УДК 261.7Алиев
РАУ И.
РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА ГЕЙДАРА АЛИЕВА
Ключевые слова: религия, религиозная политика, толерантность, Г. Алиев, Азербайджан, ислам, христианство, гуманизм.
В статье исследуются религиозные взгляды Г. Алиева и их отражение в его государственной и политической деятельности. Показано, что привнесенные религией моральные и нравственные ценности влияют и на политиков, поэтому невозможно разделить политику и религию пропастью. Отмечается, что Алиев уделял особое внимание вопросам межрелигиозного сотрудничества и толерантности. Благодаря этому в республике запрещена прораганда межрелигиозной вражды, регулярное проводятся просветительские мероприятия, направленные на пропаганду ценности свободы совести для мирного совместного проживания представителей разных религий.
RAU, I.
RELIGIOUS FAITH AND RELIGIOUS POLICY HEYDAR ALIYEV
Keywords: religion, religious policy, tolerance, H. Aliyev, Azerbaijan, Islam, Christianity, humanism.
The article examines the religious views of G. Aliyev and their reflection in his state and political activities. It is shown that the moral and moral values introduced by religion affect the politicians, that's why it is impossible to divide politics and religion by a precipice. It is noted that Aliyev paid special attention to issues of interreligious cooperation and tolerance. Due to this, the republic is banned from the proclamation of interreligious hostility, regular educational activities are carried out aimed at promoting the value of freedom of conscience for the peaceful coexistence of representatives of different religions.
1. Воспитательные функции религии.
Всем в Азербайджанской ССР было в свое время известно выражение Гейдара Алиева: «У Никитина в коровнике спать можно». Кто же был этот легендарный Никитин? Это был Герой Социалистического Труда, член ЦК Компартии Азербайджанской ССР, член Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР Николай Васильевич Никитин, руководивший более 30 лет «молоканским» колхозом-миллионером имени Калинина Исмаиллинского района. 24 июля 1981 года Гейдар Алиев побывал в этом колхозе и вручил ему орден Трудового Красного Знамени.
Почему «молоканский» колхоз? Чтобы ответить на этот вопрос неоходимо сделать краткий экскурс в историю. История села Ивановка, как и других русскоязычных сел в Азербайджанской ССР, восходит к 30-40 годам XIX века. После серии суровых правительственных мер 1806, 1825, 1826 годов на основе синодского указа «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников», лиц, не отрекшихся от «вредной ереси», стали выселять в Сибирь и на Кавказ. Особенно интенсивно происходило переселение русских на территории будущей Азербайджанской ССР, где только молоканских сел в начале ХХ столетия насчитывалось более ста! За 1908-1912 годы многие тысячи молокан поселились в Елизаветпольской, Бакинской губерниях и в Муганской степи. Немало молокан-переселенцев поселилось и в теперешнем Исмаиллинском районе. В советское время самым знаменитым оказалось поселение молокан, обьединившихся в соответствие с советскими правилами в колхоз имени Калинина. Гейдар Алиев относился к этому коллективу, как и к другим хозяйствам, где в основном работало русскоязычное религиозное население, очень внимательно. Интересно же было для коммуниста, почему глубоко верующие люди так успешно работают и хозяйственно процветают, а в соседних хозяйствах, находящихся в таких же условиях, люди постоянно недовольны как руководством, так и хозяйственными достижениями своих хозяйств и мизерными доходами?
Выяснились простые вещи, которые существенно повлияли на общее благосостояние колхозников-молокан и которые коренились в их религиозном мировоззрении. Это были
богобоязненность, трудолюбие, честность, дисциплинированность, обязательность, чадолюбие, уважение к старшим по возрасту и общественному положению и многое другое.
Гейдар Алиев в немалой степени под влиянием этого примера мог начать размышлять о важнейших положительных морально-нравственных, культурных, политических и даже экономических функциях религии в обществе, хотя он еще долгие годы оставался коммунистом, совмещая признание ценность религии вообще и ислама в частности. Даже будучи на высоких советско-партийных постах, Гейдар Алиев сохранил привязанность к родной религии, придавал большое значение этому в самовоспитании и воспитании своих детей. Доказательством этого является тот факт, что его дети, создавая семьи, заключали наряду с государственным, так же и религиозный брак, или, когда ушла из жизни его супруга - академик Зарифа-ханум, он похоронил её по мусульманскому обычаю с чтением Корана.
Несомненно, что религия не является единственным фактором краха Советского Союза. Но среди причин его развала неверная национальная и религиозная политика Кремля была одной из основных причин. Отрицание религии, Бога есть ни что иное, как отрицание тысячелетних морально-нравственных и иных духовных ценностей, сопровождавших становление человека человеком. В определенном смысле тотальное отрицание религии -есть попытка подмены сущности человека, в которую входит потребность веры: человеку неуютно, тревожно жить без веры.
