СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
44 (185) - 2012
УДК 339.13.012(137)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
И РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ, РИСКИ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
Г. И. ПАНАЕДОВА,
доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе E-mail: galina-idnk@mail. ru Институт Дружбы народов Кавказа
М. В. СЕРОШТАН,
доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления E-mail: seroshtanmv@mail. ru Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
В статье исследованы основные экономические показатели развития российского и региональных рынков молока и молочной продукции, динамика потребления молочных продуктов. Проведен анализ конкурентной среды, выявлены современные проблемы и возможные последствия вступления в ВТО. Отмечена важность изучения и использования зарубежного опыта применения административных механизмов протекционизма в интересах отечественных производителей молочной продукции на национальном и региональных рынках.
Ключевые слова: рынок молока и молочной продукции, потребление молока и молочных продуктов, регионы России, конкурентная среда, риски ВТО.
В современных условиях проблемы снабжения населения страны продуктами питания, и в частности - молоком и молочной продукцией, актуализируются необходимостью обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Значимость исследования данного рынка определяется не только его значительными
объемами производства и потребления населением, но и важностью как основного продукта в рационе питания человека и включения его в показатели обеспечения продовольственной независимости страны. В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации в качестве критерия оценки состояния продовольственной безопасности определен удельный вес отечественной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов страны. Пороговые значения в отношении основных продуктов питания представлены следующим образом: не менее 95 % - зерно и картофель; 90 % - молоко и молокопродукты; 85 % - мясо и мясопродукты, соль пищевая; 80 % - рыбная продукция, сахар и растительное масло [9]. По данным Федеральной службы государственной статистики, уровень обеспеченности молоком и молочными продуктами в стране составляет 76,4 % [13].
В этой связи появляется необходимость в контексте показателей мирового рынка провести исследования российского и региональных рынков
700
600
500
400
300
200
100
О
в разрезе федеральных округов и субъектов РФ по следующим параметрам: производство молока и молочных продуктов, масла, сыров, потребление молока и молочных продуктов, ценовая политика, риски вступления в ВТО.
Исследование динамики мирового производства молока за последнее десятилетие, проведенное авторами, показало его рост на 18,5 %, или с 579 млн т до 710 млн т (рис. 1).
Традиционными лидерами молокопроизводя-щего сектора в мировых масштабах на протяжении многих лет являются США, Индия, Россия и последние несколько лет Китай. Однако в темпах производства имеются существенные различия. Так, динамика общемировых показателей на протяжении последних лет происходит за счет стран Азии и Латинской Америки, а именно: Китая, Индии, Пакистана, Мексики, Аргентины, Бразилии. Доля 12 ведущих молокопроизводящих стран в общемировом производстве молока составляет 437,901 тыс. т, или 61,5 %.
При этом следует отметить незначительные темпы роста в развитых станах. Так, в США объемы производство молока за 2005-2010 гг. возросли только на 2 %, а дальнейший прогноз указывает на более медленные темпы развития. В развитых странах Европейского Союза производство остается на прежнем уровне 130-140 млн т в год, потому что здесь действует система квотирования, ограничивающая темпы роста молочного производства до 1 % в год до 2015 г. В результате динамика прироста остается на невысоком уровне, а в некоторые годы даже отрицательная [6].
В результате проведенного исследования было выявлено, что отраслевая ориентация экономики РФ и регионов требует проведения анализа воспроизводственного процесса. Российская Федерация представляет собой значительный молочный рынок, входящий в число пяти наиболее крупных мировых производителей молока и молочной продукции, и одновременно
является одним из перспективных рынков по росту его объемов. В настоящее время, исходя из расчета рациональной нормы потребления молока и молочной продукции на душу населения, потенциальная емкость рынка молока РФ составляет более 42 млн т, фактическая емкость - 34,7 млн т.
