Научная статья на тему 'Мультикультурализм, межрелигиозный диалог и толерантность в Азербайджане'

Мультикультурализм, межрелигиозный диалог и толерантность в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
777
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Керимли Вугар Гараджаноглы

«II Бигиевские чтения-2015. Мусульманская мысль в XXI веке: Единство традиции и обновления: Материалы II Международной научно-образовательной конференции, г. Санкт-Петербург, 17-20 мая 2015 г.», М., 2016 г., с. 363-369.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультикультурализм, межрелигиозный диалог и толерантность в Азербайджане»

Керимли Вугар Гараджан-оглы,

кандидат культурологии, доцент, ученый секретарь Института архитектуры и искусства Национальной академии наук Азербайджана МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ, МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

В современном мире в условиях всемирной глобализации особенно остро стоит проблема межкультурного и межрелигиозного диалога. Еще несколько лет назад Европа с большим рвением пыталась построить систему, которая получила название «мульти-культурализм», т.е. система мультикультурного общества, где представители разных культур и конфессий могли бы уживаться в рамках одной страны или целого региона, обладая всей полнотой прав и обязанностей. Такая идея, на первый взгляд, выглядит вполне осуществимой и не вызывает каких-либо сильных сомнений в возможности реализации. Но, как показало время, это только на первый взгляд выглядит очень простым и естественным процессом, а на деле в настоящее время в ряде европейских стран уже отказались от этого проекта. Что же послужило причиной изменения политики «мультикультурализма» в этих странах?

Основами мультикультурализма являются идеи толерантности, признания прав меньшинства, поддержание собственной идентичности. В Европе, где стремились создать общее социальное, экономическое и политическое пространство коммуникации, мы можем наблюдать отчужденность различных групп, выпадение из социума целых сообществ, нарастание конфронтации между представителями разных культур, межэтнические распри.

Но столь толерантное отношение государства не дает основы для консолидации общества, нет общей платформы для объединения разрозненных групп людей, приверженных совершенно различным взглядам и ориентирам, что приводит к распадению общества на множество отдельных сообществ со своими собственными законами, правилами и ценностями.

Разразившийся в Дании в начале 2006 г. «карикатурный скандал» показал хрупкость достигнутого равновесия. Очередная волна ожесточенных споров поднялась вокруг голосования по вопросу о строительстве минаретов в Швейцарии. Политическое размежевание усугубляет законодательные инициативы, направ-

ленные на регулирование присутствия религиозных символов в общественных местах. Первопроходцем стала Франция, где соответствующие меры были введены в государственных школах еще в 2004 г.: ожесточенные споры и протест мусульманского сообщества вызвал запрет на ношение хиджаба. Летом 2010 г. за запрет паранджи и никаба (одежды, полностью закрывающей тело и лицо женщины) проголосовал французский парламент.

Практика запретов вызывает растущее чувство неудовлетворенности, и не только в мусульманской среде. Европа серьезно задумалась над вопросом о границах толерантности и о ее корреляции с правами человека, с обеспечением социальной защищенности и личной безопасности своих граждан. Известно, что демократические институты эффективно функционируют на основе общественного договора, закрепленного в Конституции, в нормах права, в институтах и неписаных правилах поведения граждан в публичной сфере. Важными элементами такого договора являются взаимное доверие и взаимные обязательства участников. В этом смысле, по мнению известного канадского ученого Чарльза Тейлора, «вторжение в общество новых членов, въезд иммигрантов, изменение гражданского состава населения являются вызовом демократии», на который нужно срочно искать ответ. Вопрос о том, как преодолеть гражданскую и социальную исключенность тех, кто ориентирован на иную культурную традицию, остро встал перед современным государством в условиях фрагментации социального и культурного опыта человека и «ослабления социального

поля»1.

Азербайджан представляет собой уникальный пример мирного сосуществования и сотрудничества представителей многих народов и конфессий. «На этой древней земле существовали иудаизм и ислам, огнепоклонство и христианство. Страна огней излучала и продолжает излучать особую энергетику толерантности и веротерпимости. История толерантности в Азербайджане уходит корнями в глубокую древность, и это связано с его географическим положением на Великом Шёлковом пути»2.

