Научная статья на тему 'Этническая идентификация современной бурятской молодежи (на материалах Республики Бурятия)'

Этническая идентификация современной бурятской молодежи (на материалах Республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
398
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / НАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ETHNOS / NATION / NATIONAL IDENTITY / ETHNIC IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хабудаева Валентина Александровна

В статье дается характеристика этнической идентификации, раскрываются такие понятия, как «этнонациональное самосознание», «этнос», «нация», выявляется соотношение данных понятий друг с другом. Также рассматриваются признаки, которые выделяет молодежь при этнической идентификации себя со своим этносом. Осознание своей этнической принадлежности приходит к человеку в процессе социализации, когда идет усвоение индивидом ценностей, формирование национального самосознания. Автор отмечает, что детерминирующими факторами являются территория проживания, язык, религия, традиции и т.д.; в большинстве случаев человек причисляет себя к тому этносу, к которому принадлежат его родители. Этническая идентификация это психологический процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, который позволяет ему усвоить необходимые стереотипы поведения, нормы образа жизни и ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC IDENTIFICATION OF MODERN BURYAT YOUTH (ON MATERIALS OF THE REPUBLIC OF BURYATIA)

The article gives characteristic of ethnic identification, such concepts as «ethnic and national identity», «ethnos» and «nation» are revealed, the relationship of these concepts with each other is determined. The features that youth identify themselves with their ethnic group are also discussed. A person recognizes his ethnicity in the process of socialization. This process is the assimilation of values, the formation of national identity by an individual. The author notes that the determining factors are the area of residence, language, religion, traditions, etc.; in most cases the person consider himself to the ethnic group which the parents belong to. The ethnic identification is a psychological process of identification of the individual himself with the ethnic community, which allows him to acquire the necessary stereotypes of behavior, lifestyle norms and values.

Текст научной работы на тему «Этническая идентификация современной бурятской молодежи (на материалах Республики Бурятия)»

УДК 316.613

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ БУРЯТСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

© Хабудаева Валентина Александровна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории социальной стратификации Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]

В статье дается характеристика этнической идентификации, раскрываются такие понятия, как «эт-нонациональное самосознание», «этнос», «нация», выявляется соотношение данных понятий друг с другом. Также рассматриваются признаки, которые выделяет молодежь при этнической идентификации себя со своим этносом. Осознание своей этнической принадлежности приходит к человеку в процессе социализации, когда идет усвоение индивидом ценностей, формирование национального самосознания. Автор отмечает, что детерминирующими факторами являются территория проживания, язык, религия, традиции и т.д.; в большинстве случаев человек причисляет себя к тому этносу, к которому принадлежат его родители. Этническая идентификация - это психологический процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, который позволяет ему усвоить необходимые стереотипы поведения, нормы образа жизни и ценности. Ключевые слова: этнос, нация, национальное самосознание, этническая идентификация.

ETHNIC IDENTIFICATION OF MODERN BURYAT YOUTH (ON MATERIALS OF THE REPUBLIC OF BURYATIA)

Khabudaeva Valentina A., PhD in Sociology, Senior Research Fellow, laboratory of social stratification,

Buryat State University.

24a, Smolina, Ulan-Ude, 670000, Russia.

The article gives characteristic of ethnic identification, such concepts as «ethnic and national identity», «ethnos» and «nation» are revealed, the relationship of these concepts with each other is determined. The features that youth identify themselves with their ethnic group are also discussed. A person recognizes his ethnicity in the process of socialization. This process is the assimilation of values, the formation of national identity by an individual. The author notes that the determining factors are the area of residence, language, religion, traditions, etc.; in most cases the person consider himself to the ethnic group which the parents belong to. The ethnic identification is a psychological process of identification of the individual himself with the ethnic community, which allows him to acquire the necessary stereotypes of behavior, lifestyle norms and values.

Keywords: ethnos, nation, national identity, ethnic identification.

В научной литературе при характеристике этнической идентификации употребляются термины «этнонациональное самосознание», «этнос», «нация». В связи с этим для начала выясним сущность этих категорий. Данные понятия не имеют общепризнанных в научной литературе универсальных определений. Одни авторы отождествляют их, другие видят в них отличительные черты. В демографическом энциклопедическом словаре дается следующее определение этноса: «Этнос это исторически сложившаяся общность людей - племя, народность, нация. Основным условием возникновения этноса является общность территории и языка, обычно выступающих и в качестве признаков этноса» [2, с. 543].

