Научная статья на тему 'Национальные проекты в Республике Коми. Планы и реальность'

Национальные проекты в Республике Коми. Планы и реальность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1580
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / РЕСПУБЛИКА КОМИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / NATIONAL PROJECTS / REGIONAL PROJECTS / KOMI REPUBLIC / STRATEGIC PLANNING / SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепурнова Наталья Михайловна, Боковикова Ольга Николаевна

В статье обозначена роль приоритетных национальных проектов как важнейшего государственного инструмента решения социально-экономических задач в стране и отдельно взятом регионе. Проведен анализ паспортов региональных проектов Республики Коми, объемов и источников их финансирования на 2019 2024 гг. Выявлены и исследованы факторы, препятствующие достижению ключевых целей национальных проектов в Республике Коми. Определены направления работы органов местного самоуправления республики организационного и функционального характера в решении региональных социально-экономических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National projects of the Komi Republic. Plans and reality

The article outlines the role of priority national projects as the most important state tool for solving socio-economic problems in the country and in a single region. The analysis of the passports of regional projects of the Komi Republic, the volumes and sources of their financing for 2019 2024 was carried out. The factors hindering the achievement of the key goals of national projects in the Komi Republic are identified and investigated. The directions of the work of local authorities of the republic of an organizational and functional nature in solving regional socio-economic problems are determined.

Текст научной работы на тему «Национальные проекты в Республике Коми. Планы и реальность»

Актуальные вопросы современного права

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10164

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Планы и реальность

Наталья Михайловна ЧЕПУРНОВА,

профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации E-mail: Chepurnovana@mail.ru

Ольга Николаевна БОКОВИКОВА, магистрант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: wild0712@icloud.com

Аннотация. В статье обозначена роль приоритетных национальных проектов как важнейшего государственного инструмента решения социально-экономических задач в стране и отдельно взятом регионе. Проведен анализ паспортов региональных проектов Республики Коми, объемов и источников их финансирования на 2019 — 2024 гг. Выявлены и исследованы факторы, препятствующие достижению ключевых целей национальных проектов в Республике Коми. Определены направления работы органов местного самоуправления республики организационного и функционального характера в решении региональных социально-экономических проблем.

Ключевые слова: национальные проекты, региональные проекты, Республика Коми, стратегическое планирование, социально-экономические проблемы.

Annotation. The article outlines the role of priority national projects as the most important state tool for solving socio-economic problems in the country and in a single region. The analysis of the passports of regional projects of the Komi Republic, the volumes and sources of their financing for 2019 — 2024 was carried out. The factors hindering the achievement of the key goals of national projects in the Komi Republic are identified and investigated. The directions of the work of local authorities of the republic of an organizational and functional nature in solving regional socio-economic problems are determined.

Keywords: national projects, regional projects, Komi Republic, strategic planning, socio-economic problems.

Государственное управление в Российской Федерации осуществляется на разных уровнях власти: федеральном, субъектов Федерации, региональном. Правовой основой определения сферы ответственности органов государственной власти субъектов Федерации являются положения ст. 72 Конституции Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, устанавливающей предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Кроме того, ответственность за реализацию государственных программ и проектов в социальной сфере несут

органы местного самоуправления. Несмотря на то, что согласно статьям 3 и 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление является самостоятельной формой реализации народовластия и его органы не входят в систему органов государственной власти, через механизм делегирования отдельных государственных полномочий они встраиваются в единую систему государственного управления России. Этим обеспечивается единство деятельности всех уровней органов публичной власти в достижении целей и решении задач государственного управления.

№ 4/2019

Значение единства устройства системы государственного управления в настоящее время приобрело особую значимость в контексте решения наиболее значимых вопросов экономического развития и развития социальной среды регионов, обеспечения достижения экономического благополучия и реализации социальной функции государства, а также преодоления проблем охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности государства, решения вопросов образования и науки и координации здравоохранения, материнства, социальной защиты, включая социальное обеспечение на федеральном и региональном уровнях.

Актуальность анализа функциональных аспектов организации и деятельности системы органов государственного управления с учетом федеративного устройства России, особенностей субъектного состава, объективных и субъективных факторов управления обусловлена поставленными задачами выведения России на новый уровень экономики, основанный на научных инновационных достижениях, решении социальных программ, призванных улучшить условия жизни и благосостояние населения регионов и России в целом.

