Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК РАЗРЕШЕНИЙ НА ВЫБРОСЫ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НИЗКОУГЛЕРОДНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ'

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК РАЗРЕШЕНИЙ НА ВЫБРОСЫ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НИЗКОУГЛЕРОДНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ / УГЛЕРОДНЫЙ РЫНОК / СИСТЕМА ТОРГОВЛИ ВЫБРОСАМИ / КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ / ПАРИЖСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / CLIMATE CHANGE / GREENHOUSE GASES / CARBON MARKET / EMISSIONS TRADING SYSTEM / KYOTO PROTOCOL / PARIS AGREEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурима Людмила Яковлевна

Потребление углеводородных ресурсов активизирует формирование парниковых газов (ПГ), влияющих на изменение климата с его непредсказуемыми разрушительными последствиями. В связи с этими рисками не исчезает актуальность изучения действующих в глобальной экономике экономических механизмов по сокращению ПГ, одним из которых является углеродный рынок, внедренный в практику после вступления в силу Киотского протокола в 2005 году. Регулирование выбросов парниковых газов за последнее десятилетие стало важным компонентом не только международной климатической политики, но и внутренней экономической, энергетической и промышленно-технологической политики развитых и развивающихся стран. Для регулирования объемов ПГ в контексте низкоуглеродного развития экономики страны предлагается создание национального рынка разрешений на эмиссии ПГ с соответствующей инфраструктурой: административной, рыночной и институциональной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурима Людмила Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL MARKET FOR GREENHOUSE GAS EMISSIONS AS ONE OF THE COUNTRY LOW-CARBON DEVELOPMENT

The consumption of hydrocarbon resources intensifies the formation of greenhouse gases (GHG), which affect climate change with its unpredictable destructive consequences. In connection with these risks, the relevance of studying the economic mechanisms operating in the global economy to reduce GHGs does not disappear, one of which is the carbon market, introduced into practice after the entry into force of the Kyoto Protocol in 2005. Regulation of greenhouse gas emissions for the last decade has become an important component not only of international climate policy, but also of domestic economic, energy and industrial-technological policies of developed and developing countries. To regulate GHG volumes in the context of low-carbon development of the country's economy, it is proposed to create a national market for GHG emissions permits with appropriate infrastructure: administrative, market and institutional.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК РАЗРЕШЕНИЙ НА ВЫБРОСЫ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НИЗКОУГЛЕРОДНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ»

Бурима Л. Я. Национальный рынок разрешений на выбросы парниковых газов как одно из направлений низкоуглеродного развития страны // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 3 (87). C. 84-94.

Burima L. Ya. National market for greenhouse gas emissions as one of the country low-carbon development. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2020. No. 3 (87). Pp. 84-94. (In Russ.)

УДК 330.34

Л. Я. Бурима

Институт экономики Национальной академии наук Беларуси, Минск, Беларусь

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК РАЗРЕШЕНИЙ НА ВЫБРОСЫ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НИЗКОУГЛЕРОДНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Бурима Людмила Яковлевна — старший научный сотрудник сектора эффективности использования минеральных ресурсов.

E- mail: ludmila.burima@yandex.by

Потребление углеводородных ресурсов активизирует формирование парниковых газов (III ), влияющих на изменение климата с его непредсказуемыми разрушительными последствиями. В связи с этими рисками не исчезает актуальность изучения действующих в глобальной экономике экономических механизмов по сокращению ПГ, одним из которых является углеродный рынок, внедренный в практику после вступления в силу Киотского протокола в 2005 году. Регулирование выбросов парниковых газов за последнее десятилетие стало важным компонентом не только международной климатической политики, но и внутренней экономической, энергетической и промышленно-технологической политики развитых и развивающихся стран. Для регулирования объемов ПГ в контексте низкоуглеродного развития экономики страны предлагается создание национального рынка разрешений на эмиссии ПГ с соответствующей инфраструктурой: административной, рыночной и институциональной.