1 Эфендиева Г.Э., Алиев Б.Г. Межрелигиозный диалог в контексте современной культуры: Ислам, христианство и другие религии в Азербайджане // Мировые религии в контексте современной культуры: Новые перспективы диалога и взаимопонимания. - СПб., 2011.

2 Там же.

В стремительно глобализирующемся мире конфликты на религиозно-этнической почве, такие как религиозный экстремизм и исламофобия, попытки превращения религии в инструмент сомнительных политических амбиций, к сожалению, являются горькой реальностью, поэтому всё большую актуальность приобретают просветительская роль религии в обществе, консолидирующая миссия религии в системе международных отношений, необходимость межцивилизационного и межрелигиозного диалога во имя дальнейшей судьбы человечества.

Исторически в Азербайджане мирно и свободно формировались и существовали различные религии, и сегодня в стране проводится системная и гармоничная религиозная политика. Достижение такой гармонии повышает международный авторитет Азербайджана. С точки зрения ислама все христиане независимо от конфессий и деноминаций, на которые они разделились, - «ахль аль-Китаб», т.е. «люди Писания». Так Коран определяет тех, кому было ниспослано Откровение Всевышнего и кто достоин особо почтительного отношения правоверных.

В Азербайджане, где большинство населения составляют мусульмане, различные этнические и религиозные группы сосуществуют в условиях мира. На протяжении истории представителей всех народов и религий в нашей стране объединяли дружественные отношения. Культурные и духовные ценности, присущие нашему народу, сыграли исключительную роль в том, что веками люди различных вероисповеданий живут в нашей стране в мире и дружбе, этнокультурное разнообразие сохранилось до наших дней. Сегодня, когда Азербайджан развивается как независимое государство, эта система ценностей еще больше укрепляется. Азербайджан как многонациональное и многоконфессиональное государство придает важное значение развитию взаимоотношений на международной арене, двустороннему и многостороннему сотрудничеству.

Религиозная политика правительства Азербайджана опирается на строительство демократического государства, принципы регулирования государственно-религиозных отношений в национально-духовной и правовой плоскости. Как и все свободы человека, свобода совести и вероисповедания в нашей стране гарантирована Конституцией. Как отмечалось, сегодня в Азербайджане молельные дома всех конфессий - мечети, церкви, синагоги и др. -действуют в условиях свободы и толерантности. Президент Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиева, придающая большое значение

сохранению наших национально-духовных ценностей, восстановлению историко-культурных памятников, оказывая поддержку в ремонте и реконструкции ряда мечетей и святилищ, особое внимание уделяет реставрации христианских и иудейских памятников.

Совет Европы является одной из влиятельных организаций, к сотрудничеству с которой Азербайджан проявляет большой интерес. Успешные реформы в экономической и политической сферах, обеспечив укрепление позиции Азербайджана как государства - лидера региона, превратили нашу страну в достойного члена большой европейской семьи. Как государство с уникальной моделью религиозной толерантности, мы с особым вниманием относимся к вопросам межкультурного диалога, в рамках председательства в Комитете министров Совета Европы посредством ряда инициатив продолжаем деятельность по борьбе с дискриминацией и нетерпимостью в Европе путем диалога и взаимопонимания между людьми, являющимися носителями разных религий и культур в мире, в котором усиливаются экстремизм и радикализм на религиозной почве. В Азербайджане всегда придавали большое значение национальным и общечеловеческим ценностям. Уважение к религиозно-духовному наследию, диалог разных культур, традиции толерантности в нашей стране находятся на высоком уровне. Азербайджан находится в центре внимания мира благодаря не только экономическим, политическим, дипломатическим успехам, но и своей образцовой религиозно-духовной жизни. Благодаря мудрой политике президента страны Азербайджан превратился в государство - лидера региона. Межрелигиозная дружба, братство и сотрудничество - это реалии Азербайджана. Государство является верховным гарантом этой идеи, которая вытекает из нашего национального менталитета. Конечно, успехи Азербайджана в этой области, которые могут быть примером для всего мира, обусловливают правильное построение религиозно-государственных отношений в нашей стране. Толерантность поддерживается на государственном уровне.

