Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2022
Научная статья Original article УДК 338
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЭКСПОРТ» NATIONAL PROJECTS AS A FINANCIAL SUPPORT TOOL FOR MEASURES AIMED AT IMPLEMENTING THE NATIONAL DEVELOPMENT GOALS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE EXAMPLE OF THE NATIONAL PROJECT "INTERNATIONAL COOPERATION AND EXPORT"
Пенькова Анастасия Андреевна, студент магистратуры, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Новосибирск
Penkova Anastasia Andreevna, Master's degree student, Siberian Institute of Management - branch of RANEPA, Novosibirsk
Аннотация: В данной статье рассматривается национальные проекты, их влияние на реализацию национальных целей развития Российской федерации. Достижение значений всех показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, направлено на выполнение общественно значимых результатов и задач. В
3038
качестве примера в статье рассматривается проект «международная кооперация и экспорт».
Abstract: This article discusses national projects and their impact on the implementation of national development goals of the Russian Federation. Achieving the values of all indicators and results of federal projects that are part of national projects is aimed at achieving socially significant results and objectives. As an example, the article considers the project "international cooperation and export".
Ключевые слова: национальный проект, финансовое обеспечение, национальные цели.
Keywords: national project, financial support, national goals.
Под национальным проектом понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений, обеспечивающих достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее - Указ 474), выполнение общественно значимых результатов и показателей, направленных на достижение национальных целей.
Разработка (корректировка) национальных проектов осуществляется в рамках деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. Институциональная основа подготовки и реализации национальных проектов и входящих в них федеральных проектов, а также федеральных проектов транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (далее - Постановление № 1288). Специальная система
3039
управления реализацией предусмотрена в отношении национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. № 234) и энергетической части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р).
При этом необходимо отметить, что одной из особенностей финансового обеспечения национальных проектов за счет средств федерального бюджета является то, что при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период предусматриваются в приоритетном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию национальных проектов (программ) и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры [1, а 36-49].
В соответствии Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. № 390-Ф3 «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» на реализацию национальных проектов предусматривается в 2022 году 25,02 трлн рублей, в 2023 году - 25,54 трлн рублей, в 2024 году - 25,83 трлн рублей.
Также в систему финансового обеспечения национальных проектов за счет средств федерального бюджета заложен принцип учета результатов реализации национальных проектов и федеральных проектов за предыдущий период для целей последующего бюджетного планирования. Так в соответствии с пунктом 99 Постановление № 1288 национальные проекты и федеральные проекты подлежат ежегодной актуализации планированию на очередной финансовый год. Ежегодная актуализация и планирование национальных проектов и федеральных проектов на очередной финансовый год осуществляется в порядке, установленном для внесения изменений в паспорта национальных проектов и паспорта федеральных проектов. В свою очередь национальные проекты являются структурными элементами
3040
государственных программ, что отражается на уровне основных мероприятий в цепочке кода бюджетной классификации.
Достижение значений всех показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, направлено на выполнение общественно значимых результатов и задач. Так в соответствии с Методическими указаниями по разработке национальных проектов (программ), федеральных проектов и ведомственных проектов, доведённых письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 5 июля 2021 г. № П6-52323 (далее - Методические указания), результат федерального проекта -это количественно измеримый итог деятельности, направленный на достижение показателей национального (федерального проекта), сформированный в виде завершенного действия по созданию определенного количества материальных и нематериальных объектов, созданию объема услуг с заданными характеристиками.
Таблица 1, иерархическая структура влияния элементов национальных
проектов
Таким образом, реализация национальных проектов является важным инструментом, направленным на достижение национальных целей и важнейших стратегических задач Российской Федерации.
3041
В целях практического наблюдения влияния национальных проектов на реализацию национальных целей развития Российской Федерации рассмотрим национальный проект «Международная кооперация и экспорт» (далее - национальные проект) и итоги его реализации в 2021 году.
Паспорт национального проекта утверждён в 2018 году и до конца 2021 года был направлен на достижение целевого показателя национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» по объему экспорта несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд. долларов США в год (к 2024 году) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 [2]. В дальнейшем была проведена работа по корректировке паспорта национального проекта и входящих в его состав федеральных проектов, итогом чего послужило утверждение 1 января 2022 года новых редакций паспортов, предусматривающих мероприятия, направленные на достижение целевого показателя национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» по реальному росту экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года, утверждённого в соответствии Указом № 474.
При этом одной из важнейших причин конкурентоспособности стран является высокая эффективность осуществления крупных международных проектов, строительство инфраструктуры с целью увеличения товарооборота с иностранными государствами.
В этой связи, концепция и стратегические приоритеты развития отечественной несырьевой неэнергетической продукции требуют проведения постоянного анализа и внесения корректив в целях повышения эффективности государственной политики в области её развития. Сложившиеся на 2021 году макроэкономические условия определяют необходимость непрерывного совершенствования инструментов государственной поддержки, направленных на развитие российской несырьевой неэнергетической
3042
продукции, включая поддержку проектов, реализуемых по приоритетным направлениям.
В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. № 390-ФЗ на реализацию мероприятий национального проекта в 2022-2024 годах направлено более 530 млн рублей бюджетных ассигнований. Подробная роспись приведена в таблице ниже.
