Научная статья на тему 'Национальные особенности правового обеспечения превентивного заключения в Швейцарии'

Национальные особенности правового обеспечения превентивного заключения в Швейцарии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕВЕНТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ / PREVENTIVE DETENTION / СТАНДАРТНОЕ ПРЕВЕНТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ / THE STANDARD PREVENTIVE DETENTION / ПОЖИЗНЕННОЕ ПРЕВЕНТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ / LIFE PREVENTIVE DETENTION / МЕРЫ ИСПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ / CORRECTIONS AND SECURITY MEASURES / ЗАКРЫТОЕ ЛЕЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / A CLOSED FACILITY / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ / REHABILITATION OF PRISONERS / ПРОФИЛАКТИКА РЕЦИДИВНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / PREVENTION OF RECIDIVISM / УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ / PAROLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьев Юрий Алексеевич

каждое государство в рамках своей уголовно-правовой политики, помимо стандартных форм и методов превенции преступлений, имеет национально-специфические. В Швейцарии к таковым можно отнести одну из мер исправления и безопасности институт превентивного заключения. Особенностями данной меры являются ее прогностический характер, строгое отграничение от наказания в виде лишения свободы, а также наличие выраженной терапевтической составляющей, направленной на снижение уровня опасности конкретного преступника. Применение превентивного заключения, часто именуемого в профессиональных кругах высшей мерой исправления, рассматривается как крайнее средство воздействия на опасных преступников, если иные средства, в том числе психотерапевтического характера, не принесли желаемого результата. Национальной особенностью института превентивного заключения в Швейцарии является наличие его двух видов обычного и пожизненного. Обычное превентивное заключение регулируется преимущественно ст. 64 и 65 Уголовного кодекса Швейцарии, где указываются материальные предпосылки вынесения судебного решения о помещении преступника в превентивное заключение и особенности его исполнения. Пожизненная форма, помимо кодификации в уголовном праве, получила особое закрепление в положениях ст. 123а Федеральной конституции Швейцарии. Несмотря на всю серьезность данной меры исправления и безопасности, выражающуюся прежде всего в изначальной неопределенности продолжительности нахождения в заключении, швейцарские законодатели предусмотрели целый комплекс возможностей освобождения, в том числе условнодосрочного. Это относится и к пожизненному превентивному заключению, которое вследствие этого не рассматривается специалистами как обязательное пожизненное лишение свободы. Такая сбалансированная проработка швейцарскими законодателями всех аспектов, касающихся превентивного заключения, делает данную уголовно-правовую меру, как показывает правоприменительная практика, достаточно эффективной в борьбе с рецидивной преступностью и позволяет в значительной степени элиминировать критические замечания, традиционно ставящие под сомнение конституционность и соответствие данной меры безопасности и исправления положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL PECULIARITIES OF LEGAL SUPPORT OF PREVENTINE DETENTION

