Научная статья на тему 'О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В 2019-2020 ГГ'

О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В 2019-2020 ГГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / РЕАЛИЗАЦИЯ / ПРИОРИТЕТЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Султанов Гарун Султанахмедович, Алхасов Запир Мухтарович, Султанова Элина Абдулмуминовна

В статье рассмотрены вопросы реализации национальных проектов Республики Дагестан. Изучены основные приоритеты и цели развития республики на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Проведен анализ основных проблем и перспектив реализации национальных проектов. Изучены основные факторы, влияющие на реализацию национальных проектов в республике. Рассмотрены предложения по повышению эффективности национальных проектов, реализуемых в регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Султанов Гарун Султанахмедович, Алхасов Запир Мухтарович, Султанова Элина Абдулмуминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN 2019-2020

The article deals with the implementation of national projects of the Republic of Dagestan. The main priorities and goals of the development of the republic in the short and medium term are studied. The analysis of the main problems and prospects for the implementation of national projects was carried out. The main factors influencing the implementation of national projects in the republic have been studied. Proposals to improve the efficiency of national projects implemented in the regions of Russia were considered.

Текст научной работы на тему «О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В 2019-2020 ГГ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_4_3_237 УДК 338.266

Султанов Гарун Султанахмедович,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры административно-хозяйственной деятельности и аудита, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия, e-mail: sirius2001@mail.ru

Алхасов Запир Мухтарович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: zapir@mail.ru

Султанова Элина Абдулмуминовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета-1, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия, e-mail: sirius2211@mail.ru

О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В 2019-2020 ГГ.

В статье рассмотрены вопросы реализации национальных проектов Республики Дагестан. Изучены основные приоритеты и цели развития республики на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Проведен анализ основных проблем и перспектив реализации национальных проектов. Изучены основные факторы, влияющие на реализацию национальных проектов в республике. Рассмотрены предложения по повышению эффективности национальных проектов, реализуемых в регионах России.

Ключевые слова: национальные проекты; регион; Республика Дагестан; реализация; приоритеты; перспективы.

UDC 338.266

Sultanov Garun Sultanahmedovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Administrative and Economic Activities and Audit, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia, e-mail: sirius2001@ mail.ru

Alkhasov Zapir Mukhtarovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: zapir@mail.ru

Sultanova Elina Abdulmuminovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Accounting-1, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia, e-mail: sirius2211@mail.ru

ON THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN 2019-2020

The article deals with the implementation of national projects of the Republic of Dagestan. The main priorities and goals of the development of the republic in the short and medium term are studied. The analysis of the main problems and prospects for the implementation of national projects was carried out. The main factors influencing the implementation of national projects in the republic have been studied. Proposals to improve the efficiency of national projects implemented in the regions of Russia were considered.

Keywords: national projects; region; The Republic of Dagestan; implementation; priorities; perspectives.

Государственное регулирование регионального развития сегодня занимает ведущее место, так как в современных условиях развития региональная политика - это комплексность государственных мер воздействия на субъект федерации в целях эффективного управления территорией и рационального использования ее ресурсов.

Реализация региональной экономической политикой субъекта федерации проводится в соответствии с макроэкономической политикой национального уровня [2].

В связи с этим развитие экономики Республики Дагестан происходит на основе реализации накопленного потенциала (природно-ресурсного, научно-технического, трудового), инвестиционных проектов и государственных программ, приоритетных проектов развития, поддержания конкурентоспособности местных товаропроизводителей, стимулирования экономического роста и модернизации экономики региона [6].

Основные приоритеты и цели развития Республики Дагестан на краткосрочную и среднесрочную перспективу стали ориентиром для разработки прогноза социально-экономического развития.

Необходимо учитывать особенности каждого региона. В пример можно привести тот факт, что нормативно определена площадь земельного участка, который следует выделить под школы или детские сады, но в горной местности ситуация осложняется тем, что таких равнинных территорий нет.

