Научная статья на тему 'Концепция национальной государственности Азербайджана и ее международные политические аспекты'

Концепция национальной государственности Азербайджана и ее международные политические аспекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
72
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эльшад Миралем

After disorder of the USSR as well as in many Post-Soviet republics in Azerbaijan there was a need in creation of the concept of the national statehood based on historical traditions and realities of the modern world, and also leaning against experience of the developed countries. At the heart of a foreign policy of independent Azerbaijan four important directions are put: 1) Existence of Azerbaijan in the conditions of the world and the consent, friendliness's with nations of the world, development of the international cooperation on the basis of partnership equal in rights; 2) Strengthening of the state independence of Azerbaijan, strengthening of authority of the Azerbaijan Republic on international scene; 3) Increase in efforts of the international community in a question of settlement of the Armenian-Azerbaijan, NagornoKarabakh conflict, a recognition of Armenia as country-aggressor; 4) Integration into Europe and the international community; После развала СССР как и во многих постсоветских республиках в Азербайджане появилась потребность в создании концепции национальной государственности, основанной на исторических традициях и реалиях современного мира, а также опиравшейся на опыт развитых стран. В этой концепции были заложены несколько важных направлений: переход на новую систему общественных отношений, создание современной модели государственного управления, обеспечение национальной безопасности, внедрение новой системы экономических связей и определение независимого внешнеполитического курса. В основе внешнеполитического курса независимого Азербайджана заложены четыре важных направления: Существование Азербайджана в условиях мира и согласия, дружелюбия с народами мира, развитие международного сотрудничества на основе равноправного партнерства; Укрепление государственной независимости Азербайджана, усиление авторитета Азербайджанской Республики на международной арене; Увеличение усилий международного сообщества в вопросе урегулирования армяноазербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, признание Армении как страныагрессора; Интеграция в Европу и международное сообщество;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция национальной государственности Азербайджана и ее международные политические аспекты»

Эльшад Миралем

КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНА И ЕЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Summary

After disorder of the USSR as well as in many Post-Soviet republics in Azerbaijan there was a need in creation of the concept of the national statehood based on historical traditions and realities of the modern world, and also leaning against experience of the developed countries. At the heart of a foreign policy of independent Azerbaijan four important directions are put: 1) Existence of Azerbaijan in the conditions of the world and the consent, friendliness's with nations of the world, development of the international cooperation on the basis of partnership equal in rights; 2) Strengthening of the state independence of Azerbaijan, strengthening of authority of the Azerbaijan Republic on international scene; 3) Increase in efforts of the international community in a question of settlement of the Armenian-Azerbaijan, Nagorno-Karabakh conflict, a recognition of Armenia as country-aggressor; 4) Integration into Europe and the international community;

После развала СССР как и во многих постсоветских республиках в Азербайджане появилась потребность в создании концепции национальной государственности, основанной на исторических традициях и реалиях современного мира, а также опиравшейся на опыт развитых стран. В этой концепции были заложены несколько важных направлений: переход на новую систему общественных отношений, создание современной модели государственного управления, обеспечение национальной безопасности, внедрение новой системы экономических связей и определение независимого внешнеполитического курса.

В основе внешнеполитического курса независимого Азербайджана заложены четыре важных направления:

Существование Азербайджана в условиях мира и согласия, дружелюбия с народами мира, развитие международного сотрудничества на основе равноправного партнерства;

Укрепление государственной независимости Азербайджана, усиление авторитета Азербайджанской Республики на международной арене;

Увеличение усилий международного сообщества в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, признание Армении как страны-агрессора;

Интеграция в Европу и международное сообщество;

Основными принципами внешней политики азербайджанского государства является проявление уважения к межгосударственным отношениям, регулирующихся международными правовыми нормами, уважение суверенных прав всех государства, решение всех спорных вопросов мирным путем и посредством переговоров, создание взаимовыгодного экономического, научного и культурного сотрудничества, устранение всех ограничений, препятствующих межгосударственным отношениям. (4, с. 42)

