Серия «Политология. Религиоведение»
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
2017. Т. 19. С. 131-141
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 911.3:2-78(571.1/.5)
Религиозные организации Сибирского федерального округа: территориальное распределение
В. Г. Сараев, П. Л. Попов, А. А. Черенев
Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, г. Иркутск
Аннотация. Характеризуется распределение религиозных организаций Сибирского федерального округа по регионам и типам населенных пунктов на начало 2016 г. Первое место по количеству организаций занимает православие (54,7 % всех религиозных организаций), представленное, главным образом, Русской православной церковью (53,3 %). Затем следуют протестантизм (24 %), мусульманство (6,2 %), буддизм (5,4 %), Свидетели Иеговы (3,0 %), католицизм (2,6 %), шаманизм (1,0 %). Число организаций каждой из других конфессий (около 30 %) не превышает 0,1 %. Отмечаются связи конфессий с этносами. В городских поселениях находится большая часть религиозных организаций, однако на душу населения их больше в сельских поселениях. К основным конфессиональным инновациям округа можно отнести широкое распространение организаций различных протестантских деноминаций, организаций Свидетелей Иеговы, организаций буддизма, относящихся к западной ветви школы Карма Кагью (Алмазный путь), а также развитие неошаманизма.
Ключевые слова: Сибирский федеральный округ, регион, этнос, городские поселения, сельские поселения, конфессии, религиозные организации, православие, протестантизм, мусульманство, буддизм, иеговизм, католицизм, шаманизм.
Одним из главнейших факторов, оказывающих воздействие на религии, а также на государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения, является территориальный. Это определяет актуальность исследований размещения религиозных организаций различных конфессий, в том числе, в зависимости от расселенческой структуры. Последняя обладает большой инерционностью. Ее основными элементами в России являются сельские и городские поселения. Особое значение имеют административные центры регионов.
Религиозные организации оказывают заметное воздействие на все стороны жизни населения поселений, его консолидацию, культуру, образование и т. д. Соответственно, знания об их размещении способствуют комплексному представлению о территориальных сообществах и позволяют более обоснованно осуществлять управление социально-экономическим развитием поселений. Значение таких знаний об округах и регионах России возросло в наше время -период становления постсоветского конфессионального пространства.
Целью статьи явилось изучение современного территориального распределения религиозных организаций в Сибирском федеральном округе (СФО).
СФО образован Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. Площадь его территории - 5,1 млн кв. км (30 % территории России). На начало 2016 г. в округе постоянно проживали 19,3 млн человек (13,2 % численности населения России) около 180 национальностей. Преобладало городское население (72,8 %) [9; 16; 21]. Количество действующих религиозных организаций составляло 2,6 тыс. [8] - 9,4 % от всех религиозных организаций России. На 100 тыс. населения приходилось 14 организаций (в РФ - 19 организаций).
В советские времена исповедание в России всех религий подавлялось. Поэтому почти все существующие в современный период религиозные организации в СФО, как и во всей России, были созданы после политических реформ 80-90-х гг. XIX в. [8]. Все они имеют одинаковые права [22].
В настоящее время рост числа религиозных организаций продолжается. В большинстве регионов СФО его скорости сходны и превышают таковую в целом по России. В период с 2011 по 2015 г. количество организаций, приходящихся на 100 тыс. населения СФО, увеличилось в 1,2 раза, а в целом по России - в 1,1 раза. Так, в СФО на 100 тыс. населения в 2011 г. приходилось 11,3 организации; в 2012 г. - 12,2; в 2013 г. - 12,8; в 2014 г. - 13,3; в 2015 г. - 13,7, соответственно в эти же годы в РФ - 16,8; 17,5; 18,1; 18,8; 18,9.
Большинство религиозных организаций СФО располагается в городских поселениях. Однако для сельских поселений, по сравнению с городскими, величины отношений общего количества религиозных организаций, находящихся в них, к численности их населения обычно выше (рис. 1).
