Научная статья на тему 'Казачество Европейской России и Кавказа в конце XIX - начале ХХ веков: особенности социально-демографического портрета'

Казачество Европейской России и Кавказа в конце XIX - начале ХХ веков: особенности социально-демографического портрета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1093
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / ЭТНОС / КОНФЕССИИ / СОСЛОВИЯ / COSSACKS / ETHNOS / RELIGIONS / ESTATES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мациевский Г. О.

Статья посвящена этническим, конфессиональным и социальным аспектам формирования и развития казачьих войск Европейской России и Кавказа. К рубежу XIX ХХ вв. казачество представляло из себя полиэтническую, социокультурную сословно-служилую общность с преобладанием русского этнического компонента, с особыми формами сословной, войсковой политической, социальной, культурной и бытовой организации, характеризующуюся поликонфессиональностью с определяющим доминированием православия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cossacks of the European Russia and Caucasus in the end of XIX - beginning

Article is devoted ethnic, confessional and social aspects of formation and development of the Cossacks of the European Russia and Сaucasus. On border XIX ХХ century the Cossacks were polyethnic, cultural-historical estates group with prevalence of Russian ethnic component, with special forms of the class, army political, social, cultural and household organization, characterized by polyreligiousness with defining domination of Orthodoxy

Текст научной работы на тему «Казачество Европейской России и Кавказа в конце XIX - начале ХХ веков: особенности социально-демографического портрета»

УДК 94(470)"18/19"

КАЗАЧЕСТВО ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ И КАВКАЗА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ:

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА

Г.О. Мациевский

Статья посвящена этническим, конфессиональным и социальным аспектам формирования и развития казачьих войск Европейской России и Кавказа. К рубежу XIX - ХХ вв. казачество представляло из себя полиэтническую, социокультурную сословно-служилую общность с преобладанием русского этнического компонента, с особыми формами сословной, войсковой политической, социальной, культурной и бытовой организации, характеризующуюся поли-конфессиональностью с определяющим доминированием православия

Ключевые слова: казачество, этнос, конфессии, сословия

Тема возрождения казачества вновь актуализировалась в последние годы. В стране действуют десятки общественных казачьих организаций, объединяющих в своих рядах более 5 млн. человек. Создан государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, в который вошли более 740 тыс. казаков, представляющих 11 войсковых и 6 отдельных окружных казачьих обществ.

На самых разных уровнях дискутируются вопросы, связанные с возрождением казачества [9; 12]: Каким должен стать статус современного казачества? Какие формы его социальноэкономической, политической жизни и «государственной службы» сегодня востребованы и приемлемы? Каковы перспективы и конкретные пути возрождения?

5 декабря 2005 г. Президентом РФ В.В. Путиным был подписан Федеральный закон № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» [21], определивший правовую и организационную основы несения российским казачеством государственной службы. 3 июля 2008 г. Президентом РФ Д.А. Медведевым была утверждена «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества» [25].

За последние 20 лет только органами федеральной власти Российской Федерации издано более 250 законов и подзаконных актов, регулирующих процесс возрождения и выстраивания отношений между государством и казачеством.

Однако вопрос «что же всё-таки возрождать?» продолжает оставаться открытым. Сами казаки под возрождением зачастую понимают возвращение к образу жизни, сложившемуся к концу XIX - началу ХХ вв. [10, 244.], «возрождение разрушенного казачьего уклада» [15]. В 2008 г. под эгидой Министерства регионального

Мациевский Герман Олегович - Старооскольский филиал ВГУ, канд. ист. наук, e-mail: matsievski2004@mail.ru

развития, которому была поручена Президентом РФ задача определения и реализации государственной политики в отношении российского казачества, были проведены социологические исследования, ставшие основой сборника материалов «Современное российское казачество: политический, социальный, экономический портрет; анализ тенденций и прогноз развития государственной службы российского казачества» [22, 17]. Показательно, что глава «Анализ тенденций и прогноз развития государственной службы российского казачества» данного сборника заканчивается кратким анализом исторического опыта Российской империи конца XIX в. по привлечению казачества к несению военной и гражданской службы.

