УДК 94(571)
Национальный и этноконфессиональный состав Сибирского казачьего войска во второй половине XIX века
Колупаев Дмитрий Владимирович
доктор исторических наук, профессор кафедры правоведения и политологии Алтайского Государственного Технического Университет имени И.И. Ползунова. Россия, 656038 Алтайский край, г Барнаул, пр. Ленина 46. E-mail: kolupaev_dmitrij@mail.ru.
Аннотация. В статье приводятся результаты анализа этноконфессионального состава Сибирского казачьего войска, осуществленного на основании докментов Государственного архива Омской области, годовых Отчётов о состоянии сибирского казачьего войска. Анализ данных позволяет выявить, что к концу XIX века национальный состав населения казачьих станиц Сибирского казачьего войска включал в себя 11 этнических групп. Наиболее национально замкнутой группой сибирского казачества были представители офицерского корпуса и чиновничьей корпорации (они преимущественно состояли из великороссов, а так же немцев). Сибирские казаки включали в себя 8 этнических групп. Наиболее пёстрым национальный состав был среди жителей невойскового сословия.
Ключевые слова: Сибирское казачье войско; этноконфессиональный состав; национальный состав; казачество; джетаки.
Национальный состав Сибирского казачества во второй половине XIX века определить довольно сложно. Казаки веками воспроизводили свою численность не только за счёт естественного прироста, но и путём верстания в казаки наиболее приспособленных для воинской службы людей. При этом происходило явочным порядком зачисление в православие казаков - выходцев из иных этнических групп. Вплоть до 1917 года века при определении этнического происхождения тех или иных групп казаков за основу бралось исповедование той или иной религии. Так, в середине 1870 гг. население казачьих станиц определялось по религиозному принципу. Список 1876 года даёт следующую картину. Общее число жителей казачьих станиц - 100 893 человека обоего пола. Из них: православных - 93 911 чел., католиков - 23 чел., евреев - 55 чел., исповедующих ислам - 6 486 чел., старообрядцев - 419 чел. (Usov 1876, S. 86). Это описание позволяет точно определить лишь национальный состав евреев, выполнявших в сибирском казачьем войске функцию специалистов -медицинских работников и фельдшеров и католиков, преимущественно потомков поляк, сосланных в Сибирь. К православным же относятся не только собственно русские, но и выходцы из Украины, мордовское население, белорусы. К числу исповедующих ислам в национальном составе можно отнести как казахов, повёрстанных в казаки так и татар, селившихся своими станицами. Здесь следует отметить, что при зачислении в казаки, начиная с XVIII века, российская власть и само казачество весьма терпимо относились к стремлению отдельных групп казачества сохранить свою старую религию. Это относилось в первую очередь к татарам в Сибири, к калмыкам на Дону, к бурятам в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Во главу угла ставилось стремление человека или группы людей выполнять казачью службу и повинности, а религиозный вопрос считался личным делом каждого казака.
В середине XIX века российские государственные структуры озаботились тем, чтобы казаки, исповедовавшие ислам, могли отправлять свой религиозный
культ в соответствии со всеми принятыми нормами религиозной жизни, без ущерба службе. В 1856 году, сибирский комитет, согласно заключению Военного совета и в соответствии с мнением министра Внутренних Дел, постановил: «В Сибирском Линейном Казачьем войске и Тобольском казачьем полку, имеющим в своём народонаселении магометан казачьего сословия, в отношении отправления религиозного культа руководствоваться общепринятыми правилами... Войсковым начальствам в обязанность наблюдать, чтобы число мечетей и духовенства при них не превышало установленного по закону; чтобы излишние мечети, где таковые окажутся, были закрыты, но не вдруг, а когда придут в ветхость»48. Процесс избрания исламского духовенства в среде казаков - мусульман проходил в соответствии с традициями казачьего самоуправления. Так, в рапорте командира 4-го полка Сибирского линейного казачьего войска говорится, что казаки мусульманского вероисповедания станицы Становой избрали из своей среды казака Абдулавита Синюкаева в муллы на общественных началах, поскольку, как говорится в рапорте, «.постороннего ведомства приглашать для этой обязанности и содержать такового на свой счёт казакам было бы в отягощение»49.