Таблица 2, Финансовое обеспечение на период 2022 - 2024 гг. реализации национального проекта (тыс/ рублей)
Федеральный 2022 г. 2023 г. 2024 г. Итого
проект
Промышленны 76 607 464,5 90 076 602,2 96 115 893,9 262 799 960,6
й экспорт
Экспорт 69 502 951,6 80 998 025,3 98 787 613,7 249 288 590,5
продукции АПК
Системные 6 911 757,1 6 377 369,7 5 621 009,70 18 910 136,5
меры развития
международной
кооперации и
экспорта
ИТОГО по НП 153 022 177 451 200 524 530 998 687,6
173,2 997,2 517,3
На основании анализа отчетов о ходе реализации федеральных проектов, входящих в состав национального проекта на 31 декабря 2021 года:
- исполнение результатов составило 93,4% (58 из 61 результатов).
3043
Таблица 3, Исполнение результатов
Федеральный проект Количество результатов на 31.12.2021 г. % выполнения
План Факт
Промышленный экспорт 20 18 90,0
Экспорт продукции АПК 22 21 95,5
Системные меры развития международной кооперации и экспорта 19 18 94,7
кассовое исполнение составило 99,14%.
Таблица 4, Соотношение плана, факта (тыс рублей)
Федеральный проект План Факт % выполнения
Промышленный экспорт 33 472 051,803 33 388 983,20 99,75
Экспорт продукции АПК 37 492 923,86 37 176 098,91 99,15
Системные меры развития международной кооперации и экспорта 54 315 557,90 53 638 282,69 98,75
ИТОГО по НП 125 280 533,56 124 203 364,80 99,14
В тоже время наблюдается тенденция на цифровизацию процесса предоставления государственной поддержки, что значительно снижает временные и административные издержки.
3044
На основании мониторинга реализации национального проекта, а также отдельных поручений Правительства Российской Федерации в соответствии с положениями Постановления № 1288 в паспорт национального проекта вносились изменения, так на 1 января 2022 года в рамках реализации национального проекта было утверждено 54 запроса на изменение паспорта, что позволило стабилизировать финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики.
Значительная часть изменений коснулась перераспределения части бюджетных средств, предусмотренных на реализацию федеральных проектов. В большей части, это было вызвано необходимостью выделения дополнительных средств на реализацию антикризисных мероприятий вследствие распространения коронавирусной инфекции. В тоже время в паспорта федеральных проектов были внесены изменения в части детализации их планов мероприятий, а также скорректированы формулировки отдельных результатов паспортов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта в соответствии с требованиями Методических указаний.
Принимая во внимание возможные негативные последствия пандемии коронавируса на мировую экономику были рассчитаны новые показатели национального проекта: достижение к концу 2024 года объема экспорта товаров отраслей промышленности в 174 млрд. долларов и достижение минимальной допустимой эффективности мер поддержки экспорта в размере 9 рублей прироста объема экспорта на один рубль государственной поддержки. Данное значение является основным критерием бюджетной эффективности мер поддержек, реализуемых в рамках национального проекта, он позволяет отсеять менее эффективные проекты, задавая порог вхождения.
В свою очередь, обновленная структура национального проекта, предполагающая изменение действующих инструментов поддержки и
3045
внедрения новых в соответствии с релевантными потребностями российских экспортеров, позволила сконцентрировать существующие ресурсы на наиболее востребованных и эффективных механизмах поддержки, заполнить существующие пробелы в системе развития экспорта и обеспечить устойчивость российских экспортно-ориентированных предприятий в условиях высокой неопределенности на внешних рынках.
В тоже время с учетом конъюнктурных колебаний экспорта драгоценных металлов (золота) и ряда продуктов агропромышленного комплекса (зерновых, масличных культур и продуктов их переработки)
приказом Минпромторга России от 9 августа 2021 г. № 3099 была утверждена новая методика расчета показателей национального проекта.
С учетом исключения из методики необработанного золота и ароматических продуктов переработки топлива объем несырьевого неэнергетического экспорта по итогам 2021 года составил 146,8 млрд долл. США или 103,2 % от планового значения показателя на декабрь 2021 г. (план - 142,2 млрд. долл.). Показатель по объёму экспорта промышленной продукции в сопоставимых ценах по итогам декабря 2021 г. составил 117,7 млрд. долл. США или 103,1 % от планового значения показателя на декабрь 2021 г. (план - 114,2 млрд. долл.). Объем экспорта продукции агропромышленного комплекса в сопоставимых ценах по итогам августа составил 29,09 млрд. долл. или 103,9 % от планового значения показателя на ноябрь 2021 г. (план - 28 млрд. долл.) [3].
Таким образом, основной задачей национального проекта является создание условий для увеличения экспорта отечественной несырьевой неэнергетической продукции, для решения которой применяется широкий спектр как финансовых мер поддержки, так и нефинансовых.
По итогам 2021 года в рамках национального проекта все плановые значения показателей, результатов и кассового исполнены и перевыполнены, что доказывает эффективность национального проекта как
3046
инструмента финансового обеспечения мероприятий, направленных на реализацию национальной цели развития Российской Федерации.
Литература:
1. М.К. Кундалевич. Государственные финансы. Национальные проекты // Финансовый журнал. 2019. № 4. С. 36-49. DOI: 10.31107/2075-1990-20194-36-49 Финансовый журнал Financial Journal №4; 2019 год
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года
3. Единая межведомственная информационно-статистическая система [электронный ресурс] // ЕМИСС - URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения 10.04.2022)
Literature:
1. MK. Kundalevich. Public finances. National projects // Financial Journal. 2019. No. 4. pp. 36-49. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-4-36-49 Financial Journal No. 4; 2019
2. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of May 7, 2018 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024
3. Unified interdepartmental information and Statistical system [electronic resource] // EMISS - URL: https://www.fedstat.ru/ (accessed 10.04.2022)
© Пенъкова А.А., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2022.
Для цитирования: Пенькова А.А. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЭКСПОРТ//Научно- образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2022.
3047