Научная статья на тему 'Исторический обзор становления и развития профессионального физкультурного образования в Якутии'

Исторический обзор становления и развития профессионального физкультурного образования в Якутии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / HISTORY / PHYSICAL EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / STAGES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олесов Николай Петрович

В статье раскрывается история становления и развития профессионального физкультурного образования в Республике Саха (Якутия). На основе изучения исторических данных выделены этапы развития физкультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL REVIEW OF FORMATION AND DEVELOPMENT PROFESSIONAL PHYSICAL EDUCATION IN YAKUTIA

The article reveals the history of the formation and development of professional physical education education in the Republic of Sakha (Yakutia). Based on the study of historical data, the stages of development of physical education are highlighted.

Текст научной работы на тему «Исторический обзор становления и развития профессионального физкультурного образования в Якутии»

творческой личности будущего специалиста, способного успешно применять лингвистические знания в профессиональной деятельности, что и является одним из актуальных и перспективных направлений развития профессионального образования» [61.

Е.В. Рощиной при изучении методических аспектов языковой подготовки будущих специалистов в неязыковом вузе обосновала роль иностранного языка как средства профессиональной и социальной ориентации студентов, подчеркивая его богатый потенциал формирующих воздействий. Реализация указанного потенциала, по мнению исследовательницы предусматривает обеспечения ряда педагогических условий, среди которых:

- определенная формулировка целей иноязычной коммуникативной деятельности;

- социальная и профессиональная направленность речевой деятельности студентов;

- удовлетворенность студентов в вопросах решения частных задач;

- формирование у студентов умения творчески подходить к решению профессионально значимых образовательных задач;

- благоприятный психологический климат в студенческом коллективе [81.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что в процессе реализации профессиональной подготовки будущих специалистов туристической сферы в высшей школе важным содержательным компонентом является реализация языковой подготовки. Обоснование принятия компетентностного и профессионально-ориентированного походов в качестве ведущих концептуальных основ реализации профессионального образования на современном этапе его развития актуализирует потребность осуществления профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки. Целью реализации данного направления профессиональной подготовки будущих специалистов туристической сферы является достижение их готовности к реализации иноязычного профессионального общения на основе сформированности компонентов иноязычной компетентности студентов.

Процесс реализации профессиональной иноязычной практико-ориентированной подготовки будущих выпускников образовательного направления «Туризм» требует разработки специальной модели, структура, цель, задачи и условия внедрения которой в образовательный процесс раскрыты в рамках данной статьи.

Литература:

1. Алилуйко Е.А. Формирование коммуникативной компетентности менеджеров туризма в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.08 / Е. А. Алилуйко. - Москва, 2000 - 25 с.

2. Бакурова Е.Н. Формирование профессиональной языковой компетентности специалистов сферы туризма средствами иностранного языка // Научные известия. - 2016. - № 1. - С. 101-105.

3. Ефремцева Т.Н. Проектирование содержания обучения иностранному языку в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.08 / Т. Н. Ефремцева. - Москва, 2000. - 28 с.

4. Жданова Е.Ю. Языковая компетентность как основа самостоятельной научно-исследовательской работы студентов // Вектор науки ТГУ. - 2015. - № 2.

5. Калиновская Т.С. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/teore-ticheskie-osnovy-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-spetsialistov-industrii-turizma-v-uchre-zhdemi-srednego.

6. Конистерова Е.А., Улитина К.А., Калинина Е.В. Практико-ориентированный метод обучения иностранным языкам как средство совершенствования языкового образовательного пространства неязыкового вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 3. - С. 230-237. -URL: http: //e-koncept. ru/2017/770270.htm.

7. Покушалова Л.В., Серебрякова Л.Т. Обучение профессионально ориентированному языку в техническом вузе // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 305-307. - URL https://moluch.ru/archive/40/4759/ (дата обращения: 09.02.2019).

8. Рощина Е.В. Функции иностранного языка как учебного предмета в системе обучения в университете // Иностранные языки на неспециальных факультетах: межвуз. сб. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. 39 с.

Педагогика

УДК: 377:796(091)

кандидат педагогических наук, доцент Олесов Николай Петрович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТИИ

Аннотация. В статье раскрывается история становления и развития профессионального физкультурного образования в Республике Саха (Якутия). На основе изучения исторических данных выделены этапы развития физкультурного образования.

Ключевые слова: история, физкультурное образование, физическое воспитание, учебные заведения, этапы развития.