Таким образом, видится актуальным и востребованным анализ социально-

демографических особенностей формирования и развития российского казачества. В данной статье рассматриваются казачьи войска Европейской России и Кавказа, как имеющие наиболее длительный опыт исторического диалога с российским государством.

Согласно Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. казачество («войсковые казаки» по переписи) рассматривалось лишь с точки зрения его сословного состояния и составляло: мужчин - 1448382 чел., женщин - 1480460 чел., всего - 2928842 чел. [16], т.е., около 2,34% от всех «русских подданных». В Европейской части России проживало 1439750 человек обоего пола (1,55% от всех «русских подданных» региона) на Кавказе -968742 человек обоего пола (10,6% от всех «русских подданных» региона); в Сибири -256401 человек обоего пола (4,5% от всех «русских подданных» региона); в Средней Азии -253862 человек обоего пола (3,29% от всех «русских подданных» региона); в Привислен-ской губернии - 1709 человек обоего пола (0,02% от всех «русских подданных» региона); в

Хиве - 43 человека; в Бухаре - 423 человека; в заграничном плавании на военных судах - 3 человека; в Финляндии - 2 человека. Таким образом, наибольшая концентрация казачьего сословия была на Кавказе, затем Сибири и Средней Азии. Наименьшая концентрация в Финляндии, Хиве, Бухаре и Привисленской губернии (территория бывшего «Польского царства»). При этом, в среднем по России, в сельской местности проживало 2756921 человек обоего пола (т.е. 94,13% от всех казаков), а в городах - 171921 человек обоего пола (5,87% от всех казаков). Соотношение мужчин и женщин было почти идеальным - 49,45% и 50,55% соответственно [16].

Как военно-служилое сословие казачество к началу ХХ в. было представлено 11 казачьими войсками: Донским, Кубанским, Терским,

Уральским, Сибирским, Астраханским, Оренбургским, Забайкальским, Семиреченским, Амурским и Уссурийским, а также Якутским городовым казачьим пешим полком, Иркутским и Красноярским казачьими дивизионами, Камчатской городовой казачьей конной командой.

На территории Европейской России располагались Войско Донское, Астраханское и Оренбургское казачьи войска. На территории Кавказа - Кубанское и Терское казачьи войска.

Каков же был этнический, социальный и конфессиональный состав этих казачьих войск на рубеже XIX - XX вв.? Большинство российского казачества считалось русским, но в его составе имелись и представители других национальностей. В то же время необходимо учитывать, что в Российской Империи в документах граждан указывалась не национальность, а родной язык, что значительно затрудняет выявление различных этнических групп в составе казачьих сообществ.

Одно из самых крупных и старых исторически сложившихся казачьих войск - Войско Донское (старшинство от 1570 г.) - не было этнически однородно. И.А. Аверин в монографической статье «Казаки», в частности, пишет о том, что ещё «в XVII в. среди донских казаков, особенно в низовьях Дона, находилось значительное количество украинцев, а также отмечены черкесы, татары, ногайцы» [1, 119]. По данным, которые приводит А.В. Венков, в 1640-е гг. государство российское принимало активное участие в увеличении численности донцов, в том числе, и за счёт приглашения «на Дон служить за жалование против татар». «Черкасы, московские стрельцы, помещичьи крестьяне и сами татары сходились толпами...», в результате чего «за один только год Войско Донское было на треть разбавлено вольными из России» [6, 20].

В самом начале XVIII в. произошли существенные изменения в составе населения. В 1708

г. в результате восстания Кондратия Булавина из 29 тыс. донских казаков до 23,5 тыс. погибло, а часть (2-5 тыс.) во главе с атаманом Игнатием Некрасой (Некрасовым) ушло на Кубань, а затем, в 1740 г., в Турцию. Казачье население сохранилось в основном в низовьях Дона. В течение всего XVIII в. состав донских казаков пополнялся русскими и украинскими крестьянами, а также казаками упраздненной Запорожской Сечи. Русские занимали среднее течение Дона и его притоки, украинцы - низовья. В 1770-е гг. в состав казаков были включены до 30 тыс. ногайцев и калмыков.

