Научная статья на тему 'Казачество Азиатской России в конце XIX - начале ХХ вв. : особенности социально-демографического портрета'

Казачество Азиатской России в конце XIX - начале ХХ вв. : особенности социально-демографического портрета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
991
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО АЗИАТСКОЙ РОССИИ / ЭТНОС / КОНФЕССИИ / СОСЛОВИЯ / ASIAN RUSSIA COSSACKS / ETHNOS / RELIGIONS / CLASSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мациевский Г. О.

Статья посвящена этническим, конфессиональным и социальным аспектам формирования и развития казачьих войск Азиатской России. Автором дана подробная характеристика казачества на рубеже XIX-ХХ вв. которое представляло тогда полиэтническую, социокультурную сословно-служилую общность с преобладанием русского этнического компонента, с особыми формами сословной, войсковой политической, социальной, культурной и бытовой организации, характеризующейся поликонфессиональностью с определяющим доминированием православия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASIAN RUSSIA COSSACKS IN THE END OF THE XIX-th - BEGINNING OF THE

The article is devoted to ethnic, confessional and social aspects of formation and development of the Cossack armies of the Asian Russia. The author gives the detailed characteristics of the Cossacks at the turn of the XIX-ХХ centuries which represented polyethnic, social and cultural, class and employment communiity with prevalence of Russian ethnic component, with special forms of the class, army and political, social, cultural and household organization characterized by the polyreligious features with significant predominance of Orthodoxy.

Текст научной работы на тему «Казачество Азиатской России в конце XIX - начале ХХ вв. : особенности социально-демографического портрета»

УДК 94(470)"18/19" Г.О. Мациевский

КАЗАЧЕСТВО АЗИАТСКОЙ РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.:

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА

Статья посвящена этническим, конфессиональным и социальным аспектам формирования и развития казачьих войск Азиатской России. Автором дана подробная характеристика казачества на рубеже XIX-XX вв. которое представляло тогда полиэтническую, социокультурную сословно-служилую общность с преобладанием русского этнического компонента, с особыми формами сословной, войсковой политической, социальной, культурной и бытовой организации, характеризующейся поликонфессиональностью с определяющим доминированием православия.

Ключевые слова: казачество Азиатской России, этнос, конфессии, сословия.

G.O. Matsievsky THE ASIAN RUSSIA COSSACKS IN THE END OF THE XIX-th - BEGINNING OF THE ХХ-th CENTURIES: SOCIODEMOGRAPHIC PICTURE PECULIARITIES

The article is devoted to ethnic, confessional and social aspects of formation and development of the Cossack armies of the Asian Russia. The author gives the detailed characteristics of the Cossacks at the turn of the XIX-XX centuries which represented polyethnic, social and cultural, class and employment communiity with prevalence of Russian ethnic component, with special forms of the class, army and political, social, cultural and household organization characterized by the polyreligious features with significant predominance of Orthodoxy.

Key words: Asian Russia Cossacks, ethnos, religions, classes.

В настоящее время казачество переживает очередной виток своего «возрождения». Действуют десятки общественных казачьих организаций, объединяющих в своих рядах более 5 млн человек. Создан государственный реестр казачьих обществ РФ, в который вошли более 740 тыс. казаков, объединившихся в 11 войсковых и 6 отдельных окружных казачьих обществ.

За 20 лет существования движения за возрождение казачества (с конца 1980-х гг.) только федеральными органами государственной власти (Президентом, Верховным Советом, Государственной Думой, Правительством) было издано более 200 нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс возрождения казачества, логику его взаимодействия с органами власти различного уровня.

5 декабря 2005 г. Президентом РФ В.В. Путиным был подписан Федеральный закон № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»1, определивший правовую и организационную основы несения российским казачеством государственной службы. А 3 июля 2008 г. Президентом РФ Д.А. Медведевым была утверждена «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества»2.

Однако до сих пор ни у представителей государственной власти, ни у самих казаков нет однозначного понимания того, что же значит «возрождение» казачества. Некоторые исследователи предлагают трактовать термин «возрождение» как категорию «социальной реконструкции»3, другие - как реформаторский процесс, или как процесс самовосстановления казачества4, третьи - как «возобновление многонационального российского духа во всех его видах»5, четвертые - как «воскресение тех черт, которые предопределяют его

1 СЗ РФ. - 2005. - № 50. - Ст. 5245.

