Научная статья на тему 'Организационно-правовые условия развития СМИ Узбекистана: вопросы либерализации масс-медиа и совершенствования их деятельности'

Организационно-правовые условия развития СМИ Узбекистана: вопросы либерализации масс-медиа и совершенствования их деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1243
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МАСС-МЕДИА / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН / MASS MEDIA / LIBERALIZATION / CIVIL SOCIETY / MODERNIZATION / THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Муминов Алишер Гаффарович

В статье анализируется действующая правовая база Узбекистана в области регулирования деятельности СМИ в контексте ее динамического совершенствования. На основе статистического и фактологического материалов показаны практические достижения в этой сфере. Отдельное внимание отводится освещению актуальных проблем и перспектив развития информационной сферы в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article analyses the present legal basis of regulating the activity of mass media in Uzbekistan within the context of its dynamic modernization. Practical achievements in the mass media sector are demonstrated by providing statistics and facts. Particular attention is given to the analysis of topical issues and perspectives of development of informational shpere in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые условия развития СМИ Узбекистана: вопросы либерализации масс-медиа и совершенствования их деятельности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 33 (287).

Политические науки. Востоковедение. Вып. 13. С. 71-74.

А. Г. Муминов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СМИ УЗБЕКИСТАНА: ВОПРОСЫ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ МАСС-МЕДИА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье анализируется действующая правовая база Узбекистана в области регулирования деятельности СМИ в контексте ее динамического совершенствования. На основе статистического и фактологического материалов показаны практические достижения в этой сфере. Отдельное внимание отводится освещению актуальных проблем и перспектив развития информационной сферы в Узбекистане.

Ключевые слова: cредства массовой информации, масс-медиа, либерализация, гражданское общество, модернизация, Республика Узбекистан.

Одними из центральных понятий в современной политической науке являются «гражданское общество» и «политическая модернизация». При этом очевидно, что оба понятия, перевоплощаясь из научных категорий в реальные «феноменальные» конструкции, являются взаимодополняющими. Вместе с тем, гражданское общество и политическую (или, если брать шире, общественно-политическую) модернизацию объединяет и то, что они движимы некоторыми институциональными механизмами, среди которых большое место по праву принадлежит средствам массовой информации.

Узбекистан, переступив не так давно 20-летний порог независимого развития, сделал большой прорыв в реализации заявленной с первых дней независимости цели построения демократического правового государства и формирования гражданского общества, базирующихся на социально-ориентированной рыночной экономике. Модернизационный характер с присущими ему в идеале последовательностью в развитии, привязанностью к местным условиям и реалиям (эндогенностью) и оторванностью от чрезмерной имитации западных образцов, но не исключающими использование мирового опыта в демократическом развитии, в полной мере нашел и продолжает находить свое отражение в реформах, осуществляемых в Узбекистане. Среди них особо стоит отметить преобразования в сфере либерализации СМИ, которые рассматриваются нами как одни из главных агентов модернизационных процессов и важных элементов гражданского общества.

Необходимо подчеркнуть, что проводимая Узбекистаном политика в информационной сфере направлена на обеспечение последова-

тельной и системной реализации принципов, провозглашенных Конституцией Республики Узбекистан, где закреплено, что средства массовой информации свободны и действуют в соответствии с законом1. Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений, имеет право искать, получать и распространять ин-формацию2.

Эти конституционные нормы получили свое дальнейшее развитие и конкретизацию более чем в десяти принятых Законах, регулирующих деятельность масс-медиа. Среди них Законы «О средствах массовой информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «О принципах и гарантиях свободы информации», «Об информатизации», «О телекоммуникациях» и другие.

На примере эволюции законодательства о СМИ можно проследить поэтапный и последовательный процесс совершенствования их правовой базы.

Так, в принятом в 1997 году Законе «О средствах массовой информации»3 законодательно было закреплено, что СМИ свободны и осуществляют свою деятельность в соответствии с законом.

После принятия данного закона в стране произошли качественные изменения в информационном пространстве. Появились негосударственные печатные издания и агентства, свое развитие получила сеть негосударственного телевидения и радио, активнее стали использоваться возможности коммуникационных технологий, изменились экономические условия деятельности масс-медиа, происходило их интегрирование в мировое информационное сообщество. Было образовано информа-

ционное агентство «Жахон», стали издаваться такие международные газеты и журналы, как «Деловой партнер Узбекистана», «Uzbekistan Today» и др. Созданы также независимое информационное агентство «Туркистон-пресс» и электронное агентство «Пресс-Уз.инфо».