Из-за антикоррупционных мероприятий, которые произошли в Дагестане, работу по многим направлениям пришлось пересмотреть. В результате было сэкономлено 1,9 млрд рублей и как результат увеличен объем работ, то есть сейчас имеется в 6 раз больше объектов строительства, чем в 2018 г. Это все сложно выполнить вовремя.

Также возникают проблемы с оформлением земельных участков под объектами, в связи с чем приняли решение вначале завершать все процедуры по оформлению земель-

ных участков под объекты будущего года и только потом начинать строительство. Возникают проблемы с проектно-сметной документацией. Без составления проектно-смет-ной документации невозможно участвовать в национальных проектах, а на их создание у регионов не всегда имеются средства [1].

Бюджетные средства, предусмотренные на реализацию нацпроектов, в Дагестане освоены лишь на 25,9 %, и республика оказалась в числе регионов с самым низким исполнением бюджета, заложенного на национальные проекты.

Республика Дагестан вернула в федеральную казну 8,4 млрд рублей, не освоенных в 2019 г., что составляет почти половину средств, выделенных республике на реализацию национальных проектов. В экономике республики неоправданно завышена роль бюджетного сектора в ущерб развитию предпринимательской деятельности, а потому республиканские власти оказались не способны освоить такое количество средств, вы -деленных на нацпроекты из федерального центра. Регион показывает кратный рост по некоторым позициям, от чего не успевает освоить все средства в установленные сроки. Это можно объяснить тем, что в Дагестане нет мощностей, чтобы освоить такие деньги, поскольку не созданы условия для привлечения инвестиций [1].

По национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» имеются следующие проблемы:

- не распределена сумма денежных средств по результатам экономии при проведении торгов;

- не исполнены условия контрактов на ремонт и организацию дорожного движения. Не оформляются акты ввода завершенных ремонтом объектов в эксплуатацию для внесения в СОУ «Эталон»;

- не освоены денежные средства на ремонт и организацию дорожного движения в размере 27 млн руб., сумма возвращена в федеральный бюджет;

- отсутствует «дорожная карта» по контрактации объектов, планируемых к реализации в рамках проекта «Дорожная сеть» 2020 г. [2]

По региональному проекту «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», входящему в национальный проект «Демография», с учетом предположи -тельных сроков строительства одного объекта (в среднем 6 месяцев) существует вероятность того, что большинство учреждений для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет не будут сданы до конца текущего года.

По региональному проекту «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» имеется следующая проблема. В соответствии с заключенным соглашением на конец 2019 г. количество выданных «Фондом микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан» микрозаймов должно составить не менее 523. Руководством фонда активно ведутся мероприятия по повышению качества портфеля, возврату ранее не обслуживавшихся займов, своевременному учету и сбору ежемесячных процентных платежей. Работа в данном направлении способствует изъятию в счет неуплаченных займов залогового имущества в пользу фонда. В то же время процесс взыскания залогового имущества в судебном порядке, а также дальнейшие ме -роприятия по оценке и продаже взысканного имущества занимают длительное время. Как результат - отсутствие у фонда свободных денежных средств для предоставления займов на эту сумму, что влечет недостижение установленного показателя.

По условиям соглашения, заключенного между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Дагестан, «О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Дагестан» органы исполнительной власти республики не имеют права принимать решения, приводящие к увеличению бюджетных расходов без согласования с Министерством финансов Российской Федерации.

По региональному проекту «Современная школа» имеется следующая проблема. Необходимо построить 57 дошкольных органи-

заций и 17 общеобразовательных организаций. С учетом предположительных сроков строительства одного объекта (в среднем 6 месяцев) имеются риски, что некоторые объекты, предусмотренные к вводу эксплуатацию до конца текущего года, не будут обеспечены.

По региональному проекту «Промышленный экспорт» риск недостижения установленных объемов экспорта предприятиями, заявившимися на участие в отборе корпоративных программ повышения конкурентоспособности, состоит в проблемном получении/ оформлении банками заемных средств производственных предприятий и в слабой освоенности внешних рынков [9; 14].

