- ПРАВО -
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШВЕЙЦАРСКОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
М.А. Тарнавская
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
В рамках настоящей статьи автор освещает процесс подсчёта голосов и порядок обнародования результатов выборов в Швейцарской Конфедерации. В Швейцарии, наряду с другими странами-членами ЕС, особое внимание уделяется этапу определения результатов голосования. Согласно п. 2 ст. 149 Конституции Швейцарии выборы в Национальный совет, который является одной из двух палат парламента страны, проводятся по пропорциональной избирательной системе. Для распределения депутатских мест законодательство Швейцарии использует систему Гогенбах-Бишофа. Однако выбранная формула определения квоты голосов на один мандат находит неоднозначную оценку среди швейцарских учёных и правоведов, в связи с чем возникают дискуссии о возможности её модификации. Автором проводится анализ механизма определения количества мандатов, получаемых политической партией при соединении избирательных списков. Данная схема блокирования политических партий довольно распространена в Швейцарии и при правильно продуманной стратегии позволяет партиям за счёт неиспользованных голосов избирателей занимать дополнительные места в парламенте. Наряду с крупными у малочисленных политических партий также существует возможность в некоторой степени конкурировать и улучшать свои показатели на выборах. В результате отмечается, что соединение избирательных списков может оказать большее влияние на итоги выборов, чем успешно проведённая партией избирательная кампания.
В настоящей статье автор также даёт краткую характеристику основным политическим партиям Швейцарии и приводит статистические данные распределения мест по результатам выборов от 23 октября 2011 г. в 49-ю легислатуру Национального совета. В результате автором даётся целостная картина подведения результатов голосования в Швейцарской Конфедерации. Представленный материал особо интересен и актуален в условиях совершенствования избирательного законодательства в Российской Федерации. Изложенная автором информация будет полезна всем, кто интересуется избирательным правом.
Ключевые слова: бюллетень, выборы, голосование, избирательная система, Швейцария, избирательный участок, итоги выборов, Национальный совет, избирательный список.
Важнейшим этапом выборов является определение результатов голосования. Этот этап включает как подсчёт поданных и признанных действительными бюллетеней, так и обнародование итогов выборов. После окончания времени голосования, которое устанавливается кантональным законодательством, для подсчёта общего числа проголосовавших служащий избирательного участка считает бланки неиспользованных бюллетеней. Затем в общинных избирательных бюро вскрываются избирательные урны. Все находящиеся на момент вскрытия бюллетени подразделяются на три категории: незаполненные (пустые), недействительные и действительные.
Ст. 38 Федерального закона «О политических правах» от 17 декабря 1976 г. [4] устанавливает случаи, когда избирательный бюллетень считается недействительным:
- если бюллетень не содержит фамилию кандидата из избирательного списка соответствующего избирательного округа;
- если бюллетень неустановленного образца;
- если бюллетень заполнен или в него внесены изменения не собственноручно;
- если бюллетень содержит замечания клеветнического характера, оскорбления или явно несоответствующие исправления.
Неиспользованными считаются те бюллетени, которые были переданы перед выборами в избирательную комиссию до начала голосования, но так и не были использованы избирателями. Действительные бюллетени делятся на изменённые и неизменённые. Неизменённые бюллетени вбиваются в электронную систему и являются блокирующимися голосами партии. Изменённым считается бюллетень, в котором отсутствует наименование политической партии. Бюллетень может быть изменён следующим образом:
- не содержать номер кандидата;
- включать лишние фамилии;
- содержать повторение в кавычках или через союз;
- содержать фамилии, которые неразборчиво написаны и их нельзя идентифицировать;
- содержать фамилии, которых нет в избирательных списках соответствующего избирательного округа;
- содержать более двух фамилий кандидатов;
- содержать подчёркивания цветным карандашом.