Исследование сырьевой базы молочного рынка РФ показало, что, несмотря на принимаемые со стороны государства меры, по сравнению с 1990 г. объем производства молока уменьшился на 33,7 %, или с 57 млн т до 31,8 млн т сырого молока в 2010 г. (рис. 2) [11].
II
пти
ы
1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000 2007 200В 2009 2010
Источник: [5, 18].
Рис. 1. Динамика мирового производства молока в 1970-2010 гг.: 1 - объем производства молока, млн т; 2 - темпы роста/сокращения производства, %
35
30
25
20
15
10
5
0
И
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Источник: [7, 12, 13, 15].
Рис. 2. Динамика производства молока в Российской Федерации в 2000-2010 гг.: 1 - объем производства молока, млн т; 2 - темпы роста/сокращения производства, %
Проведенный анализ позволил выявить, что уровень самообеспеченности различными видами молочной продукции в России варьирует в широких пределах. Так, в 2010 г. за счет импорта покрывалось 16 % потребностей населения страны в молочных продуктах, 40 % - потребностей в сыре, 62,6 % - в сухом молоке, 88 % - в масле.
Принимая во внимание необходимость повышения эффективности молочного производства, авторами рассмотрена динамика производства молока в федеральных округах России (табл. 1).
Анализ данных производства молока за последние годы при общем снижении производства по всем федеральным округам выявил уменьшение, в частности: Центральный ФО - 2,7 %, Южный ФО -2,3, Уральский ФО - 2,0, Приволжский ФО - 1,9, Северо-Западный ФО - 1,2, Сибирский ФО - 0,8, Дальневосточный ФО - 0,1 %.
Доли федеральных округов в общем объеме производства молока в России за 2010 г. составляют, в частности: Центральный ФО - 18 %, Приволжский ФО - 33, Сибирский ФО - 18, другие округа - 31 %.
Для оценки объемов производства молока на душу населения проведем группировку субъектов РФ (табл. 2).
Как видно, результаты сравнительного анализа субъектов РФ показывают, что в последние годы значительно возросло количество регионов, в которых собственное производство молока не обеспечивает
потребление в пределах установленных медицинских норм. Так, за анализируемый период количество регионов с уровнем среднедушевого производства до 250 кг молока на 1 человека выросло с 20 до 46. Также увеличилось число регионов, где собственное производство обеспечивает потребление молока в пределах нормы с 21 до 24, или на 14,3 %. При этом отмечается значительное сокращение в третьей группе субъектов РФ с высоким уровнем производства молока (свыше 400 кг), ранее обеспечивающих не только собственное производство и потребление молока, но и имевших возможности вывозить молоко в другие регионы. Их число сократилось в 4,4 раза, с 35 до 8 регионов (!).
Аналогично был проведен анализ уровня производственно-экономического развития перерабатывающих молочных предприятий, показавший негативное отражение на работе снижения поступления сырьевых ресурсов. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2010 г. уровень использования производственных мощностей молочных заводов составил, в частности: по производству цельномолочной продукции -4,4 %, масла животного - 32,3, сыров сычужных -65,4, сухого (цельного) молока - 43,8, молочных консервов - 58,4 %. В результате предприятия молочной промышленности в 2010 г. смогли превысить объемы производства предыдущего года лишь по цельномолочной продукции и жирным сырам (на 1,5%). Значительно сократилось производство
Таблица 1
Динамика производства молока в федеральных округах России, тыс. т
Федеральный округ Год
1990 2006 2007 2008 2009 2010
Российская Федерация, млн т 57,0 31,4 32,2 32,4 32,6 31,8
Центральный - 6 356 6 283 6 172 6 004 5 768
Северо-Западный - 1 905 1 854 1 808 1 791 1 746
Южный - 4 917 5 215 3 258 3 304 3 254
Северо-Кавказский - - - 2 184 2 271 2 372
Приволжский - 10 226 10 611 10 630 10 843 10 438
Уральский - 2 028 2 077 2 055 2 105 2 114
Сибирский - 5 435 5 541 5 671 5 656 5 615
Дальневосточный - 574,9 581,9 584,3 596,3 587,9
Источник: [7, 12, 13, 15].
