УДК 323.1:2 ББК 66.5:86.2
ЭТНИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Поташинская Наталия Николаевна,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН (г. Москва)
Аннотация. В статье рассматривается соотношение национального вопроса с религиозностью, а также с религиями и Церквами в процессе урегулирования этнических, национальных и конфессиональных конфликтов. Просматриваются современные изменения этнического и религиозного состояния различных государств и возможные причины возникновения там конфликтных ситуаций. Автор попытался предложить некоторые способы преодоления такого рода противостояний и потенциальные возможности достигнуть успеха в насущно необходимой борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Ключевые слова: национальный вопрос, христианство, православие, католицизм, протестантизм, иудаизм, ислам, буддизм, атеизм, экуменизм, инкультурация, Хантингтон, толерантность, исламизм, терроризм, экстремизм, конфликтология, социология.
Potashinskaja N.N.,
candidate of historical sciences,
Institute of sociology of Russian Academy of sciences (Moscow)
ETHNICAL AND RELIGIOUS CONFLICTS
Abstract. The article is examined the correlations of national question with the religiosity, religions and Churches in the matter to regulate the ethnic, national and confessional conflicts; observed modern changes of the ethnic and confessional situation in different states and possible causes for beginning the conflicts there. Author make an attempt to offer some line of the ways for to get over this confrontations ad reach the success in the fight with the terrorism and extremism.
Key words: National question, Christianity, Orthodoxy, Catholicism, Protestantism, Judaism, Islam, Buddism, Ecumenism, Atheism, Inculturation, Tolerancy, Islamism, Terrorism, Extremism, Sociology.
Население Земли отличается значительным разнообразием: сотни достаточно крупных этносов и тысячи относительно небольших и малых этнических групп живут в многочисленных государствах и населенных пунктах, говорят на большом числе языков и отличаются географическими, историческими и социальными традициями, культурой и образом жизни.
Этническая и конфессиональная идентичность людей связаны с осознанием ими общей принадлежности к той или иной территории, вероисповеданию и (в меньшин-
146 ~к
стве случаев) к атеизму или безразличию по отношению к религии. Идентичности нередко накладываются друг на друга, усиливаясь в каждом отдельном индивидууме и придавая ему ощущение своей самобытности. Осознание связи национальной принадлежности с принадлежностью религиозной побуждает людей рассматривать Церковь в качестве опоры и гаранта сохранения своей национальной идентичности.
Ни в одной стране мира нет ни этнической, ни конфессиональной однородности; в немногих из них религия
ограничена рамками одного государства и одной культурной традиции. Среди последних: Индия с индуизмом и сикхизмом, Япония с синтоизмом (синто), Китай с даосизмом (дао), конфуцианством и атеизмом как «светской (секуляр-ной) религией», которая характерна также для Северной Кореи и Вьетнама.
В государстве Израиль господствующей религией является иудаизм, однако там и среди населения одной нации (евреев) наблюдается определенный антагонизм: коренных жителей (сабра) и иммигрантов (олим), причем между последними также различают выходцев из Европы (ашкенази) и с Востока (сефард). В этой стране имеются и национальные меньшинства с собственными религиями: арабы, армяне и некоторые другие народы. Израильское гражданство получают по преимуществу люди, которые исповедуют иудаизм или родились от матери-еврейки. Официально запрещены браки евреев с неевреями и затруднены бракосочетания адептов разных направлений иудаизма [1].
Конфессиональное образование, практика и взаимосвязь национального и религиозного факторов начинаются и закрепляются в семье. Религиозная семья - своеобразная «домашняя Церковь», которая связана с конфессиональной общиной и является важным участником внедрения религии в общественную жизнь. Борьба против смешанных браков, особенно характерная для мусульман, представляется формой этнической самозащиты, борьбой с ассимиляцией.
Религиозные меньшинства, представляющие самые разные конфессии и неверующих, имеются во всех странах.
В Азии и Африке сохранились этнические религии, основанные на примитивном анимизме.
В мире растет число безразличных к религии. В частности, в традиционно католических Польше, Венгрии и Чехии их соответственно 11%, 18% и 76%, а в считающихся православными - России и Украине - 53,8% и 22 %.
Сегодня во всех регионах Земли продолжают распространяться рыночная экономика, современные технологии и массовая культура потребления, основанная на этических правилах и критериях рентабельности. Унифицируются продукты питания, одежда, образ жизни, особенно досуг: все шире распространяется мода на гамбургеры и чизбургеры Макдональдса, кока- и пепсико-лу, футболки, джинсы, кроссовки, рок-музыку, замену бумажных книг электронными выжимками, видео- и кинофильмами; молодежь все чаще общается на англизированном жаргоне. Плохо понятое единообразие приводит к возникновению стандартизированного идеала за счет потери социальных ценностей местных культур, их семейных традиций. И тут особое значение приобретают религии и Церкви.
Религии не отличаются монолитностью: для всех них характерны внутренний плюрализм, различие направлений, конкурирующие течения и толки; во многих странах конфессиональная принадлежность титульного этноса отличается от принадлежности этнических меньшинств.
Понятие национального и религиозного меньшинства восходит к XVII веку, когда в Европе были приняты международные договоры о защите естественного права различных религиозных течений и общин говорить на родном языке и исповедовать собственную религию. В 2012 г. исполнилось двадцать лет со дня принятия ООН Деклара-
ции о правах национальных, этнических, религиозных и лингвистических меньшинств.
Научный атеизм, несмотря на провозглашение им уважения религиозных убеждений, объявлял религию несостоятельным предрассудком и практически отождествлял ее с национализмом. Идеалом представлялись подрыв религиозных корней и полное освобождение всего национального от какого-либо конфессионального влияния, которое трактовали как препятствие в деле укрепления и развития братской дружбы советских народов. Отмирание религиозности представлялось необходимым и неизбежным фактором развития и расцвета наций. Очевидно, что такой подход был крайне несправедливым и нарушал права человека на удовлетворение его духовных потребностей.
Христианство, опираясь на библейский постулат о равенстве людей перед Господом в связи с созданием их по Его образу и подобию (Быт 1, 27), «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колос 3, 11), почитает каждого человека как личность, идущую сразу после Господа Бога.
В исламе на первое место ставятся не права, а обязанности человека по отношению к Аллаху, и решающим фактором считается вера.
Буддизм не имеет национальных приоритетов; в его религиозной системе главное место занимает непрерывное перерождение человека, создающего активную карму [2].
Каждая религия стремится увеличивать число своих сторонников, и это понятно: человек, который поверил в истину, обычно жаждет поделиться этой истиной с другими людьми, обратить их в собственную веру.
Для увеличения числа своих адептов конфессиональные миссионеры давно и довольно успешно практикуют бережное отношение к национальным традициям. На деле происходит взаимодействие, взаимное влияние и проникновение религиозного в национальное, народа и нации в конфессию: религия вплетается в национальное самосознание народов, влияя на развитие их культуры, быта, традиций. В свою очередь национальная принадлежность людей, исповедующих ту или иную конфессию, оказывает определенное влияние на конфессиональные культуру и традиции. При этом специфика и неповторимость определяются конкретными особенностями географической среды, а также социально-экономической и политической истории.