Общее число казаков - мусульман среди Сибирского казачества в середине 1850 гг. приближалось к числу до 300 лиц м.п. (мужского пола), без учёта членов семей50. При этом следует отметить, что Департамент военных поселений требовал, чтобы мечеть функционировала лишь в том населённом месте, где количество мусульман доходило до числа 300 жителей51. Однако станичные начальники Сибирского казачества зачастую игнорировали это распоряжение высших военных властей, позволяя организованным войсковыми властями мечетям действовать в местах более или менее компактного расселения мусульман - казаков. Считаясь с религиозными чувствами казаков исламского вероисповедания, войсковое начальство не забывало рассылать секретные циркуляры станичным начальникам, в которых указывало, что подходить к избранию мулл и имамов надо осторожно, строить в войске только одну мечеть, и выбирать мусульманское духовенство только из лиц, известных командованию, поскольку «.духовенство магометанское проникнуто фанатизмом» - говорилось в циркуляре52. В 1878 году число казаков - мусульман среди сибирского казачества составляло 840 человек - 0,9% от всего числа жителей сибирского казачьего войска, а в 1898 году исповедовавших ислам было уже 1137 человек, соответственно 0,93% от всего войскового населения (||^1^ку vertograd 1998, S.192).
Распределять население казачьих станиц по национальному составу Войсковое начальство стало только к концу XIX века, когда вопрос социальной и этнической самоидентификации перестал связываться только с религиозным сознанием. Тем не менее, вплоть до первой общероссийской переписи населения в 1897 году, этнический состав населения казачьих станиц определялся по религиозному принципу. Это хорошо видно на материалах статистических отчётов уездов Сибирского казачьего войска. Население казачьих поселений Омского уезда по различию вероисповеданий в 1879 году представляло собой следующую картину.
48 ГАОО. Ф.67. Оп.1. Д.729. Л.1-1об.
49 ГАОО. Ф.67. Оп.1. Д.729. Л.11об.
50 ГАОО. Ф.67. Оп.1. Д.729. Л.Л. 20 - 30
51 ГАОО. Ф.67. Оп.1. Д.729. Л.33
52 ГАОО. Ф.67. Оп.1. Д.729. Л.35
Таблица 153
Религиозный состав казачьего населения Омского уезда в 1879 г.
Вероисповедание Численность м.п. Абсол. - % Численность ж.п. Абсол. - % Всего - %
Православные 7996 - 47,5% 8034 - 47,7% 16030 - 95,2%
Старообрядцы 8 - 0,05% 10 - 0,06% 18 - 0,11%
Магометане 368 - 2,2% 301 - 1,8% 669 - 4,15%
Иудеи 22 - 0,13% 15 - 0,09% 37 - 0,22%
Католики 40 - 0,24% 45 - 0,27% 85 - 0,5%
Показатели данных Таблицы 1 позволяют сделать следующие выводы. В этническом отношении господствующие позиции среди казаков Омского уезда занимали представители славянских народностей, которых в XIX веке всех без различия записывали в православное вероисповедание. Из этнических и, соответственно, религиозных меньшинств выделяются только мусульмане -они составляют 4,15% от всего казачьего населения Омского уезда. Остальные этнические и религиозные меньшинства насчитывают менее 1%. Таким образом, славянский этнический элемент среди казаков - жителей Омского уезда, составлял на начало последней четверти XIX века до 95%.
В Акмолинском уезде Сибирского казачьего войска, национально -религиозный состав населения казачьих станиц в 1879 году выглядит следующим образом.
Таблица 254
Национальный состав населения казачьих станиц Акмолинского уезда в 1879 г.
