ГЛАВНАЯ ТЕМА
Национальные стандарты:
актуальное содержание регламента и успех государственной программы
ГУТНИК Б.Е., зам. директора по экономическим связям и маркетингу, ЯНКОВСКИЙ К.С., зав. отделом стандартизации и сертификации ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова Россельхозакадемии
В соответствии с целями «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» валовое производство АПК должно вырасти к 2012 году на 24,1 % по сравнению с показателями 2006 года. В значительной мере этот рост призвано обеспечить животноводство ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
Гутник Б.Е. Янковский К.С.
Программой предусмотрено, например, к 2012 году увеличить до 70 % долю российских предприятий в формировании ресурсов мяса, и более 81 % — молока. Среднедушевое пот реб-ление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо увеличится с 55 кг в 2005 году до 73 кг в 2012 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко, соответственно, — с 235 до 261 кг.
Достижение поставленных целей возможно только на пути повышения эффективности агропромышленного комплекса, которая напрямую зависит от успешной реализации реформы технического регулирования Реформа подразумевает принятие ряда технических регламентов, обеспечивающих необходимое правовое регулирование процессов производства и обращения продукции АПК.
Основным документом, который будет обеспечивать правовое регулирование в мясной отрасли, станет, разрабатываемый в настоящее время, технический регламент «О требованиях к мясу и мясной продукции, их производству и обороту».
Неотъемлемой частью исполнения требований технического регламента «О требованиях к
мясу и мясной продукции, их производству и обороту» является наличие современных стандартов, которые, в свою очередь должны стать доказательным инструментом, необходимым для его эффективной работы. Поэтому, согласно Федеральному закону № 184 «О техническом регулировании» от 27.12.02 г., необходимо создание Перечней национальных стандартов, один из которых на добровольной основе, а другой в обязательном порядке, будут применяться для соблюдения требований технических регламентов.
При этом, надо понимать, что без надлежащей актуализации национального фонда стандартов мясной промышленности создание таких Перечней было бы не совсем правильным. Наличие актуальных стандартов, в свою очередь, создаст условия для нормального обеспечения производства качественной и безопасной мясной продукцией для населения.
Мы считаем, что реализацию Государственной программы развития АПК целесообразней начать с разработки научно-обоснованных современных требований к сырью и тем самым заложить стимулы к производству более конкурентоспособных видов сельхозпродукции. При этом надо устанавливать в разрабатываемых национальных стандартах повышенные требования к уровню качества продукции и вместе с этим не забывать о поддержании уровня рентабельности ее реализации.
В мясной отрасли мы эту работу уже начали с создания гармонизированных с международными стандартами ООН национальных стандартов «от поля до прилавка»:
— ГОСТ Р «Крупный рогатый скот для убоя. Говядина и телятина в тушах, полутушах и четвертинах. ТУ»,
— ГОСТ Р «Свиньи для убоя. Свинина в тушах, полутушах и четвертинах. ТУ»,
— ГОСТ Р «Овцы и козы для убоя. Баранина, ягнятина и козлятина в тушах, полутушах и четвертинах. ТУ».
ГЛАВНАЯ ТЕМА
На сегодняшний день один из вышеперечисленных стандартов, ГОСТ Р «Овцы и козы для убоя. Баранина, ягнятина и козлятина в тушах, полутушах и четвертинах. ТУ», разработанный коллективом авторов нашего института и Ставропольского института животноводства и кормопроизводства Россельхозакадемии, уже утвержден.
Сегодняшнее увеличение производства отечественной свинины диктует необходимость скорейшей разработки ГОСТ Р «Свиньи для убоя. Свинина в тушах, полутушах и четвертинах. ТУ» и ГОСТ Р «Мясо. Разделка свинины на отрубы. ТУ». Для завершения этой работы по созданию современных требований к свиньям и свинине требуется финансирование.
Важность разработки этих стандартов связана с тем, что существующая в Российской Федерации система оценки и классификации сельскохозяйственных животных и мяса, не учитывает всего качественного разнообразия сырья и в этой связи не стимулирует рост производства и улучшение качества мяса, а так же внедрение интенсивных методов выращивания и откорма скота.
