Серия «Политология. Религиоведение»
2012. № 2 (9), ч. 1. С. 196-204 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
Иркутского
государственного
университета
И З В Е С Т И Я
УДК 267:29(571.53)
Современные духовно-религиозные институты Иркутской области
В. Г. Сараев
Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, г. Иркутск
На примере Иркутской области анализируются акторы - некоммерческие организации, действующие в духовно-религиозной сфере сибирских регионов.
Ключевые слова: духовно-религиозный институт, конфессия, этнос, некоммерческая организация, Иркутская область.
Начало современного духовно-религиозного подъема в России связано с политическими и законодательными изменениями конца XX в. По действующей Конституции РФ она демократическое светское государство, имеющее многоэтничное и многоконфессиональное население. Современное законодательство указывает на особо значимую роль Русской православной церкви (РПЦ) в становлении и развитии страны.
Разработка оптимальной модели развития России должна опираться на систему ментальных ценностей историко-культурного прошлого, на современные процессы трансформации религиозности [1] и их акторов.
В настоящей статье на примере Иркутской области показаны современные основные духовно-религиозные институты гражданского общества (некоммерческие организации (НКО), осуществляющие и поддерживающие религиозную деятельность) сибирских регионов.
Здесь проживают лица более 130 национальностей. С географией этносов тесно связано размещение православия, ислама, шаманизма.
По данным информационного портала Минюста [5], на 10 января 2012 г. в Иркутской области в списке зарегистрированных значится 283 религиозные организации - 1,2 % от числа всех религиозных организаций России. Организации РПЦ составляют 42 % от общего числа (табл.), в РФ - 46 %.
Начало регистрации религиозных организаций в 1991 г. было определено принятием в 1990 г. Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях». Значительный скачок их числа в 1998-2000 гг. связан с принятием в 1997 г. Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (рис.).
В настоящее время формируется «ядро» стабильно работающих религиозных организаций. Пока количество регистрируемых и ликвидируемых за год организаций достаточно высоко. В 2008 г. оно соответственно составляло 9 % и немного более 3 %, в 2011 г. для тех и других - 3 % от общего числа.
Таблица
Религиозные организации Иркутской области [5; 7]
Наименование религии Количество организаций (январь-март)
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Русская православная церковь 98 109 115 116 119
Протестантизм 92 95 96 97 97
Иеговизм 24 23 23 23 23
Ислам 9 10 10 10 11
Буддизм 11 11 10 10 9
Римско-католическая церковь 7 6 6 6 5
Апостольская православная церковь 5 5 5 5 5
Иудаизм 6 6 5 5 4
Старообрядчество 1 2 2 2 2
Международное общество сознания Кришны 3 3 3 2 2
Новоапостольская церковь 2 2 2 2 2
Шаманизм 1 2 2 2 1
Православная церковь Божией Матери Державная 1 1 1 1 1
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней 1 1 1 1 1
Церковь Христова 1 1 1 1 1
Церковь Объединения 1 0 0 0 0
Общее количество религиозных организаций 263 277 282 283 283
1991 г. 1993 г. 1995 г. 1997 г. 1999 г. 2001 г. 2003 г. 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г.
о РПЦ “■“Протестантизм Прочие религии
-----Линейный (РПЦ) ----Линейный (Протестантизм) — - Линейный (Прочие религии)
Рис. Кумулятивное распределение по времени регистрации религиозных организаций Иркутской области, действующих на 10.01.2012 г., и его тренды [5, 7]
Функционируют около 130 незарегистрированных религиозных объединений, в том числе относящихся к деструктивным [3].
К духовно-религиозным институтам нами отнесены и 116 НКО, по организационно-правовым формам не являющиеся религиозными организациями (общественные и некоммерческие фонды, благотворительные, культурнопросветительские, национально-культурные и др.). Они выделены по названиям и осуществляемой деятельности. Среди них православие поддерживают 44 %, мусульманство и шаманизм - по 18 %, восточные культы - 9 %, католицизм - 3 %, протестантство, иудаизм, армянскую церковь - по 2 %, буддизм и старообрядчество - по 1 %.