Рис. 1. Количество религиозных организаций на 100 тыс. населения в городских и сельских поселениях регионов СФО. 1 - в целом по региону, 2 - административные центры регионов, 3 - городские поселения, 4 - сельские поселения
По общему числу местных религиозных организаций (347) лидирует Кемеровская область, минимально их количество (53) - в Республике Алтай. В расчете на 100 тыс. населения максимальное (27) количество организаций наблюдается в Республике Тыва, минимальное (8) - в Новосибирской области (рис. 2).
Рис. 2. Количество религиозных организаций в регионах СФО на 100 тыс. населения. 1 - православие, 2 - протестантизм, 3 - ислам, 4 - буддизм, 5 - иеговизм, 6 - католицизм, 7 - шаманизм, 8 - проч.
Многонациональность округа в значительной мере определяет разнообразие конфессиональной принадлежности местных религиозных организаций. Они относятся к 35 конфессиям (всего в РФ около 70 конфессий).
Минимально конфессиональное разнообразие организаций в Республиках Алтай и Тыва (присутствуют организации, относящиеся к 7 и 9 конфессиям), максимально - в Омской и Новосибирской областях (к 22 конфессиям). Это корреспондирует с разнообразием этнического состава населения этих регионов [9]. Следует упомянуть, что в социокультурном развитии Сибири этнокон-фессиональные факторы имели и имеют огромное значение [6].
К православию относятся 54,7 % всех религиозных организаций округа, в том числе к Русской православной церкви (РПЦ) - 53,3 % (в РФ соответственно 59,8 % и 58,7 %). Протестантскими являются 24,0 % организаций (в РФ -15,7 %), исламскими - 6,2 % (в РФ - 18,8 %), буддистскими - 5,4 % (в РФ -1,0 %). Доля организаций иеговизма составляет 3,0 %, католицизма - 2,6 %, шаманизма - 1,0 % (в РФ соответственно 1,5; 1,0 и 0,1 %). Количество организаций каждой из других религий в общем числе религиозных организаций не превышает 0,1 %.
В сельских поселениях в расчете на 100 тыс. населения количество религиозных организаций православия, мусульманства, буддизма во всех регионах СФО выше, чем в городских (табл.), а протестантизма, иеговизма, католицизма, шаманизма наоборот.
Таблица
Количество религиозных организаций в регионах СФО на 100 тыс. населения [9]
Регионы СФО Статус поселений РПЦ Протестантизм Ислам Буддизм Иеговизм Католицизм Шаманизм
Республика Алтай Административный центр 8,0 9,6 1,6 1,6 1,6 0 0
Городские поселения 8,0 9,6 1,6 1,6 1,6 0 0
Сельские поселения 16,4 2,6 3,9 2,0 0 0 0
Республика Бурятия Административный центр 2,1 4,2 0,2 6,8 0,2 0,2 1,4
Городские поселения 4,1 5,5 0,3 5,3 0,3 0,2 1,2
Сельские поселения 12,7 4,0 0 8,9 0 0 0,5
Республика Тыва Административный центр 3,5 13,1 0 14,0 0,9 0 7,0
Городские поселения 5,3 8,8 0 11,7 0,6 0 5,9
Сельские поселения 6,9 0 0 9,0 0 0 0
Республика Хакасия Административный центр 4,5 3,4 1,1 0,6 0,6 0,6 0,6
Городские поселения 9,2 4,9 0,8 0,3 1,3 0,3 0,3
Сельские поселения 29,4 3,0 0 0,6 1,2 0 0
Алтайский край Административный центр 5,3 2,5 0,2 0,2 0,2 0,3 0
Городские поселения 6,7 3,5 0,4 0,1 0,5 0,5 0
Сельские поселения 12,6 1,3 0,4 0 0,1 0,5 0
Забайкальский край Административный центр 2,1 2,9 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3
Городские поселения 3,8 3,5 0,5 0,1 0,1 0,1 0,3
Сельские поселения 10,7 0,3 0 2,0 0 0 0
Красноярский край Административный центр 3,1 2,7 0,1 0,2 0,1 0,4 0
Городские поселения 3,9 3,2 0,5 0,1 0,7 0,5 0
