Научная статья на тему 'Роль СМИ в становлении и развитии политического плюрализма в Азербайджанской республике'

Роль СМИ в становлении и развитии политического плюрализма в Азербайджанской республике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
726
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПЛЮРАЛИЗМ / ЦЕНЗУРА / ЖУРНАЛИСТИКА / ПРЕССА / ДЕМОКРАТИЯ / MASS MEDIA / PLURALISM / CENSORSHIP / JOURNALISM / PRESS / DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ягизаров Шапи Николаевич

В статье рассматривается деятельность средств массовой информации в Азербайджанской Республике, раскрывается их роль в становлении, развитии демократии и политического плюрализма. Поэтапно анализируется процесс по законодательному обеспечению государством деятельности средств массовой информации в республике.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ягизаров Шапи Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article is considered the activities of mass media in the Republic of Azerbaijan, and disclosed its role in the formation, development of democracy and political pluralism. The process of legislative support with the activities of mass media in the republic is analyzed step by step

Текст научной работы на тему «Роль СМИ в становлении и развитии политического плюрализма в Азербайджанской республике»

УДК 32.019.51

Ягизаров Ш.Н.1

РОЛЬ СМИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА

В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация. В статье рассматривается деятельность средств массовой информации в Азербайджанской Республике, раскрывается их роль в становлении, развитии демократии и политического плюрализма. Поэтапно анализируется процесс по законодательному обеспечению государством деятельности средств массовой информации в республике.

Ключевые слова: средства массовой информации, плюрализм, цензура, журналистика, пресса, демократия.

Yagizarov S.N.

MASS MEDIA ROLE IN FORMATION AND DEVELOPMENT OF POLITICAL PLURALISM IN THE AZERBAIJAN REPUBLIC

Abstract. In the article is considered the activities of mass media in the Republic of Azerbaijan, and disclosed its role in the formation, development of democracy and political pluralism. The process of legislative support with the activities of mass media in the republic is analyzed step by step

Keywords: mass media, pluralism, censorship, journalism, press, democracy

Азербайджанская Республика уверенно идет по пути демократического развития. В нашей стране уже сформировались необходимые для этого институты и правовая база. Реформы, проводимые в области государственного строительства, обеспечили реализацию государственной власти на основе принципа разделения властей. Свободная деятельность в республике политических партий, общественных организаций различной ориентации, свободная деятельность многочисленных органов печати, выход в эфир передач частных телевизионных и радиоканалов и другие подобные факты являются конкретными наглядными результатами того, что в Азербайджане господствует политический плюрализм, свобода мысли, демократическая атмосфера.

Показателем становления и развития политического плюрализма в Азербайджане стало широкое по темпам и масштабам развитие свободных средств массовой информации, укрепление технической базы печати, а глав-

ное правовая защита, как журналистов, так и журналистики в целом.

Как известно, в прошлом в СССР существовала цензура, жесткий контроль над средствами массовой информации, особенно над печатью, потому что газеты, в те времена, обслуживая партию и правительство, выполняли пропагандистские функции коммунистической партии. Их целью было выносить на аудитории указы, директивы партии и правительства, внедрять в сознание людей очередные агитационно-пропагандистские установки, четко отслеживать «врагов народа». Пресса во времена Союза насильственно «выпрямляла» конфликтную ситуацию, «затушевывала» самые острые противоречия. В печати того времени информация была заморожена, лишена движения, она повторялась изо дня в день в разных вариациях, воспроизводила один и тот же тип общественных и индивидуальных отношений и, в конце концов, преследовала одну цель: воздействовать на время

1 Ягизаров Шапи Николаевич, кандидат исторических наук, доцент, заместитель декана Факультета Политического Управления, Академия Государственного Управления при Президенте Азербайджанской Республики, e-mail: yagizarov52(®mail.ra

Shaft Yagizarov, the candidate of historical sciences, the associate professor, the deputy dean of Faculty of Political Management, Academy of Public Administration at the President to the Azerbaijan Republic, e-mail:yagizarov52(®mail.ru

и на людей, сделать их внушаемыми и подчинить их волю. На торжественной церемонии празднования 125-летия азербайджанской печати общенациональный лидер Гейдар Алиев отмечал: «Во времена СССР печать не была свободной, режим того периода пресекал свободу печати. Однако сегодня полная свобода печати, мысли, т.е. мы на протяжении 70 лет жили в тех условиях. Сейчас за прошедшие десять лет печать стала свободной» [1].