Любая мировая религия имеет значительное влияние не только на отдельного человека, но на культуру, политику и на общество как целое. Конечно же, политические и управленческие системы отличаются от религиозных учреждений, но между ними есть и нераторжимые связи, образуемые с потребностью любого человека в священном, в неприкосновенных высших ценностях, посягательство на которые есть святотатство. Ислам это неразрывную взаимосвязь религии, государства и общества выразил наиболее выпукло и убедительно: нельзя отождествлять политику и религию, но нельзя их и разрывать, т.к. они -части целостного общества. Их отождествление, как и их разрыв всегда ещё вредил и политике (государству), и религии. Привнесенные религией моральные и нравственные ценности влияют и на политиков, поэтому невозможно разделить политику и религию пропастью. Гейдар Алиев эту особенность ислама увидел, очевидно еще будучи членом КПСС и партийным функционером, но выражалось это в советское время лишь в «мягком», по сравнению с другими партчиновниками, отношении в верующим.
Если задаться вопросом, что могло привлечь исключительно честного и бескорыстного человека, коммуниста Гейдара Алиева в морально-нравственном отношении к исламу (за исключением влияние его матери Иззет-ханум, глубоко верующей женщины), то мы берем на себя смелость ответить: высочайшая оценка справедливости; утверждения равенства людей; требование совещаться с людьми; требование не предринимать ничего вслепую (наугад). Раса, религия, национальная принадлежность, материальное богатство никоим образом не могут причиной преимущества одного человека над другим. Лишь знания человека и его чувство ответственности перед Богом могут давать отдельному человеку некоторые преимущества. В Коране эти и другие требования, упомянутые выше, изложены такими словами: «Аллах призывает вам вернуть хозяевам их вещи и во время суда над людьми, вершите справедливый суд»; «Люди, мы создали вас от одного мужчины и одной женщины»; «Для тех, что примет приглашение Всевышнего, будет совершать намаз, все дела между собой решить лишь посоветовавшись..."; "Не следуй за делом, о котором не имеешь достаточных сведений" и др.
Выдвижение Гейдара Алиева на руководящую должность в Комитете Государственной Безопасности, а затем - в Республике послужило не только организации органов особой службы, связанными с религиозной жизнью республики, но и избавлению верующих страны от беспочвенных преследований и давления. В период руководства Комитетом Государственной Безопасности Азербайджанской ССР и на посту главы Азербайджанской ССР он с уважением относился к искренне верующим и, в особенности, к духовным лицам, уделял необычно большее для партаппаратчика внимание защите и
реставрации историко-религиозных, культурно-религиозных, а то и просто культовых памятников.
Опасно превращать религию в орудие политики, т. е. подчинять религию политике, и опасно превращать политику в орудие религии, т.е. подчинять политику религии. Насилие в вопросах веры недопустимо, утверждает священная книга мусульман Коран. Превращать религию в орудие политики, значит эксплуатировать самые высокие и сильные религиозные чувства для достижения нерелигиозных целей. Самым опасным последствием господства религии над политикой является превращение религии в самую "правильную" идеологию, что противоречит принципу свободы веры, ненасилию в вопросах веры.
Давно известно, что шаманизм, огнепоклонничество, зороастризм-маздаизм являются религиями, тесно связанными с азербайджанским народом, а иудаизм, христианство и ислам - религии, широко представленные в Азербайджане с древнейших времён. Традиция терпимости, толерантности к иноверующим, практикуемая в Азербайджане на протяжении многих веков, стало одной и важных национально-духовных, моральных и нравственных ценностей азербайджанского народа. С целью юридического закрепления этой гуманной традиции, законодательство Республики, связанное с правами и свободой гражданина Азербайджанской Республики, приведено в соответствие с положениями, принятыми ЮНЕСКО в «Декларации о принципах толерантности».
Выступая 26 августа 1994 года в мечети Тезепир по поводу рождества Пророка Мухаммеда Гейдар Алиев говорил: «Мы как государство приветствуем в посленее время широкое и наступательное движение исламской религии, и впредь, в Республике Азербайджан, как в независимом государстве, каждому человеку будут предоставлены все возможности для соблюдения и выполнения религиозных обрядов. Наша священная книга Коран показывает, что Ислам с уважением относится к другим религиям и нацеливает на дружеские отношения с представителями других религий (примечательным в этом пассаже Президента является то, что он не уточняет, о каких религиях, прежде всего идет речь: о единобожных религиях, формах веры, признающих существование одного единственного Бога - авт.). Бережным отношением к Исламу мы предовращаеи грубое вмешательство в нашу религию, в наши моральные устои и не вмешиваемся в дела других религий и наций, мы всегдас уважением относились к другим нациям и религиям, ведь это повеление Аллаха и наставления святого пророка Мухаммеда... В Азербайджане, опираясь на свои национально-духовные ценности, мы придаём особое значение развитию науки и культуры нашего народа, обогащению и единению национально-духовных основ с общечеловеческими ценностями... Ислам никогда не враждовал с другими религиями. Ибо все эти религии посланы Аллахом. В Азербайджане наряду с мусульманами живут люди, исповедующие другие религии. Они также являются полноправными гражданами Азербайджана. Надо стремиться (это «стремление» будет всесторонне законодательно обосновано в Конституции, принятой в 1995 году авт.), чтобы все граждане, независимо от религиозной, национальной принадлежности были равноправными, обеспечить их единство, обьединение. И это -веление Аллаха, наша миссия».