Основные направления и задачи на долгосрочную и среднесрочную перспективы определены в приоритетных национальных проектах, утвержденных Указом Президента России В.В. Путина. Национальные проекты направлены на повышение благосостояния и улучшение качества жизни граждан России и являются одной из важнейших инноваций в системе государственного управления нашей страны, имеют стратегическое значение и направленность установленных в них целей и задач. Они представляют собой мощный инструмент стратегического планирования и создают фундамент для формирования нового облика социальной и экономической сферы России и входящих в ее состав субъектов Федерации.

Национальные проекты — это современная инициатива федерального уровня, однако их реализация невозможна без активного и согласованного участия субъектов Российской Федерации; содержательное и организационное наполнение проектов на региональном уровне в полной мере соответствует целям развития территорий субъектов, позволяет учитывать их специфику и создать целенаправленное их обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами. Национальные проекты призваны создать поступательное развитие России в социаль-

ной и экономических сферах, обеспечить достойный уровень жизни граждан и условия для реализации предпринимательской инициативы и экономической стабильности государства на основе разработки и внедрения в производство новых инновационных технологий [1].

В Указе Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» перед Правительством, органами государственной власти федерального уровня и субъектов Федерации поставлены амбициозные цели:

• обеспечить прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие Российской Федерации;

• увеличить численность населения страны;

• повысить уровень жизни граждан, создать комфортные условия для их проживания, а также условия и возможности для самореализации и раскрытия таланта каждого человека [2].

Национальные проекты, разработанные по 12 направлениям социально-экономического развития России, дополненные комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры страны, требуют значительных источников финансирования — 25,7253 трлн руб. (см. рис. 1), распределенных таким образом, что основная их доля (10,1094 трлн руб., или 39,3%) приходится на блок проектов, нацеленных на достижение экономического роста (проекты «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт», Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры).

Согласно оценкам Правительства РФ, не менее 60% мероприятий, планируемых в рамках реализации национальных проектов, относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации и будут осуществляться в виде проектов каждого конкретного региона или даже муниципалитета [4]. Это подтверждается аналитическими данными. Из утвержденного объема финансирования процесса достижения национальных целей и решения стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 г. 19,06% закреплено за бюджетами субъектов Российской Федерации [3] (рис. 2).

№ 4/2019

Рис. 2. Состав и структура источников финансирования национальных проектов Российской Федерации до 2024 г., млрд руб. [3]

Комплексный плян модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, 24,68%

Международная кооперация и экспорт, 3,72%

1 Производительность труда и поддержка занятости, 0,20%

■ Цифровая экономика, 6,36%

Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, 1,87%

Наука, 2,47%

Здравоохранение, 6,71%

Образование, 3,05%

Демография, 12,07%

Культура, 0,44%

Безопасные и качественные автомобильные дороги, 18,58%

Экология, 15,71%

Жилье и городская среда, 4,14%

Рис. 1. Национальные проекты, разработанные по 12 направлениям социально-экономического развития России, дополненные комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры страны [3]

Независимо от источника финансирования персональную ответственность за достижение целей и показателей региональных проектов в рамках федеральных и национальных проектов несет его куратор — заместитель руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации [5].

При финансировании и выполнении проектов следует исходить из того, что каждый регион имеет свои особенности, в числе которых: недостаточность собственных источников финансирования; дефицит кадров; опережающий среднестатистический уровень инфляции; сокращение количества субъектов

малого и среднего бизнеса. Это ставит под сомнение обеспечение соответствующего уровня исполнения расходов по региональным проектам при существующем слабом контроле за целевым использованием государственных средств. Помимо бюджетного контроля необходимо введение стандартов и критериев оценки деятельности должностных лиц органов власти, ответственных за реализацию мероприятий в рамках реализации федеральных и региональных проектов, законодательного установления жестких мер персональной ответственности за неисполнение целевых показателей.

№ 4/2019

По мнению экспертного сообщества, основные риски и проблемы, связанные с достижением поставленных Президентом РФ целей, кроются в том, что уровни значений региональных показателей в рамках национальных проектов не подкреплены достаточными организационными мерами [6].

Республика Коми не является исключением среди субъектов Федерации. В соответствии с информацией, представленной на

портале проектного управления в Республике Коми, в регионе утвержден ряд региональных проектов, направленных на обеспечение достижения целей, показателей и результатов, соответствующих федеральным и национальным проектам [7] ( табл. 1—8).

В таблице 1 представлена характеристика региональных проектов республики по направлению «Здравоохранение».

Состав региональных проектов Республики Коми по направлению «Здравоохранение», источников и объемов их финансирования на период 2019 — 2024 гг. [7]

Таблица 1

Национальный проект Региональный проект Объел п 1 финансового обеспечения регионального роекта в разрезе источников, млн руб.

