Научная статья на тему 'Мотивы трудовой миграции в республике Арцах'

Мотивы трудовой миграции в республике Арцах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
118
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ЭМИГРАЦИЯ / EMIGRATION / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / DEMOGRAPHIC SITUATION / ПРИЧИНЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ / ПОСЛЕДСТВИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ / CONSEQUENCES OF LABOR MIGRATION / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ / STATE REGULATION OF MIGRATION / MIGRATION OF POPULATION / REASONS FOR LABOR MIGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арутюнян Лусине Юриковна

Миграция населения является результатом дисбаланса между экономическим развитием страны и демографического роста. В зависимости от ее масштабов и причин, миграция может представлять собой серьезную угрозу национальной безопасности страны. Желание найти работу и средства являются основными мотивами, что облегчает передвижение людей между странами. В статье рассматриваются основные причины миграции, социально-экономические последствия, особенности миграционной политики в республике Арцах, а также законадательная база регулирования миграции. Проведен факторный анализ, на базе которого построена эконометрическая модель миграционных потоков из республики Арцах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивы трудовой миграции в республике Арцах»

МОТИВЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ АРЦАХ Арутюнян Л.Ю. Email: Harutyunyan646@scientifictext.ru

Арутюнян Лусине Юриковна - преподаватель, кафедра экономики и управления, Шушинский технологический университет, г. Шуши, Республика Арцах

Аннотация: миграция населения является результатом дисбаланса между экономическим развитием страны и демографического роста. В зависимости от ее масштабов и причин, миграция может представлять собой серьезную угрозу национальной безопасности страны. Желание найти работу и средства являются основными мотивами, что облегчает передвижение людей между странами. В статье рассматриваются основные причины миграции, социально-экономические последствия, особенности миграционной политики в республике Арцах, а также законадательная база регулирования миграции. Проведен факторный анализ, на базе которого построена эконометрическая модель миграционных потоков из республики Арцах. Ключевые слова: трудовая миграция, эмиграция, демографическая ситуация, причины трудовой миграции, последствия трудовой миграции, государственное регулирование миграции.

THE CAUSES OF LABOR MIGRATION IN ARTSAKH REPUBLIC

Harutyunyan L.Yu.

Harutyunyan Lusine Yurikovna- Teacher, CHAIR OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, SHUSHI UNIVERSITY OF TECHNOLOGY, SHUSHI, REPUBLIC OF ARTSAKH

Abstract: migration of population is the result of imbalances between the country's economic development and demographic growth. Depending on its size and the reasons, migration can represent a serious threat to national security. The desire to find work and means are the main motives, which facilitates the movement of people between countries.The article observed the main causes of migration, socio-economic consequences, the features of migration policy in Artsakh Republic, as well as the legislative base of regulation of migration. Conducted a factor analisis, based on which wаs built a econometric model of migration flows from Artsakh Republic.

Keywords: migration of population, emigration, demographic situation, reasons for labor migration, consequences of labor migration, state regula-tion of migration.

УДК: 331.556

Миграция населения - сложное социальное явление, которое тесно связано с распределением производительных сил из одной страны в другую и обусловлено различными мотивами. Они могут быть как экономическими, так и социальными, политическими и правовыми. Однако основной причиной миграционных потоков был и остается экономический фактор - экономические кризисы, радикальные структурные реформы экономики. Исследования показали, что миграция достигает больших размеров, когда одновременно активируются политические и экономические факторы, создавая демографическое и социально-экономическое напряжение, в результате чего нарушется баланс спроса и предложения трудовых ресурсов, что приводит к сокращению занятости и к росту безработицы.

Экономика Республики Арцах (Нагорно-Карабахская Республика) также сталкивается с миграционной проблемой, что негативно сказыва-ется на социально-экономической и демографической ситуации, «на половозрастной структуре населения, удельном весе детей и пожилых (пенсионеров), средней величине семьи,

соотношении численности городского и сельского населения, дифференциации населения [1. с.12]», а также на национальной безопасности.

