Научная статья на тему 'Традиции в культуре современной бурятской молодежи'

Традиции в культуре современной бурятской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2968
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / БУРЯТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЯЗЫК / РЕЛИГИЯ / ОБЫЧАИ / ТРАДИЦИИ / ОБРЯДЫ / ПРАЗДНИКИ / NATIONAL TRADITIONS / BURYAT YOUTH / LANGUAGE / RELIGION / CUSTOMS / TRADITIONS / RITUALS / HOLIDAYS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осинский Иван Иосифович, Хабудаева Валентина Александровна

Раскрываются традиции в культуре современной бурятской молодежи, в частности, в языке, религии, обычаях, обрядах, праздниках. Прослеживаются тенденции их изменения в процессе трансформации российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS IN THE CULTURE OF MODERN BURYAT YOUTH

The traditions in the culture of modern Buryat youth, particularly in language, religion, customs, rituals, holidays are revealed. The trends of their changes in the process of transformation of the Russian society are traced.

Текст научной работы на тему «Традиции в культуре современной бурятской молодежи»

7. Пенсионный консультант: аналитический портал // [Электронный ресурс] - URL: http://www.pension-npf.ru/ index. php? src=227

8. Пенсионный фонд Российской Федерации: официальный сайт // [Электронный ресурс] - URL: www.pfrfru/ ot_irkut/

9. Старшее поколение Приангарья: стат. сб. - Иркутск, 2010.

Аншукова Татьяна Борисовна, соискатель, специалист-эксперт Управления Пенсионного фонда РФ Ленинского района г. Иркутска, г. Иркутск, e-mail: anshukova.001@mail.ru

Anshukova Tatiana Borisovna, competitor for a candidate degree, specialist-expert, Administration of Pension Fund of the Russian Federation, Leninsky district, Irkutsk, e-mail: anshukova.001@mail.ru

УДК 316.752 © И.И. Осинский, В.А. Хабудаева

ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ БУРЯТСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Раскрываются традиции в культуре современной бурятской молодежи, в частности, в языке, религии, обычаях, обрядах, праздниках. Прослеживаются тенденции их изменения в процессе трансформации российского общества.

Ключевые слова: национальные традиции, бурятская молодежь, язык, религия, обычаи, традиции, обряды, праздники.

I.I. Osinsky, V.A. Khabudaeva TRADITIONS IN THE CULTURE OF MODERN BURYAT YOUTH

The traditions in the culture of modern Buryat youth, particularly in language, religion, customs, rituals, holidays are revealed. The trends of their changes in the process of transformation of the Russian society are traced.

Keywords: national traditions, Buryat youth, language, religion, customs, traditions, rituals, holidays.

Исследование проблем традиционной культуры в наше время приобретает особую актуальность и значимость.

Традиции - это духовная основа, на которой базируется общество, все его сферы. Они выступают мощной интегрирующей силой, объединяющей все социальные группы, общественные институты социума. Без традиций не могут существовать ни одна нация, ни одно общество, ни одна культура. Народ строит свое будущее на фундаменте прошлого.

Особую роль в судьбах национальных традиций играет молодежь, выполняющая в обществе функцию преемственности поколений. Именно от нее зависит будущее национальных традиций: в каком виде и как они сохранятся для следующих поколений. Молодежь пополняет культурный и интеллектуальный потенциал страны, от нее зависит стабильность во всех сферах жизнедеятельности общества. Миссия молодежи во многом определяется ее численностью, а также численностью этноса, который она представляет. В Сибири проживает более 30 этносов. Наиболее многочисленным этносом являются буряты. Их численность в данном регионе составляет более 440 тыс. чел. [1].

Какое место занимают традиционные ценности в духовной культуре современной бурятской молодежи? Для ответа на этот вопрос авторы

опирались на материалы собственного социологического исследования молодежи Республики Бурятия, проведенного в 2012-2013 гг., данные Всероссийской переписи населения 2010 г., полустандартизированных индивидуальных интервью, материалы исследований других авторов. Генеральную совокупность составила молодежь, проживающая на территории Республики Бурятия. Объем выборочной совокупности равняется 426 чел.

