УДК [340.5:342.4:340.137](540+494+672.1)
СЕКСУАЛЬНЫЕ И РЕПРОДУКТИВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИЯХ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
А. В. Шалаев
аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Введение. Организация Объединенных Наций и Всемирная организация здравоохранения завершают формирование международной системы сексуальных и репродуктивных прав и свобод, проводят имплементацию положений этой системы в национальное право. Происходящий процесс подчиняется ряду общих закономерностей, анализ которых проводится в данной статье. Цель. Выявить универсальные закономерности в развитии сексуальных и репродуктивных прав и свобод человека, используя в качестве иллюстративного материала конституции и законы Индии, Швейцарии и Габона. Методы. Исследование проводилось с использованием сравнительно-правового метода, опиралось на авторскую модель ограничения сексуальных и репродуктивных прав. Примеры, приведенные в настоящей публикации, подобраны с учетом дифференциации трех указанных государств по правовым семьям. Нижеприведенные выдержки из конституций являются авторским переводом их официальных текстов на английском и немецком языке. Результаты. Автором изучены конституционно-правовое закрепление и регламентация сексуальных и репродуктивных прав в изучаемых странах. Рассматриваемые в статье государства располагаются на разных этапах процесса достижения наивысшего возможного уровня соблюдения и защиты сексуальных и репродуктивных прав и свобод человека и гражданина. Заключение. Процесс достижения наивысшего возможного уровня соблюдения и защиты сексуальных и репродуктивных прав и свобод человека и гражданина протекает индуктивно. В статье представлена модель этого процесса. Ключевые слова: конституция, права человека, конституционные права, сексуальные и репродуктивные права и свободы, сравнительное правоведение, закон, развитие, пол, гендер, Габон, Индия, Швейцария.
Введение
Изучая природу и закономерности становления и развития сексуальных и репродуктивных прав и свобод человека, нельзя обойти вниманием закрепление сексуальных и репродуктивных прав и свобод в конституциях и законодательстве зарубежных государств. Краткий обзор законодательства зарубежных государств и проведенный на его основе анализ позволяют сделать выводы сразу по нескольким интересующим нас вопросам:
- существуют ли универсальные закономерности в развитии сексуальных и репродуктивных прав и свобод человека?
- каковы пределы ограничения сексуальных и репродуктивных прав?
- насколько сформированы универсальные международные стандарты в области сексуальных и репродуктивных прав и свобод?
- насколько развиты сексуальные и репродуктивные права и свободы в Российской Федерации в сравнении с зарубежными государствами?
Цель
В настоящей публикации мы выявим универсальные закономерности в развитии сексуальных и репродуктивных прав и свобод человека, используя в качестве иллюстративного материала конституции и законы Индии, Швейцарии и Габона.
Методы
Исследование проводилось с использованием сравнительно-правового метода, опиралось на авторскую модель ограничения сексуальных и репродуктивных прав. Примеры, приведенные в настоящей публикации, подобраны с учетом дифференциации трех указанных государств по правовым семьям. Нижеприведенные выдержки из конституций являются авторским переводом их официальных текстов на английском и немецком языке.
Результаты
Конституция Габона, принятая 21 марта 1991 г., представляет собой типичную конституцию достаточно стабильного и богатого бывшего колониального государства и несет в себе черты конституции бывшей метрополии - Франции. Документ, выдержанный в духе международных стандартов прав и свобод человека и гражданина, по сравнению с другими конституциями невелик, однако содержит положения, рассматриваемые нами как исходные для сексуальных и репродуктивных прав и свобод, кроме того, он содержит в себе отсылки на основные международные и региональные документы, устанавливающие
права и свободы человека и гражданина. Преамбула Конституции Габона относит к таким документам среди прочего Африканскую хартию прав человека и народов и Национальную Хартию свобод 1990 года [1]. Это позволяет не включать непосредственно в текст конституции ряд принципов и прав, например принцип запрета дискриминации. С другой стороны, это способствует длительному сохранению в законодательстве дискриминационных норм (пример - избирательное законодательство, лишившееся дискриминационных норм только в 1997 г. и до 1996 г. не давашее права женщинам избирать и быть избранными).
Непосредственно в Конституции Габона в ст. 1 предварительной ее части, носящей название «Принципы и основные права», закрепляются:
- личная и семейная неприкосновенность человека (п. 6);
- гарантия всем, в частности, ребенку, матери, инвалидам и людям пожилого возраста, охраны здоровья, социального обеспечения, безопасной природной среды, отдыха и досуга (п. 8);
- государственная защита семьи и брака, статус семьи как основной природной ячейки общества, государственная поддержка брака (п. 14);
- естественное право и обязанность родителей по поддержке детей и их развитию, осуществляемые под надзором и с помощью государственных и общественных структур;
- право родителей, в рамках обязанности обучения, принять решение относительно нравственного и религиозного воспитания своих детей;
- право детей на физическое, интеллектуальное и нравственное развитие (п. 16);
- государственная и общественная защита молодежи от эксплуатации и морального, интеллектуального и физического воздействия (п. 17) [2].