Таблица 2
Группировка субъектов РФ по производству молока на душу населения
Группа Производство молока на душу населения, кг Год
1990 1995 2000 2005 2010
1-я группа До 250 20 25 42 44 46
2-я группа От 251 до 400 21 20 27 26 24
3-я группа Свыше 401 35 32 8 8 8
Источник: [7, 12, 13, 15].
масла животного - на 9,5 %, сухого цельного молока - на 40 %, также снизились объемы выработки молочных консервов - на 3,8 %.
Как показало исследование, со 106-107 до 99,7 % снизился индекс производства молочных продуктов в связи с нерешенностью социально-экономических проблем: снижением реальных доходов населения, стагнацией потребительского спроса.
Объем потребления молока и молочной продукции в рассматриваемом временном интервале в целом по стране устойчиво растет в среднем на 9 % в год. Однако, несмотря на ежегодное увеличение потребления молока и молочных продуктов, в среднем по стране оно остается ниже рекомендуемой рациональной нормы потребления (295,7 кг/год) и составляет 247 кг/год. Динамика потребления молока и молочных продуктов на душу населения по федеральным округам России представлена в табл. 3.
Анализ данных табл. 3 показал, что выше общероссийского уровня потребление молочной продукции выявлено в следующих федеральных округах: Приволжском - 285 кг, Северо-Западном - 272 кг, Сибирском - 264 кг. Наиболее низкое потребление молока и молочной продукции в Северо-Кавказском ФО - 221 кг, Уральском ФО - 212 кг, Дальневосточном ФО - 190 кг. Следует отметить, что в регионах с положительной динамикой развития молочной сферы возрастает и потребление населением молока и молокопродуктов, что связано с региональной государственной поддержкой, невысоким уровнем цен и решением этим одной из основных проблем государства - повышения здоровья нации и улучшения демографической ситуации.
Рассматривая основные макроэкономические параметры работы молочного рынка, следует отметить,
что в целом за 2010 г. молокоперерабатывающими предприятиями выработано 10 473,7 тыс. т цельномолочной продукции, 245,9 тыс. т масла животного, 436,1 тыс. т жирных сыров, 49,9 тыс. т сухого молока и 830,6 млн условных банок (муб) молочных консервов, при удельном весе прибыльных предприятий 78 %.
Исследование производства молочной продукции по федеральным округам России показало, что его в значительной степени обеспечили предприятия Центрального и Приволжского округов, которые произвели цельномолочной продукции, соответственно, 32,9 и 20,5 % от общего объема производства в стране, сыров жирных - 41,6 и 22,8 %, масла животного - 23,9 и 39,9 %. В пяти федеральных округах было увеличено производство цельномолочной продукции: Южном ФО - на 8,9 %, Уральском ФО - на 8,8 %, Приволжском ФО - на 5,4 %, Северо-Западном ФО - на 3,6 %, Дальневосточном ФО - на 3,3 %. В Центральном и Сибирском федеральных округах выработка продукции снизилась на 4,4 и 2,1 % соответственно. В разрезе субъектов РФ увеличили объемы производства цельномолочной продукции 50 регионов, или 60 % от их общего количества.
Проведенный анализ выявил недостаточность производства молочной продукции и увеличение объема импорта в натуральном и денежном выражении. Так, объем импорта молока и молочной продукции вырос почти на 1/3, в денежном выражении рост импорта превысил 60 %. В дальнейшем прогнозируется рост доли импорта из-за отрицательной динамики российского производства молока.
Логика исследования предопределила анализ динамики объемов рынка, производства и импорта двух важнейших молочных продуктов: сливочного масла и сыра (табл. 4).