Национальность Численность м.п. Численность ж.п. Всего %
Великорусы 7980 7734 15714 - 95,03%
Поляки 40 45 85 - 0,51%
Пермяки, вотяки, Зыряне 15 10 25 - 0,15%
Евреи 28 15 43 - 0,26%
Татары 8 11 19 - 0,11%
Киргизы 360 290 650 - 3,93%
Отсюда следует, что в Акмолинской области, в 1879 году, казачьи начальники уже стали отходить от свойственной для Российской империи того временного периода традиции определять этническую принадлежность не национальностью, а вероисповеданием. В отчётах казачьей администрации Акмолинского уезда по национальному составу населения своего округа используются термины, в определении этнической принадлежности населения, уже национального происхождения. В составе населения Акмолинского уезда присутствовали 8 национальных групп. Большинство из них - 95% составляли русские. Наиболее значимое национальное меньшинство - «киргизы», составляли 3,93% населения казачьих станиц. Здесь следует отметить, что все национальные меньшинства, проживавщие в казачьих станицах Акмолинского уезда, кроме татар, принадлежали к невойсковому населению. В среде русских,
53 Источник: ГАОО. Ф.67. Оп.1. Д.1306. Л.50
54 Источник: ГАОО.Ф.67. Оп.1. Д.1306. Л.96
к казакам, то есть к войсковому населении, относилось 82,78% всего русского населения. Подобное внимание к национальной идентификации подотчётного населения со стороны казачьей администрации в Акмолинском уезде можно объяснить давним интернациональным составом этого региона и активными торговыми операциями на его территории, что всегда способствует выяснению национальной принадлежности субъектов.
В Кокчетавском уезде в 1879 году определение национальной принадлежности продвинулось ещё дальше от традиционного определения по религиозному признаку. Православных в этом уезде, проживающих в казачьих поселениях, распределяли уже по этническому признаку: русские (великороссы), украинцы (малороссы), белорусы, о чём свидетельствует нижеследующая таблица.
Таблица 355
Национальный состав населения казачьих станиц Кокчетавского уезда в 1879 г.
Национальность Численность м.п. Численность ж.п. Всего %
Русские 4607 4182 8789 - 35%
Украинцы 3623 3442 7065 - 28,12%
Белорусы 1457 1349 2806 - 11,17%
Черемисы и чуваши 74 71 145 - 0,58%
Мордва 2054 1984 4038 - 16,07%
Татары 910 1191 2101 - 8,36%
Поляки 1 1 - 0%
Пермяки, зыряне 37 29 66 - 0,26%
Евреи 1 1 2 - 0,01%
Киргизы 47 63 110 - 0,44%
Итого 12811 12312 25123 - 100%
Анализ Таблицы 3 позволяет судить о следующем. Кокчетавский уезд Сибирского казачьего войска в 1879 году был самым пёстрым в национальном отношении. В нём проживали представители 12 национальных и этнических групп. Всё население уезда - 25123 человека. Национальный состав населения в процентной норме выглядит следующим образом: русские (великороссы) - 35%; украинцы (малороссы) - 28,12% ; белорусы - 11,17% ; мордва - 16,07% ; татары -8,36%; остальные национальности вместе составляют чуть более 1% населения. Таким образом, налицо преобладание славянского этнического элемента - 75 % населения уезда. Однако это единственный уезд в землях сибирского казачества, в котором национальные меньшинства в сумме составляют значительную часть населения - почти 25%. Объясняется это тем, что в Кокчетавский уезд шло активное переселение из европейских губерний Российской империи.
В Павлодарском уезде сибирского казачьего войска в 1879 году продолжали вести подсчёт населения как по старинным правилам - по вероисповеданию, так и распределяли его по национальному составу. Всё население уезда, как войсковое, так и невойсковое, составляло 7168 человек обоего пола56. Среди них православных было 6751 человек - 94,16%, то есть подавляющее большинство. Мусульмане составляли в Павлодарском уезде 5,35 населения. Национальный
55 Источник: ГАОО. Ф.67. Оп.1. Д.1306. Л.Л. 387об - 388
56 ГАОО.Ф.67.Оп.1.Д.1305. Л.2
состав уезда представлял собой следующую картину: казаков - великорусов (русских) - 3343 лица м.п. и 3497 лиц. ж.п.; казаков - киргиз - 8 лиц м.п. и 6 лиц ж.п. Невойсковое население: великорусов (русских) - 173 лица м.п. и 161 лицо ж.п. ; поляки - 2 лица м.п.; татары - 131 лицо м.п. и 85 лиц ж.п.; киргизы - 22 лица м.п. и 22 лица ж.п.57
В Семипалатинском уезде национальная палитра выглядела следующим образом. Казачье население: великорусы (русские) - 6274 человека обоего пола, татары - 30 человек обоего пола. Невойскового населения - великорусов - 201 человек обоего пола и 11 белорусов ж.п.58
Таким образом, имеющиеся в нашем распоряжении статистические данные о национально - религиозной принадлежности жителей станиц сибирского казачества в последней четверти XIX, позволяют судить о следующем. В этническом составе среди Сибирских казаков преобладал славянский элемент, включавший в себя всех представителей восточного славянства - русских, украинцев и белорусов. Из крупных по составу национальных меньшинств следует выделить татар и мордву, селившихся достаточно компактно. Здесь следует отметить, что термин магометане, как в те времена обозначали в государственных документах лиц мусульманского вероисповедания, весьма расплывчат в этническом отношении. Под него могут подпадать и татары, и казахи (киргизы) и другие народы, исповедовавшие ислам.