В результате, на 1822 г. донских казаков насчитывалось 330 тыс. человек [11, 15-16]; на

1859 г. - уже 580 тыс. (среди них 21 тыс. - калмыки). Основная часть донских казаков говорила на южнорусском наречии, в низовьях Дона были распространены говоры, переходные от украинского к южнорусским. Большинство донцов являлись православными с небольшим количеством старообрядцев, среди калмыков преобладали буддисты-махаяна.

По данным Первой всеобщей переписи 1897 г. на территории области Войска Донского проживало всего 2575176 человек. Из них приписанных к войсковому казачьему сословию -1026263 человека. По языку казачье население было представлено: русским языком - 996465 (97,09%), украинским - 2307 (0,22%), белорусским - 72 (0,04%), калмыцким - 27199 (2,65%) человек [23, 122].

От общего числа проживающих на территории войска: православных - 2330161, раскольников - 122617, армяно-григориан - 27551, ламаистов - 31943, единоверцев - 5636, прочих исповеданий - 56268 человек. В число последних включены католики, лютеране, сектанты, мусульмане и иудеи [20, 96].

К XX в. в этническом отношении донские казаки вобрали в себя разные элементы местного и пришлого населения: у «верховских» казаков (верховья Дона) преобладали русские, но была примесь восточных компонентов, у «ни-зовских» (низовья Дона) - украинцы.

Терское казачье войско было образовано в

1860 г. из частей Кавказского линейного войска. Старшинство ведёт от 1577 г., когда Астраханский воевода Лукьян Новосильцев основал город Терка и поселил там гарнизон из стрельцов и городовых казаков.

В составе терских и гребенских казаков в XVII в. были кабардинцы, чеченцы, кумыки, ногайцы, грузины, армяне, черкесы. В 1653 г. терские казаки были почти полностью истреблены во время нашествия иранских войск. В 1658 г. московское правительство переселило на Терек 1379 семей русских стрельцов [17, Л. 277279; 24, 18], что привело к преобладанию среди

терских казаков русского этнического компонента.

В 1720-е гг. войско понесло значительные потери из-за переселения на Астраханскую укрепленную линию. Вызванные нездоровой местностью эпидемии и постоянные набеги кавказских горцев резко сократили число терских казаков [24, 24]. С 1724 г. войско стало пополняться представителями различных сословий, переселяемых из более северных регионов России. До 1832 г. сюда переехали 1 тыс. семей донских казаков, 517 семей волжских казаков и 20 тыс. семей русских крестьян. В 1832 г. из них было сформировано отдельное Кавказское линейное казачье войско, куда были зачислены значительные группы солдат Кавказской армии. На 1838 г. линейцы составляли почти 141 тыс. человек [7, 35], что позволило к началу Крымской войны в 1853 г. выставить 17-тысячное войско [18, Л.2-3].

Разговорным языком являлось южнорусское наречие. Терские казаки были православными, но встречались старообрядцы. До 1840-х гг. среди гребенских казаков старообрядцы доминировали. В 1847-1848 гг. в их станицы переселили православных крестьян из Харьковской и Черниговской губерний Слободской Украины, а по окончании Кавказской войны - небольшую группу казанских татар-мусульман.

В 1853 г. численность казаков-старообрядцев и мужчин, и женщин составляла по полкам: в Горском - 21 человек, во Владикавказском - 101 человек, в Моздокском - 2385 человек, в 1-м Сунженском - 277, в Гребенском - 7559, в Кизлярском - 2565 человек. Наибольшая численность старообрядцев приходилось на полки раннего образования - Гребенской, Киз-лярской и Моздокский. В других полках, образованных из числа переселенцев в более позднее время, влияние старообрядчества было менее значительно. В дальнейшем численность старообрядцев, несмотря на определённые ограничения и притеснения не уменьшилось. С 1898 г. по 1915 г. количество старообрядцев и сектантов войскового сословия (обоего пола) возросло с 28913 до 34303 человек, что составило соответственно 16,38 % и 13,65 % от всего войскового населения. По мнению Н.Н. Великой, «старообрядчество на Тереке. не содержало антикрепостнического, антигосударственного, антицер-ковного заряда. Оно в отличие от организованных старообрядческих толков, сформировалось естественным путём ...явилось не результатом раскола, а результатом сохранения верований раннего христианства». А потому можно говорить о таком явлении как «казачье старообрядчество, понимая под ним исторически сложившуюся на основе христианских и языческих представлений религиозно-обрядовую систему, распространённую в местах проживания “ста-

рых” групп казачества (прежде всего на Тереке и Дону)» [4, 35-37].