Необходимо обращать внимание на то, чтобы номер кандидата совпадал с фамилией кандидата. В противном случае приоритет отдаётся фамилии кандидата. Подсчёт на избирательном участке производится в присутствии любого избирателя, ввод в компьютер - в присутствии представителей политических партий, представ-
ленных в кантональной избирательной комиссии [2, с.484]. При внесении данных в компьютер сведения тщательно перепроверяются. В кантоне Женева, например, голоса вбиваются дважды в компьютер двумя независимыми группами людей для перепроверки правильности внесённых сведений.
В многих кантонах существует практика подсчёта голосов ещё до закрытия избирательных участков, что может привести к утечке информации и повлиять на выбор избирателей. Чтобы этого избежать, законодательством кантона Базель-город предусмотрено обязательство служащих, осуществляющих подсчёт голосов, сохранять конфиденциальность. П.3 ст. 137 закона Женевы «Об осуществлении политических прав» от 15 октября 1982 г. предусматривает, что подсчёт голосов происходит на следующий день после официального окончания времени голосования и закрытия избирательных участков.
После окончания голосования каждый кантон должен предоставить следующую информацию на основании данных, полученных из избирательных участков [4, ст.39]:
- количество человек, имеющих право голосовать и количество проголосовавших избирателей;
- количество действительных, недействительных и незаполненных (пустых) бюллетеней;
- количество голосов, отданных за каждого отдельного кандидата по каждому списку;
- количество дополнительных голосов по каждому списку;
- общее количество голосов, отданных за кандидатов, а также количество дополнительных голосов по отдельным спискам;
- общее число поданных за определённую партию голосов при соединении избирательных списков;
- число воздержавшихся голосов.
Распределение депутатских мест в Национальном совете определяется в соответствии со ст. 40, 41 Федерального закона и происходит следующим образом. Сначала определяется избирательный метр - число поданных и признанных действительными голосов, необходимых для замещения одного мандата, которое делится на число мандатов от данного округа плюс 1 [5, с. 481]. Данный способ позволяет учесть и использовать при распределении мандатов между партиями большее число отданных за них голосов, таким образом лишь небольшой остаток голосов избирателей не будет использован. Данная система названа в честь Эдуарда Гогенбах-Бишо-фа, швейцарского математика, рассчитавшего и предложившего данную формулу для определения квоты голосов на один мандат.
Система Гогенбах-Бишофа является разновидностью метода Д'Ондта, следовательно, благоприятствует больше крупным политическим партиям. Однако, в отличие от системы
* Подробнее о Единой сельскохозяйственной политике Европейского Союза см. http://dic.a ademic.ru/
■ Право
Д'Ондта, формула, рассчитанная профессором Гогенбах-Бишофом, позволяет уменьшить количество неиспользованных голосов и набрать большее количество мест политической партией. Также Эдуардом Гогенбах-Бишофом было предложено использовать механизм соединения избирательных списков, который нашёл закрепление в законодательстве Швейцарской Конфедерации и позволяет партиям использовать остаточные голоса своих избирателей, с тем чтобы оказать влияние на результат выборов и распределение мест.
Несмотря на это, швейцарских учёные по-разному оценивают метод Гогенбах-Бишофа. В решении Федерального суда Швейцарии № 131/74 от 27 октября 2004 г. по вопросу о распределении мест в Большом совете кантона Ааргау система Гогенбах-Бишофа была подвергнута жёсткой критике. Федеральный суд Швейцарии предложил усовершенствовать систему, чтобы минимизировать остаток неиспользованных голосов и позволить всем округам кантона быть представленным в Большом совете.
