Научная статья на тему 'Двойственная природа политического режима азербайджанской республики'

Двойственная природа политического режима азербайджанской республики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
657
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / AZERBAIJAN / ПОЛИТИКА / POLITICS / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / АВТОРИТАРИЗМ / ГИБРИДНЫЙ РЕЖИМ / HYBRID REGIME / AUTHORITARIANIZM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кахриманов Ахмед Мугуддинович

Предпринята попытка выявить и проанализировать наиболее важные, на взгляд автора, системные и структурные составляющие политического режима Азербайджанской Республики. Главное внимание концентрируется на обосновании тезиса, согласно которому политический режим Азербайджана носит гибридный характер, поскольку в нем демократические институты, зафиксированные в Конституции, сочетаются с авторитарной формой правления.The paper attempts to identify and analyze some most important, in the author’s view, systemic and structural components of the political regime of the Republic of Azerbaijan. The main attention is concentrated on the justification of the thesis according to which the political system of Azerbaijan is hybrid in nature, as in it enshrined in the Сonstitution of the state of democratic institutions are combined with an authoritarian form of government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Двойственная природа политического режима азербайджанской республики»

УДК 323

А.М. Кахриманов,

Некоммерческое партнерство «Финансово-банковский совет Содружества Независимых Республик»

Двойственная природа политического режима Азербайджанской Республики

Вдоль границ России - северных, западных и южных, вплоть до Монголии - почти сплошной полосой расположены так называемые новые страны, которые прежде входили в состав СССР. Граждан этих стран мы каждый день встречаем на улицах Москвы и многих других городов. На долю этих стран приходится львиная доля товарооборота России. С некоторыми из них наша страна вступала в кровопролитные конфликты. А в других - держит миротворческий контингент. Многое, что происходит в каждом из этих государств, похоже на события в нашей стране, да чуть ли и не во всех странах СНГ и Балтии.

Но вот парадокс. Что мы знаем о жизни граждан Армении, Таджикистана или Литвы? Почти ничего. Эти страны есть только на географической карте. И если мы что-то узнаем об их жизни, то только какие-либо происшествия.

А ведь это наши самые близкие соседи. Они не сойдут с места и не отправятся в тихоокеанские дали. Равнодушное, отстраненное отношение к ним может привести только к вступлению их в Евросоюз и НАТО. Даже в общеобразовательной школе и вузах обучающиеся получают ничтожный объем информации о жизни так называемого ближайшего зарубежья. Хотя нет никаких сомнений, что нынешняя молодежь в той или иной мере будет поддерживать со своими соседями разнообразные контакты.

Журнал «Высшее образование сегодня» решил восполнить этот пробел в образовании, который теперь имеется не только у студентов, но и представителей среднего поколения, и уделить больше внимания ближнему зарубежью. Приглашаем читателей познакомиться с первой статьей на эту тему, ав-

С самого начала независимости руководство Республики Азербайджан декларировало стратегию перехода на рельсы рыночной экономики и политической демократии. В республике официально учреждены и функционируют почти все институты политической демократии, такие как выборы, парламент, три самостоятельные ветви власти, оппозиция, даже гражданские права и политические свободы, независимые средства массовой информации и др. Однако с сожалением приходится констатировать, что на протяжении большей части независимого существования республики формально созданные демократические институты играют декоративную роль, прикрывая авторитарную природу политического режима от внешней аудитории, его легитимацию в глазах собственных граждан.

тором которой является политолог и социолог Ахмед Кахриманов.

Баку

© Кахриманов А.М., 2016 62

АХМЕД МУГУДДИНОВИЧ КАХРИМАНОВ

кандидат политических наук, заместитель генерального директора некоммерческого партнерства «Финансово-банковский совет Содружества Независимых Государств», генеральный директор холдинга «Евразийский транспортный коридор». Сфера научных интересов: политология, государственное управление политикой и региональной экономикой. Автор более 5 публикаций

Предпринята попытка выявить и проанализировать наиболее важные, на взгляд автора, системные и структурные составляющие политического режима Азербайджанской Республики. Главное внимание концентрируется на обосновании тезиса, согласно которому политический режим Азербайджана носит гибридный характер, поскольку в нем демократические институты, зафиксированные в Конституции, сочетаются с авторитарной формой правления.