2 Официальный сайт Президента РФ : http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/203446.shtml.

3 Астапенко Г.П. Возрождение казачества как процесс социальной реконструкции // Возрождение казачества (история, современность, перспективы): тез. докл. Всерос. науч. конф. - Ростов-н/Д.: Логос, 1995. - С. 14.

4 Трут В.П. Возрождение казачества: сущность, пути, перспективы // Проблемы казачьего возрождения: сб. ст. - Ростов-н/Д., 1996. -Ч. 1. - С. 80.

5 Глущенко В.В. Казаки и народы Кавказа. - 2-е изд. - Ростов-н/Д.: Молот, 1999. - С. 145.

1B6

сущность как субэтноса»6. Сами казаки под «возрождением» зачастую понимают возвращение к образу жизни, сложившемуся к концу XIX - началу ХХ вв.7, «возрождение разрушенного казачьего уклада»8.

В этой связи достаточно актуальным для осмысления продолжает оставаться вопрос - что же представляло из себя казачество в конце XIX - начале XX вв. (сословие? этнос? субэтнос? социосубэтнос?). От ответа на него зависит и государственная политика в отношении казачества, и политическая жизнь самого казачества.

Цель исследований. Рассмотреть некоторые социально-демографические особенности

формирования казачьих войск Азиатской России.

Российское казачество на рубеже веков

На рубеже XIX-XX вв. для Российской империи была характерна сложная этноконфессиональная и социальная структура, предполагавшая одновременное сосуществование и наложение этнокультурных особенностей, поликонфессиональности, классовой организации общества, активно оформлявшейся в условиях пореформенного развития государства, и традиционных сословий.

Согласно первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. казачество («войсковые казаки» по переписи) рассматривалось лишь с точки зрения его сословного состояния и составляло9 мужчин -1448382 чел., женщин -1480460 чел., всего - 2928842 чел., т.е., около 2,34 % от всех «русских подданных». В европейской части России проживало 1439750 человек обоего пола (1,55 % от всех «русских подданных» региона), на Кавказе - 968742 человек обоего пола (10,6% от всех «русских подданных» региона), в Сибири -256401 человек обоего пола (4,5 % от всех «русских подданных» региона), в Средней Азии - 253862 человек обоего пола (3,29 % от всех «русских подданных» региона), в Привисленской губернии - 1709 человек обоего пола (0,02 % от всех «русских подданных» региона), в Хиве - 43 человека, в Бухаре - 423 человека, в заграничном плавании на военных судах - 3 человека, в Финляндии - 2 человека. Таким образом, наибольшая концентрация казачьего сословия была на Кавказе, затем в Сибири и Средней Азии. Наименьшая концентрация в Финляндии, Хиве, Бухаре и Привисленской губернии (территория бывшего «Польского царства»). При этом в среднем по России в сельской местности проживало 2756921 человек обоего пола (т.е. 94,13 % от всех казаков), а в городах - 171921 человек обоего пола (5,87 % от всех казаков). Соотношение мужчин и женщин было почти идеальным - 49,45 и 50,55 % соответственно10.

Как военно-служилое сословие, казачество было представлено 11 казачьими войсками: Донским,

Кубанским, Терским, Уральским, Сибирским, Астраханским, Оренбургским, Забайкальским, Семиреченским, Амурским и Уссурийским, а также Якутским городовым казачьим пешим полком, Иркутским и Красноярским казачьими дивизионами, Камчатской городовой казачьей конной командой.

Каков же был этнический, социальный и конфессиональный состав казачества на рубеже XIX-XX вв.? Можно ли говорить о том, что казачество Азиатской России представляло из себя отдельный казачий этнос или субэтнос?

Этноконфессиональные и социальные особенности формирования казачьих войск Азиатской России

К казачьим войскам Азиатской России традиционно относят Сибирское казачье войско,

располагавшееся на территории Акмолинской, Семипалатинской областей и Томской губернии;

Забайкальское казачье войско (Забайкальская область), Семиреченское казачье войско (Семиреченская область), Амурское казачье войско (Амурская область), Уссурийское казачье войско (Приморская область). Уральское казачье войско располагалось на территории Уральской области, которая, согласно первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., была отнесена к Средней Азии. В связи с этим видится целесообразным рассматривать данное войско как «азиатское», тем более, что многие потомки

6 Козлов А.И. Возрождение казачества: история и современность (эволюция, политика, теория). - Ростов-н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1995. - С. 139.

