, политические и культурные препоны остались в прошлом. Турецкая Республика первой признала независимость Азербайджанской Республики, оказала ей многообразную действенную помощь. Гейдар Алиев неоднократно напоминал об этом. Президента очень тронуло и то, что в Карсе был создан парк и бульвар, названные его именем.

Анализируя в данном контексте идейное становление и эволюцию взглядов Г. Алиева, отметим, что в юности Гейдар был «идейным» и абсолютно советским мальчиком, увлеченным идеями создания нового социалистического общества и нового социалистического человека. И это не удивительно, ведь он вырос в рабочей семье, при советском строе и отсутствии всякой открытой оппозиции в обществе, под влиянием «единственно истинной» марксистско-ленинской идеологии. Эта идеология была для него, как и для подавляющего большинства молодежи того времени, притягательна. К тому же начисто отсутствовали для этих молодых людей какие-либо альтернативы, кроме ислама, влачившего при Сталине жалкое, полуподпольное существование и не могущего в то время дать талантливым молодым людям сколько-либо надежных перспектив для дальнейшего роста. А марксизм выдвигал и поддерживал официально высокие моральные ценности, которых ни создатели этой идеологии, ни ее «воплотители» сами зачастую не придерживались.

Г. Алиеву импонировали принципы равенства людей, социальной справедливости. Особенно привлекательными для Гейдара-юноши были такие тогда популярные социалистические лозунги как «молодым везде у нас дорога» и «человек сам хозяин своей судьбы». К тому же жуткие сталинские репрессии обошли фимилию Алиевых, да и старшие братья Гейдара делали к тому времени, как бы в подтверждение вышеназванных лозунгов, успешную карьеру стремительно поднимаясь вверх по социальной лестнице. Отец Гейдара -Алирза Джафар оглу в 1839 году вступил в ряды ВКП(б). Для Алирзы это был осознаный выбор. Еще трудясь на бакинских нефтепромыслах до большевистского переворота, он симпатизировал большевикам, принимал участие в рабочих стачках и манифестациях, организовываемых большевиками, среди которых был и большевик И. Сталин. Взгляды любимого и уважаемого отца не могли не повлиять на мировоззрение его детей.

Репрессии миновали семью Алиевых, может быть, именно потому, что отец Г. Алиева работал в Баку в те времена, когда Сталин успешно организовывал там стачки рабочих. Он был свидетелем этой успешной деятельности. Такие свидетели высоко ценились Сталиным, как надежный «аргумент» против всех «разоблачителей» его прошлой деятельности.

Гейдар, как и большинство его сверстников, рос советским романтиком и идеалистом (не в философском смысле, а в смысле слепоты ко многим реалиям действительной советской жизни). Так, эти молодые люди почти никогда не говорили о деньгах, а иметь много денег даже почитали неприличным, не соответствующим «званию» советского человека. Они были готовы довольствоваться малым, необходимым, росли в материальном плане аскетами. Правда, в некоторых судьбоностных обстоятельствах Гейдар, не без подсказки и помощи своих успешных старших братьев, живших к тому времени в Баку, поступал вполне практически и «материалистически», с полным пониманием значимости денег для некоторых, по крайней мере, людей. Так, для того чтобы получить открепление в отделе народного образования в Шахбузе и перевод в распоряжение министерства он дал заведующей отделом Есаян «взятку» (слово, употребленное позднее самим Алиевым) в размере 30 рублей. По тем временам (шел 1939 год) это была значительная сумма. К тому же разоблачение во взяточничестве грозило в сталинские времена весьма суровыми карами [21], [22].

