Послушный», они ринулись на дело истребления всех своих соседей. Теперь они не имели даже статуса вассального государства, ограничиваясь лишь «службой вермахту и новому порядку». Тем не менее служили рьяно. Выселенные в 1944 г. и возвращенные на Родину в конце XX века, они в который раз уже наступили на грабли и вцепились опять в русскоговорящее население Крыма. Глядели в рот Кучме, затем туркам, затем чеченцам, затем Ющенко, теперь опять туркам. А мы ждем, кто же первый из них эмблему с надписью «Верный-Храбрый-Послушный» на рукав им повесит?
«Наше время», М., 2007, апрель, № 12.
Олег Цыганов,
журналист
РОССИЯ - АЗЕРБАЙДЖАН: НЕЗАВИСИМЫЕ ВМЕСТЕ УЖЕ 15 ЛЕТ
Пятнадцать лет для истории - сравнительно небольшой период. Хотя в современную эпоху политическое время сжимается, требуя новых подходов, эффективного и в то же время гибкого мышления. Мы еще вчера жили в одной стране, сегодня - лишь независимые соседи. Впрочем, мы испытываем в своем независимом развитии достаточно схожие проблемы. Новая реальность нет-нет да и проявится именно вот этой привычной схожестью. Хотя мы уже знаем, что на прошлое слишком часто оглядываться тоже бывает опасно - оно бывает обманчивым в роли путеводителя в будущее.
За прошедшие 15 лет наши страны изменились, избавились от многих комплексов и иллюзий, научились новому реализму и прагматизму, преодолели многие трудности переходного периода. При этом сумели пройти сложный путь от политики эмоций к долгосрочному партнерству. Его плотную сегодняшнюю ткань создают контакты на уровне высшего руководства; контакты бизнес-элит в процессе работы над совместными проектами; отдельно следует отметить взаимодействие на уровне диаспор.
Можно ли сказать, что российско-азербайджанское стратегическое партнерство сегодня являет собой законченный, притом идеальный, геополитический проект? Наверное, все же точнее будет определить его как постоянно развивающийся многогранный процесс, требующий регулярной, подчас тонкой, настройки. При
46
этом общий итог 15 лет - с большим позитивным балансом. И учитывая достаточно внушительный объем сложнейших проблем регионального и глобального характера, этот итоговый баланс отношений внушает оптимизм.
На фоне распада СССР отношения России и Азербайджана в качестве независимых государств выстраивались непросто. Отношения Баку и Москвы в первые годы независимости вообще не отличались дружественным характером. В них превалировали взаимная подозрительность, взаимные претензии и упреки (зачастую крайне эмоциональные, но необоснованные). Москва и Баку с трудом приучались жить по-новому. Многое было, увы, испорчено субъективными факторами. Что кажется особенно странным на фоне нынешних отношений, грамотно и сбалансированно выстраиваемых президентами Ильхамом Алиевым и Владимиром Путиным.
В первые годы независимости, когда азербайджанская элита сконцентрировала главные усилия на поиске национальной идентичности, новых стратегических ориентиров, некоторые ее лидеры полагали, что декларации о независимости и новые государственные границы сами собой отменят былую взаимозависимость, выстраиваемую еще со времен Российской империи. О России в этот период говорили примерно как об «империи зла», возлагая на нее вину за многие трудности и беды, с которыми столкнулось молодое азербайджанское государство. Среди новых друзей и стратегических партнеров обозначились тогда Турция, США, страны Евросоюза. Российское направление занимало далеко не самое первое место.
Москва, занятая наведением порядка внутри федерации, в первые годы после распада СССР также не проводила активных политических мероприятий на Южном Кавказе. Российское влияние в регионе многие российские политики опрометчиво - и самонадеянно - рассматривали как непоколебимое, а политические заявления местных лидеров о переориентировке на США и другие натовские страны казались российскому руководству «болезнью роста демократического сознания», хотя и воспринимались весьма раздраженно. Военное присутствие России в Грузии и Армении, зафиксированное межправительственными соглашениями, позволяло надеяться, что Тбилиси и тем более Ереван будут покорно шагать в фарватере российской политики. Между тем политическая конфигурация на Южном Кавказе быстро менялась, и Москва пе-
47
риода 90-х годов далеко не всегда поспевала за этими изменениями. Эти ошибки сказались уже очень скоро.
