И.Ц Доржиева. Развитие бурятского этноса в социокультурном пространстве города (на материалах Республики Бурятия)
(22,6%), у русской - «Октябрьская революция 1917 г.» (17,5%).
Некоторые расхождения в оценках респондентов бурятской и русской интеллигенции таких исторических событий как вхождение Бурятии в состав Российского государства, образование Бурятской АССР в 1923 г., принятие декларации о государственном суверенитете Бурятии и некоторых других объясняются, на наш взгляд, ростом национального самосознания бурятской интеллигенции, более чувственном ее
отношении к земле своих предков, ее судьбе, к национально-государственному устройству своего народа.
Может служить одним из индикаторов межэтнического доверия отношение к национальной принадлежности руководителей органов государственной власти региона. В этой связи в анкете был поставлен вопрос: «Какой национальности, на Ваш взгляд, должен быть Президент Бурятии?». Ниже приводятся результаты ответов.
Таблица 3
Результаты ответов на вопрос: «Какой национальности, на Ваш взгляд, должен быть Президент Бурятии?»
№ Варианты ответов Национальность
Бурят(-ка) Русский(-ая)
1 Бурят 31,1 1,3
2 Русский 2,4 23,7
3 Национальность не имеет значения, главное деловые и нравственные качества 64,5 72,15
Абсолютное большинство респондентов как бурятской, так и русской национальности считает, что национальность не имеет значения, главное деловые и нравственные качества руководителя.
В заключение отметим, что существует тесная связь между понятиями «культура доверия» и «традиционные этнические ценности». Традиция - духовная основа, на которой существует, выживает общество, культура, цивилизация. Традиционные ценности играют важную роль в формировании культуры доверия между народами. Любовь к родной Земле, многолетний положительный опыт межэтнического взаимодействия, язык, стремление к овладению знаниями, традиционные верования, значимые исторические события в жизни народа - оказывают огромное влияние на жизнедеятельность этносов, побуждают их к сотрудничеству, взаимопомощи. В процессе взаимодействия вырабатываются общие духовно-нравственные качества, формируется культура доверия, необходимое усло-
вие становления и развития дружбы и сотрудничества между народами.
Литература
1. Giddens A. The consequence of modernity. - Cambridge: Polity Press, 1990. - P.34-36.
2. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и пути к процветанию: пер. с англ. - М: ACT, 2004. — С.52.
3. Barney J.В., Hansen M. H. Trustworthiness as a Source of Competitive Advantage // Stategic Management Journal. -1994. -№ 15 (Winter Special issue). - P. 177.
4. Словарь философских терминов / под ред. В.Г. Кузнецова. -М, 2004. -С.73.
5. Маркович Д.Ж. Общая социология. - М.: ВЛАДОС. - 1998. - С.342.
Осинский Иван Иосифович, доктор философских наук, профессор кафедры философии Бурятского государственного университета, г.Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Osinskiy Ivan losifovich, doctor of philosophical science, professor, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 316.343 (571.54) О И.Ц. Доржиева
РАЗВИТИЕ БУРЯТСКОГО ЭТНОСА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА
(НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
Статья посвящена исследованию современных этносоциальных процессов в среде городских бурят. Рассмотрены изменения в социальной структуре бурятского этноса. Выявлены особенности этноязыковой ситуации, религиозного поведения, традиционной семейной обрядности бурят в условиях урбанизации. Ключевые слова: буряты, урбанизация, этносоциальные процессы, религиозное поведение, традиции.
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
14А/2012
I.Ts. Dorzhieva
THE DEVELOPMENT OF BURYATS IN THE SOCIOCULTURIAL ENVIRONMENT OF THE CITY (ON THE MATERIALS OF THE REPUBLIC OF BURYATIA)
The article is devoted to the modern ethnosocial processes of the urban buryats. The changes in the social structure ofburyats are discussed\ The features of ethnolinguistic situation, religious behavior, traditional family rites of buryats in urbanization are determined.
