Научная статья на тему 'К вопросу регионализации процесса физического воспитания в системе общеобразовательной школы'

К вопросу регионализации процесса физического воспитания в системе общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / CONTENTS OF THE EDUCATIONAL PROGRAM / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT / PREPARING THE SPECIALIST SPHERE OF THE PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / NATIONAL SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Светлана Степановна

Региональная направленность вузовского физкультурного образования реализуется через введение в содержание обучения краеведческого материала, характеризующего достижения коренных народов в сфере физического развития молодежи и оздоровления, традиционной культуры и природопользования. Ориентация на данную тенденцию требует разработок элективных курсов и факультативов по национальным видам спорта и народным играм в условиях регионального педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Toward the problem of regionalization of the physical education process in elementary school

Regional directivity high athletic school formation is realized through introduction to education contents of the local lore material, characterizing achievements scolded folk in sphere of the physical development youth and recovery, ancient cultures and rational use natural resource. Orientation on given trend requires of searching for in condition of the regional pedagogical high school.

Текст научной работы на тему «К вопросу регионализации процесса физического воспитания в системе общеобразовательной школы»

К ВОПРОСУ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

С.С. ВИНОКУРОВА,

Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта

Аннотация

Региональная направленность вузовского физкультурного образования реализуется через введение в содержание обучения краеведческого материала, характеризующего достижения коренных народов в сфере физического развития молодежи и оздоровления, традиционной культуры и природопользования. Ориентация на данную тенденцию требует разработок элективных курсов и факультативов по национальным видам спорта и народным играм в условиях регионального

педагогического вуза.

Ключевые слова: содержание образовательной программы, национально-региональный компонент, подготовка специалиста в сфере физической культуры и спорта, национальные виды спорта.

Abstract

Regional directivity high athletic school formation is realized through introduction to education contents of the local lore material, characterizing achievements scolded folk in sphere of the physical development youth and recovery, ancient cultures and rational use natural resource. Orientation on given trend requires of searching for in condition of the regional pedagogical high school.

Key words: contents of the educational program, national-regional component, preparing the specialist sphere of the physical education and sport, national sports.

Введение

На общем фоне реформирования системы образования в России, характеризующемся наиболее стремительными темпами, в настоящее время, пожалуй, одной из наиболее острых, трудноразрешимых является проблема реформирования именно общего (неспециального) образования в сфере физической культуры. Подтверждением этому служат общеизвестные факты, свидетельствующие о том, что, несмотря на многочисленные научные исследования, посвященные совершенствованию процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений, до сих пор кардинальных изменений в решении этой проблемы не произошло [1, 2, 3, 4, 7].

Содержание общего среднего образования, формы и методы его реализации должны учитывать среду обитания и базироваться на социально-биологическом опыте физического воспитания населения конкретных регионов такого многонационального государства, как Российская Федерация. Данное положение необходимо рассматривать в качестве одного из принципов, на основе которых должна осуществляться разработка содержания образования по физической культуре [8, 6].

В последнее время идеи физкультурного национально-регионального образования получают свое дальнейшее развитие в исследованиях ученых автономий и регионов России, стран бывших союзных республик [1].

Особую актуальность приобретают вопросы регионализации физического воспитания в сложных клима-тогеографических и социально-экономических условиях Крайнего Севера.

Одним из показателей развития культуры любого народа является его отношение к физической культуре

и спорту, а национальные виды спорта, игры и развлечения были и будут неотъемлемой частью культурных традиций народа. В этом смысле Республика Саха (Якутия) может по праву гордиться своими исконно народными видами спорта, которые отличаются особой самобытностью [5].

Коренные народы Pеспублики Cаха (Якутия): якуты, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи на протяжении веков в борьбе за выживание в экстремальных климатических условиях, тяжелого характера труда создали множество разных по своей сложности, разнообразию и красоте физических упражнений, игр и состязаний. Со временем эти упражнения, игры и состязания перешли в систему физического воспитания подрастающего поколения.

Экспериментальная часть

Анализ довольно широкого спектра научно-теоретической литературы, изучение практической педагогической деятельности учителей физической культуры республики, проведение социологического опроса среди специалистов физического воспитания, учащихся общеобразовательных школ, родителей Республики Саха (Якутия) дает право говорить о всё еще недостаточной разработанности данного вопроса и наличии острой необходимости дальнейшего совершенствования процесса школьного физического воспитания. При 100% поддержке учителями физической культуры идеи о необходимости более широкого использования национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе они признаются, что в ряду факторов, тормозящих полное воплощение данной идеи в практику, является низкая информированность

Массовая физическая культура и оздоровление населения

самих учителей, недостаток научно-методической, учебной литературы по самобытным средствам физического воспитания, где они могли бы найти четкую классификацию народно-национальных средств и методы их применения, где были бы определены их направленное воздействие на развитие или воспитание тех или иных способностей, рекомендации к применению в определенной возрастной группе.

В период с 2005 по 2006 г. нами проведено массовое обследование учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия). Исследованием охвачено 3100 учащихся 7-17 лет из 26 школ 11 улусов (районов) республики. Учащимся проведены двигательные контрольные тесты, позволяющие в комплексе определить уровень общей физической подготовленности (ОФП) детей и подростков. Весь исследованный контингент учащихся относится к коренному населению Республики Саха (Якутия).

Полученные данные тестирования подверглись сопоставительному анализу с показателями учащихся Центральной полосы России.

В результате анализа мы обнаружили заметное отставание школьников республики в проявлении силовых, скоростных и скоростно-силовых способностей.

