УДК 502.313:33 (574)
DOI: 10.24411/1728-323X-2020-14107
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО СОКРАЩЕНИЮ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ В КАЗАХСТАНЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ В ПАРИЖСКОМ СОГЛАШЕНИИ
И. С. Истомин, аспирант географического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ), [email protected] 1
Казахстан, являясь участником Парижского климатического соглашения, принял на себя добровольные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов страны к 2030 г. В связи с этим особенно актуальным представляется поиск и разработка современных подходов к низкоуглеродному развитию страны.
В статье рассматривается механизм перераспределения углеродной нагрузки на основе различия экономических и технологических возможностей участвующих субъектов, аналогичный тому, который был использован Европейский союзом для достижения сокращения эмиссии в период действия Киотско-го протокола. На примере крупнейших казахстанских предприятий энергетической, нефтегазовой и горно-металлургической отраслей были определены прогнозные значения их выбросов парниковых газов к 2030 г. за счет их умеренной технологической модернизации. Было проведено сравнение прогнозных выбросов по двум сценариям: с учетом углеродо-емкости региональных экономик (так называемый «пузырь») и без дифференциации обязательств по регионам. Результаты расчетов показывают эффективность региональной дифференциации целевых выбросов для целей сокращения выбросов парниковых газов, которые ставит перед собой страна.
Региональное перераспределение углеродной нагрузки в сочетании с офсетными схемами может быть основой климатической политики в Казахстане.
Kazakhstan, as a party to the Paris Climate Agreement, has undertaken voluntary commitments to reduce greenhouse gas emissions by 2030. In this regard, the search and development of modern approaches to low-carbon development of the country is particularly relevant.
The article discusses a carbon load sharing mechanism based on the differences in economic and technological capabilities of the participating actors, similar to the one used by the European Union to achieve emission reductions during the Kyoto Protocol period. Using the example of Kazakhstan's largest enterprises in the energy, oil and gas, and mining and metallurgical industries, the projected values of their greenhouse gas emissions by 2030 due to their moderate technological modernization were determined. Projected emissions were compared under two scenarios: taking into account the carbon intensity of regional economies (the so-called "bubble") and without differentiating commitments by region.
The results of the calculations show the effectiveness of a regional approach for the purpose of reducing greenhouse gas emissions set by the country. Regional redistribution of carbon load combined with offset schemes can be the basis of climate policy in Kazakhstan.
Ключевые слова: Парижское соглашение, Казахстан, выбросы парниковых газов, низкоуглеродное развитие, углеродо-емкость.
Keywords: Paris Agreement, Kazakhstan, greenhouse gases emissions, low-carbon development, carbon intensity.
Введение. В сентябре 2015 г. в рамках Парижского климатического соглашения Республика Казахстан приняла на себя добровольные обязательства по сокращению выбросов ПГ к 2030 г. на —15 % (безусловная цель), а при условии финансовой помощи со стороны международных фондов и доступа к низкоуглеродным технологиям на —25 % (обусловленная цель) [1]. Все цели были определены относительно базового 1990 г., в котором объем выбросов составлял 386,325 млн т СО2-экв с учетом землепользования, изменений в землепользовании и лесном хозяйстве (ЗИЗЛХ) [2].
В качестве возможных инструментов регулирования выбросов парниковых газов может быть перераспределение обязательств по сокращению выбросов ПГ между регионами страны в зависимости от их индивидуальных характеристик, таких как объемы выбросов, углеродоемкость производимой продукции. Таким образом, общая страновая цель по сокращению определенного объема эмиссии складывается и достигается за счет отдельных целей на уровне регионов.