Key words: buryats, urbanization, ethnosocial processes, religious behavior, traditions.
Большое влияние на современное развитие этнической общности оказывают урбанизацион-ные процессы. Крупные города в большинстве своем характеризуются многонациональным составом населения, что в свою очередь влияет на этноязыковые и этнокультурные процессы. Социокультурное пространство города способствует интенсивному и всестороннему межэтническому взаимодействию и взаимовлиянию, нивелировке этнокультурной специфики, детерминирует изменения в социальной структуре этноса и в системе традиционных ценностей. Города осуществляют функцию центров процесса кон-солидаций различных национальностей. В связи с этим возникает необходимость изучения отдельных этнических групп, особенностей их социокультурного развития в условиях урбанизации.
Буряты входят в двадцатку наиболее многочисленных этносов, проживающих на территории России, хотя составляют лишь 0,3% всего населения РФ. Наибольшая доля бурятского населения РФ (62,2%) проживает на территории Республики Бурятия. Впервые, по данным Всероссийской переписи 2010 г., доля городского бурятского населения в республике превысила долю сельского и составила 51,3% (в 2002 г. -48%) [1]. Наиболее интенсивно рост городского населения бурят происходил во второй половине 20 века. В целом же за период с 1970 г. по 2010 г. численность городского бурятского населения увеличилась более чем в 3,5 раза.
Урбанизация бурятского населения сопровождается повышением его образовательного уровня. Так, доля лиц с высшим образованием (включая послевузовское) среди бурят старше ] 0 лет, по данным Всероссийской переписи 2010 г., увеличилась до 29,6% (в 2002 г. - 21,2%), со средним профессиональным - до 22,3% (в 2002 г. - 18,7%). Сократился удельный вес бурят со средним (19,6%) и начальным образованием (9,2%). На сегодняшний день процент лиц, имеющих высшее образование, среди бурят является одним из самых высоких в стране (по сравнению с другими национальностями). В тоже время наблюдается существенная разница
между образовательным уровнем городского и сельского населения. Так, по данным переписи 2010 г., среди городских бурят старше 10 лет 41,8% имеют высшее и послевузовское образование, тогда как среди сельских бурят - 20,7% [2].
Миграция бурятского населения в города сопровождается ростом национальной интеллигенции. Так, по материалам переписей, постоянно растет доля бурят, занятых умственным трудом, а доля бурят, работающих в сельском хозяйстве, которая являлась преимущественной сферой занятости бурятского населения, сокращается. Вместе с тем увеличивается число занятых в промышленности, строительстве, торговле, жилищно-коммунальном и бытовом обслуживании населения. Растет среди бурятского населения слой предпринимателей.
Основная доля городского бурятского населения сконцентрирована в г.Улан-Удэ. По данным Всероссийской переписи 2002 г., свыше 40% (в 1989 г. - 32%) от общей численности бурят республики проживают в ее столице (более 111 тыс. человек), что составляет 29,9% (в 1989 г. - 21,4%) от общей численности населения города [3].
Как отмечает Т.М. Михайлов, столица Республики Бурятия играет важную роль в этническом развитии бурятского народа и выполняет следующие функции:
1) служит центром формирования и развития бурятской национальной культуры, интегрирует культурно-бытовые особенности разных этнических групп бурят;
2) для определенной группы верующих бурят г.Улан-Удэ является центром, необходимым для реализации религиозных целей;
3) выступает важным фактором этнокультурной консолидации бурят (восточных и западных), поскольку здесь сконцентрированы средства массовой информации на бурятском языке, театры и др. [4].