Ключевые слова: Азербайджан, политика, конституция, демократия, авторитаризм, гибридный режим.

The paper attempts to identify and analyze some most important, in the author's view, systemic and structural components of the political regime of the Republic of Azerbaijan. The main attention is concentrated on the justification of the thesis according to which the political system of Azerbaijan is hybrid in nature, as in it enshrined in the Constitution of the state of democratic institutions are combined with an authoritarian form of government. Key words: Azerbaijan, politics, constitution, democracy, authoritarianizm, hybrid regime.

Как считают оппозиционно настроенные авторы, принятие конституции и парламентские выборы 1995 года стали своего рода рубежом, на котором курс отхода от демократизации и перехода на рельсы легитимации авторитарного режима утвердился окончательно. Хотя эти выборы с точки зрения участия оппозиционных партий формально отвечали базовым демократическим принципам конкурентности, но оппозиции были установлены такие препоны, что ее представителям удалось получить всего лишь 5-6% мест в составе корпуса депутатов Милли Меджлиса. Дальнейший ход событий в этом направлении подтвердил обоснованность этого тезиса.

Оценивая политические реалии современного Азербайджана, специалисты с полным основанием говорят о двуликости его политического режима. С одной стороны, официальная пропагандистская машина, используя демократическую фразеологию, всячески декларирует курс на создание демократического правового государства, рыночной экономики, институтов гражданского общества, способных служить противовесом возможным злоупотреблениям со стороны органов государственной власти. С другой

стороны, властями принимаются широкомасштабные усилия по подавлению оппозиции, концентрации ключевых сфер экономики в руках узкой группы чиновников -олигархов, монополизации всей полноты власти династией Алиевых и их окружением.

В результате по мере социальной и политической стабилизации постепенно в республике, во все более растущей степени, утверждался авторитаризм в имитационно-демократической упаковке. Как с полным основанием отмечал азербайджанский политолог З. Гулиев, «по прошествии двадцати лет постсоветский Азербайджан все еще представляет собой странный и противоречивый авторитарный "полуфабрикат", который при определенных условиях может трансформироваться как в демократическое, так и в тоталитарное состояние» [6]. Но судя по нынешнему состоянию дел в республике, перспективы демократизации откладываются на неопределенное будущее.

Руководитель администрации президента Азербайджанской Республики, академик Национальной академии наук Р. Мехтиев справедливо отмечает, что «демократия не может насаждаться извне в ущерб национальным инте-

ресам и государственной независимости» [10]. И, действительно, демократические ценности, установки должны разрабатываться и проводиться в жизнь самим народом в соответствии со своими историческими традициями, национальным менталитетом, социокультурной и политико-культурной системами и др.

Однако эти и подобные им верные сами по себе доводы используются как своего рода ширма для прикрытия фактического отказа от реформирования государственно-политической системы по пути модернизации и демократизации. Как утверждает Р. Мехтиев, внутри- и внешнеполитический курс президента Азербайджана направлен на построение «собственной, свободной от глобалистского романтизма модели консолидированной демократии или, выражаясь словами вице-президента США Дика Чей-ни, soveirgn democracy, учитывающей реалии исторического процесса построения азербайджанской государственности и вытекающей из логики национального развития». Суть этой идеи такова: да, стране нужна демократия, без нее не обойтись. Но на настоящий момент наилучшая форма государственного устройства -это существующий режим династии Алиевых, который только один может привести Азербайджан к демократии. «Демократизация азербайджанского общества, - подчеркивает Р. Мехтиев, - это нескончаемый процесс, который реализуется при условии соблюдения национальных особенностей, независимого государственного строительства и сохранения национальной идентичности» [10]. Таким образом, суверенная демократия оказывается некоей «отложенной демократией», контуры которой теряются где-то в неопределенном будущем.