Впервые подобный способ достижения климатических целей был использован Европейским союзом в рамках действия Киотского протокола, когда общая «углеродная нагрузка» была распределена между 15 государствами-членами ЕС в рамках «пузыря», в зависимости от их экономических обстоятельств. Таким образом, некоторые страны должны были сократить отдельные виды эмиссии, тогда как другие могли их увеличить [3]. Такой способ перераспределения усилий по выполнению обязательств оказался эффективным и привел к тому, что ЕС перевыполнил свои цели по Ки-отскому протоколу на этот период [4].
В статье рассматривается подобный механизм перераспределения углеродной нагрузки на примере крупнейших 73 предприятий энергетической, нефтегазовой и горно-металлургической отраслей с учетом углеродоемкости произведенной продукции и целевыми показателями для того или иного региона (области).
Методы и материалы. Оценка эффективности перераспределения национальных обязательств Казахстана в рамках Парижского соглашения делалась на основе целевых показателей по выбросам к 2030 г., рассчитан-
Таблица 1
Средняя энергоемкость ВВП Казахстана за период 2010—2014 гг.
(Источник: ТЭБ РК 2010-2014)
Энергоемкость ВВП (тнэ на тыс. долларов в ценах 2000 г.)
2010 2011 2012 2013 2014 Среднее
1,84 1,73 1,53 1,44 1,74 1,656
ным индивидуально для каждого региона Казахстана (области). Целевые региональные показатели определяются таким образом, чтобы суммарно выполнить цель по сокращению парниковых газов на уровне всей страны —15 % от уровня 1990 г. В качестве субъектов, несущих ответственность за выполнение обязательств страны по сокращению выбросов, рассматриваются области.
Далее, на основе полученных целевых показателей по выбросам областей к 2030 г. (процент роста эмиссии) определяются возможности крупнейших предприятий достигнуть поставленные цели по сокращению в рамках перераспределения углеродной нагрузки. Данный подход строится на предположении, что более углеродоемкие экономики имеют больше возможностей для сокращения выбросов по сравнению с теми регионами, в которых преобладают предприятия с современными технологиями. Соответственно, в качестве дифференцирующего показателя принимается углеродоемкость произведенной в конкретной области продукции (выбросы ПГ на еди-
ницу ВРП). Согласно данным комитета по статистике РК, на каждую единицу ВВП приходится совокупный выброс парниковых газов в размере 0,8 т СО2 экв. на 1000 долл. [5]. Таким образом, соотношение углеродоемкости и энергоемкости ВВП составляет 0,48 (0,8/1,656 = 0,48) — тонна СО2-экв на т. н. э.
Углеродоемкость непосредственно валового регионального продукта для каждой области определяется посредством произведения данного показателя (0,48 т. СО2-экв. на т. н. э.) и среднего значения энергоемкости ВРП для каждой области, которое, в свою очередь, рассчитывается на основании д анных топливно-энергетического баланса страны [6].
Коэффициент к для конкретной области определяется относительно среднего значения всех показателей углеродоемкости ВРП областей (табл. 2): к = Углеродоемкость ВРП области/Среднее значение углеродоемкости ВРП (равно 0,8960).
По официальной статистике, в Казахстане выбросы 2014 г. с учетом ЗИЗЛХ1 составляли 313,755 млн т, что ниже уровня 1990 г.2 на 19 %, а согласно Парижскому соглашению, выбросы страны в 2030 г. должны быть на 15 % ниже уровня 1990 г. Таким образом, для государства имеется допустимый рост выбросов парниковых газов на 4 %, или 15,5 млн т от показателей выбросов в 2014 г. Ниже, в таблице 3 определены необходимые объемы сокращения ПГ к 2030 г. для каждой области (в абсолютных (млн т) и относительных единицах (%) к 2014 г.
Полученные данные по проценту наращивания выбросов ПГ для областей используются для расчета целевых трендов эмиссии для крупнейших предприятий. В каждой области (точнее, 14 областей и 2 городов) были произведены вычисления прогнозных выбросов 73 крупнейших предприятий Казахстана с выбросами СО2 более 100 тыс. т в год, которые попадают под национальный план квотирования [7]. 2014 г. был выбран в качестве базового, так как на этот год в
1 ЗИЗЛХ — Тренды поглощения ПГ в землепользовании, изменении землепользования и лесном хозяйстве.
