4. Минаков, И.А., Сабетова, Л.А., Куликов, Н.И. и др. Экономика сельского хозяйства. - М.: Колос, 2003. - 328 с.
5. Осипов, А., Чазова, И. Эффективность развития овощеводства закрытого грунта// АПК: экономика, управление. - 2018. - №10.
6. Попов, Н.А. Организация сельскохозяйственного производства: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 256 с.
7. Приказ Минсельхоза РФ от 06.06.2003 № 792 Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на содержание машинно-тракторного парка в сельскохозяйственных организациях.
8. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosstat.gov.ru.
УДК 338.2 ББК 65.050
DOI 10.24412/2412-2025-2022-3-24-30
Абдулманапов Салихбек Габибулаевич - доктор экономических наук, профессор, директор НИИ Управления, экономики, политики и социологии; руководитель Центра компетенций по проектной деятельности, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Abdulmanapov Salikhbek Gabibulayevich - Doctor of Economics, Professor, Director of the Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology; Head of the Competence Center for Project Activities, Dagestan State University of National Economy
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
NATIONAL PROJECTS IN ENSURING THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Рассматривается процесс внедрения проектного управления в систему государственного управления в России и в Республике Дагестан, анализируется реализация региональных проектов в республике и их влияние на социально-экономические процессы, выявляются ключевые проблемы их реализации и направления повышения эффективности освоения бюджетных средств, направляемых на реализацию национальных проектов на территории Республики Дагестан.
Ключевые слова: национальные проекты, региональные проекты, Республика Дагестан, экономика, социально-экономическое развитие, программно-проектное управление.
The process of introducing project management into the public administration system in Russia and in the Republic of Dagestan is considered, the implementation of regional projects in the republic and their impact on socio-economic processes are analyzed, key problems of their implementation and directions for improving the efficiency of budget funds allocated for the implementation of national projects in the Republic of Dagestan are identified.
Keywords: national projects, regional projects, Republic of Dagestan, economy, socio-economic development, program and project management.
Система стратегического управления в современной России представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение национальной безопасности и социально-экономического развития страны. В рамках этой системы осуществляется реализация национальных проектов, которые являются одним из главных инструментов достижения поставленных целей. Они были запущены в 2018 году в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4] и направлены на решение наиболее острых проблем социально-экономического развития страны. В этом документе перечислены ключевые направления развития экономики и социальной сферы, а также конкретные цели и задачи, которые должны быть достигнуты благодаря реализации национальных проектов.
В последующем цели, задачи и приоритетные направления уточнялись и дополнялись, но сохранялся вектор обеспечения безопасности, развития экономики и повышения качества жизни населения. «В целях осуществления прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека определены следующие национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года: а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей; б) возможности для самореализации и развития талантов; в) комфортная и безопасная среда для жизни; г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; д) цифровая трансформация» [5].
Перечень национальных проектов РФ: «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные качественные дороги», «Производительность труда», «Наука и университеты», «Цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт» и «Туризм и индустрия гостеприимства».
Реализация национальных проектов является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития России. Ведущая роль в этом процессе принадлежит федеральным и региональным органам власти, которые должны обеспечить правовую базу для эффективной работы над проектами. Реализация национальных проектов предполагает комплексный подход, который объединяет усилия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, бизнеса и общественности. В рамках системы стратегического управления на разных уровнях публичной власти осуществляется координация и мониторинг выполнения поставленных целей и задач.
Национальные проекты выступают инструментом решения наиболее острых и актуальных проблем в стране при ограниченности бюджетных средств, что позволяет повысить эффективность их использования. Современная система реализации национальных проектов позволяет кон-
тролировать расходы и результативность выполнения проектов через единую информационную базу и электронный бюджет. При этом они ориентированы на стимулирование инноваций, развитие экономики и социальной сферы, создание условий для комфортной жизни населения.