Объективная потребность в дальнейшей либерализации масс-медиа создала основы для принятия новых законов. Так, в 1997 году был принят Закон «О защите профессиональной деятельности журналиста»4, в котором закреплено, что «государство гарантирует журналисту свободное получение и распространение информации, обеспечивает его защиту при осуществлении профессиональной деятельности», а также определена ответственность должностных лиц государственных и других органов за «нарушение права журналиста на запрос и получение необходимой информации». Наряду с этим, данный закон предоставляет право на проведение журналистского расследования, на законодательное обоснование которого в ряде развитых стран потребовалось более ста лет.

Обязанности государственных органов, различных учреждений, должностных лиц по обеспечению каждому возможности ознакомления с информацией, создания доступа к информационным ресурсам нашли свое отражение в Законе «О принципах и гарантиях свободы информации» (от 2002 года)5.

Реализация данной нормы на практике просматривается в том, что на сегодняшний день все без исключения государственные органы имеют собственные веб-сайты, где каждый может получить интересующую его информацию о деятельности того или иного ведомства, ознакомиться с официальными материалами. Следует отметить, что размещаемая на сайте информация имеет равнозначную силу с информацией, публикуемой в СМИ. Кроме того, постоянно растет число и других веб-сайтов: только в доменной зоне «Uz» число веб-сайтов с 587 в 2002 году возросло до 13,5 тысяч6.

Принят также ряд законодательных актов в поддержку электронных масс-медиа и развития интернет-пространства, появляются новые веб-сайты, независимые телестанции. Одним словом, проводится последовательная работа по повышению информационной чувствительности населения.

Одним из результатов реформ по дальнейшей демократизации деятельности средств массовой информации стало принятие в 2007 году в новой редакции Закона «О средствах

массовой информации»7, который дополнен отдельными нормами, в частности, о современной системе взаимоотношений учредителей, издателей и редакций. Это стало важным фактором либерализации масс-медиа, повышения их административно-организационной самостоятельности. Ведь еще не так давно для СМИ Узбекистана одним из проблемных вопросов было вмешательство в их деятельность учредителей и других инстанций. Для изменения данной ситуации в Законе оговорены границы участия учредителей в повседневной работе редакций. Введение этой нормы позитивным образом сказалось на работе журналистов, придало коллективам редакций больше самостоятельности, в то же время усилило их ответственность.

Закон в новой редакции дополнен нормами

о продукции СМИ, о статусе информационных агентств, о принципах международного сотрудничества, о распространении электронных версий периодической печати, о недопустимости монополизации рынка средств массовой информации. При разработке отдельных статей данного Закона был изучен международный опыт.

Таким образом, на основе анализа вышеуказанных законов можно судить о последовательной работе по совершенствованию правовой базы в Узбекистане в сфере масс-медиа, что приводит к положительным результатам. Все они в своей совокупности способствовали увеличению количества СМИ, развитию их сети, появлению необходимых организационных и технических условий для формирования и развития в информационной сфере общественных, негосударственных институтов. Так, в настоящее время в Узбекистане осуществляют свою деятельность 1254 средств массовой информации, из них 706 газет, 255 журналов, 16 информационных бюллетеней, 4 информационных агентства, 64 теле- и 26 радиоканалов, 173 веб-сайта8 (в 1994 году число СМИ составляло 475).

Особо следует отметить, что свое развитие получила сеть негосударственного телевидения и радио. Среди действующих сегодня телеканалов около 53 %, среди радиоканалов 85 %, среди печатных СМИ более 50 % являются негосударственными9.

В рамках Национальной ассоциации электронных средств массовой информации сформирована единая сеть «НТТ», объединившая сегодня более 100 негосударственных телестудий во всей республике и охватывающая в ка-

честве телезрителей более 20 млн человек или более 80 % населения страны10.

Расширение деятельности негосударственных изданий и телерадиоканалов положительно сказывается на развитии конкурентной среды в информационном пространстве, позитивно отражается на растущем в обществе плюрализме мнений и взглядов, дальнейшем укреплении мировоззрения людей.

Наряду с этим в Узбекистане созданы необходимые организационно-правовые, технические условия для формирования и развития в информационной сфере общественных, негосударственных институтов и структур. В стране осуществляют свою деятельность Творческий союз журналистов, Национальная ассоциация электронных СМИ, Общественный фонд поддержки и развития электронных СМИ. Образован Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств, а также целый ряд других общественных объединений, задействованных в данной области.

Последовательно и поэтапно внедряются рыночные механизмы в информационную сферу, созданы все условия для развития здоровой конкуренции между различными государственными и негосударственными телерадиоканалами, коммерческими и общественными СМИ. Данные обстоятельства способствовали улучшению качества подачи информации и повышению ее оперативности.

Приведенные выше примеры свидетельствуют о проводимой в Узбекистане системной, поэтапной и целенаправленной работе по либерализации СМИ.

