Научная статья на тему 'Стандарты — инструмент технического регулирования и основа практики производства'

Стандарты — инструмент технического регулирования и основа практики производства Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
830
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / ЕДИНСТВО ИЗМЕРЕНИЙ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Гутник Борис Ефимович, Кузнецова Оксана Александровна, Маслова Наталья Владимировна

В 2003 году был принят Федеральный закон №184 «О техническом регулировании», положивший начало формированию новой системы технического регулирования в России. Закон был призван усовершенствовать сложную систему создания государственных стандартов, нормативных и технических требований к продукции и услугам. Новое законодательство определило центральное место системе технических регламентов, способных устранить международные барьеры для отечественных производителей и обеспечить равные условия для зарубежных и российских компаний на отечественном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Гутник Борис Ефимович, Кузнецова Оксана Александровна, Маслова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандарты — инструмент технического регулирования и основа практики производства»

Стандарты — инструмент

технического регулирования и основа практики производства

Б.Е. Гутник, О.А. Кузнецова, канд. техн. наук, Н.В. Маслова

ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова Россельхозакадемии

В 2003 году был принят Федеральный закон №184 «О техническом регулировании», положивший начало формированию новой системы технического регулирования в России. Закон был призван усовершенствовать сложную систему создания государственных стандартов, нормативных и технических требований к продукции и услугам. Новое законодательство определило центральное место системе технических регламентов, способных устранить международные барьеры для отечественных производителей и обеспечить равные условия для зарубежных и российских компаний на отечественном рынке.

Ключевые слова: техническое регулирование, стандартизация, технический регламент, единство измерений, конкурентоспособность, технический комитет.

^ Со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» (с 1 июля 2003 года) утратил свою силу Закон Российской федерации «О стандартизации», и все правовые основы стандартизации оказались сосредоточенными в Федеральном законе «О техническом регулировании», далее — ФЗ.

Исходя из ФЗ, стандартизация осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- добровольного применения стандартов;

- максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

- применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта;

- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

- обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

При этом основными целями стандартизации согласно закону являются:

- повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

- обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости резуль-

татов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

- создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации;

- содействие соблюдению требований технических регламентов.

В 2004 году практически было сведено к минимуму финансирование стандартизации, и работы по пересмотру и разработке новых стандартов существенно замедлились

Практика показала, что закон не решает всех проблем в области стандартизации. Многими участниками рынка добровольное применение стандартов было принято, как возможность отказаться вообще от требований стандартов. В результате чего в 2004 году практически было сведено к минимуму финансирование стандартизации, и работы по пересмотру и разработке новых стандартов существенно замедлились. Поэтому в Концепции развития национальной системы стандартизации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 28.02.2006 г., № 266-р говорится «В Федеральном законе "О техническом регулировании" не в полной мере отражены положения, определяющие понятие, структуру, статус, участников национальной системы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросы финансирования деятельности по разработке меж-

4

ВСЁ 0 МЯСЕ №4 август 2010

Новые стандарты — производству / ГЛАВНАЯ ТЕМА

дународных и межгосударственных стандартов. Кроме того, указанным Законом не предусмотрены отраслевые стандарты и другие нормативные документы, значение которых для производителей продукции остается весьма существенным».

В мае 2007 года и декабре 2009 года были приняты изменения к ФЗ (Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"»). Это позволило Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (Госстандарту) изменить сложившуюся ситуацию и выйти на планируемые темпы обновления фонда стандартов в размере 10 % в год, а также обеспечить поддержание на современном уровне развитие техники и технологий, в том числе в мясной отрасли.

Из 50 стандартов, обеспечивающих единство измерений при проведении оценки соответствия, требуют пересмотра и гармонизации с международными стандартами ИСО 23 документа

В настоящее время в мясной промышленности действует более 160 стандартов, в том числе:

- стандартов на продукцию — 92,

- стандартов на методы испытаний — 50,

- других стандартов — 20.

На сегодняшний день требуют пересмотра 34 (39 % от общего объема) стандарта на продукцию. Обновление стандартов крайне важно для конкурентоспособности мяса и мясных продуктов соответствующего ассортимента.

Из 50 стандартов, обеспечивающих единство измерений при проведении оценки соответствия, требуют пересмотра и гармонизации с международными стандартами ИСО 23 документа. Кроме того, необходимо разработать свыше 10 новых стандартов (гармонизированных с ИСО) на методы испытаний, в том числе, не имеющих аналогов в нашей стране. Речь идет о стандартах ИСО на обнаружение полифосфатов, красителей, свободного жира, ГМИ.

За 2005-2010 годы ВНИИМП разработал, а Госстандарт утвердил 30 стандартов на продукцию и методы испытаний, 1 стандарт на классификацию мясной продукции и 1 стандарт на термины и определения. В 2011 году будут представлены на утверждение 16 стандартов, в том числе пять — на методы испытаний.

Основной целью стандартизации в рамках технического регулирования является содействие соблюдению требований технических регламентов, что, по нашему мнению, возможно реализовывать при наличии современных национальных стандартов. Поэтому основным направлением работы ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова в области стандартизации является создание законодательной базы, которая обеспечивает соблюдение технического регламента «О требованиях к мясу и мясной продукции, их производству и обороту».

Для реализации целей стандартизации на базе ВНИИМПа функционирует Технический комитет

226 «Мясо и мясная продукция» (ТК 226). Членами ТК 226 помимо сотрудников института являются представители ведущих НИИ, Министерства сельского хозяйства, федеральных органов власти (Госстандарт, Роспотребнадзор, Россельхознадзор) и другие заинтересованные организации. Все разрабатываемые документы по стандартизации рассматриваются на заседаниях ТК 226 и согласуются ее членами. К данным документам относятся:

- национальные стандарты;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

- стандарты организаций;

- своды правил.