В Азербайджане люди, принадлежащие к разным религиям, считают себя неотъемлемой составной частью нашего общества, одинаково ощущают на себе внимание, заботу и покровительство государства. Представители разных религий все время находятся рядом, делят радость и горе; представители различных религиозных течений совершают богослужение в одной и той же мечети.

Глава государства в Азербайджане уделяет большое внимание религиозным деятелям, местам религиозного поклонения,

проявляет заботу о них. Общенациональный лидер говорил: «Высокая толерантность - это проявление высокой культуры». Сегодня эту политику на высоком уровне продолжает и развивает президент Ильхам Алиев1. Баку уже превратился в площадку, где один за другим традиционно проводятся важные международные мероприятия, посвященные межкультурному, межрелигиозному диалогу. Мы всегда остаемся верными традициям успешного межрелигиозного сотрудничества в мировом масштабе.

В Азербайджане ежегодно организуются мероприятия, посвященные межрелигиозному диалогу, для участия в которых в Баку приезжают политики, ученые, религиозные деятели из разных стран мира. В 2010 г. в Азербайджане состоялся Всемирный саммит религиозных лидеров. В нем приняли участие высокопоставленные религиозные деятели, представляющие все традиционные религиозные центры мира. В апреле 2015 г. в Баку прошла Международная конференция «Исламское просветительство и современный период». Президент страны является инициатором форума по межкультурному диалогу, который проводится раз в два года, активным пропагандистом идеи мультикультурализма в мировом масштабе. Фонду Гейдара Алиева принадлежат исключительные заслуги в пропаганде наших традиций толерантности, культурно-духовного наследия. Если самой большой ценностью, созданной Аллахом, является человеческая жизнь, то ее спасение зависит от взаимопонимания и уважения людей, принадлежащих к разным национальностям и религиям, диалога разных культур2. Сегодня мультикультурализм не просто политический девиз для Азербайджана. Это идет из нашей истории, это норма, которая нас объединяет, образ жизни азербайджанского народа.

Неонацизм - это не просто ненависть к другим, но и угроза для мира. В его основе, так же как и в основе многих проблем человечества, лежит именно расизм. И как результат - в мире происходят войны. У неонацизма нет национальности. Он угрожает любому человеку, представителю любой нации и религии; не имея отношения к исламу и прикрываясь религией, осуществляет террор. Сегодня в мире около 80 вооруженных конфликтов. К сожалению, большинство из них происходит в исламских странах. Противостояние между религиозными сектами, происходящее

1 Речь Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева 10 октября 2011 г. на открытии Международного гуманитарного форума в Баку.

2 Исламоглу З. Исламская культура // Наука. - 2015. - № 06 (1123).

сегодня, в реальности не является проблемой ислама. Это противостояние выливается в религиозные конфликты. Деятельность радикальных группировок направлена на дискредитацию ислама и в основном приводит к появлению исламофобии на Западе.

Азербайджан является составной частью исламской цивилизации. В то же время Азербайджан играет роль маяка в борьбе с религиозными предрассудками и отсталостью. Роль Азербайджана в развитии исламского просвещения неоспорима. В настоящее время в стране пресекаются провокации и радикальные течения, прикрывающиеся именем ислама. Исламоведение вступает на новый этап развития.

Ислам в настоящее время занимает второе место среди религий, он распространен во всех уголках мира. Ислам оказывает влияние на общественно-политическую жизнь в мире. Исламская религия также призывает решить существующие конфликты и проблемы. Для решения мировых проблем необходимо объединиться всем народам и религиям.

В заключение хочу отметить, что еще с древних времен в Азербайджане жили представители разных национальностей, религий и культур, которые внесли свой вклад в формирование уникальной азербайджанской культуры.

«II Бигиевские чтения-2015.

Мусульманская мысль в XXI веке: Единство традиции и обновления: Материалы IIМеждународной научно-образовательной конференции, г. Санкт-Петербург, 17-20 мая 2015 г.»,

М., 2016 г., с. 363-369.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.