Таблица 3
Динамика потребления молока и молочных продуктов на душу населения в федеральных округах России, кг
Федеральный округ Год
1990 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Российская Федерация 387 215 235 243 242 243 246 247
Центральный 408 221 227 230 228 230 232 230
Северо-Западный 410 200 247 258 259 258 265 272
Южный 336 180 203 221 218 221 225 232
Северо-Кавказский - - - 190 207 212 216 221
Приволжский 381 251 279 286 287 286 288 285
Уральский 384 195 195 205 206 205 209 212
Сибирский 401 232 253 263 258 263 262 264
Дальнево сточный 363 148 168 185 184 185 186 190
Источник: [7, 12, 13, 15].
Таблица 4
Динамика объема рынка, производства и импорта сливочного масла и сыра в России, тыс. т
Показатель Год
2000 2005 2009 2010
Рынок сливочного масла
Объем рынка 304,8 373,4 317,4 315,7
Объем производства 230,6 229,4 215,2 205,2
Импорт:
- объем, тыс. т 74,2 144 102,2 108,9
- объем,% 24,3 38,6 32,2 34,5
Рынок сыра
Объем рынка 301 617 787,6 864,5
Объем производства 220 371 428,2 433,4
Импорт:
- объем, тыс. т 81 246 359,4 431,1
- объем,% 26,9 39,9 45,6 49,9
Источник: [7, 12, 14, 17].
Из анализа данных табл. 4 видно, что за 2005-2010 гг. объем рынка сливочного масла сократился на 31,5 %, или с 373,4 до 315,7 тыс. т. Объем производства масла вырос на 15,5 %, импорт снизился на 4,3 %. В разрезе субъектов РФ к числу лидеров можно отнести перерабатывающие предприятия Удмуртской и Кабардино-Балкарской республик, Республики Татарстан, Ивановской области и Алтайского края, которыми в 2010 г. было выработано 70,8 тыс. т, или 44,7 %. Рост объемов производства отмечен в 29 регионах страны (Белгородская, Владимирская, Смоленская, Тамбовская, Архангельская, Псковская, Кировская, Иркутская области, Карачаево-Черкесская Республика, Северная Осетия - Алания и др.), выработавших 28,8 % общероссийского объема производства масла.
Анализ динамики развития сыродельного сектора за 2005-2010 гг. показал рост объема рынка на 28,7 %, или с 617 до 864,5 тыс. т. Объем производства вырос на 14,4 %, или с 371 до 433,4 тыс. т. Следует отметить, что по сравнению с ростом объема рынка в стране недостаточны темпы роста производства сыра и его объемы, что обуславливает на протяжении последних лет рост импортных поставок. Так, объем импорта сыра за 2005-2010 гг. вырос на 10 % и составил 431,1 т, или почти 50 % от всего объема рынка сыра в стране. Исследование производства сыра по федеральным округам России выявило наиболее значительные объемы производства в Центральном ФО - около 50 % от всего объема произведенных сыров, что объясняется двумя факторами: высокой плотностью населения федерального округа и, соответственно, более высокими
22 -
потребностями в продуктах питания. На втором месте находится Приволжский федеральный округ с долей рынка 22,5 %, третьим является Сибирский федеральный округ с долей рынка 18,2 %.
Проведенный анализ тенденций развития рынка молока и молочной продукции в стране выявил определенные изменения потребительских предпочтений в связи с изменением образа жизни населения. Так, при росте объемов производства молока, масла и сыра наблюдается сокращение производства сухого цельного молока и молочных консервов в связи с уменьшением потребительского спроса и невысоким качеством продукции.