Главным результатом реализации национальных проектов, сформированных для исполнения майского указа Президента Российской Федерации, должны стать реальные перемены к лучшему в жизни граждан России.

В ряде региональных проектов федеральное финансирование не предусмотрено и субъекты не в состоянии финансировать большие расходы, потому что дефицит бюджета практически предельный. Поэтому достигнуть целевых показателей по этим проектам весьма проблематично. Для решения этих проблем имеются следующие предложения:

- доработать целевые показатели с учетом возможностей субъектов Российской Федерации (экономических, финансовых, климатических);

- если национальные проекты являются основной стратегической задачей, то и порядок их реализации должен быть ускоренным и должен быть закреплен на законодательном уровне.

Эффективность реализации национальных проектов зависит от трех факторов:

1. Организация управления. Система управления национальными проектами должна включать достижение необходимого взаимодействия разных уровней государственной власти и органов местного самоуправления, постоянный мониторинг их работы, а также обеспечение взаимодействия государства, общества и бизнеса, привлекаемого в рамках государственно-частного партнерства. Реализация национальных проектов должна идти в связке со стратегией развития государства [10].

2. Финансирование. Положительный результат от реализации национальных проектов возможен только при разработке организационно-экономического механизма, способствующего повышению статуса местных бюджетов в плане распределения финансовых средств, обеспечивающего прозрачность и эффективность расходования бюджета [8].

3. Информационное обеспечение. Информационная поддержка является важнейшей частью процесса реализации национального проекта и требует значительных усилий и ресурсов на всех стадиях проекта.

2 апреля 2019 г. в Российском экономическом университете имени Г В. Плеханова состоялся семинар-совещание руководителей аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на тему «Обеспечение реализации национальных проектов на региональном уровне». Участниками мероприятия были высказаны предложения по повышению эффективности национальных проектов, реализуемых в регионах России [11]:

1. Невозможно не согласиться с экспертами, которые предлагают учитывать особенности и уровень социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также географические особенности территорий при подготовке и заключении соглашений о реализации на их территории национальных проектов, в том числе осуществлять компенсацию дополнительных затрат, возникающих в ходе реализации национальных проектов при строительстве объектов, транспортировке оборудования и материалов в труднодоступных, сейсмоопасных и отдаленных районах [7].

2. Эксперты предложили ускорить разработку и внедрение целевых моделей по ключевым мероприятиям национальных и федеральных проектов в процесс разработки соглашений с субъектами Российской Федерации и в правила предоставления межбюджетных трансфертов, но современное законодательство, к сожалению, не позволяет проводить ускоренно внедрение таких мероприятий.

3. Выработать в целях повышения экономической эффективности реализации фе-

деральных и входящих в них региональных проектов среднерыночные ценовые ориентиры для закупаемых однотипных средств (оборудования, ИКТ, услуг и т. п.).

4. Необходимо создать систему информирования населения, общественных организаций и средств массовой информации о мероприятиях, предусмотренных и реализуемых в рамках реализации национальных и региональных проектов, в том числе обеспечить централизованную публикацию информации о региональных, федеральных, национальных проектах на едином общероссийском портале [4].

5. Расширение возможностей субъектов Российской Федерации по управлению средствами бюджетов субъектов может позволить им направлять финансовые средства, сэкономленные в результате проведения конкурсных процедур при реализации мероприятий региональных проектов, на другие мероприятия в рамках национальных проектов.

6. Необходимо разработать систему общественного контроля над достижением целевых показателей национальных проектов, показателей федеральных и региональных проектов, с целью избежания нерациональной траты ресурсов или денежных средств.

От успешной реализации национальных проектов зависит повышение уровня жизни и благосостояния населения страны.

На данном этапе работы в Республике Дагестан по реализации мероприятий национальных проектов важно обеспечение эффективного взаимодействия органов исполнительной власти республики не только с федеральными органами исполнительной власти, но и органами местного самоуправления муниципальных образований.