Одной из основных традиционных ценностей любого народа является язык. Он хранит и ретранслирует духовные ценности, выражает менталитет, углубляет у этнофоров ощущение принадлежности к данному этносу. Языку присуща важнейшая функция в формировании национального самосознания, без которого не может быть самой этносоциальной целостности.

Как свидетельствует наше исследование, бурятская молодежь ценит факт приобщения к нему: 75,1% опрошенных представителей бурятской молодежи считают родным языком бурятский язык, 34,5% - русский язык, 9,6% указали в качестве родного языка оба - и русский и бурятский язык. Молодежь старшего возраста чаще указывает бурятский язык в качестве родного, нежели младшего возраста. 85,9% респондентов бурятской молодежи считает необходимым знание родного языка, так как он сохраняет само-

6(2) /2014

бытность народа, его культуру. В то же время многие представители бурятской молодежи не владеют бурятским языком.

Об уровне знания бурятского языка национальной молодежью Республики Бурятия дают представления материалы приводимой ниже таблицы 1.

Таблица 1

Результаты ответов респондентов на предложение: «Определите уровень своего знания бурятского языка», %

Варианты ответов Город Село

Свободно владею (читаю, пишу, говорю) 23,1 42,0

Недостаточно знаю 16,5 11,2

Понимаю, но не говорю или говорю с затруднениями 22,9 17,3

Практически не владею 18,3 5,0

Совершенно не владею 24,5 19,3

В той или иной степени владеют бурятским языком, включая уровень понимания, 62,5% городских и 70,5% сельских респондентов. Наблюдается тенденция уменьшения доли национальной молодежи, владеющей и пользующейся бурятским языком. Преобладает в языковой жизни молодого поколения русский язык как средство межнационального и внутринационального общения. Бурятский язык используется преимущественно в семейно-бытовой сфере. На работе и учебе в городе употребляет бурятский язык только 3% респондентов национальной молодежи. Конечно, во многом это можно объяснить недооценкой в прошлом национальных языков в национально-государственных образованиях СССР. Нельзя упускать из виду и объективного фактора - относительная немногочисленность бурятского населения, значительная часть которого растворена в инонациональной среде.

В последние годы Правительством Республики Бурятия и общественностью осуществляются меры по пропаганде бурятского языка, приобщению к нему всех заинтересованных в его знании и использовании.

Наряду с языком в духовную структуру национальной молодежи входит традиция уважительного отношения к старшим. По результатам полученных данных можно отметить, что она не утратила своего значения. Но в то же время теряет свою значимость такая традиция, как знание своей родословной. У бурят раньше считалось обязательным знание своих предков по прямой отцовской линии. Данные исследований показывают, что самым распространенным ответом среди бурятской молодежи является знание трех поколений, так ответили 16,4%. Значимой традицией всегда были доброжелательные отношения с представителями других наций. Данная традиция сохраняется и среди современной бурятской молодежи. Молодежь толерантна в отношении браков с представителями других

национальностей, при общении с представителями другой нации не испытывает существенных затруднений. О важности национальных ценностей для современной молодежи можно судить по чувствам, испытываемым по отношению к своей нации, к культуре своего народа. Большая часть молодежи отметила, что при прослушивании национальных песен, просмотре национальных танцев она ощущает гордость за свой народ, восхищение своей нацией, в то же время высоко оценивает культуру других этносов.