В социологической литературе нация рассматривается как более сложное образование, чем понятие «этнос». «Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык), а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований» [4, с. 464].

«Нация - это исторически сложившийся тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, возникшую на основе общности экономических связей, территории, языка, особенностей культуры и быта, психологического склада и самосознания» [6, с. 197]. Анализируя приведенные определения понятий этноса и нации, можно сделать вывод, что нация представляет собой тип этноса, характеристики которого являются основанием формирования нации.

В содержание понятия «нация», кроме этнокультурной составляющей, входит и политическая. Некоторые исследователи, следуя западной традиции, считают, что под нациями понимаются сооб-

щества граждан того или иного государства, независимо от их этнической принадлежности. Эту точку зрения поддерживает В. А. Тишков [7, с. 3-26]. Другие исследователи считают, что категории «этнос» и «нация» отражают по сути одно и то же общественное явление, поэтому объединяют их в единую (парную) категорию - «нация-этнос». Сторонником данного подхода является Р. Г. Абдулатипов [1, с. 15-36].

Таким образом, «этнос» используется для определения народа, как исторически сложившейся целостности. Этнос может характеризоваться и вне связи с территорией определенного государства, в то время как понятие «нация» включает в себя характеристики, соотносящиеся именно с государством. Поскольку «национальные ценности» включают в себя помимо этнических множество других компонентов, то применение данного понятия в исследовании грозит тем, что этническая компонента может «раствориться» среди других.

С другой стороны, образ этноса связан, прежде всего, с народной культурой. Поэтому использование понятия «этнические ценности» предполагает концентрацию внимания на традиционной культуре. Мы придерживаемся точки зрения, что термины «этнос» и «нация» являются тождественными понятиями и характеризуются, прежде всего, особенностями культуры, общими национальными традициями и обычаями. Также идентичными понятиями являются «межэтнические отношения» и «межнациональные отношения», «этническое» и «этнонациональное самосознание».

Особенности поведения людей, обусловленные их этнической принадлежностью, складываются из двух составляющих - биологической и социально-культурной. Биологическая составляющая связана, прежде всего, с генетическими основаниями для деления людей на этносы. Это своего рода «генетический код» народа, который передается по наследству: специфические черты внешности, характера, психики и поведения, присущие определенному народу. Значительную роль играет социально-культурная составляющая.

Осознание своей этнической принадлежности приходит к человеку в процессе социализации. В данном процессе происходит усвоение индивидом ценностей, формирование национального самосознания. Он начинает ощущать свою принадлежность к народу, его истории, культуре, стране, в которой он живет, системе ценностей нации, в которой сформированы его ценностные ориентации.

Этнонациональное самосознание выступает сложным духовным образованием, функционирует как на индивидуально-личностном, так и на групповом уровне. Природа его заключается не только в способности этнонациональной общности к самоотражению, но и в способности человека, отдельного этнофора, осознавать самого себя в этнонациональном мире, представлять себя в качестве субъекта, наделенного специфическими особенностями [3]. Этнонациональное самосознание представляет собой совокупность ценностей, взглядов, стереотипов и символов, в которых этническая общность осознает свое определенное, исторически обусловленное социально-культурное своеобразие.

В структуру этнонационального самосознания включаются, по мнению В. М. Мухи, следующие элементы: этнонациональная идентификация (осознание этнонациональной принадлежности); представления (и их интерпретация) о культуре, языке, территории, истории, государственности народа - «образ мы»; целый комплекс этнонациональных чувств; система этнических стереотипов; осознание национально-экономических интересов и национального единства на основе культурной, этнографической и социально-экономической общности [5, с. 39].

Важным элементом этнонационального самосознания является этническая идентификация -отождествление индивида или группы с определенной общностью, в процессе чего усваиваются и преобразуются этнические ценности. Этническая идентичность, являющаяся видом социальной идентичности, - это способность человека ответить на вопрос «Кто я?» по отношению к этнической общности. Она характеризуется сложной системой взаимосвязанных компонентов: язык, идея, символы, историческая судьба, психический склад и т.д., в которых аккумулируется опыт этноса в самосохранении, саморазвитии, понимании окружающего мира и определении себя в нем [8, с. 77].

