Научная статья на тему 'Станет ли Азербайджан вторым Кувейтом?'

Станет ли Азербайджан вторым Кувейтом? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Станет ли Азербайджан вторым Кувейтом?»

в религиозном образовании и сфере религии в целом - это не только дело религиозных учреждений, но в том числе и государства. Конституционный принцип отделения религии от государства не освобождает руководителей госучреждений от личной ответственности перед Всевышним и обществом. Управление государством -это системный процесс, требующий всеобщего анализа социальных процессов и явлений. Решения государственного служащего не должны разделять общество, а должны объединять и консолидировать его.

Осознание существующих проблем и активное содействие их решению, несомненно, приведут к оздоровлению ситуации и в республике, и в России в целом, ведь самая большая трагедия для любого народа - это его невежество, а невежество в вопросах религии - вдвойне трагично, поэтому сегодня толерантность и религиозная грамотность граждан являются условиями выживания и обеспечения безопасности нашего общества, мир и спокойствие могут быть сохранены, прежде всего, путем мирного диалога и налаживания взаимоотношений между людьми на основе этнических, нравственных, религиозных норм, а не насилия и оружия.

«Проблемы становления и развития мусульманского образования на постсоветском пространстве», М., 2009, с. 120-126.

Камалудин Гаджиев,

политолог

СТАНЕТ ЛИ АЗЕРБАЙДЖАН ВТОРЫМ КУВЕЙТОМ?

В раскладке сил на Южном Кавказе и вокруг Каспия ключевую роль играет Азербайджан. Он не только обладает большими углеводородными ресурсами, но и занимает весьма выгодное положение на пути транспортировки нефти и газа в западном направлении с территории всего Каспийского бассейна. Поэтому естественно, что после распада СССР Азербайджан оказался в наиболее благоприятном положении по сравнению с двумя другими южнокавказскими государствами.

С момента заключения так называемых «контрактов века» в середине 90-х годов в страну пошли инвестиции, появились новые рабочие места, причем не только в нефтяной сфере, но и в ряде других отраслей экономики. Сам факт появления в стране запад-

ных компаний имел не только сугубо экономическое, но также колоссальное морально-психологическое значение, поскольку породил у населения надежды на быстрое возрождение экономики, укрепление новой азербайджанской государственности, достижение социально-политической стабильности. Нельзя не отметить также тот факт, что, вкладывая немалые средства в освоение углеводородных месторождений, крупнейшие мировые компании, по сути дела, стали лоббистами интересов Азербайджана на международной арене. По имеющимся данным, в 2006 г. в Азербайджане объемы добычи нефти достигли рекордной отметки - 30 млн. т, и в последующие годы эти объемы неуклонно росли. Повышение уровня нефтедобычи в сочетании с высокими ценами на энергоносители на мировых рынках привело к резкому повышению доходов в государственный бюджет.

Нужно сказать, что экономический потенциал Азербайджана отнюдь не сводится к одним только нефтересурсам. Азербайджанские эксперты оценивают потенциальные запасы золота в своей стране более чем в 1 тыс. т, что превышает известные запасы Грузии и Армении вместе взятые. Для переработки золота в республике предполагается построить аффинажный завод. При содействии ЕС осуществляются реорганизация и модернизация отраслей промышленности, связанных с энергетикой, а также крупных нефтехимических комплексов. Большие экспортные возможности Азербайджана связываются с агропромышленным потенциалом. В стране разработан комплекс стратегически важных преобразований в сельскохозяйственном секторе, которые в совокупности призваны расширить его возможности самостоятельно обеспечивать себя продовольственными товарами, создания условий для развития рынка в зерновом секторе, совершенствования системы предоставления сельскохозяйственных кредитов и т.д. Республика в состоянии добиться самообеспечения зерном, сахаром и чаем. Ощутимый приток валюты может дать развитие туризма.

Об улучшении экономической ситуации в республике свидетельствует наблюдавшийся в докризисный период строительный бум. Государство продемонстрировало готовность финансировать строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Начиная с 2003 г. в стране было создано 520 тыс. рабочих мест. Но полностью решить проблему безработицы и ликвидировать бедность властям еще не удалось.

Азербайджан стремится использовать также свой значительный транзитный потенциал. Так называемый кавказский транс-

портный коридор, который в значительной своей части пролегает по территории республики, может превратить Азербайджан в один из региональных центров международной торговли и реэкспорта. Естественно, в данном контексте все более возрастающее значение приобретает сотрудничество западных стран в сфере транспортных коммуникаций, о чем более подробно будет сказано в соответствующей главе.

