УДК 316.346.32-053.6 © В.А. Хабудаева
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУРЯТСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье рассматривается национальный праздник и его место в системе традиционных социокультурных ценностей бурятской молодежи: частота посещения праздников, их значение для молодежи. Роль национальных праздников усиливается наряду с пристальным вниманием к традиционным ценностям этноса в целом. Праздник является не только способом сохранения и передачи традиций, но также одним из средств формирования национального самосознания молодежи.
Ключевые слова: праздник, национальный праздник, молодежь, традиционные социокультурные ценности, традиции.
V.A. Khabudaeva
NATIONAL HOLIDAYS IN THE SYSTEM OF TRADITIONAL SOCIO-CULTURAL VALUES OF THE BURYAT YOUTH
This article discusses a national holiday and its place in the system of traditional socio-cultural values of the Buryat youth: frequency of attendance and celebration of holidays, their importance for young people. The role of national holidays is amplified along with careful attention to traditional values of the ethnic group as a whole. The festival is not only a way to preserve and pass on the traditions, but also one of the means of formation of the youth national consciousness.
Keywords: holiday, national holiday, youth, traditional socio-cultural values, traditions.
Значимое место в системе традиционных социокультурных ценностей занимает праздник. Он соединяет в себе ценности этнической культуры и выражается в присущих только ему традициях и обычаях. Как отмечает Д.М. Угрино-вич, это день, посвященный какому-либо важному событию в жизни общества, государства, класса, социальной группы, семьи. Отмечать праздник в определенные дни становится традицией, которая происходит в жизни и быту людей и формирует стереотипы их поведения [3].
В связи с тем, что усиливается роль традиционных ценностей в жизни современного общества, увеличивается и значимость национальных праздников, связанных с ними. Поскольку они содержат в себе многообразные элементы культуры этноса, преподносящие традиции в красочной и яркой форме, то именно праздникам отводится особая роль в приобщении молодого поколения к традиционной культуре. Как считает Т.Н. Бояк, праздник выступает социальным механизмом, действия которого способствуют воспроизводству, сохранению, трансляции традиционных ценностей от поколения к поколению. В силу этого народный праздник в течение многих веков остается ценностью индивидов, групп, общества в целом [1, с. 217].
Праздник служит способом удовлетворения духовных потребностей людей, и он будет сохраняться, пока общество ориентировано на него. В национальных праздниках преобладают ценности этноса, которые могут выражаться в интересной игровой и творческой форме, что
делает их привлекательными для членов общества, обеспечивая устойчивость. Важно отметить, что праздник является не только способом сохранения и передачи традиций, но и одним из средств формирования национального самосознания молодежи. Возрождение праздников способствует увеличению значимости традиционных ценностей в сознании современной молодежи. Зачастую только на празднованиях у молодого поколения происходит процесс приобщения к национальной культуре своего народа.
Типология праздников разнообразна. Например, К. Жигульский выделяет следующие типы праздников: 1. По характеру и частоте празднования - периодические и непериодические; 2. В контексте исторического развития - старые и новые; 3. По отношению к религии - религиозные и нерелигиозные; 4. В контексте пространственного и масштаба празднования - региональные, государственные, международные [2].
Классификацию праздников можно представить по сферам их функционирования в современных социально-культурных условиях:
1. Официально установленные праздники (государственные), отмечающие важные государственные события;
2. Неофициальные праздники, которые не установлены государством как официальные, но отмечаются людьми (день молодежи, день пожилых людей и др.);
3. Профессиональные праздники, отмечающие события профессиональной деятельности человека;
14(2) /2014
4. Семейные праздники (дни рождения, юбилеи и др.);
5. Православные (праздники церковного календаря);
6. Национальные праздники.
В полиэтническом обществе особый смысл придается этническим праздникам, так как они имеют свои специфические черты, характер и своеобразие. Большой интерес представляют данные об отношении современной молодежи к национальным праздничным традициям, ведь именно праздник является тем механизмом, который включает в себя элементы народной культуры, способствует приобщению человека к ней. Таким образом, выявление места и значения этнических праздников в жизнедеятельности современной молодежи позволит определить их роль в процессе формирования традиционных национальных ценностей.