Annotation. The article reveals the history of the formation and development of professional physical education education in the Republic of Sakha (Yakutia). Based on the study of historical data, the stages of development of physical education are highlighted.

Keywords: history, physical education, physical education, educational institutions, stages of development.

Введение. Для эффективной организации и реализации любой профессиональной деятельности необходимо изучение истории, этапов становления и специфику выбранной области. Только при грамотном анализе возможно выстроить систему развития профессиональной подготовки.

Рассмотрение теории и практики современного образования в историко-педагогическом контексте способствует, по мнению Г.Б. Корнетова, во-первых, получению знаний о предпосылках, условиях, факторах, движущих силах и тенденциях развития теории и практики современного образования, о взаимосвязи их прошлых, настоящих и будущих форм. Во-вторых уточнению и обогащению знаний о сущности, возможностях и традициях образования, о различных путях и средствах его осуществления, о степени и условиях их эффективности, о способах их оптимизации, о различных трактовках природы педагогического знания, о способах постановки и решения проблем воспитания и обучения новых поколений в различные исторические эпохи у разных народов. В-третьих - выработке системы педагогических ценностей, способности сознательно ориентироваться в многообразных подходах к постановке целей и организации образования, идентифицировать их с конкретными педагогическими традициями, соотносить с различными представлениями о природе человека, общества, познания с нравственными императивами и эстетическими идеалами, религиозными учениями, политическими доктринами и научными концепциями [1].

Формулировка цели статьи. Выявление этапов развития и становления физкульного образования в Якутии на основе обзора архивных и научных источников.

Изложение основного материала статьи. С открытием Якутского государственного педагогического института в 1934 г. наравне с общеобразовательными предметами обязательными были включены занятия по физическому воспитанию.

Однако на первых порах не нашли специалиста по этому предмету. Только в апреле 1935 года первым преподавателем был принят инструктор Якутского совета физической культуры Е.К. Суровецкий. Он начал работать с 10 апреля 1935 года. Главной задачей тогда было приобщить к занятиям физической культурой и спортом. Учебной частью на физкультуру отводилось два часа в неделю. В программе основным материалом были нормативы комплекса ГТО СССР, введенные в 1931 году. В условиях зала занимались гимнастикой, акробатикой, делали пирамиды.

В октябре 1935 года по совместительству преподавателем физкультуры был принят Я.М. Аржаков. Он первый выпускник с высшим физкультурным образованием, окончил в 1932 году институт физической культуры в г. Москве. Я.М. Аржаков начал свою работу с создания материальной базы.

В 1937 году в пединститут был принят выпускник ГЦОЛИФКа (Государственного Центрального ордена Ленина института физической культуры) Н.С. Маслов. При нем начали работать спортивные секции по волейболу и лыжному спорту. Н.С. Маслов работал в самое трудное время с 1937 по 1945 годы, т.е. в годы Великой Отечественной войны, которая в корне изменила программу по физическому воспитанию. Вся работа была направлена на подготовку резерва Красной Армии. По стране и в республике был объявлен Всевобуч - всеобщее военное обучение. В связи с этим в физкультурной работе первостепенное значение приобрела массовая военно-физическая подготовка. Преподаватели физкультуры и военного дела готовили из числа студентов и спортсменов инструкторов по лыжам и рукопашному бою. Студенты изучали на занятиях 20-часовую программу бойца-лыжника и сдавали зачеты по лыжному кроссу.

В послевоенные 1945-1948 годы работала преподавателем физического воспитания Т.Л. Синявина, выпускница Московского техникума физической культуры. В 1947 году после окончания ГЦОЛИФК была принята на работу Л.С. Ларионова. Одновременно преподавательский состав пополнился еще тремя преподавателями: В.М. Алантьевым - тренером по легкой атлетике, Э.С. Станкевич - тренером по лыжным гонкам, Н.Г. Бабашкиным, оба с высшим физкультурным образованием.

20 апреля 1949 года Л.С. Ларионова приказом по главному управлению вузами РСФСР была утверждена в качестве заведующей кафедрой. С приходом Л.С. Ларионовой в корне изменилась организация учебной и спортивной работы. Директор института В.С. Рыбников придавал большое значение физическому воспитанию студентов. Состав кафедры из года в год пополнялся новыми специалистами с высшим физкультурным образованием. В 1952 году прибыли после окончания ГЦОЛИФК Г.А. Гусев и И.А. Гусева, в 1953 году С.Н. Эверстов, В.Н. Степанов.