Поддержка религий национально-культурными НКО связана с деятельностью по консолидации, сохранению и возрождению этносов. Так, Иркутским армянским культурным обществом в центре Иркутска установлен священный камень Хачкар, строится часовня Армянской апостольской церкви. Соответствующими организациями поддерживаются и другие конфессии, например мусульманство и шаманизм.
Духовно-религиозные институты традиционных конфессий
На первом месте по количеству организаций и своему влиянию находится РПЦ (многонациональная поместная автокефальная церковь). С ней «соотносит» себя большинство населения. В основном это русские, однако много лиц и других национальностей.
В настоящее время возрождены ее основные религиозные центры и кадровый потенциал. Службы проходят в основном в восстановленных храмах. Действует Иркутская митрополия, включающая Братскую, Иркутскую и Саянскую епархии. Зарегистрированные организации часто имеют несколько приходов, количество храмовых сооружений в два раза больше их числа. Действует женский монастырь.
РПЦ ведет активную различную благотворительную, духовнопатриотическую и реабилитационную деятельность. При храмах функционируют воскресные школы, школы искусств как для взрослых, так и для детей. В летний период открываются детские православные лагеря.
Она оказывает помощь в преподавании в школах основ православной культуры, в том числе обучая учителей в Иркутском институте повышения квалификации работников образования. Непосредственно при РПЦ работают 2 православные гимназии и 2 церковно-приходские школы. Однако число их несравнимо меньше, чем в дореволюционный период. Тогда при церквях и монастырях действовало 138 школ, что составляло 30 % от их всего количества [6].
Деятельность РПЦ поддерживают около 50 НКО. Из них 49 % являются общественными, некоммерческими фондами, общественными организациями и движениями, 47 % - объединениями казаков (казачьи общества, общественные организации, автономные некоммерческие организации).
Они помогают церковным общинам, участвуют в строительстве храмов, в проведении крестных ходов, а также помогают детским домам, интернатам,
нуждающимся семьям, молодежи, ветеранам и т. д. В 2011 г. с их участием была проведена выставка «Православная Русь». Выработке планов совместных действий способствует регулярное проведение Рождественских чтений, Дней русской духовности и культуры «Сияние России».
Протестантизм представлен организациями Евангелическо-Лютеранской церкви Ингрии, Евангельских Христиан (баптистов), Евангельских Христиан, Христиан Веры Евангельской, Христиан Адвентистов Седьмого Дня. Общее их количество и ежегодное число их регистраций (см. рис.) близки к таковым у РПЦ. Однако культовые сооружения - церкви и дома молитвы - имеют лишь некоторые.
Традиционно это вероисповедание было распространено среди немцев, поляков, литовцев, в настоящее время его все больше принимают русские и лица других национальностей.
По активности прозелитической деятельности и по увеличению численности паствы выделяется церковь Христиан Веры Евангельской, и особенно ее ветвь - пятидесятничество. Свои богослужения они часто организуют в общественных местах: домах культуры, трактирах и т. д. В общинах часто создаются отделения.
Помощь протестантам в организации систематического изучения Библии и в ее использовании осуществляется общественной благотворительной организацией, относящейся к протестантской всемирной (более 90 стран) благотворительной организации «Библейская Лига», созданой в 1938 г. в Америке. В России ее организации регистрируются с 1993 г., в г. Иркутске -с 1999 г.
Быстрый рост числа протестантов и их роли в общественной жизни позволяет говорить о наличии тенденции религиозной переориентации региона [4].
Старейшей религией является шаманизм. Он был распространен среди бурят и эвенков. В период ХУ11-ХХ вв. они являлись объектом миссионерской деятельности как со стороны православия, так и ламаизма. Государство законодательно способствовало этому. В настоящее время в рамках возрождения культурной традиции шаманизм относится к консолидирующим факторам этногенеза бурят [2].
