Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В УЗБЕКИСТАНЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ МИРА'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В УЗБЕКИСТАНЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ МИРА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / УЗБЕКИСТАН / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абраров С.А.

В статье дается характеристика сущности такого явления современности как глобализация, анализируются проблемы религиозного экстремизма и национальных отношений; характеризуются возможные угрозы, исходящие от агрессивного национализма и религиозного экстремизма и при каких обстоятельствах они могут возникнуть. Освещаются меры принятые руководством Узбекистана в годы независимого развития по предотвращению распространения этих угроз. Автором даются конкретные предложения по совершенствованию национальных отношений в нашей стране и укреплению толерантности в межконфессиональных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL RELATIONS AND RELIGIOUS FACTOR IN UZBEKISTAN IN A GLOBALIZING WORLD

The article characterizes the essence of such a phenomenon of modernity as globalization, analyzes the problems of religious extremism and national relations; characterizes possible threats emanating from aggressive nationalism and religious extremism and under what circumstances they may arise. The measures taken by the leadership of Uzbekistan during the years of independent development to prevent the spread of these threats are highlighted. The author gives concrete proposals for improving national relations in our country and strengthening tolerance in interfaith relations.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В УЗБЕКИСТАНЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ МИРА»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК - 323. 1

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В УЗБЕКИСТАНЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ МИРА

Абраров С.А.

Ташкентский филиал РГПУ имени А.И.Герцена, Узбекистан, Ташкент, ул.Юсуфа Хос Ходжиба-64;

NATIONAL RELATIONS AND RELIGIOUS FACTOR IN UZBEKISTAN IN A GLOBALIZING WORLD

S.A.Abrarov

Tashkent department of RSPU of name of A.I.Gersen Uzbekistan, Tashkent, street of Ysuf Hos Hodjib-64, DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2022.1.80.600

АННОТАЦИЯ

В статье дается характеристика сущности такого явления современности как глобализация, анализируются проблемы религиозного экстремизма и национальных отношений; характеризуются возможные угрозы, исходящие от агрессивного национализма и религиозного экстремизма и при каких обстоятельствах они могут возникнуть. Освещаются меры принятые руководством Узбекистана в годы независимого развития по предотвращению распространения этих угроз. Автором даются конкретные предложения по совершенствованию национальных отношений в нашей стране и укреплению толерантности в межконфессиональных отношениях.

ABSTRACT

The article characterizes the essence of such a phenomenon of modernity as globalization, analyzes the problems of religious extremism and national relations; characterizes possible threats emanating from aggressive nationalism and religious extremism and under what circumstances they may arise. The measures taken by the leadership of Uzbekistan during the years of independent development to prevent the spread of these threats are highlighted. The author gives concrete proposals for improving national relations in our country and strengthening tolerance in interfaith relations.

Ключевые слова: национальные отношения, глобализация, религиозный экстремизм, Узбекистан, толерантность.

Key words: national relations, globalization, religions extremism. Uzbekistan, tolerant.

Введение. Мы живем в сложном, раздираемом противоречиями мире. Сквозь призму многоплановых и разнородный политических, экономических и культурных явлений проглядывает одна превалирующая тенденция в мировом масштабе, имя которой - глобализация. Несмотря на то, что многие ученые еще не пришли к единому определению этого феномена, все они едины в том, что сущность глобализации выражается прежде всего в нарастании единства и целостности современного мира,

взаимосвязанности и взаимозависимости всех стран. Однако в этот, казалось бы, объективный процесс, обусловленный естественноисторическим развитием мирового сообщества, вторгаются геополитические устремления различных государств, в первую очередь, наиболее развитых, стремящихся загнать протекающие в мире глобализационные процессы в выгодное только им русло. А это ведет, в свою очередь, к попыткам той или иной развитой страны или группы стран навязывать всему остальному миру свои сценарии развития, что часто противоречит национальным традициям и образу жизни тех или иных народов.

