Научная статья на тему 'Национальный менталитет узбеков: содержание и структура'

Национальный менталитет узбеков: содержание и структура Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2690
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ / ЦЕННОСТЬ / ИДЕАЛ / ПРИНЦИП / ИМПЕРАТИВ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ЯЗЫК / ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Курбонов Т.

В статье дан анализ понятия «национальный менталитет». Особенности исторического процесса оказывают воздействие на национальный менталитет, но и национальный менталитет выступает фактором формирования исторического поведения людей. Скрупулезное исследование содержания и структурных элементов национального менталитета, изучение его в контексте исторических процессов поможет познать подлинное бытие нации. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальный менталитет узбеков: содержание и структура»

Курбонов Т.,

кандидат философских наук,

доцент кафедры гуманитарных наук

(Каршинский государственный университет,

Узбекистан)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ УЗБЕКОВ: СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

Аннотация. В статье дан анализ понятия «национальный менталитет». Особенности исторического процесса оказывают воздействие на национальный менталитет, но и национальный менталитет выступает фактором формирования исторического поведения людей. Скрупулезное исследование содержания и структурных элементов национального менталитета, изучение его в контексте исторических процессов поможет познать подлинное бытие нации.

Ключевые слова: менталитет; историческая память; социальные представления; социальное настроение; ценность; идеал; принцип; императив; национальный характер; язык; образ мышления; поведение; национальная особенность.

Исторически очевидно, что менталитет каждого народа, в том числе узбеков, определяется конкретными историческими, этическими и климатическими условиями, а его общественно-политические события и исторические процессы, несомненно, разнообразны. В его основе лежат социально-экономические и политические процессы, природно-географическое положение, межкультурные связи, религиозные связи в историческом периоде, а на основе этих и психологических взглядов людей формируются древние традиции, обычаи и обряды.

Прежде чем говорить о национальном менталитете, стоит отметить, что узбекский народ прошел четыре основных религиозных и идеологических этапа (зороастризм, буддизм, ислам, коммунизм) и столько поколений прошло через каждый из этих идеологических и религиозных периодов, что это оставило неизгладимый след в характере нации. Одной из особенностей узбекского национального менталитета является то, что жизнь общества и образ жизни регулируются традициями1.

1 Бекмуродов М. Узбек менталитети хусусиятлари // Ижтимоий фикр 1998. № 1. 49-бет.

В новом веке весь мир пережил структурные и функциональные изменения. Сферы общества и личности - будь то экономическая или социальная сферы, политическая или духовно-культурная, - приобретают новое содержание и сущность. Данные процессы оставляют национальную ограниченность в прошлом, превращая различные сферы жизнедеятельности в объект интеграции и унификации. Благодаря широкомасштабным реформам, осуществляемым в течение четверти столетия, Узбекистан также становится неотъемлемой частью мировой цивилизации под влиянием этих процессов [1].

В Узбекистане демократическое преобразование общества объективно требует нового подхода к теоретическому анализу политического сознания человека, особенно молодежи, как достаточно сложного и противоречивого социального феномена. Этот новый подход должен исходить из того, что в процессе демократизации общественной жизни необходимо обязательно учитывать национальную составляющую, национальный менталитет1, ибо уровень и темпы демократизации общества функционально связаны с природой национального менталитета, влияющего на процесс формирования демократического политического сознания. На сегодняшний день уделяется большое внимание всестороннему развитию гражданского общества, осуществлению судебно-правовых и других конституционных реформ, а также преобразованиям в экономической области. При формировании идентичности страной был учтен позитивный опыт зарубежных стран и многовековые культурные и исторические традиции узбекского народа.

Особое значение при принятии Конституции Республики Узбекистан имело ее соответствие не только общепринятым нормам демократии, но и ментальным особенностям узбекского народа. В частности, в ст. 66 Конституции РУ говорится, что «совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях»2.