Мотивы миграции сельских бурят в город разнообразны. Сосредоточение в городах большинства образовательных учреждений создает благоприятные условия для повышения образо-
II Ц. Доржиева. Развитие бурятского этноса в социокультурном пространстве города (на материалах Республики Бурятия)
вательного уровня. Роль Улан-Удэ, как одного из крупных центров Восточной Сибири по подготовке кадров, обусловливает значительный приток бурятской молодежи (15-24 лет) не только из сельских районов республики, но и из других регионов страны (Иркутской и Читинской областей). В последние годы заметна тенденция роста числа молодежи из сельской местности, поступающей в вузы и средние специальные учебные заведения города. Так, по данным проведенного нами социологического исследования, в ходе которого было опрошено 950 человек бурятской национальности, проживающих в Республике Бурятия, 42,2% сельских мигрантов переехали в Улан-Удэ с целью получения среднего и высшего специального образования.
Высокий уровень безработицы, низкая заработная плата на селе вынуждают многих жителей покинуть родные места и переехать в город, который предоставляет более широкий выбор трудовой деятельности и связанные с этим возможности социально-профессиональной мобильности. 24,5% респондентов приехали в город с целью трудоустройства.
Среди других причин миграции в город были названы следующие: стремление жить с родственниками (12,1%), улучшение жилищно-бытовых условий (6,6%), распределение после учебы (5,5%), брак (5,2%).
Формирование ценностей городского образа жизни, социальная адаптация к новым условиям требуют длительного времени. Вследствие этого городское бурятское население, основную часть которого на сегодня составляют бывшие сельские жители, находится в стадии маргинально-сти, то есть в переходном состоянии от традиционно-сельской к современной индустриально-урбанизированной среде.
Стремительные темпы урбанизации бурятского населения способствовали быстрому усвоению бурятами русского языка. Если, по данным Всесоюзной переписи 1970 г., 66,7 % бурят свободно владели русским языком, то по материалам Всероссийской переписи 2010 г., 97,5% бурят, проживающих в Бурятии, владеют русским языком. Вместе с тем, увеличивается доля лиц бурятской национальности, не владеющих родным языком. Результаты переписи 2010 г. свидетельствуют о том, что только 42,8% бурят, проживающих в РБ, владеют языком своей национальности [1].
Большое влияние на знание языка оказывает социальная среда. Уровень знания бурятского языка отличается в среде городского и сельского населения. Так, по результатам социологического опроса, в совершенстве владеют (читают,
пишут, говорят) бурятским языком 71,8% сельских и 34,7% городских жителей, среди последних, в основном сельские мигранты. Коренные горожане слабо владеют бурятским языком, только 6,1% из них знают его в совершенстве, в основном же превалирует знание языка на бытовом уровне. Достаточно высокий процент (37,4%) составляют буряты, которые только понимают, но не говорят или испытывают при общении на бурятском языке значительные затруднения. Более 16% коренных горожан, в особенности молодежь, не знает родного языка.
Важную роль на степень владения национальным языком оказывает язык, на котором проводится учебно-воспитательный процесс. В дошкольных учреждениях сельской местности, где преобладает бурятское население, нередко используется бурятский язык. В городах, поселках городского типа и крупных поселках со смешанным национальным составом в детских дошкольных учреждениях доминирует русский язык общения. Изучение бурятского языка носит факультативный характер или фактически отсутствует. Так, согласно материалам социологического исследования Н.С. Бабушкиной, языком воспитания в дошкольных учреждениях у 14,3% городских и 32,1% сельских бурят являлся родной язык [5].
Исследование показало, что бурятский язык в основном применяется в семьях, где оба родителя выходцы из сельских районов и хорошо владеют родным языком. В таких семьях поддерживаются более тесные отношения с родственниками из села, и дети из этих семей чаще бывают в селе, где обучаются бурятскому языку. В большинстве семей, где один или оба супруга из городской местности, используется русский язык. Также преобладает русский язык общения в семьях, где родители владеют разными диалектными формами бурятского языка, что создает некоторые трудности в коммуникации на родном языке. Что касается применения бурятского языка в других сферах, можно отметить, что на работе, в процессе учебы и в общении с друзьями преобладает использование русского языка (86,1%).