В 1860 г. Кавказское линейное казачье войско было разделено между Кубанским и Терским войсками. Казачье население Терского войска состояло, прежде всего, из русских, а также из небольшого числа украинцев, осетин, кабардинцев, чеченцев-аккинцев, армян и ногайцев. Довольно часты были браки казаков с горскими женщинами.

В Терском войске, согласно Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., на это время числилось 167301 человек казачьего населения, в том числе мужчин -81895, женщин - 85406. Их них русский язык родным назвали 145508 (86,97%) человек, украинский - 16329 (9,76%), калмыцкий - 2727 (1,63%), белорусский - 586 (0,35%), татарский -252 (0,15%), другие - 2932 [23, 122]. По мнению Ф.С. Киреева, к другим относились, прежде всего, казаки-осетины, игравшие значительную роль в истории Терского казачьего войска [13].

В 1910 г. в самых крупных отделах Терской области, Кизлярском и Моздокском, православных насчитывалось 71927 человек, раскольников - 26207, других христиан - 391, иудеев -

19, магометан - 758, других - 34 человека.

Кубанское казачье войско ведёт своё старшинство с 1696 г. по Хопёрскому полку, когда хопёрские казаки приняли участие в Азовских походах Петра I. Оно было образовано в 1860 г. за счёт объединения Черноморского войска (около 25 тыс. человек, из них 5,5 тыс. бывших запорожцев) с Хопёрским и Кубанским полками Кавказского линейного войска и дополнительного «оказачивания» 98 тыс. новороссийских крестьян (в основном украинцев) [24, 33, 50].

Н.Н. Великая отмечает, что «особые сложности возникают при изучении “составных” казачьих групп (например, Кубанского казачества)», которые так и не достигли в дореволюционные период «стадии “однородности”» [4, 47]. При этом и отдельные подразделения кубанцев носили также «составной» характер. Так, например, Хопёрский полк, от даты создания которого ведёт своё старшинство Кубанское казачье войско, отличался достаточно пёстрым этническим составом. Входили в него донские и малороссийские казаки, однодворцы и государственные крестьяне, ссыльные поляки, крещёные закубанские горцы и даже иранцы [14, 2526].

Принудительный характер комплектования казачьего войска на Кубани выражался в том, что государство целенаправленно занималось вопросами его увеличения. В 1799 г. вышло положение «О причислении в войско Черноморское казаков и бродяг из польских, малороссийских и бывшего Запорожья людей и о наблюдении за сим войсковому атаману». В 1827 г. по-

становлением «О людях, находящихся в Черноморском казачьем войске с давнего времени, к сословию оного не принадлежащих» пояснялось, что сбежавшие на Кубань крепостные крестьяне признаются казаками. На следующий год было определено, что беглые в Новороссийский край крестьяне помещикам не возвращаются, а «обращаются в казачье звание». В 1829 г. последовало указание «О невозвращении в крепостное состояние людей, кои окажутся между возвратившимися в подданство России запорожцами, и об исключении из ревизии тех из них, кои поступят в казачье войско». В том же году издаётся распоряжение «Об обращении в казачье войско по Кавказской линии бродяг от 20 до 25 лет». В 1832 г. указом императора в казаки были «обращены» жители более 30 селений Кавказской области, а в марте 1834 г. был утверждён закон «О дозволении принимать в Черноморское казачье войско людей неизвестного звания».

В 1897 г. на территории Кубанской области проживало представителей сословия войсковых казаков: мужчин - 384 028, женщин -403 169, всего - 787 197 человек [16]. Из них распределение по родному языку было таким: русский язык - 337 403 (42,86%), украинский -447 954 (56,90%), белорусский - 1 233 (0,16%), татарский - 54 (0,01%), другие - 352 человек [23, 122].