Ключевые слова: изменение климата, парниковые газы, углеродный рынок, система торговли выбросами, Киотский протокол, Парижское соглашение.

L. Ya. Burima

Institute of Economy of National Academy of Sciences of Belarus, Minsk, Belarus

NATIONAL MARKET FOR GREENHOUSE GAS EMISSIONS AS ONE OF THE COUNTRY LOW-CARBON DEVELOPMENT

Burima Ludmila Ya. — Senior Research Associate at the Sector of Efficiency of Use of Mineral Resources.

E- mail: ludmila.burima@yandex.by

The consumption of hydrocarbon resources intensifies the formation of greenhouse gases (GHG), which affect climate change with its unpredictable destructive consequences. In connection with these risks, the relevance of studying the economic mechanisms operating in the global economy to reduce GHGs does not disappear, one of which is the carbon market, introduced into practice after the entry into force of the Kyoto Protocol in 2005. Regulation of greenhouse gas emissions for the last decade has become an important component not only of international climate policy, but also of domestic economic, energy and industrial-technological policies of developed and developing countries. To regulate GHG volumes in the context of low-carbon development of the country's economy, it is proposed to create a national market for GHG emissions permits with appropriate infrastructure: administrative, market and institutional.

Keywords: climate change, greenhouse gases, carbon market, emissions trading system, Kyoto Protocol, Paris Agreement.

Потребление углеводородных ресурсов активизирует формирование парниковых газов (111 ), влияющих на изменение климата с его непредсказуемыми разрушительными последствиями. Актуальность проблемы изменения климата и необходимости принятия правовых, экономических, организационных мер, направленных на регулирование антропогенного воздействия на климат, признана на международном уровне. По оценкам экспертов, мировая экономика теряет ежегодно из-за климатического потепления свыше 1,2 трлн долларов, или 1,6 % глобального ВВП [9].

В связи с этими рисками не исчезает актуальность изучения действующих в глобальной экономике экономических механизмов по сокращению П1, одним из которых является углеродный рынок (УР) как система торговли эмиссиями ПГ, внедренная в практику после вступления в силу Киотского протокола (КП) в 2005 году [1]. Регулирование выбросов парниковых газов за последнее десятилетие стало важным компонентом не только международной климатической политики, но и внутренней экономической, энергетической и промышленно-технологической политики развитых и ведущих развивающихся стран.

Сущность, хронология и организация рыночных отношений в области регулирования объемов выбросов парниковых газов заключается в том, что институционально введен в практику регулирования выбросов вредных веществ в атмосферу, в том числе и объемов выбросов СО2, такой экономический инструмент, как углеродный рынок (УР). Его основная функция — получение или покупка разрешений на выбросы, на которые правительства устанавливают ограничения на основе принципа «ограничение и торговля» [1; 8].

Правовой аспект УР заключается в обращении принципиально нового товара — права на выброс одной тонны СО2.

УР как система торговли выбросами (СТВ) (разрешениями, квотами СО2) для промышленных предприятий сложился после ратификации КП в 2005 году в Европейском экономическом сообществе (European Union Emissions Trading Scheme) и через десятилетие стал самым большим УР в мире [1].

В период с 2005 по 2018 год число различных СТВ увеличилось до 21, они организованы на четырех континентах в 35 странах, где производится более 50 % мирового ВВП [2].

К концу 2016 года доход от торговли квотами во всем мире составил около 30 млрд долларов [5]. Эксперты ICAP (International Carbon Action Partnership) отмечают, что на рынке торговли выбросами набирает силу тенденция к созданию СТВ в странах с развивающейся экономикой, в том числе в Азии и Латинской Америке. В этих регионах разрабатывается новое поколение СТВ, адаптированное к снижению объемов выбросов в атмосферу, ограничению локального загрязнения окружающей среды и модернизации энергетических систем в условиях растущей экономики.