После прихода Гейдара Алиева к власти Азербайджан смог построить свои отношения с близкими соседями, в том числе с такими крупными государствами как Турция, Россия и Иран, на основе принципов взаимовыгодного сотрудничества. Урегулирование отношений с США, Францией, Великобританией, Германией, Китаем, Японией и другими странами, определяющими мировую политику, открыло новые возможности для утверждения республики в системе международных отношений в качестве равноправного субъекта. (1, с.64)

Подписанный в 1994-ом году «Контракт века» в значительной степени укрепил авторитет Азербайджана на международной арене. В «Контракте века» участвовали компании, представляющие Великобританию и США, Россию и Иран, Турцию, а также другие западные страны. То есть фактически здесь были учтены экономические выгоды всех заинтересованных сторон.

Одним из основных приоритетов внешней политики Азербайджана являлось решение армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта на основе международных правовых норм. Прекращение огня на линии фронта дало возможность Азербайджану восстановить свои силы и в очень короткий промежуток времени в стране установить общественно-политическую стабильность, решить проблему с экономическим кризисом. Важность подписания соглашения о прекращении огня была еще и в том, что это дало возможность для полного информирования международной общественности о действительных причинах проблемы с целью справедливого и объективного решения конфликта. Последовательная и целенаправленная дипломатическая борьба Гейдара Алиева в итоге выявила захватнический характер политики Армении в международном масштабе. (2, с.59). После прихода к власти Гейдара Алиева Азербайджан сумел предпринять довольно серьезные и четкие шаги по справедливому решению конфликта, которые отвечали нашим национальным интересам. В основе стратегии Гейдара Алиева, подразумевающей урегулирование армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, лежали четыре важных направления. (9, с.83). Первое из этих направлений связано с объективным информированием международного сообщества по поводу решения данного конфликта. На всех проведенных встречах, зарубежных визитах, мероприятиях международного уровня Гейдар Алиев всегда акцентировал внимание на вопросе нагорно-карабахского конфликта. Второе важное направление предполагало использование стратегических возможностей Азербайджана для поиска доверенных партнеров в карабахском вопросе и создании ситуации, в которой бы на Армению оказывалось серьезное давление. В этой области за прошедшие годы были достигнуты большие успехи. Сегодня Азербайджан превратился в стратегического партнера самых сильных государств мира. Именно логическим результатом дальновидной политики Гейдара Алиева стало то, что наша страна смогла построить доверительные партнерские отношения с США, Россией, а также с ближайшими соседями и странами Европы. Третье важное направление было связано с достижением успехов в экономике Азербайджана и усилением экономического потенциала нашего государства. Подписанный в 1994 году «Контракт века» создал предпосылки для вложения в республику крупных инвестиций, в результате чего в короткий промежуток времени было достигнуто быстрое экономическое развитие. Сейчас Азербайджан по своим экономическим возможностям занимает одно из ведущих мест на постсоветском пространстве. Четвертым важным направлением политики Гейдара Алиева по нагорно-карабахской проблеме является то, что именно благодаря его напряженной деятельности удалось искоренить пессимизм, царивший в азербайджанском обществе с 1988 по 1993 год в связи с этой проблемой, вернуть народу дух борьбы, настроение непримиримости с фактом потери территорий превратилась в важный стереотип общественной психологии. Сформировалось общее общественное мнение о том, что подписанные с целью улучшения уровня жизни беженцев и насильно переселенных лиц указы и постановления, принятые программы, проведенные мероприятия, карабахская проблема в Азербайджане является вопросом чести для каждого азербайджанца. (5, с.98)

Интеграция в международное сообщество является основным направлением внешней политики Азербайджана. Это процесс происходит в контексте реализации сложного процесса, именуемого глобализацией. Созданная Гейдаром Алиевым управленческая школа воссоединяет в себе присущие закономерности огромного

процесса, именующегося глобализацией, при условии принятия во внимание местной специфики. В обращении Гейдара Алиева к народу «В связи с новым 2001 годом, новым веком и третьим тысячелетием» говорится о серьезном вкладе Азербайджана в процесс глобализации, в тоже самое время указывается, что ощущается влияние результатов этого процесса: «Наша страна пользуясь своим выгодным географическим положением, имеющим геостратегическую значимость в мировом масштабе, богатыми природными ресурсами и огромным потенциалом, может играть роль между Востоком и Западом». (4, с. 5)

