Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ДЛЯ ЛИЦ «СЕРЕБРЯНОГО» ВОЗРАСТА'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ДЛЯ ЛИЦ «СЕРЕБРЯНОГО» ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПЕНСИОНЕРЫ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халтурина Ольга Альбертовна

В статье оценена актуальность реализации национальных проектов для лиц «серебряного» возраста. В каждом национальном проекте рассмотрены федеральные проекты и их показатели, реализация которых позволит улучшить качество жизни пенсионеров. Применение каждого из показателей обосновано в паспорте проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL PROJECTS FOR PERSONS OF “SILVER” AGE

The article assesses the relevance of the implementation of national projects for people of the “silver” age. Each national project considers federal projects and their indicators, the implementation of which will improve the quality of life of pensioners. The use of each of the indicators is justified in the project passport.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ДЛЯ ЛИЦ «СЕРЕБРЯНОГО» ВОЗРАСТА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_7_594 УДК 338.45

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ДЛЯ ЛИЦ «СЕРЕБРЯНОГО»

ВОЗРАСТА

Халтурина Ольга Альбертовна,

кандидат экономических наук, доцент, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Россия, e-mail: olga_andre@ru

В статье оценена актуальность реализации национальных проектов для лиц «серебряного» возраста. В каждом национальном проекте рассмотрены федеральные проекты и их показатели, реализация которых позволит улучшить качество жизни пенсионеров. Применение каждого из показателей обосновано в паспорте проекта.

Ключевые слова: национальный проект; федеральный проект; пенсионеры; источники финансирования; государственный бюджет.

UDC 338.45

NATIONAL PROJECTS FOR PERSONS OF "SILVER" AGE

Khalturina Olga Albertovna,

PhD in Economics, Associate Professor, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia, e-mail: olga_andre@ru

The article assesses the relevance of the implementation of national projects for people of the "silver" age. Each national project considers federal projects and their indicators, the implementation of which will improve the quality of life of pensioners. The use of each of the indicators is justified in the project passport. Keywords: national project; federal project; pensioners; sources of financing; the state budget.

На сегодняшний день в России реализуется достаточно много национальных проектов (НП), каждый из которых включает несколько федеральных проектов (ФП). Они охватывают почти все стороны жизни общества,

решая социально-экономические задачи. Это способствует достижению социальной стабильности и удовлетворенности каждого гражданина страны, каждой его возрастной группы (табл. 1) [2].

№ Национальный проект Федеральные проекты, ед. План, млрд руб. Факт по состоянию на 01.01.2022 г., %

1 Демография 5 3105,2 98,7

2 Здравоохранение 8 1725,8 95,2

3 Образование 10 784,5 89,8

4 Жилье и городская среда 4 1066,2 99,8

5 Экология 11 4041,0 97,7

6 Безопасные и качественные автомобильные дороги 4 4779,7 99,8

7 Производительность труда и поддержка занятости 3 52,1 97,9

8 Наука 3 636,0 99,4

9 Цифровая экономика 6 1634,9 95,8

10 Культура 3 113,5 98,8

11 Малое и среднее предпринимательство 5 481,5 95,2

Таблица 1 - Национальные проекты России и их финансирование

12 Международная кооперация и экспорт 5 956,8 99,2

13 Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры 11 6348,1 98,8

Итого 78 25725,3

В 2019 году была запланирована реализация 13 национальных проектов, включающих 78 федеральных проектов на общую сумму 25 725,3 млрд руб. В 2021 году их список был дополнен еще одним НП - «Туризм и индустрия гостеприимства» [4].

В 2022 году граждане пенсионного возраста составляли 35 % населения России. Неко -торые федеральные проекты рассчитаны на лиц «серебряного возраста». В статье рассматриваются те из них, реализация которых позволит улучшить качество жизни пенсионеров.

Так, например, ФП «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения», входящий в НП «Демография», оценивает показатели: лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, нуждающиеся в социальном обслуживании, обеспечены системой долговременного ухода; повышение качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста.

Оба показателя относятся прежде всего к физическому здоровью. С одной сто-

Фактическое финансирование ФП «Старшее поколение» в течение срока своей реализации ни разу не было осуществлено до конца. Тем не менее процент исполнения фи -нансирования растет ежегодно.