Африканская хартия прав человека и народов содержит положения, которые законодатель не потрудился включить в текст Конституции Габона. Среди них:
- принцип запрета дискриминации на основе каких-либо различий в отношении расы, принадлежности к определенной этнической группе, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иных обстоятельств (ст. 2);
- приницип равенства (ст. 3);
- принцип неприкосновенности жизни, право на уважение жизни и целостности личности (ст 4);
- право на свободу и неприкосновенность личности (ст. 6);
- право на доступ к информации, право на выражение и распространение своих взглядов в соответствии с законом (ст. 9);
- право на высший достижимый уровень физического и психического здоровья и получение медицинской помощи (ст. 16);
- статус семьи как естественной ячейки и основы общества, находящейся под защитой государства, которое заботится о ее физическом и моральном здоровье; обязанность государства помогать семье, которая является хранителем моральных и традиционных ценностей, признанных обществом (ч. 1, 2 ст. 18);
- принцип запрета дискриминации в отношении женщин, соблюдение прав женщин и ребенка, предусмотренных международными декларациями и конвенциями (ч. 3 ст. 18) [3].
С 1996 г. Габон проводит реформы и реализует программы, направленные на обеспечение сексуальных и репродуктивных прав граждан. Габон представляет собой страну, осуществляющую под давлением ЮНФПА, ООН и своих западных партнеров переход от традиционного типа регулирования сексуальных и репродуктивных прав к адаптированной к африканским условиям идеальной модели.
В Габоне существует три типа брака: гражданский брак, церковный брак и брак по обычному праву. Однако законодательство признает только гражданский брак. Брачный возраст для мужчин составляет 18 лет, для женщин -15 лет и совпадает с установленным «возрастом согласия». Вопросы создания семьи регулируются Гражданским кодексом Габона (Code civil). В 2009 г. на рассмотрение парламента был внесен законопроект об узаконивании брака по обычному праву. Цель законопроекта состояла в том, чтобы закрепить за браком по обычному праву все преимущества гражданского брака. В 2011 г. это вопрос наконец получил одобрение правительства и обсуждался наравне с проектом Семейного кодекса Габона, но по состоянию на начало 2014 г. он так и не был принят.
Правительство признает право граждан свободно определять число детей и интервалы между их рождениями, а также право обладать информацией и методами планирования семьи. С 2009 г. в стране проводится кампания по распространению контрацепции и планированию семьи, предоставляется бесплатная прена-тальная и акушерская помощь, однако наблюдаются сложности с получением экстренной акушерской помощи и услуг по планированию семьи.
На примере Габона мы видим государство, делающее первые шаги по созданию внятной государственной политики в области сесуаль-ных и репродуктивных прав. Признание прав уже произошло, теперь необходимо действенно и стабильно обеспечить релизацию базовых, элементарных сексуальных и репродуктивных прав и свобод, распространить проводимую политику на всех членов общества, особенно на жителей сельских территорий и малых народностей традиционных племен, решить первоочередные задачи увеличения применения различных методов контрацепции, улучшения доступности перинатальной и акушерской помощи, снизить материнскую и детскую смертность.
Конституция Индии, принятая 26 ноября 1949 г., является самой большой конституцией мира. Основные права человека и гражданина перечислены в ч. 3 Конституции Индии. В контексте нашего исследование мы может указать на:
- ст. 14, которая закрепляет равенство граждан перед законом;
- ст. 15, подробнейше регламентирующую содержание и суть запрета дискриминации. Указывается, что ни один гражданин только по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола, места рождения или по любому из этих мотивов не может быть подвергнут дискриминации со стороны государства, в какой-либо мере лишен правоспособности, не должен нести особых обязанностей, не может быть подвергнут ограничениям или поставлен в особые условия общественными местами, инфраструктурой и учреждениями. В статье перечислены категории граждан, в отношении которых могут устанавливаться особые режимы, нарушающие принцип равенства: женщины и дети, социально или культурно отсталые классы граждан (classes of citizens) или касты и племена, включенные в списки (Scheduled Castes, Scheduled Tribes).
В ч. 4 Конституции Индии регламентируются «определяющие направления государственной политики». Статья 39 Конституции гласит, что государство проводит политику, направленную на:
- обеспечение экономического равенства мужчин и женщин, в частности, политику, направленную на то, чтобы здоровье и силы рабочих, мужчин и женщин, а также малолетних детей не подвергались злоупотреблениям и чтобы граждане не были вынуждены в силу экономической необходимости обращаться к занятиям, не соответствующим их возрасту или силам;
- защиту детей и молодежи от эксплуатации и морального и материального сиротства;
- обеспечение возможности детям развиваться в условиях свободы, уважения их достоинства и поддержки их здоровья.
Статья 42 указывает на необходимость обеспечения справедливых и гуманных условий работы и помощи матерям, ст. 47 - на обязанность государства поднять уровень питания и уровень жизни и улучшить состояние народного здоровья [4].
Правовая регламентация исходных положений и собственно сексуальных и репродуктивных прав происходит на уровне национального законодательства. Индия по состоянию на 2012 г. находится в устойчивом тренде на улучшение положения как всех граждан, так и отдельных уязвимых групп [5]. Меры для обеспечения справедливых и гуманных условий работы и помощи матерям заключаются в Закон 1962 г. о льготах для матерей [6], установивший отпуска по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком и по рождению. Брачный возраст в Индии составляет 18 лет для женщин и 21 год для мужчин. В рамках реализации ч. 3 ст. 15 Конституции Индии приняты:
- Закон 1929 года об ограничении детских браков [7];
- Закон 1961 года о запрещении приданного
[8];
- Закон 1982 года о запрете сожжения вдов
[9];
- Закон 1994 года о методах диагностики до зачатия и родов [10];
- Закон 2000 года о правосудии по делам несовершеннолетних (об уходе за детьми и их защите) [11];
- Закон 2005 года о насилии в семье [12];
- Закон 2005 года о праве на информацию, направленный на обеспечение подотчетности правительства [13];
- Закон 2006 года о запрещении детских браков [14];
- Закон 2009 года о праве детей на свободное и бесплатное образование [15];
- Закон 2012 года о защите детей от сексуального насилия [16];
- Закон 2013 года о сексуальном домогательстве в отношении женщин на рабочем месте [17] (о его предотвращении, запрете и о средствах правовой защиты).