В случае если при распределении мест по формуле Гогенбах-Бишофа некоторые мандаты остаются вакантными, то число полученных по каждому избирательному списку голосов делят на уже полученное число мандатов плюс один [4, ст.41]. Таким образом, оставшееся вакантное место занимает тот избирательный список, который получил при данном делении наибольшую квоту голосов. В случае, если квота получается равной, мандат получает тот избирательный список, у которого сверх квоты наибольший остаток голосов. Если сверх квоты остаток голосов одинаков, мандат получает тот избирательный список, политическую партию которого поддержало наибольшее число избирателей. Если и при этом избирательные списки равны, мандат отдаётся тому списку, в котором включённый в него кандидат набрал наибольшее число голосов. Пунктом f ст. 41 Федерального закона установлено, что в противном случае присвоение мандата решается путём бросания жребия, порядок проведения которого определяет правительство соответствующего кантона.
После того как было установлено количество мандатов, которые получили избирательные списки, наступает этап определения кандидатур, которые станут депутатами Национального совета от каждого кантона на новый срок. Для этого подсчитывается количество голосов, которые получил каждый кандидат в избирательном списке. В рамках каждого избирательного списка, который получил определённое число мандатов, побеждает тот кандидат, за которого отдали голоса наибольшее число избирателей [4, ст.43]. В случае если в рамках одного избирательного списка несколько кандидатов получило равное количество голосов, то вопрос об избрании того или иного кандидата в депутаты решается путём бросания жребия. Заместителями же становятся те кандидаты, которые получили в последо-
вательности наибольшее число голосов после выигравшего кандидата в депутаты.
Распределение мандатов при наличии соединённых избирательных списков регулируется ст. 42 Федерального закона. Одним из преимуществ связанных избирательных списков является то, что при наличии остатка неучтённых голосов эти голоса обращаются в пользу тех политических партий, чьи избирательные списки связаны. При соединении нескольких избирательных списков их голоса складываются вместе, что позволяет набрать дополнительный мандат путём сложения неиспользованных голосов от каждой партии. Таким образом, голоса, отданные избирателями одной партии, могут помочь другой партии получить дополнительный мандат.
Ст. 46 Федерального закона посвящена выборам без составления избирательного списка, когда ни одной из политических партий не был заявлен избирательный список кандидатов для выборов в Национальный совет. Тогда избиратели могут отдать свой голос за любого зарегистрированного независимого кандидата в депутаты. Избранным будет считаться тот кандидат, который получил большее количество голосов.
Если во время действия легислатуры Национального совета освобождается мандат, он переходит заместителю депутата, набравшего во время выборов большее количество голосов после победителя. В случае если отсутствует заместитель, то назначаются дополнительные выборы, порядок проведения которых содержится в ст. 56 Федерального закона. Право предложения кандидатур на замещение освободившегося мандата имеют те лица, которые подписали избирательный список, по которому победил депутат, для замещения которого проводятся дополнительные выборы. Предложение на избрание нового кандидата должно быть одобрено 3/5 от общего количества подписавших избирательный список или 3/5 руководства политической партии в кантоне. В описанном выше случае кандидат считается избранным без проведения голосования в порядке, предусмотренном статьёй о «тихих» выборах [4, ст.45], о чём кантональное правительство делает соответствующее заявление.
В случае если назначить кандидата на освободившееся место в Национальном совете невозможно, то проводятся выборы. Если дополнительные выборы проводятся для замещения на должность одного депутата, то они проводятся по мажоритарной системе относительного большинства. В избирательных округах, где избирается только один депутат в Национальный совет, победившим на выборах считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей [4, ст.47]. Если несколько кандидатов получили одинаковое число голосов, то жребий определяет победителя. К таким кантонам, где действует мажоритарная система относительного большинства,
относятся Ури, Обвальден, Нидвальден, Гларус, Аппенцель-Ауссерроден и Аппенцель-Иннер-роден.
Законодательство Швейцарской Конфедерации предусматривает возможность проведения так называемых «тихих» выборов. В случае когда общее число кандидатов от всех избирательных списков, соединённых избирательных списков и независимых кандидатов не превышает количество мандатов, отведённых соответствующему избирательному округу, то кантональное правительство объявляет всех кандидатов избранными. Возможность проведения «тихих» выборов пока только предусмотрена в законодательствах кантонов Обвальден и Нидвальден.