Возрождение шаманизма наблюдается среди бурят, большинство которых сохранило в него веру. Многие, соблюдая традиции шаманизма и исполняя его обряды, посещают православные храмы и дацаны.
Существует несколько объединений шаманистов, однако пока зарегистрирована лишь одна организация. С 90-х гг. создаются общебурятские ассоциации шаманов. Совет шаманских общин Прибайкалья, созданный в 2008 г., является консультативным и координирующим органом областного государственного учреждения «Центр сохранения и развития бурятского этноса».
Активное участие в развитии шаманизма принимают бурятские национально-культурные автономии, часто осуществляя совместные действия. Они привлекают шаманов к решению существующих проблем в современном обществе, участвуют в проведении тайлаганов [10].
Наибольшее развитие шаманизм бурят имеет в Ольхонском и Баяндаев-ском районах. Основное священное место - остров Ольхон.
У эвенков шаманских организаций нет. Многие из них относят себя как к православным, так и к шаманистам. В родовых и территориальных общинах эвенков - их основных современных формах самоорганизации - аспект религиозной деятельности не развит, как и у двух действующих региональных общественных организаций. В связи с этим нами они к духовно-религиозным институтам не отнесены.
В настоящее время на базе «Центра сохранения и развития бурятского этноса» создан «Центр культуры коренных народов Прибайкалья». Это может способствовать усилению деятельности по возрождению шаманизма среди эвенков.
Одной из религий, имеющей подавляющее большинство этнических верующих, является мусульманство. Его влияние возрастает. Большинство верующих (как и в целом по России) придерживаются суннитского направления. Оно объединено Байкальским муфтиятом.
Рост численности мусульман в прошлом связан с переселением татар и башкир Поволжья и Приуралья. В настоящее время он определяется, прежде всего, мигрантами с Северного Кавказа и Средней Азии.
Мечети действуют в Иркутске, Усолье-Сибирском, Черемхово и Тайшете. В Иркутске количество прихожан в пятничные дни составляет около 500 человек, в праздничные дни - до 2 тыс. человек. При мечети функционирует воскресная школа.
Число национально-культурных организаций, способствующих развитию ислама, возрастает. Существуют организации, объединяющие людей по вероисповеданию, по принадлежности к отдельным народам, к отдельным тюркским национальностям. Максимальное количество их у татар. Прозели-тическая деятельность заключается, прежде всего, в праздновании мусульманских праздников. Однако она осуществляется и при проведении других мероприятий. Так, этнографические и этноконфессиональные вопросы были одними из главных на Первом Прибайкальском форуме татарской молодежи, проведенном в 2011 г.
Еврейские общности неразрывно связаны с иудаизмом. Течение хабад ортодоксального иудаизма, которое отличается высоким интеллектуализмом и приоритетом разума, является основным направлением.
Религиозные организации располагаются исключительно в больших городах. На 2012 г. из четырех зарегистрированных организаций три относились к Федерации еврейских общин России (Ангарск, Братск и Иркутск) и одна - к Конгрессу еврейских религиозных общин и организаций России (Братск). Религиозные обряды совершают в основном люди пожилого и пенсионного возраста. В Иркутске действует синагога.
Всеми еврейскими организациями проводится большая разнообразная образовательная и благотворительная деятельность.
Наряду с общественными и некоммерческими еврейскими объединениями, зарегистрированными в Иркутской области, здесь активно действует
агентство АНО «Сохнут» - организация, зарегистрированная в Москве и представляющей официальную организацию Государства Израиль.
Буддизм в форме ламаизма при освоении Сибири использовался с целью консолидации территориальных сообществ и социализации коренных народов в Российской империи. Централизованная организация, которая объединяла бы всех буддистов России, отсутствует.
Наиболее распространен он среди бурят. Подавляющее большинство организаций относится к Буддийской традиционной Сангхе России (БТСР). Все существующие дацаны принадлежат ей. Они действуют в Иркутске (пока построена лишь часть планируемого храмового комплекса, располагающегося на площади 1,5 га), в Аларском, Нукутском, Эхирит-Булагатском районах. Строится дацан на острове Ольхон. Планируется их строительство в Ангарске, Шелехово, в Боханском и Осинском районах (до Октябрьской революции существовало восемь дацанов).