Позже, начиная программу грандиозных преобразованияй в республике, Алиев уже очень хорошо понимал, что, главным образом, эту миссию предстоит осуществлять молодежи, которая составляла более половины населения Азербайджанской ССР. Поэтотому, несмотря на колоссальную занятость, он непременно посещял все молодежные форумы республики, выступал на сьездах комсомола с обстоятельными речами, зная, что в руководящих структурах этого союза находится, как правило, наиболее активная, целеустремленная, идейно и интеллектуально «продвинутая» часть азербайджанской молодежи. Здесь он находил кадры будущих партийных и советских лидеров, управленцев широкого профиля. И к выдвигаемым им молодым кадрам Алиев подходил, несмотря на всю симпатию к ним, очень строго - это было частью системы алиевского воспитания, проверки их человеческой зрелости, состоятельности. Так Хады Раджабали вспоминал: «... я, простой рабочий парень, сразу стал вторым секретарем Ленкоранского горкома комсомола ... В то время мне было всего 23 года. Несмотря на должность второго секретаря, никаких поблажек не давал. Через некоторое время я отслужил в армии, а после возвращения меня рекомендовали на должность первого секретаря горкома комсомола и вызвали в ЦК КП для беседы» [23]. В годы независимости Республики Азербайджан автор этих воспоминаний стал депутатом парламента республики.

Такие молодые выдвиженцы искали всюду на родной почве примеры высоких нравственных качеств, совместимых с «коммунистическим» идеалом, и находили, в том числе не без риска, конечно, и в религии. Она то ведь учила: не воруй; будь честным не только пред Богом, но и перед людьми и перед самим собой; держись крепко за то, что ты считаешь правдой; помогай слабому; советуйся с людьми старшими, знающими, авторитетными в остаивании своего мнения; сохраняй достоинство, не «возносясь» над

простыми людьми и не раболепствуя перед власть имущими и т.д. Подобные элементы общечеловеческой морали талантливые молодые комсомольско-партийные фунеционеры, патриоты своей республики, находили в советское время как в прошлом, так и в настоящем, в истории, в народных (т.е. национальных!) обычаях, традициях и мудрости и именно на них ориентировали молодежь.

Позднее, в 1998 году на 6-ой конференции партии «Ени Азербайджан» («Новый Азербайджан») Гейдар Алиев особенно выделил роль ислама в формировании идеологии азербайджанизма. Идеология азербайджанизма выражалась прежде всего в том, что Азербайджанская Республика всегда будет независимым государством, никогда не будет жить в составе, под покровителством другого государства. Республика настолько богата свободолюбивыми и трудолюбивыми гражданами, природными ресурсами и уже наличным экономическим потенциалом, что сама может обеспечить себя всем необходимым. Последнее, подчеркивал Гейдар Алиев, говорили еще до развала СССР и наиболее проницательные советские ученые, и западные политологи и советологи.

Идеология азербайджанизма выражалась у Гейдара Алиева и в сугубом внимании к мнениям, пожеланиям и жалобам простых граждан Азербайджанской Республики. В 1995 году республика обсуждала проект новой Конституции, которая была принята 12.12.1995 г. Статья 57-ая утверждает право граждан лично, а также письменно в индивидуальном или коллективном порядке обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы. Это право рассматривалось как одно из условий претворения в жизнь других прав гражданина республики. На каждое обращение должен быть дан письменный ответ. Положения 57-й статьи нашли свое продолжение в других законодательных актах, а само положение о праве людей обращаться в государственные органы предложил ввести в Конституцию Гейдар Алиев. 10 июня 1997 года был принят закон Азербайджанской Республики №314-1Г «О порядке рассмотрения обращений граждан». Этот закон, а также принятые Президентом несколько указов и распоряжений создали нормативно-правовую базу для защиты прав гражданина Республики в этой области. Президент определил конкретные сроки рассмотрения писем, ответственность должностных лиц за нарушения при рассмотрении писем, порядок индивидуального приема граждан. Оперативно, в сжатые сроки, до 15 дней, как определено в законодательстве, должны рассматриваться письма военнослужащих, участников войны по отражению армянской агрессии и членов их семей.

В целом, характеризуя Г. Алиева как создателя идеологии азербайджанизма, следует согласиться с мнением, высказанном автору данной статьи одним из читателей ее рукописи в Майнце: «Перед нами не казенный патриотизм, а искреннее движение чистой души, которое для большинства нынешних политиков кажется чем-то фантастическим. Как и истовая, неустанная, бескорыстная служба на благо своей нации и своего государства».