Некоторые вопросы - образование, развитие инфраструктуры села, развитие здравоохранения - решаются с помощью национальных программ, похожих, по сути, на национальные проекты в России.
Перечисленные законы (Acts) снабжаются соответствующими правилами (Rules), регулирующими процессуальные и правоприменительные вопросы.
Наибольшее влияние на развитие системы защиты сексуальных и репродуктивных прав и свобод граждан Индии оказывает Верховный суд, дающий прогрессивные толкования Конституции и выпускающий ключевые решения. Последний пример - произошедшее 15 апреля 2014 г. признание трансгендеров третьим полом, который можно указывать в паспорте [18]. Учитывая последнее обстоятельство и успехи государственных программ, можно отнести Индию к государствам с моделью государственного ограничения сексуальных и репродуктивных прав и свобод граждан.
При этом в стране сохраняется значительное влияние традиций, служащих источником ген-дерной асимметрии. Об этом свидетельствуют выводы, изложенные в заключительных замечаниях Комитета по экономическим, социальным и культурным правам ООН [19] и результаты рассмотрения Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин объединенных четвертого и пятого периодических докладов Индии [20].
Конституция Швейцарии принята 18 апреля 1999 г. Швейцарское государство в своей основе несет принципы демократии, верховенства закона, федерализма и солидарности. Последний, представляющий Швейцарию как истинно социальное государство, находит отражение в преамбуле Конституции - «сила народа измеряется благом слабых».
Раздел второй Конституции Швейцарии устанавливает права человека, гражданина и социальные цели. Глава 1 указанного раздела называется « Основные права» и содержит в себе:
- принцип юридического, фактического равенства мужчин и женщин в семье, образовании и труде, принцип запрета дискриминации по происхождению, расе, полу, возрасту, языку, социальному положению, образу жизни, религиозным, мировоззренческим, политическим убеждениям или по телесным, душевным или психическим ограничениям (ч. 1-3 ст. 8);
- специфическое право любого лица требовать защиты от государственного произвола и добросовестности при толковании и исполнении государством обязательств (ст. 9);
- право на жизнь и личную физическую и духовную неприкосновенность (свободу личности) (ч. 1, 2 ст. 10);
- право на особую защиту неприкосновенности и содействие в развитии детей и молодежи,
а также границы их ответственности за свои действия (ст. 11);
- право требовать уважения своей личной и семейной жизни, а также право требовать защиты от сбора персональных данных (ст. 13);
- гарантию свободы мнений и информации, а также право свободно формировать свое мнение, свободно его высказывать и право свободно получать, добывать из отрытых источников и распространять информацию (ст. 16) [21].
Части 1 и 2 ст. 41 гл. 3 Конституции Швейцарии устанавливает « Социальные ориентиры». Согласно им Федерация и кантоны прилагают усилия в области участия каждого в обеспечении социальной безопасности, в заботе о своем здоровье, обеспечении защиты и содействия семье как общности родителей и детей. Кроме того, в качестве социальных целей устанавливаются право и возможность детей, подростков и каждого в трудоспособном возрасте формировать, подтверждать и развивать свои способности, а также обязанность способствать развитию детей и молодежи в самостоятельные, социально ответственные личности и оказывать помощь в их социальной, культурной и политической интеграции (пункты а, Ь, с, Г, § ч. 1).
Федерация и кантоны прилагают усилия к тому, чтобы каждый был защищен от экономических последствий возраста, инвалидности, болезни, несчастного случая, безработицы, материнства, вдовства [21].
Собственно говоря, в кантонах приняты свои конституции, в чем-то повторяющие нормы общешвейцарской Конституции, а в чем-то выходящие за ее рамки.
Швейцарское законодательство характеризуется чрезвычайной стабильностью. На се-годняший день швейцарское право в вопросах, касающихся регулирования и защиты сексуальных и репродуктивных свобод, является одним из стандартов в зарубежном праве. Тем не менее, с долей здорового перфекционизма Совет по правам человека ООН в своем Докладе Рабочей группы по универсальному периодическому обзору замечает, что «ни одна страна в мире не может претендовать на то, что она уже всего достигла в этой области» [22].
Система законодательства Швейцарии о сексуальных и репродуктивных правах и свободах схожа с законодательсвом соседней ФРГ
Нормы семейного права включены в ч. 2 швейцарского Гражданского кодекса [23]. Вступление в брак возможно с 18 лет. Так же, как и в ФРГ, отдельным законом легализованы однополые браки - так называемые гражданские партнерства [24]. Прерывание беременности в срок
до 12 недель возможно только по медицинским показаниям либо по заявлению женщины, если она находится в затруднительном положении. Нормы, устанавливающие правила прерывания беременности, установлены §1181, 1191 Уголовного кодекса Швейцарии [25].