Основой для правового регулирования отношений в области ограничения выбросов

парниковых газов выступают международные договоры: Рамочная конвенция ООН об из-

1 2 менении климата от 9 мая 1992 года , Киотский протокол к ней от 11 декабря 1997 года , а

также Парижское соглашение (декабрь 2015 года) , которое придет на смену Киотскому

протоколу после 2020 года.

1 Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, 9 мая 1992 г. [Электронный ресурс]: одобрена указом Президента Респ. Беларусь, 10 апр. 2000 г., № 177 // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «Юр-Спектр». Минск, 2020.

2 О присоединении Республики Беларусь к Киотскому протоколу к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата [Электронный ресурс]: указ Президента Респ. Беларусь, 12 авг. 2005 г., № 370 // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2020.

3 Парижское соглашение [Электронный ресурс]. Решение FCC/CP/2015/L.9/Rev.1. URL: http://unfccc.int/resource/ docs/2015/cop21 /rus/l09r01 r.pdf (дата обращения: 26.08.2020).

Парижское соглашение предполагает, что конкретные меры по борьбе с изменением климата должны быть нацелены на сокращение выбросов парниковых газов, причем их разработка и осуществление полностью возлагается на национальные правительства. Соглашение закрепляет и оформляет поворот к новой, низкоуглеродной, модели экономического развития на основе постепенного отказа от традиционных технологий добычи, переработки и использования ископаемых ресурсов (прежде всего углеводородного сырья) в пользу «зеленых» технологий. К 2020 году государства должны пересмотреть свои национальные стратегии в сфере выбросов СО2 в сторону снижения.

Тенденция перехода на низкоуглеродный путь развития, ограничение и регулирование парниковых выбросов за последнее десятилетие стало важным компонентом не только международной климатической политики, но и внутренней экономической, энергетической и промышленно-технологической политики развитых и ведущих развивающихся стран, важным фактором внешнеэкономической политики и конкуренции, эффективным инструментом стимулирования инвестиций в модернизацию и инновации.

В Беларуси сформированы и на системной основе совершенствуются подходы к внедрению «зеленых» принципов экономического развития, заложенных в Национальной стратегии устойчивого развития — 203 01.

Под «зеленой» экономикой подразумевается модель организации экономики, направленная на достижение целей социально-экономического развития при существенном сокращении экологических рисков и темпов деградации окружающей среды. Характерными чертами такой экономики являются низкие углеродные выбросы; эффективное использование природных ресурсов; сохранение, увеличение и восстановление природного капитала; предотвращение утраты биоразнообразия и экосистемных услуг; рост доходов и занятости.

В настоящее время и до конца 2020 года в Республике Беларусь действует целый ряд законодательных и иных нормативных правовых актов, имеющих обязательную юридическую силу и содержащих политику и меры с целевыми показателями сокращения энергоемкости и углеродоемкости национальной экономики. Основные из них: Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года, Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь, Государственная программа «Энергосбережение» на 2016-2020 годы, Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь, Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года2 и др.

1 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2015. № 4 (214). URL: http://scienceportal.org.by/upload/2015/August/National_Strategy_of_Social_and_Economic_Development_2030.pdf (дата обращения: 26.08.2020).

2 Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года [Электронный ресурс]. 21 декабря 2016 г. № 1061 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21601061&p1=1&p5=0 (дата обращения: 26.08.2020); Об утверждении стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 9 августа 2010 г. № 1180 // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2020; Об утверждении Государственной программы «Энергосбережение» на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 28 марта 2016 г. № 248 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21600248 (дата обращения: 26.08.2020); Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь: указ Президента Республики Беларусь от 17.09.2007 № 433 // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2020; Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июля 2017 г. № 567 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2017/august/25089/ (дата обращения: 26.08.2020).

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) — один из основных загрязнителей окружающей среды. Выбросы СО2 от сжигания ископаемых топливных ресурсов являются основным источником парниковых газов в Республике Беларусь. Более 60 % суммарных выбросов парниковых газов и около 95 % выбросов СО2 вызваны сжиганием ископаемых видов топлива. Согласно статистическим данным, выбросы парниковых газов в 2018 году составили 91,9 млн т СО2-эквивалента, в том числе 57 млн т СО2-эквивалента в энергетическом секторе.