Несмотря на очевидные и без преувеличения важные достижения в области развития информационной сферы, в стране имеется четкое осознание и признание того, что для превращения масс-медиа в эффективный инструмент формирования общественного мнения и демократизации Узбекистана предстоит еще многое сделать.

Дальнейшая демократизация информационной сферы Узбекистана и либерализация СМИ обусловливает необходимость все более широкого применения новейших технологий в информировании общества, укрепления материально-технической базы масс-медиа, создания дополнительных условий для защиты авторских прав и интеллектуальной собственности работников и учреждений в данной сфере, а также внедрения в нее рыночных механизмов.

Вместе с тем, как неоднократно подчеркивалось руководством страны, перед СМИ стоят задачи более активного освещения внутренней и внешней политики с учетом плюрализма мнений, формирования активной гражданской позиции у людей, возвышения и утверждения в обществе принципов справедливости и гуманности, полной самоотдачи в борьбе с такими негативными явлениями, как коррупция, бюрократия, местничество, равнодушие к проблемам граждан и др.

В этом плане сформулированная главой государства Президентом И. Каримовым в ноябре 2010 года Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в Узбекистане представляет собой развернутый и своевременный ответ на те вызовы и препятствия, которые стоят на пути независимого демократического развития страны, в том числе перед информационным сектором Узбекистана. Так, например, в Концепции предлагается принятие законов «О телерадиовещании», «Об экономических основах деятельности СМИ», «О гарантиях государственной поддержки СМИ» и совершенствование действующего законодательства, в частности, Закона «О телекоммуникациях». Кроме того, становлению СМИ как активных агентов социально-политической жизни и усилению их общественного контроля, иными словами, последующей трансформации СМИ в «четвертую власть» способствовало бы принятие Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», а также внесение изменений и дополнений в законы «О средствах массовой информации», «О принципах и гарантиях свободы информации» в плане обеспечения правовых механизмов сокращения сроков рассмотрения обращений СМИ для получения информации, усиления административной ответственности юридических и должностных лиц за нарушения законодательства в области свободного доступа к информации и других мер11.

Мы полагаем, что реализация положений данной Концепции касательно информационной сферы станет новым этапом в развитии данного сектора Узбекистана, который характеризовался бы превращением СМИ в реальную общественно-политическую силу в осуществлении в стране демократических преобразований.

Таким образом, нормативно-правовая база в области регулирования деятельности масс-

медиа, сформированная в Узбекистане за прошедшие годы независимого развития, являет собой прочный фундамент, на котором формируются и совершенствуются демократические СМИ, способные качественно и эффективно исполнять возложенные на них функции -быть ареной, где люди смогут свободно выражать свои мысли и идеи; быть активным инструментом формирования личности, ее политико-правовой культуры и мировоззрения; наряду с сознательной личностью быть одним из центральных агентов всего процесса общегосударственного развития; создавать некий превентивный и осуждающий механизм для действий власть предержащих и общества в целом; выступать стимулирующим фактором модернизации общества, а также быть эффективной и неотъемлемой частью гражданского общества. Последние два положения касательно конструктивного влияния СМИ на процессы модернизации и формирования гражданского общества особенно актуальны для Узбекистана ввиду избранного им курса на комплексную последовательную демократизацию страны. В этих условиях еще больше возрастает роль и значение масс-медиа, а вместе с этим и необходимость дальнейшей либерализации СМИ и совершенствования их деятельности.

Примечания

1 См.: Конституция Республики Узбекистан. Ст. 67. Ташкент : Узбекистан, 2010.

2 См.: Там же. Ст. 29.

3 См.: Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации» от 26.12.1997 г. № 541-1. Ст. 10 // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1998. № 1.

4 См.: Закон Республики Узбекистан «О защите профессиональной деятельности журналиста» от 24.04.1997 г. № 402-1. Ст. 110 // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1997. № 4-5.

5 См.: Закон Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации» от 12.12.2002 г. № 439-11 Ст. 2 // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 2003. № 1.

6 См.: Сфера ИКТ : на связи со всем миром // Народ.слово. 2012.21февр.

7 Новая редакция утверждена Законом Республики Узбекистан от 15.01.2007 г. № ЗРУ-78. Ст. 4 // Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 2007. № 1.

8 См.: Тенденции развития медиа-рынка // Народ. слово. 2012.23 февр.

9 См.: ОАВ : ^укукий база такомиллаштирил-мокда [Совершенствуется законодательная база СМИ] // Халк сузи. 2010. 20 авг.

10 См.: Развитие негосударственных электронных СМИ - важный фактор формирования гражданского обществаере журналистики // Народ.слово. 2011.13 апр.

11 См.: Каримов, И. А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране : доклад на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 12 ноября 2010 г.) // Народ. слово. 2010. 13 нояб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.