С распадом СССР все изменилось. Ставшие независимыми страны, в том числе и Азербайджан, выбрали другой путь - путь демократии. Сегодня пресса утратила все те функции, которые выполняла. Она стала свободной: и в политическом, и в идеологическом, и в финансовом смыслах. Она стала плюралистической. В чем же конкретно выражается плюрализм, обозначенный как политическая реальность?

В очень обобщенном виде он выражается в достижении равенства прав для выражения многообразия официальных и сугубо индивидуальных точек зрения: это полные оперативные сообщения о деятельности различных ветвей власти. Пресса на современном этапе выступает связующим звеном государства и общества. Это создает гарантию того, что правительство будет действовать в соответствии с волей народа.

Начиная с 1993 года, пределы «свободы печати» в республике неуклонно расширялись. Это напрямую связано с приходом к власти Гейдара Алиева. Общенациональный лидер считал свободу слова и печати, независимость СМИ важным условием строительства демократического общества. Как в советский период руководства Азербайджаном, так и возглавляя независимое Азербайджанское государство, Гейдар Алиев проявлял особую заботу о развитии журналистики, уделял внимание расширению материально-технической базы, творческих возможностей СМИ, придавал большое значение роли медиа в государственном строительстве, в общественно-политических процессах, протекающих в стране, пропаганде национальных и духовных ценностей [2]. Можно с уверенностью отметить, что слово, мнение, печать в Азербайджане никогда не были настолько свободными, как сейчас. По показателям количества и качества

СМИ Азербайджанская Республика занимает одно из ведущих мест среди стран СНГ и Восточной Европы.

Сегодня в Азербайджане издается несколько сотен газет, в том числе и оппозиционных партийных газет, действует множество частных телеканалов, несколько радиостанций, система Интернет. Кроме того, функционируют также информационные агентства «Ту-ран», «АзерТадж», «Тренд», «Асса-Ирада», «Шарг» и другие. Наличие выше перечисленных средств массовой информации оказывают значительное влияние на становление и развитие политического плюрализма в Азербайджанском обществе.

В настоящее время в республике зарегистрировано 1830 средств массовой информации, из которых 1750 - газеты, 80 - услуги теле- и радиовещания. Всего лишь 15 процентов газет и журналов учреждены правительственными структурами. Более 65 процентов газет принадлежат политическим и общественным организациям оппозиционного характера, частным структурам и юридическим лицам [3]. Ни одна из газет не встречается с препятствиями при распространении. Все газеты свободно распространяются на территории страны. Проблемы, с которыми в последнее время сталкиваются газеты, носят технический характер, и они связаны с тем, что редакторы предпочитают печатать свои газеты в частных типографиях. Государственные издательства не устанавливают каких-либо ограничения на издание этих газет.

Правительственные структуры не вводят какие-либо ограничения на получение официальной информации. Пресс-службы различных министерств и других государственных органов отвечают за доведение до аудитории официальной информации.

Важным представляется тот факт, что в Азербайджане не существует каких-либо ограничений на свободное пользование СМИ для этнических и религиозных меньшинств. Так, на языке этнических меньшинств издаются газеты, в частности, такие как «Самур», «Толыш Садо», «Шавнышт», «Эхо», «Зеркало», «Аз-Из», «Амишав», «Азериньюс», «Полиглот» и т.д. Все это является показателем толерантности в нашем обществе, что также служит формированию плюрализма.

В Азербайджане свободное функционирование средств массовой информации обеспечено соответствующими статьями Конституции Азербайджанской Республики. Статья 47 Конституции Азербайджанской Республики гласит, что каждый обладает правом на свободу мысли и слова. Никого нельзя принудить обнародовать свои мысли и убеждения или отказаться от своих мыслей и убеждений. Не допускаются агитация и пропаганда, разжигающие расовую, национальную, религиозную и социальную рознь и вражду [4, с. 23].

О свободе информации говорится в статье 50 Конституции. Она гласит, что каждый обладает свободой законным путем искать, приобретать, передавать, составлять и распространять информацию, гарантируется свобода массовой информации, запрещается государственная цензура в средствах массовой информации, в том числе в печати [4, с. 17].