Швейцария, в отличии от ФРГ и России, 24 июля 2008 г. ратифицировала Конвенцию о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины 1997 г. [26], а также, как и Россия, ратифицировала 18 марта 2014 г. Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия [27].
Конституционные нормы и положения реализуются с помощью федеральных законов (Bundesgesetz) и постановлений (Verordnung). Следует отметить, что, в отличие от Индии и Габона, швейцарское право специальными нормативно-правовыми актами регулирует вспомогательные репродуктивные технологии [28] и репродуктивную медицину в целом [29], в стране действует комиссия по врачебной этике [30].
В целом в швейцарском законодательстве, за редким исключением, наблюдается картина, близкая к идеальной. Государство занимается достижением не формального, а реального равенства мужчин и женщин, полностью гарантирует и защищает их сексуальные и репродуктивные права, адаптировало свое законодательство для лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией, не смешав (sic!) при этом однополый брак с институтом семьи. Основные направления правовой политики Швейцарии сегодня - распространение сложившейся системы защиты прав человека на иностранных граждан и улучшение положения отдельных категорий граждан. При этом государство должно сдерживать антиконституционные общественные инициативы и разрушать сложившиеся в отношении детей, подростков, женщин стереотипы. Налицо фактическое осуществление идеальной модели поддержания баланса публичного и частного интересов в столь чувствительной сфере.
Заключение
Возвращаясь к перечисленным выше государствам, мы без труда заметим, что общими для всех стран являются контитуционные права, свободы и гарантии, входящие в Международный билль о правах человека: равенство и запрет дискриминации, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право на здоровье и получение медицинской помощи, право на уважение личной и семейной жизни, право на
информацию и развитие, право на создание семьи и ее государственную защиту.
Отдельно стоит отметить направления национальной политики, обозначенные в Индии и Швейцарии на конституционном уровне (в Российской Федерации им сотвествуют концепции развития, имеющие статус федеральных подзаконных актов), определяющие, тем не менее, принятие общенациональных законов. Создание долгосрочных ориентиров и концепций единообразной правовой политики положительно характеризует государства, такие концепции разработавшие. Основные направления национальной политики Индии и Швейцарии среди прочего упоминают и элементы, относимые Всемирной организацией здоровья к социальным детерминантам здоровья [31], т. е. категориям, непосредственно влияющим на состояние здоровья гражданина, в частности, право на безопасное и достаточное жилище.
За счет наличия международных стандартов включенные в конституции разных стран механизмы и приниципы ограничения прав и свобод человека и гражданина друг от друга коренным образом не отличаются. Признаки, по которым становится возможным отнести анализируемые государства к той или иной модели ограничения сексуальных и репродуктивных прав и свобод, необходимо искать в нацинальном законодательстве и практике юридических и общественных отношений. Кроме того, очевидно, что разные государства находятся на разном уровне развития общества и принадлежат к разным типам воспроизводства населения: если Швейцария озабочена проблемой увеличения рождаемости, то Габон, напротив, вынужден контролировать рост населения. Качественные различия существуют и в насущных проблемах реализации прав и свобод человека: в то время как Габон должен обеспечить свободный и равный доступ населения к услугам по охране здоровья, Швейцарии предписывается разработать и принять закон о всеобщем равном доступе, защищающем права независимо от гендерной идентичности.
Изучив общемировые исторические и национальные особенности имплеменации, реализации и развития сексуальных и репродуктивных прав и свобод, можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев процесс достижения наивысшего возможного уровня их соблюдения и защиты протекает индуктивно. Мы постарались представить типовую модель такого процесса (рисунок). Правовые положения, вводимые в действующее законодательство под воздействием международных организаций, изначально затрагивают всех граждан страны.
НАЧАЛО НОВОГО ЦИКЛА РАЗВИТИЯ В ОТНОШЕНИИ ФОКУС-ГРУППЫ VI ФОКУС ГРУППА VI: УЗКИЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ, ИНОСТРАНЦЫ ПРИНЦИП РАВНОГО ОБРАЩЕНИЯ НЕЗАВИСИМО ОТ ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
право на свободный доступ к медицинским учреждениям, ответственным за поддержание репродуктивного здоровья, и к службам планирования семьи
право на получение информации о безопасных, эффективных, доступных и приемлемых методах планирования семьи и регулирования деторождения
право на профилактику и лечение бесплодия, а также на медицинскую и иную помощь при искусственном оплодотворении
ФОКУС-ГРУППА III: ЖЕНЩИНЫ, МОЛОДЕЖЬ, «ГРУППЫ РИСКА», НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ, МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, УВАЖЕНИЯ ЛИЧНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