Одним из самых многонациональных было Оренбургское казачье войско, образованное в 1748 г. Старшинство его было определено с 1574 г., даты основания Уфимского укрепления воеводой Иваном Нагим по приказу царя Ивана Грозного и с согласия башкир.

Основу войска составили казаки-

однодворцы и городовые казаки Старой Закам-ской линии, малороссийские казаки (черкасы), башкиры, ссыльные, беглые «инородцы» (татары, калмыки, мещеряки др.). Именным указом Павла I Сенату от 12 октября 1799 г. ясачные крестьяне и татары Оренбургского округа были исключены из подушного оклада и причислены к войску [8, 18-23]. Если в 1800 г. оренбургских казаков насчитывалось 21,2 тыс. человек, то уже к 1850 г. их было 166,6 тыс. человек. В то же время процесс пополнения войска шёл не равномерно. Среди башкирского населения края иногда практиковалось и т.н. «саморасказачива-ние». В 1793 г. около 150 башкир, включая женщин и детей, из Красногорской и Рассыпной крепостей, повёрстанные в казаки после бунта Карасакала, попросили вернуть их «в первобытное состояние» и разрешить поселиться в Усре-ганской волости на землях, которыми они владели раньше. С подобной же просьбой в 1808 г. обратились к оренбургскому губернатору 135 башкир из числа каргалинских казаков.

В начале XIX в. к войску были приписаны казаки Ново-Илецкого района, вновь обращён-

ные в казачье сословие государственные крестьяне и отставные солдаты. В 1820-183 0-х гг. к войску причисляются бывшие пленные наполеоновской армии, которые, будучи сосланными в Оренбургскую губернию, не пожелали вернуться на родину после окончания Отечественной войны 1812 г.

После построения Новой оборонительной линии состав войска пополняется за счёт переселенцев и новых причислений к войску. Национальный состав вновь повёрстанных в казачью службу был неоднороден, среди них были: мордва, чуваши, татары, поляки, немцы, украинцы, калмыки и другие.

Во второй половине XIX в. также отмечалась тенденция роста численности оренбургского казачества. За 47 лет, то есть с 1850 г. по 1897 г., оно увеличивается более чем на 200 тысяч человек (больше чем в 2 раза). В этот период времени происходит активный процесс зачисления в ряды казаков представителей местных народов, в связи с Высочайшим повелением от 14 августа 1848 г., в котором говорилось о разрешении «зачисления в войско башкир, киргиз-кайсаков и других азиатов».

По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. войсковые казаки Оренбуржья составляли 366350 человек. По статистическим данным к концу XIX в., кроме русских, в Оренбургском казачьем войске значились: украинцы, татары, башкиры, калмыки, мордва, чуваши, нагайбаки, ногайцы, казахи, марийцы, поляки, бухарцы и казаки других национальностей. По данным, приводимым Е.В. Годововой, на территории войска проживало 87,4% славянского населения, 9% - татар, 1,7% - башкир, 1,2% - мордвы, 0,3% - киргизов, 0,23% - калмыков, 0,12% - чуваш и 0,05% черемис. Всё войсковое население, за исключением нагайбаков, татар и калмыков, говорило на русском языке [8, 23]. Кроме того, в среде оренбургских казаков были представлены и разные религиозные конфессии: православные составляли 89%, магометане - 7,9%, раскольники -2,9% (по мнению В.В. Амелина, старообрядцев было 49984 человека [2, 33], т.е. более 13,6%), язычники - 0,08% и католики - 0,04% [8, 21]. При этом необходимо учитывать, что в статистических отчётах часто не упоминали национальности, имеющие своих представителей в войске, так как немцев, французов, поляков и других приписывали, скорее всего, к русским.

Астраханское казачье войско было создано на основании Положения от 7 мая 1817 г. из Астраханского полка, насчитывавшего к этому времени около 9 тыс. человек. Изначально оно создавалось с целью обеспечения колонизации и внутренней охраны Нижнего Поволжья.