В наши дни особенно активизировалась миссионерская деятельность, и католицизм постоянно говорит о необходимости христианизации, евангелизации и новой еван-гелизации, а ислам - об исламизации и реисламизации.
Мировые религии: христианство, ислам и буддизм -стремятся включиться в образ жизни верующих, подчинить определенным моделям поведения местные традиции, культуру и общественные отношения. Блаженный Иоанн Павел II (Кароль Войтыла, 1978-2005) ввел термин «инкультурация», который подразумевает учет специфики местных культуры, опыта, знаний.
Католические миссионеры имеют большой опыт приноравливания к национальным условиям жизни, изучения местных языков, культур, традиций, а также придания последним нового толкования, сближающегося с традиционным вероучением.
147
Претерпевают изменения и мусульманские традиции: в результате приспособления к сложившимся на местах культуре и общественным отношениям выделяются новые разновидности ислама - «индийский ислам» не совпадает с каноническим образцом; мусульмане Северной Африки отличаются от ближневосточных; в Азербайджане последователи ислама проявляют себя иначе, чем их единоверцы в Узбекистане, Татарстане или на Северном Кавказе; в Западной Европе, особенно в Швейцарии и Австрии, говорят об евроисламе. При этом подразумеваются сочетание мусульманских принципов с принятыми на Западе подчинением законодательной власти, а также соблюдение индивидуального равенства и прав человека, включая отношение к женщине. Сами мусульмане отрицают различия ислама в зависимости от географического расположения.
Приспособление к местным культурам характерно и для других религий [3].
Религии и Церкви остаются значительным фактором современной общественно-политической жизни. По данным социологического опроса, проведенного в двадцати странах Евросоюза в 2003 г., на вопрос о том, является ли религия важной составляющей частью их жизни, утвердительно ответили 74% греков, 57% поляков, 13% норвежцев, 12% шведов и 11% чехов. Однако при этом выявилось, что зачастую основные религиозные требования игнорируются. Так не реже раза в неделю богослужения посещают 60 % ирландцев и 8% чехов.
Проводившийся в апреле 2012 г. опрос российского фонда «Общественное мнение» свидетельствует о том, что 73% жителей России считают положительной роль Русской Православной Церкви (РПЦ) в общественной жизни своей страны. С ними не согласны всего 2% опрошенных. 64% россиян доверяют РПЦ, 56% - Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу (Владимиру Михайловичу Гундяеву, 2009). Не доверяют Церкви и Святейшему Патриарху Кириллу 8%, еще 14% отчасти не доверяют, остальные затруднились с ответом [4].
Определенное значение приобретает язык мировых религий, причем, как правило, их «язык Бога» чужд национальным сообществам. В христианстве он у православия церковнославянский, в католицизме - латынь, а в исламе - арабский, естественно, собственный исключительно для арабоязычных народов. Поэтому в наше время становится правилом использование национальных языков уже не только в проповедях, но и в богослужении. Все чаще издаются и переиздаются национальные переводы Библии, Евангелия, Корана. В частности, относительно недавно появились сделанные компетентными протестантскими священнослужителями или под их редакцией переводы на современный русский язык Евангелия и Библии; на средства, поступившие из Саудовской Аравии и от проживающих в Германии турок, в 2011 г. было издано 300 тыс. из заказанных 2,5 млн экземпляров Корана, предназначенные для их последующей передачи в каждую немецкую семью.
Приобщение к языку более крупных или развитых национальных общностей благоприятствует ассимиляции и включению в местную общественную жизнь, поэтому панисламисты стараются арабизировать народы Марокко, Нигерии, Сомали и ряда других афро-азиатских стран [5].
Стремясь к самосохранению, многие этносы ориентируются на тесно связанные с религией обычаи и традиции. Одежда и головные уборы, домашняя утварь, еда (ха-ляльная у мусульман или кошерная у иудеев), архитектура (например, деление жилищ на мужскую и женскую половины у мусульман) выделяют как последователей различных религий, так и представителей разных наций. В исламских странах и областях государство требует от населения не подражать немусульманам в одежде, языке, действиях, а воссоздавать общественные отношения, установленные 1,5 тысячи лет назад, во времена первых халифов, и соблюдать законы шариата. Последний представляет комплекс правил поведения от рождения до смерти, основанный на Коране и объясняющий и дополняющий его Сун-
Единственное место России, где официально признан шариатский суд (кадият) - Ингушетия. Этот суд рассматривает по большей части бытовые проблемы: семейные ссоры, расторжение брака, опеку над детьми после развода, раздел имущества, аренду, куплю-продажу, возмещение ущерба от дорожно-транспортных происшествий. При этом 70% обращений решают имамы местных мечетей и только по 30% решение выносит кадият. Советы имамов-знатоков шариата без официального государственного признания, но по аналогичному принципу, действуют в Дагестане, Чечне и Татарстане [6].
Глобализация усилила массовую миграцию; этнические и конфессиональные структуры государств меняются в связи с демографическими составляющими, которые включают миграционные приток и отток населения, значительно отличающегося от титульных этносов, в том числе и более высокой рождаемостью. Генеральный секретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне отмечает, что увеличение иммиграционных потоков из Восточной и Южной Европы, стран Азии и Африки связано с соответствующими социальными и культурными проблемами, к которым следует подходить со всей ответственностью. «Иммиграция приводит к контактам и зачастую к смешению различных этнических и культурных идентичностей, ставя вопрос об управлении обществом, в котором множество различных культур», - отмечает генеральный секретарь Ватикана.
Соответствующие изменения связаны также с националистическими проявлениями в виде борьбы за «чистоту нации» и «выдавливания» некоренных меньшинств.
История знает дискриминацию и геноцид евреев; принудительную европеизацию (вестернизацию) и американизацию восточных культур; русификацию народов Поволжья и Крайнего Севера; депортации и ссылки в Среднюю Азию и Казахстан немцев и кавказцев, старообрядцев, католиков, православных, мусульман. В последнее время усиливается процесс этнизации религии, размежевание и группировка по конфессиональным и изгнание по иноэтническим и иноконфессиональным признакам.
Многие исследователи полагают, что в Центральной Азии сформировались явно или скрыто этнократические режимы. В Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Туркменистане в постсоветский период значительно сократилась численность исповедующих христианство (русских, украинцев, белорусов, немцев), вынужденных эмигрировать из-
за постоянной дискриминации, и возросло число мусульман, представителей титульного населения.
Десятки тысяч христиан бежали от произвола исламистов из государства Азавад, образованного на северо-востоке Мали, связанными с Аль-Каидой мусульманами-туарегами.
Недавно отделившийся от Судана и объявивший себя независимым исламским государством Южный Судан изгнал своих христиан, не дав им даже забрать имущество.
Православные священники покидают Грецию в связи с значительным сокращением их зарплаты, оплачиваемой государством [7].