В 2015 году Беларусь на 70-й сессии Генассамблеи ООН взяла на себя обязательства по реализации Целей устойчивого развития, а в апреле 2016 года подписала Парижское соглашение по климату, регулирующее меры по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 года. Присоединившись к этому соглашению, Беларусь взяла на себя обязательства сократить выбросы парниковых газов не менее чем на 28 % к 2030 году по сравнению с 1990 годом [6, с. 14].

Энергоснабжающие организации Министерства энергетики такую задачу уже выполнили. В 2017 году выбросы парниковых газов (в эквиваленте СО2) от энергоисточников организаций Государственного производственного объединения электроэнергетики «Бел-энерго» (далее — ГПО «Белэнерго») составили около 22,5 млн т и снижены к уровню 1990 года на 43,3 %, а с вводом в эксплуатацию экологически значимого проекта — Белорусской АЭС выбросы еще значительно сократятся — до 15,5 млн т, или более чем на 60 % к уровню 1990 года (рис. 1).

Рис. 1. Динамика изменения выбросов диоксида углерода в атмосферный воздух организациями ГПО «Белэнерго» в 1900-2021 годах [7]

Республика Беларусь добилась значительных успехов в решении проблемы снижения антропогенной нагрузки от использования ТЭР. Так, по данным Международного энергетического агентства, объем выбросов парниковых газов на душу населения снизился в 2016 году по сравнению с 1990 годом в 1,75 раза. Для сравнения: в странах ЕС этот показатель снижался более чем в 1,35 раза медленнее, чем в Беларуси (рис. 2).

Кроме удельных показателей выбросов углекислого газа на душу населения как показателя антропогенной нагрузки в мировой практике широко используется показатель уг-леродоемкости — количества выбросов парниковых газов в атмосферу на единицу валового внутреннего продукта. В Беларуси этот показатель в 2016 году по сравнению с 1990 годом снизился в 3,5 раза (рис. 3).

Беларусь Д ЕС-28

Рис. 2. Выбросы углекислого газа (СО2) на душу населения в Республике Беларусь

и в странах ЕС, 1990-2016 годы [10]

Снижение антропогенной нагрузки зависит от эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, в том числе развития возобновляемых источников энергии. Поэтому любые меры, направленные на повышение энергоэффективности при производстве и потреблении энергии приводят к уменьшению расходования ископаемого топлива и практически пропорциональному сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу (рис. 4).

Рис. 3. Снижение углеродоемкости ВВП в Беларуси (ВВП рассчитан по паритету покупательной способности и в ценах 2010), 1990-2016 гг. [10]

По данным Международного энергетического агентства, Республика Беларусь значительно продвинулась в работе по повышению энергоэффективности экономики. За 25 лет энергоемкость ВВП снизилась более чем в 3,5 раза: с 0,56 кг н.э./долл. США в 1990 году до 0,160 кг н.э./долл. США в 2017 году. Энергоемкость ВВП (ВВП по паритету покупательной способности (далее — ППС) в ценах 2010 года) Беларуси сопоставима по этому показателю с такими высокоразвитыми странами, как Финляндия и Канада, однако при представлении ВВП по валютному курсу энергоемкость ВВП Беларуси (0,431 кг н.э./долл. США) в 3,3 раза выше, чем в Финляндии и в 2,9 раза выше, чем в Канаде. Этот факт свидетельствует о значительных резервах сокращения выбросов парниковых газов в стране.

Предприятия, которые реализуют мероприятия в области энергосбережения, повышения энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии, могут получить заметную выгоду от участия в таком экономическом механизме, как торговля разрешениями на выбросы парниковых газов.