Опираясь на вышесказанное, нами предпринята попытка разработки и внедрения в учебный процесс одной из сельских общеобразовательных школ региона (РС (Я), Чурапчинский улус (район), Чурапчинская средняя спортивная школа-интернат) вариативной части программы, основанной на самобытных средствах двигательной активности, направленной на коррекцию отстающих двигательных способностей.

Педагогический эксперимент проводился с учащимися 5-9 классов при 3-часовом проведении уроков физкультуры в неделю. В эксперименте участвовали 5 контрольных и 5 экспериментальных групп. Общий объем уроков физической культуры в учебном году составляет 96 часов. Изучив специфику учебных программ, научно-практический опыт в области планирования учебной деятельности в общеобразовательных школах по предмету «Физическая культура», в нашем случае мы решили выделить на долю вариативной части программы 32 часа, что составляет от общего объема времени 33%.

Содержание национально-регионального компонента составляют самобытные физические упражнения, игры, национальные состязания, развлечения для воспитания

силовых, скоростно-силовых качеств нижних и верхних конечностей, быстроты и силы движений, быстроты двигательной реакции. Средства по степени влияния и преимущественной направленности гармонично распределены по возрастным группам (классам). Кроме этого предусмотрены часы по теоретической подготовке школьников. Разработана классификация самобытных средств физического воспитания коренных народов республики.

Предлагаемые народно-национальные средства физического воспитания могут внедряться и применяться в любой части урочной формы занятий в зависимости от цели и типа задач. Данные средства также могут явиться эффективным содержанием различных внеурочных форм занятий, внеклассных мероприятий, физкультурно-массовых видов деятельности, самостоятельных форм занятий, активного отдыха.

Результаты исследования

В результате педагогического эксперимента нами получены положительные результаты, подтверждающие эффективность внедрения предложенного содержания вариативной части программы. Так, в экспериментальных группах получены достоверно высокие показатели в развитии тех двигательных качеств, которые подверглись целенаправленному воздействию, по сравнению с контрольными группами, содержание вариативной части которых основывалось преимущественно на более углубленном изучении навыков спортивных игр. Кроме того, за период эксперимента значительно возрос уровень информированности учащихся в области самобытного физического воспитания своего народа.

Таким образом, в результате проделанной работы мы можем сделать следующие выводы о том, что более широкое применение национально-регионального компонента в физическом воспитании школьников позволяет:

• значительно разнообразить образовательный процесс;

• приобщить детей к собственной национальной культуре и спортивным традициям предков;

• повысить мотивацию к занятиям физическими упражнениями;

• способствовать популяризации национальных видов двигательной активности;

• положительно воздействовать на гармоничное физическое развитие и физическую подготовленность учащихся.

Литература

1. Гуляев П.Д. Система педагогической коррекции формирования общей физической подготовленности студентов высшего физкультурного учебного заведения в условиях Севера: автореф. дис. ... канд. пед. наук / П.Д. Гуляев. - Йошкар-Ола, 2005. - 24 с.

2. Баранов В.Н., Шустин Б.Н. Тематика диссертационных исследований по физической культуре и спорту в 2011 году // Вестник спортивной науки. - 2012. -№ 2. - С. 3-8.

3. Загузов Н.И. Эволюция научной специальности «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки» в педагогике // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 1. -С. 55.

4. Касымбекова С.И. Научно-методические основы современной системы физического воспитания в школах // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 3. - С. 19.

5. Ким-Кимэн А.Н. Пути развития национальных видов спорта в XXI веке / А.Н. Ким-Кимэн // Физическое воспитание детей и молодежи в Республике Саха (Якутия): проблемы и пути их решения: мат. науч. конф. - Якутск, 1999. - С. 50.

6. Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры / В.П. Лукьяненко: монография. - М., 2005. - 254 с.

7. Моченов В.П. Всемирный саммит по физической культуре / В.П. Моченов// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - № 1. -С. 56.

8. Пасюков П.Н. Направления развития региональной науки в сфере физической культуры и спорта в современных условиях. - Хабаровск, 2003. - С. 22-23.

References

1. Gulyaev P.D. System for pedagogical correction of general physical culture formation in sport institute students under northern conditions: autoref. thesis of candidate of pedagogic sciences. - Ioshkar-Ola, 2005. - 24 p.

2. Baranov V.N., Shustin B.N. Themes of dissertation works on physical culture and sports in 2011 // Vestnik sportivnoi nauki. - 2012. - № 2. - P. 3-8.

3. Zaguzov N.I. Evolution of speciality "Sports and recreation theory, theory of training and adaptive physical culture" in pedagogics // Teoriya i praktika fizicheskoi kultury. - 1997. - № 1. - P. 55.

4. Kasymbekova S.I. Scientific and methodical basics of modern physical education system in schools // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. -2001. - № 3. - P. 19.

5. Kim-Kimen A.N. Trends for development of national sports in XXI century // Fizicheskoe vospitanie detei i molodezhi v respublike Saha (Yakutiya): problemy i puti ih resheniya: materialy nauchnoi konferencii. - Yakutsk,

1999. - P. 50.

6. Lukyanenko V.P. Modern state and reformation concept for general education system in physical culture. - M., 2005. - 254 p.

7. Mochenov V.P. World summit on physical culture // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. -

2000. - № 1. - P. 56.

8. Pasyukov P.N. Development pathways for regional science of physical culture and sports in modern conditions. - Khabarovsk, 2003. - P. 22-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.