К открытию университета 1 октября 1956 года на кафедре работали 7 преподавателей. Каждый имел по 28-30 часов в неделю. Работали секции по 10 видам спорта - легкой атлетике, лыжным гонкам, спортивной гимнастике, волейболу, баскетболу, боксу, вольной борьбе, шахматам, настольному теннису, национальным видам спорта, значительные изменения произошли и в учебной работе. Учебная работа проводилась по трем направлениям:

1) Практические учебные занятия, лекции;

2) Спортивно-массовая работа - организация соревнования по отдельным видам спорта, участие сборных команд в соревнованиях городского и республиканского масштаба;

3) Оздоровительная работа - организация групп здоровья для студентов и профессорско-преподавательского состава, лыжные, пешие походы, организация клуба любителей бега, групп ОФП и т.д.

Учебные занятия проводились по факультетам 4 часа в неделю (два часа обязательных, два факультативных). Впервые студенты стали проходить углубленный медицинский осмотр и распределяться на учебные группы (основная, подготовительная, специальная).

В 60-е годы кафедра физического воспитания стала пополняться выпускниками Омского института физической культуры. Молодые тренеры стали готовить мастеров спорта по вольной борьбе, лыжным гонкам, тяжелой атлетике, боксу, национальным видам спорта. Спортсмены университета в этот период занимали ведущее место по многим видам спорта и в республике. Лучшие из лучших принимали участие в зональных, российских, всесоюзных, международных соревнованиях.

В 1974 году по конкурсу заведующим кафедрой был избран Л.Н. Кычкин. К этому времени кафедра состояла из 21 преподавателя. Он заведовал кафедрой до 1995 года. Новый заведующий заметно изменил и дополнил рядом новшеств учебную, методическую, воспитательную, спортивную, оздоровительную работы.

Одним из главных направлений было расширение и укрепление материальной, спортивной базы. Методом народной стройки был построен трехзальный спортивный комплекс, где проводились занятия учебных групп, секции вольной борьбы, тяжелой атлетики [3].

В 1949-1950 гг. после проверки состояния преподавания уроков физкультуры в школах республики, Министерство просвещения ЯАССР обращается к заместителю министра РСФСР тов. Языкову о ходе комплектования школ ЯАССР кадрами, на основании чего выходит постановление Совета Министров ЯАССР от 16 мая 1950 г. За №427 «О состоянии и мерах улучшения работы по физкультуре и спорту в ЯАССР» с разрешением об открытии специального отделения по подготовке преподавателей физического

воспитания, с контингентом 30 человек, при Якутском педагогическом училище, начиная с 1950-1951 уч. года. Выбор Якутского педагогического училища для подготовки преподавателей физкультуры был неслучайным и обоснованным. В педагогическом училище преподаватели и учащиеся занимались спортом, были участниками всех городских и республиканских соревнований и первых спартакиад в Якутии. В училище работали опытные преподаватели. Училище имело соответствующую материальную базу.

Таким образом, в августе 1952 г. при Якутском педагогическом училище было открыто отделение по подготовке специалистов физической культуры. Основной задачей вновь открывшегося физкультурного отделения была подготовка учителей физической культуры широкого профиля. Организаторами данного отделения были директор педагогического училища Потапов К.Д. и Синявина Т.Л., заведующая физкультурным отделением. У истоков нового и востребованного отделения стоял человек, энтузиаст массового спортивного движения в Якутии и большой специалист своего дела - Синявина Татьяна Леонидовна.Первыми преподавателями физкультурного отделения были Кочнев В.П., Габышев Е.Ф., Сыромятников Г.Г., Игнатьев И.Г., Смирнов Н.П., Бек Е.В., Почивалина Л.С. и другие.

Через четыре года, в 1956 году, физкультурное отделение ЯПУ окончили 13 человек. Коллектив педагогов, несмотря на трудности из-за слабой материальной базы, подготовил первых в республике специалистов физической культуры.

В дальнейшем среди молодежи привлекательной профессией стал учитель физкультуры, которых готовило вновь созданное отделение физического воспитания. Все больше и больше учащихся втягивались в физкультурно-массовую работу. Владея почти всеми массовыми видами спорта, Т.Л. Синявина организовывала кружки, секции, соревнования.