Сельские поселения 9,3 2,6 1,1 0 0 0,2 0
Иркутская область Административный центр 4,4 4,4 0,2 0,8 0,2 0,3 0,2
Городские поселения 5,4 4,9 0,5 0,4 1,0 0,3 0,1
Сельские поселения 12,0 1,2 0,4 0,8 0,4 0 0,4
Кемеровская область Административный центр 5,4 2,9 0,5 0 0,2 0,2 0
Городские поселения 5,7 3,3 0,8 0,1 0,6 0,4 0
Сельские поселения 17,4 0 1,3 0 0 0,2 0
Новосибирская область Административный центр 3,0 3,5 0,3 0,2 0,1 0,3 0
Городские поселения 3,3 3,3 0,3 0,2 0,1 0,3 0
Сельские поселения 5,2 0,2 0,5 0 0 0,2 0
Омская область Административный центр 3,3 2,2 0,8 0,2 0,1 0,3 0,1
Городские поселения 5,0 2,5 1,5 0,1 0,1 0,5 0,1
Сельские поселения 14,6 1,4 5,8 0 0 0,7 0
Томская область Административный центр 3,9 3,7 0,5 0,2 0,2 0,2 0
Городские поселения 4,3 3,5 0,6 0,1 0,4 0,3 0
Сельские поселения 28,8 1,0 2,0 0 0 0,3 0
Православие. Его организации преобладают во всех регионах СФО, за исключением Республики Тыва, где оно всегда имело второстепенное значение. На начало 2016 г. в округе были зарегистрированы 1408 местных организаций и 33 монастыря РПЦ, 15 местных организаций Русской православной старообрядческой церкви, 9 - Русской древлеправославной церкви, 1 - Российской православной кафолической церкви, 3 - Истинно-православной церкви, 8 - Апостольской православной церкви, 3 - Православной церкви Божией Матери Державной.
В христианских церквях низшей церковно-административной единицей является приход - религиозная община, состоящая из прихожан, проживающих в пределах определенной территории, и священников, объединенных при храме. Организации РПЦ нередко включают в себя несколько приходов.
В сельских поселениях всех регионов количество организаций РПЦ в расчете на 100 тыс. населения значительно выше, чем в городских. Особенно велики эти различия в Республике Хакасия и в Томской области (см. табл.). В последние годы в сельских поселениях отмечается и максимальный рост их числа.
Централизованными организациями - основными единицами территориального управления - являются епархии [17]. Они действуют в нескольких муниципальных районах и входят в состав митрополий, действующих в пределах одного региона.
Протестантизм. Распространение протестантизма в Сибири в прошлом определялось ссылкой сюда носителей этой веры. В досоветское время во многих ее крупных городах существовали протестантские общины, имеющие храмы.
В постсоветское время быстрый рост числа его организаций во всех регионах России был обусловлен, прежде всего, интенсивной деятельностью западных миссионеров [12]. В Иркутской области в начале 2000-х гг. (до 2007 г.) количество протестантских организаций даже превышало количество православных [19]. Большинство их прихожан (0,2 % от всего населения [1]) являются активными верующими.
На начало 2016 г. протестантизм в СФО был представлен 9 деноминациями: Христиане веры евангельской (339 местных организаций), Евангельские христиане-баптисты (135), Адвентисты седьмого дня (61), Евангельские христиане (56), Лютеране (39), Пресвитерианская церковь (10), Церковь полного Евангелия (1), Методистская церковь (1 местная организация). Местные протестантские организации юридически автономны и самоуправляемы. Обычно они являются добровольными членами объединений, в том числе межцерковных, различного уровня [12; 18]. Координация их действий часто осуществляется из-за рубежа.