Помимо этого, глобализация может вести и ведет к ослаблению суверенитета национальных государств и должна бы вести к ослаблению национального начала в жизни народов. Однако с последним дело обстоит гораздо сложнее: в последние десятилетия мы наблюдаем усиление национального начала и перерастание его местами в агрессивный национализм. А это, на наш взгляд, во многом связано с попытками противостоять негативным сторонам глобализации, как протестное движение против нивелировки национального в жизни многих народов. Поэтому представляется весьма актуальным держать в поле зрения науки вопросы воздействия глобализационных процессов на содержание и характер национальных отношений, а также тесно связанных с ними конфессиональных отношений.

Целью данной статьи является попытка обоснования такого пути развития Узбекистана, который бы позволил бы, воспринимая все то положительное, что дает глобализация, оградить от широкого проникновения и распространения в жизнь народа нашей республики негативных явлений, которые она порождает. Автор также преследует цель кратко проанализировать и

обобщить состояние национальных отношений в республике.

Результаты исследования и их обсуждение.

Говоря о таком явлении в национальных отношениях, как национализм, нужно отметить, что хотя его феномен уходит своими корнями в довольно неблизкое нам прошлое, все же наиболее рельефно национализм проявился в конце ХХ и первые десятилетия века нынешнего. И в своих агрессивных проявлениях он несет угрозу мирной и спокойной жизни людей, порождает насилие и дает жертвы. Как указывает С.Е.Рыбаков: «В целом ряде стран появился и распространился дальше по миру характерный для второй половины ХХ столетия, и по-видимому, он будет сопровождать нас и в XXI веке - феномен агрессивной политизированной этничности» [ 1]

В его же работе приводятся данные о числе погибших в некоторых из этнических войн: Турецкий Курдистан-свыше 26 тысяч человек, Шри-Ланка-более 35 тысяч, Сьерра-Леоне-около 100 тысяч, Филиппины- свыше 120 тысяч, Либерии-более 150 тысяч, Боснии и Герцеговины-более 200 тысяч, Сомали-более 350 тысяч, Ангола-свыше 500 тысяч, Судан-более 1 миллиона, Афганистан-свыше 1 миллиона человек». [ 2]

Не вдаваясь в глубинный анализ причин распространения агрессивного национализма (это сам по себе сложный вопрос, который мог бы явиться темой отдельного исследования), лишь подчеркнем, что одной из них явилась глобализация, создавшая угрозу ослабления национального начала.

Как в этих условиях развиваться Узбекистану? Широко открыться всем ветрам глобализации без анализа ее позитивных и негативных сторон? Или замкнуться в скорлупе национальной жизни, отгородившись от всего мира из-за страха утраты национальной идентичности?

Представляется, что и первый, и второй путь был бы глубоко ошибочным:

Если первый путь повел бы к ограничению национального суверенитета, широкому проникновению в экономическую жизнь республики транс-национальных корпораций, а в последующем и превращению ее в сырьевой придаток последних; вхождению в нашу жизнь чуждых менталитету нашего народа таких западных «ценностей» как однополые браки, абсолютизация индивидуализма и др, то второй путь означал бы замыкание жизни народа нашей страны в скорлупу национальной ограниченности и формирование закрытого от внешних влияний общества, что пагубно сказалось бы на развитии Узбекистана в современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире.

Единственно правильным, как нам представляется, будет такой путь развития нашего государства, который бы отражал как объективные закономерности мирового развития, так и внутренние особенности Узбекистана. А отсюда следует, что страна должна быть открыта для всего позитивного, что несет в себе современная

глобализация: передовым технологиям, новшествам науки и гуманистической культуры; в то же время нельзя допускать в нашу жизнь вредоносные идеи и явления - будь то корыстные действия ТНК, преследующих лишь свою выгоду или отрицание традиционных национальных ценностей, являющихся скрепами нашего общества.