Разумеется, немаловажную роль в формировании режима

играла личность Г. Алиева, который отличался уникальными способностями приспосабливаться к самым сложным реалиям и случайностям. Профессиональный чекист, первый секретарь компартии республики, член Политбюро КПСС, руководитель Нахичеванской автономии, президент независимого Азербайджана Г. Алиев отличался умением быстро менять цвет знамени, и тем самым страховаться от возможных угроз, и выходить сухим из воды при любой ситуации. Об этой стороне личности Г. Алиева свидетельствуют, в частности, его высказывания о роли религии в его жизни и жизни азербайджанского народа. Сетуя на то, что «в советское время мы были от нее отлучены», он утверждал, что даже в тот период он читал Коран, историю ислама и его святынь, а его мать ходила в мечеть. После распада СССР он без колебаний отказался от коммунистической веры и стал проповедником ислама, стал посещать мечеть, совершил хадж в Мекку и Медину. «Ведь это святыни нашей религии», - говорил он [7].

Благодаря стараниям Г. Алиева фактически вся полнота власти в Азербайджане принадлежит президенту. Ему подконтрольны парламент и правительство. Некоторые аналитики не без оснований характеризуют властную вертикаль Азербайджана как клановую. Система ротации элит строится по территориальному или родственному признаку, что приближает режим этого южно-кавказского государства к режимам постсоветских среднеазиатских государств. В период правления династии Алиевых Милли Меджлис, избранный в 1995 году, постепенно теряя характерную для него активную позицию и независимость, не мог оказывать сколько-нибудь серьезного влияния на политику президента и исполнительную власть. По сути дела он превратился в ширму для обоснования рассуждений о демократичности алиевского режима.

Формально по Конституции Милли Меджлис может отстранить президента от власти путем импичмента в случае совершения им уголовно наказуемого преступления. Согласно ст. 120 Конституции президент может быть отстранен от должности постановлением Милли Меджлиса, принятым по представлению Конституционного суда большинством голосов (95). Немаловажное значение имеет ч. 3 этой статьи, где говорится: «Постановление об отстранении президента Азербайджанской Республики от должности должно быть принято в течение двух месяцев со дня обращения Конституционного Суда республики в Милли Меджлис. Если в течение этого срока такое постановление не принимается, то выдвинутое против президента Азербайджанской Республики обвинение считается отвергнутым» [8, ст. 107].

Очевидно, что механизмы и процедуры эти настолько сложны, что при действующей в настоящее время в стране властной системе реализация этого полномочия Милли Меджлиса представляется весьма эфемерной. Даже при соблюдении всей объективности обсуждения этого вопроса и вынесения соответствующего решения добиться такой цели представляется маловероятным, а с учетом фактического симбиоза всех ветвей власти - просто невозможным.

Правящий режим располагает целым комплексом рычагов и возможностей эффективно контролировать состав кандидатов как от партии власти «Новый Азербайджан», так и от беспартийных депутатов, фактически подчиненных правящему режиму. В таком же подчинении от правящей элиты находятся члены Конституционного суда. При сложившемся положении дел возможность возникновения каких-либо серьезных разногласий между законодательной и исполнительной ветвями власти представляется маловеро-

ятной. То же можно сказать и применительно к отношения м между судебной властью и остальными ветвями государственной власти. Это естественно, если учесть, что при всех возможных в этом вопросе оговорках в данном случае мы имеем дело с жестко иерархизи-рованной авторитарной системой власти, на вершине которой, как говорится, в гордом одиночестве стоит президент.

Естественно, возникает вопрос о месте и роли премьер-министра во властной системе. Дело в том, что в классическом президентском режиме, каковым считается форма государственного устройства Азербайджана, пост премьер-министра в общепринятом смысле не предусмотрен. Президент выступает как глава государства и одновременно как глава исполнительной власти. При таком положении премьер-министру, полностью подчиненному президенту, отводятся лишь технические функции управления повседневными делами.

В этом контексте ключевое значение имело полное подчинение экономики страны структурам государственной власти. В результате экономических реформ в стране сформировался частный сектор, достаточно заметный по числу занятых в нем людей (примерно 68% общего числа занятых во всей экономике страны). Однако как в ходе нормального функционирования, так и дальнейшего развития на пути частных предпринимателей, если они, так или иначе, не связаны с властными структурами или разного рода кланами, встречается масса препятствий. Это вполне объяснимо, если учесть, что погоду в национальной экономике делают, главным образом, так называемые номенклатурные предприниматели. Исполнительная власть через налоговое министерство располагает огромными возможностями для оказания влияния на предпринимателей

независимо от их статуса и веса в экономике.