Федеральный бюджет Бюджет Республики Коми Бюджеты государственных внебюджетных Фондов Внебюджетные источники Бюджет му- ниципа-льного образования Всего

Здравоохранение Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи 0 532,56 0 0 0 532,56

Борьба с сердечнососудистыми заболеваниями 343,42 72,3 60,4 0 0 476,12

Борьба с онкологическими заболеваниями 595,51 117,5 6367 0 0 7080,0 1

Программа развития детского здравоохранения Республики Коми, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям 127,11 54,48 0 20,8 0 202,39

Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Республики Коми квалифицированными кадрами 0 232,44 0 0 0 232,44

Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) 718,67 595,95 0 0 0 1314,6 2

Развитие экспорта медицинских услуг 0 0 0 0 0 0

Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий Отсутствует паспорт регионального проекта

Итого финансирование 1784,71 1605,23 6427,4 20,8 0 9838,14

Анализ данных табл. 1 свидетельствует о том, что наибольший объем финансирования по направлению «Здравоохранение» на 2019 — 2024 гг. предусмотрен по проекту «Борьба с онкологическими заболеваниями» — 7080,01 млн руб. В свою очередь, региональный проект «Развитие экспорта меди-

цинских услуг» не предполагает финансирования, а по проекту «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий» отсутствует паспорт проекта.

№ 4/2019

Таблица 2

Состав региональных проектов Республики Коми по направлению «Образование», источников и объемов их финансирования на период 2019 — 2024 гг. [7]

Национальный проект Региональный проект Объем финанс оекта в )вого обеспечения регионального разрезе источников, млн руб.

Федеральный бюджет Бюджет Республики Коми Бюджеты государственных вне-бюджет-ных фондов Внебюджетные источники Бюджет му-ниципаль-ного образования Всего

Образование Современная школа 462,33 1510,74 0 0 8,5 1981,57

Успех каждого ребенка 233,47 53,3 0 43,14 0,56 330,47

Поддержка семей, имеющих детей 0 0 0 0 0 0

Цифровая образовательная среда 33,91 1,78 0 0 0 35,69

Учитель будущего 0 0,75 0 0 0 0,75

Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования) 0 0 0 0 0 0

Новые возможности для каждого 0 56,88 0 0 0 56,88

Социальная активность 8,84 10,56 0 0 0 19,4

Социальные лифты для каждого 0 14,068 0 0 0 14,068

Экспорт образования Отсутствует паспорт регионального п роекта 0

Итого финансирование 738,55 | 1648,08 | 0 | 43,14 9,06 2438,83

По направлению «Образование» в Республике Коми особое внимание уделено региональному проекту «Современная школа» — 1981,57 млн. руб. На проект «Молодые про-

фессионалы» в 2019 — 2024 гг. не выделено ни одного рубля, по проекту «Экспорт образования» не разработан паспорт регионального проекта (табл. 2).

Национальный проект Региональный проект Объем финанс оекта в >вого обеспечения регионального разрезе источников, млн руб.

Федеральный бюджет Бюджет Республики Коми Бюджеты государственных внебюджетных фондов Внебюджетные источники Бюджет му- ници-пального образования Всего

Демография Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения 220,88 154,66 0 0 0 375,54

Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет 625,67 142,59 0 0 7,37 775,63

Финансовая поддержка семей при рождении детей 3257,38 932,32 0 0 0 4189,7

Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва 561,38 330,55 0 0 0,64 892,57

Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек 0 14,4 0 0 0 14,4

Итого финансирование 4665,31 1574,52 0 0 8,01 6247,84

Таблица 3

Состав региональных проектов Республики Коми по направлению «Демография», источников и объемов их финансирования на период 2019 — 2024 гг. [7]

№ 4/2019

Как свидетельствуют данные табл. 3, демографическая ситуация в Республике Коми требует такого же пристального внимания со стороны органов государственной власти республики, как и ситуация в сфере здравоохранения. Общий объем финансирования

на период 2019 — 2024 гг. по всем региональным проектам предполагается на уровне 6247,84 млн руб., львиная доля из которых будет направлена на финансовую поддержку семей при рождении детей.

Таблица 4

Состав региональных проектов Республики Коми по направлению «Культура», источников и объемов их финансирования на период 2019 — 2024 гг. [7]

Нацио наль-ный проект Региональный проект Объем финанс оекта в >вого обеспечения регионального разрезе источников, млн руб.