В своей речи на международном симпозиуме «Исламская цивилизация на Кавказе» (1998) Гейдар Алиев особо подчеркнул роль Ислама как основы национально-духовных ценностей народа Азербайджана, его толерантность и терпимость по отношению к другим нациям и их религии, избежание азербайжанским народом насилия в обращении в свою веру представителей других религий, его умение жить в обстановке взаимопонимания и братства. Терпимость, умение жить в мире с представителями иных религий, иноверцев является одной из особенностей менталитета не только народа Азербайджана, но и многих других исламских народов (Казахстана, Киргизстана, Татарастана, Башкортостана и многих других). В государствах, государственных образования этих и других исламских народов все граждане, независимо от религиозной ориентации, имеют равные когституционные права и свободы. В руководстве Азербайджанской Республики присутствуют не только мусульмане, но и христиане, и иудеи. Причем, на всех дролжностных уровнях: президентском аппарате, в
Милли Меджлисе и в других государственных органах. Основной закон этих государств и образований гарантирует все необходимые условия для автономии религиозных организаций в вопросах веры и отправления религиозных обрядов, не противоречащих правам и законам.
На встрече с руководителями всех религиозных конфессий, официально действующих в стране, 16 ноября 1999 года Гейдар Алиев достойно оценил вклад немусульманского населения Азербайджанской Республики и других религий в создание климата толерантности в государстве: «Конечно же, обстановка этнических, межнационапльных, межрелигиозных - межконфессиональных отношений достойны высокой оценки. Это достигнуто стараниями всех - и азербайджансцев, и русских, и украинцев, и евреев, а также представителей других национальностей, в том числе наших религиозных конфессий -главной религии Азербайджана - Ислама, христианства - православия, иудаизма». Как видим Президент здесь говорил здесь о достигнутой в Республике Азербайджан атмосфере толерантности не только в отношениях между представителями разных религий, но и в отношениях между представителями разных этносов и национальностей. И о толерантности не только между представителями различных религий, но и различных конфессий (шииты, сунниты; православные,лютеране, католики и др.). На этой же встрече он пояснил своё понимание толерантности, т.к. наблюдались попытки зауженного его толкования, что приводило к недоразумениям. «Толерантность, терпимость - понятие очень широкое. Оно относитсяч ко многим сторонам человеческих отношений, процессов в человечском обществе, в межгосударственных, межнациональных, межрелигиозных отношениях... Оно предполагает терпимость не толкьо между религиями, но и уважение к обычаям, традициям, морали, культуре». Не просто терпеть, но уважать иную культуру, тоже рождающую человека, чнловеческую личность, очень высокое требование в подавляющем большинстве стран и по сей день (год 2018), но Гейдар Алиев, как убежденный гуманист, ставил его как цель, достижимую уже сегодня.
Азербайджанская Республика создала условия благприятствования для удовлетворения религиозных нужд верующих. В 2007 году в Республике существовало 1300 мечетей (220 из них построены за десятилетие 1997 - 2007), 50 церквей, синагог, молитвенных домов, около 500 мест поклонения, связанных с религиозным прошлым азербайджанцев. В Республике в 2007 году действовало 376 зарегистрированных религиозных общин, 31 из них не является представителями Ислама; действуют 5 православных церквей, 1 грузинская православная церковь, 1 албано-удинская церковь, 5 еврейских синагог, одновременно 3 христианские молоканские общины, 3 христианские баптистские общины и другие религиозщные общины.
К примеру, по настоянию удинских интеллигентов 10 апреля 2003 года в Государственном Комитете по Работе с Религиозными Организациями зарегистрировалась Албано-удинская Христианская община. Регистрация общины было государственным признанием и важным шагом в сторону возрождения Албанской апостольской церкви. С помощью Азербайджанского государства и финансовой поддержки Норвежской гуманитарной организации была восстановлена Елисеевская апостольская церковь, находящяяся в селении Киш. 19 мая 2006 года по благословению Святой Российской Православной Церкви состоялось официальное открытие Албано-удинской церкви «Чотари», находящейся в селении Нидж.