В пересчете к численности населения наибольшее количество протестантских организаций отмечается в республиках Бурятия, Тыва, Алтай. Подавляющая их часть находится в городских поселениях. Характерна их сосредоточенность в административных центрах регионов. В сельских поселениях Республики Тыва и Кемеровской области они вообще не зарегистрированы (табл.). Однако следует отметить, что в сельских поселениях (включая отдаленные) всех регионов СФО имеются филиалы протестантских организаций и религи-
озные протестантские группы [15]. Состав их прихожан формируется преимущественно из представителей коренного населения, в том числе бурят, тувинцев, шорцев [2; 13]. Используется религиозная литература, переведенная на их язык, который применяется и при богослужениях.
Ислам. На душу населения наибольшее количество мусульманских организаций зарегистрировано в сельских поселениях, территориях коренного проживания этнических мусульман в Республике Алтай, в Омской и Томской областях. Нет их в Республике Тыва, а также в сельских поселениях Забайкальского края и республик Бурятия и Хакасия.
Хотя по числу организаций ислам уступает протестантизму, однако по количеству верующих среди населения регионов СФО он занимает второе место. Значительную долю в общем количестве мусульман имеют лица, являющиеся трудовыми мигрантами [4; 11]. Следует отметить, что в настоящее время ислам выходит за рамки этничности, его все чаще исповедуют представители различных народов, в том числе русские.
Единого органа управления мусульманскими местными организациями нет. Большинство из них входит в составы духовных управлений мусульман (ДУМ) регионального уровня. Некоторые действуют автономно и независимо. Все ДУМы самостоятельно выстраивают отношения между собой и с властями. Органом, координирующим их деятельность, является Совет муфтиев России [14].
Буддизм появился в Сибири в XVIII в. Его привнесли сюда монгольские и тибетские ламы. Обычно он существует в симбиозе с шаманизмом. Максимально его организации распространены в республиках Бурятия и Тыва, а также в Агинском Бурятском автономном округе Забайкальского края. Буддизм исповедуется преимущественно бурятами и тувинцами, однако все больше и лицами, относящимися к другим народам России, в том числе русскими.
Большинство организаций относится к тибетскому буддизму. Исторически преобладает школа Гелуг. Ее приверженцы активно взаимодействуют с зарубежными буддистскими организациями. Обычным для них является обучение буддизму в монгольских и тибетских дацанах.
Так же как и у мусульман, единого руководства у буддистов нет [3]. Централизованные организации, имеющие наибольшее количество местных организаций в различных регионах России, расположены в Бурятии. Ими являются: Буддистская традиционная сангха России (БТСР) и Духовное управление буддистов России. Бурятские ламы активно действуют в различных регионах России.
В постсоветское время на развитие организаций школы Гелуг значительное влияние оказал подъем национального самосознания общества. Люди стремились познать свою историю, культуру, традиции, обычаи. Это способствовало развитию буддизма, а также использованию его в политических целях. Особо ярко это было выражено в Республике Тыва.
Значительное число организаций буддизма в СФО принадлежит к западной ветви школы Карма Кагью (Алмазный путь). Их создание началось в 90-е гг. XX в. под руководством датского миссионера Оле Нидала. Они располагаются в административных центрах регионов и в больших городах и явля-
ются частью всероссийской сети местных организаций, относящихся к централизованной религиозной организации, расположенной в Санкт-Петербурге [7].
Церковь «Свидетели Иеговы». В Сибири значительное распространение иеговизма произошло в советские времена в результате ссылок сюда приверженцев этой веры (возвещателей). Они поселялись в первую очередь в сельских поселениях [20]. В настоящее время возвещатели проживают преимущественно в городских поселениях. Их численность можно оценить в несколько десятков тысяч человек.
В учении иеговизма существуют положения, противоречащие социальным и правовым нормам российского общества и государства. Многие публикации этой конфессии решениями судов признаны экстремистскими. Доступ к ее официальному сайту ограничен. Нередки случаи конфискации религиозной литературы, а также заведение административных и уголовных дел по обвинениям в распространении экстремистской литературы и осуществлении экстремистской деятельности.
