Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 33 (287).
Политические науки. Востоковедение. Вып. 13. С. 71-74.
А. Г. Муминов
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СМИ УЗБЕКИСТАНА: ВОПРОСЫ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ МАСС-МЕДИА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье анализируется действующая правовая база Узбекистана в области регулирования деятельности СМИ в контексте ее динамического совершенствования. На основе статистического и фактологического материалов показаны практические достижения в этой сфере. Отдельное внимание отводится освещению актуальных проблем и перспектив развития информационной сферы в Узбекистане.
Ключевые слова: cредства массовой информации, масс-медиа, либерализация, гражданское общество, модернизация, Республика Узбекистан.
Одними из центральных понятий в современной политической науке являются «гражданское общество» и «политическая модернизация». При этом очевидно, что оба понятия, перевоплощаясь из научных категорий в реальные «феноменальные» конструкции, являются взаимодополняющими. Вместе с тем, гражданское общество и политическую (или, если брать шире, общественно-политическую) модернизацию объединяет и то, что они движимы некоторыми институциональными механизмами, среди которых большое место по праву принадлежит средствам массовой информации.
Узбекистан, переступив не так давно 20-летний порог независимого развития, сделал большой прорыв в реализации заявленной с первых дней независимости цели построения демократического правового государства и формирования гражданского общества, базирующихся на социально-ориентированной рыночной экономике. Модернизационный характер с присущими ему в идеале последовательностью в развитии, привязанностью к местным условиям и реалиям (эндогенностью) и оторванностью от чрезмерной имитации западных образцов, но не исключающими использование мирового опыта в демократическом развитии, в полной мере нашел и продолжает находить свое отражение в реформах, осуществляемых в Узбекистане. Среди них особо стоит отметить преобразования в сфере либерализации СМИ, которые рассматриваются нами как одни из главных агентов модернизационных процессов и важных элементов гражданского общества.
Необходимо подчеркнуть, что проводимая Узбекистаном политика в информационной сфере направлена на обеспечение последова-
тельной и системной реализации принципов, провозглашенных Конституцией Республики Узбекистан, где закреплено, что средства массовой информации свободны и действуют в соответствии с законом1. Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений, имеет право искать, получать и распространять ин-формацию2.
Эти конституционные нормы получили свое дальнейшее развитие и конкретизацию более чем в десяти принятых Законах, регулирующих деятельность масс-медиа. Среди них Законы «О средствах массовой информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «О принципах и гарантиях свободы информации», «Об информатизации», «О телекоммуникациях» и другие.
На примере эволюции законодательства о СМИ можно проследить поэтапный и последовательный процесс совершенствования их правовой базы.
Так, в принятом в 1997 году Законе «О средствах массовой информации»3 законодательно было закреплено, что СМИ свободны и осуществляют свою деятельность в соответствии с законом.
После принятия данного закона в стране произошли качественные изменения в информационном пространстве. Появились негосударственные печатные издания и агентства, свое развитие получила сеть негосударственного телевидения и радио, активнее стали использоваться возможности коммуникационных технологий, изменились экономические условия деятельности масс-медиа, происходило их интегрирование в мировое информационное сообщество. Было образовано информа-
ционное агентство «Жахон», стали издаваться такие международные газеты и журналы, как «Деловой партнер Узбекистана», «Uzbekistan Today» и др. Созданы также независимое информационное агентство «Туркистон-пресс» и электронное агентство «Пресс-Уз.инфо».
Объективная потребность в дальнейшей либерализации масс-медиа создала основы для принятия новых законов. Так, в 1997 году был принят Закон «О защите профессиональной деятельности журналиста»4, в котором закреплено, что «государство гарантирует журналисту свободное получение и распространение информации, обеспечивает его защиту при осуществлении профессиональной деятельности», а также определена ответственность должностных лиц государственных и других органов за «нарушение права журналиста на запрос и получение необходимой информации». Наряду с этим, данный закон предоставляет право на проведение журналистского расследования, на законодательное обоснование которого в ряде развитых стран потребовалось более ста лет.
Обязанности государственных органов, различных учреждений, должностных лиц по обеспечению каждому возможности ознакомления с информацией, создания доступа к информационным ресурсам нашли свое отражение в Законе «О принципах и гарантиях свободы информации» (от 2002 года)5.