Понимание национального менталитета «демократизируется» (Ш. Мадаева и др.) лишь тогда, когда общество «самоорганизуется» без вмешательства государства, властных структур. Данное

1 Юсупова Э. Ф. Формирование исторического сознания молодежи как фактор гуманитаризации образования // Кадрлар тайёрлаш ва малака оширишда Конституциянинг хукукий кафолати (илмий-услубий анжуман материаллари) ОПИ. - Тошкент, 2009. - С. 186-188.

2 Конституция Республики Узбекистан. - Т.: Узбекистан, 2014.

состояние или уровень достижимы лишь на определенной стадии социально-экономического и культурного развития общества. Этот уровень обусловлен реальной свободой личности, которая становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство господствует над обществом, а общество имеет приоритет по отношению к государству. Переход к такому обществу -исторически длительный процесс, связанный с формированием соответствующего политического менталитета и политического сознания1.

Интегративные и унифицированные процессы не зависят от подлинной социальной, экономической или политической конъюнктуры. Культурные традиции в обществе, система ценностей, национально-духовные особенности также оказывают существенное влияние на эти процессы. В этом контексте рассмотрение вопроса национального менталитета становится социально-философской темой особого значения. Потому что, как отличительные черты исторического развития свидетельствуют о национальном менталитете, национальный менталитет также является фактором, формирующим историческое поведение людей.

Представители античной философии рассматривали особенности социального поведения, которые были присущи носителям определенной культуры. Например, Гиппократ, Аристотель признают влияние природной среды на мировоззрение человека. В Средние века многие мыслители анализировали психику людей, живущих в той или иной местности или в среде, восприятие мира, наличие схожих свойств в системе мышления. Все они изучали проблему менталитета [2]. «А само понятие "менталитет" впервые встречается в 1856 году» [3]. Он используется Р. Эмерсоном, однако научная общественность считает, что этот термин принадлежит французскому этнографу Леви-Брюлю, и с его подачи Эмерсон ввел его в оборот. Ученый использовал это понятие для обозначения свойств, общих для тех, кто живет в одной культурной среде [4]. Вопрос менталитета стал объектом научных исследований многих специалистов [5], в том числе и узбекских ученых, чьи научные интересы связаны с национальным менталитетом [6].

Менталитет - это неотъемлемая часть духовной жизни нации и является онтологической основой национального самосоз-

1 Юсупова Э. Ф. Влияние общинности и патернализма на формирование политического сознания молодежи Узбекистана: автореф. дис. ... д-ра филос. и полит. наук. - Ташкент, 2018. - С. 3.

нания. Это является результатом объединения людей вокруг определенной системы целей и ценностей, которая отражает восприятие нацией мира и ее место в нем [7]. Национальный менталитет имеет свой состав. Эксперты включают в него следующие элементы.

1. Историческая память - это исторические события, процессы, личные воспоминания, которые являются важным источником национальной идентичности. Знание исторических процессов определяет не только преемственность и преемственность общественного бытия, но и поведение людей, населяющих его. Важность исторического хора в определении целей национального развития и представлении национальных идей особенно важна.

2. Социальные концепции - это идеи, ценности, знания и опыт, возникшие в результате развития науки и образования, литературы и искусства, средств массовой информации и т.д. Они также важны для национального менталитета.

3. Социальное настроение - это социальный и психологический феномен, отражающий чувства членов сообщества в данный момент времени, и значение этого явления нельзя упускать из виду. Например, в те времена, когда в обществе главенствовали оптимистические настроения, люди реализовывали масштабные социальные проекты. Напротив, реализация реформ в «пессимистическом» обществе является проблемой.

4. Ценности, идеалы, нравственные правила - это мировоззрение нации. Этот элемент занимает особое место в национальном менталитете, так как он определяет духовно-нравственное положение нации, ее отношение к событиям и процессам в публичном пространстве.

5. Национальный характер - это то, как каждая нация воспринимает мир, создавая систему социокультурных норм, уникальных для этой нации. Эти социокультурные нормы, известные как национальный характер, являются центральным компонентом национального менталитета. Некоторые эксперты скептически относятся к существованию национального характера. Однако если мы примем это понятие как набор социальных норм, то нетрудно определить общие нормы для этнических групп.