право на бесплатную и доступную медицинскую помощь на всех стадиях беременности, при родах и в послеродовой период право на бесплатное лечение и медицинскую помощь в государственных медицинских учреждениях инфекционных и иных заболеваний, передаваемых половым путем право на сексуальную независимость, целостность и физическую безопасность и защиту от любых произвольных и насильственных действий и намерений со стороны учреждений, должностных лиц, отдельных граждан, нарушающих репродуктивные и сексуальные права граждан и наносящих ущерб их здоровью право на искусственное прерывание беременности, а также на лечение последствий осложненного аборта (опциональное право)
ФОКУС-ГРУППА II: БЕДНЯКИ, СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ, ДЕТИ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ И ДЕТЕЙ ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ ПО ПРИЗНАКУ ПОЛА, ВОЗРАСТА, СОЦИАЛЬНОМУ СТАТУСУ, ПРОИСХОЖДЕНИЮ, УБЕЖДЕНИЯМ И МИРОВОЗРЕНИЮ
право на охрану сексуального и репродуктивного здоровья
право супружеских пар и индивидов на свободный выбор и свободное определение числа, времени и периодичности рождения детей, принимая решения без какой-либо дискриминации, принуждения и насилия
право на свободу сексуальных союзов
ФОКУС-ГРУППА I: ВСЕ ГРАЖДАНЕ СТРАНЫ ПРИНЦИП РАВЕНСТВА МУЖЧИН И ЖЕНЩИН НЕЗАВИСИМО ОТ ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ, РАСЫ, НАЦИОНАЛЬНОСТИ, ЯЗЫКА
QРИЗНАНИЕ СРП Г)
Универсальная эволюционная индуктивная модель развития сексуальных и репродуктивных прав и свобод человека в национальном законодательстве
После формирования необходимого базиса начинается процесс углубления и специализации предоставляемых законом гарантий и прав. Как правило, это выражается в принятии мер по социальной поддержке семьи, материнства, обеспечению личной неприкосновенности и недискриминации женщин, в акцентировании внимания на экономически слабых слоях общества и так называемых группах риска, затем в центре внимания государства оказываются более узкие группы населения страны - подростки, иностранцы. В наиболее развитых государствах цикл повторяется с учетом замены понятия «половая принадлежность» понятием «гендерная идентичность». На наш взгляд, не только в международном, но и в националь-нальном праве на сегодняшний день сложилась унифицированная система сексуальных и репродуктивных прав, в системном анализе можно определить структуру этой системы как модульную, адаптирующуюся к конкретным особенностям конкретной страны.
Список литературы
1. La Charte Nationale des Libertés de 1990 (L. 1/97 du 22 Avril 1997). Loi № 2/90 du 26 Juillet 1990. URL: http://gabonrevelation.over-blog.net/article-32884378. html (дата обращения: 22.04.2014).
2. Constitution de la République Gabonaise (modifiée en dernier lieu par la loi № 13/2003 du 19 août 2003) // Editée par la Direction Des Publications Officielles B.P. 563 - Libreville.
3. African Charter on Human and Peoples' Rights (Adopted 27 June 1981, OAU Doc. CAB/LEG/67/3 rev. 5, 21 I.L.M. 58 (1982), entered into force 21 October 1986) // African Commission on Human and Peoples' Rights : [site]. URL: http://www.achpr.org/files/ instruments/achpr/banjul_charter.pdf (дата обращения: 01.06.2014).
4. Constitutions of the Countries of the World, 2012-02. Oceana Publications, Inc., Dobbs Ferry, New York, United States of America, As amended to 2012. 309 p.
5. Совет по правам человека. Доклад Рабочей группы по универсальному периодическому обзору - Индия. A/HRC/21/10. 9 июля 2012 года // УВКБ ООН в России : [сайт]. URL: http://www.refworld.org.ru/ pdfid/506d87df2.pdf (дата обращения: 16.03.2014).
6. Maternity Benefit Act 1961 (№ 53 of 1961) (anmeldet on 2008-12-15) // The Gazette of India, Extraordinary. 1961-12-13. Pt. II, section 1. № 57. Р. 643.
7. The Child Marriage Restraint Act, 1929 (№ 19 of 1929) // Ministry of Women & Child Development : [site]. URL: http://wcd.nic.in/cmr1929.htm (дата обращения: 12.03.2014).
8. Dowry Prohibition Act, 1961 (№ 28 of 1961) // Ministry of Women & Child Development : [site]. URL: http://
wcd.nic.in/dowryprohibitionact.htm (дата обращения 12.03.2014).
9. The Commission of Sati (Prevention). Act and rules 1987 (№ 3 of 1988) // Ministry of Women & Child Development : [site]. URL: http://wcd.nic.in/ commissionofsatiprevention.htm (дата обращения: 12.03.2014).
10. Pre-natal Diagnostic Techniques (Regulation and Prevention of Misuse) Act, 1994 (№ 57 of 1994) (anmeldet on 2003) // The Gazette of India, Extraordinary. Part II. 1994-09-20. № 74. Р. 1-15.
11. Juvenile Justice (Care and Protection of Children) Act (№ 56 of 2000) (anmeldet on 2011) // Ministry of Women & Child Development : [site]. URL: http:// wcd.nic.in/childprot/jjact2000.pdf (дата обращения: 12.03.2014).
12. Protection of Women from Domestic Violence Act, 2005 (№ 43 of 2005) // Ministry of Women & Child Development : [site]. URL: wcd.nic.in/wdvact.pdf (дата обращения: 12.03.2014).
13. Right to Information Act, 2005 (№ 22 of 2005) // The Gazette of India, Extraordinary. Pt. II. 2005-06-18. Pt. II, section 1. № 25. P. 1-23.
14. Prohibition of Child Marriage Act (№ 6 of 2007) // The Gazette of India, Extraordinary. Pt. II. 2007-01-11. № 6. P. 1-6.
15. Right of Children to Free and Compulsory Education Act, 2009 (№ 35 of 2009) (as anmeldet on 2014) // The Gazette of India, Extraordinary. Pt. II. 2009-08-29. № 39. Р. 1-13.