in the framework of its penal policy, every state has its national-specific institutions in addition to standard forms and methods of crime prevention. In Switzerland, one of the correctional and security measures is the institution of preventive detention. The features of this measure are its prognostic nature, strict delimitation of punishment in the form of imprisonment, as well as the existence of a significant therapeutic component aimed at reducing the danger of a particular offender. The use of preventive detention, often referred to by professionals as «the ultimate measure of correction», is seen as the measure of last resort to influence the dangerous criminals in case the other means, including psychotherapeutic ones, have not yielded the desired result. The national feature of preventive detention in Switzerland is that it may be of two types ordinary and for life. Ordinary preventive detention is regulated primarily by Articles 64 and 65 of the Criminal Code, which specify the material prerequisites of sentencing the criminals to protective custody and the peculiarities of executing this sentence... in the framework of its penal policy, every state has its national-specific institutions in addition to standard forms and methods of crime prevention. In Switzerland, one of the correctional and security measures is the institution of preventive detention. The features of this measure are its prognostic nature, strict delimitation of punishment in the form of imprisonment, as well as the existence of a significant therapeutic component aimed at reducing the danger of a particular offender. The use of preventive detention, often referred to by professionals as «the ultimate measure of correction», is seen as the measure of last resort to influence the dangerous criminals in case the other means, including psychotherapeutic ones, have not yielded the desired result. The national feature of preventive detention in Switzerland is that it may be of two types ordinary and for life. Ordinary preventive detention is regulated primarily by Articles 64 and 65 of the Criminal Code, which specify the material prerequisites of sentencing the criminals to protective custody and the peculiarities of executing this sentence. Lifetime form, in addition to its codification in criminal law, has been secured in the provisions of Article 123a of the Federal Constitution. Despite the seriousness of this correctional and security measure, which is primarily expressed in the original indetermination of the incarceration duration, Swiss lawmakers have provided a range of possibilities for release, including parole. This also applies to life preventive detention, hence experts do not consider it as a mandatory life imprisonment. Such a balanced study by Swiss legislators of all aspects of preventive detention makes this penal measure quite effective in the struggle against crime and recidivism, as the law enforcement practice shows. It allows to eliminate considerably the traditional questioning of constitutionality of this measure of security and correction and its compliance with the Convention on the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Национальные особенности правового обеспечения превентивного заключения в Швейцарии»

УДК 343 .9 ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ВОРОБЬЕВ,

ББК 67.51(4/8) кандидат филологических наук, доцент,

В75 доцент кафедры иностранных языков

(Академия ФСИН России), е-шай: jurij.worobjow@yandex.ru

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕВЕНТИВНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ В ШВЕЙЦАРИИ

Реферат: каждое государство в рамках своей уголовно-правовой политики, помимо стандартных форм и методов превенции преступлений, имеет национально-специфические. В Швейцарии к таковым можно отнести одну из мер исправления и безопасности - институт превентивного заключения. Особенностями данной меры являются ее прогностический характер, строгое отграничение от наказания в виде лишения свободы, а также наличие выраженной терапевтической составляющей, направленной на снижение уровня опасности конкретного преступника.

Применение превентивного заключения, часто именуемого в профессиональных кругах высшей мерой исправления, рассматривается как крайнее средство воздействия на опасных преступников, если иные средства, в том числе психотерапевтического характера, не принесли желаемого результата.

Национальной особенностью института превентивного заключения в Швейцарии является наличие его двух видов - обычного и пожизненного. Обычное превентивное заключение регулируется преимущественно ст. 64 и 65 Уголовного кодекса Швейцарии, где указываются материальные предпосылки вынесения судебного решения о помещении преступника в превентивное заключение и особенности его исполнения. Пожизненная форма, помимо кодификации в уголовном праве, получила особое закрепление в положениях ст. 123а Федеральной конституции Швейцарии.

Несмотря на всю серьезность данной меры исправления и безопасности, выражающуюся прежде всего в изначальной неопределенности продолжительности нахождения в заключении, швейцарские законодатели предусмотрели целый комплекс возможностей освобождения, в том числе условно-досрочного. Это относится и к пожизненному превентивному заключению, которое вследствие этого не рассматривается специалистами как обязательное пожизненное лишение свободы.

Такая сбалансированная проработка швейцарскими законодателями всех аспектов, касающихся превентивного заключения, делает данную уголовно-правовую меру, как показывает правоприменительная практика, достаточно эффективной в борьбе с рецидивной преступностью и позволяет в значительной степени элиминировать критические замечания, традиционно ставящие под сомнение конституционность и соответствие данной меры безопасности и исправления положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Ключевые слова: превентивное заключение, стандартное превентивное заключение, пожизненное превентивное заключение, меры исправления и безопасности, закрытое лечебное учреждение, ресоциа-лизация заключенных, профилактика рецидивных преступлений, условно-досрочное освобождение

В отличие от наказания превентивное заключение не является возмездием за совершенное преступление, а лишь служит публичной безопасности и имеет предупредительный характер: общество должно быть защищено от преступлений конкретного лица в будущем. Вероятность рецидива устанавливается при этом в рамках исследования, содержащего прогноз опасности. Прогностический характер данной меры обусловливает неопределенность ее продолжительности, которая в некоторых случаях может превышать срок самого наказания.