Сегодня внешняя миграция квалифицируется как самая неотложная и болезненная социально-демографическая проблема в Арцахе. Более того, подавляющее большинство потоков внешней миграции приходится на трудовых мигрантов, что сказывается на экономических, демографических и социально-культурных аспектах жизни страны, включая сельское население.

Как показывают результаты исследования, война в Карабахе (1988-1994гг.) стала основой первого потока миграции в Арцахе. «Во второй половине 1990-х и последующих годах борьба с безработицей и создание новых рабочих мест была серьезной проблемой в республике. Большинство бойцов войны остались без работы. Сотни семей покинули свои дома и прибыли в Армению, Россию, Украину, Беларусь и другие страны »[2. с. 257].

Понятно, что после окончания войны экономика страны была полностью разрушена, и миграция была неизбежной.

Сегодня, как никогда, в контексте обсуждения причин трудовой миграции приоритетом является отсутствие рабочих мест.

К причинам миграции рабочей силы относятся также отсутствие перспектив развития на родине, барьеры для бизнеса, нежелательная морально-психологическая атмосфера, нестабильная геополитическая ситуация, наличие военной опасности в приграничных регионах.

Ускорение темпов экономического роста, сокращение безработицы, повышение заработной платы, преодоление бедности могут предотвра-тить миграцую из страны. Следовательно, для выявления факторов, вызывающих миграцию в Арцахской Республике, на основе таблицы 1, мы разработали многофакторную эконометрическую модель и попытались установить взаимосвязь между результативным признаком У, отражающим сальдо миграции и множеством факторных величин:

Х1- уровень безработицы, Х2- среднемесячная номинальная зарплата, Х3 -денежные доходы на душу населения, Х4 -ВВП на душу населения.

Таблица 1. Сальдо миграции, уровень безработицы, среднемесячная номинальная заработная плата, денежные доходы на душу населения и ВВП на душу населения в 2010-2016 гг.

Годы Сальдо миграции (+,-) У Уровень безработицы, % X! Среднемесячная номинальная заработная плата, тыс. драм Х2 Денежные доходы на душу населения, тыс. драм Хз ВВП на душу населения, тыс. драм Х4

2010 565 5.6 92,7 674,8 823.2

2011 446 5.2 98,5 780,5 936.1

2012 333 4.6 102,8 853,6 1023.0

2013 312 4.0 111,6 921,4 1137.9

2014 368 13.3 134,3 1013,4 1268.1

2015 291 11.5 151,1 1076,2 1443.8

2016 -290 15.8 152,7 1109,3 1577.3

Данные, представленные в таблице 1, показывают, что все факторы имели тенденцию роста в указанный период. Чтобы определить влияние этих показателей

на сальдо миграции, мы провели множественный регрессионный анализ, в результате чего получили следующую эконометрическую модель:

У= 776,8805+8,3499 X! +13,4459 Х2+1,2646 Х3 - 2.8884 Х4 Коэффициент детерминации Я2 равняется 0,86 при выбранных факторах. Это означает, что отобранные факторы (Х1, Х2, Х3, Х4) на 86% объясняют дисперсию зависимой переменной (У).

В уравнении регрессии коэффициент а1 = 8,3499 указывает, что уве-личение уровня безработицы на 1 процентный пункт приводит к увели-чению миграционного сальдо около 8 человек, в случае фиксированных значений других факторов. Параметры а2 = 13, 4459 и а3 = 1, 2666 означают, что при увеличении среднемесячной номинальной заработной платы и денежных доходов на душу населения на 10 000 драмов, и при фиксированных значениях других факторов, сальдо миграции увеличится соответственно на 134 и 12 человек.