Значительную роль в сохранении традиционных элементов культуры бурятского этноса в городской среде играет религия. Укрепляясь в сознании людей, она становится частью культурного потенциала народа и выполняет определенные социально-политические и культурно-этические функции. В качестве критериев степени религиозности выделяют два признака -содержание и уровень религиозного сознания индивидов (их религиозное представление и
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
14А/2012
эмоции) и их религиозное поведение (соблюдение обрядов, участие в деятельности религиозных организаций, пропаганда религиозных взглядов). Так, по данным нашего социологического исследования, верующими назвали себя 52,7% городских и 59,4% сельских бурят, «в какой-то степени» верят 43,6% и 38,5% соответственно и только 3,7% горожан и 2,]% сельчан не относят себя к верующим. Менее религиозны коренные горожане: 44% - верующие, 45% -колеблющиеся и 11% - неверующие.
Материалы социологического опроса позволили выявить зависимость степени религиозности от возраста респондента. Наиболее религиозными в городе являются представители старшего поколения. Это объясняется тем, что люди в этом возрасте больше испытывают потребность в духовной опоре, утешении, защите, которые они стремятся найти в религии. Молодежь (16-29 лет) показала себя более религиозной, чем люди среднего возраста. Такая ситуация, на наш взгляд, связана с тем, что становление и развитие личности молодого поколения как раз пришлись на годы возрождения религиозной традиции в стране и в частности в Бурятии.
Наименее устойчивыми являются обряды, связанные с рождением ребенка. В прошлом, когда была высокая смертность детей у бурят, существовала сложная система детской обрядности, связанная с сохранением жизни детей. В настоящее время в связи со снижением уровня детской смертности, проведением родов в медицинских учреждениях и в целом с повышением культурного уровня необходимость проведения полного комплекса обрядов при рождении ребенка отпала сама собой. В наши дни соблюдается традиция выбора имени ребенка в дацане в соответствии с датой его рождения.
В быту и хозяйственной деятельности буряты частично придерживаются традиционных обрядов. Необходимо отметить, что почти каждый десятый респондент находит необязательным соблюдение обычаев в данной сфере.
Другим немаловажным фактором, влияющим на степень религиозности, является уровень образованности. Данные опроса свидетельствуют, что с повышением образовательного уровня понижается степень религиозности. Так, в городе среди бурят с высшим или неоконченным высшим образованием верующих - 48,5%, а среди бурят со средним и неполным средним образованием верующих в городе - 56,9%.
Подавляющее большинство верующих как городских, так и сельских бурят является последователями буддизма (64,5%) и шаманизма (11,2%).
Религиозные традиции тесно переплетаются с традициями, связанными с семейно-бытовой сферой. Элементы традиционной семейной обрядности отражают этническую специфику образа жизни народа. Поэтому нам представляется необходимым рассмотреть бытование этих традиций у современных бурят.
Данные нашего социологического опроса показывают, что степень распространенности различных обрядов в среде городского бурятского населения неодинакова (табл.1).
Таблица 1
Определенный интерес представляют изменения в свадебной обрядности бурят, которая в прошлом отличалась сложной структурой и включала в себя множество элементов. Кроме того, свадебные обряды у каждой этнической группы имели свои характерные особенности. Выявлено, что проведение современной бурятской свадьбы упростилось, приобрело компоненты. заимствованные у русского и других народов, а также общероссийские черты. В последние годы особенно распространилось приглашение на роль тамады известных артистов или людей, специально занимающихся проведением свадебных мероприятий.