Синусоида развития российско-азербайджанских отношений первых постсоветских лет отмечена резкими скачками. Среди объективных причин - на первом месте проблемы, связанные с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, далее следуют проблемы, связанные с созданием новой политической элиты, распадом единого хозяйственного механизма, разделом общесоюзного имущества. Среди субъективных - проармянская позиция большой части российского руководства и откровенно антироссийская линия тогдашнего президента Абульфаза Эльчибея, введение Москвой транспортной блокады в ходе первой чеченской кампании. Во времена СССР Азербайджан под руководством Гейдара Алиева играл очень важную роль в экономике Союза. Республика производила высшие сорта бензина (при этом не экспортируя сырую нефть, напротив, на ее нефтеперегонные заводы перекачивалась российская нефть по нефтепроводу из Грозного и перерабатывалась в республике, что приносило ей значительно большие доходы, чем экспорт добываемых в то время у себя 13 млн. т нефти), смазочные масла, продукты нефтехимии, продукцию цветной и черной металлургии, высококачественное нефтяное оборудование (более 70% всего производимого в Союзе), электроприборы и электрооборудование, кондиционеры, электронную и радиотехническую продукцию, широкий ассортимент товаров легкой промышленности. Большим спросом в России пользовалась продукция сельского хозяйства Азербайджана - овощи, фрукты, консервы, вина.
В Баку работали научно-исследовательские институты, связанные с космосом, оборонными направлениями. Бакинская интеллигенция пользовалась заслуженным авторитетом, в том числе и по причине своего интернационального состава.
Потом произошел стремительный демонтаж. Ликвидация производственных связей между предприятиями Азербайджана и России, других союзных республик привела к сокращению или полному прекращению производства на многих азербайджанских предприятиях. Распад некогда единого экономического пространства обернулся ограничением доступа на рынки соседей. Наиболее сложная обстановка складывалась в нефтеперерабатывающей отрасли, которая изначально создавалась в расчете на использование нефти, поступающей из России. Традиционно Азербайджан пере-
48
рабатывал 6 млн. т российской нефти в год. Но в результате сокращения поставок до жалкого уровня в 600 тыс. т загрузка мощностей значительно уменьшилась. Экономические проблемы Азербайджана обострились из-за применения Россией к Азербайджану высоких экспортных пошлин, несмотря на межправительственное Соглашение о свободной торговле от 30 сентября 1992 г., рост безработицы и обнищание населения сократили внутренний рынок. Аналогичные процессы происходили в России и других республиках бывшего СССР, что, в свою очередь, сократило закупки азербайджанской экспортной продукции, прежде всего сельскохозяйственной. Удар по экономике Азербайджана нанесла и разгоревшаяся с особенной остротой и ожесточением с распадом СССР война в Нагорном Карабахе.
Неустойчивая политическая ситуация в Азербайджане способствовала росту недоверия к его перспективам как у руководства России, так и у российских деловых кругов, мешая развитию нормальных торгово-финансовых отношений. Нервозно складывалась обстановка и вокруг крупного военного объекта - Габалинского узла системы предупреждения о ракетном нападении. РЛС «Дарь-ял», нацеленная на слежение за боевыми ракетами, запускаемыми с подводных лодок в акватории Индийского океана и Аравийского моря, предназначалась для сбора, обработки и выдачи информации в общей системе предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. Весь персонал РЛС, насчитывающий 1500 человек, составлял тогда контингент из российских военнослужащих.
Наряду с проблемами экономического и военного характера в отношениях двух независимых государств возникли трудноразрешимые проблемы и в гуманитарной сфере — судьба русскоязычного населения Азербайджана (не менее 450 тыс.), резкое увеличение азербайджанских иммигрантов в Россию, трагедия населения приграничных народов, ставших «разделенными». Попытки тогдашних российских властей перекрыть въезд из Азербайджана вызвали резкую реакцию в Баку. Таким образом, к моменту вступления Гейдара Алиева летом 1993 г. в должность осуществляющего полномочия президента Азербайджана в российско-азербайджанских отношениях накопилось столько проблем, что это поставило оба государства в ситуацию противостояния. Взаимные обвинения и упреки, обмен резкими посланиями и нотами протеста не пре-
49
кращались. Все это требовало срочного и компетентного вмешательства на высшем уровне.