Господствующее место в сложившейся системе занял самый богатый клан семейства Алиевых. Сын президента Г. Алиева, нынешний президент страны И. Алиев, будучи первым вице-президентом Государственной нефтяной компании Азербайджана, контролировал нефтяную отрасль республики. Журналист И. Гусейнова писала по этому поводу: «Сегодня в Азербайджане и за его пределами уже ни для кого не секрет, что нефть и весь бизнес, связанный с ней, принадлежит семье Алиевых. Именно поэтому президент сразу же, еще 10 лет назад, назначил своего единственного сына вице-президентом Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики. Именно поэтому в последние два года Гейдар Алиев бросил все силы на то, чтобы после себя привести к власти сына» [11]. Действительно, можно согласиться с теми исследователями и аналитиками, по мнению которых весьма трудно отличить, где кончается частная собственность Алиевых и где начинается государственная собственность [2]. Говорят даже о появлении на мировом нефтяном рынке нового нефтяного гиганта под условным названием «Алиев и сыновья». Разумеется, определенная доля государственной собственности перепадает также родственникам и близкому кругу высших чиновников. В то же время угодным династии предпринимателям предоставляют всякого рода налоговые и иные льготы. Для них создаются условия, при которых успех или неудача зависят от расстояния близости или удаленности от президентского клана. Как отмечал З. Гулиев, в Азербайджане «вопреки распространенному мнению, олигархи - это не просто миллионеры, а миллионеры, обосновавшиеся у власти или около власти и имеющие чуть ли не монопольное влияние на государственные и экономические

структуры. Олигархи возникают из уродливого сращения власти и богатства. А сама олигархия - это неограниченная политическая власть состоятельного меньшинства, коллективный авторитаризм класса очень крупных собственников-коррупционеров, подмявших под себя фактически все государство» [5, с. 66].

Все это дает основание согласиться с одним из обозревателей, который сравнил республику с «нищим на золотом троне» [3]. Действительно, мизерные пенсии и зарплаты многих азербайджанцев, эмиграция и отъезд в Россию на заработки выглядят нелепо рядом с бьющим через край «нефтяным фонтаном».

Еще одна довольно интересная особенность азербайджанской чиновничьей олигархии и членов самого правящего клана состоит в том, что они домогаются легитимации своего статуса, славы и признания в обществе посредством орденов и медалей, новых званий и титулов. К примеру, в 1998 году Г. Алиев наградил собственного брата, академика Дж. Алиева орденом «Истиглал» («Независимость»). В 2005 году президент И. Алиев вручил самому себе (как и Л.И. Брежнев) главную награду страны — орден «Гейдар Алиев». В 2010 году ордена «Шохрет» («Славы») удостоился племянник Гейда-

ра Алиева, глава Нахичеванской автономной республики В. Талы-бов. В 2009 году орденом «Шараф» («Честь») был награжден отец супруги президента Мехрибан Алиевой академик А. Пашаев. А в мае того же года орденом «Шохрет» наградили дядю первой леди - заместителя министра иностранных дел и ректора Дипломатической академии Х. Пашаева [5, с. 182]. Впрочем, этот список можно продолжить.

Благодаря экономическому росту, достигнутому в результате высоких цен на нефть на мировых рынках, династии Алиевых удалось укрепить свои позиции как внутри страны, так и на международной арене, лавируя между Западом, Россией и исламским миром. Однако смена президента в Азербайджане подняла ряд вопросов о преемственности власти, когда нынешний президент И. Алиев стал преемником своего отца Г. Алиева.

Для осуществления операции по передаче власти как бы по наследству заранее была подготовлена политико-правовая база. Так, Г. Алиева не устраивало положение, согласно которому в случае потери действующим президентом своих полномочий они должны были перейти к спикеру Милли Меджлиса. В результате референдума 2002 года о внесении изме-

Военные столкновения в Нагорном Карабахе

нений в Конституцию это положение было скорректировано другим положением, согласно которому в случае досрочного прекращения действующим президентом своих полномочий в течение 3 месяцев проводятся внеочередные президентские выборы. Причем до обнародования официальных результатов выборов и вступления в должность нового президента его полномочия исполняются премьер-министром [4]. Поэтому И. Алиев и был назначен премьер-министром, что дало ему возможность, как говорится, на полную катушку использовать властный ресурс. Таким образом в 2003 году был обеспечен плацдарм для передачи власти от отца к сыну.