Таблица 459
Этническо - религиозный состав Сибирского казачества на начало 1890 - гг.
Религиозная принадлежность Войсковое сословие Невойсковое сословие Соотношение численности в % к абсолютному числу населения
Православные 111686 чел. об.пола 10113 чел. об.пола 95, 42 %
Старообрядцы 606 чел. об.пола 12 0, 48 %
Католики 20 Общий процент трёх позиций - 0,06%
Протестанты 5
Иудеи 3 37
Мусульмане 1251 3898 4,04 %
Таблица 560
Этническо - религиозный состав Сибирского казачества на конец 1890гг.
Религиозная принадлежность Войсковое сословие Невойсковое сословие Соотношение численности в % к абсолютному числу населения
Православные 114623 16697 94,4%
Старообрядцы 1157 67 0.88%
Католики 50 0,04%
Протестанты 125 0,09%
Евреи 2 45 0,03%
Мусульмане 1565 4184 4%
57 ГА00.Ф.67.0п.1.Д.1305. Л.л. 17об. - 18
58 ГА00.Ф.67.0п.1.Д.1305. Л.126об. - 127
59 Отчёт о состоянии сибирского казачьего войска за 1893 год. Ч.11. Омск, 1894. С.10.
60 Отчёт о состоянии Сибирского казачьего войска за 1896 год. Ч.11. Омск, 1898. С.5.
В конце XIX века статистическая отчётность в Сибирском казачьем войске являлась по сути образцовой, среди многих казачьих войск России, в основном, благодаря деятельности Войскового Хозяйственного Правления войска. Большую роль в развитии систем систематизации данных и анализа полученной информации сыграл Г.Е. Катанаев, бывший в ту пору активным работником этого войскового подразделения. Анализ данных ежегодных отчётов о состоянии Сибирского казачьего войска даёт следующую картину этническо - религиозного состава казачьего населения.
Содержание материала двух вышеприведённых таблиц позволяет судить о следующем. Подавляющую массу населения, проживающего на землях сибирского казачьего войска, составляли православные. Это относится как к войсковому , так и к невойсковому сословию. Причём войсковое хозяйственное правление говорит в своих отчётах об основной принадлежности православных к великорусскому племени (казаки и переселенцы из разных губерний Европейской России). Процент малороссов и представителей мордвы незначителен61. Мусульманами среди казаков были только татары, давно повёрстанные в казаки и селившиеся компактными группами в Кокчетавском и Петропавловских уездах. Другой же этнической группой, исповедовавшей ислам, были кочевые и полукочевые казахи (по терминологии XIX века - киргизы). К лицам невойскового сословия, указанных в статистических документах, исповедовавших ислам, относятся те кочевые элементы, которые на момент составления отчёта проживали в пределах казачьих станиц и платили ту подать в казну станиц, которую были обязаны платить иногородние. Те казахи, которые зачислены в казаки, переходят в православие и сливаются со славянским населением. Католики и протестанты в конце 1890 гг. уже представляли собой не столько служилый элемент, сколько предпринимательский, являясь арендаторами казачьих земель. В этническом отношении они почти исключительно представляли собой немцев, с незначительным наличием поляк - католиков. Евреи в казачьих поселениях занимались торговыми операциями и в состав войска, как правило, не входили.