Организации иеговистов находятся преимущественно в городских поселениях, прежде всего в административных центрах регионов (см. табл.). Так, в Кызыле община Свидетелей Иеговы была официально зарегистрирована в 1993 г. На 2012 г. в ней насчитывалось более 100 крещеных членов -активных служителей и пропагандистов веры, большинство из которых являлись тувинцами [13].
Католицизм. В Сибири он появился в XIX в. благодаря сосланным сюда его носителям: полякам, немцам, белорусам, латышам, литовцам и лицам других национальностей. Наблюдалось и добровольное переселение.
В постсоветское время возобновление в Сибири деятельности католических организаций было связано с созданием в 1991 г. Апостольской администраторы для католиков латинского обряда азиатской части России, которая в 1999 г. была разделена на две администраторы, с центрами в Новосибирске и Иркутске. В 2002 г. они были преобразованы в Преображенскую епархию и Епархию Святого Иосифа в Иркутске. Первая охватывает Западную Сибирь и Урал, вторая - Восточную Сибирь и Дальний Восток [10].
В СФО на начало 2016 г. католицизм представляли 60 местных римско-католических (латинского обряда) организаций и 2 греко-католических (византийского обряда). В РФ соответственно 216 и 2 [8].
Число католических приходов [10] лишь незначительно (в 1,1 раза) превышало количество местных религиозных организаций. В сельских поселениях всех регионов, охватываемых Преображенской епархией значительно число пастырских пунктов.
В настоящее время в составе Преображенской епархии находятся и 8 приходов греко-католиков. Они имеются в Кемеровской, Омской и Томской областях, в то время как религиозные организации зарегистрированы только в Омской области. Появление греко-католиков в Западной Сибири связано с их депортацией сюда после Великой Отечественной войны из Украины [10].
Шаманизм в настоящее время в России воспринимается как традиционное верование и один из элементов культуры аборигенных народов. У каждого
из народов он имеет особенности [5; 23]. Его значение было велико в прошлом и продолжает сохраняться поныне.
Возрождение шаманизма связано с поиском гражданами национальной идентичности, с их стремлением к возрождению своей исконной культуры. Имеются даже случаи приглашения шаманов из других регионов, когда отсутствуют свои. Такие случаи зафиксированы, например, в Горной Шории Кемеровской области [2].
Его развитие идет в виде неошаманизма, особенностью которого является создание структурированных шаманских организаций, а также их объединений и союзов. В Республике Тыва существует даже централизованная организация тувинских шаманов. Она расположена в Кызыле, а ее местные организации - в различных кожуунах республики [13].
Развитию шаманизма способствует государственная поддержка. Так, в 2008 г. при поддержке Иркутского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Центр культуры коренных народов Прибайкалья» [24] был создан Общественный совет шаманских общин Прибайкалья, который является консультативным и координирующим органом. Совет выполняет объединяющую и просветительскую функции и направлен на сохранение и восстановление обрядовых традиций бурят. В молебнах на национально-культурных мероприятиях и тайлаганах, проводимых в общебурятском сакральном месте - острове Ольхон на Байкале, принимают участие тысячи человек.
В сакральных местах, а также по обочинам дорог в настоящее время имеются священные сэргэ (ритуальные столбы, деревья), организованные и поддерживаемые шаманскими организациями.
Шаманизм наиболее развит в Республике Тыва и в Иркутской области. Его организации располагаются преимущественно в городах.
Под воздействием буддизма и христианства шаманские поверья в сознании шаманистов переплетаются с воззрениями, относящимися к этим религиям. Иконы и кресты часто рассматриваются шаманистами как обереги. Изображения Христа и святых воспринимаются как изображения духов. Многие шаманисты являются двоеверцами. Так, большинство тувинцев исповедуют шаманизм и буддизм одновременно [13].