7 Давидович В.Е., Скорик А.П. Исторический социотип донской казачьей культуры // Цивилизации и культуры. Вып. 3. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. - М.: Изд-во Ин-та востоковедения рАн, 1996. - С. 244.

8 Корнеев В. Создана Ассоциация донского казачества // Известия. - 1990. - 10 марта.

9 Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Т. 1. Общий свод по Империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года / под ред. Н.А. Тройницкого. - СПб., 1905. - Табл.УШ.

10 Там же.

уральских (яицких) казаков на сегодняшний день продолжают проживать на территориях Среднеазиатских республик, прежде всего, Казахстана.

Уральское казачье войско было образовано в 1775 г. путём преобразования Яицкого казачьего войска. Старшинство ведёт от 1591 г., первого упоминания о службе Яицких казаков Московскому государству в наказе, данном царём Федором Иоанновичем Астраханским воеводам.

Первоначальный состав Яицкого войска формировался за счёт вольных и «воровских» людей Поволжья и Центральной России. Некоторые исследователи в качестве исторического ядра яицких казаков предлагают рассматривать новгородских ушкуйников11 с небольшим «вкраплением» башкир, татар, удмуртов, марийцев и других местных народов.

Во второй половине XVII в. этнический состав яицкого казачества продолжал оставаться практически однородным. В его ряды влились выходцы из Центральной России, среди которых были участники всевозможных бунтов (соляного, медного, стрелецких и прочих), беглецы-старообрядцы, нашедшие на Яике надёжное пристанище. Переписи, проведённые комиссиями поручика Е.И. Кроткова и полковника И.И. Захарова (1718-1724 гг.), показали, что подавляющее большинство яицкого казачества составляли русские. Нерусское происхождение имели около 6 % казаков, подавляющее большинство из которых были татары, башкиры и калмыки. В XVIII в. ввиду предпринимаемых правительством мер, направленных на прекращение миграций крестьян на окраины, пополнение казачьих рядов шло преимущественно за счёт приёма в войско «инородцев». Так, если к 1723 г. в нём насчитывалось 43 калмыка, то уже к 1725 г. ряды войска пополнились ещё 110 калмыками12.

По указу императрицы Анны Иоановны от 10 июня 1734 г. часть туркменов и каракалпаков, перешедших в русское подданство, влились в яицкое казачество. С 1754 г. в соответствии с проектом И.И. Неплюева о реформировании Яицкого войска было постановлено, что казаками могут стать только «сущие тутошних казаков дети, а не пришлые»13.

В XIX в. этнический состав Уральского войска не претерпел существенных изменений. Приём в казаки иногородних жителей либо «инородцев» был минимален. В то же время различные этносы традиционно присутствовавшие в войске, сохраняли определённые особенности культурного, бытового и религиозного характера. В 1862 г. из 81998 число казаков насчитывало: русских 70331 (86 %) человек, башкир - 6095 (7 %), татар - 4168 (5 %), калмыков - 1184 (1,4 %) человек, все остальные (преимущественно, каракалпаки) составляли очень незначительную часть14. В 1865 г. из состава Уральского войска был выведен башкирский отдел.

В соответствии с результатами первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. в Уральском войске насчитывалось 114166 казаков. Среди них русских - 106688 (93,5 %) человек, татар -6304 (5 %), калмыков - 963 (0,8 %) человек. Все же остальные вместе взятые насчитывали 211 человек, что составляло менее 0,2%15. Всего же среди казаков Уральского войска были указаны представители 10 национальностей16.

В войске достаточно сильным был старообрядческий компонент. По данным Л.И. Футорянского, в 1901 г. в нём насчитывалось 63 346 (50 %) раскольников17.

Сибирское казачье войско было образовано в 1808 г. вследствие необходимости укрепления границы в Западной Сибири после увода с неё на запад в связи с антинаполеоновскими войнами регулярных драгунских, мушкетёрских и егерских полков.