В 2019 году, в год начала реализации национальных проектов, финансирование было недостаточным, не соответствующим запланированному. Так, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, являющаяся одним из главных распорядителей бюджетных средств федерального проекта «Старшее поколение», осуществила финансирование только в размере 25 % от

роны, физически здоровый человек более социально стабилен и удовлетворен, чем больной, но тем не менее людям старшего поколения важно не только здоровье. А каких-либо мероприятий, кроме медицинских, позволяющих повысить качество жизни, социальную значимость и заинтересованность, не предусмотрено.

Для реализации этого федерального проекта было заключено 16952 контрактов, предоставлена 5281 субсидия. Основными распорядителями государственных бюджетных средств являются Министерство труда и социального развития, Министерство просвещения и Министерство спорта РФ. Общее число распорядителей составляет 22, но доля всех остальных составляет менее 5 %. Основными получателями субсидий являются Министерство труда и социальной защиты, а также департаменты социальной защиты по областям. Доля каждого из них оставляет не более 2 %, а общее количество получателей - 3289. В течении 2019-2021 годов финансирование федерального проекта было осуществлено не в полном объеме (табл. 2) [6].

запланированного. И это самый лучший результат. Министерство труда и социальной защиты исполнило обязательства на 6 %, а вот Министерство здравоохранения и Федеральная служба государственной статистики практически не исполнили свои функции в качестве ГРБС.

Среди четырех ГБРС в 2020 году Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Министерство труда и социальной защиты не выполнили свои обязательства по финансированию ФП «Старшее поколение» лишь на 4 %, в то время как Федеральная служба по труду и занятости и

Таблица 2 - Фактическое финансирование ФП «Старшее поколение», млн руб.

Год Утверждено Исполнено Не исполнено Не исполнено, %

2019 5 948,00 367,52 5 580,48 6,18

2020 10 170,00 9 256 ,28 914,72 91,01

2021 10 982,00 10 486,46 495,54 95,49

Итого 27 100,00 20110,26 6 990,74

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки недофинансировали ФП «Старшее поколение» на 14 % и 11 % соответственно.

В 2021 году Министерство здравоохранения РФ, а также Федеральная служба по труду и занятости, выступающие в качестве главных распорядителей бюджетных средств, выполнили свои обязательства практически на 99 %. В то же время Федеральная служба государственной статистики и Федеральная служба по надзору в сфере образования не выполнили свои обязательства на 38 % и 27 % соответственно.

Национальный проект «Здравоохранение» также не имеет каких-либо отдельных федеральных проектов или мероприятий отдельно для лиц пенсионного возраста.

Национальный проект «Образование» включает такой ФП, как «Социальная активность», который направлен на создание условий для развития поддержки и волонтер-ства как ключевого элемента социальной ответственности развитого гражданского общества. В какой-то мере этот федеральный проект может предусматривать вовлеченность пенсионеров, остальные же, входящие в национальный проект, относятся к молодому поколению.

Такие национальные проекты, как «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Производительность труда и поддержка занятости», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство», «Международная кооперация и экспорт», «Комплексный план

Фактическое финансирование ФП «Нормативное регулирование цифровой среды» очень низкое. В пандемийный 2020 год недофинансирование составило 35 %. Необходимо добавить, что это был сложный год для экономики страны в связи с возросшими расходами на медицину, что также подтверждается и другими авторами [5]. По итогам последнего, 2021 года, можно сказать, что

модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» также не содержат каких-либо отдельных федеральных проектов и мероприятий для лиц «серебряного» возраста. В каждом из национальных проектов предусмотрено больше мероприятий для семей с детьми, для молодого поколения, для граждан предпенсионного возраста, чем для пенсионеров.

Приятным исключением является НП «Цифровая экономика». Так, в рамках входящего в его состав ФП «Нормативное регулирование цифровой среды» сформированы правовые условия в сфере судопроизводства и нотариата в связи с развитием цифровой экономики в части:

- унификации правил подачи исковых заявлений, жалоб, ходатайств, а также иных заявлений и ходатайств в электронной форме, а также допустимости электронных доказательств;

- дистанционного участия в судебном заседании;

- развития инструментов электронного нотариата (изготовление нотариальных документов в электронной форме, дистанционное совершение нотариальных действий и т.д.).

Все это позволит немобильным пенсионерам либо пенсионерам, проживающим в отдаленных местах, совершать вышеуказанные действия без личного присутствия.

В течение 2019-2021 годов финансирование федерального проекта было осуществлено не в полном объеме (табл. 3) [6].

субсидии для реализации проекта почти не предоставлялись.