Литература и источники

1. Гасанлы Д. Внешняя политика Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920). - М.: Наука,

2010. - С. 9-11, 22-24.

2. Rau, Johannes. Islam und Demokratie. Aserbaidschanische Demokratische Republik. 1918-1920. Frankfurt am Main

2011. Internationaler Verlag der Wissenschaften Peter Lang GmbH, S.

3. Указ Президента Азербайджанской Республики «О праздновании 80-летия Азербайджанской Демократической Республики» от 30.01.1998 г. // Азербайджан. - 1998. - 31 января.

4. Азербайджанская Демократическая Республика (1918-1920). - Баку, 1998. С.39.

5. Ilgar Ibsan. Rusyada Berinci Müslüman Kongresi Tutanaklari. Ankara, 1990, S. 164-165. (С помощью переводчика Мусабекова Максата Несипжановича (Алматы).

6. Общественная мысль Русского зарубежья: Энциклопедия. - М., 2009. - С.487;

7. Исхаков С.М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. - лето 1918). М., 2004. - С.176.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Mальков В.Л. Россия и США в ХХ веке: Очерки истории межгосударственных отношений и дипломатии в социокультурном контексте. - М., 2009. - С. 150-151.

9. TuckerR.C. Stalin as Revolutionary, 1879-1929: A Study in History and Personality, N.Y., 1974. P. 242.

10. Гейдар Алиев и религиозная политика в Азербайджане: реальности и перспективы. Международная конференция. 3- 4 апреля 2007 год. - Баку, 2007. - С. 48.

11. Андриянов В., Миралимов Г. Гейдар Алиев. - М: Молодая гвардия, - С. 6.

12. Анар. Мои годы в «Гобустане» // Произведения (на азерб. яз.). Баку, 2004. - С.75.

13. Алиев Г. На страже культурного наследия. Кн.1. - Баку, 2001. - С.271. (на азерб. яз.).

14. Анар. Сочинения. - Баку, 2006. - С. 66 -70.

15. Анар. Борьба продолжается и сегодня/ - Баку, 2002. - С. 501. (на азерб. яз.)

16. Улдуз. - 1990. - № 6. -.

17. Rau, Johannes. Der Gründer. Frankfurt am Main. Peter Lang Verlag, 2012.

18. Эльчибей А. Я говорил, что этот строй развалится. - Баку, 1992. - С. 42. (на азерб. яз.)

19. Rau, Johannes. Die historischen und kulturellen Denkmäler Kaukasisch-Albaniens (bis Ende des 18. Jahrhunderts). In: Jahrbuch Aserbaidschanforschung 2009. Beiträge aus Politik, Wirtschaft, Geschichte und Literatur. Mardan Aghayev und Ruslana Suleymanova (Hrsg.). Verlag Dr. Köster, Berlin, S. 18.

20. Российская газета. - 2005. - 15 января. - С.3.

21. Улкю, Ирфан. От Красной звезды до полумесяца. - Баку, 1994. - С.15.

22. Ахундова Э. Гейдар Алиев. Личность и эпоха. Ч.1. 1923-1969. - Баку: "Озан", 2007. - С.92.

23. Из архива автора.

24. Закон Азербайджанской Республики №314-1Г «О порядке рассмотрения обращений граждан» // http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7222

References and Sources

1. Gasanly D. Vneshnyaya politika Azerbajdzhanskoj Demokraticheskoj Respubliki (1918-1920). - M.: Nauka, 2010. -S.9-11, 22-24.

2. Rau, Johannes. Islam und Demokratie. Aserbaidschanische Demokratische Republik. 1918-1920. Frankfurt am Main 2011. Internationaler Verlag der Wissenschaften Peter Lang GmbH, S.

3. Ukaz Prezidenta Azerbajdzhanskoj Respubliki «O prazdnovanii 80-letiya Azerbajdzhanskoj Demokraticheskoj Respubliki» ot 30.01.1998 g. // Azerbajdzhan. - 1998. - 31 yanvarya.