Старшинство ведёт от 1582 г., когда, по летописному преданию, царь Иван Грозный в награду за взятие Сибирского ханства дал дружине Ермака наименование «Царская Служилая Рать». Ядро войскового сословия генетически восходит к городовому казачеству Западной Сибири XVII в.18 В течение XVIII в. часть городовых казаков была переселена на границу, что дало начало линейному казачеству, постепенно оформившемуся в войсковую организацию.

11 См., например: Карпов А.Б. Уральцы: исторический очерк. - Уральск, 1911. - Прил. № 1. - Ч. 1. - С. 1-16.

12 Витевский В.Н. Уральское войско до появления Пугачёва // Русский архив. - 1879. - С. 29-30.

13 Рознер И.Г. Социально-экономические отношения на Яике накануне крестьянской войны под руководством Пугачёва // Научные записки Киевского финансово-экономического института. - Киев, 1959. - С. 270.

14 Рябинин АД. Уральское казачье войско. - СПб., 1866. - Т. 1. - С. 330-331.

15 Первая всеобщая перепись населения Российской империи. - СПб., 1904. - Т. 88. - С. 116-117.

16 Дубовиков А.М. Многонациональный состав Уральского казачьего войска в ХУШ-Х1Х вв. // Военная летопись Отечества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mil.ru/files/20(06).doc.

17 Футорянский Л.И. Численность, национальный и религиозный состав казачества России в 1897-1917 гг. // Проблемы истории казачества: сб. науч. тр. - Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 1995. - С. 123.

18 Шулдяков В.А. Гибель Сибирского казачьего войска. 1917-1920. - М.: Центрполиграф, 2004. - Кн. 1. - С. 12.

При этом в составе войска находились потомки башкир, мещеряков и запорожцев, зачисленных в линейные казаки в 1760-1770-х гг., были также потомки крещённых джунгар и киргиз-кайсаков (казахов)19. После Отечественной войны 1812 г. к войску были приписаны пленные поляки, воевавшие в армии Наполеона.

Согласно формулярным спискам, в Сибирском линейном казачьем войске в 1813 г. числилось 6 666 человек, включая резервных и нестроевых. Подавляющее большинство - 5039 человек (75,6 %) - были детьми казачьими, на втором месте - 1384 (20,7%) - солдатские и драгунские дети и «малолетки», крестьянами по происхождению оказались 28, колодниками, отбывшими срок наказания и получившими свободу, и колодничьими детьми - 9, вольноотпущенными дворовыми - 4 человека. Представителей других национальностей среди казаков насчитывалось из поляков - 66 человек, башкир - 18, киргизов - 98 человек20.

При этом необходимо иметь в виду то обстоятельство, что в сибирской казачьей среде имели место частые межэтнические браки и поэтому часть казаков являлась метисами или даже вообще потеряла чисто славянские антропологические черты. Г.Е. Катанаев по поводу линейных казаков отмечал: «Мы, по всей вероятности, не ошибемся, если скажем, что наибольшее влияние на метисацию как в количественном, так и в качественном отношении, имели калмыки и киргизы... Дети, родившиеся от русского и киргизки, по физическому и даже нравственному своему складу более походят на киргиза, чем на русского»21.

В 1846 г. к Сибирскому линейному войску было приписано свыше 6 тыс. казенных крестьян и 4 тыс. переселенцев из внутренних губерний, в результате чего его численность выросла до 29138 чел. мужского пола, т.е. увеличилась почти в два раза. К 1855 г. его численность достигла почти 80 тыс. человек обоего пола, в том числе 40 тыс. человек мужского пола войскового сословия, из которых на действительной службе состояли 12500 казаков.

К 1860 г. военные линии из границы превратились во внутренние районы государства, Степная Сибирь и Семиречье были замирены, а на следующий год войско подверглось существенной реорганизации. Оно было переименовано в Сибирское казачье войско, куда были причислены Тобольский казачий конный полк, Тобольский казачий пеший батальон и Томский городовой казачий полк.