Следует отметить, что повышение уровня жизни населения, выраженное в доходах на душу населения и ВВП, должно сократить эмиграцию. По результатам анализа, в случае увеличения ВВП на душу населения в Республике Арцах на 100 тыс. драмов в исследуемом периоде, сальдо миграции снизится на 289 человек (а4 = -2,8884), а положительная зависимость миграционного сальдо к денежным доходам на душу населения можно объяснить тем, что миграция оказывает существенное влияние на экономическое развитие, а трансферты являются основной частью управляемых доходов домохозяйств, что увеличивает уровень спроса. Большинство домохозяйств считают миграцию дополнительным источником дохода, а с увеличением доходов число мигрантов тоже увеличивается. Поэтому рост денежных доходов, обусловленный ростом миграции, не оказывает на него негативного влияния.

Из четырех факторов, включенных в модель, на сальдо миграции больше всего влияют среднемесячная номинальная заработная плата и уровень безработицы. Они имеют как экономическое, так и социальное и морально-психологическое влияние. Это означает, что стремление человека заботится о своих собственных потребностях и потребностях своей семьи, возможность самореализации и самосовершенствования, желание жить благополучной жизнью являются главными мотивами мигрантов.

Таблица 2. Характеристика связи выбранных факторов с сальдо миграции

Коэффициент эластичности Эx Коэффициент корреляции гух Коэффициент детерминации Rx2

По уровню безработицы 0.25 -0,69 0,48

ПО среднемесячной номинальной заработной плате 5.76 -0,68 0,46

По доходу на душу населения 4.02 -0,75 0,56

По ВВП на душу населения -11.71 -0,82 0,67

Коэффициент эластичности показывает, что:

- при росте на 1% уровня безработицы, при прочих равных условиях увеличевается миграционное сальдо на 0,25%,

-увеличение уровня среднемесячной заработной платы на 1% увеличивает миграционное сальдо на 5,76%,

-при росте на 1% денежного дохода на душу населения, при прочих равных условиях повышается сальдо миграции на 4,02%,

-рост ВВП на душу населения на 1 процентный пункт снижает миграционное сальдо на 11,7%.

В представленной модели увеличение ВВП на душу населения на 1% приведет к сокращению миграции на 12% (2,8 человек).

Интенсификация процессов трудовой миграции за рубеж обусловлено тем, что в Республике Арцах нет закона о регулировании миграции и единого органа по управлению миграционной политикой. Эти работы выполняют ряд органов государственных администраций: Министерство труда и социальных дел, Министерство иностранных дел, Служба национальной безопасности при правительстве НКР, Департамент паспортов и виз НКР. Поэтому необходимо принять закон о внешней миграции или создать орган государственного управления, который будет отвечать за принятие закона и осуществление миграционной политики. Предотвращение негативного воздействия миграционных процессов на социально-экономическое, политическое, духовное и культурное развитие Арцаха, а также осуществление прав групп и отдельных лиц, вовлеченных в миграционные потоки, создает необходимость разработки совместной программы государственного регулирования миграционных процессов, принятия новых подходов, законодательной базы для эффективного функционирования системы, а также совершенствование институциональных и управленческих механизмов.

Эффективное управление трудовой миграцией позволит использовать весь потенциал для развития страны, увеличить финансовые потоки, увеличить число предпринимателей, повысить конкурентоспособность продукции, которая экспортируется из страны, внедрять новые технологии, а также смягчать напряженность на рынке труда и отток квалифицированной рабочей силы.[3. с. 221]

Список литературы /References

1. Агаджанян Г.С. Социально-экономические последствия миграции в республике Армения, Ер. Банбер, ЕГУ, 2005, N 2, с. 12 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ysu.am/files/01G_Aghajanyan.pdf/ (дата обращения: 15.06.2018). На армянском.

2. Абраамян Г.Б. Вопросы социальной защищенности населения в Арцахе (20002006гг.) с. 257. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lraber.asj-oa.am/649/1/2010-1-2_256_.pdf/ (дата обращения: 07.07.2018). На армянском.

3. Акопян Л.Л. Экономока аграрного труда Республики Армения, Монография, Ереван, Лимуш, 2014, с. 221. На армянском.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.