Федеральный бюджет Бюджет Республики Коми Бюджеты государственных внебюджетных фондов Внебюджетные источники Бюджет му- ници-пального образования Всего

Культура Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры («Культурная среда») 0 156,13 0 0 9,46 165,59

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание условий для реализации творческого потенциала нации («Творческие люди») 0 0 0 0 0 0

Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры («Цифровая культура») 0 12,48 0 0 0 12,48

Итого финансирование 0 168,61 0 0 9,46 178,07

Таблица 5

Состав региональных проектов Республики Коми по направлению «Цифровая экономика», источников и объемов их финансирования на период 2019 — 2024 гг. [7]

Национальный проект Региональный проект Объем финансового обеспечения регионального проекта в разрезе источников, млн руб.

Федеральный бюджет Бюджет Республики Коми Бюджеты государственных внебюджетных фондов Внебюджетные источники Бюджет му- ници-пального образования Всего

Цифровая экономика Информационная инфраструктура 0 1,34 0 0 0 1,34

Кадры для цифровой экономики 0 0 0 0,1 0 0,1

Информационная безопасность 0 16,64 0 0 0 16,64

Цифровое государственное управление 0 13,2 0 0 0 13,2

Цифровые технологии 0 5,71 0 0 0 5,71

«Умный город» 0 449,13 0 0 0 449,13

Итого финансирование 0 486,02 0 0,1 0 486,12

Источниками финансирования республиканских региональных проектов по направлению «Культура» предусмотрены средства бюджета Республики Коми и бюджетов муниципальных образований, однако они незначительны и в совокупности составляют 178,07 млн руб. на период 2019 — 2024 гг. Почти в три раза больше средств выделяется из республиканского бюджета на финанси-

рование региональных проектов по направлению «Цифровая экономика» — 486,12 млн руб., преимущественное финансирование предусмотрено на региональный проект «Умный город» (табл. 4—5), едва ли можно признать такой подход соответствующим социальной направленности и значимости проектов.

№ 4/2019

Таблица 6

Состав региональных проектов Республики Коми по направлению «Экология», источников и объемов их финансирования на период 2019 — 2024 гг. [7]

Национальный проект Региональный проект Объем финансс проекта в >вого обеспечения регионального разрезе источников, млн руб.

Федеральный бюджет Бюджет Республики Коми Бюджеты государственных внебюджетных фондов Внебюджетные источники Бюджет му- ници-пального образования Всего

Экология Ликвидация объекта «Склад коры» (Чистая страна) 0 0 0 0 1,5 1,5

Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами 0 0 0 501,42 0 501,42

Сохранение уникальных водных объектов Финансирование не подтверждено 0

Чистая вода 152,04 350,28 0 0 0 502,32

Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма 0 0,24 0 0,4918 0 0,7318

Сохранение лесов 231,21 20,49 0 0 0 251,7

Итого финансирование 383,25 371,01 0 501,912 1,5 1257,67

В соответствии с данными табл. 6 по направлению «Экология» в Республике Коми разработано шесть региональных проектов, по одному из которых (проект «Сохранение уникальных водных объектов») финансирование не подтверждено. По ряду федеральных проектов, таких, как «Инфраструктура для обращения с отходами I—II классов опасности», «Чистый воздух», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Вне-

Таблица 7

Состав региональных проектов Республики Коми по направлениям «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», источников и объемов их финансирования на период 2019 — 2024 гг. [7]

дрение наилучших доступных технологий» по объективным или иным причинам в регионе отсутствуют паспорта проектов.

Аналогичная ситуация сложилась с региональными проектами по направлениям «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (табл. 7).

Национальный проект Региональный проект Объем финансс проекта в >вого обеспечения регионального разрезе источников, млн руб.

Федеральный бюджет Бюджет Республики Коми Бюджеты государственных внебюджетных фондов Внебюджетные Источники Бюджет муниципального образования Всего

Безопасные и качественные автомобильные дороги Дорожная сеть 1388,34 8328,92 0 0 0 9717,26

Общесистемные меры развития дорожного хозяйства 0 0 0 0 0 0

Безопасность дорожного движения 0 0 0 0 0 0

Автомобильные дороги Минобороны России Отсутствует паспорт регионального проекта 0

Итого финансирование 1388,34 8328,92 0 0 0 9717,26

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры Коммуникации между центрами экономического роста 708,26 303,54 0 0 0 1011,8

Европа — Западный Китай Отсутствует паспорт регионального проекта 0

Морские порты России Отсутствует паспорт регионального проекта 0

Северный морской путь Отсутствует паспорт регионального проекта 0

Железнодорожный транспорт и транзит Отсутствует паспорт регионального проекта 0

Транспортно-логистические центры Отсутствует паспорт регионального проекта 0

Развитие региональных аэропортов и маршрутов Отсутствует паспорт регионального проекта 0

Высокоскоростное железнодорожное сообщение Отсутствует паспорт регионального проекта 0

Внутренние водные пути Отсутствует паспорт регионального проекта 0

Итого финансирование 708,2б | 303,54 | 0 | 0 | 0 1011,8

№ 4/2019

Нельзя не остановиться на анализе региональных проектов «Жилье и городская среда и «Малое и среднее предпринимательство» в контексте создания условий для решения демографических проблем республики, обеспечения населения жильем, условиями для работы и развития конкуренции

на товарных рынках, формирования благоприятной экономической и конкурентной среды, являющихся условием как для экономики региона в целом, так и для экономического благополучия лиц, проявляющих экономическую инициативу, и их семей.