Результаты проведённых выборов должны быть официально опубликованы в кантональной газете не позднее восьми дней со дня голосования, при этом в газете должно быть указано право избирателей на подачу жалобы для оспаривания результатов выборов [4, ст.52].
После определения результатов голосования кантональное правительство незамедлительно информирует Федеральный совет об итогах выборах с представлением фамилий кандидатов, победивших на выборах. Федеральный совет подготавливает Национальному совету подробный отчёт о проведённых выборах. Результаты очередных выборов, дополнительных выборов и довыборов публикуются в печатной и интернет-версии Федерального бюллетеня. После опубликования результаты выборов становятся официальными. Результаты проведённых 23 октября 2011 г. выборов в 49-ю легислатуру Национального совета были опубликованы в Федеральном бюллетене № 47 от 22 ноября 2011 г., который содержит отчёт Федерального совета 7577 от 09 ноября 2011 г. о выборах [6].
По истечении срока на обжалование результатов выборов, что составляет три дня,
следующих за днём их официального опубликования в кантональной газете, каждый кантон в лице кантонального избирательного бюро направляет отчёт о проведённых выборах в Федеральную канцелярию. В течение десяти дней по истечении срока на обжалование избирательные протоколы и избирательные бюллетени сдаются в Федеральную канцелярию.
Процедура обжалования результатов выборов содержится в Разделе 6 Федерального закона. Жалоба рассматривается кантональным правительством, которое обязано вынести решение в течение десяти дней со дня поступления жалобы. Согласно п. 4 ст. 100 Федерального закона «О Федеральном суде» от 17 июня 2005 г., решение кантонального правительства может быть обжаловано в Федеральный суд Швейцарии в течение трёх дней, который принимает решение в срок, позволяющий провести Национальному совету первое заседание в новом составе. Первое заседание вновь избранного Национального совета проходит в седьмой понедельник после дня голосования [4, п.1 ст.53]. На данном заседании Национальный совет утверждает простым большинством результаты выборов. Национальный совет считается утверждённым, если, по крайней мере, выборы половины его членов были признаны действительными.
Федеральное статистическое управление подводит итоги голосования. В настоящее время по результатам выборов от 23 октября 2011 г. в 49-ю легислатуру Национального совета Федерального собрания Швейцарской Конфедерации распределение мест между политическими партиями следующее:
Данные предоставлены Федеральным статистическим управлением Швейцарской Конфедерации, которое предоставляет в электронном доступе сводную таблицу результатов выборов в Национальный совет с 1971 г. На сегодняшний
Результаты выборов в 49-ю легислатуру Национального совета (от 23 октября 2011 г.)
Политические партии Швейцарской Конфедерации Общий процент набранных голосов Распределение мест (при общем количестве 200)
Швейцарская народная партия 26,6 % 54
Социал-демократическая партия 18,7 % 46
Радикально-демократическая партия 15,1 % 30
Христианско-демократическая народная партия 12,3 % 28
Зелёная партия 8,4 % 15
Зелёная либеральная партия 5,4 % 12
Консервативная демократическая партия 5,4 % 9
Евангелическая народная партия 2,0 % 2
Лига Тичино 0,8 % 2
Движение граждан Женевы 0,4 % 1
Христианско-социальная партия 0,3 % 1
Остальные политические партии и группировки, не представленные в 49-й легислатуре Национального совета 4,6 % 0
Источник: Statistik Schweiz [7, 8].
■ Право
день в Швейцарской Конфедерации доминируют четыре крупные политические партии, которые разделяют между собой 80% электората уже более века. Это Швейцарская народная партия, Социал-демократическая партия, Радикально-демократическая партия и Христианско-де-мократическая народная партия. Зелёная партия была создана только в 1980-х гг., но тем не менее достаточно быстро завоевала доверие избирателей. В 2008 г., отделившись от Швейцарской народной партии, создало своё подразделение-Консервативная демократическая партия. Зелёная либеральная партия была создана в 2008 г. путём отделения от Зелёной партии.