16. Protection of Children from Sexual Offences Act,
2012 (№ 32 of 2012) // The Gazette of India. № 2250, November 9 2012.
17. The Sexual Harassment of Women at Workplace (Prevention, Prohibition, and Redressal) Act, 2013 (№ 14 of 2013) // The Gazette of India, Extraordinary. Pt. II. 2013-04-23. № 18. P. 1-13.
18. National Legal Services Authority V. Union of India & Others. Writ Petition (Civil) № 400 of 2012 with Writ Petition (Civil) № 604 of 2013 // Supreme Court of India : [site]. URL: http://supremecourtofindia.nic.in/ outtoday/wc40012.pdf (дата обращения: 16.04.2014).
19. Заключительные замечания Комитета по экономическим, социальным и культурным правам. E/C.12/ IND/CO/5. 8 августа 2008 г. // Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. URL: http:// daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/G08/436/10/ PDF/G0843610.pdf (дата обращения: 16.03.2014).
20. Перечень тем и вопросов в связи с рассмотрением объединенных четвертого и пятого периодических докладов Индии. CEDAW/C/IND/Q/4-5. 28 октября
2013 г. // Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. URL: http://daccess-dds-ny. un.org/doc/UND0C/GEN/N13/532/78/PDF/N1353278. pdf?0penElement (дата обращенш 16.03.2014).
21. 101 Bundesverfassung der Schweizerischen Eidgenossenschaft vom 18. April 1999 (Stand am 3. März 2013) // Die Bundesbehörden der Schweizerischen Eidgenossenschaft Systematische Rechtssammlung.
URL: http://www.admin.ch/opc/de/classified-compila tion/19995395/201303030000/101.pdf (дата обращения: 18.05.2014).
22. Совет по правам человека. Резюме, подготовленное Управлением Верховного комиссара по правам человека в соответствии с пунктом 5 приложения к резолюции 16/21 Совета по правам человека. Швейцария. A/HRC/WG.6/14/CHE/3. 30 июля 2012 г. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ G12/156/52/PDF/G1215652.pd (дата обращения: 16.03.2014).
23. Schweizerisches Zivilgesetzbuch vom 10. Dezember 1907 (Stand am 1. Juli 2013) Zweiter Teil: Das Familienrecht // Die Bundesbehörden der Schweizerischen Eidgenossenschaft Systematische Rechtssammlung. URL: http://www.admin.ch/bundesrecht/ (дата обращения: 18.05.2014).
24. 211.231 Bundesgesetz über die eingetragene Partnerschaft gleichgeschlechtlicher Paare (Partnerschaftsgesetz, PartG) vom 18. Juni 2004 (Stand am 1. Juli 2013) // Die Bundesbehörden der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Systematische Rechtssammlung. URL: http://www.admin.ch/opc/de/classified-compilati on/20022194/201307010000/211.231.pdf (дата обращения: 18.05.2014).
25. 311.0 Schweizerisches Strafgesetzbuch vom 21 Dezember 1937 (Stand am 1. Januar 2014) // Die Bundesbehörden der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Systematische Rechtssammlung. URL: http://www.admin.ch/opc/de/ classified-compilation/19370083/201401010000/311.0. pdf (дата обращения: 18.05.2014).
26. 0.810.2 Übereinkommen zum Schutz der Menschenrechte und der Menschenwürde im Hinblick auf die Anwendung von Biologie und Medizin (Übereinkommen über Menschenrechte und Biomedizin). Abgeschlossen in Oviedo am 4. April 1997. Von der Bundesversammlung genehmigt am 20. März 2008 Ratifikationsurkunde von der Schweiz hinterlegt am 24. Juli 2008. In Kraft getreten für die Schweiz am 1. November 2008 (Stand am 8. August 2012) // Die Bundesbehörden der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Systematische Rechtssammlung. URL: http://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation
/20011534/201208080000/0.810.2.pdf (дата обращения: 18.05.2014).
27. Übereinkommen des Europarats zum Schutz von Kindern vor sexueller Ausbeutung und sexuellem Missbrauch. Abgeschlossen in Lanzaro te am 25. Oktober 2007. Von der Bundesversammlung geneh migt am 27. September 2013. Schweizerische Ratifikationsurkunde hinterlegt am 18. März 2014. In Kraft getreten für die Schweiz am 1. Juli 2014 // Die Bundesbehörden der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Systematische Rechtssammlung. URL: http://www.admin.ch/opc/de/ official-compilation/2014/1165.pdf (дата обращения: 18.05.2014).
28. 810.11 Bundesgesetz über die medizinisch unterstützte Fortpflanzung (Fortpflanzungsmedizingesetz, FMedG) vom 18. Dezember 1998 (Stand am 1. Januar 2013) // Die Bundesbehörden der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Systematische Rechtssammlung. URL: http://www.admin.ch/opc/de/classified-compil ation/20001938/201301010000/810.11.pdf (дата обращения: 18.05.2014).
29. 810.112.2 Fortpflanzungsmedizinverordnung (FMedV) vom 4. Dezember 2000 (Stand am 1. Januar 2013) // Die Bundesbehörden der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Systematische Rechtssammlung. URL: http://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/ 20002342/201301010000/810.112.2.pdf (дата обращения: 18.05.2014).
30. 810.113 Verordnung über die nationale Ethikkommission im Bereich der Humanmedizin (VNEK) vom 4. Dezember 2000 (Stand am 1. Januar 2012) // Die Bundesbehörden der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Systematische Rechtssammlung. URL: http://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation /20002343/201201010000/810.113.pdf (дата обращения: 18.05.2014).