Примером религиозной толерантности исследователи считают Японию, где синтоизм и буддизм мирно поделили человека: общинная религия синто ведает рождением и последующим существованием, а семейная - буддизм - регламентирует похороны [8].
Европейское гражданство получают выходцы из стран Азии и Африки, в свою очередь население азиатских и африканских стран пополняется за счет тысяч соседей, бегущих от стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, дискриминации по национальному или религиозному признаку, перенаселения, безработицы, политической, экономической и социальной нестабильности и небезопасности.
Этническое меньшинство претерпевает геттоизацию, ассимиляцию, интервенцию или интеграцию. Компактно поселившись в принявших их странах, эти иммигранты образуют параллельное общество, которое игнорирует местные обычаи и культуру. В Германии турецкие эмигранты на 95% мусульмане. Половина из них считают себя скорее религиозными, 22% - очень религиозными, 24% - скорее нерелигиозными и 4% - совсем не религиозными людьми. Они живут, как правило, в собственном, изолированном от коренного населения (автохтонов) мире, и вступают в брак в Турции.
В свою очередь, многие автохтоны Европы опасаются, что иммигранты-мусульмане не разделят их ценности и традиции: плюрализм, свободу выражения своего мнения, равенство полов, автономию искусства и так далее.
Этнические и национальные взаимоотношения и противостояния осложняются наличием у многих народов таких больших диаспор, как армянская в США, украинская в Канаде, азербайджанская в Иране, таджикская в Афганистане, русские диаспоры в Прибалтике, на Украине, в Татарстане, Азербайджане и Казахстане.
При ассимиляции (так называемом «плавильном котле») происходит размыв культурных особенностей малых народов и уподобление их большинству, как это исторически сложилось в США. При интервенции этнические различия деполитизируются, и, получая двойную идентичность, люди живут в двух мирах, что характерно для многих современных эмигрантов. Первое поколение пыталось включиться в местное сообщество, а последующие (второе, третье и четвертое) поколения не стали своими в среде коренного населения, хотя они родились здесь, не знакомы со странами исхода, хорошо овладели чужим языком, почти или совсем забыв собственный язык, получили тут образование и квалификацию. Им сложно найти работу; в материальном и социальном отношении они живут значительно хуже, чем автохтоны. Наиболее приемлемым вариантом представля-
ется интеграция в страну проживания и установление нормальных отношений с титульным этносом.
В свое время фашистские идеологи, утверждая прямую зависимость религии от расы, пытались германизировать христианство путем «очищения» от иудаизма, путем включения древнегерманского культа Вотана и замены Троицы «триединством крови, веры и государства» или «ярости, воли и посвящения». В период II мировой войны на оккупированных территориях фашистские власти делили здания храмов по расово-национальному признаку (только для немцев, только для поляков и так далее) и запрещали богослужение на национальных языках. На оккупированной части СССР фашисты насильственно подчинили православные приходы митрополиту Берлинскому и Германскому Русской Православной Церкви Заграницей Серафиму (Ляде), поддерживающему оккупантов и коллаборационистов [9].
Русские, украинцы и поляки в религиозном отношении отличались друг от друга тем, что большинство из них исповедовало православие, греко- или римо-католичество. Литовские католики отделяли себя от лютеран немцев и латышей, а также от православных русских и белорусов.
В Румынии более 86% населения - румыны как титульная нация, и национальные меньшинства - венгры, немцы, украинцы, сербы, словенцы, болгары, турки и другие - исповедуют православие; незначительная часть трансильванских румын - римо-католики (главным образом венгры) и греко-католики (по преимуществу немцы). Имеются факты высылки болгар и сербов из соседствующих с Болгарией и Сербией пограничных территорий.
На Балканах в течение прошлого века одной из наиболее острых проблем оставалось положение мусульман и тюркоязычных меньшинств. До сих пор там сохраняются последствия отуречивания и исламизации славянского и греческого населения: в свое время ислам добровольно или принудительно приняли болгары и сербы, черкесы и цыгане. Каждое балканское государство, в котором проживают мусульмане, говорящие на турецком или на одном из местных языков, считает этих последователей ислама частью титульной нации, подвергнутой насильственной исламизации, хотя среди них есть турки и потомки татар и половцев. Этническую группу мусульман-помаков, которые говорят на диалекте болгарского языка и относят себя к болгарам, в Болгарии рассматривают как исламизированых болгар, в Греции - потомков ассимилированными турками эллинистических македонцев, а в Турции - ассимилированных турков.
Боснийские мусульмане в большинстве являются этническими турками, и далеко не все из них исповедуют ислам, отсюда в зарубежной прессе появляются фразы о «неверующих мусульманах Боснии, нашедших убежище в вере». Еще в 1961 г. при переписи населения около миллиона жителей тогдашней Югославии в графе национальность записали «Мусульманин» с большой буквы, в отличие от религиозной принадлежности, которую до сих пор обозначают как «мусульманин» с маленькой буквы.
В национальных этнических конфликтах Сербская Православная Церковь выступила в большей степени в качестве национального, а не религиозного института, поддержав военные действия и этнические чистки на территории бывшей Югославии. Эта Церковь предложила сделать православие
государственной религией и на церковных соборах принимать решения, касающиеся судеб государства. Православный сербский Патриарх Павел сетовал: «Нелегко наблюдать за несчастьями, которые хорваты причиняют сербам, а сербы хорватам и мусульманам. К несчастью, на каждой стороне имеются люди, поступающие бесчеловечно».
Почти все балканские государства активно или пассивно стремятся ассимилировать свои национальные меньшинства. Им запрещают печататься на родном языке; закрывают национальные школы; замалчивают историю их предков.
В Индонезии, самой большой исламской стране Земли, проживают около 300 этнических групп, говорящих на 250 языках и диалектах, но там религиозная принадлежность обычно связана с этнической. Ислам исповедует этническое большинство: яванцы, сунданцы, минанчкабау, малайцы, ачехуа; последователи христианства - более малочисленные амбонцы, тоба-батаки, тораджи и часть китайцев; индуисты - балийцы; буддисты и конфуцианцы - часть китайцев; приверженцы анимистических верований - даяки и папуасы.
В этой стране имели место антикитайские погромы, сопровождаемые массовыми беспорядками. Они были связаны не только с тем, что китайцы являются христианами или конфуцианцами, но и в большей степени с социально-экономическими причинами. Из 17 наиболее крупных индонезийских компаний 14 принадлежат китайцам. В ХХ-ХХ1 вв. кровопролитные столкновения этнорелигиозного характера происходят и среди других групп индонезийского населения.
В Таиланде 80% населения составляют тайцы, исповедующие буддизм. В стране более десятка национальных меньшинств. 4,6% населения являются мусульманами; большинство из них - придерживающиеся суннитского толка малайцы, которые решительно возражают против попыток властей подвергнуть их насильственной «таизации» путем навязывания буддизма.