Рис. 4. Изменение энергоемкости ВВП, валового потребления ТЭР и суммарных выбросов парниковых газов в Беларуси в 2005-2017 годах, % к 2005 году [3]

В нашей стране подготовлен перечень потенциальных проектов (2008-2012 годы), в реализации которых основная доля предполагаемых сокращений выбросов парниковых газов приходится на повышение энергоэффективности и энергосбережение. Результаты анализа таких проектов показывают, что большую часть целевого показателя (по сокращению выбросов) можно достичь за счет реализации потенциала сокращения выбросов в сфере производства электроэнергии — около 50 %. В области категорий источников наибольший потенциал сокращения выбросов имеют объекты, на которых происходит сжигание более 65 % углеводородного топлива.

В таблице приведены результаты оценок экономической эффективности для типичных категорий проектов по сокращению выбросов парниковых газов в Беларуси [4].

Таблица

Типовые проекты по сокращению выбросов парниковых газов

*

и их экономическая эффективность

Название проекта и объект сокращений выбросов

Показатели эко- Утилизация биогаза стоков живот-ново-дческих Утилизация биогаза стоков комму-наль ных Мини ТЭЦ на Утилизация свалочного газа Котельная на Замещение мазута Когене-рационная установка Газотурбинные установки / Ветро-генера- ГЭС

номической эффективности затрат на сокращение выбросов биомассе биомассе природным газом парогазовые установки ция

парниковых газов ОАО «Агро- УП «Мин- РУП «Гродно энерго», «Северная котельная» КУП «Эко-рез», полигон ТБО «Тро-стенец» ОАО «Ви- РУП «Гомель РУП «Брест РУП «Минск РУП «Гродно РУП «Гродно

комби нат Скидель ский» скводо канал», станция очистки тебск древ», котельная энерго», Мозыр-ская ТЭЦ энерго», Березовская ГРЭС энерго», ТЭЦ-3, ПГУ-230 энерго», 11тур-бин по 750 кВт энерго», Гродненская ГЭС

Единовременные

инвестиционные 5 070 23 146 5 660 6 261 1 780 15 300 187 550 222 450 16 500 33 600

затраты, тыс. долл.

Ежегодные затра-

ты на эксплуатацию и обслужи- 188 132 1240 180 370 50 150 282 845 116 100 52 770

вание, тыс. долл.

Срок эксплуатации, лет 25 25 25 25 25 25 30 30 25 25

Ежегодный до-

ход от продажи

произведенной энергии и др. 1 044 2 971 1 617 965 881 88 434 395 100 150 300 1 627 5 460

побочного про-

дукта, тыс. долл.

Сокращение вы-

бросов парнико-

вых газов в пери- 105 000 230500 93 000 507 000 82 000 776 000 345 000 588 000 34 000 105 000

од 2008-2012

годов, т СО2-экв

Доход от прода-

жи сокращ. 1 050 2 305 930 5 070 820 7 760 3 450 5 880 340 1 050

выбр., тыс. долл.

Срок окупаемости простой, лет 8 10 12 4 6 5 9 16 13 10

Срок окупаемо-

сти динамиче- 9 13 18 5 7 6 11 27 20 13

ский, лет

Чистый дискон-

тированный до- 5 572 2 199 1 397 7 473 4 241 334 595 743 722 20 748 2 426 20 965

ход, тыс. долл.

Внутр. норма доходности, % 14,3 9,7 7,0 31,6 22,3 29,4 12,9 5,4 6,4 10,0

* Показатели эффективности определялись в соответствии с Инструкцией по определению эффективности использования средств, направляемых на выполнение энергосберегающих мероприятий: утв. Постановлением Министерства экономики Респ. Беларусь, Министерства энергетики Респ. Беларусь и Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Респ. Беларусь 24.12.03 № 252/42/7 // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2020.

Республика Беларусь в дальнейшем намерена снижать углеродоемкость своей экономики. Это очевидно из политики и мер, которые приняты и принимаются в стране как в общеэкономическом масштабе, так и по отдельным отраслям. Страна признает тот факт, что во многих секторах экономики еще остается большой потенциал предотвращения изменений климата.