9 сентября 1998 года издан Указ Президента «О свободе информации», 6 августа 1998 года Указ Президента «О дополнительных мерах по обеспечению свободы слова, мысли и информации в Азербайджанской Республике» и 7 декабря 1999 года - Закон «О средствах массовой информации».

Выше перечисленные законодательные акты имеют одну общую цель: создание механизма по защите свободы слова, мысли и информации, охране государственных тайн в средствах массовой информации, соблюдению этических норм в соответствии с международными стандартами.

Гейдар Алиев на одной из встреч с представителями СМИ сказал: «Стали появляться все новые и новые газеты. Нельзя сказать, что наша печать стала независимой на протяжении всех этих десяти лет. Наша печать развивалась постепенно. В частности, когда в 1998 году мы отменили цензуру, устранили все препятствия, в Азербайджане стало выходить столько газет, что названия большинства из них и не вспомнить. Знайте, что я, как Президент Азербайджана, считаю это положительным явлением» [1].

Указ Президента «О свободе информации», защищая права журналистов и журналистики в целом, дает им возможность беспрепятственно добывать, обрабатывать, передавать 158

и печатать нужную им информацию, ограничивая их деятельность лишь рамками закона. В Указе также говорится о необходимости расширения границ электронных средств информации, которая в несколько раз ускоряет добычу, обработку, передачу нужной информации.

Важную роль в свободном функционировании средств массовой информации сыграл Закон «О средствах массовой информации». Этот Закон устанавливает общие правила поиска, получения, подготовки, передачи, производства и распространения массовой информации в Азербайджане, а также организационные, правовые и экономические основы деятельности печати, информационных агентств, телевизионных и радио организаций, направленной на осуществление прав граждан на получение полной, достоверной и оперативной информации [5].

Статья 1 Закона гласит: «Массовая информация в Азербайджанской Республике свободна». Свобода массовой информации основывается на обеспечении государством права граждан на поиск, получение, производство и распространение информации законным путем. Учреждение средств массовой информации, владение, пользование, управление ими, поиск, получение, подготовка, передача, производство и распространение массовой информации не могут быть ограничены [5, с. 356].

Статья 7 Закона определяет недопустимость цензуры государства над средствами массовой информации, а также создание и финансирование с этой целью специальных государственных органов или должностей. Государственные органы, муниципалитеты, учреждения, предприятия организации, общественные объединения, должностные лица, а также политические партии не имеют права требовать предварительного согласования с ними распространяемых в средствах массовой информации сведений или запрещать их распространение, кроме случаев, когда они являются авторами информации или интервью [5, с. 361].

Введены законодательные меры в области телерадиовещания. Так, в июне 2002 года был принят «Закон о телерадиовещании», и в

октябре того же года он вступил в силу. 5 октября 2002 года Президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев подписал Указ о создании Совета национального телерадиовещания, отвечающего стандартам Совета Европы. Совет национального телерадиовещания учрежден в январе 2003 года. 6 членов из 9 были назначены Президентом Азербайджанской Республики. Согласно соответствующему закону, Совет отвечает за телерадиовещание, выдачу лицензий каналам и осуществление государственной политики в сфере мониторинга их деятельности. Необходимо отметить, что со дня создания Совет успешно выполняет все стоящие перед ним обязанности.

Очередной мерой в направлении обеспечения свободы слова и информации явилось создание на первом конгрессе азербайджанских журналистов 15 марта 2003 года Совета Печати. Этот орган создан самими журналистами без вмешательства государства. Основная функция Совета Печати, являющегося независимым органом, заключается в устранении конфликтов между СМИ и отдельными лицами, а также между СМИ и частными фирмами до судебного разбирательства. Совет также выполняет функции проведения мониторингов газет и осуществления положений принятого им кодекса этики журналиста. В марте 2004 года Совет Печати провел свой второй конгресс. Текущая деятельность Совета обсуждается на периодически проводимых заседаниях. В настоящее время Совет выдает журналистам удостоверения и ведет борьбу с «рекет-журналистикой», широко распространенной среди средств массовой информации.

Свободное развитие средств массовой информации в плюралистическом обществе предполагает, как уже выше упомянуто, и наличие оппозиционной прессы.