31. Социальные детерминанты здоровья. Доклад Секретариата. Пункт 14.3 предварительной повестки дня 11 Марта 2013 г. A66/15 // Всемирная организация здравоохранения. URL: http://apps.who.int/gb/ebwha/ pdf_files/WHA66/A66_15-ru.pdf (дата обращения: 17.05.2014).
Sexual and Reproductive Rights and Freedoms in the Constitutions and Legislation of Foreign States
A. V. Shalaev
Saratov State University,
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia
E-mail: [email protected]
Introduction. The United Nations and the World Health Organization are completing the formation of an international system of sexual and reproductive rights and freedoms, carrying out the implementation provisions of this system into national law. The ongoing process obeys to a number of general rules, whose analysis is carried out in this article. Object. Universal patterns in the development of sexual and reproductive rights and freedoms, using as illustrations of this development the constitutions and the laws of India, Switzerland and Gabon. Results. The author analyzes the constitutional establishment and regulation of sexual and reproductive rights and freedoms in the studied countries. The studied countries are located at different stages of the process of achieving the highest possible level of compliance and protection of sexual and reproductive rights and freedoms. Conclusion. The process of achieving the highest possible level of compliance and the protection of sexual and reproductive rights and freedoms proceeds inductively. The article presents a model of this process. Key words: constitution, human rights, constitutional rights, sexual and reproductive rights and freedom, comparative law, law, development, sex, gender, Gabon, India, Switzerland.
References
1. La Charte Nationale des Libertés de 1990 (L. 1/97 du 22 Avril 1997). Loi №2/90 du 26 Juillet 1990. Available at: http://gabonrevelation.over-blog.net/article-32884378. html (accessed 22 April 2014).
2. Constitution de la République Gabonaise (modifiée en dernier lieu par la loi № 13/2003 du 19 août 2003). Editée par la Direction Des Publications Officielles B. P. 563 - Libreville, 2011.
3. African Charter on Human and Peoples' Rights (Adopted 27 June 1981, OAU Doc. CAB/LEG/67/3 rev. 5, 21 I.L.M. 58 (1982), entered into force 21 October 1986). African Commission on Human and Peoples' Rights. Site. Available at: http://www.achpr.org/files/ instruments/achpr/banjul_charter.pdf (accessed 1 June 2014).
4. Constitutions of the Countries of the World, 2012-02. Oceana Publications, Inc., Dobbs Ferry, New York, United States of America, As amended to 2012. 309 p.
5. Report of the Working Group on the Universal Periodic Review - India. A/HRC/21/10. 9 July 2012. Available at: http://www.refworld.org.ru/pdfid/506d87df2.pdf (accessed 16 March 2014).
6. Maternity Benefit Act 1961 (№ 53 of 1961) (anmeldet on 2008-12-15). The Gazette of India, Extraordinary, 1961-12-13, pt. II, section 1, no. 57, pp. 643-643.
7. The Child Marriage Restraint Act, 1929 (№ 19 of 1929). Ministry of Women & Child Development. Site. Available at: http://wcd.nic.in/cmr1929.htm (accessed 12 March 2014).
8. Dowry Prohibition Act, 1961 (№ 28 of 1961). Ministry of Women & Child Development. Site. Available at: http://wcd.nic.in/dowryprohibitionact.htm (accessed 12 March 2014).
9. The Commission of Sati (Prevention). Act and rules 1987 (№ 3 of 1988). Ministry of Women & Child Development. Site. Available at: http://wcd.nic.in/ commissionofsatiprevention.htm (accessed 12 March 2014).
10. Pre-natal Diagnostic Techniques (Regulation and Prevention of Misuse) Act, 1994 (№ 57 of 1994) (anmeldet on 2003). The Gazette of India, Extraordinary, pt. II, 1994-09-20, no. 74, pp. 1-15.
11. Juvenile Justice (Care and Protection of Children) Act (№ 56 of2000) (anmeldet on 2011). Ministry of Women & Child Development. Site. Available at: http://wcd.nic. in/childprot/jjact2000.pdf (accessed 12 March 2014).
12. Protection of Women from Domestic Violence Act, 2005 (№ 43 of 2005). Ministry of Women & Child Development. Site. Available at: wcd.nic.in/wdvact. pdf (accessed 12 March 2014).
13. Right to Information Act, 2005 (№ 22 of 2005). The Gazette of India, Extraordinary, pt. II. 2005-06-18. section 1, no. 25, pp. 1-23.
14. Prohibition of Child Marriage Act (№ 6 of 2007). The Gazette of India, Extraordinary, pt. II, 2007-01-11, no. 6, pp. 1-6.
15. Right of Children to Free and Compulsory Education Act, 2009 (№ 35 of 2009) (as anmeldet on 2014). The Gazette of India, Extraordinary, pt. II, 2009-08-29, no. 39, pp. 1-13.
16. Protection of Children from Sexual Offences Act, 2012 (№ 32 of 2012). The Gazette of India, November 9
2012, no. 2250.
17. The Sexual Harassment of Women at Workplace (Prevention, Prohibition, and Redressal) Act, 2013 (№ 14 of 2013). The Gazette of India, Extraordinary, pt. II, 2013-04-23, no. 18, pp. 1-13.