Реализация данной нормы на практике просматривается в том, что на сегодняшний день все без исключения государственные органы имеют собственные веб-сайты, где каждый может получить интересующую его информацию о деятельности того или иного ведомства, ознакомиться с официальными материалами. Следует отметить, что размещаемая на сайте информация имеет равнозначную силу с информацией, публикуемой в СМИ. Кроме того, постоянно растет число и других веб-сайтов: только в доменной зоне «Uz» число веб-сайтов с 587 в 2002 году возросло до 13,5 тысяч6.
Принят также ряд законодательных актов в поддержку электронных масс-медиа и развития интернет-пространства, появляются новые веб-сайты, независимые телестанции. Одним словом, проводится последовательная работа по повышению информационной чувствительности населения.
Одним из результатов реформ по дальнейшей демократизации деятельности средств массовой информации стало принятие в 2007 году в новой редакции Закона «О средствах
массовой информации»7, который дополнен отдельными нормами, в частности, о современной системе взаимоотношений учредителей, издателей и редакций. Это стало важным фактором либерализации масс-медиа, повышения их административно-организационной самостоятельности. Ведь еще не так давно для СМИ Узбекистана одним из проблемных вопросов было вмешательство в их деятельность учредителей и других инстанций. Для изменения данной ситуации в Законе оговорены границы участия учредителей в повседневной работе редакций. Введение этой нормы позитивным образом сказалось на работе журналистов, придало коллективам редакций больше самостоятельности, в то же время усилило их ответственность.
Закон в новой редакции дополнен нормами
о продукции СМИ, о статусе информационных агентств, о принципах международного сотрудничества, о распространении электронных версий периодической печати, о недопустимости монополизации рынка средств массовой информации. При разработке отдельных статей данного Закона был изучен международный опыт.
Таким образом, на основе анализа вышеуказанных законов можно судить о последовательной работе по совершенствованию правовой базы в Узбекистане в сфере масс-медиа, что приводит к положительным результатам. Все они в своей совокупности способствовали увеличению количества СМИ, развитию их сети, появлению необходимых организационных и технических условий для формирования и развития в информационной сфере общественных, негосударственных институтов. Так, в настоящее время в Узбекистане осуществляют свою деятельность 1254 средств массовой информации, из них 706 газет, 255 журналов, 16 информационных бюллетеней, 4 информационных агентства, 64 теле- и 26 радиоканалов, 173 веб-сайта8 (в 1994 году число СМИ составляло 475).
Особо следует отметить, что свое развитие получила сеть негосударственного телевидения и радио. Среди действующих сегодня телеканалов около 53 %, среди радиоканалов 85 %, среди печатных СМИ более 50 % являются негосударственными9.
В рамках Национальной ассоциации электронных средств массовой информации сформирована единая сеть «НТТ», объединившая сегодня более 100 негосударственных телестудий во всей республике и охватывающая в ка-
честве телезрителей более 20 млн человек или более 80 % населения страны10.
Расширение деятельности негосударственных изданий и телерадиоканалов положительно сказывается на развитии конкурентной среды в информационном пространстве, позитивно отражается на растущем в обществе плюрализме мнений и взглядов, дальнейшем укреплении мировоззрения людей.
Наряду с этим в Узбекистане созданы необходимые организационно-правовые, технические условия для формирования и развития в информационной сфере общественных, негосударственных институтов и структур. В стране осуществляют свою деятельность Творческий союз журналистов, Национальная ассоциация электронных СМИ, Общественный фонд поддержки и развития электронных СМИ. Образован Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств, а также целый ряд других общественных объединений, задействованных в данной области.
Последовательно и поэтапно внедряются рыночные механизмы в информационную сферу, созданы все условия для развития здоровой конкуренции между различными государственными и негосударственными телерадиоканалами, коммерческими и общественными СМИ. Данные обстоятельства способствовали улучшению качества подачи информации и повышению ее оперативности.
Приведенные выше примеры свидетельствуют о проводимой в Узбекистане системной, поэтапной и целенаправленной работе по либерализации СМИ.
Несмотря на очевидные и без преувеличения важные достижения в области развития информационной сферы, в стране имеется четкое осознание и признание того, что для превращения масс-медиа в эффективный инструмент формирования общественного мнения и демократизации Узбекистана предстоит еще многое сделать.
