Научная статья на тему 'Религия в системе ценностей современной бурятской молодежи'

Религия в системе ценностей современной бурятской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
908
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / БУДДИЗМ / ПРАВОСЛАВИЕ / ДАЦАН / ЦЕРКОВЬ / RELIGIOUS CONSCIOUSNESS'' / RELIGION / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / BUDDHISM / ORTHODOXY / DATSAN / CHURCH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хабудаева Валентина Александровна

В статье рассматривается религия, ее место и роль в жизни современной бурятской молодежи. По результатам опроса молодежи Республики Бурятия приводится анализ религиозных верований молодежи, посещаемость религиозных мест и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religion in a system of values of modern Buryat youth

In the article religion, its place and role in the life of modern Buryat youth is considered. According to the results of interviewing the youth of the Republic of Buryatia, the analysis of youth ’s religious beliefs is provided, as well as attendance of religious places, etc.

Текст научной работы на тему «Религия в системе ценностей современной бурятской молодежи»

нальная среда благоприятствует взаимопроникновению национальных и культурных традиций.

Исследование, проведенное нами на предмет отношения к религии членов межнациональных семей, показало, что большинство считают себя верующими - 60,7%; отрицательно ответили -13,1%, затруднились с ответом - 24,3%. Доминирующей религиозной традицией среди бурят является буддизм. Верующими буддистами себя определили 52% опрошенных бурят, шаманистами - 11,5%, православными - 14,1%. Среди русских большинство респондентов относят себя к православной вере - 67,8%, к буддистской

- 12,6%.

Наиболее устойчивым компонентом религиозного комплекса является бытовая религиозная обрядность, которая проявляется в семейных религиозных обрядах. Религиозная обрядность -наиболее устойчивый элемент религии. Обрядовые стереотипы сохраняются сильнее, чем система религиозных идей [6].

В межнациональной семье происходит взаимодействие двух различных религиозных традиций. Как правило, в большинстве случаев это не вызывает поглощение одной религиозной традиции другой. Отдельное место в религиозной коммуникации принадлежит праздникам. Как отметили респонденты, в их межнациональной семье отмечаются религиозные праздники. Так, 64% респондентов отмечают религиозные праздники в семье, а на вопрос, какие, 51,4% отметили праздники как буддистской, так и православной веры. Сюда в основном вошли такие праздники, как Рождество, Крещение, Пасха,

Масленица, Троица, Сагаалган, Рамадан, Курбан-байрам.

Таким образом, межнациональная семья представляет собой довольно сложное образование, где сочетаются различные типы религий, культур и, следовательно, формируются особые религиозно-ценностные установки, направленные в основном на взаимодействие в русле толерантного отношения и взаимодополнения.

Литература

1. Ефименко М.Н. Этнос и религия // Этнопанорама. -2000. - №1. - С. 26.

2. Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 227.

3. Кофанова Е.Н., Мчедлова М.М. Религиозность россиян и европейцев [Электронный ресурс]. -URL:http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/96_1/2010_2(96)_1 0_Kofanjva.pdf.

4. Основы межкультурной коммуникации // Человек. - 1992. - № 2-5; Крокинская О.К. О различии ценностных систем разных культур / Петербуржцы (этнонациональные аспекты массового сознания). Социологические очерки. -СПб., 1995.

5. ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 1569 [Электронный ресурс]. - URL: http://wciom.ra/index.php?id=268&uid=13774.

6. Манзанов Г.Е. Религиозные традиции в культуре бурятского народа. - Улан-Удэ: Изд-во СО РАН, 2005. - С. 137.

Трифонова Татьяна Леонидовна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: bsu.philos@mail.ru.

Trifonova Tatiana Leonidovna, candidate of philosophical sciences, senior lecturer, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: bsu.philos@mail.ru.

УДК 316.346.32-053.6:294.3 © В.А. Хабудаева

РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ БУРЯТСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматривается религия, ее место и роль в жизни современной бурятской молодежи. По результатам опроса молодежи Республики Бурятия приводится анализ религиозных верований молодежи, посещаемость религиозных мест и т.д.