18. National Legal Services Authority V. Union of India & Others. Writ Petition (Civil) № 400 of 2012 with Writ Petition (Civil) № 604 of 2013. Supreme Court of India. Site. Available at: http://supremecourtofindia.nic.in/ outtoday/wc40012.pdf (accessed 16 April 2014).
19. Consideration of reports submitted by States parties under articles 16 and 17 of the Covenant (on Economic, Social and Cultural Rights): concluding observations of the Committee on Economic, Social and Cultural Rights: India, 8 August 2008, E/C.12/IND/CO/5. UN Committee on Economic, Social and Cultural Rights (CESCR). Available at: http://www.refworld.org/ docid/48bbdac42.html (accessed 16 March 2014).
20. List of issues and questions in relation to the combined fourth and fifth periodic reports of India, 28 October
2013. UN Committee on the Elimination of Discrimination Against Women (CEDAW). CEDAW/C/IND/Q/4-5. Available at: http://www.refworld.org/docid/52dd39f04. html (accessed 16 March 2014).
21. 101 Bundesverfassung der Schweizerischen Eidgenossenschaft vom 18. April 1999 (Stand am 3. März 2013). Die Bundesbehörden der Schweizerischen Eidgenossenschaft Systematische Rechtssammlung. Available at: http://www.admin.ch/opc/de/classified-compila-tion/19995395/201303030000/101.pdf (accessed 18 May 2014).
22. UN Human Rights Council, Summary: [Universal Periodic Review]: Switzerland / prepared by the Office of the High Commissioner for Human Rights in accordance with paragraph 5 of the annex to Human Rights Council resolution 16/21, 30 July 2012, A/HRC/WG.6/14/CHE/3. Available at: http://www.re-fworld.org/docid/506d6c452.html (accessed 16 March 2014).
23. Schweizerisches Zivilgesetzbuch vom 10. Dezember 1907 (Stand am 1. Juli 2013) Zweiter Teil: Das Familienrecht. Die Bundesbehörden der Schweizerischen Eidgenossenschaft Systematische Rechtssammlung. Available at: http://www.admin.ch/bundesrecht/ (accessed 16 May 2014).
24. 211.231 Bundesgesetz über die eingetragene Partnerschaft gleichgeschlechtlicher Paare (Partnerschaftsgesetz, PartG) vom 18. Juni 2004 (Stand am 1. Juli 2013). Die Bundesbehörden der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Systematische Rechtssammlung. Available at: http://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/20022194/201307010000/211.231.pdf (accessed 18 May 2014).
25. 311.0 Schweizerisches Strafgesetzbuch vom 21. Dezember 1937 (Stand am 1. Januar 2014). Die Bundesbehörden der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Systematische Rechtssammlung. Available at: http:// www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/193 70083/201401010000/311.0.pdf (accessed 18 May 2014).
26. 0.810.2 Übereinkommen zum Schutz der Menschenrechte und der Menschenwürde im Hinblick auf die Anwendung von Biologie und Medizin (Übereinkommen über Menschenrechte und Biomedizin). Abgeschlossen in Oviedo am 4. April 1997. Von der Bundesversammlung genehmigt am 20. März 2008 Ratifikationsurkunde von der Schweiz hinterlegt am 24. Juli 2008. In Kraft getreten für die Schweiz am 1. November 2008 (Stand am 8. August 2012). Die Bundesbehörden der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Systematische Rechtssammlung. Available at: http://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/20 011534/201208080000/0.810.2.pdf (accessed 18 May 2014).
27. Übereinkommen des Europarats zum Schutz von Kindern vor sexueller Ausbeutung und sexuellem Missbrauch. Abgeschlossen in Lanzaro te am 25. Oktober 2007. Von der Bundesversammlung geneh migt am 27. September 2013. Schweizerische Ratifikationsurkunde hinterlegt am 18. März 2014. In Kraft getreten für die Schweiz am 1. Juli 2014. Die Bundesbehörden der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Systematische Rechtssammlung. Available at: http://www.admin.ch/
opc/de/official-compilation/2014/1165.pdf (accessed 18 May 2014).
28. 810.11 Bundesgesetz über die medizinisch unterstützte Fortpflanzung (Fortpflanzungsmedizingesetz, FMedG) vom 18. Dezember 1998 (Stand am 1. Januar 2013). Die Bundesbehörden der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Systematische Rechtssammlung. Available at: http://www.admin.ch/opc/de/classified-compila-tion/20001938/201301010000/810.11.pdf (accessed 18 May 2014).
29. 810.112.2 Fortpflanzungsmedizinverordnung (FMedV) vom 4. Dezember 2000 (Stand am 1. Januar 2013). Die Bundesbehörden der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Systematische Rechtssammlung. Available at: http://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation /20002342/201301010000/810.112.2.pdf (accessed 18 May 2014).
30. 810.113 Verordnung über die nationale Ethikkommission im Bereich der Humanmedizin (VNEK) vom 4. Dezember 2000 (Stand am 1. Januar 2012). Die Bundesbehörden der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Systematische Rechtssammlung. Available at: http://www.admin.ch/opc/de/classified-compila-tion/20002343/201201010000/810.113.pdf (accessed 18 May 2014).
31. World Heath Organization. Social determinants of health. Report by the Secretariat. Provisional agenda item 14.3. 11 March 2013, A66/15. Available at: http:// apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA66/A66_15-ru. pdf (accessed 18 May 2014).