Дискриминируемые индусы из Шри-Ланки, Бангладеш и Бутана в массовом порядке эмигрируют в Индию, где общественное мнение весьма болезненно реагирует на положение своих единоверцев, имеющих ту же национальную принадлежность, что и их титульная нация.
Нередко представители одной этнолингвистической группы представляют различные религиозные течения. В частности, в Иране основная часть населения - арабы, курды, персы и азербайджанцы - исповедуют ислам шиитского толка, но религиозное меньшинство - арабы, курды, персы, азербайджанцы и еще белуджи и туркмены -исповедуют суннитский ислам [10].
Бытует ошибочное мнение о тождественности религии и нации или религии как главном признаке народа и нации, национальной общности и национального единства. При этом делается попытка заменить этническую общину конфессиональной. Изданная в дореволюционной России мусульманская энциклопедия «Ахтари Кабир» отождествляла нацию с религией и шариатом.
В настоящее время, опасаясь национализма, многие реалистично мыслящие священнослужители стараются отделить религию от идеи государства как нации.
Национальные объединения обычно пропагандируют национально-культурные и конфессиональные традиции сво-
их народов. В странах со сложной этнической обстановкой создаются параллельные светские католические организации (по отдельности для детей, женщин, мужчин, представителей каждой профессии), например, валлонские и фламандские в Бельгии, испанские и каталонские в Испании и т.д.
Сегодня церкви, молитвенные дома и мечети становятся не только местом ритуальных молитв и обрядов, но и центром сохранения национальной культуры. При современных дороговизне и массовом понижении уровня жизни слишком многие люди вынуждены ограничивать проведение своего досуга рамками микросоциальной конфессиональной общины. Религиозные общины, наряду с традиционным местом общения с Богом, оказываются и своеобразными «клубами по интересам», предоставляющими радость дружеского общения. Католический приход давно превратился в средоточие социально-культурной деятельности. При католической церкви обычно имеются кино- и спортзал, дискотека и бар. Приходский священник курирует деятельность светских католических организаций, которые объединяют прихожан по возрасту, полу, профессиям и характеризуются индивидуальным подходом. При приходе работают кружки домоводства, подготовки к семейной жизни и так далее.
Активно действуют протестантские социальные организации. Совсем недавно сектанты из дальнего зарубежья пользовались тем, что большинство родителей не в состоянии оплатить кружки или спортивные занятия своих детей, нечасто (или никогда) способны порадовать своих семейных каким-нибудь лакомством. Западные и восточные проповедники сектантского толка (обычно близкие либо к протестантизму, либо к восточным религиям) арендовали в крупных городах России стадионы, клубы, кинотеатры для проведения массовых проповедей с последующей раздачей не только религиозно-пропагандистской литературы, но и булочек, пирожков и конфет.
Такое уже бывало в Южной Италии после II мировой войны: гуманитарную продовольственную помощь США распределяла Католическая Церковь, в результате чего появилось много так называемых «мучных христиан», готовых признать себя католиками ради получения бесплатной муки и другого продовольствия.
В Индонезии в районах с преимущественно мусульманским населением католические и протестантские организации, которые получали значительную зарубежную материальную помощь, открывали школы, больницы и приюты. За посещение своих церковных служб хотя бы раз в неделю они предоставляли льготные кредиты, скот и трактора для обработки крестьянских полей.
Постепенно включаются в социальную работу с населением священнослужители РПЦ, после длительного перерыва в советский период вновь получившие право вести социальную деятельность. По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, РПЦ пока еще не выполняет систематически миссионерские задачи в социальной области, молодежном служении, общественной и информационной деятельности. Святейший Патриарх Кирилл предлагает также уделять особое внимание поддержке традиционной семьи, материнства и ответственного отцовства, создавать школы молодых семей, центры по организации досуга, клубы, кружки для молодежи, подростков и детей.
150
По решению состоявшегося в 2011 г. Архиерейского Собора РПЦ в систему богословского образования будущих священников включена специальная подготовка по работе с различными социальными группами: молодежью, военными, больными, заключенными. РПЦ активно участвует в работе Межрелигиозного совета при Президенте Российской Федерации, рассматривающего общественно значимые проблемы.
Мечети привыкли формировать общественное мнение, давая оценки событиям и поступкам, затрагивающим интересы многих людей. Активизируются мусульманские общественные организации. Исламские благотворительные фонды из Саудовской Аравии, Объединенных Арабских эмиратов и Турции присылали в Россию миссионеров и литературу, впоследствии признанную экстремистской, а также переводили деньги на строительство мечетей.
В бедных мусульманских странах исламские общественные организации создали сеть благотворительных ячеек так называемого «социального ислама», которые предлагают медицинское обслуживание, профессиональное обучение и даже заработок.
Египетская исламистская партия Ан-Нур (Партия света) раздает беднякам продовольствие, выступает за предоставление крестьянам беспроцентных займов и кредитов.
Исламистская шиитская группировка Хизболлах (Хизб Аллах - Партия Аллаха) превратилась в одну из самых влиятельных сил Ливана, фактически контролирующую правительство этой страны. Она отвергает арабско-персидский национализм, противоречия между суннитами и шиитами, Ираном и арабами, Персидским заливом и Средиземноморьем, но поддерживает президента Сирии Башара Асада. В последнее время на Ливан начинает распространяться сирийское протестное движение, которое все больше приобретает религиозный характер, хотя на первом месте там не религиозные расхождения.
На субсидии и дары местных и иностранных спонсоров из Ирана, Афганистана, Пакистана и Судана Хизбол-лах организовал Исламский благотворительный комитет. Последний оказывает финансовую, социальную и медицинскую помощь семьям убитых или раненых «борцов с врагами ислама»; помогает собрать калым для намеревающимся вступить в брак; учредил сеть конфессиональных школ по образцу христианских и оплачивает расходы на обучение; оказывает финансовую поддержку мелкому бизнесу; создал сельские кооперативы, которые дешево продают инсектициды и удобрения; издает периодику; располагает радио- и телевизионными станциями; завел сайт в Интернете [11].
В век глобализации особое значение приобретают система образования и средства массовой информации (СМИ). Поэтому Церкви и связанные с ними организации все в большей степени проникают в государственные системы и развивают собственные, конфессиональные учебные заведения и СМИ.
Каждая религия, с одной стороны, считает себя самой правильной, единственно истинной, претендуя на «вселенский» космополитизм, наднациональность и над-классовость, а с другой, представлена национальными Церквами, которые приспосабливаются к конкретным
местным условиям и вбирают в себя особенности исторических и географических традиций, культуры, быта.
Социальная концепция православия утверждает, что Церковь соединяет в себе вселенское начало с началом национальным (II, 2). Церковный устав РПЦ определяет Церковь как «многонациональную поместную автокефальную, находящуюся в вероучительном единоначалии и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными автокефальными Православными Церквами». РПЦ считает русскими не только этнических русских, но и десятки иных национальностей; ее юрисдикция охватывает канонические территории бывшего СССР (ближнего зарубежья), а также и ряда стран дальнего зарубежья, включая США.