При всем том главным источником экономического роста стали доходы от экспорта энергоносителей на мировые рынки. По данным Государственного таможенного комитета, предоставленным агентству «Интерфакс-Азербайджан», объем внешнеторгового оборота Азербайджана в 2008 г. составил астрономическую для этой страны величину в 54 млрд. 919 млн. 697,3 тыс. долл. с 40 млрд. долл. положительного сальдо, что многократно превышает показатель 2007 г. Экспорт равнялся 47 млрд. 756 млн. 229,4 тыс. долл. (рост в 7,8 раза), импорт - 7 млрд. 163 млн. 467,9 тыс. долл. Причем в структуре экспорта 92,49% пришлось на сырую нефть, 4,3%, - на нефтепродукты, 0,48% - на черные металлы и изделия из них, 0,45% - на плодоовощную продукцию, 0,26% - на масла растительного и животного происхождения и др. Основной объем экспорта в 2008 г. пришелся на Италию (40,25% общего объема экспорта), США (12,59%), Израиль (7,55%), Индию (5,09%), Францию (4,86%); основной объем импорта в Азербайджан - на Россию (18,83%), Турцию (11,27%), Германию (8,36%), Украину (7,92%), КНР (6,68%) и Великобританию (5,39%). Как показывают эти данные, львиная доля экспорта приходится на сырую нефть.

За счет нефти страна получает более 75% доходов государственного бюджета, а 20% поступает в основном из торговли, от таможенных пошлин и других налоговых сборов и всего лишь 5% от сельского хозяйства и промышленности. Нефтяной фактор определяет основные векторы как внутренней, так и внешней политики Азербайджана. Нельзя отрицать тот факт, что именно так называемая нефтяная дипломатия способствовала привлечению к Азербайджану интереса международного сообщества. В этом плане и внешняя, и внутренняя политика Азербайджана подвержена серьезному влиянию конъюнктурных колебаний цен на это сырье на мировых рынках и хода переговоров по вопросу о выборе маршрутов транспортировки углеводородных ресурсов и их финансирования.

Но при всех отмеченных достижениях Азербайджан не удалось превратить во второй Кувейт, о котором часто говорил Г. Алиев. По мере того как обнаруживалось, что прогнозы о фантастических объемах уже разведанных и еще не разведанных запасов углеводородов не совсем соответствуют реальному положению вещей, первоначальная эйфория шла на убыль. Как заявил вице-президент компании «Шелл» Г. Грэхэм, «этот район не является "новым Персидским заливом", но запасы Каспия вполне сравнимы с запасами Северного моря». Разумеется, эти запасы имеют большое значение и их действительно можно использовать для эффективного развития азербайджанской экономики.

Социальное и экономическое положение в Азербайджане усугубляется коррупцией и произволом государственных чиновников. По мнению многих наблюдателей, коррупция охватила все властные структуры и стала угрозой национальной безопасности. Одним из факторов, оказывающих существенное негативное влияние на социально-экономическое положение южнокавказских государств, является органическое слияние власти и собственности. Так, сын бывшего президента Г. Алиева, нынешний президент страны И. Алиев, будучи первым вице-президентом Государственной нефтяной компании Азербайджана, контролировал нефтяную отрасль республики. Журналист И. Гусейнова писала по этому поводу: «Сегодня в Азербайджане и за его пределами уже ни для кого не секрет, что нефть и весь бизнес, связанный с ней, принадлежит семье Алиевых. Именно поэтому президент сразу же, еще 10 лет назад, назначил своего единственного сына вице-президентом Государственной нефтяной компании РА (ГНКАР). Именно поэтому все силы последние два года Гейдар Алиев бросил на то, чтобы привести сына к власти после себя». В этом же духе оппозиционная газета «Ени Мусават» со ссылкой на ряд источников отмечала: «Состояние и недвижимость, принадлежащие Гейдару Алиеву, оцениваются в 24 млрд. долл., у сына Ильхама -11 млрд., у дочери Севиль - 13 млрд.». Как отмечал российский журнал «Эксперт», отличить сегодня частную собственность Алиевых от государственной не представляется возможным (Эксперт, 2003, № 29).