В Республике Дагестан национальные проекты имеют особое значение. Здесь проводятся масштабные работы по развитию инфраструктуры, повышению качества жизни населения и созданию благоприятных условий для бизнеса. В 2021 году в Республике Дагестан реализовывались 45 региональных проектов в рамках 12 национальных проектов, а в 2022 году - 52 региональных проекта в рамках 13 национальных проектов. Кроме того, в Республике Дагестан в 2022 году реализуются мероприятия по еще 7 федеральным проектам без прямого бюджетного финансирования.
Общий объем финансирования по всем региональным проектам Республики Дагестан на 2022 год составляет 31,4 млрд рублей, из них: 25,2 млрд рублей - средства федерального бюджета; 3,8 млрд рублей -средства республиканского бюджета; 2,3 млрд рублей - иные источники. Структура финансирования региональных проектов Республики Дагестан представлена на рисунке 1.
Иные источники
Средства ^^^^
республиканского средств, млрд. руб.
бюджета, млрд. руб. ~ 7%
12% _
_ _
Средства
—федерального
бюджета,
млрд. руб.
81%
Рис. 1. Структура финансирования региональных проектов Республики
Дагестан за 2022 год По отчетным данным Республиканского проектного офиса Правительства Республики Дагестан, кассовое исполнение по состоянию на 3 ноября 2022 года - 16,0 млрд. рублей, что составляет 76,9% от объема профинансированных средств, или 51% от общего объема утвержденных значений. При этом, заключено 1102 контракта из 1191, запланированных на 2022 год, что составляет 92,5% на общую сумму 24,1 млрд рублей.
Рассмотрим коротко реализацию всех национальных проектов на территории Республики Дагестан в 2022 году.
Один из ключевых проектов в регионе - «Демография», который включает в себя 5 региональных проектов: «Финансовая поддержка семей при рождении детей»; «Содействие занятости»; «Старшее поколение»; «Укрепление общественного здоровья»; «Спорт - норма жизни». Его целью является улучшение демографической ситуации в стране в целом и Республике Дагестан, в частности. Бюджет региональных проектов по национальному проекту «Демография» на 2022 год составляет 7180,19 млн
рублей, из которых 90,70% - средства федерального бюджета, 7,17% - средства республиканского бюджета и 2,13% - иные источники. Кассовое исполнение по состоянию на 3 ноября 2022 г. - 5215,67 млн руб., или 72,6%.
В рамках национального проекта «Здравоохранение» реализуется 8 региональных проектов: «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»; «Борьба с онкологическими заболеваниями»; «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»; «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»; «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)»; «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Республики Дагестан квалифицированными кадрами»; «Развитие экспорта медицинских услуг»; «Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Дагестан». Бюджет региональных проектов по национальному проекту «Здравоохранение» на 2022 год составляет 4887,27 млн рублей, в том числе: 2762,16 млн рублей - средства федерального бюджета; 348,49 млн рублей - средства республиканского бюджета; 1776,62 млн рублей - средства внебюджетных источников. Кассовое исполнение по состоянию на 3 ноября 2022 г. -2312,84 млн рублей, или 47,3%.
В Республике Дагестан наиболее масштабным по объему финансирования является национальный проект «Образование», который включает в себя 7 региональных проектов: «Современная школа»; «Успех каждого ребенка»; «Цифровая образовательная среда»; «Молодые профессионалы»; «Патриотическое воспитание граждан РФ»; «Социальная активность»; «Молодежь России». Бюджет региональных проектов в рамках национального проекта «Образование» на 2022 год составляет 12588,61 млн рублей, из которых 11336,32 млн рублей - средства федерального бюджета и 1252,29 млн рублей - средства республиканского бюджета. По отчетным данным Республиканского проектного офиса Правительства Республики Дагестан, кассовое исполнение на 3 ноября 2022 г. составляет 3213,37 млн рублей, или 25,5%.