В 1897 г., согласно данным первой всеобщей переписи, Сибирское войско насчитывало в своем составе: мужчин - 56470 человек, женщин - 58791, всего - 115261 человек22. При этом на территориях Акмолинской и Семипалатинской областей, где проживало 89,73% всех сибирских казаков, распределение населения по родному языку была следующей: русский - 93631 (90,57 %), украинский - 4174 (4,04 %), татарский - 1425 (1,38 %), другие (в том числе мордва) - 4123 (4,01 %) человек23.

Этнический состав Сибирского казачьего войска к началу Первой мировой войны был представлен русскими (94,3 %), мордвой (4,89 %) и татарами (0,81 %)24. Последние были мусульмане. Раскольников и сектантов среди сибирцев было чуть более 1 %, остальные 98,19 % - православные25.

Забайкальское казачье войско было создано в 1851 г. из «коренных казаков» (41,1 % от общего числа), крестьян и бурят (58,9 %)26. Ведёт старшинство от 1655 г., когда казаками «Служилой Рати» и служилыми людьми были основаны Верхнеудинский, Иргенский и Нерчинский остроги, ставшие опорными пунктами России в Сибири.

К 1802 г. на китайской границе Забайкалья состояло 958 казаков (24,83 %), бурятов, сведенных в 4 конных полка, - 2 400 человек (62,19 %), тунгусов, служивших в пятисотенной конной команде, - 501 человек (12,98%); а всего на казачьей службе находилось 3859 человек. В 1822 г. была устроена пограничная линия с Китаем и охрана её была возложена на казаков и инородцев. Линия делилась на три отделения: Цурухайтуевское, Тункинское и Харацайское. В составе казачьих гарнизонов и разъездных отрядов, кроме 8 сотен и одной конной команды Забайкальских казаков, состояли 4 шестисотенных бурятских полка и 1 тунгусский полк, переформированный из бывшей пятисотенной команды.

19 Петров В.И. К вопросу о социальном происхождении сибирского казачества (XVIII - первая половина XIX вв.) // Сибирь периода феодализма. - Новосибирск, 1965. - Вып. 2. - С. 209.

20 Зуев А.С. Социальное и этническое происхождение казаков Сибирского линейного казачьего войска (по данным формулярных списков 1813 г.) // http://sibistorik.narod.rU/project/conf2010/zuev-as.htm#_ftn18 (дата обращения 3.01.2011).

21 Цит. по: Каженова Г.Т. Этнические аспекты истории Сибирского линейного казачества // Степной край Евразии: ист.-культ. взаимодействия и современность: тез. докл. и сообщ. III науч. конф. - Астана, 2003. - С. 82.

22 Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. ...

23 Футорянский Л.И. Указ. соч.

24 Отчет о состоянии Сибирского казачьего войска за 1913 год. - Омск, 1914. - Ч. 2 (Гражданская). - С. 18.

25 Там же. - С. 19-20.

26 Сергеев О.И. Казачество на русском Дальнем Востоке в ХУИ-Х1Х вв. - М., 1983. - С. 48.

Согласно Высочайше утверждённому положению от 1851 г., войско было образовано по особому, ещё нигде не применявшемуся образцу и состояло из двух родов войск - конницы и пехоты. Конницу составляли большей частью казаки и инородцы, а пехоту - крестьяне и часть городовых казаков. Всего в войске числилось 51461 человек, из которых казаков Забайкальского городового полка было 1415 человек, станичных казаков Верхнеудинского и Нерчинского округов - 1157, казаков Харацайского отделения пограничной китайской линии - 1805, казаков Цурухайтуевского отделения - 5738, крестьян Верхнеудинского и Нерчинского округов - 823, заводских крестьян Нерчинского округа - 28992, бурятов из числа пограничных конных полков - 9864, казаков Тунгусского конного полка - 1667 человек27.

В 1855 г. в Забайкальском войске насчитывалось войскового сословия обоего пола 107685 душ, из них служилого состава - 20180 человек, из которых на действительной службе в мирное время находилось всего 2865 казаков. В следующем году списочный состав служилого разряда уменьшился до 17659 человек, что произошло из-за переселения двух конных полков и четырёх пеших батальонов на Амур в состав нового казачьего войска - Амурского.

К 1897 г. в Забайкальской области казачьего сословия насчитывалось 96933 мужчин, 98320 женщин, всего 195253 человека28. Из них имели родной русский язык - 167573 (85,82 %) человек, украинский - 248 (0,13 %), бурятский - 27155 (13,90 %), другой - 277 (0,15 %) человек29. К последующим, скорее всего, можно относить эвенков.