Таблица 662
Религиозная принадлежность сибирских казаков по материалам общероссийской переписи 1897 г.
Религиозная принадлежность Войсковое сословие Невойсковое сословие Абсол. - % Соотношение численности в % к абсол. числу населения
Православные 116308 - 98,4% 13114 - 67,25% 94%
Старообрядцы 833 - 0,7% 168 - 0,86% 0,73%
Католики Нет 35 - 0,18% 0,025%
Протестанты Нет 96 - 0,5% 0,07%
Евреи Нет 30 - 0,15% 0,02%
Мусульмане 1082 - 0,92% 6143 - 31,5% 5,2%
Итого 118223 19586 100%
61 Там же.
62 Отчёт о состоянии Сибирского казачьего войска за 1897год Ч. II. Омск,1899. С.11.
Общероссийская перепись населения в 1897 году внесла свои коррективы при определении национальной принадлежности населения, проживавшего на землях сибирского казачьего войска. Наряду с традиционным делением населения по вероисповеданию, появляются попытки определить те или иные национальные особенности среди различных групп, населявших казачьи станицы.
Как видно из материалов Таблицы 6 в Войсковом хозяйственном правлении всё ещё продолжалось разделение населения по религиозному принципу. Только незначительный еврейский элемент шёл в отчётности под национальным, а не религиозным именем - иудеи. Тем не менее, уже в своих последних отчётах Войсковое правление начало, при описании состояния населения в землях сибирского казачьего войска, оперировать терминами этнического происхождения. Православное население, по прежнему занимающее господствующее положение, уже подразделяется на великорусов - 70,3%, малоруссов и белоруссов - 10,4%63. Третью по численности этническую группу среди православных составляла мордва - 2,62% населения (Andreev 2005, S. 59). Представители этого народа в основном принадлежали к казачьему сословию. Они до самого конца XIX века сохраняли в своём быту традиции языческой обрядности. Примечательны в описании этих этнографических особенностей мордовского населения среди сибирских казаков свидетельства Г.Е. Катанаева, который писал: «Памятны многим из пожилых мордвин первые времена их приезда сюда, когда в праздничные дни они выходили для моления на открытые места к большим деревьям, где закалывались куры, убивались бараны и другие животные, а шкуры их развешивались на сучья, служили как бы предметом поклонения и жертвоприношения» (Irtyshskij vertograd 1998, S. 190).
На территории Сибирского казачьего войска постоянно проживали различные этнические группы, относящиеся к невойсковому сословию. Наиболее значительными из них были представители кочевых и полукочевых киргиз или по современной терминологии - казахов. Многочисленные роды , а иногда и племена постоянно торговали в казачьих станицах, в основном меновым торгом, нанимались в наёмные рабочие в казачьи семьи. Таковых работников называли - «джетак», от глагола - лежать. Киргизы, по какой либо причине потерявшие свой скот, не могущие кочевать в степи, оставались в казачьих станицах на подённую работу, иногда вместе с семьями (Potanin 1884, S. 112). Временами, если большие группы «киргиз» надолго располагались среди казачьих станиц на поселение, их население причислялось к невойсковому сословию, поскольку представители киргизских родов платили в станичные кассы положенные невойсковому, иногороднему населению денежные взносы. Особняком здесь стоят те «киргизы», которые поступили в Сибирское казачье войско, поверстались в казаки. В отличии от татар, киргизские казачьи «неофиты» сразу принимали православие и быстро растворялись в казачьем православном мире, сохраняя только этнографические особенности в быту и своеобразные фамилии (например, Киргизов, Джетаков и др.).
Среди этнических групп, составлявших население Сибирского казачьего войска, выделялись немцы. Они жили среди казаков начиная с XVIII века. Немцы нередко были офицерами в казачьих частях, а также выполняли роль инженерных и медицинских специалистов в казачьих подразделениях и станицах. В статистических отчётах немецкий этнический элемент долгое время проходил под грифом «протестанты» или « католики» (в последний в XVIII -
63 Отчёт о состоянии Сибирского казачьего войска за 1897 год. Ч.И. Омск,1899. С. 10.