В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» в 2022 году на территории Республики Дагестан реализуются 4 региональных проекта: «Жилье» (программа «Стимул»); «Формирование комфортной городской среды»; «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»; «Чистая вода». Бюджет проектов на 2022 год составляет 2737,81 млн рублей, в том числе: 2508,13 млн рублей -средства федерального бюджета; 24,21 млн рублей - средства республиканского бюджета; 205,47 млн рублей - иные источники. Кассовое исполнение на 3 ноября 2022 г. - 2044,08 млн рублей, или 74,7%.
В рамках национального проекта «Экология» в Республике Дагестан реализуется 3 региональных проекта: «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»; «Сохранение уникальных водных объектов»; «Сохранение лесов». Бюджет проектов на 2022 год составляет 28,86 млн рублей, в том числе: 22,74 млн рублей - средства федерального бюджета; 0,50 млн рублей - средства республиканского бюджета; 5,62 млн рублей - иные источники. Кассовое исполнение на 3 ноября 2022 г. составляет 20,17 млн рублей, или 69,9%.
Национальный проект «Безопасные качественные дороги» включает в себя 3 региональных проекта: «Дорожная сеть»; «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»; «Безопасность дорожного движения». Бюджет проектов на 2022 год составляет 2357,50 млн рублей, из которых 830,02 млн рублей являются средствами федерального бюджета и 1527,48 млн рублей - средства республиканского бюджета. Кассовое исполнение по состоянию на 3 ноября 2022 г. составляет 1960,61 млн рублей, или 83,2%.
В рамках национального проекта «Производительность труда» реализуется 2 региональных проекта: «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях»; «Системные меры повышения производительности труда». Бюджет проектов на 2022 год - 6,5 млн рублей из средств федерального бюджета. Кассовое исполнение по состоянию на 3 ноября 2022 года - 100%.
В национальном проекте «Наука и университеты», который включает в себя 4 федеральных проекта, участвуют только федеральные учреждения науки и высшего образования с прямым финансированием через федеральный бюджет.
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» включает в себя 5 региональных проектов: «Цифровые технологии»; «Цифровое государственное управление»; «Информационная безопасность»; «Информационная инфраструктура»; «Кадры для цифровой экономики». Бюджет проектов на 2022 год - 201,33 млн рублей, в том числе: 199,32 млн рублей - средства федерального бюджета; 2,01 млн рублей - средства республиканского бюджета. Кассовое исполнение по состоянию на 3 ноября 2022 г. - 137,03 млн рублей, или 68,1%.
В рамках национального проекта «Культура» в Республике Дагестан реализуются три региональных проекта: «Культурная среда»; «Творческие люди»; «Цифровая культура». Бюджет проектов на 2022 год -862,50 млн рублей, в том числе: 715,97 млн рублей - средства федерального бюджета; 130,98 млн рублей - средства республиканского бюджета; 15,55 млн рублей - средства бюджетов муниципальных образований. Кассовое исполнение по состоянию на 3 ноября 2022 г. составляет 560,13 млн рублей, или 64,9%.
В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в республике реализуются 3 региональных проекта: «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»; «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса»; «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами». Бюджет проектов на 2022 год - 176,44 млн рублей, в том числе: 174,67 млн рублей - средства федерального бюджета; 1,76 млн рублей -средства республиканского бюджета. Кассовое исполнение на 3 ноября 2022 г. - 172,54 млн рублей, или 97,8%.
В рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в 2022 году реализуются 3 региональных проекта: «Промышленный экспорт»; «Экспорт продукции АПК»; «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». Финансирование не предусмотрено.
В рамках национального проекта «Туризм и индустрия» в 2022 году реализуется один региональный проект «Развитие туристической инфраструктуры», которым в текущем году предусмотрено предоставление 8 грантов на поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма. Бюджет проектов на 2022 год - 334,06 млн рублей, в том числе: 150,0 млн рублей -средства федерального бюджета; 1,52 млн рублей - средства республиканского бюджета; 182,54 млн рублей - иные источники. Кассовое исполнение по состоянию на 3 ноября 2022 г. - 334,06 млн рублей, или 100%.