Заключение
В настоящее время в СФО идет территориальное распределение религиозных организаций. На душу населения их численность меньше, а ежегодная скорость ее увеличения выше, чем в целом по России. Особенности их распределения по регионам связаны, несмотря на значительное разрушение конфессионального пространства в советский период, с этническим и историческим факторами, включая религиозные традиции. На распределение религиозных организаций по поселениям влияет их конфессиональная принадлежность. К преобладающим религиям, имеющим наибольшее число верующих и организаций, относятся православие, ислам, буддизм, протестантизм, иеговизм, католицизм, шаманизм. В расчете на душу населения количество организаций первых трех из этих религий максимально в сельских поселениях, минимально в административных центрах регионов. По организациям других вышеназванных религий картина противоположна.
Список литературы
1. АРЕНА: Атлас религий и национальностей России [Электронный ресурс] // Среда : исследовательская служба. - URL: http://sreda.org/arena (дата обращения 20.05.2016).
2. Арзютов Д. В. Горно-таежные шорцы: этноконфессиональные процессы в начале XXI века / Д. В. Арзютов // Сибирь на рубеже тысячелетий: традиционная культура в контексте современных экономических, социальных и этнических процессов. -СПб. : Европ. дом, 2005. - С. 129-143.
3. Бакаева Э. П. Центральное духовное управление буддистов: представления и реальность / Э. П. Бакаева // Вестн. Калмыц. ин-та гуманитар. исслед. РАН. - 2012. -№ 4. - С. 34-44.
4. Варнавский П. К. Мусульманская община Улан-Удэ в контексте взаимодействия мигрантов и принимающего общества / П. К. Варнавский // Изв. Иркут. гос. унта. Сер. Политология. Религиоведение. - 2016. - Т. 18. - С. 107-115.
5. Вселенная сибирского шамана: история, легенды, обряды : репр. изд. работ Б. Э. Петри по этнографии из собрания Иркут. обл. краевед. музея / Б. Э. Петри. - Репр. воспроизведение изд. - Иркутск : Репроцентр А1, 2014. - 326 с.
6. География Сибири в начале XXI века. В 6 т. Т. 1: Историческая география / гл. ред. В. М. Плюснин. - Новосибирск : ГЕО, 2014. - 318 с.
7. Интерактивная карта буддийских центров Алмазного пути в России. Российская ассоциация [Электронный ресурс] // Российская Ассоциация Буддистов Алмазного Пути Традиции Карма Катью : сайт. - URL: http://www.buddhism.ru/o-nas/almaznyiy-put-v-rossii/ (дата обращения: 27.10.2016).
8. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Российской Федерации : информ. портал. - URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 27.10.2016).
9. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей [Электронный ресурс] // Федер. служба гос. статистики : офиц. сайт. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/results2.html (дата обращения: 27.10.2016).
10. Католическая Церковь в России [Электронный ресурс] // Конференция католических епископов России : сайт. - URL: http://catholic-russia.ru (дата обращения: 27.10.2016).
11. Копцева Н. П. К вопросу о специфике сибирского ислама [Электронный ресурс] / Н. П. Копцева, Т. Р. Байрамов // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 1-1. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19009 (дата обращения: 27.10.2016).
12. Лункин Р. Н. Российский протестантизм: евангельские христиане как новый социальный феномен / Р. Н. Лункин // Современ. Европа. - 2014. - № 3 (59). - С. 133143.
13. Монгуш М. В. Деятельность нетрадиционных конфессий в Туве [Электронный ресурс] / М. В. Монгуш // Новые исследования Тувы : электрон. информ. журн. -2012. - № 1. - URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_13/4472-mongush-mv.html (дата обращения: 27.10.2016).
14. Мусульманские организации в РФ [Электронный ресурс] // Ислам и общество : сайт. - URL: http://islamio.ru/structure/siberian_federal_district/ (дата обращения: 27.10.2016).
15. Объединения церквей [Электронный ресурс] // Карта протестантских церквей России. - URL: http://map.drevolife.ru/catalog/soyuzy-cerkvey/ (дата обращения: 27.10.2016).
16. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс] // Федер. служба гос. статистики : портал. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ ru/ statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (дата обращения: 27.10.2016).
17. Русская Православная Церковь [Электронный ресурс] // Моск. патриархат : офиц. сайт. - URL: http://www.patriarchia.ru (дата обращения: 27.10.2016).