Согласно большинству этнопсихологических концепций, этническая идентичность имеет трех-компонентную структуру. Когнитивный (познавательный) компонент включает знания человека о своей этнической группе: самоназвание, особенности ее исторической судьбы, традиций и обычаев, элементов материальной и духовной культуры (народный костюм, фольклор, национальная кухня и т.п.), национальной символики и т.д. Сущность этого компонента можно выразить вопросом: «Что я знаю о своем народе?». Усвоение этих знаний происходит преимущественно в ходе неформального образования, общения с представителями своей этнической группы, а также через опыт непосредственного участия в традиционных мероприятиях и праздниках.

По мнению А. П. Садохина, этническая идентификация - это психологический процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить необходимые стереотипы поведения, нормы образа жизни и культа ценности [8].

Этническая идентификация выражается в осознании человеком или группой своей этнической принадлежности, детерминирующими факторами которой являются территория проживания, язык, религия, традиции и т.д. В большинстве случаев человек причисляет себя к тому этносу, к которому принадлежат его родители.

В современной литературе имеется множество теорий, рассматривающих этническую идентификацию с различных точек зрения, условно их можно разделить на три основных подхода. Первый -примордиалистский подход, второй - конструктивистский, третий - инструменталистский.

В рамках первого подхода этничность определяется, во-первых, группами, к которым принадлежит человек по рождению и которые обладают набором определенных «объективных характеристик (при этом для человека его этническая принадлежность является «данностью»); во-вторых, культурными характеристиками, которые оказываются базовыми элементами самой личности» [7].

Ю. П. Шабаев отмечает, что примордиализм - это представление о том, что этносы имеют глубокие исторические корни, их природа, отличительные особенности не столько продукты социального развития, сколько некая изначальная данность, в том числе биологически обусловленная [13].

Сторонники первого подхода рассматривают этничность как объективную данность, своего рода изначальную (примордиальную) характеристику человечества, сущность которой заключается в том, что индивид идентифицирует себя с группой путем соотнесения определенных характеристик.

При конструктивистском подходе этнос определяется как общность людей, основанная на культурной самоидентификации. В. А. Тишков полагает, что этносы, как и формации, есть умственные конструкции, своего рода «идеальный тип», применяемый для систематизации конкретного материала историками, социологами, этнологами. В предлагаемой им трактовке этнических процессов России новейшего времени акцент делается на ситуативности идентичностей и на роли политики в их конструировании [10]. По мнению ученого, отличительной чертой этнической идентичности является представление об общей культуре, миф об общности происхождения и общей истории.

Инструменталистский подход подразумевает, что сходства и различия между группами людей в обществе служат основой для формирования этнической идентичности каждой группы, которая в свою очередь определяет характер межгрупповых отношений и мобилизует этнические группы для целенаправленной политической деятельности.

Этническая идентичность связана в первую очередь с пробуждением национального самосознания. Если для человека очень значима его этническая принадлежность, то его этническое самосознание активно, более того, оно становится если не генератором идей, то, по крайней мере, соучастником этнической мобилизации [2].

Этническая идентификация одна из важных составляющих этнонационального самосознания, которое входит в систему традиционных духовных национальных ценностей человека. Согласно структуре этнонационального самосознания, этнической идентификации и сущности духовных ценностей представляется актуальным рассмотрение таких компонентов как: определение молодежью главных идентификационных признаков при соотнесении себя к этносу (национального (родного) языка, религиозных представлений и предпочтений). Так как этнонациональное самосознание это еще и целый комплекс этнонациональных чувств, то к традиционным духовным национальным ценностям можно отнести такие ценности, присущие бурятскому этносу, как любовь к родной земле, уважительное отношение к старшим, толерантность к представителям других наций.

Признаки, понимаемые индивидом как ведущие при определении национальной принадлежности, являются главными элементами этнической идентификации. В связи с этим в анкету нашего социологического исследования, проведенного среди бурятской молодежи, был включен вопрос, позволяющий раскрыть ведущие признаки в определении национальной принадлежности современной бурятской молодежью. Полученные данные изложены в таблице 1.