УР как система торговли выбросами основана на ограничении предприятий — эмитентов парниковых газов — в их выбросах, превышение которого требует покупки квот, а показатели ниже установленного уровня предполагают возможность продажи излишков квот на внутреннем рынке. Полученный от участия в этом механизме доход создает реальный источник инвестиций для разработки и реализации проектов по внедрению энергосберегающих технологий и замещению ископаемого топлива возобновляемыми источниками энергии. Кроме того, необходимость создания национального рынка разрешений на выбросы парниковых газов обусловливается обязательствами страны в рамках Киотского протокола и Парижского климатического соглашения. Правильно организованный региональный рынок торговли выбросами обеспечит экономически целесообразное сокращение выбросов парниковых газов в стране и внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Важнейший этап формирования УР — это обеспечение адекватной нормативно-правовой базы, закрепляющей правила функционирования системы.

В связи с ратификацией Беларусью Киотского протокола, регулирующего вопросы антропогенных выбросов парниковых газов, стали появляться соответствующие нормативные и программные документы, включая отраслевые1, подготавливающие почву для создания национального рынка разрешений на эмиссии ПГ.

1 Об утверждении государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 годах [Электронный ресурс]: указ Президента Респ. Беларусь, 15 нояб. 2007 г., № 575 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: h1:1p://www.pramby/webnpa/textasp?RN=p30700575Ю (дата обращения: 28.08.2020); Об утверждении Инструкции о порядке формирования и ведения Национального реестра углеродных единиц Республики Беларусь: постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 22 янв. 2007 г., № 4 // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2020; О национальном реестре углеродных единиц Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 25 авг. 2006 г., № 1077 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pramby/ webnpa/text.asp?RN=c20601077 (дата обращения: 11.05.2020); О реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата на 2005-2012 год [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 дек. 2005 г., № 1582 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pramby/webnpa/textasp?RN=c20501582 (дата обращения: 26.08.2020); Об утверждении Национальной программы мер по смягчению последствий изменения климата на 2008-2012 годы [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2008 г. № 1117 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pramby/webnpa/textasp?RN=c20801117 (дата обращения: 26.08.2020); Об утверждении положения о национальной системе инвентаризации парниковых газов [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04 мая 2006 года № 585 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pramby/webnpa/textasp?RN=c20600585 (дата обращения: 26.08.2020); Об утверждении положения о порядке ведения государственного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2006 года № 485 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/webnpa/textasp?RN=c20600485 (дата обращения: 26.08.2020); О порядке представления, рассмотрения и мониторинга проектов по добровольному сокращению выбросов парниковых газов: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2009 года № 466 // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2020; Об утверждении Государственной программы мер по смягчению последствий изменения климата на 2013-2020 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 июня 2013 года № 510 // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2020; О национальном реестре углеродных единиц Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 2006 года № 1077 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.by/webnpa/ text.asp?RN=c20601077 (дата обращения: 26.08.2020); Республиканская программа энергосбережения на 2006-2010 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 26 дек. 2007 г., № 1817 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 24. 5/17219; О сокращении выбросов парниковых газов [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации, 30 сент. 2013 г., № 752. URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?3587363 (дата обращения: 22.08.2020).

В целях обеспечения реализации проектов по добровольному сокращению выбросов парниковых газов в Республике Беларусь в 2008-2012 годах были приняты нормативные правовые акты, определяющие порядок представления, рассмотрения и мониторинга проектов по добровольному сокращению выбросов парниковых газов1. Указ Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 625 «О некоторых вопросах сокращения выбросов парниковых газов»2 закрепил ряд позиций, позволяющих предприятиям получать средства за продаваемые единицы сокращения выбросов парниковых газов от покупателей, в том числе нерезидентов Республики Беларусь

На законодательном уровне отдельные нормы, регулирующие вопросы антропогенных выбросов парниковых газов, закреплены также в законах Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»3, «О гидрометеорологической деятельности»4, «Об охране атмосферного воздуха»5, «О возобновляемых источниках энергии»6. Так, согласно ст. 57 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» любая хозяйственная и иная деятельность, последствия которой вызывают или могут вызвать изменение климата, должна осуществляться с соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды. Осуществление мероприятий по регулированию воздействия на климат не должно приводить к вредному воздействию на окружающую среду.