Согласно результатам нашего социологического исследования, проведенного в 20122013 гг., молодежь, как русской, так и бурятской национальностей, относится к национальным праздникам: «с уважением» - 53,3% бурят и 49,2% русских. Праздники - это неразрывная часть национальных традиций: так считают 60,3% молодежи бурятской и 36,3% русской национальности. Почти каждый третий из представителей молодежи согласен с мнением о том, что праздники являются неотъемлемой частью культуры этноса и необходимы для приобщения к ней (33,3% бурят и 28,6% русских). Это свидетельствует о том, что проведение национальных празднований положительно сказывается на культурном образовании молодежи. Именно на таких мероприятиях происходит передача информации о традициях и обычаях этноса.
Об эстетической стороне проведения национальных праздников и их информативности можно судить по результатам выбора варианта ответа «праздники красивы и интересны, на них узнаю много нового» - 27,7% бурят и 23,8% русских. Совсем небольшой процент опрошенных указал ответы «я не придаю им большого значения» - 3,3% бурят и 10,1% русских; «на них можно хорошо провести время и отдохнуть» - 16,4% бурят и 20,6% русских. Все это подчеркивает роль праздника в популяризации традиционных социокультурных национальных ценностей в среде молодежи.
На отношение современной молодежи к национальным праздникам значительное влияние оказывает общество. В условиях трансформации российского общества этнокультурные ценности в сознании молодого поколения отошли на задний план, уступив главенствующие позиции
экономическим, рыночным ценностям. Но все же, по результатам исследования, 60,3% молодежи бурятской национальности и 36,3% русской национальности считают праздники частью национальных традиций, при этом одни рассматривают праздник как способ приятного времяпрепровождения, а другие особо подчеркивают эстетический аспект. Все это говорит о том, что современная молодежь заинтересована в участии в культурных мероприятиях и в приобщении к этнической культуре, и происходит это главным образом через семью и ее традиции.
Большое влияние на отношение молодежи к традиционным ценностям, в том числе и к национальным праздникам, на то каким оно будет в дальнейшем, оказывает семья. Молодые люди в основном отмечают те праздники, которые принято отмечать в их семье. Так, чаще всего в современных семьях, как русских, так и бурятских, отмечаются только самые основные национальные праздники - 57,3% у бурят и 53,6% у русских. Практически всем торжествам уделяют внимание в 33,8% бурятских и в 20,2% русских семей. Молодежь бурятской национальности чаще, чем русская выбирала вариант «праздники отмечаются иногда» - 19,8% бурят и 7,5% русских. Совсем не отмечаются национальные праздники всего в 3,6% семей бурятской молодежи и 0,7% семьях русской молодежи. Не отмечают праздники, но хотелось бы -1,6% бурят и 0,2% русских, «не знают об их существовании» - 1,2% бурят и 0,2% русских.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о месте национального праздника как традиционной ценности в жизни молодежи. Первое место у современной молодежи занимают праздники своего этноса - православные праздники у русской молодежи (79,4%) и национальные праздники у бурятской молодежи (92,7%). Второе место в данной иерархии отводится официально установленным праздникам (66,4% у молодежи бурятской национальности, 70,2% у молодежи русской национальности). Третье место у семейных праздников (дни рождения, юбилеи, свадьбы родственников, друзей) - 62,9% у бурят, 69,9% у русских.
Современная молодежь уделяет внимание празднованию также «неофициальных» праздников, этот вариант отметили 25,4% бурят и 39,5% русских. «Профессиональные праздники» по сравнению с другими отмечаются реже среди молодежи (18,1% бурят и 24,6% русских). Примечательно то, что среди молодежи бурятской национальности православные праздники отмечают 15% опрошенных, а среди молодежи русской национальности отмечающих бурятские
национальные праздники - 33,9%. В настоящее время в республике буддийских верований придерживаются не только буряты, но и русские, преобладающие в общей численности населения региона. Они также посещают дацаны, присутствуют на молебнах и отмечают национальные праздники бурят - Сагаалган и Сурхарбан, что отражается и на мировоззрении молодежи, которая положительно относится к данным мероприятиям и активно принимает в них участие.