В то же время отметим, что многие традиционные элементы свадебного церемониала, начиная с церемонии сватовства и заканчивая по-слесвадебными обрядами, сохранились. До наших дней не утратили свой смысл обряды сва-
Результаты ответов на вопрос: «Соблюдает ли ваша семья национальные традиции, обычаи, обряды?», в %
Национальные традиции, обычаи, обряды Соблюдают полностью Соблюдают частично Не представилось подобного случая Не соблюдают
При рождении детей 22,1 49,5 18,1 10.4
На свадьбах 36.1 53,4 7,2 3,3
На похоронах 55.4 35,4 6.6 2,6
В быту, хозяйственной деятельности 16,8 68,4 3.3 11.5
О Ж. Гончикдоржиева. Межнациональные отношения: территориальный аспект
товства (хадаг), приданого (заЬал), проводов невесты (басаганай наадан), «невестин чай» (бэ-рийн сай). Обязательным считается обращение к ламам для определения совместимости жениха и невесты и назначения дня свадьбы. Таким образом, современная бурятская свадьба представляет собой сочетание традиционных и новых форм обрядности.
Наиболее устойчива из всех видов обрядности погребально-поминальная. Большинство городских и сельских бурят придерживается национальных традиций в этой области. По-видимому, такая ситуация объясняется тем, что похоронный обряд наиболее тесно связан с религиозными традициями. Вера в бессмертие души и перерождение умерших родственников является одним из положений традиционных религий бурят - буддизма и шаманизма. С древних времен у бурят существовали представления о том, что свойства духов покойников зависят от того, как они жили, как умерли и как были похоронены. Поэтому обязательным считается обращение к ламам для определения дня похорон, места погребения и проведения специальных молебнов для благополучного перерождения в следующей жизни.
Таким образом, в процессе урбанизации за короткий для истории период произошли значительные изменения в социальной структуре бурятского этноса: повысился образовательный уровень, увеличилось количество людей, занятых умственным трудом. Произошли существенные перемены в профессиональной структуре бурятского населения.
Современные этноязыковые процессы у бурят характеризуются массовым переходом к двуязычию и усиливающейся тенденцией языковой ассимиляции городских бурят. Общей тенденцией развития этнокультурных процессов у бурят в условиях современного города является снижение роли и значимости традиционной культуры, восприятие новых ценностей и усиление процесса межэтнической интеграции и аккультурации.
Литература
1. О демографических и социально-экономических характеристиках населения отдельных национальностей Республики Бурятия (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года). - [Электронный ресурс]. - URL: http://burstat.gks.ru/perepis2010/perepis__itog.
2. Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/.
3. Районы Республики Бурятия. Основные характеристики: статистический сборник № 01-01-17 / Бурятстат. -Улан-Удэ, 2009.
4. Михайлов Т.М. Бурятия и ее этнокультурная динамика (XVII - нач. XX вв) // Проблемы истории Бурятии. -Улан- Удэ, 1993.
5. Бабушкина Н.С. Социальный аспект двуязычия (на материалах Республики Бурятия). - Улан-Удэ: изд-во Бурятского гос. ун-та, 1998. - 114 с.
Доржиева Ирина Цыдыпжаповна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, г.Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Dorzhieva Irina Tsydypzhapovna, candidate of sociological science, senior lecturer, department of political science and sociology, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 316.347:63-051(571.54) О О.Ж. Гончикдоржиева
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
В статье рассматривается динамика межнациональных отношений в регионе. Прослеживается влияние территориального аспекта на развитие межнациональных отношений.
Ключевые слова: межнациональные отношения, село, напряженность, традиции, толерантность.
O.Zh. Gonchikdorzhieva
INTERNATIONAL RELATIONS: TERRITORIAL ASPECT
In article dynamics of the international relations in the region is considered. Influence of territorial aspect on development of the international relations is traced\
Key words: international relations, rural area, intensity, traditions, tolerance.
Современная Россия - многонациональная страна, в которой проживают представители ста девяноста трех национальностей. Такое много-
образие национального состава, с одной стороны, способствует интеграции в единое культурное российское пространство, в котором «сис-