Анализ нормативных правовых актов, определяющих политику и меры Республики Беларусь в области сокращения выбросов парниковых газов, позволяет сделать вывод о том, что отечественный законодатель ориентируется на административные методы регулирования, которые формулируются в форме запретов, ограничений, направленных на уменьшение удельных затрат (средств, энергии и т. п.). Кроме того, распространены такие меры государственного регулирования, как субсидирование из государственного бюджета деятельности отдельных субъектов хозяйствования, что имеет слабое стимулирующее воздействие к поиску низкоуглеродных сценариев развития производства и к сокращению издержек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой связи весьма актуальным для Беларуси является опыт Казахстана, особенно в контексте перспектив разработки специального климатического законодательства, реализации устремлений страны в направлении формирования «зеленой» экономики .

Исходя из этого, логичной представляется позиция, отраженная в Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, закрепившая перспективы разработки проекта закона об охране климата, который создаст правовую основу для развития внутреннего рынка разрешений на выбросы парниковых газов. Он должен быть создан на принципах централизованного планирования эмиссий загрязнений в динамике с учетом региональной и отраслевой специфики; приоритетного использования рыночных механизмов регулирования и распределения разрешений.

1 О порядке представления, рассмотрения и мониторинга проектов по добровольному сокращению выбросов парниковых газов: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апр. 2009 года № 466 // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2020.

2 О некоторых вопросах сокращения выбросов парниковых газов: указ Президента Республики Беларусь от 8 дек. 2010 года № 625 // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2020.

3 Об охране окружающей среды: закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2020.

4 О гидрометеорологической деятельности: закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2006 г., № 93-3 // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2020.

5 Об охране атмосферного воздуха: закон Респ. Беларусь, 16 дек. 2008 г., № 2-3 // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2020.

6 О возобновляемых источниках энергии: закон Респ. Беларусь, 27 дек. 2010 г., № 204-3 // КонсультантПлюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2020.

7 Экологический кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс]. 9 января 2007 г., № 212. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30085593 (дата обращения: 25.08.2020).

Для обеспечения функционирования УР необходимо создание административной инфраструктуры — вертикали органов власти, которой должны делегироваться следующие функции:

— законотворческая (разработка мер государственной политики в области регулирования объемов эмиссий загрязняющих веществ и регулирования рынка разрешений на выбросы парниковых газов);

— мониторинга, инвентаризации и учета эмиссий ПГ;

— управления (выпуск и распределение разрешений, учет выпуска, погашения и обращения разрешений путем ведения государственного регистра);

— контрольно-надзорная (контроль предоставляемой первичной информации об уровнях эмиссий регулируемых ПГ, фиксация соответствий наличных разрешений на эмиссии фактическим эмиссиям участников системы, наложение штрафов за невыполнение обязательств и сознательное искажение информации об уровнях эмиссий ПГ);

— сертификации, аккредитации и контроля (сертификация и контроль бирж и клиринговых организаций, сертификация и аккредитация организаций, занимающихся разработкой и экспертизой (валидацией) проектов, ведущих к сокращению эмиссий загрязнений).