Ключевые слова: религия, религиозное сознание, религиозные организации, буддизм, православие, дацан, церковь.

V.A. Khabudaeva RELIGION IN A SYSTEM OF VALUES OF MODERN BURYAT YOUTH

In the article religion, its place and role in the life of modern Buryat youth is considered. According to the results of interviewing the youth of the Republic of Buryatia, the analysis of youth ’s religious beliefs is provided, as well as attendance of religious places, etc.

Keywords: religion, religious consciousness, religious organizations, Buddhism, Orthodoxy, datsan, church.

Одним из важных элементов в традиционных национальных ценностях является религия.

Религия занимает важное место в ценностных ориентациях человека. В современном обществе, когда перед людьми стоит проблема выбора ценностей, она может стать образцом нравственного развития. Религия в истории разных народов выступала в роли объединяющего механизма, являлась гарантом сохранения этнона-ционального организма как единой целостности.

В республике существуют различные религиозные конфессии, основными из которых являются буддизм, шаманизм и православие. В отличие от многих стран мира различные конфессии не разделяют проживающие в республике народы, а в определенной степени объединяют. Принятие буддизма способствовало формированию единого бурятского этноса. Он способствовал развитию грамотности среди бурятского населения. Вместе с буддизмом в республику пришли культурные ценности народов Центральной и Восточной Азии, философские, исторические и другие работы, труды по восточной медицине, произведения литературы и искусства. Буддизм стал составной частью национальной культуры и самосознания народа, одной из ведущих форм идеологии и мировоззрения [2, ^ 51].

В годы советской власти было разрушено большинство дацанов, дуганов, субурганов и храмов. Многие ламы, шаманы подверглись репрессиям. Вследствие чего религия и ее традиция были разрушены. В 1950-е гг. советское правительство на основании существующего законодательства по делам религии удовлетворило ходатайство верующих об организации буддийской религиозной общины в Бурятии и разрешении иметь официально действующие монастыри. Но до начала 1990-х гг. Иволгин-ский дацан являлся единственным буддийским дацаном на территории Бурятии [1, с. 87].

Со второй половины 1980-х. гг. XX в. начался процесс возрождения религии в Республике Бурятия. Стали восстанавливаться разрушенные в годы советской власти дацаны, дуганы, увеличилось число лам. В этих условиях повышается религиозность людей [1, с. 88].

Данные социологических исследований показывают, что уровень «религиозности» в стране возрастает. Так, например, по данным исследования, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в стране в 1997 г., среди молодежи России по сравнению с прошлыми десятилетиями число верующих существенно возросло. Так, верую-

щих в бога среди молодежи оказалось 32,1%, среди взрослых - 34,9% [3, с. 107].

По данным проведенного нами социологического исследования уровень религиозности среди молодежи Республики Бурятия достаточно высок. Это свидетельствует о значимости религии для современной молодежи.

Среди респондентов молодежи бурятской национальности верующими себя считают 95,5% респондента, неверующими - 4,7%. Высок процент верующих и среди молодежи русской национальности - 86,7%. В то же время большую часть среди верующей молодежи составляют те, кто считает себя верующими и кто «иногда соблюдают обряды, молятся, совершают богослужения» - 45,3% среди молодежи бурятской национальности и 31,9% русской национальности.

Обращает на себя внимание то, что среди молодежи, регулярно посещающей дацан и церковь, у бурятской молодежи этот показатель значительно превышает показатель русской молодежи (41,6% и 14,1%). Это, возможно, свидетельствует о большой степени важности посещения религиозных мест и значимости религии для молодежи бурятской национальности.

Среди девушек процент верующих и постоянно посещающих религиозные учреждения по сравнению с юношами больше, но незначительно - 24,9% и 28,9% соответственно.

Примечательно то, что среди молодежи есть небольшой процент тех, кто не считает себя верующими совсем: 4,9% буряты и 14,1% русские. По результатам опроса также считающих себя убежденными атеистами представителей молодежи русской национальности больше, чем бурятской национальности - 6,9% и 0,2% соответственно.