Отношения Бориса Ельцина и Гейдара Алиева в роли президентов (ранее они вместе успели поработать в ЦК КПСС) были непростыми. Однако, несмотря на личные обиды, Гейдара Алиева как руководителя государства волновала в первую очередь судьба независимого Азербайджана. Именно он предпринял целый ряд неотложных шагов по нормализации отношений с Россией, не только прекратив дальнейшее сползание их по пути противостояния, но и обратив эту неблагоприятную тенденцию вспять. В первом же официальном выступлении, сделанном после избрания его председателем Верховного совета 15 июня 1993 г., Гейдар Алиев заявил: «Тесные экономические, культурные и чисто человеческие отношения, издавна сложившиеся между Азербайджаном, Россией и другими бывшими союзными республиками, нельзя рвать по живому». А в беседе с послом России в Баку, состоявшейся на следующий день, он подчеркнул, что будет выступать за расширение взаимовыгодных связей с Россией. Вскоре Гейдар Алиев направил послание президенту России с призывом принять необходимые меры по дальнейшему развитию и углублению двусторонних отношений, обеспечению стабильности и бесперебойности хозяйственных связей. В послании также содержалась просьба о финансовой помощи - предоставлении государственного кредита на сумму 50 млрд. руб. В сентябре того же года Гейдар Алиев приехал в Москву на переговоры с руководством РФ. Состоялась встреча с Борисом Ельциным. По окончании переговоров с тогдашним председателем правительства РФ Виктором Черномырдиным было подписано межправительственное соглашение об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР. Россия принимала на себя обязательства по выплате доли Азербайджана в государственном долге бывшего Союза по состоянию на 1 декабря 1991 г. В обмен Азербайджан передал России долю своих активов бывшего СССР.
Оценивая итоги своего визита, Гейдар Алиев отметил, что московские встречи позволили сломать «лед недоверия, сковавший двусторонние отношения из-за просчетов и ошибок прежнего руководства». После визита в Москву и затем, после вступления 26 сентября 1993 г. в СНГ, азербайджанское руководство рассчитывало, что Россия не останется в долгу и поможет ему на достойных условиях прекратить войну в Карабахе и освободит террито-
50
рии, оккупированные армянскими войсками. Однако карабахский конфликт ни тогда, ни спустя уже много лет урегулировать так и не удалось.
Несмотря на то что Гейдар Алиев пытался создать нормальную атмосферу для решения взаимных проблем, «путинский период» в двусторонних отношениях начался в атмосфере определенного разочарования от совместного опыта 90-х. В частности, это нашло отражение и в программном выступлении Гейдара Алиева 29 декабря 2000 г. Там были обозначены все основные стратегические направления внешней политики Азербайджана в XXI в., однако о российском векторе азербайджанский руководитель тогда предпочел не упоминать. Он предпочел взять паузу. Расчет оказался верен: Москва повернулась лицом к Баку, поняв, что дальнейшее сохранение неопределенных, полухолодных отношений невыгодно никому. Буквально через несколько дней, в январе 2001 г., состоялся первый официальный визит президента Путина в Азербайджан. Он принес первые за много лет позитивные результаты: была подписана Бакинская декларация, заложившая основы новых принципов взаимоотношений между Россией и Азербайджаном. Затем она была расширена в Соглашении о стратегическом партнерстве. Первые годы начала XXI в. в российской политике вообще были ознаменованы осмысленным поворотом к постсоветскому пространству, параллельно с этим делались попытки выработать новые линии поведения и интеграции с Западом.
Атака исламистских террористов против США в сентябре 2001 г. стала одним из ключевых моментов, который на время дисциплинировал цивилизованные страны. В этом смысле начавшееся потепление на азербайджанском направлении для России как бы явилось частью политики взаимодействия с США и Западом в целом в борьбе с центром террористической активности в Афганистане. Россия предложила использовать южнокавказский воздушный коридор и ничуть не возражала против появления военных баз США в Центральной Азии. Гейдар Алиев приветствовал это потепление, оставив Ильхаму Алиеву достаточно неплохой задел для развития политики и экономики в двусторонних отношениях. Принимая политическую эстафету от отца, Ильхам Алиев был полностью готов к решению сложных международных проблем: к тому времени у него, блестящего выпускника московского МГИМО, уже накопился неплохой опыт работы на международной арене, в частности, в азербайджанской делегации в Совете Европы. Война с та-
51
либами в Афганистане переросла в войну против Ирака. Россия не поддержала эту кампанию. По прошествии нескольких лет войны уже ясно, что политика силы не привела к стабильности на Ближнем Востоке, а только раскачала ситуацию.