XIX вв. часто входили поляки). Присутствие немцев среди казачьего населения было относительно небольшим, и носило преимущественно служебный характер. Ситуация стала постепенно меняться с конца XIX века, с начала постепенного втягивания казаков в рыночную систему хозяйствования. Немцы начали переселяться целыми семьями из Европейской России. Селились они на арендуемых у казаков земельных участках, в основном на офицерских. Немецкие поселения носили характер достаточно замкнутых национальных сообществ, представляя собой социально-экономические и религиозные товарищества. К 1897 оду их общая численность составила свыше 300 человек64. Немецкие колонисты поселялись в районах с хорошими условиями для сельского хозяйства и с развитой инфраструктурой, в основном в станицах 2-ого отдела. В районе земель 1-го отдела, в так называемой Пресногорьковской линии Сибирского казачьего войска, немцы - колонисты скупили 48 из 136 земельных офицерских участков и оформили их в свою собственность (Kaminskiy 2001, S. 52).
В административном отношении их причисляли к лицам невойскового сословия. Отношение войсковых властей к новоприбывшим поселенцам было неоднозначным. Войсковое хозяйственное управление видело в них культурных хозяев у которых казакам не грех поучиться передовым методам хозяйствования. В отчётах о своих инспекционных поездках в немецкие поселения на землях сибирского казачества чины Войскового Хозяйственного Правления Сибирского казачьего войска положительно отзывались о жизни и способах хозяйствования немецких колонистов. В частности ими отмечались следующие факты: «Членами присутствия Войскового Хозяйственного Правления осмотрено несколько немецких колоний и присутствие воочию убедилось, в какой мере высоко положительно для окрестного казачьего и крестьянского населения хозяйство, ведомое этими колонистами, почти исключительно личным трудом (3 - 4 наёмных рабочих в страдную пору)... На каждые десять - двадцать дворов - школа с учителем и проповедником, обучение производится на двух языках - немецком и русском. Все колонисты достаточно хорошо говорят по-русски, с малороссийским выговором»65. Генерал - губернаторы же были другого мнения. В частности, генерал - губернатор Степного края в 1890 гг., М.А. Таубе (кстати, немец по происхождению) предупреждал немецких колонистов, поселившихся среди казачьих станиц Акмолинской области, что в случае прибытия новых колонистов, они будут выдворены из казачьих земель этапным порядком (Vibe 1997, S. 153). Войсковое начальство считало, что немцы «не смотря на то, что по собственным их показаниям уже до 150 лет прошло с прибытия их родичей в Россию, они и по ныне представляют элемент чуждый русскому населению и, по-видимому, не подающий надежды на ассимиляцию с основным русским населением»66. Однако процесс переселения немецких колонистов из губерний Европейской России (Самарской, Херсонской, Таврической и Екатиринославской) продолжился. В пользу немцев говорило не только объективная экономическая польза от их деятельности для казачьих станиц, но и то, что в условиях нарождавшегося в России социального кризиса они были политически благонадёжным для властей элементом.
Таким образом, имеющиеся в нашем распоряжении факты позволяют сделать вывод о том, что к концу XIX века национальный состав населения казачьих станиц сибирского казачьего войска включал в себя 11 этнических
64 Отчёт о состоянии Сибирского казачьего войска за 1897 год. 4.II. Омск,1899. С.10.
65 ГАОО. Ф.366. Оп.1. Д.264. Л.Л. 1-2
66 Отчёт о состоянии Сибирского казачьего войска за 1897 год. 4.II. Омск,1899. C. 10.
групп. Наиболее пёстрым национальный состав был среди жителей невойскового сословия. Сибирские казаки включали в себя 8 этнических групп. Наиболее национально замкнутой группой сибирского казачества были представители офицерского корпуса и чиновничьей корпорации. Их национальный состав, за исключением присутствия немецкой этнической группы, был достаточно однороден, в основном в нём присутствовали русские, или как тогда писалось, «великороссы».
Эдебиеттер TißiMi/ Список литературы
1. Андреев С.М. Этнический состав населения Сибирского казачьего войска в конце XIX - начале XX вв.// Материалы международной научной конференции «Первая Российская революция и буржуазно - демократический этап развития Российской империи (1900-1917.. Омск, 2005.