Большой процент верующих среди молодежи бурятской национальности объясняется, скорее всего, тем, что этим они показывают свою принадлежность к своему народу - бурятскому этносу, религиозность выступает здесь как бы идентификационным этническим признаком. Такой вывод нам позволяют сделать полученные данные исследования. Подавляющее большинство молодежи бурятской национальности относят себя к буддизму (89,4%), а также к шаманизму (18,5%) - наиболее распространенным верованиям среди бурят. Большинство молодежи русской национальности указало православие (81%).

Среди причин, побудивших молодых людей обратиться к вере, они отметили такие как: «религия традиционна и унаследована от предков»

- 64,8% бурят и 28,2% русских, «религия дает мне веру, надежду и является жизненной опо-

рой» - 23,9% бурят и 26,2% русских, «религия духовно развивает и указывает пути человеческого совершенствования» - 17,6% бурят и 15,3% русских. Меньше молодых людей выбрали вариант «с верой в бога моя жизнь приобрела смысл» - 4,9% бурят и 5,2% русских. Также молодежь считает, что «веровать - не излишне» -10,1% бурят и 19,8% русских.

На наш взгляд, желание молодых людей приобщению к религии не совсем тождественны с истинными мотивами человека, желающего принять ту или иную веру. Принятие большинством молодых людей религии еще не свидетельствует об уровне ее религиозности. Это также подтверждают результаты исследования. Значительная часть молодежи как бурятской, так и русской национальности отметили такие варианты ответов: «это религия моих предков» -66% буряты и 39,1% русские, «ее придерживается моя семья» - 42,5% буряты и 36,3% русские. Это говорит о большом значении и уважении своих предков и то, что в основном молодежь придерживается той религии, которую соблюдает его семья. Об этом и говорит вариант ответа «ее придерживается моя семья», который также выбрали большинство как бурятской, так и русской молодежи (42,5% и 36,3% соответственно).

Вопрос отношения молодежи к традиционным национальным ценностям проявляются не только в религиозности, но и в соблюдении народных традиций и ценностей. Но так как религия является также частью национальной традиции и они тесно взаимосвязаны, представляют интерес отношения молодежи к влиянию религии на сохранение традиций и ценностей этноса.

Большинство респондентов среди молодежи (как русской, так и бурятской национальности) считают, что «безусловно, влияет» - 75,4% буряты и 58,5% русские, что означает то, что молодежь понимает тесную взаимосвязь и не отделяет религию от традиций и ценностей своего народа. Нейтрально к этому относятся 16,4% бурятской и 21,78% русской молодежи, вариант

По результатам исследования, наиболее посещаемым религиозным местом среди бурят-

«да, но не так сильно» отметили 5,9 бурят и 13,3% русских. Примечательно то, что тех, кто считает, что религия совершенно не влияет на сохранение традиций и ценностей этноса очень мало - 1,9% молодежи бурятской национальности и 4,4% русской.

В чем же значение религии для современной молодежи, какую роль она играет в их жизни? По итогам исследования большинство молодежи считает, что «религия не дает забыть человеку традиции и обычаи, которые соблюдали его предки, позволяет передать следующим поколениям» - 76,8% молодежи бурятской национальности и 57,3% русской национальности. Это говорит о том, что молодежь понимает ценность религии и ее значимость для этноса. Значительная часть молодежи считает, что вера помогает развивать нравственные качества людей, не дает забыть их. Это отметили обе группы, 41,1% бурят и 40,3% русских соответственно. Немного меньше молодых людей полагает, что «религия помогает человеку найти себя» - 28,6% бурят и 37,1% русских. Совсем небольшой процент респондентов считает, что «религия определяет судьбу человека после смерти» - 2,4% бурятской и 8,5% русской молодежи. Это, скорее всего, обусловлено тем, что молодое поколение в силу своего возраста пока еще не задумывается о таких вещах, как смерть, жизнь после смерти, перерождение. Взоры молодежи устремлены в будущее, жизнь полна надежд, и тут религия не играет для них какой-либо роли. Также незначительное количество респондентов отметило такой вариант, как «религия - это способ управления людьми государством», и небольшой процент ответивших выбрали версию «не вижу никакого значения».