Динамика развития рынка молока и молочной продукции во многом определяется ценовой конъюнктурой. Анализ выявил, что тенденцией развития рынка является рост уровня цен. По данным Федеральной службы государственной статистики, цена закупки сырого молока в декабре 2010 г. составила 11,50 руб. /кг, или на 1,4 % больше уровня предыдущего года. Самые высокие цены производителей сельскохозяйственной продукции на молоко отмечались в Дальневосточном федеральном округе, а самые низкие - в Приволжском федеральном округе, 10 тыс. руб. /т [11]. В результате оптовые цены производителей на сыры сычужные, творог жирный увеличились на 4 %, на масло сливочное - на 21 %. Наибольший рост цен произошел на сухое молоко -на 65,8 %. Факторами роста цен на производство отечественных молочных продуктов является сезонное снижение предложения молока, а также коррупционная составляющая: ведь на каждом этапе производственной цепочки кроме стандартной
добавочной стоимости на цену продуктов также влияют коррупционные издержки, что увеличивает цену литра молока для потребителя.
По оценкам экспертов, доля коррупции в цене молока составляет от 15 до 30 %. Фактически при стоимости литра молока 40 руб. потребитель платит за коррупцию от 6 до 12 руб. за литр. С учетом потребления в среднем 247 кг молока в год на душу населения средняя коррупционная переплата при покупке молока составляет от 1 482 до 2 964 руб. в год. Следует отметить, что это переплата только за одну позицию, а между тем в состав потребительской корзины входит набор из 10 продуктов.
Проведенный анализ конкурентной среды на рынке молочной продукции позволил представить его как строго сегментированный, с присутствием крупных, средних и мелких предприятий, несмотря на его незначительную консолидацию. В плане формирования цен на молоко и молочную продукцию рынок является высококонкурентным. Исследование современных трендов в стратегии развития рынка выявило стремление молочных производителей к региональному развитию, при постоянном увеличении предложения молока и молочных производных продуктов в регионах и росте регионального потребления.
Кроме того, исследованием установлены основные участники рынка российского рынка молочной продукции и определены доли их сегментов. Так, доля рынка региональных молочных компаний, представленных 1 700 отечественными предприятиями, составляет 35 %, 5 крупнейших производителей («Вимм-Билль-Данн» - 35 %, «Юнимилк» - 15 %, «Данон» - 7 %, молочный комбинат «Воронежский» -4 %, «Эрман» - 4 %) владеют в совокупности 65 % рынка.
При этом для рынка характерны слияния. Так, в 2011 г. между лидерами произошел передел сфер влияния в связи с объединением двух компаний -«Данон» и «Юнимилк». Если ранее лидирующие позиции на рынке занимала компания «Вимм-Билль-Данн» с пенетрацией 93,7 %, а проникновение на рынок компаний «Юнимилк» и «Данон» составляло, соответственно, 89,7 и 81 %, то после объединения ситуация кардинально изменилась. Группа компаний «Данон-Юнимилк Россия» приобрела показатель проникновения на рынок молочной продукции на уровне 96,2 %, компания «Вимм-Билль-Данн» переместилась на вторую позицию с пенетрацией 94 %. Следует отметить и рост средней частоты покупки
продукции компании «Данон-Юнимилк Россия» до 41 покупки по сравнению с 28,3 покупками для компании «Вимм-Билль-Данн».
Проведенное авторами эмпирическое исследование позволило не только получить результаты обобщений, но и сформулировать основные проблемы российского и региональных рынков. Первая проблема связана со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), она заключается в возможном сокращении внутреннего производства молочной продукции в связи с тем, что существуют различные стартовые условия с иностранными производителями, рентабельность молочного производства в России является низкой.
В контексте долгосрочных перспектив внутреннего производства и потребления молочных продуктов следует выделить стратегический прогноз Исследовательского института продовольственной и сельскохозяйственной политики ^АРМ), который базируется на основных направлениях агропро-довольственной политики в различных странах и предполагаемых изменениях макроэкономических и демографических показателей (динамики валового внутреннего продукта, обменного курса местной валюты по отношению к доллару США, динамики численности населения).