Результаты исследования показывают, что в жизни современной молодежи первое место занимают национальные праздники своего этноса. Наряду с этим официально установленные (государственные) праздники имеют более важное значение для современного молодого поколения, нежели неофициальные. Можно предположить, это связано с тем, что в такие дни государством объявляются выходные как для работающей, так и для учащейся молодежи, проводятся праздничные мероприятия, концерты, вызывающие интерес у молодого поколения.
О положительном отношении современной молодежи к традиционной культуре свидетельствуют данные, касающиеся регулярности посещения мероприятий, в том числе национальных праздников, основанных на традициях и фольклоре. Среди респондентов бурятской национальности 74,2% посещают такие мероприятия: 15,3% - регулярно, 37,3% - редко, 21,6% -очень редко и 25,8% - не участвуют. Примерно такие же данные были получены при опросе молодежи русской национальности - 74,7%: 18,6% - регулярно, 30,6% - редко, 25,4% - очень редко, 25,4% - не участвуют.
Причины посещения мероприятий у молодежи, как русской, так и бурятской национальности схожи. Наиболее важными основаниями являются «интерес и любовь к культурным традициям своего народа» - 37,6% у бурят и 24,6% у русских, «красочность, зрелищность таких мероприятий» - 34% бурят и 28,2% русских. Среди причин, в меньшей мере побуждающих молодежь к участию в празднованиях: «любопытство» - 13,2% бурят и 16,6% русских, «по совету родителей, друзей, учителей» - 10,3% бурят и 6,1% русских, «потребность в общении» - 6,6% бурят и 11,3% русских, «потребность эмоциональной разгрузки» - 5,9% бурят и 8,5% русских. Мотивация участия молодежи в мероприятиях позволяет сделать вывод, что их привлекательность связана, прежде всего, с интересом, возможностью получения эстетического удовольствия. К сожалению, почти каждый четвертый представитель молодежи праздничные мероприятия не посещает. Большая часть предста-
вителей молодежи высоко оценивает значение праздников в своей жизни. Значительный процент респондентов, как русской, так и бурятской молодежи на вопрос «На Ваш взгляд, каково значение национальных праздников для современной молодежи?» указал ответ «молодежь должна знать и уважать культуру своего народа» - 66,2% бурят и 54% русских. Более того, обе этнические группы считают, что «национальные праздники не дают забыть традиции и обычаи своего народа» и «через национальные праздники молодежь приобщается к национальной культуре» - 33,3% бурят, 28,6% русских. То, что есть другие важные ценности в жизни молодежи, считают только 2,1% бурятской молодежи и 4% русской. Для 0,9% молодежи бурятской национальности и 5,7% русской они не играют большой роли в жизни.
Можно сделать общий вывод, что все традиционные общественные праздники характеризуются многослойностью. Связь с древними традициями сохранилась в устойчивости сроков проведения сезонных обрядов, в их содержании и формах. Национальный праздник наглядно отображает систему и специфику входящих в него ценностей, является механизмом ценностно-нормативного регулирования в обществе.
Таким образом, национальный праздник высоко ценится современной молодежью, что подтверждает его значимость в сохранении традиционных социокультурных ценностей и то, что он занимает важное место в жизни современной бурятской молодежи. Именно национальные праздники в настоящее время являются одними из наиболее насыщенных и красочных действующих механизмов, которые обеспечивают сохранение самобытности этносов, их культуры, а, следовательно, и традиционных национальных ценностей. Однако, учитывая тот факт, что сегодня не вся молодежь активно участвует в подобного рода мероприятиях, представляется необходимой разработка комплекса мер, направленных на приобщение молодого поколения к праздничным традициям своего этноса, популяризацию национальных праздников.