Работа лам Бурятии на территории Иркутской области является одним из приоритетов руководства БТСР.
На развитие буддизма направлена деятельность Межрегионального буддийского благотворительного общественного фонда «Будда» (пос. Усть-Ордынский, Иркутская область), а также Межрегионального общественного движения «Всебурятская ассоциация развития культуры» (г. Улан-Удэ, Бурятия).
Католицизм присутствует с XVII в. В прошлом его развитие определялось, прежде всего, переселением сюда католиков на ссылку. В начале XX в. действовало шесть храмовых сооружений.
В настоящее время территория Иркутской области относится к Иркутскому деканату Римско-католической епархии Святого Иосифа с центром в Иркутске. Храмовые сооружения имеются в Иркутске, Братске, Усолье-Сибирском, Слюдянке и селе Вершина. Там, где культовых сооружений нет, прихожане собираются на молитву в специально устроенных под часовню квартирах. В Иркутске и Усолье-Сибирском действуют католические монастыри.
Основу прихожан составляют поляки, немцы, литовцы, латыши, белорусы, украинцы. Значительную роль в развитии католицизма играют лица, приезжающие в Россию из других государств. Они находятся как на высших, так и на низших ступенях в церковной иерархии.
Одним из главных направлений благотворительной помощи является медицинская деятельность монахинь в различных больницах, хосписе. Существуют программы помощи детям, при чрезвычайных ситуациях и др.
Иркутское региональное отделение Межрегиональной общественной организации «Католический благотворительный центр “Каритас Восточной Сибири” работает с людьми различных национальностей. При каждом приходе действуют его представительства.
К католическим духовно-религиозным институтам относятся и польские национально-культурные организации. Так, первым шагом Общества польской культуры «Огниво», образованного в конце 1980-х гг., стало приглашение католического священника.
Старообрядчество. Это явление - попытка части русского народа сохранить свои духовно-религиозные ценности, русские национальные традиции во всех областях жизни. Со своего возникновения (середина ХVII в.), оно много лет находилось в условиях жестоких гонений, что обуславливало его стремление изолироваться. Мирскими властями оно впервые было разрешено лишь в 1905 г., а анафема РПЦ была снята в 1971 г.
Психологический облик староверов связан, прежде всего, с всеохватывающей, непоколебимой бескомпромиссностью. Они не приемлют малейшего искажения того, что считают истиной, подают примеры высокой духовности, благотворительности и меценатства. Ими сохранены и развиты древнерусские традиции.
Старообрядцы представлены организацией Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) и организацией Русской древ-леправославной церкви, расположенных в Иркутске. Наряду с ними работает некоммерческое партнерство Русской древнеправославной церкви «Благое Дело».
Квазибиблейские и оккультные конфессии
Внедрение нетрадиционных конфессий связано с разнообразием духовных потребностей людей. Однако часто вероучения (квазибиблейские и оккультные) направлены не на повышение духовности в соответствии с общепринятыми нравственно-моральными нормами общества, а используются в личных и политических целях и могут разрушать российскую культуру, формируя стиль жизни, не совместимый с гармоническим развитием личности. Верующие часто живут в общине и не имеют ни минуты на размышление.
Квазибиблейские составляют 12 % от всех религиозных организаций. Наиболее опасен иеговизм. Он создан с использованием Библии, толкуемой с преднамеренными искажениями. Действует 23 общины, относящиеся к всемирной многоуровневой иерархической организации Свидетелей Иеговы (Сторожевая башня), центр которой находится в Бруклине (США). Журналы организации издаются более чем на 130 языках, многомиллионными тиражами.
Распространение оккультизма осуществляется в основном благотворительными и просветительскими организациями, например, организациями Рериховского движения, восточного религиозного культа Шри Чинмоя, вероучения «Искусство жизни» и др.