По Корану человечество состоит из правоверных и неверных. Ислам делит Землю на три части: собственную обитель (дар аль-ислам), землю договора, на которой мусульмане пользуются религиозной свободой, но не имеют политической власти (дар аль-сулех) и мир, не исповедующих ислама, он же земля войны (дар аль-харб). Теоретически ожидается, что со временем и дар аль-сулех, и дар аль-харб перейдут в разряд дар аль-ислам.
Всех мусульман, независимо от национальности, места жительства, экономических или других связей, ислам относит к единой всемирной мусульманской нации. Утверждается единство исламской общины (уммы) и ее приоритет над другими группами населения. При этом зло отождествляется с чужаками-иноверцами, которых считают врагами (харби). Однако, с одной стороны, Коран провозглашает близость ислама к иудаизму и христианству: сотворив всех людей, Аллах дал Священные книги не только мусульманам, но и иудеям, и христианам. Однако в Коране можно найти предостережение относительно дружеских отношений с иудеями и христианами, а также призывы к борьбе с неисповедующими ислам.
Мусульмане воспринимают ислам как основу своей жизни. Общность духовной и культурной традиций уммы связана с особой солидарностью, которая основывается не только на общей вере, но и на вытекающих из последней мироощущении и отношении к обществу и отдельным людям, идеям, вещам и природе.
Бывший президент Исламской Республики Иран, политический и духовный мусульманский лидер Сейед Мо-хаммад Хатами разделял ислам на регрессивный, поверхностный и истинный или правильный. Регрессивными мусульманами Хатами считал выступающих против доступа женщин к образованию и работе, а также отрицающих музыку, кино, театр, показ спортивных соревнований. Поверхностными последователями ислама он называл тех из них, кто пытается связать традиционные ритуалы с заимствованными на Западе элементами. Напротив, истинный мусульманин должен, по его мнению, признать достижения западной цивилизации, но, учитывая гегемонистский характер западной политики, экономики и культуры, решать проблемы собственного национального самосознания, устраняя свойственные Западу недостатки и пороки [12].
Многие исследователи справедливо оспаривают известную теорию североамериканского профессора Сэмюэла Хантингтона о неизбежности столкновения христианской и исламской цивилизаций, якобы обусловленного самой их природой. При этом отмечается, что глобализация нивели-
151
рует цивилизационные различия и гомогенизирует все человечество. Очевидно, что мусульманский мир показывает высокую способность проникновения в западную цивилизацию и сопротивление насильственной вестернизации или американизации. Академик РАН Владислав Лекторский считает выражение «диалог цивилизаций» метафорой, так как диалог способны вести не цивилизации, а только конкретные стороны: отдельные индивидуумы, социальные группы или сообщества, правительственные структуры.
Государственный секретарь Ватикана кардинал Тар-чизио Бертоне, отмечая расхождение идей, этических, политических и культурных традиций «весьма различных миров», подчеркивает, что народы объединяют торговля и экономическая деятельность. Он говорит, что, несмотря на несомненную важность финансовых и экономических союзов, недостаточно ограничиваться ими одними. По его мнению, необходимо «более глубокое единство, включающее человека как личность, отличающуюся неотчуждаемыми достоинством, правами и обязанностями, а также трансцендентной честностью».
Там, где веками люди разных национальностей и вероисповеданий жили рядом в мире и согласии, сегодня возрастает экономическая нестабильность, усиливается тенденция к нивелировке образа жизни, тем более, что Запад нередко относится к восточным обществам как к отсталым и архаичным. Возникает желание сохранить свои национальную идентичность и традиции. Национальные и конфессиональные меньшинства начинают бороться за равноправие. В частности, в Пакистане христиане не имеют права занимать высшие государственные посты и работать в официальных учреждениях. В этой стране закон о святотатстве предусматривает смертную казнь или пожизненное тюремное заключение за публичные действия, которые можно счесть оскорблением Пророка Мухаммеда.
Этническая или конфессиональная принадлежность сама по себе не является причиной конфликтов. Однако, сочетаясь с социально-экономическими факторами, такая принадлежность способна усугубить или смягчить конфликтные ситуации и в ответ на несправедливость и насилие приводить к вооруженным столкновениям и даже к терроризму [13].
До сих пор не выработано общепринятое определение терроризма, которое учитывало бы все стороны этого сложного феномена: понятие о нем все еще слишком размыто и неопределенно. Терроризм не имеет четких границ и, приспосабливаясь к местным условиям, находится в постоянной динамике. Считается, что истоки политически мотивированного насилия восходят к действовавшим в России XIX в. не-чаевцам и народовольцам. В конце XX - начале XXI в. терроризм и экстремизм, прозванные «чумой нашего века», все чаще выступают под флагом защиты веры и национальной идентичности и становятся транснациональными. Драматические и трагические события: взрывы в Москве, Лондоне, Мадриде и многих других крупных городах, нападение на башни-близнецы и Пентагон в США - открыли новую, горестную страницу истории человечества.
За 40 лет после обретения независимости в 50 африканских конфликтах погибли более 5 млн человек. Последние десятилетия ознаменовались более 15 тыс. актов международного терроризма в самых разных странах. Наряду
с человеческими жертвами и материальным ущербом, возрастает число беженцев и усиливается опасность экологических катастроф.
Исследователи связывают распространение экстремизма на Северном Кавказе с межэтническими конфликтами: чеченскими войнами, разделившими местное общество на традиционалистов, исламистов и сторонников федерального центра, а также столкновениями осетин и ингушей, осложнением ситуации в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Дагестане. Там движение, изначально основанное на этническом сепаратизме с незначительным присутствием религиозности, преобразовалось в религиозно мотивированное экстремистское течение. Исламские боевики действуют не только в Чеченской республике, но и в Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Печальную известность приобрели их подлые террористические акты в Беслане, Москве и многих других российских городах, повлекшие за собой большое количество жертв.
Терроризм использует или угрожает использовать насилие в идеологии и политике; практикует покушения на убийство и убийства конкретных личностей и людей, случайно попавших не в то место или не в то время; похищения и захват заложников; широкое использование смертников-камикадзе, которым практически невозможно помешать взорвать себя вместе с толпой. Большая часть наиболее опасных террористов, составляющих ничтожное меньшинство мусульманского населения, объявляет себя защитниками ислама, хотя в этой религии, как и в христианстве, и буддизме, убийство считается одним из самых тяжких грехов.
К началу 80-х гг. XX в. не менее 40 террористических групп из Азии, Африки, Северной Америки и Европы прошли подготовку в лагерях Организации освобождения Палестины в Иордании, Ливане, Иемене и других странах [14].
Терроризм и экстремизм обычно отождествляют с радикальным политизированным исламом, который зачастую именуют исламизмом, фундаментализмом, радикализмом или даже ваххабизмом. Следует отметить, что отождествление фундаментализма с экстремизмом и терроризмом ошибочно. Потому что фундаментализм выступает за возвращение к истокам веры, свободной от позднейших традиций и интерпретаций, но не проповедует, а тем более не осуществляет насильственные меры. Ваххабизм же является исламской сектой, причем наиболее фанатичной и жестокой из всех остальных сект, о чем свидетельствуют действия его главной организации «Аль-Каиды». Сами воинствующие исламисты не именуют себя ваххабитами.