Таблица 8

Состав региональных проектов Республики Коми по направлениям «Жилье и городская среда», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», источников и объемов их финансирования на период 2019 — 2024 гг. [7]

Национальный проект Региональный проект Объев п] финанс оекта в эвого обеспечения регионального азрезе источников, млн руб.

Федеральный бюджет Бюджет Республики Коми Бюджеты государственных внебюджетных фондов Внебюджетные источники Бюджет муниципального образования Всего

Жилье и городская среда Жилье 0 198,65 0 0 22,04 220,69

Формирование комфортной городской среды 246,25 924,7 0 0 0 1170,95

Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда 0 298,35 0 0 74,58 372,93

Ипотека Отсутствует паспорт регионального п роекта 0

Итого финансирование 246,25 1421,7 0 0 96,62 1764,57

Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской ини-циати-вы Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности 0 0 0 0 0 0

Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию 3505,13 1187,25 0 36,4 3,07 4731,85

Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства 485,23 162,47 0 2,72 9,3 659,72

Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации 0 146,56 0 0 0 146,56

Популяризация предпринимательства 29,59 9,57 0 0 0 39,16

Итого финансирование 4019,95 1505,85 0 39,12 12,37 5577,29

Значительный объем финансирования выделяется в Республике Коми по направлению «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — 5577,29 млн руб., из которых 4019,95 млн руб. составят средства федерального бюджета. Планируется их направить на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию, а также акселерацию субъектов малого и среднего предпринимательства и популяризацию предпринимательства. Направление «Жилье и городская среда» включает четыре региональных проекта и преимущественно будет профинансировано за счет средств бюджета Республики Коми (табл. 8).

Следует отметить, что такой национальный проект, как «Производительность труда и поддержка занятости» в Республике Коми представлен региональным проектом «Про-

изводительность труда и поддержка занятости в Республике Коми на 2019 — 2024 гг.», однако не имеет подтвержденного финансирования. В соответствии с паспортами региональных проектов по направлению «Международная кооперация и экспорт» финансирование также отсутствует, а по национальному проекту «Наука» в регионе не разработаны паспорта региональных проектов.

Структура источников финансирования региональных проектов Республики Коми до 2024 г. выглядит следующим образом: [7]

• федеральный бюджет — 13 934,6 млн руб., или 36,18%;

• бюджет Республики Коми — 17 413,5 млн руб., или 45,21%;

• бюджеты государственных внебюджетных фондов — 6427,4 млн руб., или 16,69%;

• внебюджетные источники — 605,1 млн руб., или 1,57%;

№ 4/2019

• бюджет муниципального образования — 137 млн руб., или 0,36% .

Итак, в структуре источников финансирования региональных проектов Республики Коми до 2024 г. преобладают средства республиканского бюджета — 45,21%. При этом, исходя из содержания паспорта того или иного регионального проекта, механизм его финансирования, к сожалению, зачастую не продуман и не определен. По большей части проектов он заявлен на период 2019 — 2021 гг., и это ставит под сомнение возможность достижения региональных целевых показателей.

Недостаточная проработанность не позволяет в полной мере обеспечить четкую взаимосвязь между объемами финансирования проектов и достигнутыми результатами.

Обращает на себя внимание также тот факт, что на долю запланированного внебюджетного финансирования региональных проектов Республики Коми приходится чуть более 1,5%, тогда как, по сути, содержание национальных проектов — это, прежде всего, информация для бизнеса, т.е. куда государство намерено инвестировать финансовые ресурсы и какие условия создает для реализации частной инициативы. Представляется, что руководству Республики Коми предстоит проделать серьезную работу по привлечению инвестиций из внебюджетных источников, чтобы обеспечить финансирование масштабных проектов в условиях ограниченности и недостаточности финансовых средств из государственных фондов.