***
Духовно религиозные институты взаимодействуют со всеми институтами государства. Их участие в работе различных советов и комиссий как муниципального, так и регионального уровней усиливается. Объединяющим фактором традиционных религий является направленность на решение основных социальных проблем: наркомании, алкоголизма, распространения ВИЧ-инфекции, деятельности деструктивных сект и т. д.
1. Арзуманов И. А. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX-XXI вв.) / И. А. Арзуманов. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. - 319 с.
2. Арзуманов И. А. Культур-конфессиональный фактор в процессах консолидации социополитического пространства Байкальской Сибири // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. - Иркутск, 2009. - № 1. -С. 244-250.
3. Государственно-конфессиональные отношения в Иркутской области [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://www.irkobl.ru/society/civil/publicrela йопЛМех.рЬр?8рЬга8е^=192089^Ь-socialpolicy-link.
4. Желновакова М. Ф. Религиозная переориентация региона на примере Иркутской области // Аналитика культурологии. - 2009. - Вып. 2(14) [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://www.analicult urolog.ru/ archive/item/387-article_15.html.
5. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://unro. minjust.ru/NKOs.aspx.
6. Митыпова Г. С. Взаимодействие высшей школы и церкви в свете введения основ религиозной культуры в систему образования // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение.- Иркутск, 2011. - № 1. - С. 182-186.
7. Списки зарегистрированных некоммерческих организаций на территории Иркутской области [Электронный ресурс]. - иЯЬ: http://www.minmst-irk. ru/?pid=194.
8. Центр сохранения и развития Бурятского этноса [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://www.bur-culture.ru/.
1. Arzumanov I. A. Transformation of religious culture space of the Baikal region within Trans-Asian context (XXth-XXIst c.) / I. A. Arzumanov. - Irkutsk : Publishing house of the ISU, 2008. - 319 p.
2. Arzumanov I. A. The cultural-confessional factor in consolidation processes of social-political space of the Baikal Siberia // The News of Irkutsk State University. Political science. Religious studies. -Irkutsk, 2009. - N 1. - 244-250 p.
3. State-confessional relations in the Irkutsk region [On-line resource]. - URL: http:// www.irkobl.ru/society/civil/ publicre lation/index.php?sphrase_id= 192089#tab-socialpolicy-link.
4. Zhelnovakova M. F. Religious reorientation of a region by the example of the Irkutsk region // Analytics of cultural science. - 2009. - Issue 2 (14) [On-line resource]. - URL: http:// www.analiculturolog .ru/archive/item/3 87-article_15.html.
5. Information on the registered nonprofit organizations [On-line resource]. -URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx.
6. Mitypova G. S. Interaction of the higher school and the church within the context of integration of the Theory of religious culture in the education system // The News of Irkutsk state university. Political science. Religious studies. - Irkutsk, 2011. - N 1. -P. 182-186.
7. Lists of the registered nonprofit or-
ganizations in the Irkutsk region [On-line resource]. - URL: http://www.minjust-
irk.ru/? pid=194.
8. The center of preservation and de-
velopment of the Buryat ethnos [On-line resource]. - URL: http://www.bur-
culture.ru/.
Modern Spiritual-religious Institutes of the Irkutsk Region
V. G. Sarayev
V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS
Based on the example of the Irkutsk region the sdudy examines the activity of the nonprofit organizations that function in spiritual-religious sphere in the Siberian regions.
Key words: spiritual-religious institute, confession, ethnos, nonprofit organization, Irkutsk region.
Сараев Владимир Григорьевич - кандидат географических наук, старший научный сотрудник, Институт географии им. В. Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук, 664Q33, Россия, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, тел. 8(3952)4227QQ, e-mail: soclab@irigs.irk.ru
Saraev Vladimir Grigorjevich - Candidate of Ggeographical Sciences,
Senior Scientific worker, V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS,
664033, Russia, Irkutsk,
Ulan-Batorskaja St., 1, phone 8(3952)422700, e-mail: soclab@irigs.irk.ru