Важной характеристикой религиозной ситуации среди молодого поколения является положительный настрой по отношению к религии. Основными конфессиями в Бурятии традиционно являются буддизм, шаманизм и православие. Исследование показало, что 89,4% респондентов относят себя к буддизму, 18,5% - к шаманизму, 1,4% к православию. Свое объяснение приверженности к данным конфессиям респонденты мотивировали следующим образом: 66,0% -«это религия моих предков», 42,5% - «ее придерживается моя семья», 25,6% - «мне нравится ее мировоззрение, взгляды». Среди опрошенной молодежи бурятской национальности регулярно молятся и посещают дацан (буддийский храм) -41,6%, иногда соблюдают обряды богослужения - 45,3%, считают себя верующими, но не молятся и не ходят в дацан - 7,9%. На наш взгляд, истинные мотивы религиозной принадлежности бурятской молодежи не всегда совпадают с мотивами обращения человека к религии. Скорее всего, этим часть молодежи показывает свою принадлежность к своему народу - бурятскому этносу. Молодежь в сельской местности проявляет большую приверженность к религии, чем городская молодежь: ее представители чаще посещают религиозные учреждения.

С религиозными традициями тесно связаны, а нередко переплетаются национальные обычаи, то есть установленные в общине, этносе или

Таблица 3

обществе образцы поведения, социального действия. Наиболее распространенными обычаями в бурятской среде, которые передаются из поколения к поколению, являются поклонение духам, угощение хозяина огня, «брызганье», гостеприимство, дарение подарков, благопожела-ния. По преданию существуют «священные» места, где обитают духи, хозяева определенных мест. По установившейся традиции проезжающие мимо этих мест люди останавливаются, бросают монетку, брызгают спиртным напитком, привязывают к ветке дерева кусочки ткани, чтобы задобрить духов.

Наше исследование показало, что полностью соблюдают этот обычай 39% респондентов -представителей бурятской молодежи, столько же соблюдают в основном, 16,2% - придерживаются этого обычая только в отдельных случаях, 5,9% не соблюдают. Этот обычай соблюдает и часть молодежи русской национальности.

Не забыт обычай «угощения хозяина огня». Огонь всегда был великим благодетельным явлением. Хозяин или дух огня занимал одно из почетнейших мест в пантеоне божеств, которым поклонялись буряты. Во время приготовление (варки) мясного или молочного блюда, приготовления архи, первая «порция» бросается или выливается в огонь. Этот обычай соблюдает в настоящее время половина опрошенной национальной молодежи.

Сохранился обычай гостеприимства, который был известен еще в глубокой древности. Отправляясь в дорогу, путник брал с собой минимум пищи. Существовал не писаный закон кочевой цивилизации: в любой юрте путника накормят, напоят, а в случае необходимости, дадут и коня. Обычай гостеприимства не утратил своих основных функций и сегодня. Процедуру эту, как правило, выполняют женщины.

Таблица 2

Результаты ответов на вопрос: «Какие песни Вы предпочитаете слушать?», %

Варианты ответов Респонденты Ранг

Бурятские народные песни 32,6 4

Современные бурятские песни 46,2 2

Русские народные песни 4,7 7

Народные песни других народов 4,5 8

Современные русские эстрадные песни 44,6 3

Западные эстрадные песни 54,5 1

Затрудняюсь ответить 7,3 6

Другое 9,9 5

Результаты ответов на вопрос: «Какие танцы Вам больше нравятся?», %

Варианты ответов Респонденты Ранг

Бурятские народные танцы 48,6 2

Русские народные танцы 6,8 6

Народные танцы других народов 13,6 4

Бальные танцы 15,9 3

Современные танцы 64,8 1

Затрудняюсь ответить 11,5 5

Другое 3,9 7

Продолжает бурятская молодежь соблюдать и многие национальные обряды. В их числе: предсвадебные и свадебные обряды, связанные с заключением брака, сохранились обряды по случаю рождения ребенка, праздничные. Правда, полностью соблюдает их только четвертая часть респондентов. Основная масса опрошенных (две третьих) ограничивается частичной их реализацией. Ряд обрядов потерял свою актуальность, в связи с изменившимися социально-экономическими условиями жизни этноса. Некоторые из них как, например, бурятская свадьба, подверглись заметной модернизации, то есть произошло соединение части элементов тради-

ционных и новых обрядов. Наиболее устойчивыми оказались обряды в погребально-поминальной сфере. Их соблюдают полностью 51,2% респондентов и частично - 41,3%. Такая ситуация по мнению специалистов связана скорее всего с верой в бессмертие души, перерождение умерших родственников, являющимися одними из основных положений традиционных религий бурят - буддизма и шаманизма.