2 Согласно данным Комитета по статистике РК выбросы в 1990 г. составили 387,215 млн т с учетом ЗИЗЛХ и 371,014 млн т — без учета.
Таблица 2 Расчет относительной углеродоемкости ВРП (к)
Административные единицы Углеродоемкость (тонна СО2 экв. на ед. ВРП) Относительная углеродоемкость (к)
Акмолинская 0,30 0,34
Актюбинская 1,10 1,24
Алматинская 0,01 0,01
Атырауская 0,95 1,06
ВКО 0,34 0,38
Жамбылская 0,13 0,15
ЗКО 1,69 1,89
Карагандинская 1,81 2,03
Костанайская 0,01 0,01
Кызылординская 2,27 2,54
Мангистауская 1,57 1,75
Павлодарская 3,65 4,08
СКО 0,17 0,20
ЮКО 0,14 0,16
г. Алматы 0,09 0,11
г. Астана 0,04 0,05
Среднее 0,89
Национальном плане распределения квот на выбросы парниковых газов на 2016—2020 гг. приведены значения выбросов ПГ для каждого из этих 73 предприятий.
Прогнозные выбросы с учетом умеренной модернизации предприятий рассчитывались на основе так называемого «бенчмарка», которые официально были определены для энергетической отрасли в Казахстане в рамках пилотного проекта торговли выбросами ПГ [8]. «Бенчмарк» — удельный показатель выбросов ПГ на единицу продукции, взятый за эталон в определенной отрасли (например, в энергетической (табл. 4). Для дру-
гих отраслей использовались примеры бенчмар-ков, встречающиеся в международной практике. Для сценария «умеренной» модернизации» использовался бенчмарк, обозначенные в таблице как «50:50 %», для целей нашего анализа, данный бенчмарк соответствуют сценарию, когда все предприятия с повышенной углеродоемкос-тью «подтягиваются» (к 2030 г.) к среднему уровню выбросов на единицу продукции (например, при производстве электроэнергии — это 0,910 кг С02/Гкал). Это потребует от предприятий модернизацию производства, которая известна как «умеренная».
Таблица 3
Распределение обязательств регионов Казахстана для достижения безусловной цели к 2030 г.
(-15 % от уровня 1990 г.)
Административные единицы Текущий объем выбросов ПГ (млн т) Относительная углеродо-емкость (к) Объем разрешенного роста выбросов (млн т) Целевые выбросы к 2030 г. (млн т) Дифференцированные обязательства по сокращению выбросов относительно 2014 г. (%)
Акмолинская 3,145 0,34 0,325 3,470 10,3
Актюбинская 22,828 1,24 1,197 24,025 5,2
Алматинская 0,228 0,01 0,013 0,242 5,9
Атырауская 44,004 1,06 1,027 45,031 2,3
ВКО 6,803 0,38 0,371 7,175 5,5
Жамбылская 1,274 0,15 0,149 1,424 11,7
ЗКО 51,555 1,89 1,827 53,382 3,5
Карагандинская 26,627 2,03 1,960 28,587 7,4
Костанайская 0,146 0,01 0,010 0,156 7,1
Кызылординская 54,576 2,54 2,460 57,037 4,5
Мангистауская 35,746 1,75 1,697 37,443 4,7
Павлодарская 69,137 4,08 3,953 73,090 5,7
СКО 1,504 0,20 0,194 1,698 12,9
ЮКО 3,218 0,16 0,155 3,373 4,8
Алматы 3,402 0,11 0,105 3,507 3,1
Астана 3,136 0,05 0,046 3,182 1,5
Итого 15,5
Удельные показатели
РК мин РК средний РК макс РК 50 % - 50 % (на основе выбросов С02) РК 80 % лучших по суммарному производству энергии РК 10 % лучших по суммарному производству энергии Показатель ЕС
Производство электроэнергии (кг С02/кВт • ч)
0,055 0,703 1,554 0,910 1,055 0,615 0,640
Производство тепла (кг С02/Гкал)
0,130 0,405 0,965 0,510 0,532 0,262 0,261
Общее производства электроэнергии и тепла (кг С02/кВт • ч)
0,127 0,597 1,364 0,706 1,005 0,404
Таблица 4
Уровни «бенчмарков» при различных подходах к распределению квот в энергетическом секторе РК (источник и8ЛГО КССМР, 2015 г.)