Теперь на повестке дня кампания против Ирана. Тут прямо затрагиваются интересы Азербайджана. В последнем случае Россия полностью солидаризируется с позицией Баку и лично Ильхама Алиева, не желающего принимать участие в военной акции против соседнего Ирана. В настоящее время Ильхам Алиев небезуспешно пытается выстроить в непростой региональной обстановке такую линию поведения, которая позволит обезопасить Азербайджан по максимуму от влияния негативных факторов, привносимых крупными геополитическими играми извне.
Другим моментом, где совпали интересы Баку и Москвы, стало неприятие процессов «оранжевых революций» на постсоветском пространстве. Разумеется, эти революции суть проявления кризиса внутри каждой из таких стран. Однако Москва и Баку во многом сходятся в понимании этих событий: проблемы лучше решать до того момента, когда они становятся «оранжевыми» и выплескиваются на улицы. Мода на массовые и не всегда осмысленные акции не коснулась в целом Баку, но в октябре 2005 г. и там обнаружились силы, пожелавшие использовать уличный митинговый механизм в своих корыстных политических целях. Москва тогда оказала содействие Баку в раскрытии заговора против власти, это было в канун парламентских выборов. Взаимодействие между Москвой и Баку в тот период наглядно продемонстрировало, сколь доверительными и дружескими успели к тому времени стать отношения двух президентов: без такого уровня доверия между Алиевым и Путиным было бы куда сложнее разрешить ту непростую ситуацию.
Сегодня объем двусторонней торговли достиг 1,5 млрд. долл. в год и пока еще не достиг своих объективных пределов. На будущую перспективу экономисты двух стран выделяют следующие направления совместного экономического развития:
- участие России в финансировании проектов, имеющих отношение к созданию транспортного коридора «Север-Юг» и созданию сопутствующей инфраструктуры;
- участие российских компаний в строительстве дорог международного значения, а также в строительстве модульных электростанций;
52
- расширение сотрудничества в банковской сфере в целях финансирования сельскохозяйственных проектов;
- участие российских компаний в производстве малогабаритных грузовиков и предметов домашнего обихода;
- расширение отношений в сфере туризма.
О диаспоре. В двусторонних отношениях она играет столь важную роль, что ее, пожалуй, можно поставить на второе место после взаимодействия президентов. Сейчас наступила новая фаза в жизни российских азербайджанцев. В этой среде, очевидно, выкристаллизовался средний класс, причем речь идет о крупных предпринимателях. Этот бизнес все больше включается в сотрудничество между странами, наполняя реальным содержанием большие межгосударственные проекты. Потенциал диаспоры только начинает реализовываться в полной мере, а по-настоящему ощутимые плоды будут видны через несколько лет. Если начиная с 2000-х их как бы подстраховывали на государственном уровне, создавали условия для консолидации, для мобилизации сил (структура азербайджанского конгресса), то теперь наступает период, когда диаспора, в свою очередь, будет помогать межгосударственным усилиям. Прежде всего речь идет о гуманитарных проектах. Азербайджанская сторона, например, всегда подчеркивала большое значение молодежных обменов, совместных научных исследований по актуальным проблемам исторических наук, более тесного взаимодействия; политологических сообществ.
В последние годы российские политики стали уделять пристальное внимание положению русского языка и условиям развития русской культуры в странах СНГ. В Азербайджане русский язык и культура, по выражению главы МИД Азербайджана Эльма-ра Мамедьярова, сохраняют свое влияние в качестве одного из элементов развития азербайджанской культуры как многонационального, плюралистического феномена. В Азербайджане действуют десятки учебных заведений, в которых на высоком профессиональном уровне изучается русский язык, готовятся специалисты по русской культуре и искусству. В ближайшие годы, согласно планам, подтвержденным Советом по гуманитарному сотрудничеству СНГ, и российские вузы впервые широко, на профессиональной основе станут готовить российских специалистов по азербайджанскому языку, культуре и истории.
