Научная статья на тему 'НАЦПРОЕКТ «МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЭКСПОРТ»: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

НАЦПРОЕКТ «МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЭКСПОРТ»: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
850
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ЭКСПОРТ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татарченко К.Р.

В данной статье рассмотрены особенности национального проекта «Международная кооперация и экспорт», реализация которого непосредственно влияет на развитие экономики государства. Показаны его главные задачи и основные проблемные стороны в текущем периоде. Обосновывается мысль о том, что успех выполнения проектных показателей в значительной степени определяется уровнем развития регионов. Проанализирована динамика внешнеэкономических показателей Калужской области в пандемийный период. Приведены положительные примеры внешнеторговой политики. Выделены основные задачи, стоящие перед властями региона для развития внешнеторговых отношений и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL PROJECT "INTERNATIONAL COOPERATION AND EXPORT": THE REGIONAL ASPECT

This article deals with the features of the national project "International cooperation and export", the implementation of which directly affects the development of the state economy. Its main tasks and the main problematic aspects in the current period are shown. The article substantiates the idea that the success of the project indicators is largely determined by the level of regional development. The dynamics of foreign economic indicators of Kaluga region in the pandemic period is analyzed. Positive examples of foreign trade policy are given. The main tasks faced by the regional authorities for the development of foreign trade relations and the ways of their solution are highlighted.

Текст научной работы на тему «НАЦПРОЕКТ «МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЭКСПОРТ»: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

НАЦПРОЕКТ «МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЭКСПОРТ»:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

К.Р. Татарченко, студент

Научный руководитель: Т.В. Дорожкина, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-8-174-177

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности национального проекта «Международная кооперация и экспорт», реализация которого непосредственно влияет на развитие экономики государства. Показаны его главные задачи и основные проблемные стороны в текущем периоде. Обосновывается мысль о том, что успех выполнения проектных показателей в значительной степени определяется уровнем развития регионов. Проанализирована динамика внешнеэкономических показателей Калужской области в пандемийный период. Приведены положительные примеры внешнеторговой политики. Выделены основные задачи, стоящие перед властями региона для развития внешнеторговых отношений и пути их решения.

Ключевые слова: национальный проект, экспорт, финансирование, региональная торговля, внешнеэкономическая политика.

В настоящее время работа по реализации основных стратегических задач в Российской Федерации идет в рамках национальных проектов (НП). Замедление темпов мировой экономики серьезно сказалось на пополнении федерального бюджета. Ключевым фактором сокращения экспортных доходов стала реализация налоговых изменений, в результате которых произошло перемещение налоговой нагрузки с налогообложения экспорта на внутренние налоги [1]. Необходимость укрепления позиций на международных рынках делает НП «Международная кооперация и экспорт» особо значимым. Паспорт нацпроекта, утвержденный в конце декабря 2018 года, закрепил 14 ключевых задач на весь период реализации проекта, которые касаются: создания государственных механизмов промышленной и торговой политики направленных на продвижение на международный рынок конкурентоспособных товаров российского производства; образования экспортно-направленной инфраструктуры, создания модернизированных торговых представительств за рубежом и общего товарного рынка в рамках ЕАЭС с полным взаимовыгодным сотрудничеством капитала, услуг и трудовых ресурсов; и достижение

показателя объема экспорта в 100 млрд. долл. США/год к 2024 г. и т.д.

На момент разработки и принятия НЦ «Международная кооперация и экспорт» был самый масштабный, не только по включенным в него федеральным программам, но и по совокупной части финансирования, которая составляла 957 млрд. руб. Намеченные плановые показатели по промышленному и несырьевому неэнергетическому экспорту были увеличены до 205 млрд. долл. США и до 250 соответственно, к концу 2024 года.

Но ковидная экономика оказала сильнейшее влияние на развитие международной торговли, что стало одной из причин невыполнения запланированных мероприятий. В 2020 году намеченные показатели достигнуты не были. Первая половина текущего, 2021 года, также характеризуется срывом освоения бюджетной части нацпроекта [2]. Так, из выделенных на первое полугодие 2021 года порядка 2,4 трлн. руб. использовано около 893 млрд. руб., что составляет всего 37% от всей суммы финансирования на этот период. Проект «Международная кооперация и экспорт» был включен в список нацпроек-тов с наиболее низким показателем исполнения мероприятий - 26%. Ниже показате-

ли выполнения у следующих нацпроектов: «Экология» - около 20%, «Образование» -18,2%, и «Цифровая экономика» - около 13,3%.