Разработка этих объединенных ГОСТов вписывается в концепцию Белой книги Комиссии ЕС (европейское продовольственное право) по принципу определения политики безопасности, охватывающей всю цепь производства пищевой продукции от производителя до потребителя, включающей всех участников этого процесса.
Создание национальных стандартов на сырье диктует необходимость в разработке стандартов на продукцию.
При этом, в мясной отрасли, создание национальных стандартов на продукцию вида ТУ позволит законодательно, при вступлении Российской Федерации в ВТО, закрепить требования к традиционным видам нашей продукции, поскольку каждая страна мира имеет свои традиционные виды мясных продуктов, например: «Лионская колбаса», «Пармская ветчина», «Испанский хамон» и др. Для России такой мясной продукцией является «Докторская колбаса», «Тамбовский окорок», «Воронежский окорок» и др. Сохранение этих продуктов для нашего потребителя может обеспечить только разработка ГОСТов вида ТУ на эти виды мясной продукции. Причем, национальные стандарты такого вида не настроены на гармонизацию требований с зарубежными стандартами и должны иметь место в национальной системе стандартизации для сохранения традиций отечественного мясного производства.
Для осуществления этого необходимо создать на базе Государственных стандартов СССР следующий ряд стандартов:
— Колбасы полукопченые. ТУ и Колбасы жареные. ТУ (разработка ГОСТов Р на базе ГОСТ 16351-86),
— Колбасы конские вареные. ТУ и Колбасы конские полукопченые. ТУ (разработка ГОСТов Р взамен стандартов РСФСР),
— Продукты из свинины вареные. ТУ (разработка на базе ГОСТ 18236-85),
— Продукты из свинины копчено-вареные. ТУ (разработка на базе ГОСТ 18255-85),
— Колбасы варено-копченые. ТУ (разработка на базе ГОСТ 16290-86).
Следует обратить внимание, что в процесс актуализации фонда стандартов на традиционную для отечественного потребителя продукцию будут вовлечены и стандарты двойного назначения, по которым выпускаются продукты питания для спецпотребителей. На примере нашей отрасли можно сказать, что надо разработать следующие стандарты на консервную продукцию:
— Консервы мясные. Мясо тушеное. ТУ (разработка на базе ГОСТ 697-84, ГОСТ 5284 84, ГОСТ 698 84),
— Консервы мясные. Мясо рубленое. ТУ (разработка ГОСТ Р на базе ГОСТ 9936-76, ГОСТ 15170-91, ГОСТ 17707-72),
— Консервы мясорастительные. ТУ (разработка ГОСТ Р. на базе ГОСТ 8286-90, ГОСТ 8687-65, ГОСТ 10907-64). Приоритетным в направлении развития
стандартизации мясной отрасли должна также стать и гармонизация требований национальных стандартов на методы испытаний с действующими международными стандартами ИСО.
Для отрасли необходимо так же создать ряд стандартов на методы испытаний, обеспечивающие высокую скорость получения результатов. Для этого надо пересмотреть стандарты по выявлению микроорганизмов в мясе и мясных продуктах и включить в них (в стандарты) новые, современные методики экспресс-анализа, с использованием хроматогенных питательных сред (срок получения результата выявления до 24-28 ч.) и экспресс-методов анализа (срок получения результата от 12 до 20 ч.).
Применение при изготовлении мясной продукции широкого ряда пищевых добавок диктует необходимость контроля их остаточного содержания в готовой продукции. Необходимо также разработать на базе стандартов ИСО отечественные национальные стандарты прямого применения методов обнаружения ГМО в продукции мясной промышленности.
Не смотря на отсутствие необходимого финансирования работ по стандартизации,
Создание национальных стандартов на продукцию вида ТУ позволит законодательно, при вступлении Российской Федерации в ВТО, закрепить требова-ния к традиционным видам нашей продукции, по скольку каждая страна мира имеет свои традиционные виды мясных продуктов.