4. Azerbaj dzhanskaya Demokraticheskaya Respublika (1918-1920). - Baku, 1998. S.39.

5. Ilgar Ibsan. Rusya'da Berinci Müslüman Kongresi Tutanaklari. Ankara, 1990, S.164-165. (S pomoshch'yu perevodchika Musabekova Maksata Nesipzhanovicha (Almaty).

6. Obshchestvennaya mysl' Russkogo zarubezh'ya: EHnciklopediya. - M., 2009. - S.487;

7. Iskhakov S.M. Rossijskie musul'mane i revolyuciya (vesna 1917 g. - leto 1918). M., 2004. - S.176.

8. Mal'kov V.L. Rossiya i SSHA v HKH veke: Ocherki istorii mezhgosudarstvennyh otnoshenij i diplomatii v sociokul'turnom kontekste. - M., 2009. - S. 150-151.

9. Tucker R.C. Stalin as Revolutionary, 1879-1929: A Study in History and Personality, N.Y., 1974. P. 242.

10. Gejdar Aliev i religioznaya politika v Azerbajdzhane: real'nosti i perspektivy. Mezhdunarodnaya konferenciya. 3- 4 aprelya 2007 god. - Baku, 2007. - S. 48.

11. Andriyanov V., Miralimov G. Gejdar Aliev. - M: Molodaya gvardiya, - S. 6.

12. Anar. Moi gody v «Gobustane» // Proizvedeniya (na azerb. yaz.). Baku, 2004. - S.75.

13. Aliev G. Na strazhe kul'turnogo naslediya. Kn.1. - Baku, 2001. - S.271. (na azerb. yaz.).

14. Anar. Sochineniya. - Baku, 2006. - S. 66 -70.

15. Anar. Bor'ba prodolzhaetsya i segodnya/ - Baku, 2002. - S. 501. (na azerb. yaz.)

16. Ulduz. - 1990. - № 6. -.

17. Rau, Johannes. Der Gründer. Frankfurt am Main. Peter Lang Verlag, 2012.

18. EHl'chibej A. YA govoril, chto ehtot stroj razvalitsya. - Baku, 1992. - S. 42. (na azerb. yaz.)

19. Rau, Johannes. Die historischen und kulturellen Denkmäler Kaukasisch-Albaniens (bis Ende des 18. Jahrhunderts). In: Jahrbuch Aserbaidschanforschung 2009. Beiträge aus Politik, Wirtschaft, Geschichte und Literatur. Mardan Aghayev und Ruslana Suleymanova (Hrsg.). Verlag Dr. Köster, Berlin, S. 18.

20. Rossijskaya gazeta. - 2005. - 15 yanvarya. - S.3.

21. Ulkyu, Irfan. Ot Krasnoj zvezdy do polumesyaca. - Baku, 1994. - S.15.

22. Ahundova EH. Gejdar Aliev. Lichnost' i ehpoha. CH.1. 1923-1969. - Baku: "Ozan", 2007. - S.92.

23. Iz arhiva avtora.

24. Zakon Azerbajdzhanskoj Respubliki №314-IG «O poryadke rassmotreniya obrashchenij grazhdan» // http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7222

РАУ ИОГАНН - доктор философии, профессор; Научный форум по международной безопасности при Академии штабных офицеров Бундесвера (Гамбург) и Академии защиты Отечества (Вена) (rau100@mail.ru).

RAU, JOHANNES - Doctor of Philosophy, Professor; Scientific Forum on International Security at the Academy staff officers of the Bundeswehr (Hamburg) and the Academy of defending the Homeland (Vienna) (rau100@mail.ru).

УДК 94(571.6).084.9:341.238(73)

ПИСЧИКОВА Н.П. СОПЕРНИЧЕСТВО РОССИИ И США НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В СОВЕТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 1950-1970-Х ГОДОВ

Ключевые слова: империализм, внешняя политика, Дальний Восток, Россия, США, российско-американские отношения, историография.

В статье рассматривается характер русско-американских отношений и приоритеты внешней политики двух стран на Дальнем Востоке через призму исследований советских авторов 50-70-х годов ХХ века. Показано, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.