Прогнозные данные по выпуску продукции в 2030 г. были взяты как из собственных отчетов компаний, так и из других источников информации, в том числе аналитических обзоров по энергетическому сектору, периодических изданий, интернет-ресурсов (например, опубликованными в прессе интервью с руководителями предприятий) [9—12].
Таким образом, были определены прогнозные значения выбросов ПГ к 2030 г. для 73 крупнейших предприятий республики. На основе полученных расчетов было проведено сравнение их прогнозных выбросов по двум сценариям: с учетом дифференциации целевых выбросов («пузырь») и путем одинакового распределения углеродной нагрузки (без дифференциации обязательств). В каждом из сценариев прогноз для 2030 г. рассчитывался для страновой цели сокращения ПГ на —15 % относительно 1990 г.
Результаты и обсуждение. Проведенная оценка углеродоемкости регионов Казахстана показала, что наибольшая нагрузка характерна для Павлодарской, Карагандинской, Кызылординской и
Таблица 5
Оценка прогнозируемых объемов выбросов ПГ по отношению к их целевым выбросам в зависимости от перераспределения углеродной нагрузки в регионах
Примечание: * (—) Избыточные объемы выбросов; (+) невостребованные объемы выбросов (остаточный объем разрешенных выбросов) млн т СО2-экв. Цель — 15 %.
Западно-Казахстанской области с углеродоем-костью в диапазоне от 1,6 до 3,6 т СО2-экв на единицу ВРП (табл. 3). Наименьшая нагрузка наблюдается в Северо-Казахстанской, Костанай-ской и Южно-Казахстанской областях — угле-родоемкость составляет менее 0,2 т СО2-экв на единицу ВРП. Данные различия в углеродоем-кости региональных экономик указывают на неравномерность антропогенной нагрузки, которая должна быть учтена для перераспределения обязательств по сокращению выбросов ПГ. В соответствии с показателями углеродоемкости по регионам были распределены целевые выбросы для предприятий в рамках безусловной цели по сокращению ПГ к 2030 г.
В таблице 5 представлены результаты расчетов выбросов СО2-экв по предприятиям в каждой области, которые представляют собой разницу между прогнозными выбросами предприятий с учетом технологической модернизации и целевыми выбросами к 2030 г. Значения в таблице показывают избыточные либо невостребованные объемы выбросов у предприятий, которые могут быть по отношению к целевым показателям, рассчитанным по двум сценариям — с учетом перераспределения углеродной нагрузки (с «пузырем») и при не дифференцированном подходе к определению разрешенных прогнозных выбросов.
Среди регионов выделяются две группы областей по прогнозным выбросам предприятий к 2030 г.
Области, в которых выбросы предприятий, ввиду технологической модернизации производства оказались меньше, чем целевые выбросы, имеют определенный объем нереализованных выбросов. Среди таких регионов наибольшими невостребованными выбросами (запас) СО2-экв. обладают Кызылординская (2,1—2,4 млн т), Карагандинская (2,3—4,1 млн т), Акмолинская (2,5—2,6 млн т), Северо-Казахстанская область (1,3 млн т).