Представляет интерес отношение бурятской молодежи к традиционным ценностям в области песенного и танцевального искусства. К таким традиционным ценностями относятся бурятские народные песни и танцы. Какое место они зани-

6(2) /2014

мают в современной культурной жизни бурятской молодежи? Некоторое представление об этом дают материалы таблиц 2, 3.

У бурятской молодежи в песенных предпочтениях на первом месте западные эстрадные песни, в танцевальных - современные танцы; на втором - современные бурятские песни и бурятские народные танцы; на третьем - современные русские эстрадные песни и бальные танцы; на четвертом - бурятские народные песни и народные танцы других народов.

На наш взгляд, вполне естественным является предпочтение молодежи современных форм песенного и хореографического искусства, что больше отвечает социально-психологическим характеристикам молодежи. Этому способствуют и средства массовой информации, особенно сети Интернет. В то же время значительная часть национальной молодежи не чурается традиционных национальных форм самовыражения в области духовной жизни. Более того, она отдает им предпочтение, участвуя в их функционировании и развитии. Уместно отметить, что идентичные показатели характеризуют ценностные ориентации в области песенного и хореографического искусства и представителей русской молодежи, проживающей в Бурятии.

В последние десятилетия бурятская молодежь все больше проявляет интерес к национальным праздникам, и связанным с ними традициям. Известно, что праздники содержат в себе все элементы культуры этноса, преподносящие традиции в красочной и яркой форме. Они выступают также социальным механизмом, действия которого способствуют воспроизводству, сохранению, трансляции традиционных ценностей от поколения к поколению. Народ-

Результаты ответов на вопрос: «К

ный праздник является одним из средств формирования национального самосознания молодежи. У всех этносов существуют свои праздники, отражающие их образ жизни, культуру, менталитет. Исследование выявило, что бурятская молодежь предпочтительно относится к национальным праздникам. Так, на вопрос анкеты, «Какие праздники Вы отмечаете?» 92,7% респондентов ответили, что отмечают национальные бурятские и буддийские праздники, 66,4% -официально установленные праздники, 62,9% -праздники своих друзей, 25,4% - неофициально установленные праздники, 18,1% - профессиональные праздники, 15,0% - православные и народные русские праздники. По мнению молодежи, национальные праздники - это часть национальных традиций, они красивы, интересны, помогают молодежи лучше ознакомиться с культурой своего народа. Это говорит о том, что национальный праздник высоко ценится современной молодежью, и ее представители уважительно относятся к нему, принимают активное участие в их праздновании.

С национальными праздниками тесно связаны такие составляющие бытовой культуры как национальная одежда и пища. Традиционно на торжествах готовили много еды, надевали специальную праздничную одежду. В последующем эти традиции претерпели заметные изменения. Исследование 2012-2013 гг. показало, что часто готовят дома национальные блюда 55,2% респондентов, редко - 27%, только по праздникам - 16,2%, никогда не готовят - 0,2%. Основной рацион национальной кухни - мясные и молочные блюда. Так, на вопрос анкеты, «Какие блюда Вы чаще всего готовите?» респонденты бурятской молодежи ответили следующее:

Таблица 4

е блюда Вы чаще всего готовите», %

Варианты ответов

Буузы 96

Саламат (шанаан зоохэй) 20,9

Зеленый чай с молоком 26,5

Зутаран-сай (зерновой соленый чай) 11,5

Шулэн (суп-лапша по-бурятски) 62,7

Арса 11,3

Хурууд (натуральный сыр) 7,5

Шаньги 4,2

Кровяная колбаса 45,8

Бухлер 47,9

Урмэ (молочные пенки) 19,7

Другое 1,4

Самым распространенным блюдом являются буузы (или позы), без которых не обходится ни одно торжество. На втором месте по частоте приготовления находится шулэн, на третьем и

четвертом - бухлер и кровяная колбаса. Попутно отметим, что блюда бурятской национальной кухни пользуются популярностью у представителей других национальностей, проживающих

на территории Бурятии. Буузы, зеленый чай с молоком готовят и многие русские семьи.