В швейцарской правоприменительной практике классическое превентивное заключение коррели-

рует в рамках системы мер исправления и безопасности с именуемым в профессиональной среде «малым» превентивным заключением, представляющим собой помещение заключенного в закрытое лечебное учреждение (клинику) в соответствии с абз. 3 ст. 59 Уголовного кодекса Швейцарии (далее - УК) [1], и в узком понимании термина превентивным заключением не являющимся.

Превентивное заключение регулируется на федеральном уровне преимущественно ст. 64 и 65 УК и рассматривается как крайняя мера (ultima ratio), применяемая только в том случае, если опасность данного гражданина не может быть предотвращена иным способом. На кантональном уровне регулируется

прежде всего практическое исполнение данной меры с принятием во внимание тех или иных региональных правовых особенностей [2] и параллельным толкованием соответствующих положений федерального уголовного законодательства и рекомендаций Совета Европы, касающихся исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера [3].

Назначение превентивного заключения в Швейцарии в качестве меры исправления и безопасности возможно, если «преступник совершил преднамеренное убийство при отягчающих обстоятельствах, преднамеренное убийство, изнасилование, грабеж, взятие в заложники, поджог, причинил тяжкий вред здоровью потерпевшего, поставил под угрозу жизнь человека или совершил иное опасное преступление, караемое наказанием в виде лишения свободы сроком от пяти лет и более, в результате чего в тяжелой степени нарушил физическую, психическую или сексуальную неприкосновенность другого лица или имел умысел их нарушить» (абз. 1 ст. 64 УК). Помимо этого, у суда должны иметься серьезные опасения повторного совершения подобного деликта, основанные на принятии во внимание: а) личностных характеристик преступника, его общего образа жизни и обстоятельств совершения преступления (п. а абз. 1 ст. 64 УК) или б) тяжелого психического заболевания с хроническим или длительно рецидивирующим течением, имеющим видимую связь с совершенным преступлением, при неэффективности стационарного лечения, назначенного в соответствии со ст. 59 (п. b абз. 1 ст. 64 УК).

Особой формой превентивного заключения в Швейцарии является пожизненное превентивное заключение. В отличие от обычного пожизненное превентивное заключение возможно только в том случае, если преступление в будущем не только серьезно прогнозируется, но и в очень высокой степени реально.

Данная правовая норма явилась своеобразной реакцией швейцарцев на убийство, совершенное в 1993 г. недалеко от населенного пункта Цолликерберг (Mord am Zollikerberg) неоднократно судимым половым преступником, находившимся в краткосрочном отпуске во время отбытия пожизненного заключения. Совершенное преступление обусловило возникновение общенациональной законотворческой инициативы «Пожизненное превентивное заключение для не поддающихся лечению опасных половых преступников и насильников», которая получила свою правовую кодификацию в ст. 123а Федеральной конституции Швейцарии, вступившей в силу после плебисцита 8 февраля 2004 г. В соответствии с данной статьей половые преступники или насильники, при-

знанные экспертами «крайне опасными и не поддающимися терапевтическому лечению в психиатрических учреждениях, должны быть изолированы от общества пожизненно из-за высокого риска совершения повторного преступления, без возможности условно-досрочного освобождения или предоставления отпуска из мест лишения свободы» [4].

В уголовном праве материальные предпосылки пожизненного превентивного заключения были включены в особый раздел «бис» ст. 64, в которой дополнительно к существовавшему ранее перечню преступлений были добавлены: сексуальное насилие, торговля людьми, геноцид, преступление против человечности, военные преступления, а также покушение на их совершение, влекущие за собой нарушение физической, психической или сексуальной неприкосновенности другого лица (лиц) в очень (особое уточнение в уголовном кодексе. -Ю. В.) тяжелой степени.