Современная система стратегического управления играет ключевую роль в обеспечении социально-экономического развития Республики Дагестан. Национальные проекты являются важным фактором социально-экономического развития России, а также ее регионов. Реализация этих программ позволяет повышать качество жизни населения, создавать новые рабочие места, привлекать инвестиции и способствовать экономическому росту страны. В Республике Дагестан также активно проводится работа по реализации национальных проектов, что способствует улучшению социального и экономического положения в регионе.
Реализация национальных проектов в Республике Дагестан является важным шагом на пути к социально-экономическому развитию региона.
Важным аспектом в реализации национальных проектов в Республике Дагестан является эффективность использования полученных средств, контроль за исполнением работы и своевременный отчет о проделанной работе. Несмотря на приоритетность социального направления финансирования региональных проектов, в целом они ориентированы на создание благоприятного инвестиционного климата. Для этого проводится работа по сокращению административных барьеров, упрощению процедур получения разрешительной документации и других мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата.
Проблема неполного освоения бюджетных средств, направленных на реализацию национальных проектов на территории Республики Дагестан, характеризует наличие кадровой проблемы. Недостаточное количество высококвалифицированных специалистов и персонала ограничивает возможности для эффективной работы и достижения поставленных целей. Ещё одной проблемой является слабая координация действий между различными участниками процесса управления реализацией региональных проектов. Это может привести к дублированию работ или неправильному использованию бюджетных средств. Решение данных проблем требует комплексного подхода со стороны правительства Республики Дагестан и федерального центра. Необходимо улучшить контроль за использованием бюджетных средств и повысить эффективность их использования. Также важно усилить работу по подготовке кадров, проводить обучение специалистов и персонала для реализации национальных проектов.
Как отмечали выше, национальные проекты имеют целью обеспечение экономического и социального развития страны. Они направлены на повышение уровня жизни граждан, улучшение инфраструктуры, развитие образования и здравоохранения. Анализ реализации национальных проектов на территории Республики Дагестан показывает положительное влия-
ние на социально-экономическое развитие республики. При этом необходимо отметить, что существуют определенные проблемы и сложности, связанные с их реализацией.
Одной из основных проблем является слабая связь бюджетного финансирования по национальным проектам и инвестиционной активности на территориях. В связи с этим необходимо активнее использовать возможности привлечения инвестиций из частного сектора, а также более эффективно использовать имеющиеся бюджетные ресурсы для их активизации.
Также следует обратить внимание на качество управления проектами. Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить эффективное взаимодействие между различными уровнями власти и заинтересованными сторонами, а также организовать систему контроля и мониторинга выполнения задач. Особо следует отметить слабую интегрирован-ность муниципальной системы управления в реализацию национальных проектов на региональном уровне. Важным аспектом является также учет специфики региона при формировании национальных проектов. Не все мероприятия могут быть одинаково эффективны в разных регионах, поэтому необходимо адаптировать их к конкретным условиям Республики Дагестан.
В целом, можно сделать вывод о том, что национальные проекты могут стать мощным инструментом для развития экономики и социальной сферы Республики Дагестан. Однако для этого необходимо решить ряд проблем и обеспечить эффективное управление проектами. Важно также продолжать работу по привлечению инвестиций и созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Список литературы:
1. Абдулманапов, С.Г., Нестерова, П.М. Механизм и инструменты обеспечения равномерного территориального развития Республики Дагестан. - Махачкала, ИД «Наука плюс», 2010, 164 с.
2. Абидов, М.Х., Исмаилова, Ф.Н. Об участии Республики Дагестан в реализации национальных проектов в 2019 году // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2019. - №2. - С.3-8
3. Хаджалова, Х.М., Абдулманапов, С.Г. Образовательная составляющая человеческого потенциала населения субъектов СКФО // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2019. - №2. - С.9-22
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726.
6. Abdulmanapov S.G., Giraev V.K., Khadzhalova K.M. Financial instruments for reproduction of the real sector of the economy // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Т. 115. С. 227-232.