Исследователи различают умеренных и радикальных исламистов. С умеренными течениями можно и нужно вести диалог, что исключается по отношению к радикалам исламистского толка. Последние входят в транснациональную совокупность общественных и политических движений, партий или группировок, которые включают в себя десятки бандформирований, причастных к актам терроризма и этнических чисток и выступающих за переустройство государства и общества на основе шариата.
Панисламисты ратуют за объединение всех мусульман планеты в единое мусульманское государство во главе с халифом; пантюркисты мечтают объединить все исповедующие ислам тюркоязычные народы и создать «великую Турцию от
152
Средиземного моря до Монголии». По основным политическим вопросам и те, и другие выступают единым фронтом. Однако в настоящее время исламистские лидеры ставят более реальные задачи: приход к власти в ключевых мусульманских странах, прежде всего в Саудовской Аравии, Пакистане и Египте. Исламисты рассматривают Западный мир, особенно США, не как оплот христианства, а как очаг безбожия, аморальности, пьянства и наркомании, который навязывает традиционному Востоку культ чуждых ему стандартов поведения и потому абсолютно несовместим с исламом. Они также не признают государство Израиль, но вовсе не из-за иудаизма в качестве государственной религии, а из-за его отношения к арабам и Палестине. Кроме того, мусульмане считают своими трагедией и позором принадлежность израильтянам города Иерусалима, почитаемого ими как третье (после Мекки и Медины) священное место, потому что там находятся две глубоко почитаемые ими мечети - Аль-Аякса и Омара.
Исламисты различают ближних врагов, которыми считают существующие правительства мусульманского мира и врагов дальних - Запад в самом широком смысле этого слова.
Исламизм привлекает не только отчаявшихся, обездоленных, безработных и нищих, но и людей с большими амбициями, образованных и квалифицированных. Его рассадником являются процветающие Саудовская Аравия и Кувейт, и он находит благоприятную почву в благополучных Западной Европе и США, но отсутствует в таких нищих мусульманских странах, как Бангладеш, Йемен или Нигерия [15].
Межгосударственные, территориальные, этнополи-тические, межэтнические и межконфессиональные и прочие противоречия и конфликты обычно многообразны, и их задачи нередко переплетаются. Они связаны с внутренними политическими, социально-экономическими, этно-национальными, клановыми, племенными, социально-культурными, социально-психологическими, религиозными факторами и возникают из-за стремления меньшинств расширить свое представительство во властных структурах (Таджикистан); повысить административный статус (например, от автономии до субъекта Федерации); изменить границы, воссоединив их с основной частью своего этноса или вернуть исторически принадлежавшие им земли (Нагорный Карабах, Южная Осетия); отделиться от других этнонациональных образований (абхазо-грузинский, приднестровский и косовский конфликты). Возникает противоречие между правом на отделение и сохранением целостности государства [16].
Переплетение межэтнических разногласий с межконфессиональными ведет к обострению конфликтов в ряде регионов Земли. Отдельные группы мусульман, христиан, иудеев, индуистов, сикхов и буддистов используют свои религии для оправдания насилия. Больше половины столкновений имеют религиозную окраску, когда последователи христианства, ислама, буддизма или индуизма борются и умирают за Бога или ради Его Имени. Но ни одна религия не призывает к нетерпимости, а тем более к убийствам. Обычно так называемые «религиозные конфликты» не ограничиваются религиозным характером: в их основе, как правило, лежат не религиозные, а социально-экономические и политические причины. Подлинной причиной споров оказываются личные амбиции, экономичес-
кие, семейные и частные интересы, стремление к власти и господству, а не декларируемая защита веры.
Усиление этнических и конфессиональных противоречий в бывшей Югославии было вызвано политическими и экономическими факторами, хотя внешне межнациональные войны 1991-1999 гг. выглядели как этнические и религиозные противостояния сербов, боснийцев, хорватов, македонцев и албанцев, христиан различных конфессий с мусульманами.
Вооруженные конфликты и войны развязываются не только между представителями разных религий, но и между адептами одного и того же вероучения, причем последние могут иметь одну и ту же национальность. Об этом свидетельствуют продолжительные, застарелые конфликты ирландцев-католиков и протестантов в многострадальном Ольстере; столкновения между мусульманами - узбеков с туркменами и таджиков с узбеками; исповедующих православие жителей Молдовы и Приднестровья, избирающих союз -одни с Румынией, другие - с Россией; такие христианские ультраправые группировки в США, как Христианская идентичность или иудейская Кахане хай; угандийская Армия сопротивления Господа, сочетающая местные африканские религии с христианством; в Шри-Ланке единое сообщество буддийских монахов Будд Сангха активно выступает против адептов иных религий, в частности, организуя погромы, направленные против христиан тамильской национальности.
Столкновения представителей одной религии, которые придерживаются различных толков, могут быть не менее опасными, чем конфликты приверженцев разных конфессий. Таковы, например, противоречия между суннитами и шиитами, умеренным исламом, исламским фундаментализмом и исламизмом, между революционным и консервативным фундаментализмом, между разными нациями и государствами внутри уммы (противопоставление арабов и персов, Саудовской Аравии и Египта, претензии Ирана на лидерство).
В прошлом Церкви и верующие бывали причиной и источником насилия: достаточно вспомнить буддиста Чингисхана, католические Крестовые походы, мусульманские священные войны, использование мистического ответвления пацифистского дзен-буддизма в идеологии японской милитаристской аристократии (самураев). И религиозный фанатизм до сих пор способствует разжиганию вооруженных конфликтов, муссируя идею о национальном, племенном и религиозном превосходстве. Тысячи мирных жителей гибнут в Африке, на Ближнем и Дальнем Востоке, территориях бывшего СССР и в других странах: «добрую старую Землю» сотрясают более 30 вооруженных конфликтов, связанных с политическими и экономическими интересами, а также с этнотерриториальными претензиями.
Очевидно, в отношениях религиозного с национальным все зависит от исторической обстановки, времени и места - большинство ли населения исповедует данную религию; поддерживает ли ее государственная власть; благоприятствует ли той или иной конфессии социально-политическая обстановка. В случае положительного ответа религия определенно склонна к терпимости. Национализм способствует политизации религий. Ошибочная концепция «этнической религиозности», которая отождествляет национальную принадлежность с конфес-
153
сиональной, препятствует примирению, упрочению мира в мире и мирному сосуществованию.
В целом тенденции национальных и религиозных сфер способны как к позитивной роли содействия развития общества и освободительного движения, так и к отрицательной - стимуляции проявлений национализма, шовинизма, ксенофобии или исламофобии, вплоть до развязывания вооруженных межнациональных конфликтов.