Для обоснования легитимности этой процедуры всячески подогревается, широкомасштабно рекламируется и насаждается в народе культ личности отца и сына. Еще Г. Алиев многое сделал в поисках национальной идентичности Азербайджана. Конституция 1995 года, отменив «нововведение» первого президента А. Эльчибея, который объявил государственным языком Азербайджана турецкий, вернула этот статус азербайджанскому языку [8, ст. 21, ч. 1].

Предпринимаются усилия по разработке и внедрению новой идеологии - «азербайджанлылыг» (азербайджанизм), согласно которой в отличие от А. Элчибея, объявившего государственным языком турецкий, в алиевской конституции турки и азербайджанцы при всей их близости были обозначены как разные народы. В этом отношении немаловажное значение имело выступление Г. Алиева в 2000 году на тему «Азербайджан -родина всех азербайджанцев», в котором он призывал народ брать пример с армян. «Как и армяне, -говорил он, - все азербайджанцы, живущие за пределами Родины, должны также объединяться. Во имя чего? Во имя независимого Азербайджана!» [7]. С тех пор

президент получил титул «Гейдар-баба» и стал «отцом азербайджанской нации». Отцом не только азербайджанцев - граждан самого Азербайджана (впрочем, к этой категории азербайджанцев причисляют и представителей других этносов: лезгин, талышей, аварцев и др.), но и этнических азербайджанцев, живущих за пределами Азербайджана.

Для пропаганды культа Г. Алиева и идеологии азербайджан-ства указом президента И. Алиева от 29 декабря 2006 года в Баку был создан специальный «Центр Гейдара Алиева» в целях «глубокого изучения,широкой пропаганды и всестороннего развития философии государственности и идеологии азербайджанства Гейдара Алиева». В нем, в частности, говорилось: «Основоположник независимой азербайджанской государственности Гейдар Алиев, подарив нам столь глубокую философскую концепцию как азербайджанство, неоднократно завещал беречь азербайджанский язык, историю Азербайджана, азербайджанскую культуру и национальные духовные ценности. В нашей стране ведется огромная работа в рамках идеологии азербайджанства, однако ощущается необходимость в системной координации этой работы из единого центра» [5, с. 16].

Ключевую роль в разработке и внедрении в сознание народа культа коллективной личности династии Алиевых, а также идеологии азербайджанства играет названный в народе серым кардиналом главный идеолог правящего режима, академик Национальной академии наук Азербайджана Р. Мехтиев, являющийся с 1994 года бессменным главой президентской администрации. Красной нитью через все его работы проходит идея об особом пути развития Азербайджана на путях построения собственной «суверенной» модели демократии на основе особой национальной идеи и идеологии азербайд-

жанства. «Азербайджанская

национальная идея и "азербайд-жанство" в качестве консолидирующей идеологии, которые в начале XX века обрели более или менее законченное для того времени содержание, - писал он, - были попыткой возродить национальный дух и механизмы национально-культурного воспроизводства, в том числе и спасения народа от постепенного изгнания со своей исторической территории. Ее реализация предполагала создание своей национальной автономии, а в последующем и самостоятельного, независимого государства» [10]. В итоге в Х1Х-ХХ веках была выстроена формула, «в которой нашли отражение приоритеты национального развития - "тюркизация - исламизация -европеизация". Именно эти идеи сегодня олицетворяются тремя цветами государственного флага Азербайджана» [10]. Как считает Р. Мехтиев, национальная идея, за реализацию которой боролись многие поколения азербайджанцев, получила свое подлинное воплощение именно в последние два десятилетия независимого существования Азербайджана.

