Научная статья на тему 'Национальные особенности подготовки преподавателей физической культуры к формированию здорового образа жизни студентов в Узбекистане'

Национальные особенности подготовки преподавателей физической культуры к формированию здорового образа жизни студентов в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОНЦЕПЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бледных Нина Викторовна, Бурнес Любовь Анатольевна

В данной статье говорится о проблемах и их решении подготовки преподавателей физической культуры к формированию здорового образа жизни студентов в Узбекистане. Актуальность статьи подтверждается тенденцией к внедрению существенных изменений в систему профессионального педагогического образования, с целью чего была разработана программа модернизации педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальные особенности подготовки преподавателей физической культуры к формированию здорового образа жизни студентов в Узбекистане»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В УЗБЕКИСТАНЕ Бледных Н.В.1, Бурнес Л.А.2

1Бледных Нина Викторовна - старший преподаватель;

2Бурнес Любовь Анатольевна - старший преподаватель, кафедра физвоспитания и спорта, Национальный институт им. Мирзо Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье говорится о проблемах и их решении подготовки преподавателей физической культуры к формированию здорового образа жизни студентов в Узбекистане. Актуальность статьи подтверждается тенденцией к внедрению существенных изменений в систему профессионального педагогического образования, с целью чего была разработана программа модернизации педагогического образования.

Ключевые слова: физическая культура, концепция, здоровый образ жизни, подготовка педагогических кадров, студенты.

Достижение высокого уровня физической культуры и качества жизни населения в Республике Узбекистан является важным условием в рамках практической реализации стратегической задачи -устойчивого развития страны. Одним из основных факторов решения данной задачи в рамках реализации Стратегий действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан будет обеспечение необходимых условий для систематического занятия физической культурой и спортом на протяжении жизни представителям всех слоев населения страны.

Вместе тем, следуя по пути полномасштабного развития сферы физической культуры и массового спорта, важно осознавать, что на текущий момент в стране имеется целый ряд препятствующих этому серьезных недостатков. В частности:

- дефицит специалистов с высшим образованием влечет не только снижение качества, но и сужает спектр предоставляемых услуг в сфере физической культуры и массового спорта;

- низкий потенциал кадрового состава и материально-технического оснащения малокомплектных спортивных учреждений, не позволяющий обеспечивать необходимый уровень качества занятий и тренировок, не хватает спортивных, тренерских и педагогических кадров по некоторым видам спорта, наметилась тенденция к сокращению рядов наиболее квалифицированных кадров, т.е. спортивных, тренерских и педагогических кадров высшей и первой категории, наблюдается снижение и общего профессионального уровня работников;

- качество и структура контингента студентов спортивных факультетов оставляет желать лучшего. Отсутствуют конкретные процедуры и объективные механизмы оценки общей физической подготовки, психо-эмоциональных данных поступающих на предмет выявления наличия у них потенциала для поступления на спортивную специальность и мотивации работать по избранной профессии, способности находить общий язык с детьми и взрослыми, достаточного уровня психологической устойчивости и коммуникабельности;

- отсутствие национальных стандартов для тренеров и работников спортивных учреждений, которые бы содержали четкое и конкретное описание критериев и требований к тому, что они должны знать и уметь делать, препятствует росту их потенциала, в результате чего существующая процедура отбора и назначения руководителей спортивных учреждений является неэффективной [1].

Перечисленные выше и годами копившиеся в данной сфере другие проблемы, инертность мышления и безынициативность отдельных руководителей являются сдерживающими факторами на пути дальнейшего совершенствования системы физической культуры и массового спорта республики в соответствии с современными требованиями.

В этой связи особое значение приобретает формирование новой Концепции развития физической культуры и массового спорта в Республике Узбекистан на период 2019 - 2023 годов, предусматривающей следующие основные направления:

1. Усовершенствование процесса отбора студентов в Узбекский государственный университет физической культуры и спорта для выявления мотивированных к работе по тренерской профессии абитуриентов, обладающих определенными навыками и качествами.