В связи с этим, было принято решение о сокращении финансирования и перенаправления части средств (около 300 млрд. руб.) в резервный фонд. Сокращен был и ряд плановых показателей. Во второй половине прошлого, 2020 года проекты «Экспорт услуг» и «Логистика международной торговли» были перенаправлены вместе с полным финансированием в другие национальные проекты, поскольку некоторые закрепленные действия дублировали друг друга. Что позволило более детально рассматривать все проводимые мероприятия и результаты их деятельности.

Дальнейшее развитие проекта связано с решением задач по уменьшению внутригосударственных экспортных ограничений в условиях послепандемийных торговых войн. Общемировое падение темпов развития международной торговли существенно сказывается на наращивании несырьевого экспорта из Российской Федерации и тем самым осложняют возможности укрепления и развития внешней торговли. В настоящее время показатель несырьевого неэнергетического экспорта за первые восемь месяцев текущего 2021 года составляет всего около 66% (105 млрд. долл. США) от планируемого (160 млрд. долл. США).

Сдерживают выполнение проектных задач экспортные и логистические ограничения при проведении таможенного и других видов контроля. А также при создании программы последовательных мероприятий нацпроекта не примимаются во внимание особенности регионов и их возможность участия в достижении целей.

В этих условиях с 2021 года наметилась тенденция активизации экспортной деятельности на региональном уровне. И к таким мероприятиям отнесли:

- Создание аналитического центра на базе российских систем для поддержки экспорта;

- Введение РЭС 2.0 (региональный экспортный стандарт) во всех субъектах РФ;

- Разработка и введение в эксплуатацию первой РПЗ (российской промышленной зоны).

Представляется интересным рассмотреть особенности развития внешнеторговых отношений на примере Калужской области. Регион обладает хорошей инфраструктурой. Через него проходят федеральные автомобильные трассы, есть 2 аэропорта, большая плотность железнодорожных путей.

Однако, тенденции снижения товарооборота в 2020 году, характерные для всей страны, также прослеживаются и в Калужской области. Так, в прошлом году показатель внешнеторгового оборота упал на 10%, по сравнению с 2019 г., а само значение варьировалось около 6987,6 млн. долл. США. Экспортные поставки в страны дальнего зарубежья и СНГ также показали весомое снижение - на 11,4% и 5,8% соответственно, что составило около 1027 млн. долл. США [3]. Рассматривая статистические данные по стоимостным объемам импортных товаров, можно и здесь заметить уменьшение показателя до 5960 млн. долл. США, что составило примерно 10%. Однако, стоимостные объемы экспорта почти в 6 раз меньше, что является наименьшим показателем в статьях по внешнеторговому обороту региона за последние три года. Все это и послужило образованию отрицательного сальдо торгового баланса -4932,6 млн. долл. США.

Все это делает особо значимым расширение внешнеторговых связей. Несмотря на такую отрицательную динамику, можно отметить и положительные стороны региона в части товарооборота. Зарегистрированные в нашем регионе предприятия и организации показали успешное сотрудничество в торговой сфере с более 125 станами со всего мира, такие данные отметила Федеральная Таможенная Служба России за 2020 год. Около 20% от общей суммы товарооборота Калужской области пришлось на Германию, что сделало эту страну важным торговым партнером. Следующими торговыми коллегами стали: Китайская Народная Республика - 17%, Чешская Республика - около 10%, Вьет-

нам - около 5%, и около 3-4% пришлось на Японию, Польшу, Словакию.

Примером наиболее эффективного и долговременного сотрудничества стало взаимодействие с Китаем. Более 20 лет китайские предприниматели и организации показывают свой высокий уровень сотрудничества не только в производственных и технологических сферах. В 2021 году создана правовая основа для расширенного и разностороннего слияния экономик провинции Шэньси и Калужской области. На наших территориях расположились различные автомобильные производства, такие как Yapp Rus Automotive System и Glass Industry Group. Китайские коллеги принимают важное участие в техническом оснащении российских предприятий, а также выполнили реконструкцию в Международном аэропорту «Калуга» (ремонт взлетно-посадочной полосы). Особый интерес в сотрудничестве с китайскими организациями проявляют образовательные учреждения и научные институты. А в скором времени будет сделан уклон на взаимодействие в сфере -авиа и -железнодорожного транспорта.