Астраханский казачий полк ведёт свою историю от 1750 г., когда по правительственно-

му указу по Нижней Волге набрали до 500 человек казачьих и стрелецких детей для службы. Как отмечает И. А Бирюков, в апреле этого года в полку числились: сотня астраханских, две сотни донских, полсотни городовых, полсотни волжских, около десятка уральских и терских казаков, четыре десятка крещёных калмыков и сотня «вольных русских людей» [3, 39]. В последующее время полк пополнялся как за счёт вольных «охотников» из русских людей, так и за счёт донских, уральских, волжских и городовых казаков.

После 1817 г. увеличение войска шло в основном за счёт естественного прироста. В 1837 г. войскового населения было 12500 чел. обоего пола и 426 иногородних, в 1880 г. -23084 казаков и 1459 иногородних [3, 541].

По данным Переписи 1897 г. на территории Астраханской и Саратовской губерний проживало представителей сословия войсковых казаков: мужчин - 13132, женщин - 12838, всего -26970 человек [16]. Русский язык был родным более чем для 96 % астраханских казаков.

К 1900 г. казачье сословие было представлено 29 800 чел. Из них около 700 крещёных калмыков, до 300 - татар-магометан, около 700 старообрядцев («приемлющих священство», субботников и молокан), остальные православные [19, Л. 5].

Таким образом, к концу XIX в. казачьи войска Европейской России и Кавказа не были этнически однородными и не могли представлять из себя отдельного «казачьего субэтноса» и, тем более, «самостоятельного казачьего народа». Преимущественно они были представлены русскими - до 76,53%. Украинцы составляли 20,12%; белорусы - 0,14%; калмыки и др. монголо-бурятские народы - 1,33%; татары - 1,41%; другие, к числу которых могут быть отнесены осетины, башкиры, мордва, киргизы, ногайцы, казахи, поляки, французы и т.д., составляли

0,46%. При этом более всего русских - 97,1% было в Войске Донском; менее всего - 42,86% в Кубанском казачьем войске. В то же время украинцев в Кубанском войске было 56,9%, а в Астраханском их почти не было. Калмыков было больше всего в Войске Донском - 27199 человек, что составляло 2,65% от численности войска; а татар в Оренбургском войске - 32895 человек, т. е. около 9% от всех оренбургских казаков.

Конфессиональный состав казачества также не был однородным. Доминировало, естественно, православие, которое исповедывало не менее 90% человек, старообрядцев и раскольников было около 6,8%. Большинство калмыков было ламаистами - до 1,3%; татары, кроме на-гайбаков, исповедовали, в основном, ислам -1,4%. Больше всего раскольников было в Войске Донском - 113640 человек, что составляло

10,1% от всех донских казаков; в Терском войске их насчитывалось 28420 человек, т.е. 15,6%. Самым меньшим был удельный вес раскольников в Кубанском войске - 1,5% или 13640 человек. В количественном выражении меньше всего раскольников было в Астраханском войске - 628 человек, т.е. 2,2% от всех астраханских казаков.

В итоге, казачество сформировалось как полиэтническая, социокультурная сословнослужилая общность с преобладанием русского этнического компонента, с особыми формами сословной, войсковой политической, социальной, культурной и бытовой организации, характеризующаяся поликонфессиональностью с определяющим доминированием православия.

Литература

1. Аверин И. А. Казачество // Русские / Отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. М.: Наука, 1999. С. 118-123.

2. Амелин В.В. Оренбургское казачество: история и современное положение // Казачество в социокультурном пространстве России: исторический опыт и перспективы развития: Тезисы Всероссийской научной конференции (28-29 сентября 2010 г., Ростов-на-Дону) / Отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010. С. 32-34.

3. Бирюков И.А. История Астраханского казачьего войска. Т. 1. Саратов, 1911. 687 с.

4. Великая Н. Н. Об этнических особенностях казачьих групп // Российский исторический журнал. 2008. № 1(38). С. 44-49.

5. Великая Н.Н. Политические, социальноэкономические, этнокультурные процессы в Восточном Предкавказье (XVIII - XIX вв.): автореф. дис. ... док. ист. наук. Ставрополь, 2001. 54 с.