2. Обновление учебных программ по направлениям физической культуры и спорта в высших образовательных учреждениях и центрах повышения квалификации, увеличение доли практических компонентов, введение в практику проведение на регулярной основе занятий под руководством наиболее опытных тренеров, демонстрирующих высокие результаты.

3. Содействие в организации на системной основе привлечения повсеместно в республике в учебно-тренировочный процесс ведущих мировых специалистов [2].

За годы независимости в нашей республике на уровне современных требований созданы все необходимые условия населению, особенно молодому поколению, для регулярных занятий физической культурой и массовым спортом, осуществлена широкомасштабная работа по укреплению у молодежи, посредством спортивных соревнований, системной организации мер по отбору и целевой подготовке талантливых спортсменов из числа молодых людей. В стране сформирована целостная трехступенчатая система спортивных состязаний "Умид нихоллари", "Баркамол авлод" и Универсиада, которые становятся все более популярными среди учащейся и студенческой молодежи и уже успели стать настоящей школой закалки и спортивного мастерства, стартовой площадкой в большой жизненный путь для наших юношей и девушек. Самое главное, эти соревнования стали инструментом массового привлечения нашей молодежи в спорт, приобщения ее к здоровому образу жизни.

Вместе с тем сегодня вопросы охвата всех слоев населения физической культурой и массовым спортом, широкой пропаганды во всех регионах нашей страны значимости физической культуры и массового спорта в жизни человека и семьи, как основного условия физического, духовного здоровья и совершенства, создания молодежи необходимых условий для реализации своих способностей и талантов, совершенствования системы отбора и целевой подготовки одаренных спортсменов из их числа, ожидают своего системного решения. Не отвечает современным требованиям материально-техническая база ряда спортивных учреждений, низким остается уровень эффективного использования их спортивных сооружений.

Физическое воспитание является одной из ведущих составляющих в профессиональной подготовке будущих педагогов. Задачи физического воспитания будущих специалистов решаются в первую очередь на уроках физкультуры, а также в разнообразных формах внеучебной деятельности (спортивные соревнования, праздники, факультативы, секции и т.п.).

Подготовка педагогических кадров в современных изменяющихся социально-экономических и социально-культурных условиях становится государственной задачей. Актуальность статьи подтверждается тенденцией к внедрению существенных изменений в систему профессионального педагогического образования, с целью чего была разработана программа модернизации педагогического образования. Решение поставленных задач последовательно достигается введением разработанных программ нового поколения для системы педагогического образования, основанных на компетентностном подходе к подготовке будущих педагогов.

Учебные занятия по физической культуре, а также внеучебную (внеклассную) воспитательную работу по физическому воспитанию целесообразно использовать для достижения требований программ нового поколения.

Безусловно, большей частью задачи формирования физической культуры личности, физического воспитания решаются на учебных занятиях по физкультуре. Вместе с тем, мы считаем, и практика подтверждает наше мнение, что большой потенциал в этом смысле имеет воспитательная работа как на занятиях по физической культуре, так и во внеаудиторных формах работы, в объединениях дополнительного образования по формированию здорового образа жизни, здоровьесбережению.

Особое место здесь занимает работа со студентами, составляющими специальную медицинскую группу. Эти студенты вовлекаются в работу не менее активно, чем те, кто занимается физкультурой по основной программе. Так, те, кто не участвует в соревнованиях по состоянию здоровья, могут принять участие в организационных и творческих видах деятельности.

Реализация мероприятий, предусмотренных в рамках постановления и Программы, будет способствовать еще большему усилению роли физической культуры и массового спорта в жизни нашего общества, формированию здорового образа жизни среди всех слоев населения, привитию молодежи любви к массовому спорту и здоровому образу жизни посредством создания ей всех необходимых условий для реализации собственного спортивного таланта и способностей, а также позволит расширить ряды известных спортсменов, высоко поднимающих знамя нашей Родины на международных престижных аренах.

Список литературы

1. Концепция развития физической культуры и массового спорта в Республике Узбекистан на период

2019 - 2023 годов (Приложение № 1 к Постановлению КМ РУз от 13.02.2019 г. № 118).

2. Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года

(Приложение № 1 к Указу Президента РУз от 29.04.2019 г. № УП-5712).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.