Вторая группа — регионы, в которых предприятия будут иметь избыточные выбросы. В данной группе можно выделить Павлодарскую (от 7,8 до 4,6 млн т), Атыраускую (от 4,7 до 5,1 млн т), Ман-гистаускую область (от 3,7 до 3,9 млн т) — регионы с наибольшим превышением целевых выбросов, как в рамках дифференцированных обязательств, так и при одинаковом распределении углеродной нагрузки.
Для выполнения цели в —15 % при одинаковых объемах разрешенных выбросов ПГ для всех регионов предприятиям суммарно будет необходимо компенсировать избыточный объем эмиссии ПГ в объеме 5 млн т СО2-экв. Благодаря кон-
Область Недифференцированные обязательства* Дифференцированные обязательства*
Акмолинская (с г. Нурсултан) 2,5 2,6
Актюбинская 1,5 1,3
Алматинская (с Алматы) 0,7 0,6
Атырауская -4,7 -5,1
В-Казахстанская 1,6 1,3
Жамбылская 0,2 0,0
З-Казахстанская -1,5 -1,9
Карагандинская 2,3 4,1
Кызылординская 2,4 2,1
Павлодарская -7,8 -4,6
С-Казахстанская 1,3 1,3
Ю-Казахстанская -0,1 -0,5
Мангистауская -3,7 -3,9
Костанайская 0,4 0,1
Всего -5,0 -2,4
цепции дифференцированных обязательств избыточный объем выбросов может быть снижен с 5 млн т до 2,4 млн т СО2-экв.
Таким образом, дифференцированные обязательства могут быть использованы в качестве инструмента, не требующего финансовых издержек, для достижения поставленных страной целей в рамках климатической политики. Оставшиеся же избыточные выбросы в размере 2,4 млн т могут быть компенсированы за счет различных офсетных механизмов по секвестрованию парниковых газов. Например, по некоторым оценкам, поглощение СО2 лесными экосистемами в Казахстане может быть увеличено дополнительно на 2,9 млн т СО2 эквивалента в год, при увеличении лесистости территории с 4,6 до 5 % к 2030 г. [13].
Заключение. В Казахстане используются различные механизмы по регулированию объемов эмиссии парниковых газов. При этом не учитывается региональный аспект, заключающийся в эколого-экономических особенностях, влияющих на условия сокращения выбросов ПГ в регионах страны. Подобный подход позволяет учитывать углеродоемкость региональных экономик и территориальные возможности достижения целевых показателей в результате более эффективно-
го дифференцированного распределения углеродной нагрузки. Дифференциация обязательств регионов в рамках «пузыря» может осуществляться в зависимости от относительной углеродоем-кости регионов и на основе текущих объемов эмиссии ПГ в областях.
В рамках принятых обязательств по Парижскому соглашению страна может увеличить выбросы на 4 %, или 15,5 млн т к 2030 г., что возможно через умеренную технологическую модернизацию и более эффективное перераспределение углеродной нагрузки. Эффективность регионального подхода доказана для безусловной цели (—15 % от 1990 г.), так как перераспределение обязательств способно вдвое снизить избыточные суммарные выбросы предприятий, попадающих под углеродное регулирование.
В долгосрочной перспективе рационально спроектированная региональная климатическая политика способна стать фундаментом для повышения результативности принимаемых мер по сокращению выбросов ПГ. Региональное перераспределение углеродной нагрузки и реализация компенсационных механизмов на примере офсетных схем, рассчитанных для природных условий конкретных областей, может рассматриваться как основа климатической политики в Казахстане.