6. Венков А.В. Попытки русского правительства увеличить количество донских казаков в 40-е годы XVII века // Возникновение казачества и становление казачьей культуры: тезисы и доклады научнопрактической конференции (15-16 октября 1999 г., Ростов-на-Дону) / Под ред. В.П. Водолацкого, А.В. Венкова. Ростов-на-Дону, 1999. С. 20-23.

7. Воронов А. А. Казачьи земли и их население (XVI в. - начало XX в.) // Казаки России. М., 1996. С. 3436.

8. Годовова Е.В. Этническая и конфессиональная толерантность как фактор обеспечения стабильности жизнедеятельности оренбургских казаков // Государственно-конфессиональные отношения: теория и практика: сборник статей. Оренбург: ООО «Агентство «ПРЕССА», 2010. С. 18-23.

9. Государственная служба казачества: история, современность, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Старый Оскол, 30 марта 2010 г.) / Отв. ред. Г.О. Мациевский. Старый Оскол: Издательство «Оскол-Информ», 2010. 200 с.

10. Давидович В.Е., Скорик А.П. Исторический социотип донской казачьей культуры // Научный альманах «Цивилизации и культуры», Вып. 3. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. М.: Изд-во Института востоковедения РАН, 1996. С. 226250.

11. Дон и степное Причерноморье XVIII - первой половины XIX в.: социальные отношения, управление, классовая борьба. Ростов н/Д, 1977.

12. Казачество в социокультурном пространстве России: исторический опыт и перспективы развития: Тезисы Всероссийской научной конференции (28-29 сентября 2010 г., Ростов-на-Дону) / Отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010. 328 с.

13. Киреев Ф.С. Осетинский феномен в истории Терского казачьего войска // Дарьял. №3. С. 270-284.

14. Колесников В.А. Хопёрские «персияне» // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы Первой региональной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции. Арма-вир-Железноводск, 1998. С. 25-26.

15. Корнеев В. Создана Ассоциация донского казачества // Известия. 1990. 10 марта.

16. Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. / Под ред. Н.А. Тройницкого. Т. I. Общий свод по Империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года. С.-Петербург, 1905. Табл.VIII. «Распределение населения по сословиям и состояниям».

17. Российский государственный архив древних актов. Ф. 1653. - Кумыцкие дела. Д. 1. Л. 277-279.

18. Российский государственный военноисторический архив (РГВИА). Ф. 1. Л. Оп. 1. Т. 1. Д. 199.

19. РГВИА. Ф. 330. Оп. 61. Д. 1896. Л. 5.

20. Римский С.В. Казачество, религия, терпимость // Международная жизнь. 1992. № 7. С. 89-93.

21. Сборник законов РФ. 2005. № 50. Ст. 5245.

22. Современное российское казачество: политический, социальный, экономический портрет; анализ тенденций и прогноз развития государственной службы российского казачества. Сборник материалов по результатам социологического исследования / Ефанова О.А., Шишова Ж.А. Соклаков А.Ю. и др. М., 2008. 48 с.

23. Футорянский Л.И. Численность, национальный и религиозный состав казачества России в 18971917 гг. // Проблемы истории казачества: Сб. науч. трудов. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 1995. С. 117-131.

24. Хорошихин М.П. Казачьи войска. СПб., 1881. 141 с.

25. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/203446.shtml [дата обращения 12.11.2010].

Старооскольский филиал Воронежского государственного университета

THE COSSACKS OF THE EUROPEAN RUSSIA AND CAUCASUS IN THE END OF XIX - BEGINNING ХХ CENTURIES:

FEATURES OF THE SOCIALLY-DEMOGRAPHIC PORTRAIT

G.O. Matsievsky.

Article is devoted ethnic, confessional and social aspects of formation and development of the Cossacks of the European Russia and Caucasus. On border XIX - ХХ century the Cossacks were polyethnic, cultural-historical estates group with prevalence of Russian ethnic component, with special forms of the class, army political, social, cultural and household organization, characterized by polyreligiousness with defining domination of Orthodoxy

Key words: Cossacks, ethnos, religions, estates

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.