Факт по поводу того, что Азербайджан является мостом между Европой и Кавказом, выступает в качестве одного из основных факторов, усиливающих его геостратегическую значимость. Американский политолог Збигнев Бжезински справедливо отмечает, что независимый тюркоязычный Азербайджан, по территории которого проходят нефтепровода, при политической поддержке Турции, с которой его связывают общие этнические корни, может ограничить монополию России на страны региона и ее влияние на политику стран Центральной Азии». (3, с. 156). Несомненно, Азербайджан как независимое государство не смогло бы существовать и развиваться в стороне от этого сложного исторического процесса. Противоречивый характер общественных представлений и идеологических взглядов о глобализации не в силах замедлить ее развитие. Доктор философских наук Рамиз Мехтиев на фоне объективных реалий нового мира проясняет философско-социальную суть пути развития, которое выбрало наше государство. Подчеркивающий важность понимания соответствие Азербайджана глобализации как исторической нужды автор пишет, что новое, в тоже время государство переходного периода, коим является Азербайджан, понимая судьбоносные перспективы общемировой интеграции, выбрало стратегический путь интеграции в мировое сообщество (7, с.283). У процесса глобализации есть несколько важных источников. Один из них связан с развитием трансрегиональных проектов. Подписанный в 1994-ом году «Контракт века», успешные шаги в направлении реализации проектов нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум, участие нашей страны в восстановлении исторического «Шелкового пути» превратились в существенный показатель того, что интеграция Азербайджана в мировое экономическое пространство уже является реальным фактом. «Имеющий выгоду от своих природных ресурсов и определившийся с методами их доставки на мировые рынки Азербайджан создав комплексные взаимные экономические связи между региональными центрами, присоединился к процессам мировой глобализации». (6, с. 260).

Располагающийся в сложном географическом регионе богатый природными ресурсами Азербайджан сыграл важную роль в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Несомненно, это стало возможно благодаря правильного определения внешней политики Азербайджана. Американский политолог З.Бжезинский справедливо подчеркивает, что и инвестиции, вложенные в азербайджанскую экономику западными инвесторами, в значительной степени укрепили позиции нашей страны в геополитических процессах. «Для Запада независимый Азербайджан может стать коридором с выходом на богатые карбогидрогенными запасами Каспийский бассейн и Центральную Азию. А зависимый Азербайджан наоборот может стать причиной изоляции Центральной Азии от внешнего мира и того, что этот регион останется под влиянием России». (8, с. 116).

Литература

1. Аббасов Я. «Идеология нашей национальной государственности: условия и принципы» «Общество, идеология, мышление» (Баку-2004. стр-5)

2. Ахмедов Э. Агрессия Армении против Азербайджана и международные организации. Баку, типография «Туна», 1998 г., - 137 стр.

3. Б. Збигнев. Великая шахматная доска. Перевод О.Ю.Уральской. Москва, «Международные отношения», 2005 г., - 256 стр.

4. Гейдар Алиев. На стыке тысячелетий. «ХХЫ - Дом Новые Издания», 2001, - 183 стр.

5. Мехтиев Р.Я. Азербайджан: требования периода глобализации. Баку, «ХХЫ - Дом Новые Издания», 2005 г., - 464 стр.

6. Мехтиев Р.Я. Диалектика развития Азербайджана. Баку, типография «Национальная Энциклопедия Азербайджана», 2000 г., - 288 стр.

7. Исмаилов М.А. События вокруг НКАО в кривом зеркале фальсификаторов. Баку, «Эльм», 1989 г., - 92 стр.

8. Рустамов Ю. Роль США в системе международных отнешений (заочный диалог с З.Бжезинским. Баку, «Эльм», 2005 г., - 202 стр.

9. С. Халилов. Гейдар Алиев и идея Азербайджанства. Баку, типография «Университет Азербайджан», 2002 г., - 232 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.