В стандартных случаях превентивное заключение выносится в Швейцарии судом одновременно с наказанием в виде лишения свободы, но при определенных обстоятельствах оно может быть назначено и задним числом (то есть без соответствующей оговорки в приговоре) уже во время отбытия наказания (п. 2 ст. 65 УК). Во избежание нарушения принципа non bis in idem это возможно только в том случае, если вскрываются новые факты, не известные суду на момент вынесения приговора и выполняющие составы преступлений, перечисленные в ст. 64 УК (в новой редакции) или ст. 42 и 43 УК (в старой редакции), либо сам ход уголовного процесса имел серьезные недостатки. Примечательно, что при этом поведение осужденного во время отбывания наказания судом во внимание не принимается.

Превентивное заключение может быть вынесено независимо от вменяемости правонарушителя или преступника (абз. 3 ст. 19 УК). Однако в отношении преступников с психическими расстройствами личности превентивное заключение может быть назначено только в том случае, если стационарное терапевтическое лечение психических заболеваний в соответствии со ст. 59 УК не приносит положительных результатов. Однако и в ходе исполнения превентивного заключения снижение опасности заключенного терапевтическими средствами остается приоритетным направлением в работе пенитенциарных служб. Придав своим правоприменительным действиям в этом направлении терапевтическую составляющую, швейцарские власти тем самым устранили сходство превентивного заключения с наказанием, блокируемым ст. 7 п. 1 ЕКПЧ [5], и застраховали себя от возможных

исков со стороны заключенных и жесткой критики со стороны ЕСПЧ.

Исполнение превентивного заключения в Швейцарии проходит в специализированных учреждениях министерства юстиции либо в отдельных блоках обычных тюрем, где обязательно реализуется принцип реального отличия (разграничения) между стандартным исполнением наказания в виде лишения свободы и собственно превентивным заключением.

При всем своеобразии доминирующей идеей содержания в превентивном заключении остается ресо-циализация заключенного, и пенитенциарные органы, по крайней мере, в случае обычного превентивного заключения исходят из того, что находящееся в заключении лицо в конечном итоге может быть освобождено, в том числе (условно-) досрочно. И если уже в ходе отбытия наказания (при назначенном превентивном заключении) имеет место стойкая положительная динамика в поведении заключенного, а терапевтическое лечение приносит зримый успех, то соответствующий суд может отсрочить исполнение превентивного заключения и заменить его продолжением лечения в стационарном (закрытом) лечебном учреждении (абз. 1 ст. 65 УК) с последующим освобождением заключенного.

Кроме того, преступник может быть отпущен условно-досрочно из учреждения, исполняющего превентивное заключение, если существует положительный прогноз относительно его поведения на свободе. Первое условно-досрочное освобождение может быть осуществлено уже через два года, в период пробации, которая продолжается от двух до пяти лет. При положительной динамике в поведении и психическом здоровье пробанда соответствующие пенитенциарные службы могут ходатайствовать перед судом о продлении пробации на срок от двух до пяти лет. Если пробанд не получил до окончания пробации положительного заключения комиссии, то он остается в превентивном заключении (ст. 64а УК).

Лица, содержащиеся в превентивном заключении, имеют право на периодическую проверку судом оснований такого содержания, а также на освобождение, если основания уже отсутствуют. В рамках этой проверки учитывается динамика опасности данного заключенного в целом и за определенный период, изменения в личностных характеристиках и т. д. На основании данного анализа определяется дальнейшая потребность обеспечения безопасности общества.