Федеральный проект «Информационная инфраструктура» предусматривает создание телекоммуникационной инфраструктуры магистральных каналов связи на территории Чукотского автономного округа с выходом в единую сеть электросвязи РФ. Также планируется обеспечение оказания

Таблица 3 - Фактическое финансирование ФП «Нормативное регулирование цифровой среды», млн рублей

Год Утверждено Исполнено Не исполнено Не исполнено, %

2019 150,5 73,4 77,0 51,2

2020 105,0 67,8 37,2 35,4

2021 113,3 3,3 109,9 97,1

Итого 368,7 144,6 224,1 60,8

универсальных услуг по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием точек доступа в 13958 населенных пунктах с численностью населения от 250 до 500 чел., что является удобным для пенсионеров и маломобильных лиц. Медицинские организации государственной и муниципальной системы здравоохранения подключены к сети Интернет в рамках заключенных государственных контрактов, что позволит результаты ранних посещений врача и результаты различных манипуляций получать в электронном виде, видеть на приеме в любой медицинской организации. Создана сеть беспроводной связи для социально значимых объектов в малочисленных населенных пунктах, оказаны услуги по подключению к этой сети, и по передаче данных при осуществлении доступа к этой сети. Переведены в государственную единую облачную платформу информационные системы и информационные ресурсы государственных внебюджетных фондов. Все эти мероприятия значимо облегчают социальные коммуникации для пенсионеров. В табл. 4 представлено фактическое финансирование ФП «Информационная инфраструктура».

Таблица 4 - Фактическое финансирование ФП «Информационная инфраструктура», млн руб.

Год Утверждено Исполнено Не исполнено Не исполнено, %

2019 34 797,4 29 686,8 5 110,6 14,7

2020 40 132,7 39 611,6 521,1 1,3

2021 5 276,7 1 876,4 5 027,6 64,4

Итого 80 206,8 71 174,7 10 659,3 11,3

Финансирование ФП «Информационная инфраструктура» в течение 2019-2021 годов было осуществлено практически на 90 %. Это существенно, более чем в 5 раз выше, чем финансирование ФП «Нормативное регулирование цифровой среды».

Благодаря Федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» создан общедоступный бесплатный онлайн-сервис, поддерживающий работу образовательных платформ и решений по освоению цифровой грамотности, создан цифровой сервис, обеспечивающий формирование персонального профиля компетенций, персональной траектории развития и непрерывного образования граждан. Необходимо отметить, что многие

пенсионеры воспользовались программами по освоению цифровой грамотности. В табл. 5 представлено фактическое финансирование ФП «Кадры для цифровой экономики».

Таблица 5 - Фактическое финансирование ФП «Кадры для цифровой экономики», млн рублей

Год Утверждено Исполнено Не исполнено Не исполнено, %

2019 7 881,5 2 785,9 5 096,0 64,7

2020 5 342,9 4 998,3 344,5 6,4

2021 13 555,0 333,6 13 442,4 97,5

Итого 26 779,4 8 117,8 18 882,9 69,7

Необходимо отметить, что ФП «Кадры для цифровой экономики» среди остальных федеральных проектов НП «Цифровая экономика» получил минимальное финансирование. В тяжелый 2020 год финансирование было максимальным, а вот в 2021 году финансирование было исполнено всего лишь на 3 %, что и привело к данному результату.

Крупнейшим получателем средств этого федерального проекта является Приморский филиал ПАО «Ростелеком», на долю которого приходится 32 % финансирования. Доля каждого из остальных получателей составляет 7 % и менее.

Федеральный проект «Цифровое государственное управление» предусматривает внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения:

- обеспечено предоставление приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде;

- обеспечено информирование о доступных электронных услугах и сервисах электронного правительства, а также о преимуществах использования механизмов получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

- обеспечена возможность доступа пользователей в модели «одного окна» посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) к информации, созданной органами государственной власти, органами местного самоуправления и органами государственных внебюджетных фондов в пределах своих полномочий;

- создано единое окно цифровой обратной связи, включая обращения, жалобы, в том числе по государственным услугам, функциям, сервисам. Обеспечено функционирование и развитие инфраструктуры электронного правительства, а также информационных систем, направленных на предоставление государственных услуг;

- усовершенствованы механизмы обработки обращений, мониторинга и анализа результатов рассмотрения обращений;

- подключены к инфраструктуре единой системы по работе с обращениями граждан государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции;

- обеспечена разработка, внедрение и эксплуатация облачной цифровой платформы обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг и сервисов, в том числе в электронном виде.