Что касается учета внутренних особенностей нашей республики, то дальнейшее ее развитие, безусловно, предполагает не только укрепление национальной независимости, но и тесное сотрудничество с мировым сообществом; недопущение ограждения страны от общемировых процессов и превращения ее в националистическое государство, проведение грамотной, научно выверенной национальной политики,

учитывающей не только интересы государствообразующего этноса, но и интересы других этнонациональных групп, проживающих в Узбекистане, поскольку наша страна многонациональная. В этом плане можно сказать, что толерантность в национальных отношениях широко распространена. В республике проживают представители почти 130 национальностей. Правительство прилагает немалые усилия для сохранения и развития национальных традиций, создает условия для развития языков и культур, проживающих в нашей стране национальных групп и нацменьшинств. Ярким примером реализации такой политики стало создание в 1992 году Республиканского Интернационального

Культурного Центра(РИКЦ), главной задачей которого является поддержка общественных инициатив, направленных на утверждение в жизни общества принципов толерантности, развитие культуры межнациональных отношений. Сегодня он координирует деятельность и оказывает организационную и методическую помощь всем национальным культурным центрам, а их в стране насчитывается около 150, причем статус республиканских имеют 13 центров, имеющих свои представительства в регионах. Национально-культурные центры призваны осуществлять такие мероприятия как национальные праздники, фестивали, музыкально-поэтические вечера и др.

В пространстве СМИ помимо газет на государственном языке широко представлена и пресса на языках разных национальных групп проживающих в Узбекистане: издаются газеты «Нурлы-жоол»(на казахском языке), «Овози тожик»(на таджикском языке), «Еркин Каракалпакстан»(на каракалпакском языке), «Правда Востока»(на русском языке), «Шофар»(на языке бухарских евреев), «Луйс»(на армянском языке) и т.п. [3]

В нашей стране сохраняется национальное равноправие и в системе образования. Помимо школ на государственном языке функционируют и школы с русским языком обучения, а также школы на языках национальных групп в местах их компактного проживания: в целом же система образования действует на семи языках.

Телерадиокомпании и радиостудии ведут передачи на различных языках; то есть Узбекистан, несмотря на имевший в последние 20-25 лет отток русскоязычного населения, продолжает оставаться многонациональным государством, где живут и трудятся люди различных национальностей и государственная политика это учитывает.

Однако относительно благополучная ситуация в межнациональных отношениях в нашей республике не должна вести к самоуспокоенности и безразличию к этой сложной и деликатной сфере общественной жизни. Надо отслеживать происходящие в ней процессы во взаимосвязи с религиозной обстановкой в республике, так как показывает исторический опыт и реалии современного мира - национализм часто переплетается с религиозным экстремизмом. В возникновении угрозы распространения религиозно-экстремистских идей могут сыграть свою роль как неблагоприятные внешние факторы, так и особенности ситуации, складывающейся внутри страны. Так, рыночная экономика, порождая определенное неравенство, связанное с имущественным расслоением создает порой лазейки для принятия частью общества, которая испытывает гораздо большие трудности жизни, чем более обеспеченная его часть идей радикального исламизма (например, призывы вернуться ко временам четырех праведных халифов и тогда восторжествует равенство и справедливость и др.). Однако зададимся вопросом: насколько реальна угроза распространения идей радикального исламизма в Узбекистане? Думается, что ее не следует преувеличивать, но и не следует приуменьшать. Попытаемся развить эти два тезиса. Угрозу распространения идей радикального исламизма в нашей стране не следует преувеличивать, так как, во-первых, Узбекистан-светское государство, в котором на страже прав и свобод людей стоит Конституция с ее принципами свободы совести; во-вторых, все годы независимости государство вело и ведет выдержанную и последовательную борьбу с проявлениями религиозного экстремизма; в-третьих, значительная часть населения республики секулялизирована, то есть в его образе жизни сочетаются как мусульманские, так и европейские или общечеловеческие ценности, и вернуть его в какой-то чисто «исламский мир», где бы вору отрубали руку, а мужчину, заговорившего на улице с незнакомой женщиной, сажали в тюрьму, крайне трудно или даже невозможно, если только к нему не будет применено тотальное насилие, что, в свою очередь, возможно лишь в случае, если к власти прорвутся религиозные фанатики. Однако на эту угрозу не следует и закрывать глаза. Это объясняется тем, что после крушения Союза ССР определенное время существовал духовный вакуум, в который часто под видом религии устремлялись идеи религиозного экстремизма и ваххабизма, и ими оказалась заражена часть местной молодежи. Хотя за истекший период времени проведена большая работа по разъяснению