На сегодняшний Республика Дагестан сталкивается с некоторыми проблемами и рисками, связанными с реализацией национальных проектов. В результате своевременного решения возникающих проблем, можно достичь установленных целевых показателей. Для устранения риска недостижения установленных объемов экспорта предприятиями, заявившимися на участие в отборе корпоративных программ повышения конкурентоспособности по региональному проекту «Промышленный экспорт», который состоит в проблемном получении/ оформ-

лении банками заемных средств производственных предприятий и в слабой освоенности внешних рынков.

Для успешной реализации национальных проектов необходимо обеспечить ритмичное финансирование и своевременное освоение средств, выделенных на реализацию мероприятий национальных проектов, усилить контроль над качеством и своевременностью выполнения запланированных мероприятий и достижением индикативных мероприятий, а также установить персональную ответственность за невыполнение установленных показателей регионального проекта.

О том, как повысить эффективность национальных проектов и что нужно для их грамотной реализации, говорили на подведении итогов Всероссийского совещания руководителей контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации [3] 18 октября 2019 г. в г. Махачкале. Невозможно не согласиться со Счетной Палатой Республики Дагестан, которая по результатам проведенного мониторинга реализации национальных проектов предлагает органам исполнительной власти республики, осуществляющим реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204, принять меры по обеспечению:

- синхронизации мероприятий и сроков ре -ализации региональных проектов и государственных программ Республики Дагестан;

- соблюдения установленных сроков реализации мероприятий региональных проектов, в том числе строительства объектов, а также осуществления ежедневного мониторинга за ходом реализуемых мероприятий и контроля над качеством выполнения строительно-монтажных работ;

- активного участия средств массовой информации в информировании населения о реализуемых национальных проектах на территории Республики Дагестан;

- межведомственного взаимодействия ответственных исполнителей и участников реализации мероприятий национальных проектов, направленного на своевременное выполнение мероприятий и достижение соответствующих индикативных показателей;

- эффективного взаимодействия ответственных за реализацию национальных проектов и лиц, участвующих в процессе ре-

ализации национальных проектов в целях оперативного контроля над своевременной реализацией национальных проектов (регулярное проведение совместных совещаний и рабочих встреч, обмен информацией).

Кроме того, Счетная Палата Республики Дагестан рекомендует институтам гражданского общества принять активное участие в общественном контроле над реализацией национальных проектов.

Таким образом, необходима большая работа на всех уровнях: от уровня общества и государства до личного. Необходим контроль над выполнением проектов, мониторинг их реализации, опирающийся на методологию, сочетающую статистический и системный анализ с текущими наблюдениями и математическим моделированием и прогнозированием демографических, социальных, экономических и экологических явлений и процессов. Чтобы национальные проекты успешно реализовывались, необходимо в кратчайшие сроки принять предложенные меры по их совершенствованию [5; 11].

И возможно, в результате осуществления данных мероприятий действительно можно добиться определенных результатов, а в частности это повышение качества и доступности здравоохранения и образования, повышение среднего уровня продолжительности жизни, изменение благосостояния населения и качества его жизни.

Список литературы

1. Абдулманапов С. Г, Мирзоева С. М. Программно-проектное управление в Республике Дагестан // Вопросы экономики и права. 2015. № 79. С. 82-85.

2. Ашуралиева Д. Р. Проблемы реализации национальных проектов в регионе // Евразийский Союз Ученых. Серия: экономические и юридические науки. 2021. № 11 (92). С. 12-15.

3. Всероссийское совещание руководителей контрольно-счетных органов субъектов РФ на тему «Мониторинг реализации национальных проектов». Официальный сайт Счетной Палаты РД. URL: http://www. spdag.ru/news/item/163

4. Еремина Т. Н., Зозуля А. В. Развитие структуры управления региональными программами // Материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции «Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития Российской Федерации». М.: ГУУ, 2018. С. 91-95.