Как видно из таблицы, наиболее важными компонентами этнической идентификации для молодежи являются, прежде всего, такие признаки, как: язык - 69,2%; традиции (праздники, обычаи, обряды, одежда, национальная кухня и т.д.) - 55,1%; внешность - 52,4%. Можно отметить, что имеются некоторые различия в ответах, которые обусловлены национальной принадлежностью, но они незначительны. Так, например, для молодежи бурятской национальности наиболее значимыми являются такие признаки, как: язык - 72,8%, традиции - 64,3%, внешность - 46,8%, а менее значимым -общая история - 12,2%. Для молодежи русской национальности наиболее значимыми являются при-

знаки: язык - 67%, внешность - 59,9%, а потом уже традиции - 41,5%, наименее значимым является также общая история - 12,5%.

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, какие признаки являются наиболее характерными при определении Вашей национальности?», %

Варианты ответа Данные по общему массиву опрошенных Ранг Буряты Ранг Русские Ранг

Язык 69,2 I 72,8 I 67,0 I

Вероисповедание 24,2 V 24,9 IV 23,4 VI

Внешность 52,4 III 48,6 III 59,9 II

Общая история 12,0 VII 12,2 VII 12,5 VII

Национальный характер, поведение (национальная психология) 25,8 IV 24,7 V 27,9 IV

Традиции 55,1 II 64,3 II 41,5 III

Самоидентификация 22,5 VI 21,9 VI 23,8 V

Последовательность распределения идентификационных признаков по рангам (со II по VII) у молодежи бурятской национальности выглядит следующим образом: традиции, внешность, вероисповедание, национальный характер, поведение (национальная психология), самоидентификация (внутреннее ощущение национальной принадлежности), общая история. У молодежи русской национальности эта цепочка выглядит так: внешность, традиции, национальный характер, самоидентификация, вероисповедание, общая история. Обращает на себя внимание то, что для молодежи бурятской национальности значимость национальных традиций как идентификационного признака выше по сравнению с молодежью русской национальности (64,3% и 41,5% соответственно). Этот показатель занимает более высокую ранговую позицию (буряты - II ранг, русские - III ранг), что свидетельствует, возможно, о большей значимости традиций среди молодежи бурятской национальности.

Таким образом, как показало исследование, высокое ранговое положение традиций как идентификационного признака свидетельствует о важности их содержания в структуре традиционных духовных национальных ценностей современной бурятской молодежи. Для молодежи русской национальности внешность занимает ранговую позицию выше, чем у молодежи бурятской национальности. Это позволяет судить о том, что при соотнесении человека к национальности внешность играет для русской молодежи большее значение. При этнической идентификации молодежь, прежде всего, выделяет такие признаки, как язык, внешность и традиции.

Литература

1. Абдулатипов Р. Г. Этнополитология. - СПб.: Питер, 2004. - С. 15-36.

2. Губогло М. Н. Идентификация идентичности: этносоциологические очерки. - М., 2003. - С. 245-246.

3. Демографический энциклопедический словарь. - М., 1985. - С. 543.

4. Золотова Н. П. Национальное самосознание как объект философского анализа: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1997.

5. Краткий словарь по социологии. - М., 1989. - С. 464.

6. Муха В. Н. Этнонациональное самосознание русского населения полиэтнического региона (на примере Краснодарского края): дис. ... канд. социол. наук. - Краснодар, 2006. - С. 39.

7. Рыбаков С. К вопросу о понятии «этнос». Философско-антропологический аспект // Этнологическое обозрение. - 1998. - № 6.

8. Садохин А. П. Этнология. - М.: Альфа-М; Инфра-М, 2004.

9. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Осипова. - М., 1998. - С. 197.

10. Тишков В. А. Реквием этносу. Исследования по социокультурной антропологии. - М., Наука, 2003. -

С. 114.

11. Тишков В. А. Забыть о нации // Вопросы философии. - 1998. - № 9. - С. 3-26.

12. Чибисова М. Понятие этнической идентичности: теоретические основы // BiZ - Bote. - № 2. - 2010. -

С.5-6.

13. Шабаев Ю. П. Этнополитология. - М.: Юнити, 2005. - С. 7.

14. Шадже А. Ю. Этнические ценности как философская проблема. - М.: Майкоп, 2005. - С. 77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.