Еще одним перспективным направлением в развитии внешнеэкономической деятельности региона стало взаимодействие с Вьетнамом, поскольку всего за три года наш общий внешнеторговый оборот вырос до значения более чем 315 млн. долл. США, что также позволило занять Вьетнаму почетное место в пятерке главных иностранных торговых бизнес-партнеров Калужской области. Местными властями проводится гибкая политика по созданию перспектив на долгосрочное планирование для размещения передовых и амбициозных предприятий, что определяет высокий уровень региона по инвестиционной привлекательности [4].

За 2018-2020 годы число компаний-экспортеров в регионе выросло с 385 до 505. А две калужские компании - "Парт-нер-М" и "Пандора Трейд" стали победителями всероссийского конкурса "Экспортер года".

Положительным аспектом при формировании экспортной деятельности на уровне региона стало внедрение РЭС 2.0. Мероприятия, намеченные в 2020 году не были выполнены под влиянием различных факторов. А сейчас, за первую половину 2021 года разработаны и внедрены 7 инструментов стандарта (всего 15), что не только позволило догнать уровень «внедрения РЭС 2.0» Белгородской области (введено 8 инструментов), но и досрочно добиться первых результатов всего федерального проекта [5]. Стандарт должен быть введен к концу текущего года.

Однако, существующие проблемы реализации нацпроектов охватывают различные сферы и отрасли, и могут быть решены только при создании эффективных механизмов управления экономикой.

На данный момент доля компаний-экспортеров, относящихся к малому и среднему бизнесу в регионе составляет чуть более 1% от всех производителей, что почти в 10 раз меньше, чем в развитых странах. Еще не сформированы вспомогательные инструменты экспортерам по информационному сопровождению экспортных сделок и по выходу на рынки. Задача властей на всех уровнях государственной системы - внедрить работоспособную систему управления и контроля, которая обеспечит эффективное использование всего объёма финансовых ресурсов. Особую значимость приобретает создание условий для выхода на внешние рынки в регионах. Без этого невозможно достижение целевых показателей проектов.

Библиографический список

1. Гаврилов Д.Д., Мигел А.А. Таможенно-тарифное регулирование: теоретические положения и реализация в практике внешнеторговых отношений // Russian Economic Bulletin. - 2021. -Т. 4. № 2. - С. 142-146.

2. Нацпроекты страдают от неспособности освоить деньги // НГ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ng.ru/economics/2021-08-05/1_8218_economics1.html (дата обращения: 22.08.2021)

3. Итоги внешней торговли Калужской области // Официальный портал органов власти Калужской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://admoblkaluga.ru/sub/econom/invest/vnesheconom/deyatelnost.php (дата обращения: 20.08.2021)

4. Дорожкина Т.В. Инвестиционная политика как вектор стратегического развития региона / Т.В. Дорожкина, А.А. Гусакова, К.Р. Татарченко // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 1-1 (71). - С. 111-114.

5. Калужская область догоняет Белгородскую по внедрению Регионального экспортного стандарта 2.0 // Российский Экспортный центр. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.exportcenter.ru/press_center/all-news/kaluzhskaya-oblast-dogonyaet-belgorodskuyu-po-vnedreniyu-regionalnogo-eksportnogo-standarta-2-0/ (дата обращения: 17.08.2021)

THE NATIONAL PROJECT "INTERNATIONAL COOPERATION AND EXPORT":

THE REGIONAL ASPECT

K.R. Tatarchenko, student

Supervisor: T.V. Dorozhkina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. This article deals with the features of the national project "International cooperation and export", the implementation of which directly affects the development of the state economy. Its main tasks and the main problematic aspects in the current period are shown. The article substantiates the idea that the success of the project indicators is largely determined by the level of regional development. The dynamics offoreign economic indicators of Kaluga region in the pandemic period is analyzed. Positive examples of foreign trade policy are given. The main tasks faced by the regional authorities for the development of foreign trade relations and the ways of their solution are highlighted.

Keywords: national project, export, financing, regional trade, foreign trade policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.