В табл. 6 представлено фактическое финансирование ФП «Цифровое государственное управление».

Таблица 6 - Фактическое финансирование ФП «Цифровое государственное управление», млн руб.

Год Утверждено Исполнено Не исполнено Не исполнено, %

2019 21 854,9 17 937,9 3 917,0 17,9

2020 24 884,6 23 260,9 1 623,7 6,5

2021 62 444,3 2 111,9 60 353,1 96,6

Итого 109 183,8 43 310,6 65 893,8 60,3

ФП «Цифровое государственное управление» также недофинансирован до конца в те -чение всего периода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные по количеству контрактов и субсидий этих федеральных проектов, являющихся частью национального проекта «Цифровая экономика», представлены в табл. 7.

Таблица 7 - Количество контрактов и субсидий НП «Цифровая экономика» в разрезе федеральных проектов, предназначенных для лиц старшего возраста, ед.

Федеральный проект Контракты Субсидии

Нормативное регулирование цифровой среды 0 3

Информационная инфраструктура 593 33

Кадры для цифровой экономики 52 1273

Цифровое государственное управление 1250 125

Итого 1895 1434

Основными распорядителями государственных бюджетных средств по заключенным контрактам являются Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, доля которого составляет 59 %. Вторым значимым распорядителем бюджетных средств является Министерство связи и массовых коммуникаций с долей 43 %. Всего в этом национальном проекте участвуют 37 ГРБС. Доля всех остальных распорядителей составляет менее 5 %. Число получателей бюджетных средств составляет 1391, среди которых есть как государственные учреждения, так и частные организации. Таким образом, НП «Цифровая экономика» является социально ориентированным проектом для пенсионеров.

НП «Культура» содержит такие федеральные проекты, как «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Благодаря реализации этих федеральных проектов граждане страны, в том числе пенсионеры, имеют возможность для творческого развития и самореализации, получения поддержки при реализации социально значимых проектов в сфере культуры и сохранения объектов культурного наследия. Так, например, благотворительным фондом «Ника» в «Школе Активный пенсионер 3.0» проводятся занятия: танцевальная гимнастика, рукоделие, коуч-йога, ЛФК и компьютерная грамотность. В библиотеке имени Н.А. Некрасова в г. Москве проводятся медитации Heartfulness с профессиональным инструктором по четвергам и воскресеньям.

В свете развития сети Интернет и увеличения точек доступа к сети особенно актуальным для пенсионеров становится в федеральном проекте ««Цифровая культура» получение дополнительных возможностей для творческого развития и самореализации в современных учреждениях культуры, а также более широкий доступ к культурным ценностям. В государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина проводятся виртуальные выставки. Можно попасть в музей Лувра, доступ открыт ко всем экспонатам онлайн. Также онлайн можно посмотреть более 800 видеоверсий театральных спектаклей лучших театров России [1].

Таблица 8 - Фактическое финансирование НП «Культура», млн руб.

Год Утверждено Исполнено Не исполнено Не исполнено, %

2019 11 248,9 11 123,4 125,5 1,1

2020 16 079,0 15 830,4 248,6 1,5

2021 22 870,2 2 782,5 20 088,2 87,8

Итого 50 198 29 736 20 462 40,8

Необходимо отметить, что все рассматриваемые федеральные проекты не получили запланированного финансирования, особенно это заметно по итогам 2021 года. Недофинансирование каждого из рассмотренных проектов составило почти 90 %, кроме ФП «Информационная инфраструктура», который недофинансирован на 64 %.

Таким образом, взаимосвязанная реализация федеральных проектов «Цифровая экономика» и «Культура» дает возможность адаптации пенсионеров, их взаимодействия, что особенно актуально для малоподвижных пенсионеров и находящихся в труднодоступных уголках страны.

Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» включает три федеральных проекта, такие как «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности туристических продуктов» и «Совершенствование управления в сфере туризма». Два первых из указанных проектов напрямую не предназначены для пенсионеров, тем не менее мероприятия каждого из них рассчитаны на лиц пенсионного возраста. В целях развития внутреннего туризма реализуются туры, охватывающие многие регионы России. В Псковской области реали -зуется тур «С грохотом по фермам, или «Глаза страшатся, а руки делают», в Республике Бурятия - тур «Необычайная Бурятия», в Челябинской области - «Челябинск: к нам прилетают даже метеориты!» Много туров в Карелию, Санкт-Петербург, Калининград и другие регионы нашей огромной страны. Каждый из туров доступен для пенсионеров. Партнерами агентства Стратегических инициатив для реализации концептуальных туристических маршрутов России являются ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», «Ренессанс страхование» и другие, то есть организации, необходимые путешественнику.