В Национальном совете представлены также четыре партии меньшинств, которые совместно представляют 3,5% избирателей по всей стране. Это Евангелическая народная партия (христианские правые), Лига Тичино и Движение граждан Женевы (консервативные правые), а также Христианско-социальная партия (левое крыло). Как отмечают специалисты, на выборах в 49-ю легислатуру Национального совета победителями являются две правоцентристских партии: Зелёная либеральная партия и Консервативная демократическая партия. Обе партии сделали значительный прорыв в немецкоязычной части Швейцарии, в то время как во франкоязычной части они не получили такой популярности. У Швейцарской народной партии отмечается резкий спад: на состоявшихся 23 октября 2011 г. выборах партия потеряла семь мест в Национальном совете.
В Швейцарии партийная система децентрализована, поскольку кантональные отделения политических партий обладают значительной автономией. Тем не менее в 20 кантонах, где действует пропорциональная избирательная система, позволяющая более точно увидеть соотношение политических сил во время выборов [1, с.250], политические партии действуют сообща с целью получения дополнительных мест в Национальном совете: политические партии блокируются, объединяются в альянсы посредством соединения избирательных списков [4, ст.31]. Так, на выборах 23 октября 2011 г. Социал-демократическая партия выступила единым
альянсом с Зелёной партией во всех кантонах, кроме кантона Ааргау и Тичино, в результате чего Социал-демократическая партия получила шесть дополнительных мест в Национальном совете, а Зелёная партия - дополнительно четыре. Зелёная либеральная партия в разных кантонах объединялась с отделениями других политических партий: с Христианско-демокра-тической народной партией и Консервативной демократической партией, а также с малочисленными политическими партиями (например, с Федеральным демократическим союзом). По результатам выборов 2011 г. Зелёная либеральная партия получила двенадцать мест в Национальном совете, шесть из которых - именно благодаря соединению избирательных списков.
Таким образом, правильно разработанная стратегия соединения избирательных списков может оказать большее влияние на результаты выборов, чем эффективно проведённая избирательная кампания. Исследования швейцарских специалистов в области сравнительной политологии показывают, что участие в такой коалиции приносит политическим партиям выгоду при одновременном соблюдении следующих факторов:
- во-первых, чем больше политических партий в коалиции, тем большее количество остаточных голосов будет соединено и тем больше дополнительных мест получит коалиция в целом. Представляется, что неиспользованные голоса каждой политической партии равны половине места, а значит, каждые две партии позволяют коалиции получить одно дополнительное место;
- во-вторых, чтобы повысить шансы политической партии на получение дополнительных мест на выборах, в коалицию должны входить одинаковые по влиянию политические партии, поскольку дополнительные места распределяются по нисходящей между участниками коалиции по количеству остаточных голосов каждой партии. Чем крупнее политическая партия, тем больше мест она может ожидать от соединения избирательных списков. В этой связи малочисленным политическим партиям стоит объединяться с такими же малочисленными партиями [3, с.622].
Список литературы
1. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран. М.: Норма: ИНФРАМ, 2012. 1088 с.
2. Чуров В.Е., Лысенко В.И., Головин А.Г. Избирательное законодательство и выборы в современном мире. М.: МедиаПресс, 2009. 528 с.
3. Bochsler D. Who gains from apparentments under D'Hondt? Electoral Studies, 2010. № 29. pp. 617-627.
4. Bundesgesetz über die politischen Rechte vom 17. Dezember 1976. Режим доступа: http://www.admm. ch/opc/de/classified-compilation/19760323/index.html (дата обращения: 24.02.2014).
5. Häfelin U., Haller W., Keller H. Schweizerisches Bundesstaatsrecht. Zürich, Schulthess Verlag, 2012. 782 p.
6. Les autorités fédérales de la Confédération suisse. Режим доступа: http://www.admin.ch/opc/fr/federal-gazette/2011/index_47.html (дата обращения: 24.02.2014).