В Ираке при господстве шиизма ущемляются права национальных меньшинств, в том числе курдов, по большинству мусульман-суннитов. Православным, иудеям, зороастрийцам и другим верующим иракским меньшинствам, отказывающимся от насильственной «иранизации» и исламизации шиитского толка, грозят конфискация имущества, тюремное заключение, даже казнь.
В Мьянме национальные меньшинства, которые исповедуют христианство, оказываются в изоляции; их обвиняют в присоединении к «религии белого человека», потому что их конфессия ассоциируется у местных жителей с бывшими колонизаторами. Христианам там не разрешается строить церкви и организовывать свои центры; к 2000 г. из более 120 христианских церквей, насчитывавшихся в 1999 г., осталось всего 40.
В Таиланде националистическая идеология использует буддизм в качестве доступного массам символа единства тайского народа.
В Туркменистане все религии, кроме ислама и православия, поставлены вне закона; многих иноверцев бросают в тюрьмы или вынуждают эмигрировать.
В Молдове из-за непростых этнорелигиозных отношений с соседней Румынией и ее Православной Церковью приобретает политическое звучание проблема церковной юрисдикции [17].
Терроризм бесчеловечен, ему нет и не может быть оправданий. Один из способов борьбы с ним - примирение наций и народов.
Блаженный Иоанн Павел II отмечал, что «будущее мира в мире зависит от усиления диалога и понимания между культурами и религиями». Один из путей к этому - преодоление религиозной нетерпимости, этнической ксенофобии.
Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер, 2005) подчеркивает, что сегодня международное и национальное сосуществование требует исключить «неподвижные позиции и односторонние точки зрения», опираясь на факторы, которые всех объединят в мирном диалоге и искреннем желании слушать.
В бытность президентом Папского совета по межрелигиозному диалогу кардинал Френсис Аринзе, напоминая, что ООН провозгласила 2001 год «Международным годом диалога цивилизаций», призывал, не игнорируя различий, взаимно «признать сокровища традиций»: как католицизма, так и буддизма, и вести с буддизмом диалог и сотрудничество.
Международная теологическая комиссия в 2012 г. заявила, что католические теологи заинтересованы во включении проблем Бога и истины в диалог со всеми современными философиями.
Широко известна миротворческая деятельность Церквей: общее социально-нравственное воздействие религиозного учения; неоднократные обращения конфессиональных лидеров с призывами к толерантности в решении
спорных вопросов и конфликтов; миротворческие акции при социальных и национальных конфликтах, например, встречи по Нагорному Карабаху представителей Армяно-григорианской Церкви и Духовного управления мусульман Закавказья.
Большое значение мировая общественность придает экуменическому движению и деятельности Церквей, которые способствуют достижению примирения и мирного сосуществования [18].
Таким образом, связи национальных отношений с Церквами сложны и противоречивы. «Вселенский» космополитизм мировых религий сочетается с национальным характером составляющих их Церквей, но при очевидной взаимозависимости - национальное не тождественно религиозному.
Исторический опыт свидетельствует, что одной из многих существенных причин возникновения конфликтов является непонимание национальных и культурных особенностей соседних народов; обострение межнациональной и религиозной ненависти и розни, нередко восходящей к предрассудкам вековой давности; религиозная нетерпимость и ксенофобия, вызывающие конфронтацию, экспансионизм и агрессию. Очевидно, что религия, которую используют в своих целях и правящие элиты, и оппозиция, может выполнять и выполняет функцию инструмента и политической мобилизации, и социальной консолидации.
Для достижения гражданского и межнационального согласия необходимы: реальные плюрализм и многополярность, а не унификация, соблюдение этнических, национальных, религиозных и лингвистических прав меньшинств.
Вклад в оздоровление нравственного климата могут привнести реальные экономические реформы, образование новых рабочих мест, повышение уровня жизни и освобождение людей от язв нищеты и голода.
Очевидна крайняя необходимость постоянного продвижения культуры мира в мире, включая образовательные программы в духе толерантности, взаимного уважения, понимания и доверия, умения вести переговоры, способности не только говорить, но и слушать, понимать, сопереживать и принимать участников диалога со всеми их различиями, а также широкое распространение идеи единения и интеграции, сочетающихся с ощущением национальной идентичности.
Успехи в борьбе с терроризмом достигаются при опоре на местное население. Американское командование в Ираке опиралось на суннитские «Советы пробуждения» (Ас-сахва). На Северном Кавказе положительная динамика возможна лишь при учете специфики традиций ее жителей, а также обращения к духовенству и старейшинам [19].
Опыт показывает, что одними силовыми методами победить терроризм невозможно. Точечные бомбардировки в Афганистане и даже поимка и убийство харизматического лидера Аль-Каиды Бен Ладена уничтожили только малую часть этой организации, которая в 60 странах сохранила ячейки, разделяющие ее идеологию, но далеко не всегда связанные с ней организационно.
Необходимы продуманные и хорошо взвешенные действия по систематическому решению накопившихся проблем, использованию сложного комплекса не только разведывательных и военных, но и политических, экономических, юридических, социальных и идеологических инст-
154
рументов, предупреждающих агрессивный национализм. Преодолению последнего способствуют: коалиция в центре с правом меньшинства на наложение «вето»; федерализм с автономией и пропорциональным распределением мест в государственных структурах; развитие региональной интеграции как основы объединения при сохранении различий [20].
В XXI веке, когда речь идет о выживании человечества в условиях гуманитарного и экологического кризисов, многие Церкви напоминают, что мы все находимся на одном корабле: Земля у нас одна на всех, и сегодня продолжение земной жизни возможно только в условиях мирного сосуществования. Поэтому особую важность приобретают подкрепленные духовным и моральным авторитетом многочисленные миротворческого характера инициативы священноначалия различных Церквей, осуждение ими злодеяний террористов, в том числе и спекулирующих на религиозных верованиях, а также призывы к взаимоуважению, покаянию и примирению при решении национального вопроса.
Примечания:
1. Россия и мусульманский мир. - М., 2012. - № 4. - С. 68; Баканурский, Г.Л. Кризис и модернизация иудаизма. - М., 1980. - С. 52-53; Он же. Иудейский клерикализм. - М., 1974. - С. 59-60.
2. LOsservatore Romano. Settim. Ed. ital. Citta del Vaticano. 2012. 27 marzo. P. 14; Корнеев, В.И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии. - М., 1987. - С. 57; Кочетов, А.Н. Буддизм - ламаизм. - М., 1976. - С. 43.
3. Конфликты на Востоке: Этнические и конфессиональные. М., 2008. С. 41; Аширов, Н. Ислам и нации. - М., 1975. -С. 40. 46, 33, 35, 9, 3; Шуба, А.В. Религия и национальные отношения. - Киев, 1969. - С. 22, 24.
4. Задохин, А.Д., Низовский, А.Ю. Пороховой погреб Европы. - М., 2000. - С. 234, 236; Религия и церковь в Центрально-Восточной Европе в начале XXI века. - М., 2006. -С. 8, 73; Россия и мусульманский мир. - 2012. № 1. - С. 4; Независимая газета. - М., 2012., 16 мая. Прилож. НГ-Рели-гии. № 8. - С. 5.