Существенным изменениям подверглись традиции в области национальной одежды. На вопрос анкеты, «Есть ли в Вашем доме национальная одежда?» ответили «да, есть» 31,2% представителей бурятской молодежи, «совсем нет» - 43,2%. Отдельные элементы национального костюма имеются у 25,6% респондентов. Представители молодежи, отметившие, что надевают национальные костюмы, это главным образом учащиеся старших классов, колледжей или студенты вузов, участвующие в национальных ансамблях. Чаще всего это бывает на концертах по случаю национальных праздников (Сагаалган, Сурхарбан и др.). В повседневной жизни бурятская национальная одежда используется редко, особенно в городской среде.

Как видим, некоторые национальные традиции по мере развития российского общества не только сохранились, но и получили свое дальнейшее развитие в среде бурятской молодежи. Часть же традиций сузила сферу своего применения. Изменения, произошедшие в сфере традиционных ценностей, в своей основе - естественный процесс, вызванный динамикой в жизни общества, глубокими сдвигами в различных его сферах. В то же время обращает на себя внимание преждевременный уход в небытие некоторых прогрессивных традиций, что существенно обедняет духовную жизнь народов, их молодежи. Это вызывает обеспокоенность не только у малочисленных народов, но и крупных этносов.

Какие национальные традиции и обычаи необходимо поддерживать и возрождать в первую очередь. По мнению опрошенной бурятской молодежи, в числе первоочередных - национальный язык - 88%. Затем по убывающей идут: национальные обычаи и традиции - 75,4%, традиционные народные праздники - 39%, народный фольклор, песни, танцы - 37,3%, национальная кухня - 32,2%, национальные виды спорта -28,2%, национальная одежда - 17,1%, национальные ремесла - 12,2%.

Проблемы сохранения и развития традиционных национальных ценностей в обществе зависит от многих факторов. Одним из главных является политический фактор. На сохранение социокультурных традиционных ценностей оказывают влияние социальные и экономические факторы, деятельность учреждений культуры. На данном этапе развития российского общества основным институтом, влияющим на приобщение молодежи к традиционной культуре, по

мнению самой молодежи, является семья. В век информационных технологий большую роль в молодежной среде играют средства массовой информации. Социокультурная среда оказывает большое влияние на традиции и ценности молодого человека. К социокультурным факторам относятся воспитание, образование, проведение свободного времени и т.д.

По мнению респондентов для возрождения традиционных национальных ценностей в молодежной среде необходимо воспитание с детства на национальных традициях своего народа -76,5%, внедрение в учебные программы школ, вузов курсов по традиционной культуре -33,1%, активная организация народных праздников (в селе, в учебных заведениях) и других мероприятий по возрождению народных традиций - 32,2%, организация работы молодежных центров, занимающихся проблемами возрождения национальной культуры - 20,9%, пропаганда национальных традиций через СМИ - 20,0%.

В этом далеко не полном перечне мер по возрождению национальных традиций важное место принадлежит самой молодежи. Она выполняет в обществе важную функцию преемственности поколений. Именно от молодого поколения зависит судьба национальных традиций, в каком виде и как они сохраняются для следующих поколений.

Таковы некоторые проблемы национальных традиционных ценностей современной бурятской молодежи.

Литература

1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия // [Электронный ресурс] - http://burstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/burstat/ru/census_and_researching/census/national_c ensus_2010/score_2010/

Осинский Иван Иосифович, доктор философских наук, профессор кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: intellige2007@rambler.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хабудаева Валентина Александровна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории социальной стратификации БГУ, г. Улан-Удэ, e-mail: Valenta25@yandex.ru Osinsky Ivan Iosifovich, doctor of philosophical sciences, professor, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: intel-lige2007@rambler.ru

Khabudaeva Valentina Aleksandrovna, candidate of sociological sciences, senior researcher, laboratory of social stratification, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: Valenta25@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.