2. Вибе П.П. Немцы на землях Сибирского казачьего войска // Известия Омского государственного историко - краеведческого музея. - 1997. - №5.
3. Иртышский вертоград. - М., 1998.
4. Каминский Ф.А. Казачество Южного Урала и Западной Сибири в первой четверти XX в. -М., 2001.
5. Потанин Г.П. Сибирские казаки // Живописная Россия. - Т.11. - СПб., 1884.
6. Усов Ф. Статистическое описание Сибирского казачьего войска. - СПб., 1876.
References
Andreev 2005 - Andreev, SM 2005, Jetnicheskij sostav naselenija Sibirskogo kazach'ego vojska v konce
XIX - nachale XX vv., Pervaja Rossijskaja revoljucija i burzhuazno - demokraticheskij jetap razvitija Rossijskoj imperii (1900-1917. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Omsk. (in Rus).
Irtyshskij vertograd 1998 - Irtyshskij vertograd 1998, Moskva. (in Rus).
Kaminskij 2001 - Kaminskij, FA 2001, Kazachestvo Juzhnogo Urala i Zapadnoj Sibiri v pervoj chetverti
XX v., Moskva. (in Rus).
Potanin 1884 - Potanin, GP 1884, Sibirskie kazaki, Zhivopisnaja Rossija, T.11, Sankt-Peterburg. (in Rus). Usov 1876 - Usov, F 1876, Statisticheskoe opisanie Sibirskogo kazach'ego vojska, Sankt-Peterburg. (in Rus).
Vibe 1997 - Vibe, PP 1997, Nemcy na zemljah Sibirskogo kazach'ego vojska, Izvestija Omskogo gosudarstvennogo istoriko - kraevedcheskogo muzeja, №5. (in Rus).
Х1Х гасырдьщ екiншi жартысындагы Ci6ip казактары эскершщ улттык жэне этноконфессионалдык курамы
Колупаев Дмитрий Владимирович
тарих гылымдарыньщ докторы, И.И. Ползунов атындагы Алтай мемлекетпк техникалык университетшщ кукыктану жэне саясаттану кафедрасыныц профессоры. Ресей, 656038 Алтай елкеа, Барнауыл к., Ленин д. 46. E-mail: kolupaev_dmitrij@mail.ru.
TYrnH. Макалада Сiбiр казактары эскершщ улттык жэне этноконфессионалдык курамына Омбы облысыныц Мемлекетпк мурагаты мен Сiбiр казактары эскершщ жылдык есет^ непзшде жасалган талдаулардыц корытындылары келтртедк Талдаулар непзшде Х1Х гасырдыц аягына карай Сiбiр казактары эскершщ казак станицалары тургындарыныц улттык курамына 11 этникалык топ енгенiн аныктадык. Сiбiр казактарыныц улттык туйыкталган тобы офицер корпусы мен шенеунiктiк корпорация екiлдерi болганы аныкталды (олар непзшен великоросстар мен немiстерден куралган). Сiбiр казактарыныц курамына 8 этникалык топ енген. баре аралас улттык курам эскери емес тургындар арасында болган.
TYЙiн сездер: Сiбiр казактары эскер^ этноконфессионалдык курам; улттык курам; казактык; джетактар.
National and ethno-religious composition of the Siberian Cossack Army in the second half of the XIX century
Kolupaev Dmitry Vladimirovich
Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Law and Political Science of I.I. Polzunov Altai State Technical University. Russia, 656038 Altai region, Barnaul, Lenin av., 46. E-mail: kolupaev_ dmitrij@mail.ru.
Abstract. The article presents the analysis of ethno-religious composition of the Siberian Cossack Army, carried out on the basis of the documents from the State Archive of the Omsk region, annual Reports on the state of the Siberian Cossack troops. The analysis of the data reveals that by the end of the XIX century, the ethnic composition of the Cossack villages of the Siberian Cossack Army included 11 ethnic groups. The most closed national group of Siberian Cossacks were representatives of the officer corps and bureaucracy corporation (it mostly consisted of the Great Russians, as well as Germans). Siberian Cossacks included 8 ethnic groups. The most diverse national composition was among the residents of non-army class.
Keywords: Siberian Cossack army; ethno-religious composition; national composition; cossacks; dzhetaki.