Библиографический список
1. Предполагаемые национально-определяемые вклады — Представление Республики Казахстан [Электронный ресурс]. — http://www4.unfccc.int/submissions/INDC/Published%20Documents/Kazakhstan/1/INDC%20Kz_eng.pdf (дата обращения 7.06.2020)
2. Комитет по статистике МНЭ РК [Электронный ресурс]. — https://stat.gov.kz/ecologic/greenhouse_gas_emissions?lang=ru (дата обращения 7.06.2020)
3. Проект раздела: 3 Климатические изменения, Киевский доклад // Европейская экономическая комиссия ООН. [Электронный ресурс]. — https://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/europe/kiev/climatechange.r.pdf (дата обращения 10.06.2020)
4. Киото 1-й период действия обязательств (2008—12) // Официальный веб-сайт Европейской комиссии https:// ec.europa.eu/clima/policies/strategies/progress/kyoto_1_en (дата обращения 10.06.2020)
5. Выбросы парниковых газов (ПГ) // Экологические индикаторы мониторинга и оценки окружающей среды // Статистика. Комитет по статистике при Министерстве Энергетики РК. URL: http://stat.gov.kz/
6. Основные показатели энергетики // Сборник КС МНЭ РК — Топливно-энергетический баланс Республики Казахстан — 2010—2014. URL: https://www.stat.gov.kz/ (дата обращения 13.06.2020)
7. Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов на 2016—2020 годы. Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 30.12.2015 № 1138.
8. Основы формирования национального плана распределения квот в Республике Казахстан. //Информационная записка. — Казахстанская программа USAID по сдерживанию изменения климата // Астана-2015. [Электронный ресурс]. — http://kazccmp.org (дата обращения 15.06.2020)
9. Прогнозный баланс мощности и электроэнергии ЕЭС Казахстана на период 2015—2021 гг. // KEGOC // [Электронный ресурс]. http://www.kegoc.kz/ru/elektroenergetika/elektroenergetika-kazahstana-klyuchevye-fakty/prognoznyy-balans-moshchnosti-i (дата обращения 17.06.2020)
10. Годовой отчет за 2014 год // Центрально-Азиатская Электроэнергетическая Корпорация АО «ЦАЭК» // [Электронный ресурс]. — http://caepco.kz/assets/files/go_caepco_2014_ru.pdf (дата обращения 25.06.2020)
11. Обзор деятельности АО «Айдала Мунай» за 2013 год // Годовой отчет АО «Айдала Мунай». [Электронный ресурс]. http://www.kase.kz/files/emitters/ADLA/adlap_2014_rus.pdf (дата обращения 25.06.2020)
12. Обзор электроэнергетической отрасли Республики Казахстан в 2013 году // Банк развития Казахстана «БРК». [Электронный ресурс]. http://www.kdb.kz/file.php?id_file=5054 (дата обращения 25.06.2020)
13. Сафонов Г. В. Оценка потенциала в поглощении СО2 и снижении выбросов парниковых газов лесами и пастбищными угодьями Казахстана. — Астана: ПРООН, 2016.
REGIONAL SHARING OF GHG EMISSION REDUCTION COMMITMENTS IN KAZAKHSTAN TO ACHIEVE THE GOALS IN THE PARIS CLIMATE AGREEMENT
I. S. Istomin, Ph. D. student of the Department of World Physical Geography and Geoecology, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University, [email protected], Moscow, Russia
References
1. Predpolagaemye nacionalno-opredelyaemye vklady — Predstavlenie Respubliki Kazahstan [Intended Nationally Determined Contribution. Submission of the Republic of Kazakhstan], available at: http://www4.unfccc.int/submissions/INDC/Pub-lished%20Documents/Kazakhstan/1/INDC%20Kz_eng.pdf, date of access 7.06.2020.
2. Komitet po statistike Ministerstva nacionalnoj ekonomiki Respubliki Kazahstan [Committee on statistics of INE RK], available at: https://stat.gov.kz/ecologic/greenhouse_gas_emissions?lang=ru, date of access 7.06.2020 [in Russian].
3. Proekt razdela: 3 Klimaticheskie izmeneniya, Kievskij doklad. Evropejskaya ekonomicheskaya komissiya OON [Section draft: 3. Climate Change, Kyiv Report. UN Economic Commission for Europe]. available at: https://www.unece.org/fileadmin/ DAM/env/europe/kiev/climatechange.r.pdf, date of access 10.06.2020 [in Russian].