К приоритетным направлениям развития стандартизации мясной отрасли относятся разработка национальных стандартов на продукцию вида общих технических условий (ОТУ) и технических условий (ТУ), разработка национальных стандартов на методы испытаний, а также разработка и гармонизация требований национальных стандартов с действующими международными стандартами.

При этом стандарты вида ОТУ должны являться общеметодическими классификационно-производственными документами, содержащими:

- перечень продукции (классификацию),

- перечень методов контроля,

- показатели соответствия пищевой ценности и безопасности.

На основании национальных стандартов вида ОТУ предприятия и организации разрабатывают стандарты организаций и технические условия на продукцию.

В настоящее время наибольшее распространение имеют национальные стандарты, но можно предположить, что упрощенный порядок разработки и утверждения стандартов организаций, а также сводов правил в будущем значительно повысят популярность данных документов среди предприятий мясной промышленности.

Разработка стандартов организации (в том числе коммерческих, общественных, научных, саморегулирующихся, объединений юридических лиц) предусмотрена статьей 17 ФЗ «О техническом регулировании». Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также для распространения и использования результатов исследований (испытаний), измерений и разработок, полученных в разных областях знаний.

Стандарты организации разрабатываются на изготавливаемую в данной организации продукцию, применяемые в ней процессы и оказываемые ею услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынки, на работы, выполняемые данной организацией на стороне и оказываемые ею на стороне

№4 август 2010 ВСЁ О МЯСЕ

5

услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

Стандарты организации разрабатываются на принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний, полученные в результате научных исследований, а также на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством и другие виды деятельности.

При этом стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов и национальных стандартов, содействующих соблюдению требований технических регламентов.

Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий

Федеральным законом «О техническом регулировании» установлено, что стандарты могут заменяться сводами правил. Это допускается в случаях отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования «в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации».

Свод правил — это документ, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, которые применяются на добровольной основе.

Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

За последние годы ВНИИМПом им. В.М. Горбатова был разработан ряд национальных стандартов вида технических условий, которые охватывают основные направления мясной промышленности.

В области первичной переработки скота актуализированы стандарты на крупный рогатый скот и мясо из него; свиней и мясо из них; овец, коз и мяса из них. Новые стандарты стимулируют сельхозпроизводителей выращивать мясные породы скота, а предприятия — проявлять внимание к выходу мышечной ткани.

Созданы национальные стандарты на консервы мясные, такие как: «Консервы мясные. Мясо тушеное», «Консервы мясорастительные», «Консервы мясные из субпродуктов», «Консервы мясные. Паштеты».

Разработка стандартов «Крупный рогатый скот для убоя. Говядина и телятина в тушах, полутушах и четвертинах»; «Свиньи для убоя. Свинина в тушах, полутушах и четвертинах» и «Овцы и козы для убоя. Баранина, ягнятина и козлятина в тушах, полутушах и четвертинах» связана с тем, что существующая в Российской Федерации система оценки и классификации сельскохозяйственных животных и мяса не учитывает всего качественного разнообразия сырья и в

этой связи не обеспечивает стимулирование роста производства и улучшения качества мяса.

Большое внимание институт уделяет разработке национальных стандартов на детское питание: «Мясо. Баранина и ягнятина для детского питания», «Мясо. Свинина для детского питания», «Ветчина вареная в оболочке для детского питания», «Полуфабрикаты мясные кусковые натуральные для детского питания», «Продукты для детского питания. Консервы мясные. Пюре для прикорма детей раннего возраста».

Выпускать качественные колбасные изделия более широкого ассортимента позволят производителям такие новые стандарты, как «Колбасы жареные», «Колбасы вареные из конины», «Колбасы полукопченые из конины», «Колбасы полукопченые», «Продукты из свинины вареные», «Колбасы ливерные», «Колбасы кровяные».

Разработка ряда национальных стандартов вида ТУ позволит при вступлении Российской Федерации в ВТО законодательно закрепить требования к традиционным видам продукции. Многие страны мира имеют традиционные виды мясной продукции, например: «Лионская колбаса», «Пармская ветчина», «Испанский хамон». Для России такими продуктами являются «Докторская колбаса», «Тамбовский окорок», «Воронежский окорок» и др. Сохранение этих продуктов для нашего потребителя может обеспечить только разработка ГОСТов вида ТУ.

Таким образом, для создания законодательной базы технического регламента «О требованиях к мясу и мясной продукции, их производству и обороту», а также для подготовки предпосылок вхождения России в ВТО необходима интенсивная работа по стандартизации.

При этом главными и отправными направлениями работ по стандартизации в мясной отрасли должны служить:

- разработка новых национальных стандартов на продукцию вида ОТУ и ТУ,

- разработка новых стандартов, охватывающих всю цепь производства мяса и мясопродуктов,

- гармонизация имеющегося фонда национальных стандартов на методы испытаний с международными правилами,

- разработка новых стандартов на методы испытаний,

- разработка сводов правил.

Несмотря на увеличение количества разрабатываемых в последние годы стандартов, необходимо отметить, что бюджетного финансирования недостаточно. Следует привлекать к активному участию в работах по стандартизации участников бизнес-сообществ. Современная, актуализированная нормативная база может эффективно существовать только при участии всех, кто работает в отрасли. Это позволит предприятиям оперативно реагировать на потребительские и экономические изменения рынка мяса и мясной продукции.

Контакты:

Гутник Борис Ефимович Кузнецова Оксана Александровна Маслова Наталья Владимировна Тел. раб.: (495) 676-35-29

6

ВСЁ О МЯСЕ №4 август 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.