Литература
1. Бояк Т.Н., Осинский И.И. Русский народный праздник и его место в духовной культуре сельской молодежи Бурятии // Образование и культура XXI века: материалы межрег. науч.-практ. конф. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГАКИ, 2000. - Т.1. - 349 с.
2. Жигульский К. Праздник и культура / пер. с польск. - М.: Прогресс, 1985. - С.68.
3. Угринович Д.М. Обряды: за и против. - М.: Политиздат, 1975. - С. 29.
4. Хабудаева В.А.. Осинский И.И. Традиции в культуре современной бурятской молодежи // Вестник Бурятского
14(2) /2014
государственного университета. Сер. Философия, социология, политология, культурология. - 2014. - №6(2). -С.69-73.
Хабудаева Валентина Александровна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории социальной стратификации Бурятского
государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: Valenta25 @ yandex.ru
Khabudaeva Valentina Aleksandrovna, candidate of sociological sciences, senior researcher, laboratory of social stratification, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]
УДК 331.556.4 © 3.А.Данилова, M.C. Бабаринова
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ: РИСКИ РАЗВИТИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ)
Молодая семья переживает процессы собственного становления и не всегда оказывается способной к адаптации в изменяющейся среде, в отличие от семьи со стажем, уже имеющей внутренние ресурсы для этого. В связи с этим начальный период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи. На основе результатов проведенного социологического исследования выявлены основные риски развития института молодой семьи, негативные тенденций в его функционировании, рассмотрены государственные меры поддержки молодых семей.
Ключевые слова: молодая семья, институт семьи, риски, пути решения.
Z.A. Danilova, M.S. Babarinova YOUNG FAMILY: THE RISKS OF DEVELOPMENT (ON MATERIALS OF SOCIOLOGICAL SURVEY)
The young family is going through its own process of becoming, and it is not always able to adapt to a changing environment, in contrast to the family with the experience already gained internal resources for this. The initial period of married life is the most difficult and dangerous in terms of the family stability. On the basis of sociological survey the general risks of development of the institution of young family, the negative trends in its functioning are revealed, the methods of state support for young families are considered.
Keywords: young family, institution of the family, risks, ways of solution.
В социальной структуре общества важная роль принадлежит молодой семье, где возраст каждого из супругов не превышает 30 лет. Для молодых браков характерны процессы первоначального вхождения супругов в мир друг друга, распределения обязанностей, обустройства, ведения общего хозяйства, приобретения жизненного опыта. Молодая семья, переживая процессы собственного становления, не всегда оказывается способной к эффективной адаптации в меняющейся среде. Безусловно, начальный период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.
Российская семья за последние два десятилетия существенно видоизменилась. Смена идеологических приоритетов, стереотипов сознания, девальвация моральных норм в обществе обусловили изменение ценностей в институте семьи. Снижение числа детей в браке, распространение консенсуальных (браки «на веру», по договоренности, но без регистрации) или гражданских браков, увеличение разводов и детей-сирот - далеко неполный перечень рисков, подводных камней, ведущих к деградации института молодой семьи.
Количество зарегистрированных браков снизилось до минимального значения - 849 тыс. в России в 1998 г., в дальнейшем наблюдается увеличение до 1316 тыс. в 2011 г. Отклонения от тенденции роста отмечались только в 2004 и 2008 гг. В целом за период с 1998 по 2011 гг. число заключенных браков увеличилось на 55%. Однако в 2012 г. было зарегистрировано на 102 тыс. браков меньше, чем за 2011 г. (или на 7,8%). В 2013 г. число зарегистрированных браков вновь несколько увеличилось [1]. Наибольший процент разводов приходится на семью, прожившую менее 3-5 лет, т.е. на молодую семью. Вследствие того, что молодые люди все чаще не желают регистрировать свои отношения, растет число детей, рожденных вне брака.
Вышеуказанные риски развития семьи являются типичными для регионов России, в том числе и Республики Бурятия. В связи со сложившимися проблемами в развитии молодой семьи, сегодня существует необходимость оценки демографического потенциала молодежи, его репродуктивного здоровья, выявления факторов, влияющих на снижение устойчивости института молодой семьи. Важным представляется и изу-