В то время как при обычном превентивном заключении закон предписывает ежегодный (после первых двух лет пребывания) контроль обоснованности нахождения заключенного (ст. 64Ь УК), при пожизненном превентивном заключении такая

норма отсутствует, но принципиальную возможность такой процедуры швейцарские законодатели в этом случае все-таки предусмотрели. В соответствии с абз. 2 ст. 123а Федеральной конституции Швейцарии освобождение из пожизненного превентивного заключения возможно при наличии «экспертных заключений, основанных на новейших научных данных о том, что заболевание заключенного подлежит лечению» [6]. Это предлагается рассматривать не только в рамках всего научного медицинского прогресса. Как подчеркнул швейцарский Федеральный совет, под этим должны пониматься «все новые научные результаты, полученные в результате поисков методов оказания терапевтической помощи лицу, находящемуся в пожизненном превентивном заключении», что обусловливает совместимость пожизненного превентивного заключения с требованиями п. 4 ст. 5 ЕСПЧ [7]. Помимо этого, закон определяет возможность условно-досрочного выхода из пожизненного превентивного заключения «в связи с преклонным возрастом, тяжелой болезнью или иной причиной, обусловливающей безопасность заключенного для общества» (абз. 4 ст. 64с УК).

Столь разветвленная система определенных законом возможностей (условно-досрочного) освобождения, наличие постоянного контроля обоснованности применения данной меры исправления и безопасности делает превентивное заключение в Швейцарии не столь фатальным для заключенных, как это может показаться на первый взгляд. Сложившаяся в последнее десятилетие правовая база обусловливает в целом стабильное функционирование указанного института в Швейцарии в рамках характерного для данной меры «магического треугольника», содержанием которого является соблюдение хрупкого баланса между «вершинами» этого треугольника - правом общества на обеспечение его безопасности, правами и свободами гражданина и решениями международных судебных инстанций, касающихся применения превентивного заключения.

Данный баланс старательно поддерживается и государственной судебной системой. Учитывая особый статус превентивного заключения, воспринимаемого как ultima ratio, современная швейцарская судебная практика проявляет себя достаточно осторожно при его назначении, не привнося в свои действия моральные рассуждения, а тем более эмоции, которые обязательно присутствуют в отношении данной категории преступников [8, с. 11]. Такой подход находит свое отражение и в статистических данных. Так, в соответствии с данными Федерального ведомства по статистике в конце 2013 г. общее количество превентивно заключен-

ных составляло 141 человек, тогда как в конце 2006 г. их было 282 [9]. И если с 2002 по 2007 год швейцарскими судами в превентивное заключение было помещено 87 преступников, то в последующие пять лет таких лиц было только 23. Еще более осмотрительно судебные органы Швейцарии действуют при вынесении решений о помещении преступников в пожизненное превентивное заключение. Таких решений начиная с 2008 г. было вынесено всего пять, и только одно из них на данный момент вступило в законную силу [10]. Суды все чаще выносят решения о помещении преступников в закрытые клиники, то есть руководствуются положениями ст. 59 УК, уделяя

особое внимание в каждом случае принципу соразмерности, в соответствии с которым вмешательство в свободу гражданина должно соответствовать общественному интересу, быть необходимым и разумным. Это положение, постоянно присутствующее в действиях государства, выделяется в Уголовном кодексе Швейцарии особо в отношении уголовно-правовых мер, прежде всего в абз. 2 ст. 56 УК, где говорится, что «вмешательство в основные права преступника, обусловленное применением к нему соответствующих мер, не должно быть с точки зрения вероятности и тяжести возможных в будущем преступлений несоразмерным» [11].

Список литературы

1. Schweizerisches Strafgesetzbuch (StGB). Bundesrecht [Portal]. URL: http://www.admin.ch/opc/de/clas-sified-compilation/19370083/index.html (дата обращения: 09.02.15).

2. Gesetz über den Straf- und Massnahmenvollzug Luzern. URL: http://srl.lu.ch/frontend/versions/1543 (дата обращения: 10.02.15); Ostschweizer Strafvollzugskommission. Empfehlung für den Vollzug der Verwahrung und der vorangehenden Freiheitsstrafe vom 4. April 2008. URL: http://www.justizvollzug.zh.ch/dam/ justiz_innern/juv/amtsleitung/osk/richtlinien/richtlinien_vollzug (дата обращения: 10.02.15).