Структура объемов финансирования в разрезе региональных проектов в Республике Коми до 2024 г. предстает в следующем виде, в проц.: [7]

• здравоохранение — 25,54;

• образование — 6,33;

• демография — 16,22;

• культура — 0,46;

• безопасные и качественные автомобильные дороги — 25,23;

• жилье и городская среда — 4,58;

• экология — 3,27;

• малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы — 14,48;

• цифровая экономика — 1.26;

• комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры — 2,63.

Информация, представленная выше, а также содержащаяся в табл. 1—8, наглядно демонстрирует и тот факт, что наибольший объем финансирования в Республике Коми требуют такие региональные проекты, как «Здравоохранение», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Демография», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Региональный проект «Демография» финансируется преимущественно за счет федеральных источников, как и проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (табл. 3, 8); в связи с этим достижение ключевых проектных целей приобретает особую значимость.

Так, в соответствии с паспортом регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» к 2024 г. в Республике Коми планируется рост суммарного коэффициента рождаемости с 1,779 по состоянию на 31 декабря 2017 г. до 1,962. Однако такой прогноз представляется чрезмерно оптимистичным.

Согласно данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, среднее число рождений у одной женщины в республике в 2014 — 2015 гг. составляло соответственно 2,013 и 2,002, тогда как в 2016 г. — уже 1,972, а в 2017 г. — 1,779 [8].

По предварительным итогам в 2018 г. суммарный коэффициент рождаемости в Республике Коми снизился до 1,63.

Ситуация усугубляется снижением реальных доходов населения и сокращением его численности, в том числе из числа женщин репродуктивного возраста. Начиная с 2014 г. реальные денежные доходы населения Республики Коми приняли стабильную тенденцию к сокращению:

• 2014 г. — 96,7%,

• 2015 г. — 90,8%,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• 2016 г. — 90,3%,

• 2017 г. — 94,7% к предыдущему году [8].

В свою очередь, сократилась и численность населения региона: за девять лет на 6,48%, или почти на 60 тыс. чел., в том числе населения трудоспособного возраста — на 17,24%, или на 100 тыс. чел. (табл. 9) [8].

№ 4/2019

Таблица 9

Динамика численности населения Республики Комиза период 1991 — 2017 гг. [8]

Показатель По состоянию на 1 января соответствующего года, тыс. чел. Изменение 2018/2011

1991 2001 2011 2013 2014 2015 2016 2017 2018 тыс. чел. %

Численность населения — всего, в т. ч.: 1239, 9 1042,9 899,2 880,6 872,1 864,4 856,8 850,6 840,9 -58,3 -6,48%

моложе трудоспособного возраста 343,4 220,3 160 163,2 165,8 167,6 169,9 171,5 171 11 6,88%

в трудоспособном возрасте 763,7 677 580,1 549,6 534,3 520,1 505,4 493,2 480,1 -100 17,24%

старше трудоспособного возраста 132,8 145,6 159,1 167,8 172 176,7 181,5 185,9 189,8 30,7 19,30%

Количество женщин трудоспособного возраста в Республике Коми за 2011 — 2017 гг. уменьшилось с 277,2 до 222,6 тыс. чел.,

или на 19,7%, в том числе наиболее репро дуктивного (25 — 29 лет) с 38,9 до 23,6 тыс чел., или на 39,23% (рис. 5).

Рис. 3. Динамика численности женщин трудоспособного возраста Республики Коми за период 1991 — 2017 гг. [8]

Основными причинами миграции в регионе являются не столько сложные природно-климатические условия, сколько не отвечающие современным требованиям показатели жизни населения (экономическая активность, настроения и ожидания, реальные доходы и расходы), качество условий жизни и обеспечивающей население социальной и транспортной инфраструктуры в регионе.

Согласно информации, представленной на портале РИА (оценка социально-экономического положения регионов РФ), в Респуб-

лике Коми за последние десять лет рабочих мест стало меньше на 19,9% [9].

Кроме того, республика также попала в число регионов с сокращением числа работающих за последние три года на 5% и более. Она находится на втором месте в пятерке регионов-аутсайдеров с общим сокращением рабочих мест на 8,4% [9].

В таких условиях риски недостижения ключевых показателей национального проекта «Демография» на территории Республики Коми существенно возрастают, что будет препятствовать эффективному освоению федеральных финансовых ресурсов.

№ 4/2019

Не менее важным является национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»; в Республике Коми он предусматривает реализацию пяти региональных проектов, среди которых наибольшее финансирование приходится на проект «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» — 4731,85 млн руб. [7].