реакционной сущности религиозного экстремизма и его влияние сильно ослаблено, нельзя, думается, считать, что оно полностью искоренено. Не следует также забывать, что несмотря на проживание узбекского народа более семидесяти лет в рамках Союза ССР с его атеистической идеологией, коренное население в подавляющем большинстве сохранило приверженность мусульманским традициям и обычаям. В условиях же, когда уже нет атеистического прессинга и многие тысячи людей свободно отправляют религиозные обряды, возникает опасность распространения религиозно-экстремистских идей под видом «чистой религиозности», этот фактор становится еще более важным, если учесть то обстоятельство, что значительная часть людей весьма туманно и запутанно представляет себе различия между истинным исламом и радикальным исламизмом.

Отсюда проистекает важность отслеживания процессов, происходящих в сфере национальных и межконфессиональных отношений, своевременное выявление каких-то негативных факторов и их блокирование, а если возникнет необходимость и пресечение. Вместе с тем, необходимо всемерно укреплять и развивать то позитивное, что было и есть в национальных отношениях: поддерживать деятельность РИКЦ, национальных культурных центров, их взаимодействие, учитывать и использовать как исторический, так и международный опыт в разрешении межнациональных и конфессиональных проблем.

Выводы. Глобализационные процессы могут воздействовать на сферу межнациональных и конфессиональных отношений. Проблемы религиозного экстремизма и терроризма, а также национальный вопрос, особенно рельефно давшие о себе знать на рубеже ХХ и XXI веков, требуют к себе пристального внимания и отслеживания всех процессов. происходящих в сферах межнациональных и межконфессиональных отношений.

Идеологии, как религиозного экстремизма, так и радикального национализма следует отнести к разряду человеконенавистнических идеологий и вести с ними последовательную и принципиальную борьбу, которая должна вбирать в себя, как пресечение силовыми методами проявления вышеуказанных явлений в случаях создания религиозными фанатиками или радикал-националистами реальной угрозы стабильности общества и жизни людей, так и проведение широкой разъяснительной работы в обществе, формирующей у людей правильные представления о несовместимости подлинного ислама с идеями, которые проповедуют религиозные фанатики. Необходимо также укреплять устои светской государственности и с этой целью проводить политику, которая бы способствовала вхождению в нашу жизнь всего позитивного, что несет в себе глобализация и в то же время не допускала распространения вредоносных идей и явлений, содержащихся в современных глобализационных процессах.

Список литературы: 3. Алиева В.Р., Назаров Р.Р., Юнусова Д.М.

1. Рыбаков С.Е. Анатомия этнической СМИ на языках этнических меньшинств (на деструктивности. - Бюллетень Московского примере Узбекистана) // Конгресс этнографов и Университета. № 3. М. 2011. C.22-23/ Ribakov S.E. антропологов России. Доклады и выступления. Anatomy of etnic distractions. - Bulletin of Moscov Саранск: РАН, 2007. // Alieva V.R., Nazarov R.R., University. № 3. М.2011/. Yunusova D.M. Mass media at the languages of ethnic

2. Рыбаков С.Е. Указ. Соч. С.23. /Ribacov S.E. minority. Reports and speeches. Saransk: RAS, 2007. The specified composition. - P.23/.