3. Freiheitsentzug. Europäische Strafvollzugsgrundsätze. Die Empfehlung des Europarates Rec(2006)2. URL: https://www.bj.admin.ch/dam/data/bj/sicherheit/smv/dokumentation/empfehlung-europarat-d.pdf (дата обращения: 10.02.15).

4. Bundesverfassung der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Bundesrecht [Portal]. URL: http://www.admin.ch /opc/de/classified-compilation/19995395/index.html#a8 (дата обращения : 10.02.15).

5. Дополнительный протокол № 7 к ЕКЧП. Ст. 1. URL: http://www.echr.coe.int/Documents/ Conventi-on_RUS.pdf (дата обращения: 10.02.15).

6. Schweizerische Bundesverfassung der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Bundesrecht [Portal]. URL: http://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/19995395/201405180000/101.pdf (дата обращения: 12.02.15).

7. Botschaft vom 29. Juni 2005 zur Änderung des Strafgesetzbuches in der Fassung vom 13. Dezember 2002 und des Militärstrafgesetzes in der Fassung vom 21. März 2003 // Bundesblatt 2005, S. 4716. URL: http://www.admin.ch/opc/de/federal-gazette/2005/4689.pdf (дата обращения 10.02.15).

8. Антонян Ю. М. Преступники и отношение к ним // Человек: преступление и наказание. 2014. № 2. С. 9-12.

9. Schweizerisches Bundesamt für Statistik [Portal]. URL: http://www.bfs.admin.ch/bfs/portal/de/index.html (дата обращения: 08.02.15).

10. Rickli Natalie. Teurer Strafvollzug in der Schweiz // Der Züricher Bote. 16. August 2013, Nr. 33. URL: http://www.svp-zuerich.ch/files/2012/12/Bote_33_Internet.pdf (дата обращения: 07.02.15).

11. Schweizerisches Strafgesetzbuch (StGB). Bundesrecht [Portal]. URL: http://www.admin.ch/opc/ de/classified-compilation/19370083/index.html (дата обращения: 14.02.15).

JURIJ ALEKSEEVICH VOROBYEV,

phd in philology, associate professor, associate professor, foreign languages department

(Academy of the FPS of Russia), е-mail: jurij.worobjow@yandex.ru

NATIONAL PECULIARITIES OF LEGAL SUPPORT OF PREVENTINE DETENTION

Annotation: in the framework of its penal policy, every state has its national-specific institutions in addition to standard forms and methods of crime prevention. In Switzerland, one of the correctional and security measures is the institution of preventive detention. The features of this measure are its prognostic nature, strict delimitation of punishment in the form of imprisonment, as well as the existence of a significant therapeutic component aimed at reducing the danger of a particular offender.

The use of preventive detention, often referred to by professionals as «the ultimate measure of correction», is seen as the measure of last resort to influence the dangerous criminals in case the other means, including psychotherapeutic ones, have not yielded the desired result.

The national feature of preventive detention in Switzerland is that it may be of two types - ordinary and for life. Ordinary preventive detention is regulated primarily by Articles 64 and 65 of the Criminal Code, which specify the material prerequisites of sentencing the criminals to protective custody and the peculiarities of executing this sentence. Lifetime form, in addition to its codification in criminal law, has been secured in the provisions of Article 123a of the Federal Constitution.

Despite the seriousness of this correctional and security measure, which is primarily expressed in the original indetermination of the incarceration duration, Swiss lawmakers have provided a range of possibilities for release, including parole. This also applies to life preventive detention, hence experts do not consider it as a mandatory life imprisonment.