Одной из ключевых тем постоянных межправительственных консультаций между Азербайджаном и Россией остаются миграци-
53
онные проблемы. В российской политике в этом вопросе недавно произошел ряд изменений - увы, в сторону ужесточения миграционной политики. Официальный Баку с пониманием отнесся к таким переменам в российском миграционном и торговом законодательстве, заранее просчитав возможные неудобства, создав двустороннюю комиссию, мобилизовав структуры диаспоры к мониторингу ситуации. Благодаря взвешенной позиции Ильхама Алиева был предотвращен, возможно, самый негативный сценарий, который наверняка осложнил бы двусторонние отношения, учитывая то обстоятельство, что в России постоянно пребывают до 2 млн. азербайджанских граждан. Это во многом напомнило уже подзабыв-шийся эпизод, когда Москва собиралась вводить визовый режим не только в отношении Грузии, но и Азербайджана: тогда исключительно усилиями президента Гейдара Алиева удалось предотвратить такой поворот, который мог надолго ввергнуть двусторонние отношения в глубокий кризис.
Спокойно, без эмоций, был решен и вопрос с газом: Баку не устроила стоимость - от закупок отказались. Понятно, что Азербайджан - одна из немногих стран СНГ, кроме России, способная перейти на собственное сырье. Однако в сравнении с тем, как решался вопрос подъема цены на газ с другими странами (опустим в данном случае вопрос, чем и как это было мотивировано в каждом отдельном случае), в Баку не стали драматизировать ситуацию. В этом тоже сказался все более формирующийся в лице президента Азербайджана вдумчивый, фирменный «алиевский стиль» выстраивания отношений. Опять же официальный Баку не стал рассматривать возможность повышения стоимости аренды за РЛС «Дарьял» выше 7 млн. долл. в год, хотя, как можно было понять из комментариев российского посла в Баку В. Истратова, Москва готова была бы рассмотреть даже такие новые предложения. Не прервались прокачки азербайджанской нефти по маршруту Баку-Новороссийск, хотя в самом начале года в Государственной нефтяной компании Азербайджана считали необходимым перенаправить свою долю экспорта на НПЗ для получения топочного мазута. Одним словом, можно привести множество примеров того, как обеим странам, за счет проявления разумной сдержанности и мудрости, удается не только сохранять, но и развивать политику партнерства и дружественных отношений.
Некоторые могут посчитать, что Азербайджан в чем-то отступает, а Ильхам Алиев делает неразумные уступки, однако это
54
было бы слишком однобоким утверждением. Ведь в то же самое время Баку наращивает сотрудничество с западными партнерами, сдвинулась с места реализация проекта Карс-Тбилиси-Баку, наконец, Азербайджан превратился в регионального экспортера газа, поддержав грузинское население в трудный период. Это вполне самостоятельная политика без оглядки на кого бы то ни было. В Кремле это понимают и, надо думать, оценивают адекватно. Такая позиция вообще не может встретить ничего, кроме уважения.
Пример взаимодействия двух стран и двух президентов наглядно показывает, что, обретя независимость и новое качество государственности, они смогли не только отрешиться от старых стереотипов, возможно, даже каких-то обид или имперских комплексов, но и найти такую по-своему уникальную для всего постсоветского пространства формулу взаимодействия, которая позволяет решать уже качественно новые задачи. Двигаться вперед. Формировать новую повестку. Преодолевать новые сложные задачи, которые рождаются в условиях стремительно меняющегося мира. В самой формуле «независимые - вместе» заложен тот ключ, который поможет открывать любые двери в будущее, разгребать любые завалы на этом пути, не терять доверия друг к другу вопреки усилиям даже самых изощренных злопыхателей и интриганов. За этой формулой - будущее. Она лишь кажется простой до банальности. Порой нужно величайшее проявление государственной и политической мудрости, чтобы ей следовать строго, невзирая на эмоции и сиюминутные проблемы. Похоже, Владимиру Путину и Ильхаму Алиеву это удается.
«Известия», М., 26 апреля 2007 г.
Дмитрий Карманов,
публицист
АЗЕРБАЙДЖАН:
СИДЯ НА КАВКАЗСКОЙ ТРУБЕ
В течение последних полутора лет поведение азербайджанских властей характеризуется настойчивым нежеланием участвовать в политической жизни Содружества Независимых Государств, подчеркнутым дистанцированием от диалога с Россией и своей «энергетической дипломатией». Это дало повод некоторым политологам утверждать, что дни членства Азербайджана в СНГ сочте-
55