9 марта 2003 года в Баку прошла церемония торжественного открытия самой большой синагоги Европы; в апреле 2007 года была открыта католическая церковь. В Азербайджанской Республике действуют исламские, христианские и другие религиозные учебные заведения: Бакинский Исламский университет,специализированные реолигиозные медресе, курсы по изучению Корана, воскресные школы при православных церквах, религиозные школы недрадиционно-религиозных общин, курсы по Библии, ивриту, иудейской религии, культуре и истории. При Бакинском Государственном Университете действует кабинет еврейского языка, а с 2003 года в Баку действует первая еврейская школа. Гейдар Алиев уделял постоянное внимание действуюшим в Республике общинам,
интересовался их проблемами и нуждами, встречался регулярно с представителями религий и религиозных конфессий, разносторонне, в пределях Конституции Республики, помогал религиозным организациям.
На основании 7-й статьи Коституции 1995 года, Азербайджанская Республика -демократическое, правовое, светское, унитарное государство. Согласно Конституции (статья 48) каждый гражданин обладает правом осуществления свободы своей совести, независимостью отношений к религии, свободного выражения своих религиозных воззрений и их распространения, отправления религиозных обрядов. Законодательство страны, связано с правами и свободами человека, в том числе и со свободой совести и вероисповедений, приведены в соответствие с международным правом в этой области. В Азербайджанской Республике не дается официально-государственного преимущества ни одной из религий. Это означает, в частности, что ни одна религия определяется как государственно-обязательная и все религии и мировоззрения перед законом равны. 18-ая статья Конституции определяет основы отношений государства и религиозных организаций. Агитация за религии, органы которых не зарегистрированы государством, унижающих человеческое достоинство и противоречащих принципам гуманности, запрещены.
Государственная система образования носит, согласно 6 статьи Конституции, светский характер. По распоряжению Президента Азербайджанской Республике Ильхама Алиева от 28 декабря 2006 года был утвержден Национальный план Действий по защите прав человека. В этом плане отведено место и вопросам межрелигиозного сотрудничества и толерантности: здесь запрещена прораганда межрелигиозной вражды, было запланировано регулярное проведение в городах и районах Республики просветительских мероприятий, направленных на пропаганду ценности свободы совести для мирного совместного проживания представителей разных религий, участие в международных мероприятиях (в том числе и в Баку) по теме усиления межкультурного диалога и межрелигиозного сотрудничества и др.
Статья 18 Конституции Азербайджанской Республики звучит в унисон с 18-ой статьей Международной Декларации Прав Человека, с 18 статьей Международного Пакта о Гражданских и политических правах, с 9 статьей Европейской Конвенции Прав Человека. То же самое можно сказать и о Декларации ООН «О ликвидации всех форм необьективности и нетерпимости по отношению к религии или убеждениям». Так, соответственно 1 -му пункту данной Декларации, каждый человек обладает правом на свободу мысли, совести и религии. Свобода совести является правом личности думать и вести себя соответственно своим убеждениям, если это поведение соответствует законам и правам утвержденных государством. После того, как Азербайджанская Республика стала членом ОБСЕ, она подписала 8 июля 1992 года Итоговый Хельсинский Акт, принятый в 1975 году. В рамках Совета Европы в 1950 году была принята Европейская Конвенция Прав Человека в 9 статье которой защищается свобода совести на территории Европы. Будучи членом Совета Европы, Азербайджанская Республика присоединилась к этой конвенции 25 января 2001 года, а соответствующий закон вступил в силу 15 апреля 2002 года.
В июне 2001 года был создан указом Президента «Государственный Комитет по работе с Религиозными Образованиями в Азербайджанской Республике». Здесь необходимо отметить, что Комитет работает именно с Организациями верующих, а не с самими верющими, выполняет юридические, а не мировоззренческие, идеологические функции. Верующий или неверующий отдельный человек, атеист или агностик, равнодушный к мировоззрениям, отправляет или не отправляет религиозные обряды, не нарушающие законов страны, агитирует или не агитирует за свою религию публично - всем этим и Комитет не занимается. Он работает с Организациями верующих.
Интересен был для Гейдара Алиева и вопрос о соотношении религии и политики о независимом или параллельном существовании религии и политики. Модель взаимовлияния политики и религии сама имеет две, как мы уже отмечали выше, разновидности. Первая разновидность: политика определяется религией. Вторая равновидность: религия подчинена
политике. Примерно до XVIII века, т.е. до революционных изменений в Европе «господствовала» религия. В результате, главным образом, Французской революции 17891792 годов, свержения господства монархии, основывавшейся на праве «божественного» происхождения, положило начало нового этапа взаимоотношения религии и политики. Этап этот характерен отрицанием религии как универсальной общественной ценности и предпочтением в этой роли философии и науки. Эта модель, получившая путевку в жизнь не только в Европе, утвердилась в форме отделения церкви (на деле религии) от государства. Но такое взаимоотношение религии и политики не нашло для себя блгоприятной почвы в исламских странах. Ныне даже наблюдается рост государств установивших или стремящихся установить порядки исламского государства.