5. Баканурский, Г.Л. Кризис и модернизация иудаизма ... С.13.
6. Независимая газета. 2012. 18 апреля. Прилож. НГ-Религии. № 7. - С. 3-4; там же. 2012. 16 мая. Прилож. НГ-Религии. № 8. - С. 4.
7. Россия и мусульманский мир. - 2011. - № 5. - С. 84; там же. 2011. - № 3. - С. 162; там же. 2012. - № 3. - С. 96, 98, 102; Мирский, Г.И. Исламизм, транснациональный терроризм и ближневосточные конфликты. - М., 2009. - С. 145; Независимая газета. 2012. 16 мая. Прилож. НГ-Религии. № 8. - С. 1, 5; LOsservatore Romano. Settim.Ed. ital. 2012. 1 maggio. P. 11-12.
8. Конфликты на Востоке ... С. 468-469.
9. Там же. С. 66;Минкявичюс, Я.В. Католицизм и нация. - М., 1971. - С. 136; Мирский, Г.И. Указ. соч. - С. 64-66; Актуальные проблемы Европы. Проблемы национализма в Европе. Проблемно-тематический сборник. - М., 1996. -№ 3.- С. 154;. Независимая газета. 2012. 16 мая. Прилож. НГ-Религии. № 8. С. 1; Il Secolo XIX. Genova, 2009. 30 marzo; Das Parlament. Bonn, 2006. 2 Januar. Beilage aus Politik und Zeitgeschichte. 1/2. S. 21, 27.
10. Россия и мусульманский мир. - 2011. - № 2. - С. 59; там же.-2011. - № 4. - С. 125-126; Задохин, А.Д., Низовский, А.Ю. Указ. соч. - С. 248-249; Конфликты на Востоке: С. 420, 398, 128, 247, 275, 237-238, 248-249, 416-417, 395; Das Parlament.
2012. 12 Marz. Beilage Aus Politik und Zeitgeschichte. № 1112. S. 18, 22-23; Религия и церковь в Центрально-Восточной Европе в начале XXI века ... С. 42, 11-12.
11. Церковь и время. - М., 2011. - № 1. - С. 19, 25, 34-35, 40, 42-43, 52-53, 76; Независимая газета. 2010. 7 апреля. Прилож. НГ-Религии. - № 6. - С. 1; там же. 2011. 18 мая. Прилож. НГ-Религии. № 8. - С. 1, 4; Annals of Japan Association for Middle East Studies. Tokyo, 2000, № 15. P. 291, 293; Конфликты на Востоке. - С. 401; Россия и мусульманский мир.-2009. - № 4. - С. 43.
12. Хатами, М. Ислам, диалог и гражданское общество. - М., 2001. - С. 135-137, 147-148, 78, 83, 106.
13. Там же: С. 341; Религия и церковь в Центрально-Восточной Европе в начале XXI в. ... С. 32-33; Россия и мусульманский мир. - 2012. - № 1. - С. 7.
14. Эммануилов, Р.Я., Яшлаеский, А.Е. Терроризм и экстремизм под флагом веры. Религия и политическое насилие: Проблема соотношения. - М., 2010. - С. 15, 17, 52, 51, 85, 141; Мирский, Г.И. Указ. соч. - С. 43, 54, 53; Силантьев, Р.А. Ислам в современной России. Энциклопедия. - М., 2008. - С. 266; Малашенко, А. Исламская альтернатива и исламский проект. - М., 2006. - С. 16; LOsservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2012. 1 maggio. P. 11-12.
15. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. - М., 2003. -С. 7; Аксюмов, Б.В. Конфликт цивилизаций в контексте современных глобализационнык процессов. - Ставрополь, 2008. - С. 42, 103, 107, 133; Мирский, Г.И. Указ. соч. -С. 22, 142, 30, 15-19, 41, 43, 45, 74, 34, 26, 31, 38, 118; Россия и мусульманский мир. - 2011. - № 8. - С. 158; там же. 2011. № 4. - С. 131; там же. 2012. № 1. - С. 4; там же. 2011. № 12. - С. 165; Эммануилов, Р.Я., Яшлавский, А.Е. Указ. соч. - С. 136, 266; Конфликты на Востоке ... С. 49-51, 69.
16. Нечитайло, Д.А. Исламистское политическое движение на Северном Кавказе. - М., 2003. - С. 6-7; Россия и мусульманский мир. - 2011. - № 2. - С. 61-62, 68-69, 71; Конфликты на Востоке ... С. 43-44.
17. Эммануилов, Р.Я., Яшлавский, А.Е. Указ. соч. - С. 4-5, 43, 46, 65, 56, 26; Девятов, Д.Б., Новосельцев, В.И. Теория конфликта. Воронеж, 2008. С. 49; La Documentation Catholique. Paris, 1995. 5 novembre. P. 955; ibid. 2001. 3 juin. P. 531; La Tour de Garde, N.Y., 1995. 1 october. P. 5; Пробудитесь, Нью Йорк. 1995. 8 сентября. С.12-13; Actualite religieuse dans le monde. Paris, 1993. 15 avril. P. 32; ibid. 1998. 15 mars. P. 35; ISIM ( International Institute for the Study of Islam in the Modern World) Newsletter. 1998. № 1. P. 20; В^Мт europeen. Rome, 1995. № 11. P. 17; Независимая газета. 1998. 18 ноября. Прилож. НГ-Религии. - 1998. - № 10. - С. 13; Религия и политика на рубеже двух тысячелетий. Доклады Института Европы. -М., 2000. - № 72. - С. 17; Ислам и проблемы национализма в странах зарубежного Востока. - М., 1986. - С. 155, 160; Burma Debate, Washington. 2000. № 3. P. 28-29; Корнеев, В.И. Указ. соч. - С. 140; Религия и политика на рубеже двух тысячелетий, с. 84, 85; Конфликты на Востоке ... С. 372. 394.
18. LOsservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2001. 11 maggio. P.22; ibid. 2001. 25 maggio. P.13; ibid. 2012. 3 aprile. P. 8; La Documentation Catholique. 2001. 3 juin. P. 511, 513; La Civihß Cattolica. Roma, 2012. 7 aprile. P. 80; Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов. Материалы международного симпозиума 18-20 апреля 1994 г. Российский Независимый институт национальных и социальных проблем и Фонд Ф. Эберта. Центр социологического анализа межнациональных конфликтов. Ч. I. - М., 1994. - С. 96-97.
19. Независимая газета. 2009. 1 июля. Прилож. НГ-Религии. № 11. - С. 2;Мирский, Г.И. Указ. соч. - С. 155; Силантьев, Р.А. Указ. соч. - С. 266, 269, 272-273; Эммануилов, Р.Я., Яшлавский, А.Е. Указ. соч. - С. 215.
20. Актуальные проблемы Европы ... С. 12.
155