5. Зотов В. Б. Стратегическое планирование в системе местного самоуправления (Проблемный обзор и рекомендации) // Научные труды Вольного экономического общества России. М.: Вольное экономическое общество России, 2018._|

6. Исмаилова О. С., Гаджиева У. А. Основные проблемы и приоритетные направления развития здравоохранения в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 2 (124). С. 59-65.

7. Исмаилова Ф. Н., Рамазанова А. О. Проблемы повышения эффективности реализации национальных проектов в транспортном комплексе Республики Дагестан // Перспективы транспортной отрасли в рамках реализации национальных проектов. сборник научных трудов 6-й Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Московский Автомобильно-дорожный Государственный технический университет (МАДИ)», Махачкалинский филиал. Махачкала, 2020. С. 47-49.

8. Ким Р. Н., Сычева С. М., Чернова Т. Ф. Организационный инструментарий проектного управления: учебное пособие. М.: ГУУ, 2017. 91 с.

9. Магомедов Г Х. Проблемы реализации региональных проектов в сфере промышленности на примере Республики Дагестан // Современный менеджмент: проблемы и перспективы : сборник статей по итогам XVI международной научно-практической конференции. СПб., 2021. С. 532-536.

10. Малышкин Н. Г, Лялин А. М. Повышение эффективности управления проектами государственно-частного партнерства // Материалы 22-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления-2017». М.: ГУУ, 2017. С. 231-234.

11. Чупрова А. В., Еремина И. Ю., Абдулкадыров А. С. Управление развитием адаптивного персонала отраслевых компаний под влиянием глобальных изменений // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 4. С. 617-626.

References

1. Abdulmanapov S. G., Mirzoeva S. M. Program and project management in the Republic of Dagestan. Issues of economics and law. 2015. No. 79. pp. 82-85.

2. Ashuralieva D. R. Problems of implementation of national projects in the region. Eurasian Union of Scientists. Series: Economic and Legal sciences. 2021. No. 11 (92). pp. 12-15.

3. All-Russian meeting of heads of control and accounting bodies of the subjects of the Russian Federation

on the topic "Monitoring the implementation of national projects". The official website of the Accounting Chamber of the RD. URL: http://www.spdag.ru/news/item/163.

4. Eremina T. N., Zozulya A.V. Development of the management structure of regional programs. Materials of the I-th All-Russian Scientific and practical Conference "Priority and promising directions of scientific and technical development of the Russian Federation". Moscow: GUU, 2018. pp. 91-95.

5. Zotov V. B. Strategic planning in the system of local self-government (Problematic review and recommendations). Scientific works of the Free Economic Society of Russia. Moscow: Free Economic Society of Russia, 2018.

6. Ismailova O. S., Gadzhieva U. A. Main problems and priority directions of healthcare development in the Republic of Dagestan. Regional problems of economic transformation. 2021. No. 2 (124). pp. 59-65.

7. Ismailova F. N., Ramazanova A. O. Problems of increasing the efficiency of the implementation of national projects in the transport complex of the Republic of Dagestan. Prospects of the transport industry in the framework of the implementation of national projects. collection of scientific papers of the 6th International Scientific and Practical Conference. Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), Makhachkala branch. Makhachkala, 2020. pp. 47-49.

8. Kim R. N., Sycheva S. M., Chernova T. F. Organizational tools of project management: textbook. M.: GUU, 2017. 91 p.

9. Magomedov G. H. Problems of implementation of regional projects in the field of industry on the example of the Republic of Dagestan. Modern management: problems and prospects : collection of articles on the results of the XVI International Scientific and practical conference. St. Petersburg., 2021. pp. 532-536.

10. Malyshkin N. G., Lyalin A.M. Improving the efficiency of project management of state-Materials of the 22nd International Scientific and Practical Conference "Actual problems of management-2017". Moscow: GUU, 2017. pp. 231-234.

11. Chuprova A.V., Eremina I. Yu., Abdulkadyrov A. S. Managing the development of adaptive personnel of industry companies under the influence of global changes. Topical issues of modern economics. 2020. No. 4. pp. 617626.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.