Рыночная инфраструктура, необходимая для функционирования УР, должна включать:

— торговые площадки — биржи (уполномоченные или прошедшие лицензирование органом экологического регулирования), в функции которых входит организация торговли разрешениями;

— клиринговые центры, в функции которых входят сбор и обработка информации о сделках с разрешениями на эмиссии регулируемых ПГ, подготовка и передача отчета в уполномоченный орган экологического регулирования о количестве разрешений и отчета в Национальный статистический комитет;

— специализированные консалтинговые компании, в функции которых входят поиск инвесторов, разработка и сопровождение проектов по сокращению выбросов;

— верификационные компании, осуществляющие аудит проектной документации, мониторинг эмиссий загрязнений и верификацию реализации проектов, ведущих к сокращению эмиссий;

— финансовые организации, осуществляющие финансирование проектов по сокращению эмиссий ПГ (коммерческие банки, специализированные углеродные фонды, страховые компании).

Институциональная инфраструктура должна включать:

— национальную систему оценки (инвентаризации) эмиссий загрязняющих веществ из антропогенных источников и их абсорбции поглотителями;

— национальный реестр разрешений на эмиссии установленных объемов загрязнения, фактических и сертифицированных единиц сокращенных эмиссий, единиц абсорбции;

— нормативно-правовую базу, охватывающую все аспекты регулирования эмиссий загрязняющих веществ. Это, в свою очередь, потребует внесения изменений в действующие законодательные акты, разработки и принятия новых как на республиканском, так и региональном уровнях. В целом на законодательном уровне предстоит, с одной стороны, разработать понятийную базу, а с другой — определить область государственного регулирования национального рынка разрешениями на выбросы ПГ, что должно найти свое отражение в системе нормативно-правовых актов.

Таким образом, для регулирования объемов загрязняющих веществ в контексте обеспечения низкоуглеродного развития экономики страны предлагается создание национального рынка разрешений на выбросы парниковых газов с соответствующей инфраструктурой: административной вертикалью органов власти, соответствующими компонентами

рыночной (торговые площадки, клиринговые центры, верификационные и консалтинговые компании, посредники, банки, страховые компании и иные финансовые организации) и институциональной (система мониторинга окружающей среды, система инвентаризации эмиссий загрязняющих веществ, регистр разрешений на выбросы ПГ и единиц сокращенных эмиссий, информационная и нормативно-правовая базы).

Библиографический список

1. Авдеева Т. Г. Европейская схема торговли квотами на выбросы парниковых газов: полезный опыт и последствия для России // Дипломатический ежегодник — 2009. М.: Восток-Запад, 2010. С. 88-110.

2. Буквич Р. М., Петрович Д. Р. Парниковый эффект и рыночные механизмы Киотского протокола // Вестник НГИЭМ. 2017. № 1 (68). С. 139-158.

3. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: https://www.belstat.gov.by (дата обращения: 30.08.2020).

4. Рекомендации для владельцев и инициаторов проектов. Уточненный список потенциальных инвесторов / А. Ж. Гребеньков [и др.]; под общ. ред. А. Ж. Гребенькова; Мин-во природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Минск, 2008. 126 с.

5. Торговля выбросами парниковых газов по всему миру: ежегодный отчет 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://icapcarbonaction.com/en/?option=com_attach&task=download&id=444. (дата обращения: 30.08.2020).

6. Третий двухгодичный доклад Республики Беларусь, представленный в соответствии с решением 1/CP.16 Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата [Электронный ресурс]. Минск, 2018. С. 14. URL: https://unfccc.int/sites/default/files/resource/3BR_BLR.pdf (дата обращения: 30.08.2020).

7. Энергетика Беларуси нацелена на инновации: интервью министра энергетики Республики Беларусь В. М. Каранкевича // Энергетическая стратегия. 2018. № 5 (65). С. 12-15.

8. 7 аргументов в пользу торговли выбросами [Электронный ресурс] // International Carbon Action Partnership. 2015. № 2. URL: https://icapcarbonaction.com/en/?option=com_attach&task =download&id=375 (дата обращения: 30.08.2020).

9. Harvey F. Climate change is already damaging global economy, report finds // The Guardian. 2012. 26 Sept.

10. International Energy Agency. URL: https://www.iea.org/ (дата обращения: 30.08.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.