Однако не только нефть составляет статью доходов семьи. Как писали еженедельник «Монитор-эдееЫу» и газета «Новое время», весь не нефтяной бизнес в Азербайджане принадлежит людям из клана. К самым богатым людям Азербайджана относят брата Г. Алиева - Джалала. Однако во сколько оценивается все его бо-

гатство, даже оппозиционная пресса не пишет. Он засудил уже несколько изданий за одно то, что они писали о виллах в Великобритании и Турции, которые ему принадлежат, бензозаправках, элитных строениях, домовладельцем которых он является, фешенебельной гостинице в одном из живописнейших мест Азербайджана и т. д. Комментируя эти факты, в Баку то ли в шутку, то ли всерьез говорят о возможном появлении на мировом рынке нового нефтяного гиганта под условным названием «Алиев и сыновья». Еще в ноябре 1998 г. несколько оппозиционных газет опубликовали списки госчиновников и близких родственников президента Г. Алиева, владеющих огромной недвижимостью в 25 странах мира на сумму 700 млн. долл. Для предпринимателей порой создаются условия, при которых успех или неудача экономической деятельности зависят от личных связей с президентскими и иными властными структурами. Фаворитизм, непотизм, кумовство, раздача разного рода льгот и, соответственно, разворовывание национального достояния стали неотъемлемыми атрибутами социальной и экономической жизни страны.

Все это дает основание согласиться с одним из обозревателей, который сравнил республику с «нищим на золотом троне». Действительно, мизерные пенсии и зарплаты многих азербайджанцев, эмиграция и «отходничество» в Россию на заработки выглядят нелепо рядом с бьющим через край «нефтяным фонтаном».

Анализ реального положения вещей не дает оснований для однозначной положительной или отрицательной оценки как сущности и характера установившегося в Азербайджане режима, так и его соответствия тем или иным конкретным моделям государственно-политического устройства. Для правильного понимания данной проблемы прежде всего необходимо в самой краткой форме проанализировать ситуацию в республике. Процесс провозглашения современного независимого азербайджанского государства сопровождался известными трагическими событиями, которые не могли не наложить глубокий отпечаток на основные направления и характер трансформационных процессов во всех сферах общественной и политической жизни страны. Большое влияние на темпы и характер развертывания национального движения в Азербайджане, приведшего в конечном счете к провозглашению независимости, оказали процессы, разворачивавшиеся в тот период в Карабахе и вокруг него. Эти процессы, их результаты, а также перипетии политической борьбы в Азербайджане в конце 80-х -первой половине 90-х годов минувшего века достаточно подробно

освещены в нашей научной литературе. Здесь отметим лишь то, что первый президент А. Эльчибей и его команда пришли к власти под лозунгами пантюркизма и установления теснейших межгосударственных отношений с Турцией, укрепления независимости Азербайджана и всемерного дистанцирования от России, разрешения к сентябрю 1992 г. карабахской проблемы в свою пользу и др.

С приходом к власти Г. Алиева в политику, в том числе и во внешнеполитический курс Азербайджана, были внесены определенные изменения. Азербайджан вступил в СНГ, была скорректирована однобокая протурецкая ориентация и стали предприниматься шаги к восстановлению некоторых связей с Россией и диверсификации международных связей страны. Постепенно те силы, которые способствовали демонтажу всех скреп, соединявших Азербайджан с Российским государством, выполнив свою роль, довольно быстро либо окончательно сошли с политической арены, либо отошли на задний план, освободив место для Г. Алиева и его команды. Но их заслуга состоит в том, что они подготовили предварительные условия для превращения Азербайджана в де-факто и де-юре независимое государство.

Самой большой своей заслугой нынешние власти Азербайджана не без оснований считают обеспечение общественно-политической стабильности и укрепление государственной независимости. Хотя оппозиция пытается оспаривать успехи существующего режима, им действительно удалось стабилизировать социальную и политическую ситуацию в стране. Эти успехи -реальные и мнимые - в осознании основной частью людей, независимо от их политических ориентаций, имущественного положения и т. д., ассоциируются с личностью покойного президента Г. Алиева и нынешней властью. Абстрагируясь от того, как и какими путями и средствами это было достигнуто, нужно признать, что Г. Алиеву удалось в целом умиротворить этнонацио-нальные движения талышей и лезгин и избежать разделения страны, балансируя на грани войны, добиться перемирия - хотя весьма шаткого - с Арменией, пресечь все попытки - реальные и воображаемые - силового давления на власти со стороны тех или иных политических сил. Он твердой рукой устранил с политической арены вооруженную оппозицию.