Гейдар Алиев исходил из того очевидного обстоятельства, что нет политики, полностью отделившейся от веры, от религии и нет религии, полностью, во всех отношениях освободившеймя от влияния политики. Всё чрезмерное всегда опасно. Чрезмерность в толковании отношений религии и политики выражается в желании ретивых реформаторов полностью изолировать их друг от друга. Это невозможно в силу особых вовсе не политических функций религии. По Гейдару Алиеву, религия, являясь основой системы морально-нравственных ценностей общества, призывает человека к усвоению таких ценностей, как терпение, выдержку, гуманизм, доброта, человечность, дружба, правда, уважение к старшим и забота о стариках и детях, а так же сохраняет и формирует нравственную чистоту и здоровье. Поэтому религия, как система нравственных ценностей народа, составляет основу нравственности общества. Государство, стремящееся полностью вытеснить религию из жизни общества, обьявляющее её отживающим пережитком, оказывается перед неоходимостью взять на себя функции религии, без которых, как следует из вышесказанного, нормальная жизнь общества невозможна (без заботы родных о стариках и детях, например). Но эти функции без обос нования их религиозным, священным содержанием трудно реализуемы. Запреты на религию оборачиваются, как правило, созданием тоталитарного государства, вмешивающегося в духовную жизнь человека, пытающегося манипулировать его совестью. Этого ни «граждане» такого государства (на деле они таковыми при тоталитаризме уже и не являются, лишённые не только иных свобод, но и свободы совести) ни вся ситема общественных отношений долго выдержать не могут.
Гейдар Алиев сыграл исключительную роль в строительстве, восстановлении и сохранении, в Азербайджане религиозно-культовых сооружений ислама и других религий (христианской, иудаистской и др.). Это были мечети, церкви, храмы, синагоги, святые места, памятники, оджаги- обьекты паломничества, отражающие историю и национально-духовные традции народа Азербайжанской Республики. Эти сооружения, наряду с обеспечением религиозно-духовных потребностей и возможностей богослужения, своими архитектурными особенностями, нередко не имеющие аналогов по зодческой специфике в мировой архитектуре, придают национальному и интернациональному облику Баку особую красоту и даже роскошь.
Нужно подчеркнуть, что традиции толерантности издавна присущи Азербайджану. К примеру, уже к концу XIX века для строительства «Александро-Невской лавры», известной в азербайджанском народе как «Гызыллы килси», большую часть сборов внесло мусульманское население Баку, демонстрируя тем самым весьма высокую, может быть даже по степени интенсивности и единственную в мусульманском мире (исключение Казахстан и Татарастан) степень толерантности и взаимопонимания.
Для современного Азербайджана показательна и история восстановления Бибиэйбатского святилища, где размещена могила дочери Имама Мусейи-Казыма, сестры Имама Рзы-Хазрет Хокюмы и строительства здесь мечети. Гейдар Алиев принял решение о восстановлении святилища и строительстве мечети в 1994 году. Это решение он обосновал так: «Считаем важным создание религиозных очагов, еще больше их благоустройства, проведение необходимых мер для этого. Большинство из них осуществляется самим народом, благотворителями. Но со своей стороны, и государство поддерживает это,
выполняет все, что необхолимо в силу своих возможностей. Например, восстановление Бибиэйбатской мечети является для нас событием исторической важности. Ибо вы прекрасно знаете, какое место занимает Бибиэйбатское святилище в истории Азербайджана.
Несомненно, что когда-то совершено преступление не только против нашего народа, но и против всего исламского мира - эта мечеть взорвана, уничтожена. Но несмотря на эт, люди никогда не забывали Бибиэйбатское святилище. Правда, как место запретное, его не посещали паломники, но сердцах людей оно оставалось и продолжает оставаться святилищем. Сейчас перед нами стоит задача восстановить Бибиэйбатскую мечеть, развить ее, довести до уровня и даже выше, в каком она пребывала на протяжении столетий, чтобы это святилище стало местом паломничества не только для мусульман Азербайджана, но и по-настоящему храмом для мусульман всего мира. Поэтому выделение мною государственных средств для восстановления мечети не случайно».
Но и разрушенные святыни или храмов других религий, Гейдар Алиев стремился, по мере возможностей, восстановить или заново отстроить. Примером этому является восстановление в Баку Русской Православной Главной Кафедральной церкви. Этот храм, первоначально названный именем Иоанна Мироносца, построил благотворитель, известный миллионер Азербайджана Гаджи Зейналабдин Тагиев. Церковь, закрытая в 1920 году, использованная в советское время в качестве амбара, подвеглась разрушению. После приобретения Азербайджанской Республикой независимости, ремонт церкви, возвращённой государством Русской Православной Церкви, взял на себя один из азербайджанцев -предпринимателей, который обеспечил фундаментальный ремонт храма, возвращение ему прежнего вида. В мае 2001 года прибывший в Азербайджан Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II придал храму статус главной кафедральнорй церкви в Республике Азербайджан. В церемонии открытия церкви принял участие и Президент страны, высоко оценившим факт восстановления и предачи храма на пользование верующим.