4. Kyoto 1st commitment period (2008—12). European Commission official website, available at: https://ec.europa.eu/clima/ policies/strategies/progress/kyoto_1_en, date of access 10.06.2020.
5. Vybrosy parnikovyh gazov (PG). Ekologicheskie indikatory monitoringa i ocenki okruzhayushej sredy. Statistika [Greenhouse gas (GHG) emissions. Environmental indicators for environmental monitoring and assessment, Statistics]. Komitet po statistike pri Ministerstve Energetiki RK [Committee on statistics under the Ministry of Energy of Kazakhstan], available at: http://stat.gov.kz/, date of access 13.06.2020 [in Russian].
6. Osnovnye pokazateli energetiki [Main Energy Indicators] v Sbornike KS MNE RK, Toplivno-energeticheskij balans Respubliki Kazahstan 2010—2014 [Collection of CSs of INES RK — Fuel and Energy Balance of the Republic of Kazakhstan — 2010—2014], available at: https://www.stat.gov.kz/, date of access 13.05.2020 [in Russian].
7. Nacionalnyj plan raspredeleniya kvot na vybrosy parnikovyh gazov na 2016—2020 gody. Utverzhden postanovleniem Pravi-telstva Respubliki Kazahstan ot 30.12.2015 № 1138. [National Greenhouse Gas Allocation Plan 2016—2020. Approved by Resolution No. 1138 of the Government of the Republic of Kazakhstan dated 30.12.2015.] [in Russian].
8. Osnovy formirovaniya nacionalnogo plana raspredeleniya kvot v Respublike Kazahstan [Basics of the National Plan for the Allocation of Quotas in the Republic of Kazakhstan]. Informacionnaya zapiska. — Kazahstanskaya programma USAID po sderzhivaniyu izmeneniya klimata [Information note. USAID Kazakhstan Program on Climate Change Control]. Astana-2015, available at: http://kazccmp.org,date of access 15.06.2020 [in Russian].
9. Prognoznyj balans moshnosti i elektroenergii EES Kazahstana [Forecast capacity and electricity balance of UES of Kazakhstan]. KEGOC, 2015—2021, available at: http://www.kegoc.kz/rn/elektroenergetika/elektroenergetika-kazahstana-kly-uchevye-fakty/prognoznyy-balans-moshchnosti-i, date of access 17.07.2020 [in Russian].
10. Godovoj otchet za 2014 god. Centralno-Aziatskaya Elektroenergeticheskaya Korporaciya AO "CAEK" [Annual report for 2014. Central Asian Electric Power Corporation CAEC], available at: http://caepco.kz/assets/files/go_caepco_2014_ru.pdf, date of access 25.06.2020 [in Russian].
11. Obzor deyatelnosti AO "Ajdala Munaj" za 2013 god [2013 Annual report of JSC "Aydala Munai" activity review], available at: http://www.kase.kz/files/emitters/ADLA/adlap_2014_rus.pdf, date of access 25.06.2020 [in Russian].
12. Obzor elektroenergeticheskoj otrasli Respubliki Kazahstan v 2013 godu [Review of the power industry of the Republic of Kazakhstan in 2013]. Bank razvitiya Kazahstana "BRK" [Development Bank of Kazakhstan "CDB"], available at: http:// www.kdb.kz/file.php?id_file=5054, date of access 25.06.2020 [in Russian].
13. Safonov G. V. Ocenka potenciala v pogloshenii CO2 i snizhenii vybrosov parnikovyh gazov lesami i pastbishnymi ugodyami Kazahstana [Assessment of the potential for CO2 sequestration and reduction of greenhouse gas emissions by forests and pastures in Kazakhstan] Astana: UNDP, 2016 [in Russian].