Разумеется, главная роль как в формировании идеологии азер-байджанства и национальной идеи, так и в практической их реализации отводится сначала Г. Алиеву-отцу, а затем И. Алиеву-сыну. По предлагаемой Р. Мехтиевым схеме в 2003 году с приходом к власти Алиева-сына Азербайджан вступил в новый этап своей истории. В газете «Бакинский рабочий» от 24 мая 2011 года он писал: «Логика исторического процесса построения государственности требовала перехода на качественно иной уровень понимания вызовов современности. Вместе с тем системные ценности должны были оставаться неизменными. А Ильхам Алиев оказался тем выбором азербайджанской нации, который соответствовал обоим требованиям» [10].

В этом же ряду следует назвать объявленный всенародным, чуть ли самым главным праздником страны День национального спасения, ежегодно отмечаемый 15 июня. Это связано с тем, что 15 июня 1993 года Гейдар Алиев, занимавший в тот период пост председателя Верховного совета Нахи-чеванской Автономной Республики, как бы триумфально вернулся в Баку и стал председателем парламента Азербайджана, и взял на себя обязанности президента страны, поста покинутого странным образом незадолго до этого А. Эльчибеем. Следует отметить, что этот праздник был введен Милли Меджлисом в 1997 году и получил статус государственного в 1998 году, т.е. в период правления самого Гейдара Алиева. В стране широко отмечаются также день его рождения, даты первого прихода к власти, избрания в Политбюро КПСС, возвращения в большую политику, смерти.

Комментируя деятельность руководства страны в этой сфере, политолог З. Гулиев отмечает, что за годы президентства И. Алиева осуществлены грандиозные мероприятия «по превращению Азербайджана в уникальную пирамиду с кодовым названием Гейдар Алиев. Во всех населенных пунктах уже возведены и возводятся памятники, школы, проспекты, парки, музеи и прочие объекты имени Гейдара Алиева» [5, с. 17]. Некоторые злые языки характеризуют азербайджанские ситуацию как «алиефикацию». Журналистка О. Костенко-Попова, например, описывает свое движение по Баку так: «Из аэропорта им. Гейдара Алиева меня везут по проспекту им. Гейдара Алиева, мимо музея им. Гейдара Алиева, в объезд памятника Гейдару Алиеву, который стоит на площади рядом с дворцом Гейдара Алиева, по проспекту им. мамы Гейдара Алиева - устала уже перечислять» [9].

Заседание Милли Меджлиса

Проблема состоит в том, что значительная часть населения принимает этот феномен как свершившийся факт, который просто невозможно отменить, тем более игнорировать. А многие, кто не согласен со сложившимся положением вещей, высказывают к нему свое отрицательное отношение, как это было в советский период на кухне в кругу родственников или близких друзей. При этом они же по призыву власти, партии или непосредственного начальства исправно посещают эти пропагандистские шоу и послушно разыгрывают предписанные им роли «довольных и ликующих граждан». Человеку, не осведомленному о реальном положении дел в Азербайджане, да и не только там, весьма трудно объяснить, почему люди, в большинстве своем недовольные уровнем жизни и политикой властей, прежде всего в социальной и экономической сферах, раболепно аплодируют этим же властям.

Одним из главных направлений в этой политике стала ориентация усилий на более эффективной нейтрализации и изоляции оппозиции и установление контроля над независимыми средствами массовой информации для манипулирования общественным мнением. Соответственно, все отчетливее обнаруживались тенденции к ужесточению мер по преследованию оппозиционно настроенных общественно-политических организаций, объединений, партий и их руководителей, контролю над средствами массовой информации. В результате политическая оппозиция, отодвинутая на обочину политической жизни, находится под жестким контролем властей, что не позволяет оппозиционным партиям надеяться на приход к власти путем выборов [12].

Соответственно, подрывалась вера широких слоев населения в демократические перспективы страны и в демократическую миссию Запада. Авторитарная система власти, которая рассматривалась многими как временное явление, необходимое для решения

насущных социальных и экономических проблем, достижения политической стабильности, создания благоприятных условий для перехода к демократии, постепенно пустила глубокие корни в сознании довольно широких слоев населения, которые восприняли созданный династией Алиевых режим как вполне естественный для Азербайджана.

Тем не менее демократические завоевания, достигнутые в первые годы существования независимого Азербайджана, не исчезли полностью. При всех трудностях, которые стоят перед оппозицией Азербайджана, она не исчезла и продолжает бороться за демократическое обновление властной системы. В определенной степени, в тех или иных формах сохранились ослабленные политические партии, общественные организации и объединения, более или менее сносно продолжают действовать оппозиционные средства массовой информации, которые время от времени подвергаются преследованиям со стороны властей.