Огромное значение Президент придавал установлению связей и расширению сотрудничества с международными религиозными структурами, действующими за рубежом, встречам с известными религиозными мира.
В частности, он обеспечил расширение и углублеение связей с Организацией Исламской Конференции (ОНК, Азербайджанская Республика была принята в эту организацию сразу после обретения независимости в 1991 году), с Центром исследований истории, культуры и искусства Ислама (ЦИИКИИ), который Гейдар Алиев посетил (9 мая 1997) и у которого именно здесь возник замысел проведения международного симпозиума «Исламская цивилизация на Кавказе» (проведена 9-11 декабря 1998 в Баку).
В XXI веке Республику Азербайджан уже дважды посетил Престоятель Русской Православной Церкви Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Дважды посетил Республику Азербайджан Предстоятель Грузинской Православной Церкви, Католикос Патриарх Илия II. В 2002 году Азербайджан посетил Папа Римский Иоанн Павел II. Случайны ли эти визиты? Конечно, нет. Это результат политики Гейдара Алиева, результат тех положительных, примерных отношений, которые сложились здесь между представителями разных религи и национальностей. Алексий II во время своего визита В Республику Азербайджан в 2001 году высоко оценивал ситуацию со свободой совести в стране: «Здесь православные служат своей религии, вере и убеждениям, не подвергаясь никаким притеснениям. Такой обстановки нет, к сожалению, даже в некоторых православных странах».
В особенности Г. Алиев пекся о создании и укреплении единства, солидарности, взаимопомощи между исламскими странами. В первый же год руководства Республикой Гейдар Алиев совершил поездку в Королевство Саудовской Аравии, выполнил Умре и в городе Медине записал в мечети Пророка идущие из сердца слова: «Как мусульманин считаю себя счастливым в связи с посещением священного города Медины, святых памятников Ислама, Мовзолея Великого Пророка Мухаммеда, его мечети. Слава Аллаху, что осуществил желание, лелеянное многие годы в моей душе. Это историческое событие
взволновало меня, сообщило моей душе великое чувство покоя и радости. Я ещё раз осознал общечеловеческую, философскую, научную основу сути Ислама. Я осознал величие Всевышнего Аллаха».
В июле 1995 года счастливый случай спас самолет, в котором Гейдар Алиев возращался в Баку. В самолете с ним летела и известная азербайджанская журналистка Эльмира Ахундова, на встревоженные вопросы которой Алиев ответил: «Ты не бойся, ничего со мною не случится. Меня хранит Аллах, потому что знает - я еще нужен своему народу».
Перед самой посадкой пилот из-за сильного ветра принял решение заходить на полосу не по стандартной схеме. Этот неожиданный манёвр, как выяснилось позже, спас самолет. Бандиты, задержанные по другому делу, признались, что готовили теракт в аэропорту. Это были люди, хотевшие «отомстить» Гейдару Алиеву за события 1993 года, его приход к власти. Самолёт «вильнул» и «Стингер» не запустили. Попытки покушений на Гейдара Алиева были и в 1994, и в 1995 годах, и в канун визита Президента Украины Леонида Кучмы. Тогда террористы готовились взорвать большой мост по трассе аэропорт - Баку. Под мост заложили около ста килограммов взрывчатки. При взрыве в окрестностях не осталось бы ни одного уцелевшего дома. Осматривая накануне мост сотрудники службы безопасности обратили внимание на одну нестандартную бетонную опору - она не вписывалась в общую конструкцию. Там нашли заряд, от заряда на 500-600 метров уходил шнур. Предотвращение хотя бы этих двух терактов похоже на чудо: ветер мог столь резко не усилиться; среди людей службы безопасности не было строителей-проектировщиков по бетонным мостам.