7. Statistik Schweiz. Режим доступа: http://www.bfs.admin.ch/bfs/portal/fr/index/themen/17/02/blank/key/ national_rat/parteienstaerke.html (дата обращения: 24.02.2014).
8. Statistik Schweiz. Режим доступа: http://www.bfs.admin.ch/bfs/portal/fr/index/themen/17/02/blank/key/ national_rat/mandatsverteilung.html (дата обращения: 24.02.2014).
Об авторе
Тарнавская Магдалена Александровна - аспирант кафедры конституционного права МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]
THE ELECTION SYSTEM OF THE SWISS CONFEDERATION: COUNTING OF VOTES AND
ESTABLISHMENT OF ELECTION RESULTS
M.A. Tarnavskaya
Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia
Abstract: In the following article the author covers the process of counting the votes and the disclosure rules of establishment the election results in the Swiss Confederation. Switzerland along with other EU member states pays special attention to the determination of the election results. According to Art. 149 para. 2 Federal Constitution of the Swiss Confederation the elections to the National Council, which is one of two chambers of the Federal Assembly, are held according to proportional representation system. The Hagenbach-Bischoff system is used for allocating seats in National Council of the Swiss Con federation. However the above mentioned system for determining the quota of votes per each mandate creates ambiguous opinions among Swiss scientists and legal experts, which frequently comes up in discussions whether to modify it or not.
In this article, the author also gives a brief description of the main political parties in Switzerland and statistics of seats allocation in 49 legislature of National Council following the elections of October23,2011. As a result, the author provides the full information on the process of votes counting and establishment of election results in the Swiss Confederation. The material presented in this article is particularly interesting and relevant in terms of improving the electoral legislation in the Russian Federation. The information presented by the author will be useful to all parties interested in electoral law.
Key words: Ballot, elections, voting, election system, Switzerland, polling station, election results, National Council, electoral list.
References
1. Baglai M.V. Konstitutsionnoe pravo zarubezhnykh stran [Constitutional law of foreign countries]. Moscow, Norma: INFRAM Publ., 2012. 1088 p. (In Russian)
2. Churov V.E., Lysenko V.l., Golovin A.G. Izbiratel'noe zakonodatel'stvo i vybory v sovremennom mire [Electoral law and elections in the modern world]. Moscow, MediaPress Publ., 2009. 528 p. (In Russian)
3. Bochsler D. Who gains from apparentments under D'Hondt? Electoral Studies, 2010, no. 29, pp. 617-627.
4. Bundesgesetz über die politischen Rechte vom 17. Dezember 1976 [Federal Act of 17 December 1976 on Political Rights]. Available at: http://www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/19760323/index.html. Accessed February 24, 2014. (In German)
5. Häfelin U., Haller W., Keller H. Schweizerisches Bundesstaatsrecht. Zürich, Schulthess Verlag, 2012. 782 p. (In German)
6. Les autorités fédérales de la Confédération suisse [The Federal Authorities of the Swiss Confederation]. Available at: http://www.admin.ch/opc/fr/federal-gazette/2011/index_47.html. Accessed February 24, 2014. (In French)
7. Statistik Schweiz [Swiss Statistics]. Available at: http://www.bfs.admin.ch/bfs/portal/fr/index/themen/17/02/ blank/key/national_rat/parteienstaerke.html. Accessed February 24, 2014. (In German)
8. Statistik Schweiz [Swiss Statistics]. Available at: http://www.bfs.admin.ch/bfs/portal/fr/index/themen/17/02/ blank/key/national_rat/mandatsverteilung.html. Accessed February 24, 2014. (In German)
About the author
Magdalena A. Tarnavskaya -Research Student of the Department of Constitutional Law of MGIMO-University (Moscow State Institute of International Relations (University) under the Ministry for Foreign Affairs of Russia. E-mail: [email protected]