6. Язык - это важный элемент духовной жизни нации, и кроме того, изменения во всех сферах духовной культуры должны отражаться в языке. Поскольку язык является элементом духовной культуры нации, он также является компонентом национального менталитета. Язык объективно меняется и обогащается, и попытка

изменить его в соответствии с пожеланиями времени или политических кругов не закончится положительно.

7. Образ мышления - это общие формы мышления, выводы, присущие каждой нации, которые отражаются в ее менталитете, и является еще одним элементом национального менталитета.

8. Существование определенной модели поведения наций -это аксиоматическое мышление; данные конкретные модели поведения также являются элементом наставничества. Поведение также основано на общепринятых в обществе нормах. Например, нетрудно различить поведение этнических групп, которые привыкли жить в соответствии с принципами индивидуализма, в отличие от поведения доминирующего сообщества.

9. Национальная принадлежность - это понятие сочетает в себе особенности истории, культуры, языка, религии людей, атрибуты их духовного существования, особенности духовного образа и поэтому входит в национальный менталитет [8].

Это составные элементы национального менталитета. При исследовании специфики менталитета любой нации все эти элементы должны быть подробно проанализированы. Каждый народ имеет свои социокультурные и исторические условия. Эти обстоятельства, особенно исторические события, оставили след в менталитете нации социальной активностью исторических деятелей. Например, общественно-политическая деятельность эмира Тимура (Тамерлана) и исторические события в регионе сыграли ключевую роль в формировании ценностей, характера и национальной идентичности нашей нации. Поэтому менталитет нации нужно изучать и оценивать в гармонии с ее историей.

На протяжении всей истории нации элементы национального менталитета меняются в зависимости от социальных условий. Кроме того, некоторые элементы менталитета в разные эпохи набирают обороты, а другие имеют второстепенное значение. Это также демонстрирует необходимость изучения национального менталитета в контексте исторических процессов.

Изучение национального менталитета в контексте истории не просто вопрос гносеологического значения. Есть также практические аспекты проблемы. Изучение национального менталитета в гармонии с историей позволяет нам четко определить его особенности. Например, как показала история, особенность национального менталитета узбекского народа заключается в том, что он привык оценивать исторические события с моральной точки зрения. Поэтому необходимо обратить особое внимание на его соот-

ветствие социальным нормам в период социальных реформ. Только тогда народная поддержка реформ будет такой же высокой и

прочной, как сегодня.

Литература

1. Зулькарнаева Р. Национальный менталитет в условиях трансформации современного российского общества: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Уфа, 2004. - C. 3.

2. Гиппократ. Клятва. Закон. О враче. Наставления. - Минск: Современный литератор, 1998; Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. -С. 376-644.

3. Эмерсон Р. Нравственная философия. - М.: ACT, 2001.

4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.

5. Бердяев H.A. Судьба России. - М.: Советский писатель, 1990; Блок М. Апология истории или ремесло историка. - М.: Наука, 1986; Гершунский Б.С. Менталитет и образование. - М.: Совершенство, 1998; Гуревич А.Я. От истории ментальностей к историческому синтезу // Споры о главном. - М., 1993; Пуш-каревЛ.Н. Что такое менталитет // Отечественная история. 1995. № 3; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1994; Февр Л. Бои за историю. - М.: Наука, 1991; Франк С.Л. Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992; Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. -СПб.: A-cad, 1994; Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. - СПб.: П. Э. Т. - Алетейя, 1996; Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991.

6. БекмуродовМ. Узбек менталитети. - Т.: 2011. Э. Юсупов, У. Юсупов. Маъна-вий камолот ва жамият тараккиёти. - Хужанд. 1966. Юсупов Ш. Миллий менталитет - тараккиёт омили. - Т.: 2016. ЭркаевА. Маънавият миллат нишони. -Т.: Маънавият, 1997. КуроновМ. Узбек характери ва миллий гоя. - Т.: Маъна-вият, 2005.

7. Советов Ф. Интегративный потенциал русского менталитета: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Нижний Новгород, 2007. - С. 19.

8. Юревич А.В. Структурные элементы национального менталитета // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 26.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.