В соответствии с паспортом проекта к 2024 г. в регионе планируется создать комплексную систему оказания мер финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, включающую:

• расширение доступа к финансовым ресурсам, расширение региональной гарантийной инфраструктуры, лизинговой поддержки;

• предоставление микрозаймов по льготным ставкам;

• возмещение части расходов по ряду направлений, в числе которых участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях,

страхование имущества, передаваемого в залог по договорам займа, и проч.;

• внедрение альтернативных источников финансирования малого и среднего предпринимательства — краудфандинго-вой платформы «ЗарниШайт» и др.

Следует заметить, что в паспорте не отражены риски реализации рассматриваемого регионального проекта, которые заключаются, прежде всего, в сокращении количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Коми.

Так, в соответствии с данными Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, количество субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе за период 2013 — 2017 гг. сократилось на 14,21% , а индивидуальных предпринимателей — на 15,2%.

Средняя численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства за данный период снизилась на 11 919 чел., численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности — на 5172 чел. (табл. 10) [8].

Таблица 10

Динамика субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, и средней численности работников и занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в Республике Коми в 2013 — 2017 гг. [8]

Годы Изменение

Показатели 2017/2013

2013 2014 2015 2016 2017 Абс. Отн., %

Число действовавших

предприятий (на конец года), ед. 12 911 12 955 12 190 10 885 11 076 -1835 -14,21

Средняя численность ра-

ботников (без внешних

совместителей и работаю-

щих по договорам), чел. 57 692 50 888 56 296 43 449 45 773 -11919 -20,66

Численность действующих

индивидуальных предпринимателей, чел. 16 674 16 090 19 091 17 298 14 139 -2535 -15,20

Численность занятых в

сфере индивидуальной

предпринимательской деятельности, чел. 43 151 43 607 37 762 40 137 37 979 -5172 -11,99

При анализе данного проекта необходимо обратить внимание также на данные рейтинга Фонда «Петербургская политика» за август 2019 г., в которых со ссылкой на республиканскую Торгово-промышленную палату отмечается резкое сокращение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Коми в августе 2019 г. [10].

Такая негативная динамика настораживает и заставляет задуматься о выполнимости поставленных задач, с учетом того, что одной из ключевых целей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в Рос-

№ 4/2019

сийской Федерации, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн чел. к концу 2024 г., т.е. на 30,21% [3].

Проведенный анализ состояния региональных проектов и паспортов Республики Коми требует включения в механизм их реализации всех уровней публичной власти, системного и ответственного подхода к их реализации со стороны должностных лиц республиканских органов и местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих. Такой подход обусловлен тем, что приоритетные национальные проекты являются важнейшим государственным инструментом решения социально-экономических задач, их отличает масштабность и ориентация на решение общественно значимых проблем. Реализации требует механизм их решения, предусматривающий концентрацию управленческих, финансовых, технических, информационных и других ресурсов на стратегически важных для государства, общества и граждан направлениях.

Для достижения целей и решения определенных национальными проектами задач необходим комплексный подход всех уровней публичной власти, анализ объективных и субъективных факторов государственного управления в каждом субъекте Федерации, выявление факторов риска.

В Республике Коми проблемы реализации национальных проектов в первую очередь объясняются «кадровым голодом» в связи с тем, что квалифицированные и опытные, обладающие необходимыми компетенциями управленцы вынуждены покидать регион, в котором сокращаются рабочие места и из года в год снижается экономическая активность. Рисками являются управленческая безграмотность и некомпетентность кадров — как исполнителей, так и руководителей.

Это во многом стало причиной негативной ситуации, в которой оказалась республика, а именно, в Республике Коми на момент реализации национальных и региональных проектов:

• отсутствуют паспорта ряда региональных проектов и национального проекта «Наука», определяющего направления развития научной и научно-производственной кооперации, передовой инфраструктуры и кадрового потенциала в сфере исследований и разработок;

• отсутствует взвешенный и согласованный механизм финансирования региональных проектов в условиях ограниченности и недостаточности государственных денежных фондов, что не позволяет в полной мере

обеспечить четкую взаимосвязь между объемами выделяемых финансовых ресурсов и достигнутыми результатами, что грозит срывами сроков реализации национальных проектов (и на это обоснованно указала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, отметив низкие темпы освоения средств, выделенных из бюджета на национальные проекты, — не более 35% [11]);

• имеет место низкое качество условий жизни и обеспечивающей население социальной и транспортной инфраструктуры в республике, которое наряду со снижением реальных доходов населения способствует усилению миграции и его выезду в другие регионы;

• экономическая отсталость и проблемы в привлечении частных инвестиций, обусловленные социальной неустроенностью и миграцией населения.

Однако реальностью является то, что времени для организационной «раскачки» органов государственной власти федерального уровня и субъектов федерации нет.