В этом плане заслугой Г. Алиева следует считать то, что он прежде всего консолидировал и укрепил дезорганизованные и сверхполитизированные правоохранительные органы, правда, поставив их всецело на службу своего режима. К его приходу к вла-

сти фактически разгромленная в карабахской войне и деморализованная национальная армия, по сути дела, оказалась не в состоянии выполнять свои основные функции по защите государства от внутренних и внешних угроз. При всем дефиците необходимых средств и ресурсов Г. Алиев сосредоточил усилия на формировании и укреплении Вооруженных сил страны, которые в настоящее время насчитывают 56 тыс. человек регулярных и 7 тыс. человек пограничных войск. По мере роста доходов от нефти росли также расходы на оборону страны, прежде всего на укрепление Вооруженных сил. По имеющимся данным, за последние пять лет военные расходы Азербайджана возросли более чем в 10 раз, военный бюджет в 2008 г. вообще превысил 2 млрд. долл. Однако Азербайджанская Республика не располагает собственной военно-промышленной инфраструктурой, способной обеспечить армию необходимыми вооружениями и боеприпасами. Если не считать двух авиаремонтных центров и двух предприятий, выпускающих комплектующие к радиоэлектронной и ракетной технике, военная промышленность в Азербайджане практически отсутствует.

Сегодня вся реальная власть в стране сосредоточена, по сути, в руках президента. Он единственная значимая фигура в системе государственного управления, на которой замыкается механизм принятия решений практически по всем сколько-нибудь важным вопросам. Не чужды режиму клановые, патерналистские и клиен-телистско-патронские начала. С изгнанием из структур власти в 1993 г. А. Эльчибея и его команды, или, как их называют наблюдатели, «бакинского», «гянджинского» и «карабахского» кланов, господствующие позиции в них заняли представители «нахичеван-ского» клана Алиева. Поэтому неудивительно, что разделение властей и другие демократические принципы и нормы, провозглашенные в Конституции страны, во многом остаются декларациями. Милли Меджлис, правительство и другие органы управления полностью подконтрольны президенту и не утвердились в качестве самостоятельных органов, адекватно представляющих интересы населения страны.

Однако анализ сущностных характеристик режима Алиевых позволяет сделать вывод, что в Азербайджане к настоящему времени утвердилась своеобразная система наследственной авторитарной власти с элементами восточного типа. В августе 2003 г. Г. Алиев, по-видимому, сознавая свое болезненное состояние, назначил своего сына И. Алиева на должность председателя правительства республики с перспективой его выдвижения кандидатом

на должность президента страны на предстоящих выборах в октябре того же года, на которых, естественно, тот одержал победу с большим перевесом голосов. 15 октября 2008 г. И. Алиев был переизбран с результатом 88,73% голосов избирателей «за». Никому из его соперников не удалось преодолеть 3%-ный барьер. В декабре 2008 г. Милли Меджлис Азербайджана проголосовал за отмену статьи Конституции республики, согласно которой одно и то же лицо вправе быть избранным на пост президента страны только на два срока подряд. Конституционный суд Азербайджана, естественно, дал положительный отзыв акту по проведению референдума по данному вопросу. Комментируя это решение, директор бакинского Института мира и демократии Лейла Юнус заявила в интервью «Би-би-си»: «Правильнее было бы вообще сделать срок Ильхама Алиева или семьи Алиевых пожизненным, поскольку у нас нет выборов, у нас идет имитация демократических выборов».

«Кавказский узел в геополитических приоритетах России» (монография), М., 2010, с. 153-181.

Георгий Рудов, кандидат политических наук РОССИЯ - ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМ

Вполне обоснованно и доказательно многие ученые относят Россию к числу ведущих евразийских государств. При общей численности населения в нашей стране порядка 143 млн. человек мусульманская его часть оценивается в пределах 15-20 млн. человек. Ислам исповедуют почти 40 коренных народов России, мусульманство полиэтнично и мультикультурно. Как считает председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, мусульман России можно разделить на три группы с учетом региона их проживания: это Сибирь и Дальний Восток, затем центральные регионы РФ (Поволжье, Урал, Москва, Нечерноземье и др.) и Северный Кавказ. При этом нельзя не учитывать и того факта, что на границах РФ располагается пять государств Центральной Азии с населением, исповедующим в основном ислам.

По оценкам специалистов, в центральноазиатских республиках из более чем 50 млн. населения около 30 млн. человек исповедуют ислам. Если в советский период ислам в ЦА находился в ущемленном состоянии и был изолирован от остального исламско-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.