По данному прогнозу, в России к 2018 г. возможно увеличение объема производства молока и молочной продукции до 36,5 млн т, но тем не менее в ближайшее десятилетие Россия будет оставаться импортером молочной продукции. Суммарный объем импорта базовых видов молочной продукции в России в 2018 г. оценивается в объеме около 0,5 млн т, что по отношению к предполагаемому объему внутреннего использования составит около 30 %. Среднедушевой объем потребления молока и молочной продукции (в пересчете на молоко) ориентировочно составит 264-265 кг/чел., что примерно на 13 % ниже рекомендуемых рациональных норм потребления России.
Вторая проблема вступления России в ВТО -это риск поступления на внутренний рынок более дешевой импортной продукции (в связи с низкой конкурентоспособностью российских предприятий, недостаточной государственной поддержкой и снижением импортных пошлин). Вопросы импорта зарубежного продовольствия на отечественный рынок являлись одними из наиболее сложных на протяжении восемнадцати лет, когда шли переговоры о вступлении России в ВТО. В результате было принято решение о снижении средней ставки импортных пошлин на
всю сельхозпродукцию с 13,2 до 10,8 %, на импорт молочной продукции - с 19,8 до 14,9 %, что предполагает снижение цен на продовольствие и расширение ассортимента продукции. Однако, по оценкам авторов, в условиях монополизированной розничной торговли реализация этого будет весьма проблематична.
Кроме того, со вступлением России в ВТО на российском рынке предполагается увеличение доли молочной продукции премиум-класса (продукции с биодобавками, йогуртовых смесей и др.) в связи с принятием в странах Европейского Союза закона, запрещающего указание на упаковке информации о недоказанной научной полезности. В связи с отсутствием в России таких ограничений возможен рост импорта молочных продуктов премиум-класса. В итоге при более разнообразном ассортименте производителям отечественных продуктов будет сложнее конкурировать с зарубежными поставщиками и, по оценке специалистов Министерства экономического развития РФ, совокупные потери российских сельхозпроизводителей могут составить примерно 3,3 трлн руб.
Третья проблема рынка молока и молочной продукции - информационная асимметричность, которая понимается как неравномерное распределение рыночной информации среди участников рынка, порождающей проблему монополизации. Формируется ситуация, при которой потребитель обладает неполной информацией о потребительских свойствах товара, что ведет к вытеснению качественных товаров с рынка и росту трансакци-онных издержек. Некачественные товары, которые потребитель воспринимает как качественные (так называемые «лимоны»), вытесняют качественный товар с рынка, что в терминах экономической теории называется «отрицательной селекцией» (неблагоприятным отбором).
Классическая экономическая модель «рынка лимонов» была введена в экономическую науку в 1970-х гг. американским ученым-экономистом, лауреатом Нобелевской премии Дж. Акерлофом [1]. На «рынке лимонов» информация о качестве продукта крайне асимметрична - продавец знает гораздо больше о качестве продукта, чем покупатель, что позволяет продавать на рынке товары низкого качества по невысоким ценам и, учитывая большое предложение «лимонов», держать низкую цену. От таких операций краткосрочная прибыль продавцов велика. Однако одновременно снижается и предложение со стороны добросовестных поставщиков, вынужденных
покинуть рынок. В итоге рынок «проваливается» -уменьшаются и спрос, и объемы предложения, причем убытки несут все участники рынка.
Для рынка молока данная проблема крайне актуальна, вызвано это рядом объективных и субъективных факторов. В результате снижения реальных доходов многих групп населения темпы снижения спроса на молоко и молочные продукты значительно возросли, причем одновременно усилилась экспортная активность зарубежных производителей молока. Так, крупнейший финский производитель молочных продуктов «Валио» реализует в торговых сетях г. Санкт-Петербурга большие объемы не только сливочного масла и различные виды сыров, но и пастеризованное молоко, кисломолочную продукцию высокого качества как с высоким содержанием жира, так и низкокалорийную продукцию, по цене лишь незначительно (на 5-10 %) превышающей цены российских производителей. Многие потребители не только с высоким уровнем дохода, но даже со средним, стремящиеся вести здоровый образ жизни и потреблять качественные продукты питания, начинают потреблять молочную продукцию зарубежных производителей, легко отличая ее на фоне отечественного «рынка лимонов».