Верующие русские и украинцы были православными (в том числе старообрядцами 0,1 %), буряты -буддистами (махаяна), эвенки - православными и шаманистами.

Семиреченское казачье войско было образовано в 1867 г. из части Сибирского казачьего войска на территории Семиреченской области. Вело старшинство (1582 г.) от того же события, что и Сибирское казачье войско.

Первоначально в состав войска было зачислено около 15 тыс. душ из Сибирского войскового сословия обоего пола из ранее поселившихся на территории Туркестанского округа. В 1869 г. Высочайшим повелением в состав Семиреченского войска зачислены китайские эмигранты - маньчжуры, калмыки и др. в числе 400 душ.

Воскового сословия, согласно первой всеобщей переписи 1897 г., на территории войска проживало из числа мужчин 14356 человек, женщин - 14361, всего - 28717 человек30. Л.И. Футорянский на этот год приводит другое количество - 29757 душ обоего пола казачьего сословия. Распределение казачьего населения по языку было следующим: русский - 28125 (94,51 %) человек, украинский - 299 (1 %), калмыцкий

- 104 (0,35 %), татарский - 408 (1,37 %), другие - 676 (2,27 %) человек31. Среди конфессий доминировало православие, при этом данных о количестве раскольников в Семиреченском войске нет.

Амурское казачье войско было образовано в 1858 г. за счёт переселения на Амурскую линию 800 забайкальских казаков (по некоторым данным более 13 тыс.) и 2 тыс. солдат штрафных частей из корпуса Внутренней стражи. Оно имеет старшинство от 1655 г., года начала освоения Приамурья казаками во главе с атаманом Степановым, исследования ими побережья реки Сунгари и строительства Кумарского острога.

Амурское войско было одним из самых однородных в этническом плане казачьих войск. По Переписи 1897 г. войсковых казаков на территории войска проживало мужчин - 11129 человек, женщин - 10440, всего

- 21 569 человек. Из них русский в качестве родного языка определило 21507 (99,71 %) человек, а украинский - 62 (0,29 %)32.

В 1889 г. Амурские казаки получили пополнение за счёт новых переселенцев: 62 семьи забайкальских и 1052 семьи донских, кубанских и оренбургских казаков, а станицы и посёлки, расположенные по р. Уссури были выделены в Уссурийское казачье войско.

В 1889 г. по повелению Императора Александра III было создано Уссурийское казачье войско, главной задачей которого определялась охрана границ России на Дальнем Востоке.

Старшинство велось от Амурского казачьего войска (1655 г.), в составе которого 1 июня 1860 г. был сформирован Уссурийский казачий пеший батальон.

27 Савельев Е. Племенной и общественный состав казачества (исторические наброски) // Донские областные ведомости. - 1913. -№ 203. - С. 3.

28 Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. ...

29 Футорянский Л.И. Указ. соч.

30 Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. ...

31 Футорянский Л.И. Указ. соч.

32 Футорянский Л.И. Указ соч.

Ещё до образования войска, к 1862 г., на его будущей территории по Амуру и Уссури проживало около 5400 казаков - бывших крестьян Забайкальской области. Среди них был распространён северорусский сибирский тип культуры с заметным влиянием традиций бурят и коренных тунгусоязычных народов, что отразилось на их облике. В этническом отношении уссурийские казаки представляли собой особую группу русских, образованную от смешанных браков русского старожильческого населения Забайкалья с эвенками и бурятами, так называемые «гураны». Среди уссурийцев было много недавних горнозаводских крестьян, повёрстанных в казачество за 6-7 лет до переселения на Дальний Восток. Они только учились военному искусству, не имели навыков рачительного хозяйствования, а поэтому были слабыми земледельцами. Более того, переезд казаков и крестьян из Забайкалья не был добровольным. Они выбирались по жребию, волей или неволей должны были бросить свою родину и идти на новые, неведомые для них земли. Только достаточно состоятельные казаки, на долю которых выпадал жребий переселения, могли отделаться от этой «ссылки», наняв вместо себя охотников, так как подобный наём был местными властями разрешён. Разумеется, «продавать» себя в «казаки» соглашались только одни бобыли, голь. Таким образом, казаки сразу стали смотреть враждебно на новый край, а на себя самих, как на ссыльных.