REMARKABLE EPISODES FROM THE STUDY OF THE MANUSCRIPTS OF KARATAK, GETASHEN, SHUSHI OF ARTSAKH ACCORDING TO THE "ARDZAGANK" PERIODICAL

Marine G. Harutyunyan,

Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher, Institute of History of NAS RA

ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЭПИЗОДЫ ИЗ ИЗУЧЕНИЯ РУКОПИСЕЙ КАРАТАКА, ГЕТАШЕНА, ШУШИ АРЦАХА ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА "АРДЗАГАНК"

Марине Георгиевна Арутюнян

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории НАН РА DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2022.1.80.606

ANNOTATION

Thus, we have presented remarkable episodes from the study of the manuscripts of Karatak, Getashen, Shushi of Artsakh based on the valuable information contained in the pages of the "Ardzagank" periodical in the article.

The main purpose of the article is to present the coverage of the study of the manuscripts written in the above-mentioned writing centers of Artsakh according to one of the Eastern Armenian periodicals, from the point of view of "Ardzagank".

Introducing the study of the above-mentioned manuscripts based on the materials published in the pages of "Ardzagank" periodical, we emphasize that the study of those manuscripts of the periodical was covered in a general format. Memoirs of writers, some episodes of miniatures were mainly presented. There is no complete description of these manuscripts, that is, detailed information about the contents, volume, lines, cover, illustrations, decoration, condition of the manuscripts, and sometimes - the customer, the recipient.

Nevertheless, we attach great importance to the valuable information contained in the relevant sections of the periodical, which testifies to the existence of Artsakh's manuscript heritage.

АННОТАЦИЯ

Таким образом, в статье мы представили замечательные эпизоды из изучения рукописей Каратака, Геташена, Шуши Арцаха на основе ценных сведений, содержащихся на страницах журнала «Ардзаганк».

Основная цель статьи - представить освещение изучения рукописей, написанных в вышеупомянутых центрах письменности Арцаха по данным одного из восточноармянских периодических изданий, с точки зрения «Ардзаганк».

Представляя изучение вышеназванных рукописей по материалам, опубликованным на страницах журнала «Ардзаганк», подчеркнем, что изучение этих рукописей журнала проходило в общем формате. В основном были представлены воспоминания писателей, отдельные эпизоды миниатюр. Отсутствует полное описание этих рукописей, то есть подробные сведения о содержании, объеме, строках, обложке, иллюстрациях, оформлении, состоянии рукописи, а иногда - заказчике, получателе.

Тем не менее, мы придаем большое значение содержащейся в соответствующих разделах периодического издания ценной информации, свидетельствующей о существовании рукописного наследия Арцаха.

Keywords: Getashen, Karatak, Dadivank, the Monastery of Yeghishe Arakyal, Matenadaran, manuscript, the Monastery of St. Hakob, Gospel, miniature, ornament.

Ключевые слова: Геташен, Каратак, Дадиванк, монастырь Егише Аракял, Матенадаран, рукопись, св. Монастырь Акоп, Евангелие, миниатюра, орнамент.

INTRODUCTION centers of Artsakh according to one of the Eastern

We have presented remarkable episodes from the Armenian periodicals, from the point of view of

study of the manuscripts of Karatak, Getashen, Shushi "Ardzagank". The aim is also to make comparative

of Artsakh in the article based on the valuable analyzes, that is, to compare the study of the

information contained in the pages of "Ardzagank" corresponding manuscripts presented in the

periodical. The main purpose of the study of this ''Ardzagank'' periodical with the manuscripts of the

material is to present the coverage of the study of the Matenadaran of Mesrop Mashtots and the Mother See manuscripts written in the above-mentioned writing of Holy Etchmiadzin, to make general conclusions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.