Президент России В.В. Путин как глава государства, гарант прав и свобод человека и гражданина отметил, что население Российской Федерации «должно ощутить положительный эффект от национальных проектов уже в 2019 г.».

К сожалению, пока еще идут дискуссии о результативности национальных проектов и их значимости для развития экономики и регионов России; остается до конца не решенным вопрос, ощутит ли обозначенный Президентом эффект население Республики Коми. Это обусловлено как масштабностью поставленных задач, так и проблемами, возникающими в процессе реализации каждого национального проекта, природными, климатическими, демографическими, экономическими особенностями данного региона, обусловливающими специфику государственного управления, решение стоящих перед ним задач и возникающих рисков. С учетом социальной, демографической, экономической и кадровой ситуации должностным лицам и государственным служащим, органам местного самоуправления Республики Коми необходимо на основе использования всего многообразия форм и методов государственного и муниципального управления организовать работу по реализации установленных в национальных проектах задач по:

• созданию рабочих мест и повышению качества жизни населения;

• упрощению механизма получения различных форм финансовой поддержки субъектами малого и среднего предприниматель-

№ 4/2019

ства для стимулирования их роста и расширения объемов деятельности;

• созданию условий для привлечения инвестиций и увеличения объемов внебюджетных источников финансирования региональных проектов.

Значение инициативы и заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации отмечено Президентом В.В. Путиным; по его мнению, «...Успех национальных проектов и программ в значительной степени зависит от эффективной работы регионов... Именно региональным управленческим командам предстоит сыграть главную роль в решении конкретных практических задач по таким направлениям, как образование, здравоохранение, повышение доступности жилья, улучшение экологической ситуации, а также поддержка деловой активности, рост производительности труда... » [12].

Для органов государственной власти и должностных лиц Республики Коми обозначенный Президентом подход является определяющим вектором государственного управления и профессиональной служебной деятельности.

В связи с этим необходимой мерой и залогом успеха в решении региональных социально-экономических проблем республики является повышение профессионализма, компетентности, инициативности должностных лиц и государственных служащих органов государственной власти и, как следствие, повышение авторитета и легитимности исполнительной власти. Такой подход делает возможным решение задач: добиться прорывного научно-технологического и социально-экономического развития, увеличения численности и повышения уровня жизни населения региона.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 26. Ст. 3378.

2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.

3. Информационные материалы о национальных проектах по 12 направлениям стратегического развития / / Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты // http: //static. government. г u/ media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAi etQih.pdf (Дата обращения: 15.09.2019)

4. Проблемные вопросы выполнения национальных проектов // БЮДЖЕТ.RU — интернет-издание о финансовой жизни страны // http://bujet.ru/article/374787.php (Дата обращения: 16.09.2019)

5. Книга участника реализации национальных проектов // Центр проектного менеджмента // http://project.rkomi.ru/system/ attachments/uploads/.pdf (Дата обращения: 15.09.2019)

6. Зозуля А.В., Зозуля П.В., Еремина Т.Н. Современные проблемы реализации приоритетных национальных / / Вестник евразийской науки. 2019. № 1. Т. 11 // https:// cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-prob-lemy-realizatsii-prioritetnyh-natsionalnyh-pro-ektov (Дата обращения: 19.09.2019)

7. Национальные проекты // Проектное управление в Республике Коми // http:// proj ect.rkomi.ru / pages/natsionalnye_proekty (Дата обращения: 15.09.2019)

8. Статистический ежегодник Республики Коми. 2018: стат. сб. / Комистат — Сыктывкар, 2018. 363 с.

9. Рейтинг регионов по числу созданных рабочих мест // РИА Рейтинг // https:// riarating.ru/regions/20190416/630123373.ht ml (Дата обращения: 21.09.2019)

10. Рейтинг Фонда «Петербургская политика» за август 2019 г. // Фонд «Петербургская политика» // https://fpp.spb.ru/fpp-rating-2019-08#_Toc19109202 (Дата обращения: 21.09.2019)

11. Матвиенко заявила об угрозе срыва нацпроектов / / ООО «Первое антикоррупционное СМИ» // https://pasmi.ru/archive/ 244201/ (Дата обращения: 05.10.2019)

12. Владимир Путин: главная задача на-цпроектов — реальные позитивные изменения в жизни каждого российского гражданина и каждой семьи // Первый канал // https://www.1tv.ru/news/2018-10-25/354571 vladimir_putin_glavnaya_zadacha_natsproekt ov_realnye_pozitivnye_izmeneniya_v_zhizni_ kazhdogo_rossiyskogo_grazhdanina_i_kazhdo y_semi (Дата обращения: 05.10.2019)

№ 4/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.