Дальнейшая демократизация информационной сферы Узбекистана и либерализация СМИ обусловливает необходимость все более широкого применения новейших технологий в информировании общества, укрепления материально-технической базы масс-медиа, создания дополнительных условий для защиты авторских прав и интеллектуальной собственности работников и учреждений в данной сфере, а также внедрения в нее рыночных механизмов.
Вместе с тем, как неоднократно подчеркивалось руководством страны, перед СМИ стоят задачи более активного освещения внутренней и внешней политики с учетом плюрализма мнений, формирования активной гражданской позиции у людей, возвышения и утверждения в обществе принципов справедливости и гуманности, полной самоотдачи в борьбе с такими негативными явлениями, как коррупция, бюрократия, местничество, равнодушие к проблемам граждан и др.
В этом плане сформулированная главой государства Президентом И. Каримовым в ноябре 2010 года Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в Узбекистане представляет собой развернутый и своевременный ответ на те вызовы и препятствия, которые стоят на пути независимого демократического развития страны, в том числе перед информационным сектором Узбекистана. Так, например, в Концепции предлагается принятие законов «О телерадиовещании», «Об экономических основах деятельности СМИ», «О гарантиях государственной поддержки СМИ» и совершенствование действующего законодательства, в частности, Закона «О телекоммуникациях». Кроме того, становлению СМИ как активных агентов социально-политической жизни и усилению их общественного контроля, иными словами, последующей трансформации СМИ в «четвертую власть» способствовало бы принятие Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», а также внесение изменений и дополнений в законы «О средствах массовой информации», «О принципах и гарантиях свободы информации» в плане обеспечения правовых механизмов сокращения сроков рассмотрения обращений СМИ для получения информации, усиления административной ответственности юридических и должностных лиц за нарушения законодательства в области свободного доступа к информации и других мер11.
Мы полагаем, что реализация положений данной Концепции касательно информационной сферы станет новым этапом в развитии данного сектора Узбекистана, который характеризовался бы превращением СМИ в реальную общественно-политическую силу в осуществлении в стране демократических преобразований.
Таким образом, нормативно-правовая база в области регулирования деятельности масс-
медиа, сформированная в Узбекистане за прошедшие годы независимого развития, являет собой прочный фундамент, на котором формируются и совершенствуются демократические СМИ, способные качественно и эффективно исполнять возложенные на них функции -быть ареной, где люди смогут свободно выражать свои мысли и идеи; быть активным инструментом формирования личности, ее политико-правовой культуры и мировоззрения; наряду с сознательной личностью быть одним из центральных агентов всего процесса общегосударственного развития; создавать некий превентивный и осуждающий механизм для действий власть предержащих и общества в целом; выступать стимулирующим фактором модернизации общества, а также быть эффективной и неотъемлемой частью гражданского общества. Последние два положения касательно конструктивного влияния СМИ на процессы модернизации и формирования гражданского общества особенно актуальны для Узбекистана ввиду избранного им курса на комплексную последовательную демократизацию страны. В этих условиях еще больше возрастает роль и значение масс-медиа, а вместе с этим и необходимость дальнейшей либерализации СМИ и совершенствования их деятельности.
Примечания
1 См.: Конституция Республики Узбекистан. Ст. 67. Ташкент : Узбекистан, 2010.
2 См.: Там же. Ст. 29.
3 См.: Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации» от 26.12.1997 г. № 541-1. Ст. 10 // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1998. № 1.
4 См.: Закон Республики Узбекистан «О защите профессиональной деятельности журналиста» от 24.04.1997 г. № 402-1. Ст. 110 // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1997. № 4-5.
5 См.: Закон Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации» от 12.12.2002 г. № 439-11 Ст. 2 // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 2003. № 1.
6 См.: Сфера ИКТ : на связи со всем миром // Народ.слово. 2012.21февр.
7 Новая редакция утверждена Законом Республики Узбекистан от 15.01.2007 г. № ЗРУ-78. Ст. 4 // Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 2007. № 1.
8 См.: Тенденции развития медиа-рынка // Народ. слово. 2012.23 февр.
9 См.: ОАВ : ^укукий база такомиллаштирил-мокда [Совершенствуется законодательная база СМИ] // Халк сузи. 2010. 20 авг.
10 См.: Развитие негосударственных электронных СМИ - важный фактор формирования гражданского обществаере журналистики // Народ.слово. 2011.13 апр.
11 См.: Каримов, И. А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране : доклад на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 12 ноября 2010 г.) // Народ. слово. 2010. 13 нояб.