Одна из форм религиозного поведения - это посещение религиозных мест и представителей религии, например, таких как дацан, церковь, шаманы (табл. 1). Интерес представляет частота посещения молодежью данных мест и ее причины.

Таблица 1

ской молодежи является дацан, что является следствием распространенности буддизма. Так-

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как часто Вы посещаете...?», %

Варианты ответов Часто Иногда Очень редко, от случая к случаю Никогда

Буряты Русские Буряты Русские Буряты Русские Буряты Русские

Дацан 27,9 1,6 50,2 15,7 18,8 22,6 3,1 60,1

Шаманов 4 0,4 18,3 4,4 33,3 7,7 44,4 87,5

Церковь 0,2 12,5 0,7 33,1 5,9 34,7 93,2 19,8

же распространен шаманизм среди молодежи бурятской национальности. Молодые люди посещают шаманов «иногда» или «очень редко, от случая к случаю». По-другому складывается ситуация посещения религиозных мест у молодежи русской национальности. «Часто» посещают церковь лишь 12,5%, в основном в церкви молодежь бывает «иногда» или «очень редко, от случая к случаю». Также достаточно большой процент (19,8%) никогда не посещали церковь. Среди бурятской молодежи никогда не бывали в дацане только 3,1% молодых людей.

Примечательно также то, что молодежь русской национальности чаще бывает в дацане, чем молодежь бурятской национальности в церкви. Практически большинство бурятской молодежи (93,2%) никогда не бывали в церкви.

Все это позволяет сделать вывод, что молодежь бурятской национальности чаще всего придерживается таких религий, как буддизм и шаманизм. Молодые люди достаточно часто или хотя бы время от времени посещают религиозные места. Также важно отметить, что представители русской национальности также посещают дацаны, но практически не бывают у шаманов.

Причины посещения религиозных мест по результатам исследования достаточно многообразны. Это можно проиллюстрировать данными таблицы 2.

По результатам опроса можно сделать вывод, что причины посещения религиозных мест у молодежи бурятской и русской национальности в чем-то похожи, но имеют свои различия. В основном бурятская молодежь обращается к ла-

мам и шаманам для того, чтобы сделать заказ молебна, помолиться на тайлагане (54,5%), провести ритуал (57,5%), спросить совета в решении личных проблем (38%), в беде, несчастье, болезни (32,9%). Далее следуют такие причины, как попросить благословения (27,2%), освятить жилище, защита от зла (26,3%), по внутреннему стремлению пообщаться с богом (20,2%). Редко бывают в дацанах и у шаманов по таким причинам, как посещение астролога, эмчи-ламы, снятие сглаза, порчи. Среди молодежи русской национальности достаточно большой процент не посещающих религиозные места по сравнению с бурятской молодежью - 26,6% и 2,1% соответственно. На первом месте у русской молодежи стоит ответ «стремление пообщаться с богом» -34,3%, у бурятской же молодежи - сделать заказ молебна, посетить тайлаган. Далее следуют варианты - в беде, несчастье, болезни (21,8%), спросить совета в решении личных проблем (16,1%), попросить благословения (12,9%).

Можно сделать такой вывод, что молодежь русской национальности при посещении религиозных мест больше внимания уделяет духовным составляющим, таким как общение с богом, попросить благословения и т.д. Молодежь бурятской национальности чаще всего связывает посещение дацанов или шаманов с проведением определенных обрядов (молебнов, ритуалов). Это, скорее всего, связано с распространенностью посещения религиозных обрядов людьми зрелого возраста, чаще всего молодежь бывает в религиозных местах с родителями, либо по их рекомендации, советам.