Вилюйский педагогический колледж имени Н.Г Чернышевского, старейшее профессиональное учебное заведение Республики Саха (Якутия), было основано в 1922 году по постановлению коллегии Якутского наркомпроса как школа I ступени с педагогическим уклоном, затем реорганизована в педагогический техникум, позже в педагогическое училище. В январе 1929 года Постановлением Президиума ЦИК ЯАССР присвоено имя Николая Гавриловича Чернышевского. В 2001 году Указом Президента РС(Я) № 1357 от 28 февраля 2001 года училище преобразовано в колледж.

В Вилюйском педагогическом училище по инициативе директора училища Иванова Михаила Спиридоновича и Министерства образования ЯАССР в 1968 году было открыто физкультурное отделение. В 1971 году отделение выпустило 27 молодых специалистов - учителей физической культуры.

В 2000 году при Вилюйском педагогическом колледже вновь открылось физкультурное отделение при активном содействии директора Томского М.С. и руководителя физического воспитания Абрамовой М.И. по специальности 0307 «Физическая культура» с квалификацией «Учитель физической культуры с дополнительной подготовкой». Заведующим физкультурным отделением назначен Иванов В.И., преподаватель высшей категории.

В 1994 году по инициативе Гуляева М.Д., в то время директора Чурапчинской средней спортивной школы-интерната имени Д.П. Коркина, открывается филиал физкультурного отделения Якутского педагогического училища №1. Учебный процесс был организован в форме интенсивного обучения на базе Якутского педагогического училища №1 и вахтовым методом. Всего было сделано 4 выпуска. Около ста выпускников филиала получили диплом учителя физической культуры. В связи с открытием Чурапчинского института физической культуры и спорта филиал был закрыт в 1999 г. [1].

В конце 70-х годов XX века, в связи с острой нехваткой в республике специалистов по физической культуре перед правительством встал вопрос об открытии при педагогическом институте отделения физического воспитания. В 1982 году при педагогическом факультете Якутского государственного университета было открыто отделение физического воспитания, готовящее учителей физической культуры. Первым заведующим был назначен Н.К. Ша-маев. После вступительных экзаменов приказом ректора за №112-УЧ от 25 августа 1982 г. 52 студента зачислены в отделение физического воспитания. Позже было открыто отделение начальной военной подготовки, выпускающее специалистов физического воспитания и военного дела.

В 1992 году на основании Распоряжения №723-Р Правительства Российской Федерации от 14 апреля, приказа №116 Комитета высшей школы, науки и технической политики РС(Я) от 24 апреля 1992 года и Постановления №16 по Якутскому государственному университету имени М.К. Аммосова от 27.05.1992 г. в филиале Якутского государственного университета в г. Нерюнгри были открыты кафедры спортивных дисциплин и теоретических основ физического воспитания, готовящие специалистов с высшим физкультурным образованием с приемом 25 студентов. Это отделение в 1995 году было закрыто.

Следующим этапом развития высшего физкультурного образования стал 1996 год. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 23.08.1995 г. №1140 «О педагогическом институте Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова» приказа государственного комитета высшей школы, науки и технической политики РС(Я) №64 от 04.06.1996 г. и Постановления Ученого совета ЯГУ №7 от 27.03.1996 года педагогический факультет был преобразован в педагогический институт, при институте открыт факультет физического воспитания и спорта. Деканом факультета избран вновь Н.К. Шамаев. В состав факультета включены четыре кафедры: медико-биологических основ физического воспитания, спортивно-педагогических дисциплин, теоретических основ физического воспитания и гимнастики, а также кафедра физического воспитания.

3 февраля 1999 г. издан указ №672 первого Президента Республики Саха (Якутия) об открытии Института физической культуры и спорта Якутского государственного университета. Приказом по Якутскому государственному университету имени М.К. Аммосова от 24 ноября 1999 г. №316-ОД факультет физического воспитания и спорта был преобразован в Институт физической культуры и спорта со следующими кафедрами: спортивных единоборств, теоретических основ физического воспитания и гимнастики, спортивно-педагогических дисциплин, медико-биологических основ физического воспитания, физического воспитания.

По решению Совета Министров ЯАССР, приказом Госкомспорта РСФСР от 16 июня 1989г. за №319 было открыто Якутское республиканское училище олимпийского резерва по двум видам спорта - вольной борьбе и боксу. Директором училища Олимпийского резерва в январе 1990 г. был назначен выпускник Омского государственного института физической культуры А.М. Братищев. Опытные профессионалы своего дела, они в кратчайший срок сумели сформировать и сплотить учительский и тренерский коллектив.

С вводом здания УОР смогли быстро и качественно поднять уровень учебно-воспитательного процесса, что позволило училищу в дальнейшем войти в сеть Президентских школ республики. С 1991 года приняли первых студентов на I курс училища.