18. Сараев В. Г. Институциональные аспекты протестантизма в Сибирском регионе / В. Г. Сараев // Вестн. ЧитГУ. - 2012. - № 8 (87). - С. 83-87.
19. Сараев В. Г. Религиозные организации Иркутской области в постсоветское время / В. Г. Сараев, П. Л. Попов // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. - 2016. - Т. 15. - С. 118-126.
20. Свидетели Иеговы [Электронный ресурс] // Иркипедия : сайт. - URL: http://irkipedia.ru/content/svideteli_iegovy (дата обращения: 27.10.2016).
21. Сибирский федеральный округ [Электронный ресурс] // Полномоч. представитель Президента России в Сиб. федер. округе : офиц. сайт. - URL: http://sfo.gov.ru/ okrug/ (дата обращения: 27.10.2016).
22. О свободе совести и о религиозных объединениях (с изм. и доп.) : федер. закон от 26 сент. 1997 г. № 125-ФЗ // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система (дата обращения: 27.10.2016).
23. Шаманизм [Электронный ресурс] // Иркипедия : сайт. - URL: http://irkipedia.ru/node/6126/talk (дата обращения: 27.10.2016).
24. Центр культуры коренных народов Прибайкалья [Электронный ресурс]. -URL: http://etno.pribaikal.ru/map (дата обращения: 27.10.2016).
Religious Organizations of the Siberian Federal District: Territorial Distribution
V. G. Saraev, P. L. Popov, A. A. Tcherenev
V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS, Irkutsk
Abstract. Distribution of religious organizations of the Siberian Federal District with regard to regions and types of settlements at the beginning of 2016 is considered. Orthodoxy ranks first (54,7 % of all religious organizations), which is represented mainly by the Russian Orthodox Church (53,3 %). It is followed by Protestants (24 %), Islam (6,2 %), Buddhism (5,4 %), Jehovah's Witnesses (3,0 %), Catholicism (2,6 %), Shamanism (1,0 %). The number of organizations of other denominations (about 30) does not exceed 0,1 %. Connections of denominations with ethnic groups are noted. A large part of the religious organizations is located in urban areas; their number per head however is higher in rural areas. Main innovations of denominations in the Siberian Federal District include the rise of various Protestant denominations, organizations of Jehovah's Witnesses, Buddhist organizations belonging to the western branch of the Karma Kagyu school (Vajrayana), as well as the development neo-shamanism.
Keywords: the Siberian Federal district, region, ethnos, urban settlements, rural settlements, denominations, religious organizations, Orthodoxy, Protestantism, Islam, Buddhism, Jeho-vism, Catholicism, Shamanism.
Сараев Владимир Григорьевич
кандидат географических наук, старший научный сотрудник Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН
664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1 тел.: 8(3952)422700 e-mail: [email protected]
Попов Петр Леонидович
кандидат философских наук, научный сотрудник
Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН
664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1 тел.: 8(3952)422700 e-mail: [email protected]
Черенев Алексей Анатольевич
кандидат географических наук, ведущий инженер, лаборатория георесурсоведения и политической географии Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН
664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1 тел.: 8(3952)422700 e-mail: tcherenev@irigs. irk. ru
Saraev Vladimir Grigoryevich
Candidate of Sciences (Geography), Senior Research Fellow V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS 1, Ulan-Batorskaya st., Irkutsk, 664033 tel.: 8(3952)422700 e-mail: [email protected]
Popov Petr Leonidovich
Candidate of Sciences (Philosophy), Research Fellow
V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS 1, Ulan-Batorskaya st., Irkutsk, 664033 tel.: 8(3952)428689 e-mail: [email protected]
Tcherenev Alexey Anatolievich
Candidate of Sciences (Geography), Leading
Engineer, Laboratory of Georesource Studies
and Political Geography
V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS
1, Ulanbatorskaya st., Irkutsk, 664033
tel.: 8(3952)422700,
e-mail: tcherenev@irigs. irk. ru