Сегодня на повестке дня - развитие промышленного туризма. Конечно, в большей мере эти туры предназначены для развития и возможности выбора будущей специальности для молодежи, тем не менее и старшему поколению будут интересны экскурсии, такие как «Старт в космос - путь к мечте», которые проводятся на космодроме «Восточный». На Михайловском горно-обогатительном комбинате проводится экскурсия «Руда - рождение металла».

Интересна экскурсия «Ни пуха, ни пера!» на предприятие «Бел-Поль», которое занимается переработкой пуха гусей и производством постельных принадлежностей. Неожиданная тематика экскурсии «Металлургия и современное искусство» проводится на Вык-сунском металлургическом заводе. Очень интересная, необычная и познавательная экскурсия «Поморский коч», на которой показывают деревянные чудеса - столы, скамейки, корабли, изготовленные без гвоздей. Экскурсия на золотодобывающий прииск «Соловьевский» «Золото - всего лишь металл» позволит увидеть добычу золота и не онлайн, а воочию.

Собственно говоря, каждая их экскурсий рассказывает о какой-либо отрасли народного хозяйства. О производстве сельскохозяйственной продукции есть также интересная экскурсия в СПК «Архангельская клюква». Надо добавить, что эта плантация является и самой северной! А экскурсия называется «На болоте огород - клюквенная плантация» [3].

Финансирование НП «Развитие туризма» началось только в 2022 году. Утверждено расходов бюджета было на 52977,3 млн руб., а профинансировано только 4,3 %.

Таким образом, среди всего многообразия национальных проектов можно выделить только проект «Демография», федеральные проекты которого предназначены именно для пенсионеров. Указанные проекты направлены прежде всего на сохранение либо улучшение здоровья. НП «Цифровая экономика» позволил этой же категории населения повысить цифровую грамотность. Больше никаких федеральных проектов, являющихся структурной частью национальных проектов для пенсионеров, не предусмотрено. Все остальные мероприятия, запланированные федеральными проектами, предназначены для всего общества в целом, как ФП «Без-

опасные качественные дороги», либо для других категорий населения, например для семей с детьми.

Резкое уменьшение финансирования на-

циональных проектов в 2021 году, скорее всего, вызовет пересмотр их целей, сроков, а может быть, они будут трансформированы в иные программные мероприятия.

Список литературы_

1. Культура. URL: https://baba-deda.rU/offers/page/2/type/6 (дата обращения: 20.11.2022).

2. Национальные проекты РФ. URL: https://spending.gov.ru/np/ (дата обращения: 20.11.2022).

3. Онлайн-путеводитель по экскурсиям на российские предприятия. URL: https://promtourism.online/routes/ (дата обращения: 20.11.2022).

4. Паспорт национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». URL: https://kanikuli.ru/files/Zakony/ Паспорт_Нацпроекта_Туризм_и_индустрия_гостеприимства.pdf (дата обращения: 20.11.2022).

5. Терешкина Н.Е. Влияние пандемии на развитие инноваций в мире // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 4. С. 1289-1300.

6. Федеральный бюджет в разрезе нацпроектов. URL: https://spending.gov.ru/budget/np/ (дата обращения: 15.11.2022).

References_

1. Culture. URL: https://baba-deda.ru/offers/page/2/type/6 (accessed: 20.11.2022).

2. National projects of the Russian Federation. URL: https://spending.gov.ru/np / (accessed: 11/20/2022).

3. Online guide to excursions to Russian enterprises. URL: https://promtourism.online/routes / (date of application: 20.11.2022).

4. Passport of the national project"Tourism and hospitality industry". URL: https://kanikuli.ru/files/Zakony/Passport of the National Project of Tourism and Hospitality Industry.pdf (accessed: 11/20/2022).

5. Tereshkina N.E. The impact of the pandemic on the development of innovations in the world. Issues of innovative economy. 2021. Vol. 11. No. 4. pp. 1289-1300.

6. The federal budget in the context of national projects. URL: https://spending.gov.ru/budget/np / (accessed: 15.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.