В 2000-2001 учебном году директором училища работал заслуженный работник народного хозяйства РС(Я) Ю.В. Иванов.

С 2001 по 2005 г. директором работал А.А. Тыасытов, мастер спорта СССР по боксу, заслуженный тренер ЯАССР, заслуженный работник физической культуры и спорта РС(Я).

В 2005 году директором училища назначен Филиппов А.А. С приходом молодого директора в училище открылись новые возможности в достижении больших спортивных результатов на всероссийских и международных соревнованиях. Открылись постепенно по годам 11 новых видов спорта, увеличилось количество учащихся, появился свой летний спортивный лагерь. Училище олимпийского резерва им. Р.М. Дмитриева аккредитовано, имеет государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам основного и среднего общего образования, среднего профессионального образования. Выпускники училища получают аттестат об основном общем и среднем общем образовании, диплом государственного образца среднего профессионального образования.

Воспитанники училища в настоящее время успешно трудятся в разных улусах и городах республики в сфере развития физической культуры и спорта.

В целях подготовки высококвалифицированных кадров, повышения эффективности работы кадровых служб республиканских и территориальных органов исполнительной власти, в апреле 1993 года была принята «Концепция государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия)», в которой были определены приоритетные направления кадрового обеспечения реформ, основные условия и механизм реализации концепции, ее финансово-правовое и социально-информационное обеспечение. Правительство Республики Саха (Якутия) и Министерство науки и профессионального образования как орган, курирующий вопросы высшего образования, в деятельности в области образования исходили из того, что подготовка научных кадров и специалистов с высшим профессиональным образованием является одним из важнейших элементов стратегии геополитики республики.

Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта открыт по указу Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева №672 от 3 февраля 1999 года.

25 июня 1999 года вышло Постановление №351 Правительства Республики Саха (Якутия) об открытии с 1 июля 1999 года Чурапчинского института физической культуры и спорта и о введении в ее состав Чурапчин-ской республиканской спортивной школы-интернат имени Д.П. Коркина.

Авторами идеи создания и основателями института являются первый ректор института, заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), доктор педагогических наук М.Д. Гуляев, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник науки РС(Я), почетный работник высшего образования РФ А.П. Оконешникова, заслуженный учитель РФ, отличник просвещения РФ Л.Т. Егорова и др.

Институт имеет базовые школы (спортивные лицеи. ДЮСШ) в нескольких улусах республики. Тесное сотрудничество с данными спортивными школами повышает качество отбора абитуриентов, а значит и качество подготовки специалистов [3].

На основе изучения архивных материалов и трудов отечественных исследователей можно выделить следующие этапы становления и развития профессионального физкультурного образования в Якутии:

1 этап - открытие первого среднего профессионального образования в Якутском педагогическом училище.

2 этап - первый набор студентов в физкультурное отделение педагогического института Якутского государственного университета.

3 этап - открытие физкультурных институтов. Институт физической культуры и спорта в г.Якутске и Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта в с.Чурапча.

За период становления и развития профессионального физкультурного образования в Якутии происходили ряд изменений и реформирований в структуре и статусе образовательных учреждений. В настоящее время в Республике Саха (Якутия) профессиональное образование в области физической культуры и спорта реализуют два высших и четыре средних профессиональных учебных заведения. С 2013 года в связи с востребованностью физкультурного образования при высших учебных заведениях производятся наборы слушателей на курсы профессиональной переподготовки специалистов имеющих нефизкультурное профессиональное образование. Мониторинг трудоустройства выпускников подтверждает актуальность данных курсов.

Выводы. В Якутии можно выделить три этапа становления и развития профессионального физкультурного образования которые реализовывали потребности общества в физкультурных кадрах. Тем самым поддерживали здоровый образ жизни, повышали культуру населения, спортивный престиж республики на российских и международных соревнованиях.

Литература

1. Астафьева Е.Н. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования. // Academia. Педагогический журнал подмосковья. - 2016. - № 4. - С. 56-58.

2. Учительству я сердце отдаю...: к 100-летию Якутского педагогического колледжа им. С.Ф Гоголева. Авт.-сост.: К.И. Копылова, В.В. Габышева, Н.Е. Баишева и др.; отв.ред. К.И. Копылова. Якутск, 2014.

3. 70 лет высшему образованию в Якутии. Ответств. ред. И.С. Сивцев, Якутск 2004. С. 93-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.