22 мая 2002, в канун 10-летия со дня признания Ватиканом независимости Азербайджанской Республики, в Баку с официальным визитом прибыл папа римский Иоанн Павел II. К этому времени, по подсчетам итальянской газеты «Стампа», в Азербайджане насчитывалось всего 130 католиков. «Ваши визиты в страны с широким распространением ислама, включая Азербайджан, служат миру и взаимному доверию между двумя великими религиями, - говорил Президент Гейдар Алиев, обращаясь к папе римскому. - Вы пропагандируете среди людей идеи милосердия и сострадания, желаете людям, подвергнутым тяжёлому бедствию, терпения и утешения. В Азербайджане тоже есть жертвы такого бедствия. Это свыше миллиона азербайджанских беженцев, изгнанных с родных очагов в результате оккупации соседней Арменией азербайджанских земель. Эти люди нуждаются в вашем доброжелательном слове, утешении. В деле торжества справедливости они надеются и на вашу помощь». И как же ответил глава Ватикана? «Я приехал в эту древнейшую страну, храня в сердце восхищение перед насыщенностью и богатством её культуры. богатая разнообразием и кавказскими чертами, эта страна вобрала в себя достояния многих культур, в особенности персидской и алтайско-туранской. На этой земле были и по сей день присутствуют крупные религии: зароастризм сосуществовал с христианством Албанской церкви, игравшей столь важную роль в древности. Впоследствии ислам играл всё более растущую роль, и в наши дни он является религией подавляющего большинства азербайджанского народа...Даже после ослабления первоначального блеска церкви христиане продолжали жить бок о бок с верующими других религий. Это стало возможным благодаря духу терпимости и взаимоприятия, которым нельзя не гордиться этой стране. Взываю к Богу и молюсь Ему, дабы оставшиеся очаги напряжённости как можно скорее погасли и все обрели мир в условиях справедливости и истины» [1].
В 2002 году в Баку состоялась международная конференция «Роль религии и вероисповедания в демократическом обществе: поиски путей борьбы с терроризмом и экстремизмом» на открытии которой высупил Гейдар Алиев. Среди прочего он сказал: «В глобализованном мире мы все стали ближе друг другу. Именно с этим связано и то, что сегодня обрёл глубокий смысл диалог между народами, культурами, религиями. Развивая этот диалог, поддерживая этот диалог, мы должны ... стремиться выявлять и истреблять на корню все источники, содействующие фрмированию терроризма. А сегодня террористические силы во имя достижения корыстных политических целей, в некоторых
случаях обращаясь к священным для нас общечеловеческим ценностям, стремятся оправдать террор для для защиты интересов той или иной группы...». Алиев указывал на необходимость вскрытия духовных, экономических и политических корней терроризма, освободить мировые религии от вздорных попыток рассмотрения их как источников терроризма. Религия есть неотьемлемая часть культуры человечества, а ислам - одно их важнейших исторических основания национального менталитета азербайджанцев.
2. Новое понимание светскости государства и отделения религии от государства.
Религия является одним из элементов, определяющих лицо общества, состояние морали, нравственности и законопослушности в нем. Она способствует появление у верующих людей уверенности в своем будущем и социологические исследования показывают, что большая часть человечества считает религию непременным элементом культурной и общественной жизни. Пэтому религия и является одним из самых эффективных средств и тем в международных отношениях. Взаимопонимание и единство по религиозным вопросам или даже простая толерантность в этом отношении, позволяют быстрее достичь согласия и по другим вопросам. Мировоззренчески-ценностное единство представителей одной или разных религий позволяет им скорее найти общий подход к самым ранообразным проблемам. Это обстоятельстов Гейдар Алиев всегда учитывал в своей международной деятельности.
Эти универсальные функции религии выделены Гейдаром Алиевым, в своем обращении к Папе Римскому Иоанну Павлу второму во время визита последнего в Баку в 2002 году: «Вы являетесь личностью, играющей важную роль в современной мировой истории, великим гуманистом, превратившим служение всем людям, независимо от религиозных, расовых, национальных, социальных и политических различий в свой идеал. Именно поэтому Ваш путь пролегает не только через страны, где живут лишь христиане-католики, но и повсюду, где существуют другие религии, культуры, повсюду, где живут люди. Сегодня этот привёл Вас на азербайджанскую землю». Президент полагал, что Папа Римский Иоанн Павел второй отводил Азербайджану, в силу царящей в нем обрасцовой атмосферы толерантности, роль моста между Востоком и Западом, исламом и христианством. И Президент продолжал: «Азербайджанский народ создал самобытную и уникальную культуру. В основе этой культуры лежит синтез исламской и христианской цивилизаций». Обратим на это внимание: не синтез религий, а синтез цевилизаций. Подчеркивая общность Азербайджанской Республики с Европой, стремление развивать эту общность, Президент не отказывается от собственных национальных корней, не капитулирует перед новым «культурным колониализмам». «Отказавшись от наследия прошлого, мы встали на путь демократических реформ. Ведем борьбу с бедностью. Возраждаем наши духовные ценности. Стремимся к защите прав человека, обеспечению основных прав и свобод... Мы сделали свой исторический выбор, то есть, не отрываясь от своих традиций, не теряя национального облика, мы повернулись лицом к западному миру, его гуманистическим и современным ценностям». Опыт приобщения к культурным и новаторским научным-технологическим ценностям Европы у Азербайджана в досоветское время уже был. Президен отметил, что Азербайджан «всегда занимал одно из ведущих мест, с точки приобщения к новаторским идеям, корни которых уходили в Европу. Особенно отчётливо это проявилось в области науки, образования, культуры. Сегодня мы справедливо гордимся тем, что в Азербайджане впервые на мусульманском Востоке стали реальностью школы нового типа, демократическая пресса, женское образование, право избирать и избираться; в 1918 году в нашей стране было создано первое во всём исламском мире государство европейского типа - Азербайджанская Демократическая Республика» [2].