Подводя итоги, можно констатировать, что проведенный авторами анализ рынка молока и молочной продукции России и ее регионов позволил выявить в его развитии определенные тенденции:
• рынки являются локальными, раздробленными, с отсутствием крупных предприятий и преобладанием мелких хозяйств;
• для современного российского и региональных рынков характерна техническая модернизация производства и внедрение новых технологий и продуктов;
• наблюдается рост уровня цен и изменение соотношения объемов экспорта и импорта;
• в связи с повышением уровня жизни и трансформацией образа жизни населения происходит изменение потребительских предпочтений и, соответственно, спроса.
В целях динамичного функционирования рынка молочной продукции и в связи со вступлением России в ВТО необходимо на государственном и региональном уровнях принятие ряда мер системного характера, осуществляющихся по следующим ключевым направлениям:
1) государственное и правовое регулирование рынка молока и молочной продукции;
2) государственная поддержка производителей молока: субсидирование ставки по кредитам, пролонгация кредитов с субсидированием процентной ставки, бюджетная поддержка и финансирование региональных программ;
3) изучение и использование зарубежного опыта применения административных механизмов протекционизма в интересах отечественных производителей молочной продукции на национальном и региональных рынках в связи со вступлением России в ВТО.
Проблема повышения эффективности функционирования рынка молока и молочной продукции в России является одной из приоритетных в государственной политике, от ее успешного решения во многом будет зависеть степень взаимодействия государства и производителей.
Список литературы
1. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // Thesis, 1994. Вып. 5. С. 91-104.
2. Акерлоф Дж., Шиллер Р. Spiritus Animalis: или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма / пер. с англ. Д. Прияткина. М.: Изд-во «Юнайтед Пресс», 2010.
3. Глобальные тенденции в потреблении жидких молочных продуктов // Молочная промышленность. 2010. № 1.
4. Министерство экономического развития и торговли РФ. URL: www. economy. gov. ru.
5. Международная молочная федерация. URL: www. fil-idf. org.
6. Материалы сайта «Евростат». URL: www. epp. eurostat. ec. europa. eu.
7. Молочный союз России. URL: www. dairyunion. ru.
8. Незнанов Ю. А. Молочная промышленность Российской Федерации в рыночных условиях // Молочная промышленность. 2010. № 5.
9. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120.
10. Панаедова Г. И., Серегин С. Н., Магомедов А-Н. Д. Современное состояние региональных рынков молока и молочных продуктов // Вестник ИДНК. 2011. № 15. С. 127-136.
11. Потенциальные возможности и перспективы развития рынка молока и молочных продуктов в России // Молочная промышленность. 2010. № 7.
12. Россия в цифрах. 2012: кр. стат. сб. M.: Росстат, 2012.
13. Рыбалова Т. И. Российский рынок сыров и ВТО // Молочная промышленность. 2012. № 45.
14. Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сб. М.: Росстат, 2011.
15. Серегин С. Н., Панаедова Г. И., Магомедов А-Н. Д. Модернизация пищевой отрасли России: факторы, проблемы, перспективы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 26 (83). С. 7-17.
16. Ушачев И. Г., Серков А. Ф. Состояние и проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны // Материалы Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства. URL: http://www. vniiesh. ru/ publications/Stat/4949.html.
17. Федеральная служба государственной статистики. URL: www. gks. ru.
18. United States Department of Agriculture-Foreign Agricultural Service - Office of Global Analysis.
«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»
Томас Роберт Дьюар
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.
Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: [email protected]