ВСЕ О МЯСЕ, 3-2008
19
ГЛАВНАЯ ТЕМА
институт с 2003 года по настоящее время разработал 12 национальных стандартов. В текущем году наш институт разрабатывает семь национальных стандартов, из которых шесть — на повышение конкурентоспособности продукции мясной промышленности и один стандарт на проведение ее испытаний. Кроме того, требует завершения, начатая в прошлом году, работа по созданию пяти национальных стандартов сырья и методов исследований.
Таким образом, для реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяй-ст венной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы» крайне важно, чтобы технический регламент «О требованиях к мясу и мясной продукции, их производству и обороту» вступил в законную силу в ближайшее время. Но, как закону, содержащему отсылочные нормы, ему необходима база стандартов, которые конкретизируют многие его статьи.
При этом главными направлениями работ по стандартизации в мясной отрасли должны служить:
— разработка новых стандартов «от поля до прилавка», охватывающих всю цепь производства мяса от производителя до потребителя,
— разработка и пересмотр стандартов вида ТУ на традиционную для российского потребителя продукцию,
— гармонизация с международными стандартами ИСО имеющегося фонда стандартов на методы испытаний,
— разработка новых стандартов на методы исследования.
И, конечно, работа по обновлению базы стандартов должна опираться на достижения
НТП. Стандарты, пронизанные идеологией научно-технического прогресса, инновационные по своему содержанию, являются эффективным приводным механизмом инновационной экономики, которая призвана решать главные задачи социально-экономического развития России в долгосрочном периоде.
Цели «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» требуют комплексных решений, в том числе и в воп росах технического регулирования. От них зависит увеличение производства и переработки животноводческой продукции, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции извне, защита здоровья потребителя от некачественной и опасной продукции, повышение конкурентоспособности отечественного АПК на мировом рынке. Насколько успешными будут эти решения, во многом определяется качеством стандартов, используемых в соответствии с отраслевым техническим регламентом.
Трезвый взгляд экспертов на биоэтанол
«Американский институт мяса» (American Meat Institute) присоединился к распространённому недавно в США заявлению учёных и общественных деятелей, которое было адресовано парламенту. В заявлении говорится о последствиях нарастающего производства моторного топлива из сельскохозяйственных культур, и эти последствия могут быть крайне нежелательными для экономики Соединённых Штатов и всего мира.
Опасения противников биоэтанола основаны в том числе и на исследованиях доктора Кейта Коллинз, бывшего главного экономиста департамента США по сельскому хозяйству и доктора Томаса Элама из FarmEcon SRL. Они представили свои новые анализы в Агентство по охране окружающей среды (EPA) в начале июня 2008 года. Оба эксперта пришли к выводу, что на рынок топлива биоэтанол не влияет, но оказывает серьёзное давление на производство и оборот продуктов питания.
Д-р Коллинз говорит в своём заключении: «Эта политика (развития биотопливной промышленности на основе продовольственных сельхозкультур, ред.) вмешивается в формирование цены, когда и без того производство кукурузы сократилось из-за неблагоприятных погодных условий 2008 года. Запланированные объемы переработки кукурузы на этанол лягут тяжелым бременем на тех, кто не является потребителем биоэтанола, особенно на животноводов. Кроме того, появление монокультур, из которых производят биотопливо, вредит экологии». «Сохранение нынешней программы производства биоэтанола в условиях меньшего урожая зерна в 2008 году станет разрушительным для мясной, молочной промышленности и для производителей домашней птицы», — заключил своё исследование доктор Томас Элам. — Потребители будут страдать от растущих цен на продовольствие и от высоких расходов на топливо. Поставки зерна на продуктовые нужды уменьшатся, и сократится производство продуктов питания. Экономике в целом будет нанесен ущерб вследствие более высоких темпов инфляции и потери рабочих мест в секторе производства продуктов питания».
Для реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйст венной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» крайне важно, чтобы технический регламент «О требованиях к мясу и мясной продукции, их производству и обороту» вступил в законную силу в ближайшее время. Но, как закону, содержащему отсылочные нормы, ему необходима база стандартов, которые конкретизируют многие его статьи.