Such a balanced study by Swiss legislators of all aspects of preventive detention makes this penal measure quite effective in the struggle against crime and recidivism, as the law enforcement practice shows. It allows to eliminate considerably the traditional questioning of constitutionality of this measure of security and correction and its compliance with the Convention on the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms.

Key words: preventive detention, the standard preventive detention, life preventive detention, corrections and security measures, a closed facility, rehabilitation of prisoners, prevention of recidivism, parole.

References

1. Schweizerisches Strafgesetzbuch (StGB). Bundesrecht [Swiss Criminal Code. Federal Law [Portal]]. Available at: http://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/19370083/index.html (Accessed 9 February 2015).

2. Gesetz über den Straf- und Massnahmenvollzug Luzern [Law on Sentences and Measures Lucerne ]. Available at: http://srl.lu.ch/frontend/versions/1543 (Accessed 10 February 2015).

Ostschweizer Strafvollzugskommission. Empfehlung für den Vollzug der Verwahrung und der vorangehenden Freiheitsstrafe vom 4. April 2008 [cf. Eastern Swiss Criminal Justice Committee. Recommendation for the Enforcement of Custody and the Preceding Imprisonment April 4, 2008]. Available at: http://www.justizvollzug.zh.ch/ dam/iustiz_innern/juv/amtsleitung/osk/richtlinien/richtlinien_vollzug (Accessed 10 February 2015).

3. Ср. Freiheitsentzug. Europäische Strafvollzugsgrundsätze. Die Empfehlung des Europarates Rec(2006)2 [cp. Deprivation of freedo#m. European Prison Rules. The Council of Europe Rec (2006) 2 Recommendation]. Available at: https://www.bj.admin.ch/dam/data/bj/sicherheit/smv/dokumentation/empfehlung-europarat-d.pdf (Accessed 10 February 2015).

4. Bundesverfassung der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Bundesrecht [Portal] [Swiss Federal Constitution. Federal Law [Portal]]. Available at: http://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/19995395/index. html#a8 (Accessed 10 February 2015).

5. Statya 1 dopolnitelnogo protokola № 7 k ECHR [Art. 1 of Additional Protocol to the ECHR number 7]. Available at: http://www.echr.coe.int/Documents/Convention_RUS.pdf (Accessed 10 February 2015)/

6. Schweizerische Bundesverfassung der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Bundesrecht [Portal]. [Swiss Federal Constitution. Federal Law [Portal]]. Available at: http://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/ 19995395/201405180000/101.pdf (Accessed 12 February 2015)/

7. Botschaft vom 29. Juni 2005 zur Änderung des Strafgesetzbuches in der Fassung vom 13. Dezember 2002 und des Militärstrafgesetzes in der Fassung vom 21. März 2003 [Message of 29 June 2005 for the Change of the Criminal Code in the Version of 13 December 2002 and of the Military Penal Code, as amended March 21, 2003 ]. Bundesblatt 2005, S. 4716 - Bundesblatt 2005, p. 4716. Available at: http://www.admin.ch/opc/de/ fed-eral-gazette/2005/4689.pdf (Accessed 10 February 2015).

8. Antonyan Yu. M. Prestupniki i otnoshenie k nim [Criminals and Attitude towards them]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: Crime And Punishment, 2014, no. 2, pp. 9-12.

9. Schweizerisches Bundesamt für Statistik [Swiss Federal Statistical Office] [Portal]. Available at: http://www.bfs.admin.ch/bfs/portal/de/index.html (Accessed 10 February 2015).

10. Rickli Natalie. Teurer Strafvollzug in der Schweiz [More Expensive Prison in Switzerland ]. Der Züricher Bote. 16. August 2013, Nr. 33. Available at: http://www.svp-zuerich.ch/files/2012/12/Bote_33_ Inter-net.pdf (Accessed 10 February 2015).

11. Schweizerisches Strafgesetzbuch (StGB). Bundesrecht [Swiss Criminal Code. Federal Law [Portal]]. Available at: http://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/19370083/index.html (Accessed 14 February 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.