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос: «В каких случаях Вы обращаетесь в дацан, посещаете шамана или ходите в какие-либо религиозные организации?», %

Варианты ответов Буряты Русские

Не посещаю 2,1 26,6

По внутреннему стремлению пообщаться с богом 20,2 34,3

Сделать заказ молебна, молитвы, посещение тайлагана 54,5 10,9

Посещение астролога 13,2 4

Посещение эмчи-ламы 8,9 1,6

Проведение ритуалов (хии-морин, сэржэм и др.) 57,5 2,4

Заказ на освящение и очищение жилища, защита от зла 26,3 7,3

Попросить благословения 27,2 12,9

Спросить совета в решении личных проблем 38 16,1

По просьбе родителей 8,7 7,3

Снятие сглаза, порчи и т.д. 11,5 6,1

В беде, несчастье, болезни 32,9 21,8

Другое 0,7 2,4

В настоящее время наблюдается рост этниче- религиями, с ростом религиозного сознания. Все

ского, национального самосознания. Эти про- это позволяет сказать о значимости религии в

цессы очень часто связаны с традиционными

сохранении традиционных национальных ценностей современного молодого поколения.

Литература

1. Доржиева И.Ц. Изменения традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества (на материалах Республики Бурятия): дис. ... канд. социол. наук. - Улан-Удэ, 2004. - 167 с.

2. Михайлов Т.М. Бурятская традиционная культура: история и факторы формирования / Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока: сб. ст. - Улан-Удэ, 1998. - С. 51.

3. Мчедлов М.Т. О религиозности российской молодежи // Социологические исследования. - 1998. - №8. -С. 107.

Хабудаева Валентина Александровна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: Valenta25@

yandex.ru.

Khabudaeva Valentina Aleksandrovna, postgraduate student, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: Valenta25@yandex.ru.

УДК 94 (571.54) © И.А. Асташова

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОРОДСКОЙ ПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В КОНЦЕ 1980-х - НАЧАЛЕ 2000-х гг.

В статье рассматриваются изменения в поселенческой структуре Республики Бурятия в период конца 1980-х - первого десятилетия 2000-х гг.

Ключевые слова: город, поселение городского типа, трансформация, поселенческая структура.

I.A. Astashova

GENERAL TENDENCIES IN TRANSFORMATION OF URBAN SETTLEMENT STRUCTURE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA IN 1980-s - EARLY 2000-s

The article considers the changes in settlement structure of the Republic of Buryatia in the period of the late 1980-s and the first decade of the 2000-s.

Keywords: city, settlement of urban type, transformation, settlement structure.

Система расселения в России, сложившаяся в доперестроечный период отечественной истории, в современных условиях переживает состояние кризиса. Этот кризис только набирает силу, и его основными проявлениями следует считать одновременно и быстро происходящее в разных регионах сокращение числа типологических групп поселений, потерю экономической базы их функционирования, разрыв межпосе-ленных связей и соответствующую деградацию их социума. Кризис системы расселения привел не только к обезлюдению огромных территорий страны, но и к деградации значительной части ее трудового потенциала, к сокращению экономических ресурсов страны.

Городские поселения всегда являлись важными звеньями каркаса расселения страны, поскольку представляли собой, как правило, инфраструктурно развитую, плотно заселенную, экономически сильную территорию, которая также представляется нам центром культурного роста и распространения инноваций. Уровень урбанизации считается важным критерием экономической состоятельности отдельного региона или страны в целом. Поэтому так важно изучать тенденции изменения городского расселе-

ния, трансформацию структуры городов, поселков городского типа и подвергать глубокому анализу сложившуюся ситуацию для прогнозирования дальнейших урабанизационных процессов.

Россия на сегодняшний день характеризуется значительными количественными и качественными различиями в уровне урбанизированности регионов. Их спектр достаточно широк - от высокоурбанизированных до мало- и даже анклавно-урбанизированных. Это обусловлено особенностью исторического развития страны. Если в дореволюционный период концентрация населения в городах сопровождалась торговоэкономической заинтересованностью, то советский этап урбанизации был напрямую связан с политикой индустриализации, что приводило к приоритету промышленных центров. Именно в советской России наблюдается пик урбанизации

- 74% городского населения [2], зафиксированный во Всесоюзной переписи населения 1989 г. Это обусловливалось как появлением новых городов, так и ростом уже существующих. Появление новых городов по всему Союзу продолжалось вплоть до его распада. За десятилетие до последней Всесоюзной переписи населения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.