Как писали Р. Бадалов и Н. Мех-ти, «электронные средства массовой информации в отдельных случаях вынуждены допускать в эфир представителей оппозиционных партий, но их выступления могут быть подвергнуты обработке, искажающей суть их высказываний. А оппозиционным газетам приходится сталкиваться с различными прямыми или скрытыми угрозами. Хотя правозащитные организации и призывают власть держащих с ними считаться, но влиять на общество они практически не в состоянии» [1]. Сохраняется финансовая помощь правозащитным организациям со стороны зарубежных фондов. Поэтому полный уход оппозиции с политической арены не выгоден и самой власти, поскольку она не может не учитывать позиции западных партнеров, которых руководство страны и так ставит в неудобное положение. Важно представлять, что Азербайджан является членом Совета Европы, принципы и установки которого он, хотя бы формально, должен соблюдать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадалов Р., Мехти Н. Политические институты Азербайджана: дихотомия текста и реальности. С.14.

2. Эксперт. 2003. № 29.

3. Григорьева Ю. Нищий на золотом троне. URL: http:// www.apn.kz/publications/article199.htm (дата обращения: 02.02.2016).

4. Гулалиев М. Политические реформы в Азербайджане (1989-2004 годы) // Процесс конституционно-политической реформы в Грузии, Армении и Азербайджане: политическая элита и голос народа. Тбилиси, 2005. С. 7.

5. Гулиев З.АзербайджанпослеГейдараАлиева. М.,2011.

6. Гулиев З. Азербайджан: долгий путь к демократии.

7. КазинянА. Гейдар Алиев: генерал НКВД и «Отец нации». URL: http://karabah88.ru/history/azerbaidjan/29_geydar_

aliev.html http://www.apn.kz/publications/article199.htm (дата обращения: 02.02.2016).

8. Конституция Азербайджанской Республики.

9. Костенко-Попова О. В нефти по самые помидоры // Аргументы и факты. 2011. № 29.

10. Мехтиев Р. Современный Азербайджан как воплощение национальной идеи // Бакинский рабочий. 2011. 19 мая; 2011. 24 мая.

11. «Независимая газета. 2003. 23 окт.

12. Умнов А. Россия в Средней Азии и на Кавказе: мифы, проблемы, решения // Ближний Восток и современность. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. М., 1996.

LITERATURA_

1. Badalov R., Mehti N. Politicheskie instituty Azerbajdzhana: dihotomija teksta i real'nosti. S.14.

2. Yekspert. 2003. № 29.

3. Grígor'eva Yu. Nishhij na zolotom trone. URL: http://www. apn.kz/publications/articlel 99.htm (data obrashhenija: 02.02.2016).

4. Gulaliev M. Politicheskie reformy v Azerbaijdzhane (19892004 gody) // Process konstitucionno-politicheskoj reformy v Gruzii, Armenii i Azerbajdzhane: politicheskaja yelita i golos naroda. Tbilisi, 2005. S.7.

5. GulievZ. Azerbajdzhan posle Gejdara Alieva. M., 2011.

6. GulievZ. Azerbajdzhan: dolgij put' k demokratii.

7. KazinjаnA. GejdarAliev: general NKVD i «Otec nacii». URL:

http://karabah88.ru/history/azerbaidjan/29_geydar_aliev. html http://www.apn.kz/publications/article199.htm (data obrashhenija: 02.02.2016).

8. Konstitucija Azerbajdzhanskoj Respubliki.

9. Kostenko-Popova O. V nefti po samye pomidory // Argumenty i fakty. 2011. № 29.

10. Mehtiev R. Sovremennyj Azerbajdzhan kak voploshhenie nacional'noi idei // Bakinskij rabochij. 2011. 19 maja; 2011. 24 maja.

11. Nezavisimaja gazeta. 2003. 23 okt.

12. Umnov A. Rossija v Srednej Azii i na Kavkaze: mify, problemy, reshenija // Blizhnij Vostok i sovremennost'. Institut izuchenija Izrailja I Blizhnego Vostoka. M., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.