Став главой Азербайджанской Республики, Гейдар Алиев обьявил еt светским государством и одновременно провозгласил: «Мы неотделимы от религии»; «Согласно Конституции в нашей стране строится светское государство. Религия отделена от государства. Естественно, что во всех светских государствах это так и неу кого не должно вызвать удивления. Это не означает иной позиции в вопросе нашегго отношения к религии».
Дело в том, что Президент глубоко понимал и разьяснял понятие «светскости». Светское государство не отрицает важности существования веры, будь то исламская, христианская, иудейская, буддийская или иная. Светское государство относится к религии с уважением, признает за ней важные положительные общественные функции, которые ни одно другое мировоззрение не способно выполнить. Светскость означает неприятие государством какой-либо религии или философского учения, течения, в том числе агностицизма или атеизма. Но светскость вовсе не означает, что государство безразлично к мировоззренческим вопросам, к взглядам населения страны. Такое безразличие было бы губительно для самого государства. Если государство не будет опекать взгляды большинства населения своей страны это выглядело бы для здравомыслящих политиков странно: эти же люди являются и гражданами, избирателями и пренебрегать их взглядами непростительно. И в первую очередь это касается правящей партии в государстве.
Гейдар Алиев защищал понятие светскости, при которой не происходит отстранение религии от жизни общества, но государство и религия не вмешиваются в дела друг друга в правовом аспекте, взаимодействуют в рамках законности и уважения, поддержки друг друга. «Религия и религиозные люди - тема весьма деликатная. Она должнак, по мере возможности, быть как можно доступнее разьяснена народу. Несмотря на то, что Азербайджан является светским госудрством, оно не является атеистическим, а такая мысль может быть выдвинута нашими недругами. Государство нуждается в помощи в пропаганде религии, ее морально-нравственных ценностейб и при помощи этих ценностей воспитания в людях любви к родинеб миролюбивых чувств. Мы не отделяем национально-нравственных ценностей от религиозных. Однако не следует забывать и то, что религиозно-государственные отношения должны быть чистыми, и самое главное, должны учитываться и правовые законы Азербайджана. Людей нельзя направлять к фанатизму. Надо противостоять желающим превратить религию в орудие. Религия должна держаться подальше от политическлго и идеологического соперничества. Она должна пониматься как система ценностей, признанная удовлетворять нравственные потребности каждого человека» [2, с.155].
Гейдар Алиев обращал особое внимание на правильное исламское васпитание и просвещение молодежи. Ошибки в этой области чреваты возникновением серьезных проблем для государства, общества и всего народа. Пэтому Президент всемерно поддерживал идею преподования основ классического ислама (коранического, изложенного в хадисах и в Сире /жизнеописании Пророка Мухаммеда) в средней школе: «Считаю необходимым принятие нужных мер в усвоении нащей молодёжью основ Исламской религии. Потому что в результате отсутствия таких шагов возникают некоторые негативные явления, отдельные группы стремятся внушить молодёжи настроения фанатизма, что наносит вред воспитанию молодого поколения. В связи с этим, думаю, что преподавание основ ислама вляется насущной потребностью дня, и министерство образования, соответствующие органы обязаны реагировать на это» [2, с.75].
Литература и источники
1. Андриянов В., Мираламов Г. Гейдар Алиев. М.: Молодая гвардия, 2005. С. 337-338.
2. Гуджеротти Клаудио. Взгляды Президента Гейдара Алиева на религию в свете визита Папы Римского в Баку// Гейдар Алиев и религиозная политика в Азербайджане: реальности и перспективы. Междунаролная конференция. 3-4 апреля 2007 год. Баку, дворец "Гюлистан" ("Сад роз"), С. 53-56.
References and Sources
1. Andriyanov V., Miralamov G. Gejdar Aliev. M.: Molodaya gvardiya, 2005. S. 337-338.
2. Gudzherotti Klaudio. Vzglyady Prezidenta Gejdara Alieva na religiyu v svete vizita Papy Rimskogo v Baku// Gejdar Aliev i religioznaya politika v Azerbajdzhane: real'nosti i perspektivy. Mezhdunarolnaya konferenciya. 3-4 aprelya 2007 god. Baku, dvorec "Gyulistan" ("Sad roz"), S. 53-56.
РАУ ИОГАНН - доктор философии, профессор; Научный форум по международной безопасности при Академии штабных офицеров Бундесвера (Гамбург) и Академии защиты Отечества (Вена) (rau100@mail.ru).
RAU, JOHANNES - Doctor of Philosophy, Professor; Scientific Forum on International Security at the Academy staff officers of the Bundeswehr (Hamburg) and the Academy of defending the Homeland (Vienna) (rau100@mail.ru).