В 1879 г. произошло переселение почти половины казачьего населения, проживавшего на Уссури (390 семей - 2615 чел.) в Южно-Уссурийский район с целью освоения Южного Приморья и охраны его границ.

С 1895 по 1901 г. происходит переселение казаков на Уссури из Донского, Оренбургского, Кубанского, Терского, Уральского, Забайкальского казачьих войск в количестве свыше 7,5 тыс. человек. Между ними существовали различия в материальной и духовной культуре, в семейном и бытовом укладах. Но в основном они были носителями преимущественно южнорусской и украинской традиций.

В 1897 г. на территории Приморской области проживало войсковых казаков из числа мужчин - 7563 человек, женщин - 6112, всего - 13765 человек33. По этническому составу уссурийское казачество было близко амурскому. Здесь также доминировал великорусский язык (около 99,8 %).

По конфессиональной принадлежности казачья среда не была столь однородной. На Дальний Восток переселялись не только последователи официального православия, но и приверженцы «старой веры», и представители некоторых сект протестантского толка, в частности, штундисты.

За счёт продолжавшихся переселений казаков Кубани, Терека и Урала, а также приписанных к казачеству крестьян, на 1 января 1915 г. на территории Уссурийского казачьего войска проживало 44234 человек, из них войскового сословия 33823: 17579 мужчин и 16244 женщины34.

Выводы

Таким образом, к концу XIX в. казачьи войска Азиатской России не были этнически однородными. Преимущественно они были представлены русскими - до 90,3 % и бурятами - 5,88 %. Татары составляли 1,7 %, украинцы - около 1 %, калмыки - 0,02 %. Других, к которым можно отнести марийцев, эвенков, башкир, алтайцев и т.д., было около 1,1 %. При этом самыми этнически однородными были Амурское и Уссурийское казачьи войска, где доля русских составляла более 99,7 %. Самым этнически мозаичным было Забайкальское войско, где русских было всего 85,82 %, украинцев - 0,13, бурят - 13,9, других - 0,15 %.

В вероисповедальном плане наблюдалась неменьшая пестрота. Доминировало, безусловно, православие, которое исповедовали не менее 87,63 % казаков. В числе раскольников было 8,62 %, мусульман - до 1,23, буддистов - 2,52 %, в число которых входили шаманисты, католики - около 0,003 %. Более всего раскольников (около 50 % от состава всего войска) было в Уральском войске, буддистов (13,9 % войскового состава) в Забайкальском, мусульман - в Уральском (5 %) и Сибирском (1,1 %). Амурское и Уссурийское казачьи войска были практически полностью представлены православным вероисповеданием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Становление и развитие «азиатских» казачьих войск происходило в основном в XIX в., в период расцвета имперской политики России, освоения ею Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока. В этих условиях государство создавало, распускало и реформировало казачьи войска, исходя их своих хозяйственно-экономических, военно-политических, дипломатических и иных интересов. В пополнении казачьих войск принимали участие представители разных социальных и сословных групп. Государство активно «оказачивало» государственных и заводских крестьян, мещан, приписывало к казачьему сословию военнопоселенцев, солдат, ссыльных, военнопленных, инородцев и др. Важно отметить, что в большинстве

33 Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. ...

34 Годовой отчет Уссурийского казачьего войска по гражданской части за 1914 г. - С.4; Населенные и жилые места Приморского района 1915 г. Крестьяне. Инородцы. Желтые. Перепись населения 1-20 июня 1915 г. - Владивосток, 1915. - С. 94-98.

своём азиатские казаки не обладали сложившимися сословными традициями, а их самосознание было более крестьянским, чем казачьим (в отличие от казачьих сообществ Европейской России и Кавказа).

К началу ХХ в. казачество сформировалось как полиэтническая, социокультурная сословно-служилая общность с преобладанием русского этнического компонента с особыми формами сословной, войсковой политической, социальной, культурной и бытовой организации, характеризующаяся поликонфессиональностью с определяющим доминированием православия не только как веры, но и как культурно-идеологической основы российской имперской государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.