Это нормальное явление, так как одно из принципиальных положений политического плюрализма заключается в том, что каждый имеет право высказывать открыто и свободно свои мысли, в том числе и политическое меньшинство. Оппозиционная пресса в Азербайджане существует и свободно выражает свою точку зрения относительно деятельности власти, проводимой ею политики. Свобода в плюралистическом обществе и свобода СМИ,

в частности, ограничиваются рамками закона. Иначе она служит не укреплению демократических институтов, а прямо противоположным целям. Есть немало оппозиционных газет, которые нарушают законы демократии, демонстрируют политическую нетерпимость, агрессивность по отношению к оппонентам, пропагандируют на своих страницах недозволенные антиконституционные методы захвата власти. В демократическом плюралистическом обществе свобода печати предусматривает здоровую конкуренцию, открытое выражение различных взглядов, точек зрения, идей, мнений, но лишь на законных основаниях. В силу того, что средства массовой информации формируют общественное мнение, они должны анализировать и синтезировать множество источников информации, чтобы убедиться в их достоверности.

Большая ответственность при этом ложится на журналистов. Они должны разбираться в таких вопросах, как этика, журналистское расследование, редактирование и т.д. По этому поводу Гейдар Алиев еще в 2000 году замечал: «В демократическом, правовом, светском государстве, живущем по законам, журналистика является чрезвычайно важной профессией. Печать является чрезвычайно важной сферой» [1].

В Азербайджане профессиональная журналистика пока находится на этапе формирования. В настоящее время азербайджанское государство и общество переживают качественно новый этап развития, все сферы общественной жизни обновляются, внедряются информационно-коммуникационные технологи, отвечающие мировым стандартам, повышается благосостояние людей. С этой точки зрения, подчеркивая особенности этого этапа, Гейдар Алиев отмечал: «Сегодня у нас много журналистов. С точки зрения количества недостатка у нас нет. Однако с точки зрения качества у нас есть недостатки. Может быть, это естественно. Необходимо было, чтобы сначала сформировалась большая армия журналистов, было создано много газет, а затем постепенно повысилось качество. Старайтесь сейчас больше внимания уделять качеству, а не количеству» [1].

Эта мысль находит свое воплощение в де-

159

ятельности достойного продолжателя политического курса Гейдара Алиева - нынешнего Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева. 31 июля 2008 года распоряжением Президента Азербайджана Ильхама Алиева утверждена Концепция государственной поддержки развития средств массовой информации в Азербайджанской Республике. В соответствии с требованиями Концепции 3 апреля 2009 года был создан Фонд государственной поддержки средств массовой информации при президенте Азербайджанской Республики и начато финансирование проектов СМИ.

Созданный Фонд государственной поддержки развития СМИ (ФГПР СМИ) осуществляет контроль над распределением государственных средств, выделяемых президентом страны на поддержку прессы. Это и есть магистральный путь по целенаправленному формированию в стране прессы, ориентированной

не на огульную критику ради самой критики, а на конструктивную позицию во имя общих целей процветания Азербайджана.

Большим стимулом для активизации деятельности СМИ, повышения качества подготавливаемых ими материалов явилась статья академика Рамиза Мехтиева «На пути к демократии: размышляя о наследии» [6]. После ее выхода на нашем телевидении увеличилось число интеллектуальных, познавательных, а самое главное - патриотически-ориентированных передач. Все эти изменения создали благоприятную «свежую» почву для дальнейшего служения средств массовой информации развитию азербайджанской государственности.

Подводя итоги, можно утверждать, что средства массовой информации - это неотъемлемая часть плюралистического общества. Без свободных средств информации граждане не могут защищать свои права, свободно высказываться и быть услышанными.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Праздник нашей печати, общенародный праздник. Речь Президента Гейдара Алиева на торжественной церемонии, посвященной 125-летию Азербайджанской печати. - «Бакинский рабочий», 22 июля, 2000 г.

2. Mehdiyev R. Azarbaycanin efir шэкапу: problemlar va vazifalar// "Dövlat Idarsgiliyi Nazariyya v9 tacrüba", 2009, №1(25).

3. Официальный сайт: «Координационный Совет Азербайджанской Молодёжи» (КСАМ). Режим доступа - URL: http://www.ksam.org/index

4. Azarbaycan Respublikasynyn Konstitusiyasy. Baki, 2009 iL

5. "Kutlavi informasiya vasitabri haqqinda" Qanun//Aarbaycan Respublikasynyn qanunlar kulliyaty. Baki, Qanun, 2001 iL

6. Мехтиев Р. «На пути к демократии: размышляя о наследии». Баку, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.